Жилье сиротам после 23 лет

Возникают такие ситуации, когда дети, лишившиеся попечения родителей, после окончания школ, техникумов или колледжей даже не подозревают о том, что имеют полноценное право на получение жилья. А когда проходит какое-то время и они обращаются в соответствующие инстанции за жильем, им отказывают из-за несвоевременного обращения, и это не правильно. Если сирота не получил жилье до 23 лет, государство все же обязано предоставить ему квартиру безвозмездно.

Обеспечение жильем

Дети, которые стали сиротами в малолетнем возрасте и находятся на воспитании у попечителей или в специальных учреждениях, должны получать льготы от государства. Это касается и выделения площади для проживания. Но остается одна проблема — не каждый сирота знает, каким образом можно получить жилье. О том, как получить сироте после 23 лет квартиру рассмотрим более подробно.

Чаще всего дети не обращаются за жильем, потому что:

  1. Подопечным детям плохо разъяснялись их права опекунами или ответственными лицами, которые работают в опекунских органах.
  2. Органы, которые отвечают за выполнение закона о выделении площади, не поставили на учет обратившихся к ним детей.
  3. Состояние здоровья у детей сирот на тот момент, когда нужно было становиться на учет.
  4. Установка на учет не состоялась из-за того, что в свое время у ребенка не было на руках всех необходимых документов.

Кроме этого, очень часто детей, находящихся на учете, снимают с него. Эта процедура является незаконной. При выявлении таких случаев детям должны предоставить жилье без очереди.

Важные условия

Главный пункт это отсутствие у ребенка другой квартиры. При этом, у ребенка не должно быть ни своей квартиры, ни по найму.

Если вышеуказанные пункты все же имеются, то подросток должен доказать, почему он не может там жить. Такими обстоятельствами могут быть:

  • Из квартиры не хотят выселяться родители ребенка. Которых суд лишил родительских прав.
  • В квартире живут граждане, которые болеют серьезными хроническими заболеваниями (заразными).
  • Жилье не пригодно для проживания (до под снос, в аварийном состоянии).
  • Квартира не проходит норматив по квадратным метрам.

До скольких лет

В 14 лет детей оставшихся без попечения родителей, а также тех, кто живет в домах для сирот, интернатах, ставят на учет, чтобы те могли рассчитывать на бесплатное государственное жилье. Заинтересованное лицо, его опекун или представитель органа опеки должны обратиться в соответствующие государственные органы, чтобы встать на учет. Лицом, подающим заявление может быть и кто-то из администрации спец заведения, где воспитывается подросток.

Подать заявление можно до восемнадцати лет. После этого собираются документы и через год может въезжать в свой дом. Вступить в жилищные права можно в возрасте от 18 до 23 лет включительно. При этом, если человек по наступлению ему 23 лет не получил своего жилья, его с учета не снимают. Они будут стоять в очереди до тех пор, пока не обзаведутся собственной квартирой.

Рассчитывать на гос жилье сирота может даже в том случае, когда станет полностью дееспособным. Это случается после того, как ребенок закончил обучение, долгое время находился на лечении, проходил военную службу. Но это все делается только до 23 лет. После указанного возраста рассчитывать на жилье можно только при том случае, если гражданин нуждается в улучшении своих жилищных условий. В 2018 году сирота, возраст которого достиг выше 23 лет, может предъявить свои права на жилплощадь.

Судебная практика предоставление жилья детям сиротам после 23 лет

В судебной практике предоставление жилья сиротам после 23 летполучить свое жилье вполне возможно, если имеются доказательства того, что у них были уважительные причины, по которым они не получили площади от государства. Сирота должен доказать, что его опекуны или органы публичной власти бездействовали в то время, когда у ребенка наступила пора ставать на учет. Представители органов опеки не проводили разъяснительных работ между детьми-сиротами. А так же будет доказана незаконность действие представителей определенных органов, которые препятствовали получению жилья. Только после этого суд может признать за сиротой право свою квартиру. При этом человек должен довести, что нуждается в жилище.

Можно ли получить деньги вместо жилья

Многих детей-сирот интересует можно ли получить деньги вместо жилья. Согласно законам РФ подобный обмен не возможен. Это объясняется тем, что идет вразрез с самой сутью программы по обеспечению сирот квартирами. Но бывают исключения в некоторых районах страны. В этом случае дети получают субсидию, которая направлена на покупку другого жилья на выбор.

Единственное условие в том, что площадь квартиры или дома должна соответствовать всем нормам. Для того, чтобы получить субсидию необходимо собрать определенный пакет документов. После чего местные власти выносят решение на выдачу субсидии сироте. Субсидия должна быть равной стоимости квартиры.

Порядок оформления

  • Взять справку в учебном заведении, военкомате, в специальном учреждении (детская колония), больнице о том, что он находился в этих заведениях длительное время.
  • Написать прошение.
  • Предоставить документы, которые докажут, что у сироты нет жилья, или он проживает с родственниками.
  • Заявление подается в местные органы.
  • Копия заявления подается в органы опеки.
  • Ждать пока рассмотрят заявление. На это может понадобиться времени около месяца.
  • После рассмотрения подписывается договор в котором говорится, что квартира выдается в найм.
  • Через 5 лет договор перезаключается уже на бессрочный термин. Но такое возможно только в том случае, когда человек регулярно оплачивает все коммунальные услуги и у него нет задержек.

Какие нужны документы

  • Оригинал документа, удостоверяющего личность сироты, а так же копия;
  • Документ о том, ребенок является сиротой;
  • Справка о составе семьи;
  • Подтверждение отсутствия своей квартиры;
  • Справка места обучения или с работы;
  • Свидетельство о браке, для женатых осиротевших детей;
  • Два прошения, одно из которых предоставляют в органы, занимающиеся опекой, а второе – в органы выдающие квартиры.

Заявление может подаваться не только самим заявителем, но и его доверенным лицом. Остальные документы подаются только сиротой.

На самом деле жилье предоставляется не через год, как указано в законодательстве. Это зависит от наличия жилья в районе, где проживает сирота. На приобретение квартиры может понадобиться от 10 до 20 лет.

Государство декларирует программы поддержки материнства, детства, многодетных семей, сирот, но вопреки развитию этих программ, уполномоченные органы всячески стараются сократить количество граждан, которым государство должно предоставить льготные квартиры. В последнее время в регионах, в том числе в Ростовской области и в особенности в районах города Ростова-на-Дону стала применяться практика непредоставления жилых помещений гражданам из числа детей сирот достигших возраста 23 лет, а так же исключения из списков нуждающихся в улучшении жилищных условий молодых семей, по достижению одним из супругов возраста 36 лет. Квартиру молодой семье или сироте стало получить намного сложнее. Все чаще эти вопросы стали разрешаться только в суденом порядке, в том числе с участием адвоката по жилищным вопросам.

Такие действия районных, городских и областных органов власти Ростова-на-Дону и Ростовской области являются незаконными. Конечно же, эти органы можно понять – такими методами они экономят бюджетные средства. Но напрашивается вопрос – стоит ли это делать такой ценой и за счет такой категории граждан?

Обнадеживающим моментом в этой ситуации является то, что в отличии от чиновников, судьи становятся на сторону граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и своими решениями восстанавливают незаконно исключенных из списков очередников граждан.

Например, Советский районный суд города Ростова-на-Дону совершенно справедливо в своем Решении указал отделу Образования Советского района г. Ростова-на-Дону о необходимости постановки на квартирный учет сироты после достижения ею 23 летнего возраста. До судебного решения отдел образования категорически сопротивлялся и упорно настаивал на том, что если до 23 летнего возраста сирота сама не пришла к чиновникам с просьбой дать ей квартиру – «её поезд ушел», и свое право на льготное жилье она утеряла по достижению определенного предельного возраста. Однако по закону это не так, и квартира детям сиротам положена в таких случаях.

Аналогичное судебное Решение принял Октябрьский районный с Ростова-на-Дону. Вопрос так же был связан с нежеланием ответчика предоставить квартиру сироте по достижению 23 летнего возраста.

Ответчики в суде заявили о том, что практика работы этого ведомства сложилась таким образом — органы местного самоуправления, должны отказывать всем сиротам кто достиг 23 лет и не встал на учет, и лишь суд может принять положительное решение. То есть, всем поголовный отказ – а кто осмелится дойти до суда и докажет там что он нуждается в жилье, тому может и повезет с жильем.

Жилье сиротам после 23 лет

Обзор судебной практики ВС РФ утвержденный Президиумом ВС 20.11.2013 года говорит о том, что сироты до 1 января 2013 г. обеспечивались в РФ вне очереди социальным жильем. В большинстве субъектов РФ не устанавливались на уровне законодательства субъектов положения об учете таких лиц, и уж тем более не устанавливался так называемый обязательный заявительный характер учета несовершеннолетних! Например, в Ростовской области, органы опеки должны были включить ребенка в список, сам ребенок никакого заявления не подавал.

Поэтому, для того, чтобы сейчас принимать решение о включении в список лица, достигшего 23 лет, необходимо на уровне субъекта РФ знать — действовавшее до 01.01.2013 г. законодательство этого субъекта РФ закрепляло порядок обращения лица, порядок учета, порядок закрепления жилья и возврата в закрепленное жилье, или нет. Если такие нормы отсутствовали на уровне субъекта РФ — как же можно лицу отказывать в реализации его права, которое независимо от его воли не было реализовано еще до 01.01.2013 г. во внеочередном порядке — немедленно после выхода из детского дома? И требуется лишь доказывать очевидное, что выйдя из детского дома, лицо оказывается на улице.

При этом суды, правоприменительные органы совершенно не хотят принимать во внимание, что право на бесплатную юридическую помощь сироты, лица из их числа получили совсем недавно. Что за прошлые периоды произошла реформа органов опеки и попечительства и восстановить данные, почему и как не вели учет, не включили лицо в список и был ли он в природе этот список — просто невозможно.
Если в законодательстве субъекта РФ были нормы об учете, нужно в сдебном порядке выяснять почему не включили ребенка своевременно, не оказали ему помощь и содействие, была ли у него юридически закрепленная возможность самому обратиться, или такая возможность была только у органа опеки и т.п. И с учетом всех обстоятельств муниципальному органу следует решать вопрос о предоставлении жилья, а не отправлять человека сразу в суд.
По требованиям к жилому помещению — подход сегодня также очень разный. Если по социальному найму во внеочередном порядке сирота имел возможность получить жилье по норме на членов своей семьи, хотя бы на детей (особенно когда предоставление просрочено государственным органом) то новый подход сводит льготу до адресного обеспечения по норме на сироту. Если бы предоставление жилья носило немедленный характер, как это соответствует концепции ФЗ № 15-ФЗ, с таким подходом можно было бы согласиться, но когда речь идет о задавненном предоставлении, и внеочередники, а теперь списочники ждут 3,5,10 и 15 лет предоставления жилья, обеспечение взрослого лица жилым помещением по норме на одного — выглядит несправедливо. Тем самым дети ребенка — сироты остаются без места жительства, так как не учитываются при расчете нормы предоставления жилого помещения своего родителя, являющегося льготником.
Кстати частные определения о допускаемых нарушениях со стороны уполномоченных органов в отношении сирот, как указано в Обзоре ВС РФ, суды не стремятся выносить. А следовало бы. В Ростовской области и Ростове-на-Дону этого требует ситуация.
К сожалению квартиры детям сиротам ежегодно предоставляются в штучном порядке, так как бюджетное финансирование не позволяет сделать это массово. Кроме того, квартиры детям сиротам и лицам, оставшимся без попечения родителей в подавляющем большинстве предоставляются только после прохождения судебной инстанции.

Жилье молодым семьям если одному из супругов 36 лет

Предположим членам семьи по 33 года. Они подают заявление и становятся участниками программы » Обеспечение жильем молодых семей». Идет время. Чиновники не шевелятся.. и вот уже одному из супругов исполнилось 36 лет. Как результат поддержки государства такая семья обычно получает «отказное письмо» с уведомлением о том, что так как в вашей семье уже не все молоды, вы исключаетесь из программы поддержки молодой семьи именно на этом основании. Законно ли это?

Ведь, согласитесь, с темпами работы наших чиновников и объемами бюджетного финансирования вполне можно стать на учет в 30, а то и 25 лет, но так и не дождаться к 36 годам заветных квадратных метров. Кто виноват в неумолительном течении времени? Чиновники считают что виноваты во всем сами участники программы, так как последние не могут контролировать свой возраст и не имеют власти над временем.

Как считают суды? У судов противоположное от чиновников, взвешенное и законное мнение на этот счет.

Например Октябрьский районный суд Ростова-на-Дону и Апелляционная инстанции Ростовского областного суда вынесли судебные Решения, которыми восстановили жилищные права молодой семьи после наступления 36 летнего возраста.

«Правилами предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования» (утверждены постановлением Правительства РФ от 17.12.2010 года №1050) предусмотрено в пунктах 6,7,9 следующее:

  • участником подпрограммы может быть молодая семья, в том числе неполная молодая семья, состоящая из одного молодого родителя и одного и более детей, соответствующая следующим условиям:

— возраст каждого из супругов либо одного родителя в неполной семье не превышает 35 лет;

— семья признана нуждающейся в жилом помещении в соответствии с пунктом 7 настоящих Правил;

— наличие у семьи доходов, позволяющих получить кредит, либо иных денежных средств, достаточных для оплаты расчетной (средней) стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты.

  • в целях настоящих Правил под нуждающимися в жилых помещениях понимаются молодые семьи, поставленные на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 марта 2005 г., а также молодые семьи, признанные органами местного самоуправления по месту их постоянного жительства нуждающимися в жилых помещениях после 1 марта 2005 г. по тем же основаниям, которые установлены статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации для признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, вне зависимости от того, поставлены ли они на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
  • право на улучшение жилищных условий с использованием социальной выплаты предоставляется молодой семье только 1 раз.

Согласно п.18 Правил основаниями для отказа в признании молодой семьи участницей подпрограммы являются:

— несоответствие молодой семьи требованиям, предусмотренным пунктом 6 настоящих Правил;

— непредставление или представление не всех документов, предусмотренных пунктом 15 либо 15(1) настоящих Правил;

— недостоверность сведений, содержащихся в представленных документах;

— ранее реализованное право на улучшение жилищных условий с использованием социальной выплаты или иной формы государственной поддержки за счет средств федерального бюджета.

Суды правомерно указывают на то, что основания для непредоставления социальной выплаты ввиду достижения участником подпрограммы определенного возраста либо для исключения из списка участников Правилами не предусмотрены, и субъекту РФ не предоставлено полномочие по самостоятельному правовому регулированию данного вопроса.

В Определении Конституционного Суда РФ от 27.05.2010 N 738-О-О указано, что закрепив право молодых семей на получение за счет средств федерального бюджета социальной выплаты и определив условия его возникновения, Правительство Российской Федерации было вправе, как это следует из статей 38 (часть 1), 40 и 114 (пункты «в» и «ж» части 1) Конституции Российской Федерации, учитывая финансовые возможности государства и иные факторы, предусмотреть и специальные условия для получения выплаты (подпункт «а» пункта 5 и подпункт «г» пункта 15 Правил) — признание молодой семьи в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий на момент заключения кредитного договора (договора займа) и ограничение по возрасту, который для каждого из супругов не должен превышать 35 лет на день принятия решения органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации о включении молодой семьи в список претендентов на получение социальной выплаты.

Поэтому, если на момент постановки на квартирный учет и признания участником подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» все необходимые требования, предъявляемые к молодой семье, были соблюдены то само по себе достижение заявителем возраста 36 лет не является правовым основанием для исключения из долгосрочной целевой Программы.

Суды констатируют, что необеспечение жильем либо социальной выплатой участников программы не зависело от поведения заявителей, поэтому возраст гражданин не может являться единственным условием для фактического лишения социальной льготы, установленной нормами права на федеральном уровне.

Поэтому если вас неправомерно исключили из числа участников программы «Молодая семья» по причине достижения одним из членов семьи 36 летнего возраста, либо не поставили на учет по предоставлению жилья детям сиротам из специализированного жилищного фонда только лишь по причине наступления 23 летнего предельного возраста – смело обращайтесь в суд.

Адвокат Геннадий Ефремов

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *