Земля особо охраняемых территорий и объектов

Понятие и состав категории земель особо охраняемых территорий и объектов

К землям особо охраняемых территорий относятся земли, имеющие особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение, которые в соответствии с постановлениями федеральных органов государственной власти, органов власти субъектов РФ или решениями органов местного самоуправления полностью или частично изъяты из хозяйственного использования и оборота и для которых установлен особый правовой режим.

Появление данной категории земель обусловлено необходимостью охраны уникальных природных объектов и комплексов, правовое положение которых определено экологическим законодательством.

Существуют три направления охраны окружающей среды: установление экологических требований к отдельным видам хозяйственной и иной деятельности; установление правил охраны отдельных природных объектов (вод, лесов и т.д.); придание особого эколого-правового статуса территориям.

Последнее направление заключается в установлении особого порядка использования и охраны определенной территории, особенностей управления ею, финансирования и проведения специальных экологических мероприятий. Особый эколого-правовой режим охраны устанавливается при создании двух разновидностей территорий: особо охраняемых природных территорий (далее — ООПТ) и зон экологического бедствия. В отношении последней разновидности территорий с особым эколого-правовым статусом в федеральном законодательстве существует пробел, поскольку предусмотренное ст. 57 Закона об охране окружающей среды законодательство о зонах экологического бедствия пока отсутствует.

Целью установления особых стимулов и ограничений по использованию и охране таких территорий является создание дополнительных гарантий достижения главной задачи экологического законодательства — обеспечения благоприятного качества окружающей среды. Другими словами, установление особого эколого-правового режима является необходимым, если общие экологические требования (лимитирование, нормирование и т.д.) не позволяют положительно решить вопрос о сохранении и восстановлении конкретных природных объектов в надлежащем состоянии.

Перечень соответствующих стимулов и ограничений содержится в федеральном и региональном экологическом, земельном, водном, лесном законодательстве, законодательстве о культурном наследии и т.д. Определенные меры в этом направлении могут быть приняты и на муниципальном уровне.

Появление рассматриваемой категории земель вытекает из основного принципа земельного законодательства (ст. 1 ЗК РФ), который провозглашает приоритет сохранения особо ценных земель и земель особо охраняемых территорий и согласно которому изменение целевого назначения ценных земель сельскохозяйственного назначения, земель лесного фонда, занятых защитными лесами, земель особо охраняемых природных территорий и объектов, земель, занятых объектами культурного наследия, других особо ценных земель и земель особо охраняемых территорий для иных целей ограничивается или запрещается в порядке, установленном федеральными законами.

Категория земель особо охраняемых территорий и объектов неоднородна и включает в себя ряд субкатегорий: ООПТ (в том числе лечебно-оздоровительные местности и курорты); территории природоохранного, рекреационного, историко-культурного назначения; иные особо ценные земли (и. 2 ст. 94 ЗК РФ). Упоминание «иных» земель следует понимать в том смысле, что данный перечень не является исчерпывающим, а потому в силу п. 5 ст. 94 ЗК РФ Правительство РФ, органы исполнительной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления могут устанавливать иные виды земель особо охраняемых территорий (земли, на которых находятся охраняемые береговые линии, охраняемые природные ландшафты, биологические станции, микрозаповедники и др.).

Такой опыт уже существует. Так, постановлением Правительства РФ от 26.12.2001 № 900 «Об особо охраняемых геологических объектах, имеющих научное, культурное, эстетическое, санитарно-оздоровительное и иное значение» установлено, что геологические объекты, имеющие научное, культурное, эстетическое, санитарно-оздоровительное и иное значение, могут быть отнесены к особо охраняемым геологическим объектам в порядке и на условиях, которые установлены Законом об особо охраняемых природных территориях.

Кроме того, в большинстве субъектов РФ приняты региональные законы об ООПТ, которые воспроизводят вышеназванные и вводят дополнительные разновидности особо охраняемых территорий. В их числе следует упомянуть территории охраняемого ландшафта; памятники ландшафтного искусства; охраняемые объекты природного комплекса городов (например, городские леса, городские парки, зеленые зоны населенных пунктов, памятники садово-паркового искусства и т.д.); природные резерваты; охраняемые геологические объекты; лесопарки; природные экологические тропы; резервные территории; зоны покоя и т.д.

Земельные участки в составе данной категории земель могут быть изъяты или ограничены в гражданском обороте либо находиться в свободном обороте с соблюдением общих требований земельного законодательства.

Так, земли государственных природных заповедников изъяты из оборота, а земли природных парков, памятников природы, государственных природных заказников, дендрологических парков и ботанических садов, а также ряд иных категорий ООПТ в обороте ограничены.

Учитывая, что ЗК РФ распространяет ограничения в обороте именно на земельные участки в пределах ООПТ, логично предположить, что земельные участки, например, рекреационного или историко-культурного назначения могут отчуждаться и переходить от одного лица к другому, кроме случаев, указанных законодательством. Так, не могут отчуждаться в частную собственность из федеральной собственности земли, занятые особо ценными объектами культурного наследия народов РФ, объектами, включенными в Список Всемирного наследия, историко-культурными заповедниками, объектами археологического наследия (ст. 27 ЗК РФ).

Между тем перечисленные объекты занимают лишь малую часть категории земель особо охраняемых территорий и объектов. Как следует из п. 2 ст. 98 ЗК РФ, в состав земель рекреационного назначения входят земельные участки, на которых находятся дома отдыха, пансионаты, кемпинги, объекты физической культуры и спорта, туристические базы, стационарные и палаточные туристско-оздоровительные лагеря, дома рыболова и охотника, детские туристические станции, детские и спортивные лагеря, другие аналогичные объекты. ЗК РФ не изымает и не ограничивает данные земли в обороте, равно как не запрещает приватизацию земельных участков, на которых находятся, например, кемпинги или дома отдыха.

Аналогичный вывод мы сделаем при анализе ст. 99 ЗК РФ, регламентирующей правовой режим земель историко-культурного назначения. Если входящие в состав данной субкатегории земли объектов культурного наследия народов России (памятников истории и культуры), в том числе объектов археологического наследия, ограничены в обороте, а земли под военными и гражданскими захоронениями даже изъяты из оборота, то в отношении третьей разновидности земель данной субкатегории — достопримечательных мест, в том числе мест бытования исторических промыслов, производств и ремесел, никаких ограничений и изъятий из оборота не установлено.

Если перейти от анализа субкатегорий к анализу оборотоспособности отдельных земельных участков, легко установить, что могут отчуждаться но договору купли-продажи, например, земельные участки, в пределах которых находятся памятники природы, но с соблюдением новым собственником режима ограничений (обременении) но их хозяйственному использованию, предусмотренному экологическим законодательством.

Нахождение земель особо охраняемых территорий и объектов в публичной собственности не исключает возможности включения в состав любой категории ООПТ земельных участков, принадлежащих па праве собственности гражданам и юридическим лицам (п. 2 ст. 95 ЗК РФ). Последняя возможность возникает в случае экономии бюджетных средств на выкуп таких земельных участков для государственных или муниципальных нужд. Однако собственники данных участков ограничиваются в своих правомочиях, что обусловлено необходимостью сохранения режима особой охраны таких территорий.

В данной статье рассматривается понятие, состав, правовой режим земель особо охраняемых территорий и объектов.

Понятие категории земель особо охраняемых территорий и объектов

Определение 1

Земли особо охраняемых территорий – это земли, имеющие особенную природоохранную, научную, историко-культурную, эстетическую, рекреационную, оздоровительную и иную ценность, в полном объеме или частично изъятые из хозяйственного использования и оборота согласно постановлениям федеральных органов госвласти, органов власти субъектов России или решениям органов местного управления, для которых установлен особый правовой режим.

Данная категория земель возникла в связи с необходимостью охраны уникальных природных объектов и комплексов, правовое положение которых определяется в экологическом законодательстве.

Выделяют 3 направления охраны окружающей среды:

  • установление экологических требований для отдельных видов хозяйственной и другой деятельности;
  • закрепление правил охраны отдельных природных объектов (воды, леса и пр.);
  • придача особенного эколого-правового статуса охраняемым территориям.

Суть последнего направления состоит в установлении особенного порядка применения и охраны конкретной территории, тонкостей управления ею, финансирования и осуществления специальных экологических мероприятий. Особенный эколого-правовой режим охраны закрепляется при создании 2-х разновидностей территорий:

  • особо охраняемые природные территории (далее – ООПТ);
  • зоны экологического бедствия.

Замечание 1

По отношению к территориям с особенным эколого-правовым статусом в федеральном законе имеется пробел, так как предусмотренное статьей 57 Закона об охране окружающей среды законодательство касаемо зон экологического бедствия пока что отсутствует.

Определение 2

Цель установления особенных стимулов и ограничений по применению и охране данных территорий – это создание дополнительных гарантий достижения ключевой задачи в экологическом законодательстве (обеспечить благоприятное качество окружающей среды).

Иначе говоря, установление особенного эколого-правового режима является обязательным, если общие экологические требования (лимитирование, нормирование) не позволяют успешно разрешить вопрос о сохранении и восстановлении определенных природных объектов в хорошем состоянии.

Соответствующие стимулы и ограничения содержатся в федеральном и региональном законодательстве, а также законах касаемо экологической, земельной, водной и лесной отрасли, о культурном наследии и т.д. Конкретные меры в данном направлении принимаются также и на муниципальном уровне.

Рассматриваемая категория земель возникла из главного принципа земельного законодательства (статья 1 ЗК России), где провозглашается приоритет сохранения особенных ценных земель, земель особо охраняемых территорий и, в соответствии с которым, изменение целевого назначения ценных земель сельхозназначения, земель из лесного фонда, занимаемых защитными лесами, земель особо охраняемых природных территорий и объектов, земель, занимаемых объектами культурного наследия, иных особо ценных земель и земель, особо охраняемых территорий для остальных целей, ограничивается либо запрещается в законодательном порядке.

Слишком сложно? Не парься, мы поможем разобраться и подарим скидку 10% на любую работу Опиши задание

Субкатегории земель особо охраняемых территорий и объектов

Понятие земель особо охраняемых территорий и объектов неоднородно и включает в себя несколько субкатегорий:

  • ООПТ (включая лечебные оздоровительные местности и курорты);
  • территории природного, рекреационного, исторического, культурного назначения;
  • другие земли, представляющие особую ценность (пункт 2 статьи 94 ЗК России).

Под последним пунктом подразумевается, что перечень не исчерпывающий. А по этой причине в силу пункта 5 статьи 94 ЗК России Правительство России, органы исполнительной власти субъектов России, органы местного управления могут устанавливать другие разновидности земель особо охраняемых территорий (земли с охраняемыми береговыми линиями, природно-охраняемые ландшафты, биологические станции, микрозаповедники и пр.).

Правовой режим земель особо охраняемых территорий и объектов

В постановлении Правительства России от 26 декабря 2001-го г., посвященном особо охраняемым геологическим объектам с научным, культурным, эстетическим, санитарно-оздоровительным и иным значением, устанавливается, что геологические объекты с научным, культурным, эстетическим, санитарно-оздоровительным и иным значением относятся к особо охраняемым геологическим объектам в порядке и на условиях, установленных законодательством об особо охраняемых природных территориях.

Помимо этого, во множестве субъектов России действуют региональные законы об ООПТ, воспроизводящие вышеназванные и вводящие дополнительные разновидности особо охраняемых территорий. Сюда относятся:

  • территории с охраняемым ландшафтом;
  • памятники ландшафтного искусства;
  • природно-охраняемые объекты городских комплексов (к примеру, городские леса, парки, зеленые зоны в населенных пунктах, памятники садового и паркового искусства и пр.);
  • природные резерваты;
  • геолого-охраняемые объекты;
  • лесные парки;
  • природные эко-тропы;
  • резервные территории;
  • зоны покоя и пр.

Земельные участки из этой категории земель могут изыматься или ограничиваться в гражданском обороте или находиться в свободном обороте при условии соблюдения общих требований, предусматриваемых земельным законодательством.

Вывод 1

Земли, признаваемые государственными природными заповедниками, изъяты из оборота, а земли природных парков, памятников, государственных природных заказников, дендрариев, ботанических садов и некоторые другие категории ООПТ в обороте ограничены.

Если учитывать, что ЗК России распространяет ограничения в обороте как раз на земельные участки в пределах ООПТ, то предположим, что земельные участки, к примеру, рекреационного либо исторического и культурного значения могут отчуждаться и передаваться одним лицом другому, за исключением случаев, указанных в законодательстве. Таким образом, не отчуждаются в частную собственность из государственной собственности земли, на которых находятся особо ценные объекты культурного наследия народов России, объекты, относящиеся к Списку Всемирного наследия, историко-культурные заповедники, объекты археологического наследия (статья 27 ЗК России).

Кроме того, названные объекты составляют только малую долю категории земель особо охраняемых территорий и объектов. Согласно пункту 2 статьи 98 ЗК России, к землям рекреационного назначения относятся земельные участки с домами отдыха, пансионатами, кемпингами, объектами физической культуры и спорта, туристическими базами, стационарными и палаточными туристско-оздоровительными лагерями, домами рыболова и охотника, детскими туристическими станциями, детскими и спортивными лагерями, другими аналогичными объектами. ЗК России не изымает и не ограничивает эти земли в обороте, а также не противостоит приватизации земельных участков, к примеру, с кемпингами или домами отдыха.

Вывод 2

Аналогичный вывод можно сделать, проанализировав статью 99 ЗК России, которая регламентирует правовой режим земель с историко-культурным назначением. Если находящиеся в составе данной субкатегории земли объектов культурного наследия российского народа (исторических и культурных памятников), включая объекты археологического наследия, ограничиваются в обороте, а земли, отведенные под военные и гражданские захоронения даже изъяты из оборота, тогда по отношению к третьей разновидности земель этой субкатегории (достопримечательные места, включая места бытования исторических промыслов, производства и ремесел) никаких ограничений и изъятий из оборота не предусматривается.

Если перевести внимание с анализа субкатегорий на анализ оборотоспособности конкретных земельных участков, то становится ясно, что могут отчуждаться по договорам купли-продажи, к примеру, земельные участки, в границах которых расположены природные памятники, но с соблюдением новыми собственниками режима ограничений/обременении по их хозяйственному применению, закрепленному в экологическом законодательстве.

Земли особо охраняемых территорий и объектов, находящихся в публичной собственности, могут состоять в любой категории ООПТ земельных участков, которые принадлежат на праве собственности гражданам и юрлицам (пункт 2 статьи 95 ЗК России). Последнее возникает при экономии бюджетных средств на выкуп подобных земельных участков для муниципальных и гос. нужд. Но собственники этих участков ограничены в собственных правомочиях, что обуславливается сохранением режима особой охраны данных территорий.

Всё ещё сложно? Наши эксперты помогут разобраться

  • Главная
  • О центре
  • Услуги
    • Земля
    • Градостроительные вопросы
    • Недвижимость
    • Защита интересов в судах
    • Корпоративные споры и сопровождение бизнеса
    • Прочие вопросы
  • Направления
    • Вопросы антикризисного законодательства
      • Особые режимы внесения арендной платы за землю и недвижимость в период действия антикризисных мер
        • Письмо арендатора арендодателю о приостановлении начисления арендной платы
      • Антикризисные льготы для собственников недвижимости
      • «Кредитные каникулы» как мера против пандемии коронавируса
      • Отнесение бизнеса к наиболее пострадавшим от коронавируса
      • ФОРС-МАЖОР в период коронавируса COVID-2019
      • Поддержка строительной отрасли как антикризисная мера в связи с COVID-2019
      • Приостановление взысканий на период коронавирусной пандемии
      • Мораторий на банкротство на период коронавирусной пандемии
    • Общие вопросы земельных отношений
      • Оптимизация платежей за землю и недвижимость
      • Градостроительный и земельный аудит
        • Юридический аудит объектов, приобретаемых на торгах в процедуре банкротства
      • Защита землепользователей в рамках контрольных мероприятий
      • Кадастровая стоимость земельного участка: порядок определения и обжалования
      • Виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства
        • Определение вида разрешенного использования земельного участка
        • Изменение вида разрешенного использования земельного участка
        • Вид разрешенного использования объектов капитального строительства
      • Порядок образования земельных участков и установления их границ
        • Первичное образование земельных участков
        • Раздел, выдел, объединение и перераспределение земельных участков
        • Установление (уточнение) границ сформированных земельных участков
      • Приобретение (выкуп) земельных участков из государственной и муниципальной собственности без проведения торгов
        • Процедура приобретения участков без торгов
        • Цена выкупа земельных участков в Москве и Московской области
        • Основания отказа в предоставлении земельного участка в собственность без проведения торгов
        • Ограничение земельного участка в обороте и изъятие из оборота
        • Резервирование земельных участков для государственных и муниципальных нужд
        • Запрет на приватизацию земельных участков
        • Спорные вопросы, связанные с оформлением земельных участков в собственность под объектами недвижимости
      • Приобретение земельных участков под зданиями
      • Сервитут – право ограниченного пользования чужим земельным участком
        • Публичный сервитут
      • Статус сведений ЕГРН – «актуальные незасвидетельствованные»
      • Споры о вхождении участка в границы лесного фонда
      • Когда арендную плату за землю можно не платить?
      • Защита прав на землю
        • Иски о защите прав на землю
        • Земельные споры с государственными органами
    • Земельные отношения в Москве
      • Земля в аренду у г. Москвы
        • Арендная плата за землю в г. Москве
        • Предоставление земельных участков в аренду без торгов под объекты социально-культурного и коммунально-бытового назначения, масштабные инвестиционные проекты
      • Особенности строительства на арендованном участке в г. Москве. Арендная плата при строительстве
        • Заключение дополнительного соглашения. Расчет арендной платы
        • Проблемные моменты расчета арендной платы. Возможность ее законной оптимизации
        • Рассрочка внесения повышенной арендной платы
        • Особенности договора аренды для достройки объекта незавершенного строительства
      • Разрешённое использование и функциональное назначение земельных участков и объектов капитального строительства в соответствии с законодательством г. Москвы
        • Порядок и основания установления разрешенного использования участка в Москве
        • Классификация видов разрешенного использования в Москве
        • Функциональное назначение объектов капитального строительства в г. Москве
        • Плата за изменение разрешенного использования участков в г. Москве
      • Выбор схемы земельно-правовых отношений при реализации строительного проекта в г. Москве
      • Приобретение в собственность земельных участков в г. Москве
      • Специфика формирования и предоставления земельных участков собственникам объектов недвижимости в г. Москве
      • Налог на имущество по кадастровой стоимости в Москве
      • Ограничения и обременения прав на земельные участки в г. Москве
      • Особо охраняемые природные территории Москвы
      • Запрет на строительство (реконструкцию) в г. Москве
        • Порядок установления и снятия запрета на строительство
        • Экономические особенности режима запрета на строительство
      • Статус объектов самовольного строительства в г. Москве
      • Разрешение на строительство не требуется
      • Нецелевое использование земельных участков в г. Москве
      • Условия землепользования в «Новой Москве»
    • Земельные отношения в Московской области
      • Порядок предоставления земельных участков в Московской области
      • Порядок определения арендной платы за земельные участки в Московской области
      • Изменение вида разрешенного использования земельных участков в Московской области
      • Получение разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка
      • Ограничения прав на земельные участки в Московской области
      • Использование земель сельскохозяйственного назначения в Московской области
    • Вопросы градостроительной деятельности
      • Комплексное сопровождение строительства
      • Градостроительный регламент участка. Генеральный план и правила землепользования и застройки
        • Изменение ПЗЗ
        • Распространенные нарушения в правилах землепользования и застройки. Судебное оспаривание ПЗЗ
        • Градостроительный план земельного участка (ГПЗУ)
      • Правила землепользования и застройки и выдача ГПЗУ в Москве
        • Специфика зоны сохраняемого землепользования (индекс «Ф») по ПЗЗ Москвы
        • Изменение Правил землепользования и застройки (ПЗЗ) Москвы
        • Индекс «Н» в ПЗЗ Москвы
        • Получение ГПЗУ в Москве
      • Правила землепользования и застройки и выдача ГПЗУ в Московской области
      • Проект планировки территории
        • Ситуации, когда подготовка проекта планировки обязательная
        • Подготовка проекта планировки в Москве
        • Подготовка проекта планировки в Московской области
      • Проект межевания территории
      • Получение разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства
      • Зоны с особыми условиями использования территории
        • Общий порядок установления границ и режима зон с особыми условиями использования их отражения в ЕГРН
        • Зона санитарной охраны питьевого водоснабжения г. Москвы
        • Санитарно-защитная зона
        • Зоны объектов культурного наследия
        • Зоны, связанные с объектами транспорта, энергетики и связи
        • Особо охраняемые природные территории (ООПТ)
      • Порядок осуществления строительства
        • Инженерные изыскания и подготовка проектной документации
        • Экспертиза проектной документации
        • Получение разрешения на строительство
        • Осуществление строительства
        • Получение разрешения на ввод в эксплуатацию
        • Строительство без разрешения на строительство
      • Реконструкция. Отличие от капитального ремонта и нового строительства
      • Строительство индивидуальных жилых домов (садовых домов и ИЖС)
      • Комплексное устойчивое развитие территории (КУРТ)
        • Комплексное развитие территории по инициативе правообладателей недвижимости
        • Договор о комплексном развитии территории по инициативе органа местного самоуправления
      • Договор о комплексном освоении территории
        • Заключение договора о комплексном освоении территории
        • Права и обязанности по договору о комплексном освоении территории
        • Преимущества и недостатки договора о комплексном освоении территории
        • Комплексное освоение территории для строительства жилья экономического класса
      • Развитие застроенной территории
        • Порядок заключения договора о развитии застроенной территории и договоров аренды участков
        • Права и обязанности сторон по договору о развитии застроенной территории
        • Основания расторжения договора о развитии застроенной территории
    • Оборот объектов недвижимости
      • Понятие объекта недвижимости
      • Проверка недвижимости перед покупкой
      • Размещение некапитальных объектов
      • Объекты незавершенного строительства
        • Понятие объекта незавершенного строительства и оформление прав на него
        • Права на земельные участки, занятые объектами незавершенного строительства
      • Споры об объектах самовольного строительства
      • Режим общего имущества в нежилом здании
      • Признание недвижимого имущества бесхозяйным
      • Защита права собственности
      • Возникновение права собственности на основании приобретательной давности
        • Порядок оформления прав на имущество в порядке приобретательной давности
    • Защита интересов в судах
      • Судебные споры о земле
      • Защита права собственности
      • Судебная защита по корпоративным спорам
        • Споры о восстановлении корпоративного контроля
        • Оспаривание решений органов управления юридического лица
        • Оспаривание сделок хозяйственного общества
      • Судебное оспаривание сделок
      • Судебная защита по искам о взыскании
      • Судебная защита по делам об оспаривании действий или бездействия публичных органов
      • Назначение судебной экспертизы по спору
      • Затягивание рассмотрения судебных споров: тактики и контртактики
    • Вопросы банкротства
      • Банкротство: обзор последствий введения процедуры и правовых возможностей
      • В чем выгода процедуры банкротства для должника?
      • В чем выгода процедуры банкротства для кредитора?
      • Как оспорить сделки должника, совершенные в преддверии банкротства?
        • Подозрительные сделки с неравноценным встречным предоставлением
        • Подозрительные сделки с целью причинения вреда другим кредиторам
        • Сделки с предпочтением
        • Сделки, совершенные с целью злоупотребления правом
      • Как заставить директора и владельца бизнеса платить по долгам должника?
      • Как правильно бороться с фиктивными требованиями кредиторов?
      • Банкротство физических лиц: как очиститься от долгов?
      • Образец письма должнику от кредитора с требованием о добровольной уплате долга и описанием последствий введения процедуры банкротства
    • Инвестиционная деятельность
      • Виды инвестиционных договоров в сфере строительства
        • Договоры купли-продажи будущей вещи
        • Смешанные договоры, содержащие элементы подряда и купли–продажи будущей вещи
        • Договор простого товарищества при реализации строительных проектов
      • Инвестиционные контракты с участием публичных субъектов
      • Способы привлечения средств граждан для жилищного строительство. Долевое участие в строительстве
        • Специальные требования при заключении договора долевого участия
        • Условия договора долевого участия
      • Публично-частное партнёрство как форма инвестиций в проекты с государственным участием
        • Концессионные соглашения
        • Государственно-частное и муниципально-частное партнерство
    • Защита прав участников долевого строительства
      • Гарантии защиты прав и законных интересов участников долевого строительства
      • Нарушение сроков строительства застройщиком: способы защиты
      • Ответственность застройщика перед участником долевого строительства
      • Неустойка за просрочку передачи объекта долевого строительства
      • Передача застройщиком объекта долевого строительства с недостатками
      • Расторжение договора участия в долевом строительстве
      • Применение законодательства РФ о защите прав потребителей по спорам с участием дольщиков
      • Последствия незаконного привлечения застройщиком денежных средств граждан
      • Защита прав участников строительства при банкротстве застройщиков
        • Возможные варианты требований дольщика
        • Процедуры банкротства застройщика
        • Объект незавершенного строительства и земельный участок застройщика-банкрота
        • Реализация с торгов объекта незавершенного строительства и иного имущества
        • Передача завершенного строительством объекта
  • Примеры работ
    • Примеры работ
  • Антикризис
  • Контакты

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *