Занятия после уроков. Что может дать дополнительное образование?

Большинство родителей ошибочно думают, что детям младших классов не нужно посещать какие-либо дополнительные занятия по школьным общим предметам, мол достаточно сформированной стандартной программы от государства (минобразования).

Но на самом деле, именно начальная школа, данный возраст, наилучшим образом способствует к познанию новых предметов, знаний. Таким образом, вовремя приглашенный репетитор по математике или языку от http://репетитор-по-математике-москва.рф/ поможет ребенку уже с данных лет более быстрее проходить базисные, основополагающие знаний в определенных областях науки, идя впереди школьной программы.

Дополнительное обучение стандартным предметам из школьной программы могут привести ребенка к дополнительным возможностям, а именно — участию во всевозможных конкурсах по данному предмету, олимпиадах, а так же самое важное, значимое — поиск своей будущей профессии. Учитывая, что школьникам до класса девятого можно вовсе не задумываться про будущую специализацию, именно в начальных классах можно начать присматриваться к предметам, которые больше всего нравятся школьнику.

Отсеивая предметы, которые школьнику начальных классов не понравились, можно уже сразу найти наиболее легко дающиеся и развивать их далее, вне школьной программы. Кроме того, дополнительные занятия с репетиторами будут заставлять школьника отказываться от негативного пассивного времяпровождения досуга, выбирая путь науки ее с малых лет, ставя перед собой задачу идти к золотым медалям и успехам в будущей профессии как специалистом, знающим многие тонкости профессии, которая и строится на базовых основах со школы.

Внеклассные занятия — если правильно подойти к вопросу их выбора — очень полезны для детей: они развивают лидерские качества, помогают сформировать здоровую и адекватную самооценку, повысить успеваемость в школе.

Как заботливый родитель, вы хотите только самого лучшего для своего ребёнка и уверены, что знаете, в чём он нуждается. Обсудите с ним, чего он сам хочет, а к чему у него нет интереса, чтобы поиск возможностей дополнительного обучения был результативным.

Выбор дополнительных занятий сейчас настолько велик, что сделать его правильно — задача не из лёгких, поэтому мы подготовили для вас перечень основных моментов, которые следует принять во внимание при выборе курсов для вашего ребёнка.

В каком возрасте начать?

Дополнительные занятия полезны даже дошколятам, а первоклассник может посещать уже несколько внешкольных классов в неделю. Чем старше становится ребенок, тем четче он понимает, что ему интересно, и к чему он стремится.

Начать можно с творческих студий (танцевальные, театральные, художественные), спортивных секций и языковых центров, которые чаще всего посещают ученики начальной и средней школы. Как правило, такие дополнительные занятия длятся весь учебный год, и в августе-сентябре происходит окончательное формирование групп, расписания и преподавательского состава.

Для учеников старших классов удобен формат краткосрочных курсов, мастер-классов и лекций, которые можно найти в различных центрах, например, в культурных центрах ЗИЛ и Москвич в столице или при крупных университетах, таких как Высшая Школа Экономики или МГУ.

Там слушатель выбирает ту тему, которая его интересует. Очень часто подобные мероприятия бывают бесплатными, а многие слушатели приходят с друзьями или родственниками.

Сколько денег отложить?

Чтобы помочь ребёнку с выбором дополнительных занятий, предложите ему записаться на несколько бесплатных пробных уроков — такую возможность предлагают практически все образовательные центры. Нарисовав свой первый пейзаж или взяв первый аккорд на гитаре, ребёнок будет более осмысленно подходить к выбору внешкольной активности, а вы сэкономите деньги в случае, если первое занятие ребёнку не понравится.

Академический час английского языка в группе сейчас стоит в среднем около 500 рублей, а индивидуальный урок гитары в Москве обойдется вам примерно в 1000 рублей.

Помните, помимо стоимости самого обучения у вас возникнут дополнительные затраты (учебные пособия, спортивная форма, инструменты и расходные материалы, транспорт, питание). Данный вопрос лучше заранее обговорить с координаторами по обучению, чтобы в дальнейшем новые расходы не стали для вас неприятным сюрпризом.

Сколько раз в неделю заниматься?

Обращайте внимание на то, сколько часов будет уходить на школьные и дополнительные занятия, чтобы не перегружать вашего ребёнка.

«Нередко получается, что рабочая неделя ребёнка составляет более 40 часов, бывало, что встречались дети, рабочая неделя которых составляла порядка 55–60 часов,» — Юлия Гусева, психолог, кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии человека РГПУ им. А. И. Герцена, сообщает в рекомендации родителям на портале Монтессори.Дети.

«Взрослый, работая 40 часов в неделю, обычно уже выжат к пятнице. А что чувствует ребёнок, когда его нагрузка составляет более 40 часов и при этом у него нет ни одного выходного? Обязательно подсчитайте по времени рабочую неделю ребёнка и задумайтесь: может быть, есть смысл что-то изменить в вашем расписании,» — советует психолог.

Если у вас есть выбор между равнозначными вариантами, отдавайте предпочтение тем занятиям, на дорогу до которых ребёнок будет тратить меньше всего времени. Помните: чем меньше свободного времени остаётся у ребёнка после всех занятий, тем быстрее он устаёт и тем ниже его мотивация к учёбе.

Как выбрать преподавателя?

Выбирая занятия в муниципальном образовательном центре или крупной частной школе, вы можете быть уверены, что у вашего ребёнка будет преподаватель подходящей квалификации и с соответствующим опытом работы. Возможностей лично познакомиться с преподавателем будет не так много, поэтому не пропускайте организационные и родительские собрания.

Если речь идёт о небольшой школе или частном преподавателе, на первый план выходят рекомендации и отзывы. Изучите сайт школы, её группы в социальных сетях или профиль на специализированных сайтах, как profi.ru, repetitors.info или preply.com(если речь идёт о репетиторе). На этих страницах можно найти впечатления бывших (нынешних) учеников и понять для себя как сильные, так и слабые стороны педагога или школы.

В отзывах пристальное внимание обратите на профессиональные качества преподавателя. В России есть профессиональный стандарт педагога, определяющий необходимые квалификации. От него и предлагаю отталкиваться.

Согласно стандарту, преподаватель должен уметь заинтересовать и включить в образовательный процесс всех учеников, даже с особыми нуждами, для чего педагог может применять набор различных подходов и инструментов.

Конечно же необходимо соблюдение преподавателем нравственных и этических норм, ведь он — пример для ребёнка! Педагог должен уважать учеников, учитывать и принимать их личные и культурные особенности.

Добавим, что личные отношения остаются в приоритете. Преподаватель должен приглянуться ребенку, вызвать его доверие. Педагог подкупает в первую очередь искренней любовью к детям и к своему предмету, который может объяснить настолько увлеченно, что дети сами не заметят, как он уложится в их головах.

Что дают дополнительные занятия?

Многие дополнительные занятия в конце учебного года не обходятся без экзаменов, чтобы по итогам обучения образовательный центр смог выдать сертификат или диплом. Как правило, за выдачу такого документа дополнительно платить не требуется, зато польза от его наличия большая. Например, ученикам старших классов сертификаты, подтверждающие уровень владения иностранным языком, будут плюсом при поступлении в ВУЗ и поиске стажировок.

Если вы хотите, чтобы за время каникул ребёнок не забыл полученные знания, а с удовольствием их применял, то перейти «от слов к делу» помогут языковые лагеря за рубежом. Можно начать обучение иностранному языку в родной стране, а практиковать его за рубежом во время летних каникул. Так вы будете уверены, что знания не просто накапливаются, а действительно работают!

Образовательные центры также организовывают соревнования, олимпиады и отчётные концерты, чтобы учащиеся могли продемонстрировать свои успехи родителям и друзьям. Если учащийся регулярно выполнял какие-либо творческие задания (например, занимался рисованием или моделированием), то после окончания обучения у него будет портфолио — важный шаг на пути к поступлению в ВУЗ и первой профессии.

ArturVerkhovetskiy / .com

Минпросвещения России настаивает на том, что посещение так называемых внеурочных занятий является обязательным для учеников (письмо Минпросвещения России от 5 сентября 2018 г. № 03-ПГ-МП-42216).

Эти внеурочные занятия могут принимать разное обличье (кружки, семинары, дополнительные «часы», «подготовка к ЕГЭ» и т. п.), наиболее болезненные из которых – это факультативы в виде «нулевых» или, наоборот, восьмых-девятых уроков, а также занятий по выходным дням.

При этом «школьный» СанПин 2.4.2.2821-10 запрещает начинать учебный день ранее восьми утра и проводить больше семи уроков в день (и то старшеклассникам, остальным – еще меньше). Однако санитарные ограничения касаются именно уроков, а не внеурочной деятельности. Пользуясь этой лазейкой, школы зачастую объявляют нулевые и предвечерние уроки в сетке расписания именно внеурочными занятиями. Правда, ученики (и их родители) не всегда способны отличить, скажем, алгебру от факультатива по алгебре: зачастую и там, и там один учитель, один учебник, одни темы, а после прогула и невыполненной домашки в дневнике появляются двойки.

Обязательно ли посещать эти внеурочные занятия? Долгое время считалось, что ходить на «внеурочку» можно по желанию:

  • организация внеурочной деятельности на добровольной основе прямо предусмотрена упомянутым СанПиНом, а школы обязаны соблюдать государственные санитарно-эпидемиологические правила и нормативы (в соответствии с Федеральным законом от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» и Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Закон об образовании));
  • внеурочная деятельность на добровольной основе в соответствии с выбором участников образовательных отношений прямо предусмотрена соответствующими ФГОС (которые, кстати, дополнительно увязывают организацию урочной и внеурочной деятельности с соответствием санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам);
  • образовательная программа, согласно требованиям ФГОС, включает в себя учебный план и план внеурочной деятельности (то есть две разные части), при этом Закон об образовании обязывает ученика посещать учебные занятия, предусмотренные лишь учебным планом (п. 1 ч. 1 ст. 43 Закона об образовании), о посещении занятий из плана внеурочной деятельности Закон об образовании ничего не говорит.

Однако Минобрнауки России еще прошлым летом разослало методические рекомендации, в которых прямо и недвусмысленно сказано: «участие во внеурочной деятельности является для обучающихся обязательным».

Теперь – уже новое министерство – представило правовое обоснование указанному тезису: посещать «внеурочку» нужно потому, что план внеурочной деятельности является частью основной образовательной программы образовательной организации, а ст. 43 Закона об образовании обязывает учащихся добросовестно осваивать образовательную программу, в том числе выполнять задания, данные учителем в рамках образовательной программы, и самостоятельно готовиться к занятиям.

Меж тем все поборы в школах незаконны. Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки России в очередной раз напомнила родителям, за что в школах и детских садах могут брать плату только за дополнительные образовательные услуги. Проще говоря, за кружки. И то не за все.

— Все расходы на оплату труда преподавателей, покупку учебников и учебных пособий, средств обучения, в том числе компьютеров и другой цифровой техники, игр и игрушек берет на себя регион, подчеркнули в ведомстве. — Необходимые деньги перечисляются из федерального бюджета.

За ремонт, содержание зданий, спортивных и игровых площадок отвечают местные власти. На них же лежит забота о благоустройстве территории. Ни на газонные цветы, ни на посадку деревьев родители скидываться не обязаны.

Школа не имеет права предлагать платные занятия по предметам, предусмотренным стандартом. Например, заставлять родителей скинуться на лишний урок по математике или иностранному языку. А если такие занятия предлагаются в качестве развивающих, то они должны выходить за рамки обязательной программы и проводиться не по школьным учебникам.

По данным Рособрнадзора, больше всего нарушений в школах связано с платными занятиями.

Разговоры о поборах возникают каждый год. Правда, теперь эти суммы стали называть «благотворительным взносом». Хотя законными платежи от этого не стали.

К слову

Родители учеников ижевской школы N 34, которым приходилось из года в год покупать пособия по многим предметам, обратились в прокуратуру. По требованию прокурора суд обязал школу укомплектовать библиотечный фонд учебниками и учебными пособиями по всем обязательным предметам. Отстояли свои права и родители учеников одной из сельских школ Киясовского района Удмуртии. Директора школы привлекли не только к дисциплинарной ответственности, но и к административной — по статье 19.1 КоАП РФ («Самоуправство»).

Возьми на заметку

Даром учиться — зря учиться. Пословица про медиков, но и для образования вполне подходит. Учителя постоянно тянут с родителей то за учебники, то за рабочие тетради, то за платный факультатив, который почему-то вдруг стал обязательным. Насколько это законно? Вроде бы нам постоянно говорят, что школам с каждым годом выделяют из бюджета все больше денег. Но тогда почему родители по-прежнему вынуждены платить за все? Спорить и ругаться с педагогами, если не полностью уверен в своей правоте, очень не хочется, а вдруг учителя отыграются на твоем ребенке?

Потому с большинством нарушений мамы и папы тихо мирятся, предпочитая отдать свои кровные и не затевать конфликт. Самые принципиальные же направляют жалобы в

Рособрнадзор. Чиновники этого ведомства к обращениям граждан отнеслись всерьез, изучили все выявленные нарушения, приняли по ним меры.

А чтобы подобная практика не повторялась в школах с более покладистыми родителями, заместитель руководителя Рособрнадзора Анзор Музаев отправил в местные органы управления образованием письмо, в котором во всех подробностях расписал, с чем надо бороться.

Вот типичные нарушения, перечисленные в документе, о которых родители могут смело сообщать чиновникам:

  • В договорах с потребителями услуг отсутствует перечень (виды) образовательных услуг, порядок их оплаты.
  • На информационных стендах образовательных учреждений отсутствует необходимая информация об оказываемых платных дополнительных образовательных услугах.
  • Отсутствуют утвержденный учебный план, годовой календарный учебный график и расписание занятий платных дополнительных образовательных услуг.
  • Не разработаны и не утверждены рабочие программы учебных курсов и дисциплин.
  • Уставы образовательных учреждений не регламентируют порядок предоставления платных дополнительных образовательных услуг.
  • На официальных сайтах образовательных учреждений в сети Интернет не в полном объеме размещена информация о платных дополнительных образовательных услугах.
  • Оказываются платные дополнительные образовательные услуги, предусмотренные соответствующими образовательными программами и государственными образовательными стандартами.
  • Проводятся учебные занятия за счет часов, отведенных в основных образовательных программах на факультативные, индивидуальные и групповые занятия, для организации курсов по выбору обучающихся.
  • Реализуемые платные дополнительные образовательные услуги не имеют калькуляции (стоимости).
  • Форма договора об оказании платных дополнительных образовательных услуг не соответствует Примерной форме договора, утвержденной приказом Минобрнауки от 10.07.2003 N 2994.

Кроме того, взимание с родителей (законных представителей) обучающихся денежных средств на охрану образовательных учреждений, их материально-техническое оснащение, проведение ремонта, приобретение учебников и методической литературы педагогами осуществляется, как правило, за счет добровольных пожертвований родителей, вносимых с определенной периодичностью в фиксированной сумме.

(Письмо заместителя руководителя Рособрнадзора Анзора Музаева)

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *