Твердая цена контракта по 44-ФЗ

Из-за распространения коронавирусной инфекции в 2020 году появились новые основания, по которым стороны вправе осуществить изменения условий контракта при его исполнении.

Новые основания, по которым стороны вправе изменить существенные условия контракта в 2020 году:

  • поставщик не может исполнить контракт вовремя или поставщик не может исполнить контракт по прежней цене из-за коронавируса. С 1 апреля и до конца 2020 года заказчик может по соглашению сторон изменить срок исполнения любого контракта, цену контракта, если из-за коронавируса возникла невозможность его исполнения на прежних условиях (ч. 65 ст. 112 Закона № 44-ФЗ). Для этого нужно соблюсти ряд условий. Во-первых, подготовить обоснование невозможности исполнения контракта и во вторых необходимо решения Правительства РФ, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ, местной администрации, при условии, что такое изменение не приведет к увеличению срока исполнения контракта и (или) цены контракта более чем на тридцать процентов. При этом в указанный срок не включается срок получения в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности положительного заключения экспертизы проектной документации в случае необходимости внесения в нее изменений. Например, распоряжением Правительства от 20.04.2020 № 1084-р разрешили первые изменения условий контракта из-за коронавируса. В перечень включили шесть контрактов, срок их действия продлили до 21 декабря 2020 года;
  • нужно изменить размер аванса. С 24 апреля и до конца 2020 года заказчик может по соглашению сторон изменить размер аванса по контракту, если из-за коронавируса возникла невозможность его исполнения на прежних условиях (п. 7 ст. 2 Закона от 24.04.2020 № 124-ФЗ). В отличие от предыдущих оснований для такого изменения не нужно решение органа местного самоуправления, правительства или региона.

Теперь рассмотрим случаи, когда изменения условий контракта при его исполнении установлены статьей 95 Закона № 44-ФЗ.

Случай 1. Необходимо снизить цену контракта. При этом объем закупки и другие условия менять нельзя. Вносить данные изменения можно, если это предусмотрено документацией и контрактом, а при закупке у единственного поставщика – контрактом (подп. «а» п. 1 ч. 1 ст. 95 Закона № 44-ФЗ).

Случай 2. Возможно увеличить или уменьшить количество товара, работы или услуги не более чем на 10 процентов. Исключение – контракты, которые связаны с работой на объекте капитального строительства. При этом цена контракта меняется пропорционально объему закупки исходя из цены за единицу товара, работы или услуги, которая установлена контрактом.

Цена единицы дополнительного товара определяется по формуле:

Цена единицы = Первоначальная цена контракта : Количество товаров в контракте

По такой же формуле определяется цена за единицу товара, если уменьшаете объем закупки. При закупке продукции по нескольким позициям, меняется объем по каждой позиции не более чем на 10 процентов (письмо Минэкономразвития от 17.02.2017 № ОГ-Д28-1836).

Изменяется объем закупок, только если это предусмотрено документацией и контрактом, а при закупке у единственного поставщика – контрактом.

Менять цену контракта стороны вправе неоднократно. Главное условие – объем продукции и цена контракта меняются от начальной не более чем на 10 процентов. Например, цена контракта 1 млн руб., увеличить ее можно на 100 тыс. руб. Стороны заключили соглашение, по которому контрагент поставит дополнительную продукцию на 40 000 руб. Спустя неделю подписали второе соглашение о дополнительной поставке товара на 60 000 руб.

Внимание: менять цену и объем продукции при электронном запросе котировок нельзя, так как при этой закупке заказчик не готовит документацию. Вывод следует из статьи 82.2, пункта 1 части 1 статьи 95 Закона № 44-ФЗ. Казенные и бюджетные учреждения без лимитов для увеличения цены не вправе повысить объем услуг и цену контракта.

Изменить цену контракта можно и так, что она превысит НМЦК, однако соблюдайте два лимита:

  • цену нельзя увеличить более чем на 10 процентов;
  • увеличение цены не может превысить бюджетные обязательства.

( Изменения установлены подпунктом «б» пункта 1 части 1 статьи 95, ст.34 Закона № 44-ФЗ).

Случай 3. Заключен контракт для федеральных нужд сроком не менее трех лет. Менять условия, если исполнить контракт без правок невозможно, при этом цена контракта равна или превышает размер цены, которую установило Правительство:

  • 40 млн руб. – для контракта на клинические исследования лекарств;
  • 10 млрд руб. – для остальных контрактов.

Изменения условий контракта на таком же основании вправе осуществить и региональные, и муниципальные заказчики. Срок контрактов для региональных нужд – не менее трех лет, для муниципальных – от одного года. Предельные цены контрактов:

  • 1 млрд руб. – для контракта регионального заказчика;
  • 500 млн руб. – для контракта муниципального заказчика.

Условия контракта стороны меняют по соглашению сторон на основе решения Правительства, органа региональной или муниципальной власти. Предельные цены Правительство установило в постановлении от 19.12.2013 № 1186.

( Основание — подп. «в» п. 1 ч. 1 ст. 95 Закона № 44-ФЗ).

Случай 4. Изменились тарифы на товары, работы или услуги. Например, стороны вправе изменить цену контракта на водо-, тепло- и газоснабжение, который заключили по пункту 8 части 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ. Вносить изменения в план-график после заключения дополнительного соглашения не нужно (ч. 8 ст. 16, п.5 ч.1 статьи 95 Закона № 44-ФЗ).

Случай 5. Заказчику – казенному учреждению ГРБС уменьшил лимиты бюджетных обязательств. В таком случае заказчик согласовывает с контрагентом новые условия контракта, в том числе цену, срок исполнения, количество товара, работы и услуги (п. 6 ст. 161 БК).

Предложите контрагенту уменьшить цену контракта и при этом не сокращать объемы продукции. Если поставщик не согласен, меняйте количество товаров, работ или услуг по методике из постановления Правительства от 28.11.2013 № 1090.

Если ГРБС перенес лимиты на следующий год, казенное учреждение вправе продлить срок действия контракта. Такую позицию высказало Минэкономразвития в письме от 29.07.2015 № Д28и-2209.

Случай 6. Заключили контракт с иностранной организацией на лечение гражданина России за рубежом. Стороны вправе изменить цену, чтобы увеличить или уменьшить перечень услуг по медицинским показаниям. Такую возможность необходимо предусмотреть в контракте (п.7 ч.1 ст.95 Закона № 44-ФЗ).

Случай 7. Возможно изменить объем или виды работ по контракту на строительство, реконструкцию, капитальный ремонт, снос объекта капитального строительства, на сохранение объекта культурного наследия. Изменить цену контракта можно не более чем на 10 процентов. Право внести правки должно быть предусмотрено в документации и контракте, а при закупке у единственного поставщика – только в контракте (подп. «в» п. 1 ч. 1 ст. 95 Закона № 44-ФЗ).

Случай 8. Контракт на строительство, реконструкцию, капитальный ремонт, снос объекта капитального строительства, работы по сохранению объектов культурного наследия невозможно исполнить из-за обстоятельств, которые не зависят от сторон. При этом контракт отвечает следующим условиям:

  • срок действия – не менее года;
  • цена – равна или больше предельного размера, который установило Правительство.

В этом случае можно изменить условия контракта, в том числе проектную документацию. Чтобы внести поправки, необходимо письменно обосновать изменения на основании решения Правительства, высшего исполнительного органа власти региона или местной администрации. Срок и цену контракта можно увеличить до 30 процентов. При этом в срок не включают время, которое необходимо, чтобы получить экспертизу измененной проектной документации (п. 8 ч. 1 ст. 95 Закона № 44-ФЗ) .

Случай 9. Контракт на строительство, реконструкцию, капитальный ремонт, снос объекта капитального строительства, работы по сохранению объектов культурного наследия не исполнили в срок по независящим от сторон обстоятельствам или по вине подрядчика. В этом случае можно один раз продлить срок контракта. При этом продленный срок не должен превышать первоначальный. Например, заключили контракт на три месяца, продлить срок можно еще на три месяца или меньше. Если сроки сорвал подрядчик, продлевать срок контракта можно только после того, как он выплатит неустойку. Дополнительным соглашением измените срок, в который вернете подрядчику обеспечение контракта, если контрагент внес обеспечение деньгами (п. 9 ч. 1 ст. 95 Закона № 44-ФЗ).

Случай 10. Заключили контракт с единственным поставщиком согласно пунктам 1, 8, 22, 23, 29, 32, 34, 51 части 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ:

  • товары, работы, услуги, которые относят к сфере деятельности естественных монополий, а также услуги центрального депозитария (п. 1);
  • услуги по водоснабжению, водоотведению, тепло- и газоснабжению, обращению с ТКО, подключению к сетям инженерно-технического обеспечения по регулируемым тарифам (п. 8);
  • услуги по хранению и ввозу, вывозу наркотических средств и психотропных веществ (п. 8);
  • услуги по управлению многоквартирным домом, помещения в котором находятся в частной, государственной или муниципальной собственности (п. 22);
  • работы, услуги по техобслуживанию, эксплуатационному контролю зданий, сооружений, содержанию и ремонту общего имущества в здании, помещении, принадлежащих заказчику на праве собственности, или закрепленных за ним на праве хозяйственного ведения либо на праве оперативного управления, или переданных заказчику на ином законном основании; услуги по водо-, электро-, тепло- и газоснабжению, водоотведению, услуги по охране, по обращению с ТКО, в случае, если они оказываются другому лицу, которое использует нежилые помещения в одном здании с помещениями заказчика (п. 23);
  • электрическая энергия у гарантирующего поставщика (п. 29);
  • услуги по аренде нежилого здания, строения, сооружения, нежилого помещения, земельного участка либо аренде жилых помещений за границей заказчиками (п. 32);
  • услуги по лечению гражданина РФ за границей, закупаемые у иностранной организации (п. 34);
  • юридические услуги для обеспечения защиты интересов РФ в иностранных и международных судах и арбитражах, а также органах иностранных государств (п. 51 ).

В этих случаях можно менять любые существенные условия контракта. Об этом сказано в пункте 10 части 1 статьи 95 Закона № 44-ФЗ

Случай 11. Поставщик с согласия заказчика поставляет продукцию с улучшенными характеристиками по сравнению с характеристиками по контракту ( ч. 7 статьи 95 Закона № 44-ФЗ).

Случай 12. Изменилась сторона по контракту. Провести замену поставщика, исполнителя или подрядчика возможно, когда юридическое лицо проходит реорганизацию путем преобразования, слияния или присоединения. К новому юридическому лицу после реорганизации переходят права и обязанности поставщика. Перемена заказчика разрешена без ограничений. Права и обязанности по контракту переходят к новому заказчику (ч. 6 ст. 95 Закона № 44-ФЗ).

В данной статье прописаны основания, по которым возможны изменения условий контракта при его исполнении. О том, как изменить условия при исполнении контракта, о содержании дополнительного соглашения напишу в следующей статье.

Всем здоровья и удачи!

Варианты оплаты контракта по 44-ФЗ
Срок оплаты контракта по 44-ФЗ
Ответственность за нарушение 44-ФЗ по оплате контракта

В статье расскажем, когда заказчики должны оплатить контракт, можно ли получить часть оплаты заранее и что делать, если заказчик нарушает сроки оплаты.

Варианты оплаты контракта по 44-ФЗ

Порядок и сроки оплаты товаров, работ, услуг (ТРУ) госзаказчик обязан прописать в проекте контракта в соответствии с п. 1 ч. 13 ст. 34 44-ФЗ.

Выделяют три варианта оплаты по договору:

  • с авансом;
  • поэтапная;
  • единовременная.

Остановимся подробнее на каждом варианте.

Оплата с авансом

Заказчик сам решает, устанавливать в закупке авансирование или нет. Тендеры с авансом удобны для поставщика тем, что часть денег он получит сразу, еще до поставки товара или выполнения работ.

Если госзаказчик решает выплатить аванс, то он должен прописать в тексте договора его размер и установить сроки выплаты. Заказчик нарушит п. 1 ч. 13 ст. 34 44-ФЗ, если не укажет эти сведения.

Важно: в закупках с авансом обеспечение исполнения контракта увеличивается до размера аванса.

Наличие или отсутствие аванса и его предельный размер в разных закупках определяет законодательство.

Постановление правительства № 1496 устанавливает предельные значения аванса, который могут выплачивать госзаказчики в зависимости от предмета закупки:

Размер аванса Предмет закупки Примечания
Не более 50 %
  • в любых закупках по усмотрению заказчика, если иное не установлено законом;
  • в закупках по строительству, реконструкции и капитальному ремонту.

Предельное значение в 50 % установили временно до конца 2020 года (пп. 5.1, 5.2 постановления №1803).

До 11.05.2020 года аванс в таких закупках не мог превышать 30 % от цены контракта.

От 30 % до 80 % закупки на проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, которые направлены на замещение импортной продукции.

Должны выполняться условия:

  • казначейское сопровождение аванса;
  • заказчик до проведения закупки получил одобрение от Минпромторга, что контракт соответствует целям импортозамещения.
От 30 % до 90 % в закупках с условием о казначейском сопровождении контракта. Исключение – закупки из предыдущего пункта.
до 100 %

в таких закупках как:

  • услуги связи;
  • подписка на печатные издания;
  • экспертиза проектной документации;
  • приобретение авиа- и железнодорожных билетов;
  • грузовые перевозки авиационным и железнодорожным транспортом;
  • путевки на санаторно-курортное лечение и другие из пп «в» п. 18 постановления №1496.
Решение установить полную предоплату по таким закупкам остается за заказчиком.

Есть случаи, когда на аванс можно не рассчитывать:

  1. В распоряжении правительства №21 установлен перечень из 22 товаров и 4 услуг, при закупке которых авансирования не может быть. Среди них:
  • постельное белье;
  • блокноты, записные книжки;
  • стиральные и моющие средства;
  • легковые автомобили;
  • услуги по ремонту компьютеров и др.
  1. Аванс не выплатят участнику, который снизил цену на 25 % и больше от начальной цены договора, даже если в проекте контракта есть сведения об авансировании. Такое условие прописано в п. 13 ст. 37 44-ФЗ.

Поэтапная оплата

Заказчик может установить в закупке поэтапное исполнение контракта и его оплату по частям. В таких закупках поставщик будет получать оплату частями после выполнения обязательств по каждому этапу.

В договоре заказчик должен указать период исполнения каждого этапа, размер частичного платежа и дату окончательного расчета по контракту.

Заказчик и поставщик взаимодействуют по такой схеме:

  1. поставщик выполняет обязательства по каждому этапу контракта;
  2. заказчик принимает товар или работы и подписывает документы о приемке, которые подтверждают выполнение обязательств по отдельному этапу;
  3. заказчик перечисляет деньги поставщику в рамках этапа и отправляет сведения об оплате в Единую информационную систему (ЕИС).

После выполнения этапа поставщик может уменьшить размер обеспечения исполнения контракта пропорционально выполненным обязательствам. Если размер обязательств этапа составил 30 %, то и обеспечение будет меньше на 30 %.

Если обеспечение было в виде банковской гарантии, то заказчик не может требовать полную сумму по этой гарантии. Перед тем, как выставить требование банку, он должен рассчитать сумму нового обеспечения с учетом выполненных обязательств по договору.

Если поставщик переводил сумму обеспечения на счет заказчика, то по требованию исполнителя заказчик возвращает ему разницу между первоначальным и уменьшенным обеспечением.

Единовременная оплата

Заказчик оплатит контракт одной суммой после того, как поставщик полностью исполнит обязательства.

В тексте договора заказчик должен указать, какой документ подтверждает факт выполнения обязательств. Таким документом могут быть:

  • товарная накладная;
  • счет-фактура;
  • акт приемки-передачи выполненных работ и другие.

С даты подписания такого документа устанавливают срок оплаты по договору.

Срок оплаты контракта по 44-ФЗ

Заказчик прописывает сроки оплаты в тексте контракта. Если он не установит срок, то нарушит ч. 13.1 ст. 34 44-ФЗ и ч. 8 ст. 30 44-ФЗ, в которых прописаны требования к срокам оплаты:

  • не более 30 дней с момента подписания подтверждающих документов;
  • не более 15 рабочих дней в закупках для субъектов малого предпринимательства (СМП) и социально ориентированных некоммерческих организаций (СОНКО).

Отступить от этого правила можно только в рамках государственного оборонного заказа при увеличении цены контракта, если цена на продукцию выросла. Стороны подписывают дополнительное соглашение, в котором устанавливают отлагательные условия. Окончательный расчет по оборонному заказу могут продлить не более, чем на 30 календарных дней с даты внесения изменений в госконтракт (постановление правительства № 481).

Ответственность за нарушение 44-ФЗ по оплате контракта

За нарушение состава документации закупки, сроков и порядка оплаты ответственное должностное лицо госзаказчика накажут штрафом или отстранением от должности.

Наказание должностного лица заказчика Нарушение Ссылка на статью КоАП РФ
Штраф 3 000 рублей Если не укажет в контракте сроки и условия оплаты п. 4.2 ст. 7.30 КоАП
Штраф от 30 000 до 50 000 рублей Если не оплатит контракт вовремя п. 1 ст. 7.32.5 КоАП
Дисквалификация на срок от 1 до 2 лет Если должностное лицо повторно нарушило сроки оплаты п. 2 ст. 7.32.5 КоАП

Протокол об административном правонарушении по статье 7.32.5 КоАП вправе составлять органы Федеральной антимонопольной службы (ФАС), на что указывает п. 62 ч. 2 ст. 28.3 КоАП. Рассматривать дела о повторном нарушении сроков оплаты по контракту может только суд.

Заказчик виноват не всегда, когда задерживает оплату. На официальном сайте ФАС разместила письмо № ИА/74989/19 от 28.08.2019, в котором разъяснила, что заказчик не несет ответственность за нарушение сроков и порядка оплаты по контракту, если он не получил на закупку бюджетные средства.

В этом случае Федеральное казначейство может наказать главного распорядителя бюджетных средств, который не довел или не распределил вовремя лимиты бюджетных обязательств заказчику закупки.

Что делать, если контракт не оплачивают

Если вы исполнили контракт, заказчик подписал документы о приемке, но задерживает с оплатой, пишите претензию в его адрес.

В текст претензии обязательно включите:

  • ссылки на пункты договора, которые нарушил заказчик;
  • требования к уплате суммы, включая пени;
  • срок, в который заказчик должен устранить нарушения.

К претензии приложите документы, подтверждающие выполнение обязательств и передайте ее лично контактному лицу заказчика или направьте почтой письмом с уведомлением. Если передаете лично, попросите расписку о получении. Так у вас будет доказательство, что заказчик получил письмо.

Если на претензию не ответят, либо ответ вас не удовлетворит, обращайтесь прокуратуру. Подать жалобу можно в бумажном и электронном виде. Прокуратура должна за 30 дней проверить заказчика на наличие состава преступления и ответить на жалобу.

Если денег вы так и не дождались, подавайте иск в арбитражный суд. Заявление нужно подавать по месту нахождения заказчика. У вас есть один год, чтобы привлечь заказчика к ответственности.

Перед участием в закупке проверьте госзаказчика на сайте арбитражного суда. Введите в поиск его ИНН или ОГРН и посмотрите список дел, в которых он участвовал. Если заказчик уже выступал ответчиком в суде как неплательщик по госконтрактам, то есть риск, что и в этой закупке такая ситуация повторится. Оцените риски и подумайте, стоит ли работать с таким заказчиком.

Из этой статьи вы узнаете:

  • Что такое твердая цена контракта по 44-ФЗ
  • Отличие твердой цены контракта от НМЦК
  • О судебной практике в спорах о твердой цене контракта по 44-ФЗ
  • Когда цена контракта не является твердой
  • О твердой цене контракта по 44-ФЗ с единственным поставщиком
  • О твердой цене контракта по 44-ФЗ при УСН

Что значит твердая цена контракта по 44-ФЗ? Когда есть возможность отойти от данного правила? На чью сторону встанет суд в случае нарушения договора? Все эти вопросы не являются незначительными и тем более риторическими.

Только полностью разобравшись в теме, можно заключать контракты с организациями на определенных условиях. В противном случае возможны ситуации, когда дело дойдет до судебного разбирательства. А это совершенно точно потеря времени и – вполне вероятно – денег.

Что такое твердая цена контракта по 44-ФЗ

В соответствии со статьей 709 ГК РФ твердой ценой называют сумму, которую придется заплатить за исполнение условий предварительно составленного контракта, если стороны не пришли к другому решению по оплате. Такая стоимость считается фиксированной, поэтому не подвергается изменениям.

Основные требования к проведению госзакупок устанавливает закон 44-ФЗ от 2013 года. Стоимость услуг для всех договоров, оплачиваемых из бюджета, является фиксированной на протяжении установленного документом срока. Любые корректировки допускаются исключительно в случаях, указанных в постановлении Правительства РФ, ст. 34 закона 44-ФЗ.

Стоимость соглашения по 44-ФЗ может быть установлена одним из следующих способов:

  1. Твердая цена строго регламентируется и не может изменяться, даже если для этого существуют действительно серьезные причины.
  2. Фиксируется ориентировочная стоимость, на основе которой производятся итоговые расчетные мероприятия, при этом допускаются погрешности и отклонения.

Заказчик и исполнитель наделены правом вносить любые корректировки в условия соглашения, например, менять твердую цену контракта по 44-ФЗ. Если им удалось договориться, поправки реализуются через государственный контракт, договор купли-продажи, соглашение на оказание работ/услуг, дополнительные соглашения, пр.

Чаще всего цена контракта является твердой по 44-ФЗ, когда для нее установлено определенное значение и срок. Если стороны не выбрали определенную дату, за последнюю принимается день вступления договора в силу.

Твердая стоимость договора может быть зафиксирована в иностранной валюте в проектной документации или в фактически заключаемом госконтракте. Но нужно понимать, что для оплаты приобретенных товаров заказчик должен сформировать порядок перевода валюты в рубли.

Читайте также: «Что такое конкурентная закупка: основные требования и этапы проведения»

Применение фиксированной стоимости является достаточно неудобным и рискованным условием – в первую очередь для самого исполнителя. Поскольку никто не может гарантировать отсутствие рисков в процессе оказания услуг. Особенно такой подход рискован, когда речь идет о длительном сроке выполнения условий контракта. Дело в том, что исполнитель не может в одностороннем порядке отказаться от своих обязанностей при изменении обстоятельств. Если клиент не согласен пересмотреть прайс на работы, подрядчик вынужден будет опираться на изначально зафиксированные положения договора.

Условие о применении фиксированных расценок не влияет на объем работ и понесенные в связи этим расходы. Иными словами, исполнитель не имеет права на повышение стоимости, а заказчик не может рассчитывать на ее уменьшение.

Это все ключевые условия, касающиеся договоров с твердой стоимостью. Любые изменения могут вноситься лишь при достижении договоренности между сторонами либо если соответствующее условие присутствует в закупочной документации и в положениях госконтракта.

Отличие твердой цены контракта от НМЦК

НМЦК или начальная максимальная цена контракта представляет собой предельную стоимость, рассчитанную и указанную в извещении о закупочной процедуре и в прилагаемых к извещению документах. НМЦК фиксируется в процессе выбора победителя тендера, рассчитывается заранее и прописывается в плане-графике.

В отличие от НМЦК цена госконтракта является фактической величиной, сформированной после завершения закупок. Нередко случается, что итоговая цифра оказывается значительно ниже начальной.

Для определения фактической стоимости проводят анализ заявки победителя тендера, после чего с ним подписывается соглашение. Одним из условий последнего является использование твердой цены, включенной и в проектную документацию и в заключаемый сторонами договор.

Судебная практика в спорах о твердой цене контракта по 44-ФЗ

В течение всего срока исполнения государственного контракта недопустимы любые изменения стоимости. Заказчик обязан оплатить работу исполнителя по заранее установленной цене.

Поскольку данное требование является очень строгим, достаточно часто приходится сталкиваться с завышением стоимости. Именно это является причиной для большого количества судебных разбирательств в Федеральных арбитражных судах на всей территории нашей страны.

Чтобы составить более точную картину относительно существующих способов экономии бюджетных средств, рассмотрим несколько примеров:

  1. Государственный заказчик принял работу, после оплатил ее в соответствии с твердой ценой, указанной в соглашении. Однако выяснилось, что стоимость была противозаконно завышена. Государственная сторона была вынуждена обратиться в суд, чтобы вернуть средства – ее требования были полностью удовлетворены.
  2. В рамках государственного контракта исполнитель организовал перевозку физических лиц. Однако их оказалось меньше, чем устанавливалось соглашением, в результате подрядчик получил меньшую оплату. Суд отказался удовлетворить требования перевозчика, так как расчет изначальной стоимости зависит от объема мер, который оказался ниже предполагаемого значения.

Нужно понимать, что данный подход может использоваться только во время разбирательств по делам, имеющим отношения к государственным контрактам. Также есть несколько вариантов, при которых твердая цена контракта по 44-ФЗ может подвергаться изменениям.

Когда цена контракта не является твердой

Существует несколько исключений из правил, касающихся установки твердой стоимости. С 01.07.2019 г. заказчики получили возможность проводить закупки по цене за единицу товара, работы и услуги (ТРУ).

Допустим, необходимо подписать договор на оказание услуг по проведению бактериологических исследований – выявить антитела к вирусу эпидемического паротита. Заказчик не может сказать, какое количество анализов для этого потребуется, поскольку он не знает, будут ли в новом году вспышки инфекций. Поэтому он может при расчете НМЦК обозначить стоимость одного анализа и общую сумму.

Например, один анализ стоит 300 рублей, при этом нужно провести пять видов различных анализов. Тогда стоимость единицы ТРУ рассчитывается таким образом: 5 × 300 = 1500 рублей. Именно этот показатель будет снижаться во время аукциона. Заказчик должен прописать НМЦК всего контракта – допустим, 50 тысяч рублей. При этом НМЦК не должна быть кратной стоимости ТРУ.

Вторым типом закупок без установления твердого размера оплаты являются закупки, где используется формула стоимости контракта и максимальное значение данного показателя. Именно такой подход используют, допустим, при поставке автомобильного топлива. Тогда обоснование НМЦК происходит аналогично тому, как это делается для обычной закупки товара, то есть на основе коммерческих предложений участников или по данным реестра контрактов. Для расчета итогового показателя используют формулу, при этом результат не может превышать цену контракта, предложенную исполнителем электронного аукциона.

Закупка топлива не может проводиться на основе стоимости единицы ТРУ, поскольку заказчик не знает объема топлива. В данном случае допускается использование формулы цены и максимального значения. Любые закупки, для которых применяю такой подход, зафиксированы в постановлении Правительства РФ.

О твердой цене контракта по 44-ФЗ с единственным поставщиком

Если в договоре с единственным поставщиком нет пункта, устанавливающего твердую стоимость, то административная ответственность не предусматривается. Поставщику-монополисту разрешается прописать в соглашении не твердый, а примерный размер оплаты, несмотря на положения ч. 2 ст. 34 44-ФЗ.

Рассмотрим сказанное на примере. В компании не смогли прийти к соглашению по условиям договора на поставку электроэнергии. Поэтому одной из организаций пришлось обратиться с иском в арбитражный суд. Сторонам требовалось установить порядок определения цены договора. По мнению истца, необходимо было зафиксировать конкретный объем энергоресурса и твердую цену договора по 44-ФЗ на весь срок оказания услуг. Ответчик настаивал на необходимости указания ориентировочного объема электроэнергии и предварительной цены.

Читайте также: «Описание объекта закупки по 223-ФЗ: что нужно знать заказчику на подготовительном этапе»

Верховный суд указал, что нормы Закона № 35-ФЗ приоритетны над № 44-ФЗ, то есть стоимость договора устанавливается в соответствии с законодательством об электроэнергетике. Суд пояснил, что окончательный размер оплаты за электричество за месяц устанавливают после окончания расчетного периода. Дело в том, что на момент подписания соглашения нельзя определить твердую стоимость данного ресурса. А значит, невозможно установить твердую цену договора на обеспечение электричеством. Точно такого же мнения суды придерживаются, когда речь идет о договорах на поставку тепла и воды.

Отказывая в удовлетворении требований, суды отталкивались от соответствия спорных положений договора действующим законам.

В ходе разбирательства было определено, что сумма оплаты не может считаться существенным условием договора энергоснабжения. Поскольку установление на оптовом рынке средневзвешенной стоимости единицы электроэнергии имеет свободный характер, окончательная цена за месяц устанавливается по итогам расчетного периода. При этом учитываются предельные уровни нерегулируемых цен. Поскольку отсутствует возможность до окончания расчетных периодов определить твердую стоимость электрической энергии, твердая цена контракта также не может быть установлена.

Суд указал, что нормы Закона № 35-ФЗ являются специальными по отношению к № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» от 05.04.2013. Поэтому условия о количестве, стоимости товара, договора и ответственности за нарушение срока оплаты в данном случае определяются с учетом законодательства в сфере электроэнергетики.

Твердая цена контракта по 44-ФЗ при УСН

Во время подписания договора в рамках закона 44-ФЗ роль заказчика играет государство. Стоимость контракта определяется в процессе закупочной процедуры, и ее размер сохраняется на протяжении срока действия договора.

НМЦК формируется заказчиком на основе предложений рынка, далее сумма прописывается в извещении и закупочной документации. Отметим, что расчет ведется с учетом НДС.

Согласно статье 3 закона 44-ФЗ, принять участие в госзакупках могут любые юридические и физические лица, в том числе исполнителями становятся компании, работающие с упрощенными системами налогообложения. При этом заказчик не имеет права требовать пересчета цены контракта из-за отсутствия НДС.

Во время подготовки договора заказчик просчитывает размер НДС. Для компаний на ОСНО из суммы оплаты контракта вычитается 18 %, и полученная цифра вносится в сам документ. Далее именно она выставляется в счетах-фактурах поставщика. В случаях с компаниями на УСН в тексте соглашения должна быть фраза «НДС не облагается».

Таким образом, организации, которые используют в своей работе «упрощенку», оказываются в более выгодных условиях. Поэтому Минфин РФ посчитал, что сумма контракта для них должна устанавливаться за вычетом НДС. Но с такой позицией не согласились в Министерстве экономики и развития и напомнили, что система налогообложения исполнителя не может влиять на твердую сумму контракта.

По данному вопросу судьи разделились во мнениях. Так, в судебной практике есть случаи, когда решение принималось в пользу заказчиков, перечислявших поставщикам средства без суммы НДС. Однако были и ситуации, когда суд принимал сторону исполнителя. Нужно понимать, что в целом тема фиксированной стоимости контракта не так проста.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *