Статья 28. Компетенция, права, обязанности и ответственность образовательной организации

1. Образовательная организация обладает автономией, под которой понимается самостоятельность в осуществлении образовательной, научной, административной, финансово-экономической деятельности, разработке и принятии локальных нормативных актов в соответствии с настоящим Федеральным законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и уставом образовательной организации.

2. Образовательные организации свободны в определении содержания образования, выборе учебно-методического обеспечения, образовательных технологий по реализуемым ими образовательным программам.

3. К компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относятся:

1) разработка и принятие правил внутреннего распорядка обучающихся, правил внутреннего трудового распорядка, иных локальных нормативных актов;

2) материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, в том числе в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, федеральными государственными требованиями, образовательными стандартами;

3) предоставление учредителю и общественности ежегодного отчета о поступлении и расходовании финансовых и материальных средств, а также отчета о результатах самообследования;

4) установление штатного расписания, если иное не установлено нормативными правовыми актами Российской Федерации;

5) прием на работу работников, заключение с ними и расторжение трудовых договоров, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, распределение должностных обязанностей, создание условий и организация дополнительного профессионального образования работников;

6) разработка и утверждение образовательных программ образовательной организации;

7) разработка и утверждение по согласованию с учредителем программы развития образовательной организации, если иное не установлено настоящим Федеральным законом;

8) прием обучающихся в образовательную организацию;

9) определение списка учебников в соответствии с утвержденным федеральным перечнем учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность, а также учебных пособий, допущенных к использованию при реализации указанных образовательных программ такими организациями;

10) осуществление текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся, установление их форм, периодичности и порядка проведения;

10.1) поощрение обучающихся в соответствии с установленными образовательной организацией видами и условиями поощрения за успехи в учебной, физкультурной, спортивной, общественной, научной, научно-технической, творческой, экспериментальной и инновационной деятельности, если иное не установлено настоящим Федеральным законом;

11) индивидуальный учет результатов освоения обучающимися образовательных программ и поощрений обучающихся, а также хранение в архивах информации об этих результатах и поощрениях на бумажных и (или) электронных носителях;

12) использование и совершенствование методов обучения и воспитания, образовательных технологий, электронного обучения;

13) проведение самообследования, обеспечение функционирования внутренней системы оценки качества образования;

14) обеспечение в образовательной организации, имеющей интернат, необходимых условий содержания обучающихся;

15) создание необходимых условий для охраны и укрепления здоровья, организации питания обучающихся и работников образовательной организации;

15.1) организация социально-психологического тестирования обучающихся в целях раннего выявления незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ. Порядок организации социально-психологического тестирования обучающихся в общеобразовательных организациях и профессиональных образовательных организациях устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере общего образования. Порядок организации социально-психологического тестирования обучающихся в образовательных организациях высшего образования устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере высшего образования;

16) создание условий для занятия обучающимися физической культурой и спортом;

17) приобретение или изготовление бланков документов об образовании и (или) о квалификации, медалей «За особые успехи в учении»;

18) утратил силу. — Федеральный закон от 04.06.2014 N 148-ФЗ;

19) содействие деятельности общественных объединений обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся, осуществляемой в образовательной организации и не запрещенной законодательством Российской Федерации;

20) организация научно-методической работы, в том числе организация и проведение научных и методических конференций, семинаров;

21) обеспечение создания и ведения официального сайта образовательной организации в сети «Интернет»;

22) иные вопросы в соответствии с законодательством Российской Федерации.

4. Образовательные организации высшего образования осуществляют научную и (или) творческую деятельность, а также вправе вести подготовку научных кадров (в докторантуре). Иные образовательные организации вправе вести в соответствии с законодательством Российской Федерации научную и (или) творческую деятельность, если такая деятельность предусмотрена их уставами.

5. Образовательная организация вправе вести консультационную, просветительскую деятельность, деятельность в сфере охраны здоровья граждан и иную не противоречащую целям создания образовательной организации деятельность, в том числе осуществлять организацию отдыха и оздоровления обучающихся в каникулярное время (с круглосуточным или дневным пребыванием).

6. Образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе:

1) обеспечивать реализацию в полном объеме образовательных программ, соответствие качества подготовки обучающихся установленным требованиям, соответствие применяемых форм, средств, методов обучения и воспитания возрастным, психофизическим особенностям, склонностям, способностям, интересам и потребностям обучающихся;

2) создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации;

3) соблюдать права и свободы обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся, работников образовательной организации.

7. Образовательная организация несет ответственность в установленном законодательством Российской Федерации порядке за невыполнение или ненадлежащее выполнение функций, отнесенных к ее компетенции, за реализацию не в полном объеме образовательных программ в соответствии с учебным планом, качество образования своих выпускников, а также за жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации. За нарушение или незаконное ограничение права на образование и предусмотренных законодательством об образовании прав и свобод обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся, нарушение требований к организации и осуществлению образовательной деятельности образовательная организация и ее должностные лица несут административную ответственность в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.

Образовательная организация обладает автономией, под которой понимается самостоятельность в осуществлении образовательной, научной, административной, финансово-экономической деятельности, разработке и принятии локальных нормативных актов в соответствии со ст. 28 Федерального закона № 273-ФЗ, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и уставом образовательной организации.

Образовательные организации свободны в определении содержания образования, выборе учебно-методического обеспечения, образовательных технологий по реализуемым ими образовательным программам.

К компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относятся 22 полномочия:

  • 1) разработка и принятие правил внутреннего распорядка обучающихся, правил внутреннего трудового распорядка, иных локальных нормативных актов;
  • 2) материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, в т.ч. в соответствии с ФГОС, федеральными государственными требованиями, образовательными стандартами;
  • 3) предоставление учредителю и общественности ежегодного отчета о поступлении и расходовании финансовых и материальных средств, а также отчета о результатах самообследования;
  • 4) установление штатного расписания, если иное не установлено нормативными правовыми актами Российской Федерации;
  • 5) прием на работу работников, заключение с ними и расторжение трудовых договоров, если иное не установлено Федеральным законом № 273-ФЗ, распределение должностных обязанностей, создание условий и организация дополнительного профессионального образования работников;
  • 6) разработка и утверждение образовательных программ образовательной организации;
  • 7) разработка и утверждение по согласованию с учредителем программы развития образовательной организации, если иное не установлено Федеральным законом № 273-ФЗ;
  • 8) прием обучающихся в образовательную организацию;
  • 9) определение списка учебников в соответствии с утвержденным федеральным перечнем учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность, а также учебных пособий, допущенных к использованию при реализации указанных образовательных программ такими организациями;
  • 10) осуществление текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся, установление их форм, периодичности и порядка проведения;
  • 11) индивидуальный учет результатов освоения обучающимися образовательных программ, а также хранение в архивах информации об этих результатах на бумажных и (или) электронных носителях;
  • 12) использование и совершенствование методов обучения и воспитания, образовательных технологий, электронного обучения;
  • 13) проведение самообследования, обеспечение функционирования внутренней системы оценки качества образования;
  • 14) обеспечение в образовательной организации, имеющей интернат, необходимых условий содержания обучающихся;
  • 15) создание необходимых условий для охраны и укрепления здоровья, организации питания обучающихся и работников образовательной организации;
  • 16) создание условий для занятия обучающимися физической культурой и спортом;
  • 17) приобретение или изготовление бланков документов об образовании и (или) о квалификации;
  • 18) установление требований к одежде обучающихся, если иное не установлено настоящим Федеральным законом или законодательством субъектов РФ;
  • 19) содействие деятельности общественных объединений обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся, осуществляемой в образовательной организации и не запрещенной законодательством Российской Федерации;
  • 20) организация научно-методической работы, в т.ч. организация и проведение научных и методических конференций, семинаров;
  • 21) обеспечение создания и ведения официального сайта образовательной организации в сети «Интернет»;
  • 22) иные вопросы в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Образовательные организации высшего образования осуществляют научную и (или) творческую деятельность, а также вправе вести подготовку научных кадров (в докторантуре). Иные образовательные организации вправе вести в соответствии с законодательством Российской Федерации научную и (или) творческую деятельность, если такая деятельность предусмотрена их уставами.

Образовательная организация вправе вести консультационную, просветительскую деятельность, деятельность в сфере охраны здоровья граждан и иную, не противоречащую целям создания образовательной организации, деятельность, в т.ч. осуществлять организацию отдыха и оздоровление обучающихся в каникулярное время (с круглосуточным или дневным пребыванием).

Образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в т.ч.:

  • 1) обеспечивать реализацию в полном объеме образовательных программ, соответствие качества подготовки обучающихся установленным требованиям, соответствие применяемых форм, средств, методов обучения и воспитания возрастным, психофизическим особенностям, склонностям, способностям, интересам и потребностям обучающихся;
  • 2) создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации;
  • 3) соблюдать права и свободы обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся, работников образовательной организации.

Образовательная организация несет ответственность в установленном законодательством Российской Федерации порядке за невыполнение или ненадлежащее выполнение функций, отнесенных к ее компетенции, за реализацию не в полном объеме образовательных программ в соответствии с учебным планом, за качество образования своих выпускников, а также за жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации. За нарушение или незаконное ограничение права на образование и предусмотренных законодательством об образовании прав и свобод обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся, нарушение требований к организации и осуществлению образовательной деятельности образовательная организация и ее должностные лица несут административную ответственность в соответствии с КоАП РФ. Приведём ст. 5.57, 14.4 для изучения:

Статья 5.57. Нарушение права на образование и предусмотренных законодательством об образовании прав и свобод обучающихся образовательных организаций

  • 1. Нарушение или незаконное ограничение права на образование, выразившиеся в нарушении или ограничении права на получение общедоступного и бесплатного образования, а равно незаконные отказ в приеме в образовательную организацию либо отчисление (исключение) из образовательной организации — влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц — от ста тысяч до двухсот тысяч рублей.
  • 2. Нарушение или незаконное ограничение предусмотренных законодательством об образовании прав и свобод обучающихся образовательных организаций либо нарушение установленного порядка реализации указанных прав и свобод — влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц — от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.
  • 3. Совершение административного правонарушения, предусмотренного частью первой настоящей статьи, должностным лицом, ранее подвергнутым административному наказанию за аналогичное административное правонарушение — влечет дисквалификацию на срок от одного года до двух лет.

Статья 14.4. Продажа товаров, выполнение работ либо оказание населению услуг ненадлежащего качества или с нарушением установленных законодательством Российской Федерации требований

  • 1. Продажа товаров, не соответствующих образцам по качеству, выполнение работ либо оказание населению услуг, не соответствующих требованиям нормативных правовых актов, устанавливающих порядок (правила) выполнения работ либо оказания населению услуг, за исключением случаев, предусмотренных ст. 14.4.2 настоящего Кодекса — влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей; на должностных лиц — от трех тысяч до десяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица — от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц — от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей.
  • 2. Повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью первой настоящей статьи — влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц — от семи тысяч до пятнадцати тысяч рублей либо дисквалификацию на срок до одного года; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица — от пятнадцати тысяч до тридцати тысяч рублей с конфискацией предметов административного правонарушения либо без таковой; на юридических лиц — от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей с конфискацией предметов административного правонарушения либо без таковой.

Статья 28. Компетенция, права, обязанности и ответственность образовательной организации

1. Образовательная организация обладает автономией, под которой понимается самостоятельность в осуществлении образовательной, научной, административной, финансово-экономической деятельности, разработке и принятии локальных нормативных актов в соответствии с настоящим Федеральным законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и уставом образовательной организации.

2. Образовательные организации свободны в определении содержания образования, выборе учебно-методического обеспечения, образовательных технологий по реализуемым ими образовательным программам.

3. К компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относятся:

  • 1) разработка и принятие правил внутреннего распорядка обучающихся, правил внутреннего трудового распорядка, иных локальных нормативных актов;
  • 2) материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, в том числе в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, федеральными государственными требованиями, образовательными стандартами;
  • 3) предоставление учредителю и общественности ежегодного отчета о поступлении и расходовании финансовых и материальных средств, а также отчета о результатах самообследования;
  • 4) установление штатного расписания, если иное не установлено нормативными правовыми актами Российской Федерации;
  • 5) прием на работу работников, заключение с ними и расторжение трудовых договоров, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, распределение должностных обязанностей, создание условий и организация дополнительного профессионального образования работников;
  • 6) разработка и утверждение образовательных программ образовательной организации;
  • 7) разработка и утверждение по согласованию с учредителем программы развития образовательной организации, если иное не установлено настоящим Федеральным законом;
  • 8) прием обучающихся в образовательную организацию;
  • 9) определение списка учебников в соответствии с утверждённым федеральным перечнем учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность, а также учебных пособий, допущенных к использованию при реализации указанных образовательных программ такими организациями;
  • 10) осуществление текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся, установление их форм, периодичности и порядка проведения;
  • 10.1) поощрение обучающихся в соответствии с установленными образовательной организацией видами и условиями поощрения за успехи в учебной, физкультурной, спортивной, общественной, научной, научно-технической, творческой, экспериментальной и инновационной деятельности, если иное не установлено настоящим Федеральным законом;
  • 11) индивидуальный учёт результатов освоения обучающимися образовательных программ и поощрений обучающихся, а также хранение в архивах информации об этих результатах и поощрениях на бумажных и (или) электронных носителях;
  • 12) использование и совершенствование методов обучения и воспитания, образовательных технологий, электронного обучения;
  • 13) проведение самообследования, обеспечение функционирования внутренней системы оценки качества образования;
  • 14) обеспечение в образовательной организации, имеющей интернат, необходимых условий содержания обучающихся;
  • 15) создание необходимых условий для охраны и укрепления здоровья, организации питания обучающихся и работников образовательной организации;
  • 15.1) организация социально-психологического тестирования обучающихся в целях раннего выявления незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ. Порядок организации социально-психологического тестирования обучающихся в общеобразовательных организациях и профессиональных образовательных организациях устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере общего образования. Порядок организации социально-психологического тестирования обучающихся в образовательных организациях высшего образования устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере высшего образования;
  • 16) создание условий для занятия обучающимися физической культурой и спортом;
  • 17) приобретение или изготовление бланков документов об образовании и (или) о квалификации, медалей «За особые успехи в учении»;
  • 18) утратил силу. — Федеральный закон от 04.06.2014 N 148-ФЗ;
  • 19) содействие деятельности общественных объединений обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся, осуществляемой в образовательной организации и не запрещённой законодательством Российской Федерации;
  • 20) организация научно-методической работы, в том числе организация и проведение научных и методических конференций, семинаров;
  • 21) обеспечение создания и ведения официального сайта образовательной организации в сети «Интернет»;
  • 22) иные вопросы в соответствии с законодательством Российской Федерации.

4. Образовательные организации высшего образования осуществляют научную и (или) творческую деятельность, а также вправе вести подготовку научных кадров (в докторантуре). Иные образовательные организации вправе вести в соответствии с законодательством Российской Федерации научную и (или) творческую деятельность, если такая деятельность предусмотрена их уставами.

5. Образовательная организация вправе вести консультационную, просветительскую деятельность, деятельность в сфере охраны здоровья граждан и иную не противоречащую целям создания образовательной организации деятельность, в том числе осуществлять организацию отдыха и оздоровления обучающихся в каникулярное время (с круглосуточным или дневным пребыванием).

6. Образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе:

  • 1) обеспечивать реализацию в полном объеме образовательных программ, соответствие качества подготовки обучающихся установленным требованиям, соответствие применяемых форм, средств, методов обучения и воспитания возрастным, психофизическим особенностям, склонностям, способностям, интересам и потребностям обучающихся;
  • 2) создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации;
  • 3) соблюдать права и свободы обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся, работников образовательной организации.

7. Образовательная организация несёт ответственность в установленном законодательством Российской Федерации порядке за невыполнение или ненадлежащее выполнение функций, отнесенных к её компетенции, за реализацию не в полном объеме образовательных программ в соответствии с учебным планом, качество образования своих выпускников, а также за жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации. За нарушение или незаконное ограничение права на образование и предусмотренных законодательством об образовании прав и свобод обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся, нарушение требований к организации и осуществлению образовательной деятельности образовательная организация и её должностные лица несут административную ответственность в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.

Статья 28. Компетенция, права, обязанности и ответственность образовательной организации
Комментарий к статье 28
1. При определении правового статуса образовательной организации комментируемая статья исходит из принципа автономии, то есть самостоятельности в осуществлении образовательной, научной, административной, финансово-экономической деятельности, свободы в определении содержания образования, выбора учебно-методического обеспечения, образовательных технологий по реализуемым ими образовательным программам с учетом требований федерального законодательства и положений устава образовательной организации.
2. К компетенции и правам образовательной организации в установленной сфере деятельности относятся (данный перечень в силу закона не является закрытым):
1) разработка и принятие локальных нормативных актов: правил внутреннего распорядка обучающихся, внутреннего трудового распорядка, иных актов — положений, регламентов, приказов, распоряжений и др. — при условии их соответствия комментируемому Закону, иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также уставу образовательной организации;
2) материально-техническое обеспечение образовательной деятельности:
— оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, в том числе ФГОС, федеральными государственными требованиями, образовательными стандартами;
— обеспечение в образовательной организации, имеющей интернат, необходимых условий содержания обучающихся;
— создание необходимых условий для охраны и укрепления здоровья, организации питания обучающихся и работников образовательной организации.
Так, например, в соответствии с Приказом Минобрнауки от 17 октября 2013 г. N 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» требования к материально-техническим условиям реализации образовательной программы дошкольного образования включают: требования, определяемые в соответствии с санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами, правилами пожарной безопасности; к средствам обучения и воспитания в соответствии с возрастом и индивидуальными особенностями развития детей; оснащенность помещений развивающей предметно-пространственной средой; материально-техническое обеспечение программы (учебно-методический комплект, оборудование, оснащение (предметы));
3) предоставление ежегодного отчета о поступлении и расходовании финансовых и материальных средств:
— учредителю;
— общественности.
Отчетность, связанная с выполнением государственного задания, предоставляется в соответствии с Постановлением Правительства от 26 июня 2015 г. N 640 «О порядке формирования государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ) в отношении федеральных государственных учреждений и финансового обеспечения выполнения государственного задания»;
4) разработка и утверждение по согласованию с учредителем программы развития образовательной организации (если иное не установлено комментируемым Законом). В дальнейшем возможно проведение учредителем мониторинга реализации программы развития, как, например, происходит в отношении национальных исследовательских университетов в соответствии с Приказом Минобрнауки от 22 сентября 2015 г. N 1038 «О перечне показателей, критерии и периодичности оценки эффективности реализации программ развития образовательных организаций высшего образования, в отношении которых установлена категория «национальный исследовательский университет»;
5) содействие деятельности общественных объединений обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся, осуществляемой в образовательной организации и не запрещенной законодательством Российской Федерации, в том числе их поддержка и стимулирование участия обучающихся в них (см. письмо Минобрнауки от 30 мая 2018 г. N ИП-433/09 «О направлении информации»);
6) обеспечение создания и ведения официального сайта образовательной организации в сети Интернет в соответствии с Постановлением Правительства от 10 июля 2013 г. N 582 «Об утверждении Правил размещения на официальном сайте образовательной организации в информационно-телекоммуникационной сети Интернет и обновления информации об образовательной организации» и Приказом Рособрнадзора от 29 мая 2014 г. N 785 «Об утверждении требований к структуре официального сайта образовательной организации в информационно-телекоммуникационной сети Интернет и формату представления на нем информации»;
7) проведение самообследования, обеспечение функционирования внутренней системы оценки качества образования, подготовка отчета о результатах самообследования, в том числе путем размещения этой информации на официальном сайте образовательной организации в сети Интернет. Самообследование проводится образовательной организацией ежегодно на основании Приказа Минобрнауки от 14 июня 2013 г. N 462 «Об утверждении Порядка проведения самообследования образовательной организацией» и включает оценку:
— образовательной деятельности;
— системы управления организации;
— содержания и качества подготовки обучающихся;
— организации учебного процесса;
— востребованности выпускников;
— качества кадрового, учебно-методического, библиотечно-информационного обеспечения, материально-технической базы;
— функционирования внутренней системы оценки качества образования, —
а также анализ показателей деятельности организации, подлежащей самообследованию, устанавливаемых Минобрнауки;
8) в сфере трудовых отношений:
— установление штатного расписания (если иное не установлено нормативными правовыми актами РФ);
— прием на работу работников, заключение с ними и расторжение трудовых договоров (если иное не установлено комментируемым Законом), распределение должностных обязанностей;
— создание условий и организация дополнительного профессионального образования работников.
Типовые штаты действующим российским законодательством не предусмотрены, порядок комплектования работников образовательного учреждения закрепляется в его уставе. Например, число учителей по общеобразовательным предметам определяется исходя из количества классов в соответствии с санитарными правилами и объема учебной нагрузки в соответствии с учебным планом (см. письмо Минобрнауки от 15 апреля 2009 г. N 03-716 «О штатном расписании в образовательных учреждениях»);
9) непосредственно в сфере образования:
— разработка и утверждение образовательных программ образовательной организации с учетом Приказа Минобрнауки от 28 мая 2014 г. N 594 «Об утверждении Порядка разработки примерных основных образовательных программ, проведения их экспертизы и ведения реестра примерных основных образовательных программ»;
— прием обучающихся в образовательную организацию в соответствии с Приказами Минобрнауки от 8 апреля 2014 г. N 293 «Об утверждении Порядка приема на обучение по образовательным программам дошкольного образования», от 23 января 2014 г. N 36 «Об утверждении Порядка приема на обучение по образовательным программам среднего профессионального образования» и др.;
— определение списка учебников в соответствии с утвержденным федеральным перечнем учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность, а также учебных пособий, допущенных к использованию при реализации указанных образовательных программ такими организациями, на основании Приказа Минпросвещения от 28 декабря 2018 г. N 345 «О федеральном перечне учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»;
— осуществление текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся, установление их форм, периодичности и порядка проведения.
Так, в соответствии с письмом Рособрнадзора от 14 ноября 2016 г. N 05-616 для осуществления процедур текущего контроля успеваемости, промежуточной и государственной итоговой аттестации обучающихся должны быть созданы фонды оценочных средств, адаптированные для обучающихся инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, позволяющие оценить достижение ими результатов обучения и уровень сформированности всех компетенций, предусмотренных образовательной программой.
Форма проведения текущей и государственной итоговой аттестации для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов устанавливается с учетом индивидуальных психофизических особенностей (устно, письменно на бумаге, письменно на компьютере, в форме тестирования и т.п.). При необходимости обучающимся предоставляется дополнительное время для подготовки ответа при прохождении аттестации;
— поощрение обучающихся в соответствии с установленными образовательной организацией видами и условиями поощрения за успехи в учебной, физкультурной, спортивной, общественной, научной, научно-технической, творческой, экспериментальной и инновационной деятельности, если иное не установлено комментируемым Законом. Поощрение может носить нематериальный характер — благодарность, диплом, почетная грамота и др. и материальный. Например, в соответствии с Постановлением Правительства от 17 декабря 2016 г. N 1390 «О формировании стипендиального фонда» одним из таких способов стимулирования выступают повышенные государственные академические стипендии студентам;
— индивидуальный учет результатов освоения обучающимися образовательных программ и поощрений обучающихся, а также хранение в архивах информации об этих результатах и поощрениях на бумажных и (или) электронных носителях. В дальнейшем эти достижения обучающихся учитываются при продолжении образования (см., например, Методические рекомендации по учету индивидуальных достижений, поступающих при приеме на обучение по программам бакалавриата и специалитета, утв. Минобрнауки 20 февраля 2015 г. N АК-10/05вн);
— использование и совершенствование методов обучения и воспитания, образовательных технологий, электронного обучения. Образовательные организации реализуют образовательные программы или их части с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий в предусмотренных комментируемым Законом формах обучения или при их сочетании, при проведении учебных занятий, практик, текущего контроля успеваемости, промежуточной, итоговой и (или) государственной итоговой аттестации обучающихся в соответствии с Приказом Минобрнауки от 23 августа 2017 г. N 816 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ»;
— приобретение или изготовление бланков документов об образовании и (или) о квалификации, медалей «За особые успехи в учении». Образцы (формы) и описания соответствующих документов устанавливаются Приказами Минобрнауки от 14 февраля 2014 г. N 115 «Об утверждении Порядка заполнения, учета и выдачи аттестатов об основном общем и среднем общем образовании и их дубликатов», от 27 августа 2013 г. N 989 «Об утверждении образцов и описаний аттестатов об основном общем и среднем общем образовании и приложений к ним», от 4 июля 2013 г. N 531 «Об утверждении образцов и описаний диплома о среднем профессиональном образовании и приложения к нему», от 1 октября 2013 г. N 1100 «Об утверждении образцов и описаний документов о высшем образовании и о квалификации и приложений к ним» и проч.;
10) в сфере охраны здоровья граждан:
— консультационная, просветительская деятельность. Формы проведения консультаций (групповые, индивидуальные) и направлений просветительской деятельности определяются самой образовательной организацией;
— организация отдыха и оздоровления обучающихся в каникулярное время (с круглосуточным или дневным пребыванием), в том числе в соответствующих организациях для отдыха детей и их оздоровления сезонного действия или круглогодичного действия независимо от их организационно-правовых форм, основная деятельность которых направлена на реализацию услуг по обеспечению отдыха детей и их оздоровления (загородные лагеря отдыха и оздоровления детей, детские оздоровительные центры, базы и комплексы, детские оздоровительно-образовательные центры, специализированные (профильные) лагеря (спортивно-оздоровительные лагеря и другие лагеря) и иные организации). По данному вопросу см. Приказ Минобрнауки от 13 июля 2017 г. N 656 «Об утверждении примерных положений об организациях отдыха детей и их оздоровления».
Также в период каникул используются возможности организации отдыха детей и их оздоровления, тематических лагерных смен, летних школ, создаваемых на базе организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и организаций дополнительного образования (см. Приказ Минобрнауки от 6 октября 2009 г. N 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»);
— организация социально-психологического тестирования обучающихся в целях раннего выявления незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ. Порядок организации социально-психологического тестирования обучающихся устанавливается Приказом Минобрнауки от 16 июня 2014 г. N 658 «Об утверждении Порядка проведения социально-психологического тестирования лиц, обучающихся в общеобразовательных организациях и профессиональных образовательных организациях, а также в образовательных организациях высшего образования». Тестирование является одной из форм профилактики незаконного потребления наркотиков, и данные о группе риска по аддиктивному поведению, получаемые по результатам его проведения, должны использоваться при корректировке профилактической работы в образовательной среде. Действующее законодательство не подразумевает исключений для образовательных организаций при проведении тестирования и предполагает максимально полный охват тестированием всех типов образовательных организаций (см. письмо Минобрнауки от 6 апреля 2017 г. N ВК-1116/07 «О необходимости обеспечения максимального охвата образовательных организаций социально-психологическим тестированием»);
— создание условий для занятия обучающимися физической культурой и спортом. В этих целях, в частности, проводится открытый публичный Всероссийский конкурс на лучшую общеобразовательную организацию, развивающую физическую культуру и спорт, «Олимпиада начинается в школе» в целях активизации деятельности общеобразовательных организаций по развитию физической культуры и спорта, выявления общеобразовательных организаций, достигших высоких результатов в физкультурно-спортивном воспитании и олимпийском движении обучающихся. Также осуществляется культурно-просветительская и образовательная деятельность по пропаганде и внедрению Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» (см. Приказ Минобрнауки от 7 июля 2015 г. N 696 «О проведении в 2015 году Всероссийского конкурса на лучшее общеобразовательное учреждение, развивающее физическую культуру и спорт, «Олимпиада начинается в школе»);
11) в сфере научной деятельности:
— организация научно-методической работы, организация и проведение научных и методических конференций, семинаров, в том числе в рамках ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике» и Постановления Правительства от 29 марта 2019 г. N 377 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Научно-технологическое развитие Российской Федерации»;
— подготовка научных кадров (в докторантуре) образовательными организациями высшего образования. Порядок направления в докторантуру научных и педагогических работников, требования к работникам, сроки пребывания в докторантуре, размер и порядок осуществления работникам ежемесячных выплат устанавливаются Постановлением Правительства от 4 апреля 2014 г. N 267 «Об утверждении Положения о докторантуре».
3. С вышеперечисленными правами корреспондируют и соответствующие обязанности образовательной организации, невыполнение которых может привести к применению мер дисциплинарной, административной или уголовной ответственности к самой образовательной организации и ее должностным лицам.
Основная обязанность состоит в обеспечении реализации в полном объеме образовательных программ, соответствия качества подготовки обучающихся установленным требованиям, соответствия применяемых форм, средств, методов обучения и воспитания возрастным, психофизическим особенностям, склонностям, способностям, интересам и потребностям обучающихся. Контроль и надзор за осуществлением образовательной деятельности осуществляют федеральные органы исполнительной власти — Рособрнадзор, Минпросвещения, Минобрнауки, а также региональные и местные органы власти. Основным органом, осуществляющим контрольно-надзорные функции в сфере образования, является Рособрнадзор (см. Приказ Минобрнауки от 6 июля 2016 г. N 822 «Об утверждении Административного регламента исполнения Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки государственной функции по осуществлению федерального государственного контроля качества образования»).
Следующая обязанность направлена на создание безопасных условий обучения и воспитания обучающихся, включая систему присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации. Решению проблемы обеспечения безопасности посвящен ряд Федеральных законов:
— от 28 декабря 2010 г. N 390-ФЗ «О безопасности»;
— от 21 декабря 1994 г. N 69-ФЗ «О пожарной безопасности»;
— от 9 января 1996 г. N 3-ФЗ «О радиационной безопасности»;
— от 10 декабря 1995 г. N 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения»;
— от 12 февраля 1998 г. N 28-ФЗ «О гражданской обороне»;
— от 6 марта 2006 г. N 35-ФЗ «О противодействии терроризму» и др.
Проблема обеспечения безопасности и антитеррористической защищенности в образовательных учреждениях остается актуальной. Ее решение возможно только путем применения комплексного подхода, сочетающего в себе основные мероприятия по противодействию терроризму, меры по развитию общей культуры обучающихся в области безопасности жизнедеятельности, обучение безопасному поведению в различных опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера. На формирование сознательного ответственного отношения к личной безопасности и безопасности окружающих, приобретение ими способности сохранить жизнь и здоровье в неблагоприятных, угрожающих жизни условиях ориентированы учебные курсы «Основы безопасности жизнедеятельности» и «Безопасность жизнедеятельности» (см. письмо Департамента государственной политики в образовании Минобрнауки от 30 августа 2005 г. N 03-1572 «Об обеспечении безопасности в образовательных учреждениях»).
Образовательные организации также обязаны соблюдать права и свободы обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся, работников образовательной организации, установленные комментируемым Законом и другими актами.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *