Статья 10.11. Порядок опроса несовершеннолетнего

  • •Гражданин и правопорядок. Правовые аспекты.
  • •Конституция Республики Беларусь
  • •Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях1
  • •Общая часть
  • •Часть 6 ст.8.2 пиКоАп определяет круг лиц, в отношении которых, в соответствии с этой статьей не может быть наложено административное взыскание в виде ареста.
  • •2) Предотвращение лицом, совершившим административное правонарушение, вредных последствий такого правонарушения;
  • •3) Добровольное возмещение или устранение причиненного вреда либо исполнение возложенной на лицо обязанности, за неисполнение которой налагается административное взыскание;
  • •6) Совершение административного правонарушения под влиянием угрозы или принуждения либо в силу материальной, служебной или иной зависимости.
  • •Особенная часть
  • •Статья 24.4. Заведомо ложные объяснение либо заявление
  • •Процессуально-исполнительный кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях5
  • •Глава 1. Основные положения
  • •Глава 2 задачи и принципы административного процесса
  • •Глава 3 суд, государственные органы и должностные лица органа, ведущего административный процесс. Подведомственность дел
  • •Глава 4 участники административного процесса, защищающие свои или представляемые права и интересы, иные участники административного процесса
  • •Глава 5 обстоятельства, исключающие возможность участия в административном процессе
  • •Глава 6 предмет доказывания. Доказательства. Оценка доказательств
  • •1. Предметы, служившие орудием или средствами совершения правонарушения (транспортные средства, использованные как орудия правонарушения).
  • •1. Вызов в порядке, предусмотренном пиКоАп любого лица для опроса или дачи заключения в качестве эксперта;
  • •2. Проведение процессуальных действий, предусмотренных пиКоАп (путем опросов, осмотров и других процессуальных действий);
  • •3. Истребование от учреждений, предприятий, организаций, должностных лиц и граждан, предметов и документов, имеющих значение для дела;
  • •4. Требование производства проверок от соответствующих органов и должностных лиц.
  • •Глава 7 обжалование действий и решений судьи, должностного лица органа, ведущего административный процесс
  • •Статья 7.2. Порядок обжалования
  • •Статья 7.3. Сроки подачи жалоб и порядок их рассмотрения
  • •Статья 7.4. Срок рассмотрения жалобы
  • •Глава 8 меры обеспечения административного процесса
  • •Статья 8.5. Протокол административного задержания физического лица
  • •Статья 8.9. Изъятие вещей и документов
  • •Статья 8.12. Привод
  • •Глава 9 начало административного процесса Статья 9.1. Поводы и основания к началу административного процесса
  • •Статья 9.2. Заявление физического лица
  • •Статья 9.5. Начало административного процесса
  • •Статья 9.6. Обстоятельства, исключающие административный процесс
  • •Глава 10 подготовка дела об административном правонарушении к рассмотрению
  • •Статья 10.5. Удостоверение факта отказа от подписания процессуального документа
  • •Статья 10.7. Разрешение ходатайств
  • •Статья 10.9. Порядок вызова участников административного процесса
  • •Статья 10.11. Порядок опроса несовершеннолетнего
  • •Статья 10.12. Протокол опроса
  • •Статья 10.13. Осмотр
  • •Статья 10.27. Постановление о прекращении дела об административном правонарушении
  • •Глава 11 рассмотрение дел об административных правонарушениях
  • •Глава 12 обжалование и опротестование постановления по делу об административном правонарушении
  • •Глава 13 исполнение постановления о наложении административного взыскания
  • •Раздел IV исполнение административного взыскания
  • •Глава 14 общие положения
  • •Глава 15 исполнение постановления о вынесении предупреждения, наложении штрафа
  • •Глава 16 исполнение постановлений о конфискации, взыскании стоимости предмета административного правонарушения
  • •Глава 18 исполнение постановления об административном аресте

Александр Щебенев
магистрант СГУ имени Питирима Сорокина,
Россия, г. Сыктывкар
E-mail: alexandr-sh@bk.ru

В науке уголовного процесса по-прежнему остается много нерешенных проблем, касающихся доказательств и доказывания. В частности, вызывает споры доказательственное значение объяснений граждан и должностных лиц. Необходимо сразу отметить, что это обусловлено не только несовершенством УПК РФ, но и тем, что к материалам дела могут быть приобщены объяснения, полученные в рамках как административного процесса, осуществления оперативно-розыскной деятельности, так и проверки заявлений и сообщений о преступлениях, т.е. в порядке ст. 144 УПК РФ. Вполне очевидно, что их процессуальный статус различен, но это не снимает с повестки дня вопрос о возможности использования данных источников в доказывании по уголовному делу.

Традиционно в стадии возбуждения уголовного дела выделяют три этапа: принятие и регистрация сообщения о преступлении; проверка сообщения о преступлении; вынесение решения, завершающего данную стадию.

Закрепив возможность проверки сообщения о преступлении, УПК РФ не приводит четкого перечня возможных способов ее осуществления. Анализ отдельных правовых предписаний уголовно-процессуального закона позволяет выделить отдельные проверочные действия, проведение которых допустимо при рассмотрении сообщения о преступлении.

Существенным недостатком выступает тот факт, что закон не определяет порядок производства способов проверки и форму соответствующих процессуальных актов (исключение составляет осмотр места происшествия).

В этой связи представляется необходимым закрепление в УПК РФ способов проверки сообщения о преступлении, их процессуальной формы и механизма реализации, что позволит более эффективно разрешать вопрос о наличии или отсутствии основания для возбуждения уголовного дела, усилит гарантии охраны прав и свобод лиц, вовлекаемых в уголовный процесс, обеспечив единый на всей территории Российской Федерации порядок проверочной деятельности на первоначальном этапе судопроизводства.

В практической деятельности наиболее часто используется такой способ проверки, как получение объяснений. Хотя УПК РФ не предусматривает его в качестве средства проверки, о нем содержится упоминание в части 3 ст. 13 Закона «О Полиции», устанавливающей возможность получения от граждан и должностных лиц необходимых объяснений, сведений, справок.

Мы посчитали необходимым рассмотреть вопрос о получении объяснений несовершеннолетних участников проводимой проверки до принятия решения в порядке статьи 145 УПК РФ.

Отметим, что отсутствие указания на возможность получения объяснения в уголовно-процессуальном законе вовсе не означает, что проведение данного действия не предполагает соблюдения определенных правил.

Указанный способ проверки сообщения о преступлении должен основываться на общих принципах уголовного судопроизводства: охраны прав и свобод человека и гражданина, уважения чести и достоинства личности, ее неприкосновенности и прочих (гл. 2 УПК РФ). Это положение согласуется с законодательным предписанием о том, что досудебное производство, включающее проверочную деятельность, является частью уголовного судопроизводства (п. 56 ст. 5 УПК РФ).

При получении объяснения недопустимо применение мер процессуального принуждения, поскольку они сопряжены с ограничением в той или иной мере прав и законных интересов граждан и характерны для стадии предварительного расследования.

Так, к лицу, уклоняющемуся от явки для дачи объяснения, нельзя применять такую меру принуждения, как привод, так как данная мера применяется только к подозреваемому, обвиняемому, потерпевшему и свидетелю, если они без уважительной причины не являются по вызову должностного лица (ст. 113 УПК РФ). В подобных ситуациях должностное лицо, осуществляющее проверку, должно ограничиться разъяснением необходимости получения объяснения и его важности для принятия решения о возбуждении уголовного дела или об отказе в таковом.

По смыслу ст. 191 УПК РФ, при опросе несовершеннолетнего лица должен присутствовать педагог, а в случае необходимости — законный представитель. Особенность процедуры опроса несовершеннолетнего лица заключается в том, что к участию в этом следственном действии привлекаются третьи лица из числа тех, кому ребенок или подросток доверяет, и кто может обеспечить соответствующую психологическую атмосферу допроса. Такими лицами могут быть: педагог, то есть школьный учитель или воспитатель детского дошкольного учреждения, законные представители, то есть родители, усыновители, опекуны или попечители, представители учреждений и организаций, на попечении которых находится ребенок или подросток, иные близкие родственники, которые не охватываются понятием законных представителей, а именно: родные братья и сестры, дедушка, бабушка.

Для участия в опросе несовершеннолетнего лица в возрасте до 14 лет педагог вызывается в обязательном порядке, а в возрасте от 14 до 16 лет — по усмотрению лица, проводящего опрос, в зависимости от уровня развития допрашиваемого, предмета допроса и его сложности, а также других обстоятельств дела.

Необходимо помнить, что всем лицам, присутствующим при опросе несовершеннолетнего требуется разъяснять (лучше под роспись) следующие права:

  1. с его разрешения задавать несовершеннолетнему лицу вопросы;
  2. делать подлежащие занесению в объяснение замечания, касающиеся самой процедуры и содержания процессуального действия, а также правильности записи объяснений, и просить о дополнении и уточнении этой записи.

При определении цели получения объяснения необходимо исходить из того, что данные, содержащиеся в нем, наряду с другими сведениями являются основанием для вынесения обоснованного решения по поступившему сообщению о преступлении. Значит, получение объяснения должно быть направлено на выяснение фактических данных об обстоятельствах совершенного или готовящегося преступления, достаточных для установления наличия или отсутствия основания для возбуждения уголовного дела.

Процедура получения объяснения во многом схожа с порядком проведения допроса, хотя и имеет свои особенности.

При получении объяснения сначала выясняется личность опрашиваемого, в протоколе объяснения фиксируются анкетные данные. Затем всем присутствующим лицам, а именно педагогу, законному представителю несовершеннолетнего, самому несовершеннолетнему, доводятся сущность проводимого действия и соответствующие права. Перед началом опроса лицам разъясняются положения ст. 51 Конституции РФ о праве не свидетельствовать против себя самого, своего супруга, других близких родственников, о чем делается запись в протоколе, удостоверяемая подписью опрашиваемого.

Отметим, что разъяснение положений ст. 51 Конституции РФ является обязательным в каждом случае получения показаний (объяснений) от того или иного лица как в ходе предварительной проверки сообщения о преступлении, так и на стадии предварительного расследования. Также разъясняется содержание ст. 18 УПК РФ, закрепляющей право давать объяснение на родном языке или языке, которым владеет лицо, а также бесплатно пользоваться помощью переводчика. При получении объяснения от несовершеннолетнего лица в протокол вносятся фамилии и подписи участвующих при проведении данного процессуального действия родителя, законного представителя, и педагога.

После разъяснения прав лицо излагает обстоятельства, для выяснения которых оно было вызвано. Опрашивающее лицо, по своему усмотрению выбирает тактику данного проверочного действия.

Результаты получения объяснения фиксируются в протоколе объяснения. В нем указываются: место, дата и время составления документа; должность, звание, фамилия лица, его составившего; ст. 144 УПК РФ, предусматривающая проведение проверки сообщения о преступлении; данные о лице, дающем объяснение; сообщенные им сведения, отметка об ознакомлении опрашиваемого с содержанием протокола, замечания и дополнения к объяснению; подписи участников рассматриваемого действия.

Нерегламентированность нормами уголовно-процессуального законодательства формы выражения полученных объяснений, несмотря на содержание ч. 1.2 ст. 144 УПК РФ, закрепляющей возможность их использования в качестве доказательств, при условии соблюдения требований ст. 75 и 89 УПК РФ создает неопределенность у правоприменителей. А.С. Александров и М.В. Лапатников данные изменения уголовно-процессуального законодательства называют революционными и указывают на стирание граней между процессуальной и непроцессуальной деятельностью.

Полагаем необходимым при получении и составлении объяснений руководствоваться положениями, регламентирующими порядок производства допроса, за исключением правила о предупреждении опрашиваемого об уголовной ответственности за отказ от дачи показаний или дачу заведомо ложных показаний по ст. 307, 308 УК РФ. О схожести природы данного процессуального действия с допросом свидетельствует и закрепление законодателем права не свидетельствовать против самого себя, своего супруга и других близких родственников, круг которых определен законом, а также права пользоваться услугами адвоката (ч. 1.1 ст. 144 УПК РФ). Если содержание объяснения включает в себя сведения о преступлении, совершенном или подготавливаемом определенным лицом, необходимо предупредить опрашиваемого об ответственности за заведомо ложный донос в соответствии со ст. 306 УК РФ.

По окончании опроса протокол предъявляется опрашиваемому лицу, а так же педагогу, законному представителю для прочтения. Факт ознакомления и правильность записи объяснения удостоверяется подписью лиц на каждой станице и в конце документа.

Список использованных источников:

Нормативные правовые акты

Монографическая, периодическая, учебная литература, научные статьи

  1. Александров А.С., Лапатников М.В. Старые проблемы доказательственного права в новой уголовно-процессуальной упаковке «сокращенного дознания» // Юридическая наука и практика. Вестник нижегородской академии МВД России. 2013. N 22. С. 23 — 28.
  2. Копылова О.П. Проверка заявлений и сообщений о преступлениях: монография. Тамбов: Изд-во Тамб. гос. техн. ун-та, 2010. 160 с.
  3. Шадрин В.С., Аракелян К.А. Проблемы законного представительства несовершеннолетних, в отношении которых решается вопрос о возбуждении уголовного дела // КриминалистЪ. 2010. №2(7) . С. 30-35.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *