Статус третейского судьи его полномочия



SCIENCE TIME

правовой статус третейского суда

В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Белоусова Алина Сергеевна, Мордовский гуманитарный институт, г. Саранск

E-mail: alina.belousova93@mail.ru

Аннотация. В работе анализируется третейское разбирательство как эффективный, быстрый и сравнительно дешевый способ разрешения многих имущественно-правовых конфликтов, способный составить и уже составляющий реальную альтернативу государственному судебному разбирательству таких споров. Подчеркивается, что третейский суд, лишь • относительно недавно завершивший в России этап своего становления, объективно требует дальнейшего развития и совершенствования в качестве одной из наиболее эффективных форм защиты имущественных прав и интересов предпринимателей.

Ключевые слова: третейский суд, третейская оговорка, третейское разбирательство.

Третейское разбирательство в России имеет глубокие исторические корни. Право купцов разрешать свои имущественные споры в сформированных ими же на временной или постоянной основе специальных торговых судах, с выбранными самими сторонами судьями (арбитрами), по упрощенным процедурам и с соблюдением торговых обычаев стало признаваться еще в средние века, с развитием коммерческих связей. Оно объективно следовало из принципа свободы предпринимательских договоров и возможностей владельца самостоятельно распоряжаться принадлежащим ему имуществом и правами на него.

Развитие третейского разбирательства в современный период связано с формированием рыночных отношений, основанных на полной самостоятельности хозяйствующих субъектов. Следствием того, что участниками торгового оборота стали не только государственные, но и частные организации, а также граждане-предприниматели, явилось огромное число совершаемых ими сделок и, как закономерный результата, повышение количества споров хозяйственной

деятельности. Их разрешение допустимо как в рамках государственной судебной системы, так и с использованием альтернативных методов урегулирование правовых конфликтов, среди которых основное место занимает третейское разбирательство.

Рассмотрение споров в третейском суде выгодно отличается от государственного судопроизводства низкими издержками, оперативностью и конфиденциальностью, упрощенной процедурой. В то же время несовершенство законодательного регулирования третейского разбирательства, отсутствие специальных комплексных теоретических исследований в данной области, противоречивость судебной практики по вопросам оспаривания и принудительного исполнения решений третейских судов приводит к нестабильности в деятельности третейских судов.

Современный период третейского судопроизводства был начат в 1991 году с принятием Закона РФ «Об арбитражном суде». В соответствии со ст. 7 этого закона допускалось, что по соглашению сторон возникший или могущий возникнуть экономический спор, подведомственный арбитражному суду, до принятия к производству арбитражным судом может быть передан на разрешение третейского суда. Эта единственная статья закона устанавливала не столько правовые, сколько политические предпосылки воссоздания третейских судов в России.

Важным политико-юридическим документом, на базе которого было сформулировано отношение к третейским судам и их месту в юрисдикционной системе России, стала Концепция судебной реформы в Российской Федерации. В Концепции судебной реформы, в частности, в качестве позитивного момента отмечался плюрализм деятельности третейских судов и подчеркивалась необходимость создания третейских судов не только для каждого отдельного случая, но и на постоянной основе.

В настоящее время Федеральный закон от 24 июля 2002 г. № 102-ФЗ «О третейских судах в Российской Федерации» является основным законодательным актом, регулирующим порядок образования и деятельности третейских судов в Российской Федерации. Кроме того, данным законодательным актом регламентированы столь важные вопросы, как исполнение решений, принимаемых третейскими судами, и вопросы определенных государственных гарантий работы третейских судов, без чего не может быть эффективной деятельность данного правового института, призванного в альтернативном порядке разрешать правовые споры, возникающие между субъектами гражданского оборота.

В соответствии с законодательством о судебной системе и судоустройстве третейские суды не входят в систему государственных судов, не являются элементами российской судебной системы. Третейские суды — это своеобразный

институт, выполняющий функцию защиты гражданских прав и характеризующийся особенностями формирования правил и процедур разрешения споров .

Производный характер третейских судов состоит, во-первых, в том, что их применение ограничено. Это связано как со статутом лиц, способных выступать в качестве участников процесса в третейском суде, так и с характером споров, которые в принципе могут передаваться на рассмотрение в третейский суд.

Во-вторых, сама защита гражданских прав в третейском суде может осуществляться только в силу соглашения сторон спора. В тоже время третейские суды входят в юрисдикционную систему государства, поскольку в соответствии с действующим законодательством этим органам предоставлено право разрешать споры о праве.

В отечественной доктрине традиционно анализируются четыре основные теории правовой природы третейского суда: договорная, процессуальная, смешанная и автономная .

Одни сторонники «договорной» теории рассматривают третейский суд как обычное гражданско-правовое отношение. Соглашение о передаче спора в третейский суд является, по их мнению, обычным гражданско-правовым договором, порождающим для сторон гражданско-правовые обязательства, в том числе обязательство подчиниться вынесенному третейским судом решению, ибо стороны считают заранее отказавшимися от своего права и признающими право другой стороны в споре, если таковым будет решение третейского суда. Другие сторонники этой теории объявляют третейских судей «мандатариями» сторон, действующими по их поручению, а вынесенное решение — заключенным по поручению сторон договором. В случае неисполнения такого договора в государственный суд может быть предъявлен обычный иск.

Другое объяснение правовой природы третейского суда дают приверженцы процессуальной теории, трактующей третейский суд как особую форму государственного правосудия, все элементы и стадии третейского разбирательства, включая и соглашение о передаче спора в третейский суд — как предмет процессуального права, а вынесенное решение — как тождественное решению государственного суда. По мнению процессуалистов, деятельность третейских судей тождественная деятельности судей государственных судов.

Яркой особенностью третейского разбирательства является иерархия правовой силы источников третейского разбирательства, изложенная выше. С учетом того, что императивных норм, регулирующих третейское разбирательство достаточно мало, то можно сделать вывод о том, основным источником третейского разбирательства, обладающих наибольшей юридической силой является соглашение сторон третейского разбирательства.

Правила постоянно действующего третейского суда могут быть применены

в третейском разбирательстве лишь постольку, поскольку они не противоречат условиям соглашения сторон. Более того, закон связывает их существование именно с волей сторон, заключивших третейское соглашение, поскольку рассматривает их как часть этого соглашения. То есть правила третейского разбирательства охватываются волей самих сторон, а не волей третейского суда. Эти правила могут быть изменены соглашением сторон.

Самый необычный источник регулирования третейского разбирательства -это усмотрение состава третейского суда. В силу особенностей регулирования в процессуальной отрасли пробелов значительно меньше, чем в нормах, регулирующих третейское разбирательство. Последнее обладает гораздо меньшей системностью и единообразием, поскольку в значительной мере отдано на усмотрение самих спорящих сторон. Это приводит к тому, что возникают процессуальные вопросы, которые не урегулированы ни нормами закона, регулирующего третейское разбирательство, ни иными источниками, но которые должны быть урегулированы, поскольку отсутствие такого регулирования препятствует разрешению спора. Для устранения такого пробела применяется усмотрение состава суда, рассматривающего спор, что прямо предусмотрено пунктом 3 статьи 19 Закона о третейском суде, которое состоит в том, что суд самостоятельно вырабатывает соответствующее процедурное правило, руководствуясь основополагающими принципами российского права, принципами третейского разбирательства, равным отношением к сторонам и факторам удобства для сторон .

Третейские суды являются особыми юрисдикционными органами защиты нарушенных или оспариваемых имущественных прав предпринимателей, компетенция которых основывается на воле создавших их сторон. Одновременно эта компетенция ограничена законом — в соответствии с п.2 ст. 1 Закона о третейских судах в них могут рассматриваться споры, вытекающие из гражданских правоотношений, если иное не установлено федеральным законом. По смыслу закона речь идет о частноправовых, главным образом — договорных спорах между предпринимателями, не затрагивающими публично-правовых отношений.

Выполняемая третейскими судами функция — защита нарушенных или оспоренных гражданских прав путем разрешения передаваемых на их рассмотрение споров — имеет публично-правовой аспект, поскольку является одним из правовых инструментов, обеспечивающих состояние правопорядка в государстве. Это отражается и в ряде юридических конструкций, при помощи которых обеспечивается эффективность деятельности третейских судов, таких, например, как принятие мер по обеспечению искового требования; принудительное исполнение решений третейских судов, осуществляемое при содействии и с санкции государственных судов; институт оспаривания в

государственных судах решений, принимаемых третейскими судами .

То обстоятельство, что третейские суды не входят в судебную систему российского государства, объясняется тем, что третейские суды, будучи образованиями частноправового характера, не осуществляют правосудия как особого рода государственной деятельности.

Так, Третейский суд Республики Мордовия является самостоятельным, постоянно действующим органом, осуществляющим свою деятельность в соответствии с действующим законодательством и нормативными актами, регулирующими деятельность третейских судов в Российской Федерации. Третейский суд рассматривает споры при наличии третейской оговорки в договоре или отдельного письменного соглашения между сторонами о передаче на его разрешение конкретного спора, определенных категорий или всех споров, которые возникли или могут возникнуть между ними. Преимущества обращения в третейский суд:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

а) быстрое рассмотрение дел, по сравнению с судами общей юрисдикции или арбитражными судами. Срок рассмотрения судом дел не превышает как правило 30 дней, в то время как в арбитражном суде он составляет около 3 месяцев;

б) полная конфиденциальность рассмотрения дел, поскольку их рассмотрения осуществляется в закрытом режиме;

в) значительно меньший размер третейского сбора, уплачиваемый за рассмотрение дела в третейском суде. Возможность получения отсрочки или рассрочки уплаты третейского сбора в значительно большем количестве случаев, чем в арбитражных судах и судах общей юрисдикции, что выгодно при подаче большого количества исков и нестабильном финансовом положением истца;

г) возможность исполнения решения третейского суда на территории другого государства, что особенно важно для участников внешнеэкономической деятельности;

д) рассмотрения спора происходит по месту нахождения третейского суда вне зависимости от места нахождения ответчика.

В юридической литературе с третейскими судами, специализирующимися на разрешении отдельных категорий споров, связывают особые перспективы альтернативных способов разбирательства частноправовых споров. Так, М.И. Клеандров выделяет четыре направления развития третейско-судебного экономического правосудия .

Первое — это создание локальных «многопрофильных» постоянно действующих третейских судов, регион деятельности которых четко очерчен границами субъекта Российской Федерации, например, созданный Торгово-промышленной палатой (ТПП) Республики Мордовия Третейский Суд при Торгово-промышленной Палате Республики Мордовия.

Второе — создание третейских судов в крупных вертикально-интегрированных компаниях, иных крупных предпринимательских структурах. Такие суды предназначаются, в первую очередь, для разрешения экономических споров между хозяйствующими субъектами одной такой структуры.

Третье — создание третейских судов при каком-либо юридическом лице, но при этом с минимальными с ним организационными и иными связями и с претензией на максимально широкий — в географическом плане — охват своей юрисдикцией территории.

И, наконец, четвертое — создание узкоспециализированных постоянно действующих третейских судов, создаваемых для разрешения определенных категорий экономических споров.

В то же время, несмотря на то, что третейские суды должны выступать как инструменты саморегулирования предпринимательского сообщества, без государственной поддержки третейского разбирательства становление этого юрисдикционного института будет неизбежно сталкиваться с труднопреодолимыми препятствиями. Государственная поддержка третейского разбирательства может иметь различные формы и предусматривать различные меры, среди ко -торых особую роль играют те, что направлены на укрепление взаимодействия между третейскими судами и компетентными государственными судами.

Актуальной остается задача пропаганды и рекламы третейского разбира -тельства предпринимательских споров, разъяснения его преимуществ, с которыми до сих пор мало или совсем не знакомы отечественные предприниматель-ские круги. Необходимо осознание того, что третейское разбирательство — это эффективный, быстрый и сравнительно дешевый способ разрешения многих имущественно-правовых конфликтов, способный составить и уже составляю-щий реальную альтернативу государственному судебному разбирательству таких споров.

Таким образом, третейское разбирательство предпринимательских спо-ров, лишь относительно недавно завершившее в России этап своего становле-ния, объективно требует дальнейшего развития и совершенствования в качестве одной из наиболее эффективных форм защиты имущественных прав и интересов добросовестных предпринимателей, в наибольшей мере отвечающей современным условиям развивающегося отечественного рыночного хозяйства.

Итак, третейский суд является сугубо общественной организацией, которой стороны по взаимному согласию, добровольно передают спор для разрешения. Для третейского разбирательства (в отличие от государственного, где достаточно волеизъявления только одного субъекта конфликта — истца) характерно обязательное обоюдное согласие как истца, так и ответчика на урегулирование их противоборства. Только от добровольного волеизъявления конфликтующих сторон зависит — обратиться им или нет в третейский суд; если да, то в какой

SCIENCE TIME

именно. Территориальной подведомственности в третейском разбирательстве нет. Данный суд разбирает споры только при наличии договора сторон о разрешении спора в третейском суде. Конфликтующие стороны должны заранее договориться, заключить взаимное соглашение о передаче своего спора на разрешение в определенный третейский суд. В соответствии с действующим законодательством такое соглашение в обязательном порядке должно быть закреплено в письменной форме: в виде отдельного документа (третейское соглашение), в качестве составной части какого-либо другого документа, например договора, контракта (третейская оговорка) или же содержаться в деловой переписке. В первых двух случаях подобная договоренность фиксируется подписями обеих сторон (подписываются непосредственно стороны либо надлежащим образом оформленные их представители), а в последнем случае — письмом и положительным ответом на него.

Литература:

1. Арбитражный процесс: Учебник / Отв. ред. проф. В.В. Ярков. М.: Волтерс Клувер, 2012. 611 с.

2. Клеандров М.И. Экономическое правосудие в России: прошлое, настоящее, будущее. М.: Волтерс Клувер, 2010. 389 с.

Информация об изменениях:

Статья 2 изменена с 1 октября 2019 г. — Федеральный закон от 28 ноября 2018 г. N 451-ФЗ

См. предыдущую редакцию

Статья 2. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе

В настоящем Федеральном законе используются следующие основные понятия:

третейский суд — постоянно действующий третейский суд или третейский суд, образованный сторонами для решения конкретного спора (далее — третейский суд для разрешения конкретного спора);

третейский судья — физическое лицо, избранное сторонами или назначенное в согласованном сторонами порядке для разрешения спора в третейском суде;

третейское разбирательство — процесс разрешения спора в третейском суде и принятия решения третейским судом;

третейское соглашение — соглашение сторон о передаче спора на разрешение третейского суда;

правила постоянно действующего третейского суда — уставы, положения, регламенты, содержащие правила третейского разбирательства и утвержденные организацией — юридическим лицом, образовавшей постоянно действующий третейский суд;

правила третейского разбирательства — нормы, регулирующие порядок разрешения спора в третейском суде, включающий правила обращения в третейский суд, избрания (назначения) третейских судей и процедуру третейского разбирательства;

стороны третейского разбирательства — организации — юридические лица, граждане, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица и имеющие статус индивидуального предпринимателя, приобретенный в установленном законом порядке (далее — граждане-предприниматели), физические лица (далее — граждане), которые предъявили в третейский суд иск в защиту своих прав и интересов либо которым предъявлен иск;

компетентный суд — арбитражный суд субъекта Российской Федерации, районный суд в соответствии с подсудностью, установленной процессуальным законодательством Российской Федерации.

Компетенция третейского суда – это система законодательно установленных обязанностей, юридических прав и полномочий постоянно действующего арбитражного судебного органа. Эти полномочия определяют место третейского судопроизводства в системе институциональных органов осуществляющих правосудие на территории Российской Федерации

Какие споры рассматривают третейские суды

Рассмотрение возникающих споров в сфере корпоративных споров, международных споров, стационарной и дистанционной торговли, земельных и имущественных взаимоотношений, поставки товаров, строительства и подряда, промышленного производства, инвестирования, кредитования, различного рода услуг, процедуры банкротства и всего комплекса экономических взаимоотношений в самых разных областях экономики — составляют компетенцию третейских судов по существующему законодательству Российской Федерации.

Для разрешения споров в различных отраслях экономики в судебной практике Федерального Арбитражного Третейского Суда Города Москвы действуют специализированные Коллегии по следующим видам споров:

  • по хозяйственным и корпоративным спорам,
  • по кредитным и финансовым спорам.
  • по имущественным и земельным спорам,
  • по международным спорам
  • по строительным спорам.

Кто участники споров (стороны) в третейском арбитраже

В компетенцию третейского суда входит разрешение споров по корпоративным спорам, международным спорам, экономическим (хозяйственным) договорам любых физических, юридических лиц и государственных учреждений. При этом компетенция третейского суда не ограничена спорами резидентов. Федеральный Арбитражный Третейский Суд Города Москвы рассматривает и международные споры, а также споры субъектов стран СНГ и стран входящих в БРИКС. Основные компетенции третейского суда раскрываются в Положении о Федеральном Арбитражном третейском суде города Москвы.

Согласно Главе 4 «Компетенция арбитражных судов» действующего Арбитражного процессуального кодекса РФ арбитражные суды рассматривают «экономические споры и иные дела, связанные с осуществлением организациями и гражданами предпринимательской и иной экономической деятельности» и «разрешают экономические споры и рассматривают иные дела с участием организаций, являющихся юридическими лицами, граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица и имеющих статус индивидуального предпринимателя» а также дела «с участием Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, образований, не имеющих статуса юридического лица, и граждан, не имеющих статуса индивидуального предпринимателя».

В понятие третейского суда — постоянно действующего арбитражного органа, его правовой компетенции, входит рассмотрение любых гражданских дел и коммерческих споров между любыми организациями, вне зависимости от формы собственности и физлицами. Осуществление всего комплекса мер коммерческого арбитража, процедур третейского судопроизводства и вынесение обязательных для исполнения сторонами спора решений.

Подробнее о компетенции третейского суда читайте в Регламенте Федерального Арбитражного третейского суда города Москвы

Тема 4. Состав третейского суда

Статус третейского судьи и его полномочия

Третейский судья — физическое лицо, избранное сторонами или назначенное в согласованном сторонами порядке для разрешения спора в третейском суде. Его правовое положение определяется целым комплексом норм Федерального закона «О третейских судах в Российской Федерации». Основной обязанностью третейского судьи является вынесение итогового решения. Вынесение решения является правоприменительной деятельностью, и по этой причине законодатель наделяет третейских судей целым комплексом процессуальных полномочий. Процессуальные полномочия третейских судей производны от их участия в разбирательстве дела в составе третейского суда. Так, третейский суд вправе, если сочтет представленные доказательства недостаточными, предложить сторонам представить дополнительные доказательства, может назначить экспертизу для разъяснения возникающих при разрешении спора вопросов, требующих специальных познаний, и потребовать от любой из сторон представления необходимых для проведения экспертизы документов, иных материалов или предметов. Закон требует от третейских судей того, чтобы вынесенное ими решение было юридически исполнимо. Вместе с тем состав третейского суда наделен определенными полномочиями и для обеспечения фактического исполнения решения. Третейский суд может по просьбе любой стороны распорядиться о принятии какой-либо стороной таких обеспечительных мер в отношении предмета спора, которые он считает необходимыми, может потребовать от любой стороны предоставить надлежащее обеспечение в связи с такими мерами.

Осуществление третейскими судьями своих полномочий обеспечивается комплексом правовых гарантий. Так, третейский судья обладает свидетельским иммунитетом. Он не может быть допрошен в качестве свидетеля о сведениях, ставших ему известными в ходе третейского разбирательства. Вместе с тем третейский судья и по своей инициативе не вправе разглашать сведения, ставшие известными ему в ходе третейского разбирательства, без согласия сторон или их правопреемников.

Третейский судья вправе требовать уплаты гонорара, возмещения расходов, понесенных в связи с участием в третейском разбирательстве, в том числе расходов на оплату проезда к месту рассмотрения спора, расходов, понесенных в связи с осмотром и исследованием письменных и вещественных доказательств на месте их нахождения. Размер гонорара третейских судей определяется с учетом цены иска, сложности спора, времени, затраченного третейскими судьями на третейское разбирательство, и любых других относящихся к делу обстоятельств.

Основные требования к судьям третейских судов

Требования, предъявляемые к третейскому судье, определены в ст. 8 Федерального закона «О третейских судах в Российской Федерации». Третейским судьей может быть избрано (назначено) физическое лицо, давшее согласие на исполнение обязанностей третейского судьи и обладающее в совокупности следующими признаками:

— способность обеспечить беспристрастное разрешение спора сторон;

— отсутствие прямой или косвенной заинтересованности в исходе дела;

— независимость от сторон третейского разбирательства.

Законом определены минимальные требования к личности и к квалификации кандидата в третейские судьи.

Требования к личности. По общему правилу судьями третейского суда могут быть избраны совершеннолетние граждане, способные обеспечить беспристрастное разрешение спора сторон при отсутствии прямой или косвенной заинтересованности в исходе дела и независимые от сторон третейского разбирательства. Закон не препятствует иностранным гражданам и лицам без гражданства выступать в качестве третейских судей.

Третейским судьей не может быть физическое лицо, которое:

— не обладает полной дееспособностью;

— состоит под опекой или попечительством;

— имеет неснятую или непогашенную судимость;

— привлечено к уголовной ответственности.

Третейским судьей не может выступать гражданин, полномочия которого в качестве судьи суда общей юрисдикции или арбитражного суда, адвоката, нотариуса, следователя, прокурора или другого работника правоохранительных органов были прекращены в установленном порядке за совершение проступков, не совместимых с его профессиональной деятельностью.

Ни стороны, ни постоянно действующие третейские суды не располагают возможностями по проверке сведений, препятствующих избранию (назначению) гражданина судьей третейского суда. Гарантией выполнения требований к личности является норма п. 1 ст. 12 Федерального закона «О третейских судах в Российской Федерации», в соответствии с которой в случае обращения к какому-либо физическому лицу в связи с его возможным избранием (назначением) третейским судьей указанное лицо должно сообщить о наличии обстоятельств, препятствующих выполнению им обязанностей третейского судьи.

Третейским судьей не может быть физическое лицо, которое в соответствии с его должностным статусом, определенным федеральным законом, не может быть избрано (назначено) третейским судьей. В данном случае речь идет о тех должностных лицах, которым законодатель запрещает заниматься иной деятельностью, кроме научной, преподавательской и иной творческой. Перечень их в настоящее время довольно широк. Третейскими судьями не могут быть:

1) судьи судов общей юрисдикции, судьи арбитражных судов;

2) судьи в отставке;

3) мировые судьи;

4) судьи Конституционного Суда Российской Федерации;

5) сотрудники органов прокуратуры;

6) нотариусы;

7) члены Совета Федерации, депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации; председатель, заместители председателя и аудиторы Счетной палаты Российской Федерации;

8) депутаты, выборные должностные лица органов государственной власти субъектов Федерации, работающие на постоянной основе;

9) осуществляющие свои полномочия на постоянной основе депутаты, члены выборного органа местного самоуправления, выборные должностные лица местного самоуправления; муниципальные служащие, замещающие должность главы местной администрации по контракту;

10) сотрудники органов внутренних дел, сотрудники милиции, сотрудники таможенных органов;

11) военнослужащие.

В настоящее время не имеется оснований для отказа государственным гражданским служащим и муниципальным служащим, за исключением указанных выше, в возможности быть судьей третейского суда в тех случаях, когда это не приводит к конфликту интересов и не влечет нарушение запретов и неисполнение обязанностей, установленных Федеральным законом «О противодействии коррупции».

Требования к квалификации. Третейское разбирательство гражданских дел является юрисдикционной деятельностью. Соблюдение минимальных стандартов этой деятельности требует от состава третейского суда глубоких знаний и практических навыков применения норм процессуального права. По этой причине законодателем было установлено требование о том, что третейский судья, разрешающий спор единолично, должен иметь высшее юридическое образование. В случае коллегиального разрешения спора высшее юридическое образование должен иметь председатель состава третейского суда. Дополнительные требования, предъявляемые к квалификации третейского судьи, могут быть согласованы сторонами непосредственно или определены правилами третейского разбирательства.

Условия, ограничивающие участие конкретных лиц в рассмотрении споров

Любое лицо, отвечающее установленным законом требованиям, может быть избрано (назначено) сторонами на роль третейского судьи. Вместе с тем при определенных условиях, в целях обеспечения требований справедливой процедуры, участие определенных лиц в рассмотрении и разрешении спора ограничивается. Это связано с предположениями об их неспособности обеспечить беспристрастное разрешение спора сторон под влиянием ряда факторов; наличием прямой или косвенной заинтересованности в исходе дела; отсутствием независимости от сторон третейского разбирательства.

Советом Международной ассоциации юристов (МАЮ) в 2004 году было одобрено Руководство по конфликту интересов в международном коммерческом арбитраже (далее — Руководство), подготовленное Рабочей группой Комитета по арбитражу и альтернативному разрешению споров МАЮ. Руководство содержит общие стандарты, касающиеся беспристрастности, независимости и раскрытия фактов, а также указания к их практическому применению. По итогам анализа судебной практики многих стран были сформированы перечни возможных случаев (Красный, Оранжевый и Зеленый перечни), которые должны подсказывать арбитрам, сторонам и государственным судам, какие именно ситуации составляют конфликт интересов и подлежат раскрытию, а какие — нет.

Красный перечень состоит из двух, частей: Безусловного Красного перечня и Условного Красного перечня. Данные перечни представляют собой неисчерпывающее перечисление конкретных ситуаций, которые с учетом обстоятельств каждого конкретного дела вызывают обоснованные сомнения в беспристрастности и независимости арбитра, т. е. подразумевают в данных обстоятельствах наличие объективного конфликта интересов с точки зрения разумного третьего лица, обладающего знанием соответствующих фактов. Оранжевый перечень представляет собой неисчерпывающее перечисление конкретных ситуаций, которые с учетом обстоятельств каждого конкретного дела и на взгляд сторон могут вызвать обоснованные сомнения в беспристрастности арбитра. В Зеленом перечне представлено неисчерпывающее перечисление конкретных ситуаций, где с объективной точки зрения ни внешне, ни фактически не присутствует какой бы то ни было конфликт интересов. Остается привести лишь некоторые примеры случаев, включенных в указанные перечни. Так, тождественность между стороной и арбитром, существенные финансовые интересы последнего в одной из сторон или в конечном результате рассматриваемого дела, тот факт, что арбитр обладает руководящими полномочиями, позволяющими оказывать влияние на одну из сторон, образуют основания, включенные в Безусловный Красный перечень. Связь арбитра с рассматриваемым спором, его прямой или косвенный интерес в данном деле, связь со сторонами или их юридическими представителями (через юридическую фирму, родственные связи и др.) входят в Условный Красный перечень. Ранее оказывавшиеся арбитром, а также текущие услуги одной из сторон, связь между арбитром и другим арбитром или представителем (через юридическую фирму, родственные и дружеские связи), между арбитром и стороной и другими участниками арбитражного процесса, некоторые иные обстоятельства (публичное выступление в пользу определенной позиции по текущему арбитражному разбирательству, факт замещения арбитром должности в арбитражном институте с полномочиями назначения арбитра по данному спору и др.) включаются в Оранжевый перечень. И наконец, в Зеленый перечень отнесены факты вынесения арбитром ранее юридических заключений, его предшествующее выступление против одной из сторон, незначительные по характеру контакты с другим арбитром, представителем и одной из сторон (например, членство в одной профессиональной ассоциации или общественной организации). Полагаем, что Руководство по конфликту интересов в международном коммерческом арбитраже может оказаться востребованным и для решения вопросов, возникающих во внутреннем третейском разбирательстве.

Общие подходы к формированию состава суда

Одной из основных процедур, осуществляемых в рамках третейского разбирательства, является формирование состава третейского суда. Состав третейского суда — лица (лицо), избранные сторонами в согласованном ими порядке либо назначенные в установленном порядке руководителем постоянно действующего третейского суда, рассматривающие и разрешающие спор, переданный на их рассмотрение по соглашению сторон в порядке, также определенном этими сторонами, и правомочные вынести решение, имеющее для сторон ту степень обязательности, которая прямо или косвенно определена в их соглашении.

Многообразие способов формирования состава третейского суда является одним из преимуществ третейского разбирательства. Общие диспозитивные правила формирования состава третейского суда определены ст. 10 Федерального закона «О третейских судах в Российской Федерации». Формирование состава третейского суда производится путем избрания третейских судей сторонами самостоятельно или назначения лицами (органами), которым такое право стороны делегировали своим соглашением. Избрание третейских судей традиционно рассматривается как процедура, при которой третейский судья приобретает свой статус в результате прямого волеизъявления участника спора. Назначение третейского судьи происходит путем поручения определенных категорий должностных лиц (например, председателя постоянно действующего третейского суда) третейскому судье рассмотреть конкретное дело, переданное на рассмотрение данного постоянно действующего третейского суда. Назначение необходимо рассматривать как процедуру, либо восполняющую отсутствующую волю сторон (например, при уклонении от участия), либо выражающую делегированное сторонами полномочие по подбору кандидатур арбитров (в целях упрощения и ускорения формирования состава).

В постоянно действующем третейском суде формирование состава третейского суда производится в порядке, установленном правилами постоянно действующего третейского суда. Формирование состава третейского суда для разрешения конкретного спора производится в порядке, согласованном сторонами. В том случае, если сторонами он не был согласован, действуют нормы ч. 4 ст. 10 Федерального закона «О третейских судах в Российской Федерации», определяющие следующий алгоритм действий по формированию состава третейского суда ad hoc:

1) при формировании состава третейского суда, состоящего из трех третейских судей, каждая сторона избирает одного третейского судью, а два избранных таким образом третейских судьи избирают третьего третейского судью (председателя состава, или суперарбитра). При этом если одна из сторон не избирает третейского судью в течение 15 дней после получения просьбы об этом от другой стороны или два избранных третейских судьи в течение 15 дней после их избрания не избирают третьего третейского судью, то рассмотрение спора в третейском суде прекращается и данный спор может быть передан на разрешение компетентного суда;

2) если спор подлежит разрешению третейским судьей единолично и после обращения одной стороны к другой с предложением об избрании третейского судьи стороны в течение 15 дней не избирают третейского судью, то рассмотрение спора в третейском суде прекращается и данный спор может быть передан на разрешение компетентного суда.

Формирование состава постоянно действующего третейского суда осуществляется на основе утвержденных списков. В эти списки входят лица, которые могут быть избраны сторонами для разрешения конкретного дела. Списки по своему характеру бывают открытыми (рекомендательными) и закрытыми (обязательными). В тех случаях, когда списки носят открытый характер, допускается избрание для разрешения спора в постоянно действующем третейском суде лица, которое не включено в утвержденный список. В ином случае стороны могут выбирать арбитров только из утвержденного перечня.

Стороны могут определить число третейских судей, которое должно быть нечетным. В отсутствие соглашения сторон об ином для разрешения конкретного спора избираются (назначаются) трое третейских судей. В постоянно действующем третейском суде количество судей, избираемых (назначаемых) для рассмотрения спора, определяется его регламентом, а в случае, если такие правила не позволяют определить число третейских судей, избираются (назначаются) трое третейских судей.

Основания и процедура отвода третейских судей

Основаниями для отвода третейского судьи является несоблюдение им требований, предусмотренных ст. 8 Федерального закона «О третейских судах в Российской Федерации», которое может выразиться в неспособности обеспечить беспристрастное разрешение спора сторон, наличии прямой или косвенной заинтересованности в исходе дела, а также в зависимости в той или иной степени от одной из сторон третейского разбирательства. В случае обращения к какому-либо физическому лицу в связи с его возможным избранием (назначением) третейским судьей указанное лицо должно сообщить о наличии обстоятельств, которые могут послужить основаниями для его отвода. Если указанные обстоятельства возникли во время третейского разбирательства, третейский судья должен без промедления сообщить об этом сторонам и заявить самоотвод.

Порядок отвода третейского судьи урегулирован диспозитивным образом ст. 12 Федерального закона «О третейских судах в Российской Федерации». В постоянно действующем третейском суде процедура отвода третейского судьи может быть определена правилами постоянно действующего третейского суда. В третейском суде для разрешения конкретного спора процедура отвода третейского судьи должна быть согласована сторонами. Если процедура отвода третейского судьи не согласована сторонами или не определена правилами постоянно действующего третейского суда, вступают в действие правила ст. 12 Федерального закона «О третейских судах в Российской Федерации». В этом случае письменное мотивированное заявление об отводе третейского судьи должно быть подано стороной в течение пяти дней после того, как ей стало известно о том, что состав третейского суда сформирован и имеются основания для отвода третейского судьи. Следует иметь в виду, что сторона может заявить отвод избранному ею третейскому судье только в случае, если обстоятельства, являющиеся основаниями для отвода, стали ей известны уже после избрания ею отводимого третейского судьи.

Если третейский судья, которому заявлен отвод, не берет самоотвод или другая сторона не согласна с отводом третейского судьи, то вопрос о его отводе разрешается другими третейскими судьями, входящими в состав третейского суда, в течение 10 дней с момента получения письменного мотивированного заявления стороны. Вопрос об отводе третейского судьи, разрешающего спор единолично, разрешается этим третейским судьей.

Правовые последствия нарушения порядка формирования состава третейского суда

Правовыми последствиями нарушения порядка формирования состава третейского суда, несоблюдения установленных законодательством и соглашением сторон требований к третейским судьям будут отмена итогового решения третейского суда по правилам гл. 46 ГПК РФ, § 1 гл. 30 АПК РФ. а также отказ в выдаче исполнительного листа на принудительное исполнение решения третейского суда по правилам гл. 47 ГПК РФ. § 2 гл. 30 АПК РФ. Решение третейского суда может быть отменено компетентным судом лишь в случаях, если сторона, подавшая заявление об отмене решения третейского суда, представит доказательства того, что состав третейского суда или третейское разбирательство не соответствовали соглашению сторон и положениям федерального законодательства (в том числе ст. ст. 8, 10, 11 или 19 Федерального закона «О третейских судах в Российской Федерации»). Компетентный государственный суд выносит определение об отказе в выдаче исполнительного листа в случаях, если сторона, против которой было принято решение третейского суда, представит в компетентный суд доказательства того, что состав третейского суда или третейское разбирательство не соответствовали соглашению сторон и положениям федерального законодательства (в том числе ст. ст. 8, 10, 11 или 19 Федерального закона «О третейских судах в Российской Федерации»).

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *