Сливная яма в частном доме: нормы и правила СНиП

7 декабря 2011 года N 416-ФЗ
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН О ВОДОСНАБЖЕНИИ И ВОДООТВЕДЕНИИ Принят Государственной Думой 23 ноября 2011 года Одобрен Советом Федерации 29 ноября 2011 года

Список изменяющих документов

(в ред. Федеральных законов от 30.12.2012 N 289-ФЗ, от 30.12.2012 N 291-ФЗ, от 30.12.2012 N 318-ФЗ, от 07.05.2013 N 103-ФЗ, от 23.07.2013 N 244-ФЗ, от 28.12.2013 N 411-ФЗ, от 28.12.2013 N 417-ФЗ, от 23.06.2014 N 160-ФЗ, от 28.06.2014 N 200-ФЗ, от 21.07.2014 N 217-ФЗ, от 14.10.2014 N 307-ФЗ, от 29.12.2014 N 458-ФЗ, от 29.12.2014 N 485-ФЗ, от 13.07.2015 N 221-ФЗ, от 03.11.2015 N 307-ФЗ, от 28.11.2015 N 357-ФЗ, от 29.12.2015 N 404-ФЗ, от 03.07.2016 N 355-ФЗ, от 19.12.2016 N 458-ФЗ, от 29.07.2017 N 225-ФЗ, от 29.07.2017 N 273-ФЗ, от 03.07.2018 N 177-ФЗ, от 29.07.2018 N 272-ФЗ, от 25.12.2018 N 480-ФЗ, от 01.04.2020 N 84-ФЗ) (см. Обзор изменений данного документа)

  • Глава 1. Общие положения
    • Статья 1. Предмет регулирования настоящего Федерального закона
    • Статья 2. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе
    • Статья 3. Цели и принципы государственной политики в сфере водоснабжения и водоотведения
  • Глава 2. Полномочия Правительства Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в сфере водоснабжения и водоотведения
    • Статья 4. Полномочия Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти в сфере водоснабжения и водоотведения
    • Статья 5. Полномочия органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере водоснабжения и водоотведения
    • Статья 6. Полномочия органов местного самоуправления в сфере водоснабжения и водоотведения
    • Статья 6.1. Перераспределение полномочий между органами местного самоуправления и органами государственной власти субъекта Российской Федерации
  • Глава 3. Порядок осуществления горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения
    • Статья 7. Общие правила осуществления горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения
    • Статья 8. Обеспечение эксплуатации систем водоснабжения и водоотведения
    • Статья 9. Особенности распоряжения объектами централизованных систем холодного водоснабжения и (или) водоотведения, нецентрализованных систем холодного водоснабжения, находящимися в государственной или муниципальной собственности
    • Статья 10. Обеспечение безопасной эксплуатации централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения, нецентрализованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения
    • Статья 11. Взаимодействие организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение
    • Статья 12. Гарантирующая организация и ее отношения с организациями, осуществляющими холодное водоснабжение и (или) водоотведение
    • Статья 13. Договор горячего или холодного водоснабжения
    • Статья 14. Договор водоотведения
    • Статья 15. Единый договор холодного водоснабжения и водоотведения
    • Статья 15.1. Обеспечение исполнения обязательств по оплате горячей, питьевой и (или) технической воды, подаваемой по договорам водоснабжения, единым договорам холодного водоснабжения и водоотведения, а также обеспечение исполнения обязательств по оплате водоотведения
    • Статья 16. Договор по транспортировке горячей или холодной воды
    • Статья 17. Договор по транспортировке сточных вод
    • Статья 18. Подключение (технологическое присоединение) объектов капитального строительства к централизованным системам холодного водоснабжения и водоотведения
    • Статья 19. Подключение (технологическое присоединение) объектов капитального строительства к централизованным системам горячего водоснабжения
    • Статья 20. Организация коммерческого учета
    • Статья 21. Временное прекращение или ограничение водоснабжения, водоотведения, транспортировки воды и (или) сточных вод, отказ от исполнения обязательств по договору водоснабжения и (или) водоотведения
    • Статья 22. Вывод объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения в ремонт и из эксплуатации
  • Глава 4. Обеспечение качества питьевой воды, горячей воды
    • Статья 23. Обеспечение качества питьевой воды
    • Статья 24. Обеспечение качества горячей воды
    • Статья 25. Производственный контроль качества питьевой воды, качества горячей воды
  • Глава 5. Обеспечение охраны окружающей среды в сфере водоснабжения и водоотведения (статья 26, статья 27, статья 28, статья 29, статья 30). — Утратила силу
  • Глава 5.1. Регулирование сброса сточных вод в централизованные системы водоотведения (канализации)
    • Статья 30.1. Обеспечение требований к составу сточных вод, сбрасываемых абонентами в централизованные системы водоотведения (канализации)
    • Статья 30.2. Исчисление платы за сброс загрязняющих веществ сверх установленных нормативов состава сточных вод и взимание указанной платы с абонентов
    • Статья 30.3. Контроль состава и свойств сточных вод абонента, выполнения абонентом плана снижения сбросов
  • Глава 6. Регулирование тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения
    • Статья 31. Виды деятельности и тарифы в сфере водоснабжения и водоотведения, подлежащие регулированию
    • Статья 32. Методы и способы регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, период действия тарифов
    • Статья 33. Порядок государственного регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения
    • Статья 34. Стандарты раскрытия информации в сфере водоснабжения и водоотведения и порядок контроля за соблюдением стандартов раскрытия информации
    • Статья 35. Организация государственного контроля (надзора) в области регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения
    • Статья 36. Соглашение об условиях осуществления регулируемой деятельности в сфере водоснабжения и водоотведения
  • Глава 7. Организация планирования и развития централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения
    • Статья 37. Техническое обследование централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения
    • Статья 38. Схемы водоснабжения и водоотведения
    • Статья 38.1. Особенности разработки и утверждения схемы водоснабжения и водоотведения Республики Крым
    • Статья 39. Показатели надежности, качества, энергетической эффективности объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения
    • Статья 40. Инвестиционные программы
    • Статья 41. Производственные программы
  • Глава 7.1. Особенности передачи прав владения и (или) пользования централизованными системами горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельными объектами таких систем, расторжения договоров аренды централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельных объектов таких систем, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и ответственность сторон
    • Статья 41.1. Особенности передачи прав владения и (или) пользования централизованными системами горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельными объектами таких систем, находящимися в государственной или муниципальной собственности
    • Статья 41.2. Договор аренды централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельных объектов таких систем, находящихся в государственной или муниципальной собственности
    • Статья 41.3. Права и обязанности сторон по договору аренды централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельных объектов таких систем, находящихся в государственной или муниципальной собственности
    • Статья 41.4. Расторжение договора аренды централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельных объектов таких систем, находящихся в государственной или муниципальной собственности
  • Глава 8. Заключительные положения
    • Статья 42. Заключительные положения
    • Статья 43. Порядок вступления в силу настоящего Федерального закона

Открыть полный текст документа

Если вы запланировали обустройство сливной ямы, нужно знать, что этот вопрос тщательно контролируется санитарными службами и законодательством.

Причиной тому является потенциальная угроза для экологии, которую представляет собой данное сооружение.

Именно поэтому прежде, чем приступить к монтажным работам, вам следует получить разрешение на их выполнение.

Сливная яма загородного дома

Получение разрешения

Разрешение на строительство выгребной ямы на прилегающей к дому территории выдает местная СЭС.

Для того чтобы получить нужный документ, вам понадобится составить схему и проект очистительного сооружения, предоставить его в данную службу.

При этом проект должен в полной мере соответствовать действующим санитарным нормам и СНиП. Только в таком случае его могут утвердить.

Расположение по СНиП

После утверждения на ваш частный земельный участок может прийти проверяющий, который проконтролирует соблюдение условий проекта.

Если они нарушены, в частности, не соблюдено расстояние от выгребной ямы до соседнего участка, вас ждет штраф, размер которого будет зависеть от серьезности нарушения.

Именно поэтому обустройство сливной ямы все же лучше проводить по правилам.

Расположение сливной ямы от дома

Стоимость получения разрешения будет достаточно невысокой. Она составит приблизительно 200 рублей.

Если же интересует вопрос, какой штраф за выгребную яму при отсутствии на нее разрешающей документации, то он может варьироваться в пределах 100-500 рублей, достигая нескольких тысяч.

Нормы СНиП при проектировании

Первый нормативный документ, регламентирующий обустройство выгребной ямы – это СанПиН 42-128-4690-8.

Также следует обращать внимание и на нормы, прописанные в СНиП 30-02-97.

Они предусматривают следующие правила обустройства сливной ямы:

Нормы СанПиН 42-128-4690-8

  • накопитель бытовых стоков должен быть размещен на территории, непосредственно прилегающей к частному дому;
  • расстояние от выгребной ямы до водопровода должно составлять минимум 10 метров. Меньшее расстояние к центральному водопроводу не будет утверждено в СЭС. Также нельзя располагать яму ближе, чем в 20 метрах от скважины или колодца. Это расстояние между скважиной и выгребной ямой должно соблюдаться обязательно;
  • размещать накопительное или очистительное сооружение не ближе 10 метров к своему жилому дому и жилым домам, располагающимся на соседней территории. Но, здесь показатель не однозначный. Если говорить про нормы размещения выгребных ям на участке, то в некоторых их редакциях отмечено, что размещать их можно на удаленности 5 метров от дома;
  • расстояние от системы до ограждения, разграничивающего два земельных участка, не должно быть меньше 2 метров;
  • глубина выгребной ямы по СНиП не может превышать 3 метра. При этом между дном и уровнем грунтовых вод должно оставаться расстояние в 1 метр.

Расстояние нормы СанПиН 42-128-4690-8

Также предусматриваются дополнительные моменты, которые обязательно нужно соблюдать при строительстве и даже эксплуатации выгребной ямы:

Требования к сливной яме

  • сооружение должно иметь герметичный выгреб и наземную часть. Последняя должна быть плотно закрыта крышкой;
  • запрещено допускать наполнение ямы выше, чем на 35 см от верхнего края ее подземной части;
  • выгреб обязательно нужно очищать по мере его наполнения. Максимальная периодичность очистки – раз в полгода;
  • обязательно проводить дезинфекцию выгреба.

Дезинфектор для выгребной ямы

Дополнительно нормы расположения выгребной ямы на участке прописаны в следующих документах:

  • СНиП 2.04.03-85;
  • СНиП 2.04.04-84, а также СНиП 2.04.01.-85;
  • СанПиН 2.1.5.980-90;
  • СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03.

Нормы проектирования сливной ямы СНиП

Следует отметить, что во всех перечисленных нормативных актах и санитарных нормах требования к выгребным ямам одинаковые.

Именно поэтому вам не придется изучать большие объемы информации для того, чтобы получить соответствующее разрешение на реализацию подготовленного проекта.

Как выбирать место расположения

Первый этап в создании проекта – это определение места расположения сливной ямы.

Она должна размещаться на самой низменной части земельного участка, а также находиться в определенном удалении от объектов, расположенных здесь.

Правила размещения выгребной ямы на участке строго определяют расстояние, которое нужно соблюдать в обязательном порядке.

Рассмотрим этот вопрос подробно:

Правила размещения выгребной ямы на участке

  • расстояние от скважины до выгребной ямы не должно быть меньше 20 метров. При этом яма должна находиться ниже скважины по ходу уклона участка. Если говорить про расстояние от колодца до выгребной ямы, то оно будет точно таким же. Это позволит защитить питьевую воду от загрязнения стоками. Данное условие соблюдать обязательно;
  • минимальное расстояние от дома до выгребной ямы – 5 метров. Но, во избежание проблем с СЭС лучше все-таки увеличить его до 10-15 метров;
  • расстояние от выгребной ямы до соседей: до ограждения оно не должно быть меньше 2 метров, до жилого дома – меньше 10-12 метров;
  • от автомагистрали сливную яму следует располагать на расстоянии от 3 метров. При этом к ней должен быть обеспечен легкий подъезд ассенизаторской машины, позволяющий произвести очистку;
  • от хозяйственных построек сливную яму можно размещать на расстоянии 1-5 метров. Лучше взять за основу большее расстояние, чтобы избежать разрушения постройки по причине повышенной влажности грунта;
  • расстояние до сада или огорода должно составлять 20-30 метров. Это позволит сохранить экологическую чистоту почвы, гарантировать безопасность произрастающих здесь культур и растений.

Размещение выгребной ямы на участке

Такими будут нормативы для сливной ямы в частном доме.

Соблюдать их не так сложно и делать это обязательно.

Так вы сможете избежать лишних проблем, в том числе, с законодательством.

Штрафы за нарушения

За любые нарушения строительства или эксплуатации выгребной ямы законодательством Российской Федерации предусматривается штраф.

При этом его размер будет зависеть от серьезности нарушения, а также от количества ранее зафиксированных случаев игнорирования нормативных документов.

Схема суточного объёма стоков

Например, нормы предусматривают, что яма с фильтрующим дном может быть обустроена только в том случае, если суточный объем стоков не превышает 1 м3.

В противном случае хозяину земельного участка грозит штраф.

Его размер определит суд, потому как именно в судебном порядке будет решаться вопрос избрания меры наказания.

Но, следует понимать, что это серьезное нарушение экологических норм, поэтому размер штрафа может достичь нескольких тысяч рублей.

Колодец с фильтрующим дном

Если же жалоба поступила от соседей, обнаружен единичный факт нарушения правил эксплуатации выгребной ямы, то владельцу первым делом будет выписано предупреждение с настоятельной рекомендацией устранить проблему.

Если санитарные нормы эксплуатации выгребной ямы будут нарушаться и далее, есть риск получить штраф. Максимальный штраф за выгребную яму без дна составляет 500руб. (согласно КоАП РФ, Статья 6.3. Нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения).

При этом его размеры могут увеличиваться, особенно в тех случаях, когда владелец частного участка игнорирует предупреждения и штрафные санкции не первый раз.

Нужно следить за состоянием выгребной ямы

Помимо штрафа, который может достигать 500 рублей, суд может обязать переделать, перенести сливную яму или полностью ее устранить.

Это актуально в тех случаях, когда нарушено расстояние выгребной ямы от соседей по СНиП.

Ввиду этого, строительство лучше изначально проводить с учетом всех норм и расстояний.

Расположение выгребной ямы, схема

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *