РАСЧЕТ ПЛАТЫ за содержание ОИ. Необычный (как положено по закону)

< < < Начало статьи

Позиция АКАТО

Приведенная позиция АКАТО сформулирована для случаев управления многоквартирным домом управляющей организацией, товариществом собственников жилья или кооперативом.

1. О включении расходов на коммунальные ресурсы, потребляемые при содержании общего имущества дома, в состав платы за содержание жилого помещения

С 01.01.2017 года в соответствии с частью 9 статьи 12 федерального закона от 29.06.2015 N176-ФЗ (далее — Закон 176-ФЗ) вступили в силу нормы Жилищного кодекса Российской Федерации (далее — ЖК РФ) о включении в состав платы за содержание жилого помещения расходов на оплату холодной воды, горячей воды, электрической энергии, тепловой энергии, потребляемых при содержании общего имущества в многоквартирном доме, отведения сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме (далее — МКД).

Действующей редакцией ЖК РФ (п.2 ч.1, п.1 ч.2 ст.154 ЖК РФ) предусмотрено, что плата за содержание жилого помещения включает в себя:
— плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом,
— плату за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме,
— плату за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме, а также за отведение сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме.

Пункт 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных ПП РФ от 13.08.2006 N491 (далее — Правила 491), в редакции ПП РФ от 26.12.2016 N1498, устанавливает:

«11. Содержание общего имущества … включает в себя:

л) приобретение холодной воды, горячей воды, электрической энергии, потребляемых при содержании общего имущества в многоквартирном доме, а также отведение сточных вод в целях содержания общего имущества в таком доме…».

Пункт 29 Правил 491 устанавливает:

«29. Расходы за содержание жилого помещения определяются в размере, обеспечивающем содержание общего имущества в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, включая в том числе оплату … расходов на оплату холодной воды, горячей воды, электрической энергии, потребляемых при выполнении минимального перечня необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме услуг и работ в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, отведения сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме….

С 1 января 2017 г. в указанные расходы также включаются расходы на оплату холодной воды, горячей воды, отведения сточных вод, электрической энергии, потребляемых при выполнении минимального перечня необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме услуг…

Размер платы за содержание жилого помещения в части оплаты коммунальных ресурсов, потребляемых при содержании общего имущества в многоквартирном доме, отражается в платежном документе отдельной строкой по каждому виду ресурсов».

Таким образом, содержание общего имущества (далее — ОИ) включает в себя в числе прочего приобретение коммунальных ресурсов, потребляемых при содержании ОИ, а расходы на приобретение таких ресурсов, соответственно, включаются в состав расходов за содержание ОИ многоквартирного дома (далее — МКД).

Необходимо отметить, что «плата за содержание ОИ» является одной из составляющих «платы за содержание жилого помещения» (п.2 ч.1, п.1 ч.2 ст.154 ЖК РФ). При этом согласно пункту 11 Правил 491 «содержание ОИ» включает в себя приобретение коммунальных ресурсов на содержание ОИ, а согласно п.2 ч.1, п.1 ч.2 ст.154, ч.9.1 ст.156 ЖК РФ и п.29 Правил 491 «плата за содержание жилого помещения» содержит в себе плату за коммунальные ресурсы на содержание ОИ. Из комплексной оценки приведенных норм вытекает, что коммунальные ресурсы на содержание ОИ дважды оплачиваются в составе платы за содержание жилого помещения (один раз в составе «платы за содержание ОИ», структурно входящей в состав «платы за содержание жилого помещения», второй раз — в составе непосредственно «платы за содержание жилого помещения»). Представляется необходимым внести поправки в жилищное законодательство РФ для устранения указанного несоответствия.

2. Об установлении размера платы за содержание жилого помещения с учетом включения в состав этой платы расходов на коммунальные ресурсы, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме

Частью 9 статьи 12 Закона 176-ФЗ в действующей редакции установлено: «9. Положения пункта 2 части 1 и пункта 1 части 2 статьи 154, части 1 статьи 156 Жилищного кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона) о включении в состав платы за содержание жилого помещения расходов на оплату холодной воды, горячей воды, электрической энергии, тепловой энергии, потребляемых при содержании общего имущества в многоквартирном доме, отведения сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме применяются с 1 января 2017 года».

Часть 10 статьи 12 Закона 176-ФЗ устанавливает: «10. … Для первоначального включения расходов, указанных в части 9 настоящей статьи, в плату за содержание жилого помещения не требуется решение общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме».

Необходимо напомнить, что нормы законодательства надо понимать дословно, буквально. Из представленной нормы следует, что законодатель включил расходы за ресурсы, потребляемые при содержании ОИ, в состав платы за содержание жилого помещения, установив, что для такого включения решения общего собрания собственников не требуется. Но законодатель не установил, что общий размер платы за содержание жилого помещения подлежит увеличению.

Норма об отсутствии необходимости решения ОСС в данном случае представляется излишней. Например, тем же ПП РФ от 26.12.2016 N1498 в пункт 29 Правил 491 внесены изменения в части отнесения к расходам на содержание в числе прочего расходов «на истребование задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг, на снятие показаний приборов учета, содержание информационных систем, обеспечивающих сбор, обработку и хранение данных о платежах за жилые помещения и коммунальные услуги, выставление платежных документов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг», при этом ни о каких решениях общих собраний, ни о каком изменении размера платы за содержание речи не ведется. Состав услуг и работ по содержанию жилого помещения менялся неоднократно, и никогда изменение этого состава не влияло на порядок установления и размер платы за содержание жилья.

Порядок установления размера платы за содержание жилого помещения четко установлен. Статья 156 ЖК РФ устанавливают:

«7. Размер платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив, определяется на общем собрании собственников помещений в таком доме, которое проводится в порядке, установленном статьями 45–48 настоящего Кодекса. Размер платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме определяется с учетом предложений управляющей организации и устанавливается на срок не менее чем один год.

8. Размер обязательных платежей и (или) взносов членов товарищества собственников жилья либо жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива, связанных с оплатой расходов на содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме, определяется органами управления товарищества собственников жилья либо органами управления жилищного кооператива или органами управления иного специализированного потребительского кооператива в соответствии с уставом товарищества собственников жилья либо уставом жилищного кооператива или уставом иного специализированного потребительского кооператива».

Правила 491 дополняют приведенные нормы:

«31. При определении размера платы за содержание жилого помещения собственников помещений, которые выбрали управляющую организацию для управления многоквартирным домом, решение общего собрания собственников помещений в таком доме принимается на срок не менее чем один год с учетом предложений управляющей организации. Указанный размер платы устанавливается одинаковым для всех собственников помещений.

Предложения управляющей организации о перечне, объемах и качестве услуг и работ должны учитывать состав, конструктивные особенности, степень физического износа и технического состояния общего имущества, а также геодезические и природно-климатические условия расположения многоквартирного дома.

33. Размер обязательных платежей и (или) взносов, связанных с оплатой расходов на содержание общего имущества, для собственников помещений, являющихся членами товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного или иного специализированного потребительского кооператива, а также размер платы за содержание жилого помещения для собственников помещений, не являющихся членами указанных организаций, определяются органами управления товарищества собственников жилья либо органами управления жилищного, жилищно-строительного или иного специализированного потребительского кооператива на основе утвержденной органами управления сметы доходов и расходов на содержание общего имущества на соответствующий год.

В указанный размер платежей и (или) взносов с 1 января 2017 г. также включаются расходы товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного или иного специализированного потребительского кооператива на оплату коммунальных ресурсов, потребляемых при содержании общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с пунктом 29 настоящих Правил».

То есть, в случае управления домом управляющей организацией (далее — УО) размер платы за содержание жилых помещений устанавливает общее собрание собственников, а в случае управления домом ТСЖ или ЖСК, размер платы за содержание жилых помещений устанавливается на основании сметы доходов и расходов.

При управлении домом УО согласно статье 162 ЖК РФ:

«1. …При выборе управляющей организации общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме с каждым собственником помещения в таком доме заключается договор управления на условиях, указанных в решении данного общего собрания…

2. По договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья, … жилищного кооператива или … иного специализированного потребительского кооператива…) в течение согласованного срока за плату обязуется выполнять работы и (или) оказывать услуги по управлению многоквартирным домом, оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме…

3. В договоре управления многоквартирным домом должны быть указаны:

2) перечень работ и (или) услуг по управлению многоквартирным домом, услуг и работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, порядок изменения такого перечня, а также перечень коммунальных услуг, которые предоставляет управляющая организация;

3) порядок определения цены договора, размера платы за содержание и ремонт жилого помещения и размера платы за коммунальные услуги, а также порядок внесения такой платы;

4. Условия договора управления многоквартирным домом устанавливаются одинаковыми для всех собственников помещений в многоквартирном доме.

5. Договор управления многоквартирным домом заключается:

1) в случае, указанном в части 1 настоящей статьи, на срок не менее чем один год, но не более чем пять лет;

8. Изменение и (или) расторжение договора управления многоквартирным домом осуществляются в порядке, предусмотренном гражданским законодательством».

Часть 1 статьи 432 ГК РФ устанавливает:

«1. Договор считается заключенным, если между сторонами, в требуемой в подлежащих случаях форме, достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора.

Существенными являются условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение».

Часть 1 статьи 450 ГК РФ устанавливает: «Изменение и расторжение договора возможны по соглашению сторон, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими законами или договором».

Из комплексной оценки приведенных норм следует: п.3 ч.3 ст.162 ЖК РФ устанавливает в качестве обязательного требования к договору управления включение в указанный договор порядка определения цены договора, размера платы за содержание жилого помещения. Поскольку указанное требование содержится в ЖК РФ, согласно ч.1 ст.432 ГК РФ определение порядка определения цены договора, размера платы за содержание жилого помещения относится к существенным условиям договора, без согласования которого сторонами (согласно ч.2 ст.162 ЖК РФ одной стороной является УО, второй – собственники помещений) договор не может считаться заключенным. Изменение договора управления согласно ч.8 ст.162 ЖК РФ производится в порядке, предусмотренном гражданским законодательством, при этом ч.1 ст.450 ГК РФ предусматривает изменение договора либо по соглашению сторон, либо в случаях, предусмотренных законами. Необходимо отметить, что по вопросу включения расходов на коммунальные ресурсы, потребляемые при содержании ОИ, в состав платы за содержание жилых помещений, требований к изменению договоров управления ни один закон не устанавливает.

Следовательно, включение расходов на коммунальные ресурсы, потребляемые при содержании ОИ, в состав платы за содержание жилых помещений, не влечет за собой изменения цены договора управления.

Дополнительно необходимо отметить, что согласно п.1 ч.5 ст.162 ЖК РФ договор заключается на срок не менее, чем один год, согласно ч.7 ст.156 ЖК РФ «Размер платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме определяется с учетом предложений управляющей организации и устанавливается на срок не менее чем один год», согласно п.31 Правил 491 «При определении размера платы за содержание жилого помещения собственников помещений, которые выбрали управляющую организацию для управления многоквартирным домом, решение общего собрания собственников помещений в таком доме принимается на срок не менее чем один год». Таким образом, в случае, если размер платы за содержание жилого помещения, действующий на момент вступления в силу норм о включении в эту плату расходов на коммунальные ресурсы, потребляемые при содержании ОИ, установлен менее одного года назад, он не подлежит изменению даже по решению ОСС.

В случае управления домом ТСЖ все расходы (в том числе расходы на коммунальные ресурсы, потребляемые при содержании ОИ) должны быть учтены в смете расходов и доходов.

Пункт 33 Правил 491 устанавливает: «33. Размер обязательных платежей и (или) взносов, связанных с оплатой расходов на содержание общего имущества, для собственников помещений, являющихся членами товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного или иного специализированного потребительского кооператива, а также размер платы за содержание жилого помещения для собственников помещений, не являющихся членами указанных организаций, определяются органами управления товарищества собственников жилья либо органами управления жилищного, жилищно-строительного или иного специализированного потребительского кооператива на основе утвержденной органами управления сметы доходов и расходов на содержание общего имущества на соответствующий год.

В указанный размер платежей и (или) взносов с 1 января 2017 г. также включаются расходы товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного или иного специализированного потребительского кооператива на оплату коммунальных ресурсов, потребляемых при содержании общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с пунктом 29 настоящих Правил».

Статья 145 ЖК РФ устанавливает:

«1. Общее собрание членов товарищества собственников жилья является высшим органом управления товарищества и созывается в порядке, установленном уставом товарищества.

2. К компетенции общего собрания членов товарищества собственников жилья относятся:

4) установление размера обязательных платежей и взносов членов товарищества;

8.1) утверждение смет доходов и расходов товарищества на год, отчетов об исполнении таких смет, аудиторских заключений (в случае проведения аудиторских проверок);

…»

Таким образом, при управлении домом ТСЖ утверждение размера платы за содержание жилья является исключительной компетенцией общего собрания членов ТСЖ и производится на основании сметы, утверждение которой так же является исключительной компетенцией общего собрания членов ТСЖ. Никаких норм о включении расходов на коммунальные ресурсы, потребляемые при содержании ОИ, именно в смету ТСЖ действующее законодательство не содержит. А именно исходя из утвержденной сметы определяется размер платы за содержание жилья. Законодательство устанавливает обязанность включения расходов на коммунальные ресурсы, потребляемые при содержании ОИ, в состав платы за содержание жилого помещения, но никоим образом не содержит требований об изменении/увеличении размера этой платы.

Из изложенного следует однозначный вывод о том, что действующее законодательство не предусматривает изменения размера платы за содержание жилья в связи с включением в эту плату расходов на коммунальные ресурсы, потребляемые при содержании ОИ. Порядок изменения такой платы четко регламентирован процитированными нормами законодательства РФ.

Важно понимать, что несмотря на кажущуюся логичность повышения размера платы за содержание в связи с увеличением состава содержания, нормы законодательства необходимо понимать буквально, а действующие нормы не содержат требований о повышении такого размера «в силу закона». Законодатель мог прямо указать, например: «…при первоначальном включении расходов на коммунальные ресурсы, потребляемые при содержании ОИ, в состав платы за содержание жилого помещения, размер платы за содержание жилого помещения, действующий на момент такого включения, увеличивается на размер стоимости коммунальных ресурсов, потребляемых при содержании ОИ, определенной исходя их нормативов потребления…». Но такого указания в законодательстве РФ нет. Дополнительно необходимо напомнить, что предоставление услуг по содержанию жилых помещений не является регулируемым видом деятельности, и органы государственной власти не имеют права устанавливать стоимость этих услуг.

Выводы

Представленное в настоящей статье исследование позволяет сделать вывод, что никакого «автоматического» увеличения размера платы за содержание жилья в связи с включением в эту плату расходов на коммунальные ресурсы, потребляемые при содержании ОИ, действующее законодательство РФ не предусматривает. Все нормы, регламентирующие порядок установления стоимости содержания жилья, предусматривают решения либо общего собрания собственников, либо общего собрания членов ТСЖ/ЖСК.

Мнение Минстроя России, основой которого является фраза «под первоначальным включением расходов коммунальных ресурсов, используемых в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, в плату за содержание жилого помещения понимается соответствующее изменение размера платы за содержание жилого помещения» представляется несостоятельным. В процитированной фразе Минстроя России (который, между прочим, не уполномочен давать официальные разъяснения федеральных законов) абсолютно непонятно, кем и на каком основании именно таким образом что-то «понимается». Вообще, использование в разъяснениях норм законодательства фраз «понимается», «подразумевается», «имеется в виду» представляется неверным.

Дополнительно стоит обратить внимание, что письма Минстроя России не являются нормативными правовыми актами, содержащиеся в них разъяснения не могут рассматриваться в качестве общеобязательных государственных предписаний постоянного или временного характера, о чем сам Минстрой часто заявлял в своих письмах, но в письме от 30.12.2016 N45099-АЧ/04 этот момент не отметил.

В любом случае, две представленные в настоящей публикации позиции являются лишь частными мнениями. Читатели могут самостоятельно выбирать, придерживаться позиции Минстроя или позиции АКАТО, верная точка зрения будет определена по мере формирования правоприменительной практики по рассмотренному в статье вопросу, в том числе по мере принятия решений надзорными и судебными инстанциями.

В ситуации сложившейся неопределенности АКАТО рекомендует не производить увеличение размера платы за содержание жилого помещения в одностороннем порядке, поскольку риск признания таких действий противоречащими жилищному законодательству РФ крайне высок. Более разумным представляется провести общее собрание собственников помещений МКД (либо членов ТСЖ/ЖСК) с повесткой дня, содержащей вопрос увеличения размера платы за содержание жилья на величину стоимости коммунальных ресурсов, потребляемых при содержании ОИ, рассчитанную исходя из тарифов и нормативов потребления таких ресурсов. Изменение размера платы за содержание жилья на основании решения общего собрания не противоречит позиции Минстроя России. При этом если надзорными и/или судебными инстанциями мнение Минстроя будет признано неверным, тогда исключительно соответствующее решение общего собрания (собственников помещений или членов ТСЖ/ЖСК) будет основанием и доказательством правомерности увеличения размера платы за содержание жилого помещения.

ПЛАТА за содержание ОБЩЕГО ИМУЩЕСТВА.

Как ее рассчитать?

1. Нормативная база

В силу ч. 1 ст. 35 Конституции РФ право частной собственности охраняется законом. Часть 2 ст. 35 Конституции РФ устанавливает, что каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами.

Статья 249 ГК РФ воспроизводит этот принцип, устанавливая, что каждый участник долевой собственности обязан соразмерно со своей долей участвовать в уплате налогов, сборов и иных платежей по общему имуществу, а также в издержках по его содержанию и сохранению. Это общее правило закреплено в п. 1 ст. 158 ЖК РФ, согласно которому собственник помещения в многоквартирном доме обязан участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы.

Согласно ст. 39 ЖК РФ собственник жилого помещения несет бремя содержания общего имущества в части его доли в праве на общее имущество многоквартирного дома. Доля обязательных расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме, бремя которых несет собственник помещения в таком доме, определяется долей в праве общей собственности на общее имущество в таком доме указанного собственника. Доля в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме собственника помещения в этом доме пропорциональна размеру общей площади указанного помещения в силу п. 1 ст. 37 ЖК РФ.

2. Методика расчета

Для правильного исчисления доли в праве на общее имущество многоквартирного дома собственника (жилого или нежилого) помещения в этом доме необходимо установить: 1) общую площадь многоквартирного дома; 2) общую площадь помещений, принадлежащих собственникам; 3) общую площадь принадлежащего конкретному собственнику помещения.

При отсутствии решения собственников об ином определении доли в праве на общее имущество в многоквартирном доме следует руководствоваться общим правилом, согласно которому для определения доли в праве на общее имущество в многоквартирном доме следует рассчитать пропорцию по правилу пункта 1 статьи 37 Жилищного кодекса Российской Федерации.

На это обращал внимание Конституционный Суд России в п. 3 своего Постановления от 29.01.2018 N 5-П, а также Верховный Суд России в Определении от 25.09.2018 N 305-ЭС18-13931, согласно которому размер платы за содержание и ремонт общего имущества определяется долей в праве общей собственности на общее имущество, которая пропорциональна, а не равна размеру площади квартиры.

Таким образом, при расчете платы за жилищные услуги тариф, установленный в рублях с квадратного метра, должен умножаться не на площадь помещения в собственности, а на другую площадь — на площадь доли плательщика в общем имуществе, определяемую перемножением доли (безрамерная величина, которая всегда меньше единицы) на площадь общего имущества.

3. Пример расчета

Следуя закону, приходим к выводу, что сомножителями тарифа должны быть две величины: доля в праве и площадь общего имущества.

Возьмем типичный пятиэтажный многоквартирный дом. Пусть площадь помещений в собственности будет 3000 кв.метров, количество квартир примем равным 60, площадь каждой квартиры 50 кв.метров (всего 60 Х 50 = 3000). Площадь общих помещений МКД примем равной 450 кв.метров. Тариф на содержание жилья пусть будет 20 рублей с квадратного метра.

Тогда доля в общем имуществе: 50/3000 = 1/60. Перемножая долю на площадь общего имущества (450) и тариф (20), получим:

20 руб./кв.м х 1/60 х 450 кв.м = 150 руб.

В квитанциях за жилищно-коммунальные услуги прописываются различные аббревиатуры. Некоторых жителей многоквартирных домов, расположенных на территории Российской Федерации, интересует вопрос, что такое ХВС для ГВС в квитанции.

Уметь расшифровать аббревиатуры, указанные в платежном документе, необходимо для контроля над правильностью начислений.

Что означает ХВС и ГВС

В квитанции указывается плата за потребленные услуги жилищно-коммунального хозяйства. Аббревиатуры ХВС и ГВС расшифровываются как холодное и горячее водоснабжение соответственно.

Разводка ХВС и ГВС

Потребленные услуги рассчитываются в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации. Плата за горячее водоснабжение включает в себя стоимость холодной воды и тепловой энергии, затраченной на её подогрев.

Таким образом, ХВС для ГВС это составляющая платы за горячее водоснабжение.

Как рассчитывается количество воды

Начисление платы за поставку горячей воды осуществляется исходя из количества потребленной жидкости. Объём горячего водоснабжения, израсходованного за отчетный период, определяется по индивидуальному прибору учета. При внесении отчётных данных необходимо учитывать цифры счётчика чёрного цвета.

Они обозначают объём потребления воды в кубических метрах. Цифры красного цвета – это количество жидкости в литрах до 1 м3. Они используются для контроля за расходом ГВС лицами, проживающими в помещении, и не являются отчетными данными.
Промежуток времени, в который осуществляется замер потребления горячего водоснабжения, определяется нормативными документами.

Отчетным периодом является один календарный месяц. Оплата осуществляется за разницу показаний между определенным числом прошлого месяца и настоящего.
При отсутствии индивидуального прибора учета расход фактически потребленной теплоэнергии и горячей воды рассчитывается согласно нормативу, в зависимости от количества человек, проживающих в помещении.

Количество жидкости, расходуемой одним человеком, проживающим в квартире на протяжении суток, согласно СНиП составляет:

  1. Жилые помещения с имеющимся водопроводом и канализацией – 120 литров в сутки на одного человека.
  2. Аналогичные жилые помещения с газоснабжением — 150 л в сутки.
  3. Помещения с имеющимся водопроводом, канализацией, ванной и твердотопливный водонагревателем – 180 литров в сутки.
  4. Аналогичные дома или квартиры с водонагревателями, энергоносителем которых является газ — 225 л.
  5. Такие же помещения с быстродействующими газовыми бойлерами — 250 л.
  6. Квартиры с централизованной подачей горячей воды – 230 л на человека.

Таким образом, расчёт платы за горячее водоснабжение осуществляется исходя из расхода жидкости на нужды одного человека, согласно установленным нормам. Как правило, норматив согласно СНиП превышает реальный расход воды.

Это делает установку счётчика выгодной и позволяет экономить денежные средства. Замена счётчика осуществляется уполномоченными лицами соответствующих организаций.

Составляющие стоимости горячего водоснабжения

На территории российской федерации в многоквартирных домах холодное и горячее водоснабжение оплачивается отдельно. В полную стоимость горячего водоснабжения входит несколько составляющих:

  1. Тепловая энергия, затраченная на нагрев холодной воды. Для подогрева используются котельные установки, подаваемые горячую воду в централизованные системы отопления и водоснабжения. Котельные используют для нагрева топливо различного типа. В зависимости от доступности энергоносителя в определённом субъекте РФ, цена на тепловую энергию может отличаться.
  2. Химические средства. Перед подачей в котел и системы водоснабжения и отопления вода проходит через подготовительное оборудование. Это позволяет снизить её жесткость и снизить степень негативного влияния воды на материалы, из которых изготовлено котельное оборудование.
  3. Обслуживание и ремонт котлоагрегатов. Организация, поставляющая горячую воду, может вносить в её стоимость расходы на проведение ремонтных работ и обслуживание котельного оборудования.
  4. Доставку воды в квартиры. Подача жидкости осуществляется с помощью специализированных насосов, работающих на электроэнергии. Цена доставки воды может быть внесена в полную стоимость горячего водоснабжения.
  5. Потери тепла. При доставке горячей воды по трубопроводам определённое количество тепла теряется. Чтобы снизить этот показатель необходимо утеплить стояк горячего водоснабжения. Процедура может потребовать штробления стен в квартире.

Законодательные акты, регулирующие расчет

В 2013 году правительством Российской Федерации было утверждено постановление, согласно которому жители многоквартирных домов, использующие в качестве горячего водоснабжения централизованную сеть, должны оплачивать счет по двум составляющим.

Как часто мы используем воду. Источник фото: aif.ru

Для того чтобы понять, как рассчитать плату за использование ГВС, необходимо учесть:

  • количество холодной жидкости, поставляемой в помещение после ее подогрева. Для приготовления горячей жидкости используется ХВС. Цена холодной воды внесена в полную стоимость горячего водоснабжения;
  • количество тепловой энергии. Расчет теплового потока на ГВС включает в себя несколько факторов, таких как стоимость и количество затраченного топлива, заработная плата работникам организации, затраты на ремонт оборудования.

Чтобы рассчитать нагрев ГВС в квитанции, необходимо количество потребленного теплоносителя умножить на утвержденный в регионе тариф. В зависимости от стоимости топлива полученное произведение будет отличаться для разных регионов РФ.
ХВС для ГВС это количество холодной воды, затраченной для горячего водоснабжения.

Показатель является составляющей стоимости ГВС. Потребление воды можно узнать двумя способами. Снять показания с индивидуального прибора учета или рассчитать расход согласно нормам, установленным на одного человека, проживающего в помещении.

Каждый месяц жители многоквартирных домов получают квитанции на оплату жилищно-коммунальных услуг, но не все знают, как правильно расшифровывается та или иная аббревиатура, обозначающая услугу. Выяснить, что означает каждая строка, можно в управляющей домом организации или ТСЖ. В этом материале расскажем о структуре квитанции и расшифруем часто встречающиеся в ней аббревиатуры.

Какую информацию содержит квитанция за ЖКУ

Квитанция по оплате жилищно-коммунальных услуг — это платежный документ, где есть сведения о потребителе услуг (плательщике) и исполнителе услуг, расчет размера платы по каждой предоставленной услуге, тарифы, объем потребления и цены за каждый вид коммунального ресурса, данные о задолженности, переплате и перерасчете, а также справочные данные.
Исполнитель — это управляющая домом организация или ТСЖ. Также исполнителями могут быть ресурсоснабжающие организации, если у жителей заключены договора напрямую с поставщиками услуг.
Есть коммунальные, жилищные и дополнительные (прочие) услуги. Коммунальные услуги — это поставка в вашу квартиру коммунальных ресурсов: воды, электрической энергии, газа, тепловой энергии и т. д. Жилищные услуги — это услуги по управлению многоквартирным домом, а также содержанию и ремонту общедомового имущества, которые оказывает вам управляющая организация или ТСЖ. Дополнительные услуги — это те, что не входят в основной перечень услуг — о них принимают отдельное решение жители дома на общем собрании. Это, например, охрана дома, видеонаблюдение, услуги консьержа, радиоточка и т. д.
Справочные данные — это показания общедомовых приборов учета и общий объем потребления коммунальных услуг многоквартирным домом.
Расчет платы в квитанции представлен в виде таблицы, где каждая строка — это отдельная услуга. Наименование услуги может быть полным, но чаще встречаются сокращения и аббревиатуры.

Аббревиатуры, которые встречаются в квитанциях за ЖКУ

Ниже приведем наиболее распространенные сокращения, чтобы вы понимали, за что именно платите каждый месяц.
Номер ПД
Это номер платежного документа. Он нужен управляющей организации и налоговой инспекции.
Код плательщика
Код плательщика — это индивидуальный номер, который присваивается каждому собственнику квартиры управляющей организацией. Он нужен для того, чтобы в системе ЖКХ производить расчеты за потребленные услуги и оплату по ним. Найти его в квитанции можно вверху справа. Это десятизначный номер, перед которым обычно написано слово “код”. Если сменилась УО, код может тоже поменяться. При помощи кода плательщика есть возможность оплачивать начисления за ЖКУ в платежных терминалах и онлайн через интернет.
Номер ПУ
Так в квитанции обозначаются номера приборов учета — счетчиков, установленных в квартире.
Пл. О/Ж
Так в квитанции определяется общая и жилая площадь помещения. К жилой площади относится сумма площадей жилых комнат. Суммарная площадь всех имеющихся помещений является общей.
Зарег./прож.
Количество человек, зарегистрированных в квартире официально, и количество проживающих фактически.
УСЗН
Расшифровывается как “Управление социальной защиты населения”. Туда можно обратиться по вопросам оформления субсидий по оплате ЖКУ.
Общ. площадь дома
Это площадь всех жилых и нежилых помещений многоквартирного дома в целом.
Содержание жилого фонда.
ИПУ, ИТУ
Индивидуальный прибор учета, индивидуальная точка учета.
ОДПУ, КТУ
Общедомовой прибор учета, коллективная точка учета многоквартирного дома.
МОП
Места общего пользования.
СОИ
Содержание общедомового имущества. Сюда входит содержание лестниц, подъездов, лифтов, чердака. Размер платы определяется договором между жителями дома и управляющей организацией.
ОДН
Общедомовые нужды — аналог СОИ. Это также траты на содержание общего имущества. Никаких различий в данных аббревиатурах нет, просто разные управляющие организации по-разному могут обозначать такие расходы в квитанции.
ПЗУ
Переговорно-замочное устройство — домофон. Этот платеж применяется там, где установлен домофон. В некоторых случаях, плата за ПЗУ оформляется отдельной квитанцией. Жители дома платят за его обслуживание и поддержание нормального технического состояния.
ВДГО
Расшифровка этого понятия включает в себя обеспечение и обслуживание газового оборудования на территории дома (но не квартиры). В ВДГО входят трубы, клапаны и другое внутридомовое оборудование газовщиков. Граждане обязаны платить за обследование, ремонт и обслуживание этих вещей.
Компл. услуга по ТО ВДГО и ВКГО
Техническое обслуживание ВДГО и ВКГО — это комплексное обслуживание газового оборудования. Причем ВДГО — это обслуживание внутридомового газового оборудования. К нему относится трубопровод и другие установленные на нем части на промежутке от места подключения до запорного крана, который находится непосредственно перед квартирой. ВГКО — это внутриквартирное обслуживание. К нему относятся части газопровода, которые находятся в квартире. Также в это число входят бытовые газовые приборы. Начисленная сумма идет на оплату услуг, которые предоставляет компания, проводящая регулярное обслуживание газового оборудования.
ГВС и ХВС
Это горячее и холодное водоснабжение.
ГВС на ОДН
Это горячее водоснабжение, которое идет на общедомовые нужды, т. е. на отопление нежилых помещений, которые находятся в доме: подсобных помещений, подъездов, подвалов.
ГВС компонент хол. вода
Это подача и нагрев холодной воды.

Цитата: Постановление Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 (ред. от 09.09.2017) «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» (вместе с «Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов»)

Постановление

Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов

I. Общие положения

II. Условия предоставления коммунальных услуг

III. Условия договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг, и порядок его заключения

IV. Права и обязанности исполнителя

V. Права и обязанности потребителя

VI. Порядок расчета и внесения платы за коммунальные услуги

VII. Порядок учета коммунальных услуг с использованием приборов учета, основания и порядок проведения проверок состояния приборов учета и правильности снятия их показаний

VIII. Порядок перерасчета размера платы за отдельные виды коммунальных услуг за период временного отсутствия потребителей в занимаемом жилом помещении, не оборудованном индивидуальным и (или) общим (квартирным) прибором учета

IS. Случаи и основания изменения размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, а также при перерывах в предоставлении коммунальных услуг для проведения ремонтных и профилактических работ в пределах установленной продолжительности перерывов

X. Порядок установления факта предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность

XXI. Приостановление или ограничение предоставления коммунальных услуг

XXII. Особенности предоставления коммунальной услуги по холодному водоснабжению через водоразборную колонку

XXIII. Особенности предоставления коммунальной услуги газоснабжения потребителей по централизованной сети газоснабжения

XXIV. Особенности продажи бытового газа в баллонах

XV. Особенности продажи и доставки твердого топлива

XV (1). Предоставление коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами

XVI. Ответственность исполнителя и потребителя

XVII. Контроль (надзор) за соблюдением настоящих Правил

Приложение N 1. Требования к качеству коммунальных услуг

I. Холодное водоснабжение

II. Горячее водоснабжение

III. Водоотведение

IV. Электроснабжение

V. Газоснабжение

VI. Отопление

VII. Обращение с твердыми коммунальными отходами

Приложение N 2. Расчет размера платы за коммунальные услуги

I. Расчет размера платы за коммунальную услугу, предоставленную потребителю за расчетный период в i-м жилом помещении (жилой дом, квартира) или нежилом помещении

II. Расчет размера платы за коммунальную услугу, предоставленную потребителю за расчетный период в занимаемой им j-й комнате (комнатах) в i-й коммунальной квартире

II (1). Расчет размера платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами, предоставленную потребителю за расчетный период в i-м жилом помещении (жилой дом, квартира) или нежилом помещении, а также в занимаемой им j-й комнате (комнатах) в i-й коммунальной квартире

III. Расчет размера платы за коммунальную услугу, предоставленную за расчетный период на общедомовые нужды в многоквартирном доме

IV. Расчет размера платы за коммунальную услугу по отоплению и (или) горячему водоснабжению, предоставленную за расчетный период потребителю в жилом помещении (квартире) или нежилом помещении при самостоятельном производстве исполнителем в многоквартирном доме коммунальной услуги по отоплению и (или) горячему водоснабжению (при отсутствии централизованного теплоснабжения и (или) горячего водоснабжения)

V. Размер платы за коммунальную услугу, предоставленную за расчетный период потребителю в домовладении при использовании им земельного участка и расположенных на нем надворных построек, в случае, если домовладение не оборудовано индивидуальным прибором учета соответствующего вида коммунального ресурса

VI. Расчет приходящегося на каждое жилое и нежилое помещение в многоквартирном доме количества единиц постоянной величины при расчете размера платы за коммунальную услугу при применении двухставочного тарифа (цены)

VII. Расчет размера платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению, предоставленную потребителю за расчетный период в i-м жилом помещении (жилом доме, квартире) или нежилом помещении и на общедомовые нужды, в случае установления двухкомпонентных тарифов на горячую воду

VIII. Расчет размера платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению, предоставленную потребителю за расчетный период в занимаемой им j-й комнате (комнатах) в i-й коммунальной квартире, в случае установления двухкомпонентных тарифов на горячую воду (горячее водоснабжение)

Изменения, которые вносятся в акты Правительства Российской Федерации по вопросам предоставления коммунальных услуг

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *