Приобретение земельных участков под зданиями

Физические и юридлические лица несут административную ответственность за нарушения в содержании прилегающих территорий, напомнили в пресс-службе Госадмтехнадзора Московской области.

«В соответствии с областным законодательством, прилегающая территория — это территория общего пользования, которая прилегает к зданию, строению, сооружению, земельному участку. Границы такой территории определяются правилами благоустройства муниципалитета», — отмечается в материале.

Так, размер прилегающих территорий не может быть превышать пять метров для объектов индивидуального жилищного строительства, домов быта и других строений.

Максимальный размер прилегающей территории не может превышать тридцать метров. Это касается, например, торговых центров, предприятий.

Чтобы содержать прилегающую территорию в надлежащем виде необходимо летом убирать мусор, вовремя окашивать траву, следить за наличием и своевременным опустошением урн, окрашивать перила, ремонтировать ступеньки. Зимой важно убирать снег и наледь, посыпать противогололедными средствами и так далее. Все подробности прописаны в законе Московской области №191/2014-ОЗ «О регулировании дополнительных вопросов в сфере благоустройства в Московской области», а также в правилах благоустройства муниципальных образований.

«Не выполняя требования по содержанию прилегающих территорий в надлежащем состоянии, собственники или правообладатели строений, зданий, земельных участков могут быть привлечены к административной в соответствии с Кодексом Московской области об административных правонарушениях», — отметил начальник Госадмтехнадзора Московской области Олег Баженов.

Что делать с дачным мусором в Подмосковье>>

Территория за забором частного дома называется прилегающей территорией и является территорией общего пользования.

Зачастую местные власти буквально заставляют собственников и арендаторов следить за ней, косить траву и убирать, грозясь штрафами. Где прописаны подобные требования, а также сколько метров от забора нужно убирать территорию по закону в частном доме, в организациях (в детском саду, в школе) разберем подробнее.

Права на территорию за забором и обязанности уборки прилегающей территории по закону

Какие права мы имеем на территорию за забором и какие обязанности по закону?

Для того, чтобы выяснить нужно ли убирать и косить территорию возле забора и на сколько метров, обратимся к действующему законодательству.

В соответствии с Градостроительным кодексом РФ (п.37 ст. 1) прилегающая территория – это территория общего пользования, которая прилегает к зданию, строению, земельному участку, которые образованы и стоят на кадастровом учете. При этом границы прилегающей территории определяются правилами благоустройства, принятыми в муниципальном образовании в соответствии с законными нормами субъекта, на территории которого находится данное образование.

Делаем вывод – территорию от забора нужно убирать на столько метров, сколько установлено местными властями. А значит, надо обращаться к локальным актам. При этом, не помешает изучить и законы субъекта, дабы местные власти не превысили свои полномочия и не потребовали большего.

Гражданский кодекс (п.9 ст.55.25) гласит, что лица, ответственные за эксплуатацию зданий ОБЯЗАНЫ принимать непосредственное участие в том числе и финансовое в содержании прилегающих территорий в порядке.

Закон № 131-ФЗ от 06.10.2003 (редакция декабря 2019) «О местном самоуправлении» также вменяет в обязанность собственникам земельных участков и зданий содержать прилегающие территории в порядке в том числе, в виде финансирования такого порядка. (ст. 45.1).

Эта обязанность не касается собственников квартир многоэтажек. (Если интересуют подробности о правилах пользования придомовой территорией многоквартирного дома читайте здесь).

Таким образом, став собственником земельного участка мы априори соглашаемся на то, чтобы следить за примыкающей территорией, убирать ее, при необходимости косить траву.

А какие мы права имеем на эту территорию? Загородить забором мы ее не можем, так как это достояние общественности. Мы имеем на нее ровно те же права, что и все другие лица – права общего пользования. По сравнению с обязанностями – не густо. (Подробнее о правах и обязанностях на территорию за забором частного дома читайте .)

Теперь приступим к изучению самого главного вопроса: кто определяет метраж прилегающей территории и сколько метров от забора нужно ее убирать.

Территория за забором частного дома – на каком расстоянии надо содержать в чистоте

Законы федерального уровня дают общие понятия содержания территории в порядке, никакой конкретики. Для того чтобы выяснить сколько метров от забора частного дома нужно убирать стоит обратиться к местным актам.

Местные правила и решения содержат более конкретную информацию, кроме того, они не должны противоречить закону субъекта, на территории которого располагаются.

Например, ваш частный дом находится на территории муниципального образования Подольск Московской области.

В Московской области правила благоустройства утверждены Законом о благоустройстве от 30.12.2014 № 191/2014-ОЗ, в Подольске правила закреплены Решением Совета Депутатов от 28.12.2018 № 56/13. Эти два акта, практически дублируют друг друга, разве что в решении есть дополнения, касающиеся местных особенностей.

Локальные Законы и акты определяют ряд минимальных обязанностей по содержанию территории за забором частного дома в чистоте и порядке, а именно:

  • косить газоны и иную травянистую растительность;
  • содержать уличное коммунально-бытовое оборудование;
  • убирать с территории за забором мусор;
  • содержать в порядке пешеходное дорожное покрытие;
  • проводить уборку снега;
  • не допускать хранения топлива, стройматериалов удобрений на прилегающей территории белее 7 дней.

Какую территорию в частном доме за забором нужно содержать в чистоте и в порядке

Также в правилах благоустройства по области указан конкретный размер прилегающих территорий для частников:

В отношении земельных участков и территорий индивидуальных домовладений – НЕ БОЛЕЕ 5 метров от границ таких участков и владений.

В отношении СНТ – НЕ МЕНЕЕ 5 метров и НЕ БОЛЕЕ 30 метров территорий за забором.

Что касается дачных участков в СНТ, то здесь речь идет о территории общего пользования и устанавливаются правила метража относительно границ самого СНТ.

Соответственно, в уставе садоводческого товарищества могут быть прописаны правила уборки территории за забором частного дома вашего участка в пределах этого метража.

А как быть, если прилегающая территория относится и к одному строению, и к другому? Например, территория между заборами двух частных домов всего 5 метров. Сколько метров от забора нужно будет тогда убирать? В этом случае идет пресечение прилегающих территорий, и она делится по справедливости – половину убирает один собственник, а половину – другой. По крайней мере, по закону Московской области действуют такие правила.

Внимание! В вашем регионе метраж территории, которую надо убирать за забором своих владений, регламентируется правилами местной администрации и может отличаться от приведенного выше примера.

Сколько метров от забора нужно убирать территорию организации

Если с уборкой территорий за забором частных домов все более-менее понятно – она ложится на плечи собственника, то с уборкой прилегающих территорий юр лиц дела обстоят сложнее. Для уборки нанимаются дворники и оплата напрямую зависит от объема работ.

Например, сколько метров от забора, нужно убирать территорию в детском саду или в школе? Возможно есть какие-то нормативы для организаций? Нормативы действительно существуют и содержатся они все в тех же актах местных властей. По-хорошему, городские власти должны разрабатывать схему уборки территорий. При этом собственники и ответственные лица за эксплуатацию зданий должны быть с ней ознакомлены. Но не везде такие схемы разработаны. Кроме того, в связи с непрерывностью кадастрового учета (подготовка новых технических планов, межевых планов, межевания территории) и обновления данных Росреестра такие схемы могут устареть.

Обычно организации убирают территорию за своим забором (или вокруг здания, если как такового забора нет), косят траву, ухаживают за кустарниками, чистят снег, по уже устоявшимся правилам.

Фактически эта прилегающая территория может достигать 30 метров – все опять же индивидуально и зависит от правил благоустройства, установленных в вашем районе. Чаще всего прилегающая территория организаций заканчивается там, где начинается бордюры проезжей части или соседние придомовые территории.

Ответственность и штрафы за нарушение благоустройства территории

Кто должен убирать прилегающую территорию мы выяснили – собственники или лица их представляющие. А что будет если не выполнять предписания властей и отказаться от уборки и содержания мест общественного пользования? Ведь по факту это земли муниципальные, а значит власти за счет бюджета должны следить за ними.

Так рассуждают многие, но это мнение ошибочно. Власти действительно должны следить за порядком на местах, в том числе и на улицах. А за чей счет – это вопрос спорный. Тем более в федеральных законах есть прямое указание, что собственники прилегающих территорий должны принимать финансовое участие в их уборке. Хочешь жить в частном доме – покупай газонокосилку, лопату и вперед – благоустраивай свой участок и все, что вокруг.

Но сразу оштрафовать собственника за несоблюдение правил благоустройства без соответствующего предписания никто не вправе. Сначала должен быть акт предупреждения — предписание (постановление, представление, решение), а если нет реакции – то штраф физ. лицам до 500 руб., а организациям до 20 тысяч рублей (ст. 19.5 КоАП). При этом уплата штрафа не освобождает от обязанности уборки прилегающей территории.

Итак, владение землей и недвижимостью – это не только права, но и обязанности, причем круг этих обязанностей может быть гораздо шире, чем мы себе его представляем. Но не стоит ругать законодательство. Мы должны осознано подходить к общественному имуществу, ведь намного приятней видеть вокруг чистые улицы, и понимать, что каждый из нас вносит свой собственный вклад в эту чистоту. Лучше не добиваться предписаний, а делать все вовремя.

Н.Н. Мельников, кандидат юрид. наук

АПР: Как собственнику недвижимости обосновать размер необходимого для ее эксплуатации земельного участка? Какие критерии, определяющие размер земельного участка, применяются компетентными органами власти и арбитражными судами?

В соответствии с ч. 1 ст. 36 ЗК РФ граждане и юридические лица, имеющие в собственности недвижимое имущество, расположенное на земельных участках, обладают исключительным правом на выкуп этих участков или приобретение права аренды.

В этом случае перечисленные лица должны обратиться в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления с заявлением о приобретении прав на земельный участок с приложением его кадастровой карты (плана) (ч. 5 ст. 36 ЗК РФ).

Проект договора купли-продажи земельного участка с предложением о его заключении направляется заявителю в месячный срок со дня поступления заявления (ч. 6 ст. 36 ЗК РФ).

В случае отсутствия кадастровой карты (плана) земельного участка орган местного самоуправления на основании дежурной кадастровой карты (плана), содержащей сведения о местоположении земельного участка, и градостроительной документации в месячный срок со дня поступления заявления обеспечивает изготовление кадастровой карты (плана) земельного участка и утверждает проект его границ.

Границы и размеры земельного участка определяются с учетом фактически используемой площади земли в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства, с учетом красных линий, границ смежных земельных участков (при их наличии), естественных границ земельного участка. В двухнедельный срок со дня представления проекта границ земельного участка исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления принимается решение о предоставлении этого земельного участка лицам, подавшим заявление. Им также направляется копия решения с приложением проекта границ земельного участка. На основании проекта границ земельного участка за счет заявителей устанавливаются границы земельного участка на местности и обеспечивается изготовление кадастровой карты (плана) земельного участка (п. 7, 8 ст. 36 ЗК РФ).

К сожалению, более четких критериев определения размеров земельных участков, подлежащих передаче собственнику недвижимости в порядке, предусмотренном ст. 36 ЗК РФ, действующее законодательство не содержит.

Вместе с тем решение этого вопроса имеет принципиальное значение. Порядок приобретения земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, собственником строения и лицом, не имеющим на данном земельном участке недвижимого имущества, сильно различается. В первом случае применяется ст. 36 ЗК РФ, во втором — ст. 38 ЗК РФ. Основная разница между этими статьями заключается в том, что приобретение земли по ст. 38 ЗК РФ осуществляется на торгах (конкурсах, аукционах). Следовательно, собственник недвижимости заинтересован в том, чтобы приобрести как можно больший земельный участок в порядке ст. 36 ЗК РФ.

Некоторые выводы относительно критериев определения размера предоставляемого под недвижимость земельного участка содержатся в судебной практике.

Так, рассматривая спор о том, в каком размере должен быть передан собственнику недвижимости земельный участок — 400 кв. м или 157,5 кв. м, Президиум ВАС РФ указал на следующее (*1).

Обществу по договору аренды для размещения магазина был предоставлен земельный участок площадью 400 кв. м, границы которого указывались в прилагаемом к договору плане. В силу п. 7 ст. 36 ЗК РФ границы и размеры земельного участка, передаваемого собственнику недвижимости, определяются с учетом фактически используемой площади земли в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства. Границы земельного участка устанавливаются с учетом красных линий, границ смежных земельных участков (при их наличии), естественных границ земельного участка. Кроме того, в соответствии с п. 5 ст. 28 Федерального закона от 21.12.2001 N 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» границы участка, подлежащего отчуждению, определяются на основании плана земельного участка, предоставляемого покупателем и удостоверенного органом, осуществляющим деятельность по ведению государственного земельного кадастра. Следовательно, с учетом того, что в пользовании общества фактически находился земельный участок 400 кв. м, Президиум ВАС РФ признал обоснованным требование общества на выкуп земли указанной площади.

Данное решение представляется спорным, так как суд не исследовал вопрос о соответствии размера земельного участка функциональному назначению объекта недвижимости.

В другом деле (*2) собственник сторожевого поста площадью 5,3 кв. м решил приобрести земельный участок, на котором находился этот пост, площадью 1978,5 кв. м.

Однако как собственник земли, так и суды отказали в удовлетворении требования собственника сторожевого поста исходя из следующего.

Согласно п. 2 ст. 35 ЗК РФ в случае перехода права на земельный участок при переходе права собственности на здание, строение, сооружение площадь земельного участка, занятого этой недвижимостью и необходимой для их использования, определяется в соответствии с п. 3 ст. 33 ЗК РФ. То есть предельные размеры земельных участков устанавливаются в соответствии с утвержденными в установленном порядке нормами отвода земель для конкретных видов деятельности или в соответствии с правилами землепользования и застройки, землеустроительной, градостроительной и проектной документацией. Причем, как указал ФАС ДВО в постановлении от 11.10.2004 N Ф03-А51/04-1/2742, отсутствие норм отвода земель для конкретных видов деятельности не может являться достаточным основанием для отказа в удовлетворении требований собственника недвижимости о приватизации земельного участка в порядке ст. 36 ЗК РФ.

Кроме того, в соответствии с п. 7 ст. 36 ЗК РФ границы и размеры земельного участка определяются с учетом фактически используемой площади земельного участка в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства. При этом площадь земельного участка, необходимая для использования объектов недвижимости и, следовательно, подлежащая передаче в собственность, определяется исходя из функционального назначения этих объектов.

Согласно представленным суду доказательствам, площадь, необходимая для эксплуатации сторожевого поста, непосредственно составляет 6,4 кв. м под строением плюс один метр по периметру для обслуживания объекта недвижимости.

Аналогичные аргументы привел ФАС СЗО, отказав собственнику недвижимости площадью 1626,2 кв. м в приобретении по ст. 36 ЗК РФ земли площадью 7780 кв.м (постановление ФАС СЗО от 02.09.2005 N А56-17781/03).

Другое интересное дело, касающееся определения размера земельного участка под недвижимостью, было рассмотрено ФАС ВСО (постановление ФАС ВСО от 11.05.2006 N А33-14953/04-С2-Ф02-2066/06-С1).

Свое решение суд обосновал ссылками на п. 7 ст. 36, п. 3 ст. 33 ЗК РФ, а также ст. 59 Градостроительного кодекса РФ от 07.05.1998 N 73-ФЗ (*3), согласно которой размеры земельных участков в границах застроенных территорий устанавливаются с учетом фактического землепользования и градостроительных нормативов и правил, действовавших в период застройки указанных территорий.

Строительными нормами и правилами (СНиП) 2.07.01-89* «Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений», утв. постановлением Госстроя СССР от 16.05.1989 N 78 (*4), определено, что для предприятий торговли площадью от 1500 до 3500 кв. м размеры земельных участков определяются из расчета 0,04—0,02 га на 100 кв. м торговой площади (или 400 кв. м площади земельного участка на 100 кв. м торговой площади).

Площадь склада, используемая обществом для осуществления торговой деятельности, составляет 1989,50 кв. м, следовательно, для его эксплуатации возможно определение площади земельного участка в размере 7958 кв. м.

ФАС ПО также в решении сослался на СНиП. В постановлении от 25.10.2005 N А65-19113/2004-СГ3-13/12 суд обратил внимание на СНиП 2.07.01-89*, в соответствии с которыми размер земельного участка гостиницы на 300-500 мест должен определяться из расчета 30 кв. м на место. Таким образом, земельный участок ОАО «Гостиничный комплекс «Татарстан» должен быть равен 1,3 га исходя из того, что здание гостиницы «Татарстан» было спроектировано и построено на 434 места.

Особенность рассматриваемой категории дел состоит в том, что согласно п. 5 ст. 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному акту, законности принятия оспариваемого решения, а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, возлагается на орган или лицо, которые приняли данный акт. Также следует помнить, что в соответствии со ст. 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, обязано доказывать те обстоятельства, на которые оно ссылается.

Иными словами, при рассмотрении дела в суде орган, принявший решение о выкупе земельного участка, должен обосновать правомерность выделения участка соответствующего размера. А собственник недвижимости должен доказать, что для эксплуатации недвижимого имущества ему необходим земельный участок именно того размера, который он просит. Например, доказать, что для использования объектов недвижимости площадью 912,8 кв. м (административно-бытового здания и птичника) по прямому назначению необходим земельный участок площадью 6875,2 кв. м (постановление ФАС СКО от 01.08.2006 N Ф08-2983/06).

Такими доказательствами могут быть:

  • схема генерального плана земельного участка, изготовленного лицензированной организацией, из которой следует, что выделение участка площадью 2940 кв. м соответствует градостроительным и техническим параметрам, требованиям и нормам, действующим на территории РФ, а также разрешенному регламенту использования земельного участка (постановление ФАС ДВО от 14.11.2006 N Ф03-А51/06-1/3965);
  • заключение Комитета архитектуры, градостроительства и благоустройства администрации города о том, что размещение здания на земельном участке площадью 2940 кв. м соответствует утвержденной градостроительной документации и разрешенным регламентам использования участка зоны производственно-коммунальной застройки (постановление ФАС ДВО от 14.11.2006 N Ф03-А51/06-1/3965);
  • сообщение Управления архитектуры муниципалитета по вопросу закрепления земельного участка под объектом недвижимости организации (постановление ФАС СКО от 15.02.2007 N Ф08-6974/2006);
  • результаты землеустроительной экспертизы (постановление ФАС МО от 14.09.2006 N КГ-А41/8462-06).

*1) Постановление Президиума ВАС РФ от 17.08.2004 N 4345/04

*2) Постановление ФАС СКО от 15.02.2007 N Ф08-6974/06

*3) Аналогичные положения содержатся в ст. 43 Градостроительного кодекса РФ от 29.12.2004 N 190-ФЗ

*4) Далее — СНиП 2.07.01-89*


Журнал «Арбитражное правосудие в России» N 12/2007, Н.Н. Мельников, кандидат юрид. наук

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *