Прибрежная защитная полоса водного объекта. Что запрещается?

Содержание

Водные объекты – виды, классификация по режиму пользования

Существующие в России водоёмы используют для самых различных целей — для водоснабжения населения, для использования их вод в промышленности или в сельском хозяйстве, для рыбоводства, сплава леса и для перевоза грузов водным транспортом, для выработки электроэнергии, для организации территории садовых или огороднических объединений граждан вблизи озёр и рек, а также для решения целого ряда иных задач в числе которых остаётся их роль естественных приёмников хозяйственно-бытовых, промышленных и сельскохозяйственных сточных вод.

Какими бы ни были цели использования водоёмов, охрана морей, рек, ручьев, каналов, озрр, прудов, водохранилищ и карьеров от загрязнения и засорения, сохранение среды обитания водных биологических ресурсов и объектов животного и растительного мира является не только государственной задачей, но и прямой обязанностью владельцев и арендаторов земельных участков, расположенных вблизи любого водоёма. По этой причине нужно иметь некоторые общие представления о водных объектах и о порядке использования участков, находящихся возле них.

Все водные объекты страны различаются особенностями их режима, физико-географическими, морфометрическими и другими особенностями. По этим признакам они делятся на 2 вида:

  1. поверхностные водные объекты
  2. подземные водные объекты

Поверхностные водные объекты являются постоянным или временным сосредоточением вод на поверхности суши в формах е рельефа. Они имеют границы, объём и черты водного режима.

Подземные водные объекты – те, что представляют гидравлически связанное сосредоточение вод в горных породах, Они также имеют границы, объём и черты водного режима.

Перечень поверхностных водных объектов

Перечень поверхностных водных объектов представлен в пункте 2 статьи 5 Водного кодекса РФ, по которому в их число включены:

  • моря
  • отдельные части морей:
    1. проливы,
    2. заливы, в том числе бухты, лиманы и другие),
  • водотоки, представляющие поверхностные водные объекты, воды которых находятся в состоянии непрерывного движения:
    1. реки
    2. ручьи
    3. каналы
  • водоёмы, представляющие поверхностные водные объекты, воды которых находятся в состоянии замедленного водообмена:
    1. озера
    2. пруды
    3. обводненные карьеры
    4. водохранилища
  • болота,
  • природные выходы подземных вод:
    1. родники
    2. гейзеры
  • ледники – движущееся на земной поверхности естественное скопление льда атмосферного происхождения,
  • снежники – неподвижные естественные скопления снега и льда, сохраняющиеся на земной поверхности в течение всего или большей части тёплого времени года.

Перечень подземных водных объектов

Перечень поверхностных водных объектов представлен в пункте 5 статьи 5 Водного кодекса РФ, по которому в их число включены:

  • бассейны подземных вод – совокупность водоносных горизонтов, расположенных в недрах
  • водоносные горизонты – воды, сосредоточенные в трещинах и пустотах горных пород и находящиеся в гидравлической связи

К подземным водным объектам относятся также месторождения подземных вод, являющиеся частью водоносного горизонта, в пределах которой имеются благоприятные условия для извлечения подземных вод, и естественный выход подземных вод на суше или под водой.

Классификация водных объектов по режиму их пользования

По режиму пользования водными объектами выделяются 2 группы объектов:

  1. водные объекты общего пользования
  2. водные объекты особого пользования

Водные объекты общего пользования – те, что находятся в общедоступном, открытом пользовании. Они являются собственностью государства или муниципалитета (если в водоохранных, экологических или иных интересах российским законодательством не предусмотрено иное). Их водопользование осуществляется в порядке, установленном водным законодательством. В отношении таких объектов могут вводиться ограничения использования.

Обособленные водные объекты – те, что находятся в собственности граждан или юридических лиц.

Водные объекты, пользоваться которыми может ограниченный круг лиц, исключает их из общего пользования, т.е. они являются водными объектами особого пользования. Предоставление водных объектов в особое пользование осуществляется в порядке, установленном водным законодательством.

Водные объекты особого пользования использоваться как объекты общего пользования только при условии регистрации в ЕГРН указанного ограничения права собственности и выплаты вознаграждения собственнику.

Водоохранные зоны и береговые линии поверхностных водоёмов

Поверхностные водные объекты состоят из поверхностных вод, дна и берегов – земель, которые в пределах береговой линии покрываются поверхностными водами). Такие объекты обладают многофункциональностью в использовании

Береговые линии являются границами водного объекта, а определяется они для для разных водных объектов различным образом:

  • для моря – по постоянному уровню воды, а в случае периодического изменения уровня воды — по линии максимального отлива
  • для рек, ручьёв, каналов, озёр, обводненных карьеров – по среднемноголетнему уровню вод в период, когда они не покрыты льдом,
  • для прудов, водохранилищ – по нормальному подпорному уровню воды,
  • для болот — по границе залежи торфа на нулевой глубине

Границы водных объектов (местоположение береговых линий) в регионах и муниципальных образованиях устанавливаются с определённой периодичностью и в порядке, утверждённом Правительством РФ:

  • Постановлением Правительства РФ «Об утверждении Правил определения местоположения береговой линии (границы водного объекта), случаев и периодичности ее определения и о внесении изменений в Правила установления на местности границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос водных объектов (№ 377 от 29 апреля 2016 года),
  • Постановлением Правительства РФ «Об утверждении Правил установления на местности границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос водных объектов (с изменениями на 29 апреля 2016 года) — № 17 от 10 января 2009 года.

Территории, примыкающие к береговым линиям водных объектов, то есть к границам морей, рек, ручьев, каналов, озер, водохранилищ, относятся к водоохранным зонам. На местности границы водоохранных зон отмечаются специальными информационными знаками (в соответствии с требованиями земельного законодательства).

Для водоохраных зон устанавливается специальный режим их использования — режим осуществления хозяйственной и иной деятельности (статья 65 Водного кодекса РФ).

Дополнительные ограничения по использованию вводятся для прибрежно-защитных полос (ПЗП), размеры которых меньше размеров водоохранной зоны водных объектов, поскольку ПЗП являются лишь той частью водохранной зоны, которая расположена максимально близко к водному объекту.

Выделяются также узкие береговые полосы водных объектов (бечевники), обеспечивающие свободный доступ всем гражданам к любому такому объекту.

Размеры водоохранных зон

Водоохранная зона – это территория, примыкающая к береговой линии морей, рек, ручьёв, каналов, озёр, водохранилищ.

В водоохранной зоне (далее в сокращении – ВЗ,) в соответствии с Водным кодексом РФ (ФЗ № 73 от 01.07.2007 г.), установлен специальнй режим (ограничение) ведения хозяйственной и иной деятельности.

Цель введения ограничений:

  • предотвращения загрязнения, засорения, заиления водных объектов и истощения их вод,
  • сохранение среды обитания водных биологических ресурсов и объектов животного и растительного мира,
  • предотвращение загрязнения и засорения, заиления и истощения водных объектов&

Ширина водоохранной зоны за пределами поселений устанавливается от соответствующей береговой линии. При наличии ливневой канализации и набережных в городах ширина водоохраной зоны устанавливается от парапета набережной.

Ширина водоохраной зоны рек и ручьёв устанавливается от их истока и зависит от их протяжённости.

Приведём примеры размеров водоохранных зон для рек и ручьёв различной протяжённости:

  • 50 м – для рек и ручьёв протяжённостью до 10 км
  • 100 м – для рек и ручьёв протяжённостью от 10 до 50 км
  • 200 м – для рек и ручьёв протяжённостью от 50 км и более
  • 300 м – для рек и ручьёв протяжённостью от 100 до 200 км
  • 400 м – для рек и ручьёв протяжённостью от 200 до 500 км
  • 500 м – для рек и ручьёв протяжённостью от 500 км и выше
  • ширина ВЗ совпадает с шириной прибрежно-защитной полосы (ПЗП)
    • для рек и ручьёв протяжённостью менее 10 км

Ширина водоохранных зон магистральных или межхозяйственных каналов совпадают с полосами отводов таких каналов.

Ширина водоохранных зон на территории поселений при отсутствии набережной измеряется от береговой линии.

Водоохранная зона не устанавливаются для для рек, их частей, помещённых в закрытые коллекторы.

Минимальная ширина ВЗ для озёр и водохранилищ – 300 м (при площади акватории до 2 км2).

Минимальная ширина ВЗ для озёр и водохранилищ – более 500 м (при площади акватории более 2 км2).

Ширина водоохраной зоны моря составляет 500 м.

Режим использования земель в водоохранных зонах

В границах водоохранной зоны допускается:

  • проектирование
  • размещение
  • строительство
  • реконструкция
  • ввод в эксплуатацию
  • эксплуатация хозяйственных и иных объектов

но при обязательном условии оборудования таких объектов сооружениями, обеспечивающими охрану водных объектов от загрязнения и засорения в соответствии с водным законодательством и законодательством в сфере охраны окружающей среды.

На территории водоохранных зон запрещено:

  • использование сточных вод для удобрения почв
  • размещение кладбищ
  • размещение скотомогильников
  • размещение отходов производства и потребления, химических, взрывчатых, токсичных, отравляющих и ядовитых веществ
  • размещение пунктов захоронения радиоактивных отходов
  • осуществление авиационных мер по борьбе с вредными организмами
  • движение и стоянка транспортных средств (кроме специальных транспортных средств):
    • за исключением специально оборудованных стоянок и движения по дорогам с твёрдым покрытием
  • размещение ряда объектов придорожного сервиса:
    1. АЗС
    2. складов горюче-смазочных материалов (за исключением случаев, если АЗС, склады горюче-смазочных материалов размещены на территориях портов, судостроительных и судоремонтных организаций, инфраструктуры внутренних водных путей при условии соблюдения требований законодательства в области охраны окружающей среды и настоящего Кодекса)
    3. станций технического обслуживания (СТО), используемых для технического осмотра и ремонта транспортных средств и для мойки транспортных средств
  • размещение специализированных хранилищ пестицидов и агрохимикатов, применение пестицидов и агрохимикатов
  • сброс сточных, в том числе дренажных, вод
  • разведка и добыча общераспространенных полезных ископаемых (за исключением случаев, если разведка и добыча общераспространенных полезных ископаемых осуществляются пользователями недр в соответствии с законодательством РФ)

Выбор типа сооружения, обеспечивающего охрану водного объекта, при строительстве в водоохранной зоне

При строительстве объектов в водоохранных зонах особое внимание необходимо уделить выбору типа сооружения, способного обеспечить охрану водного объекта от загрязнения, засорения, заиления и истощения вод. Он должен быть ориентирован на соблюдение требований законодательства по охране охраны окружающей среды в части выполнения требований нормативов по допустимым сбросам загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов.

К сооружениям, обеспечивающим защиту водного объекта от загрязнения, засорения, заиления и истощения вод, в соответствии с пунктом 16 статьи 65 Водного кодекса РФ, относятся:

  • централизованные системы водоотведения (канализации), централизованные ливневые системы водоотведения
  • сооружения и системы для отведения (сброса) сточных вод в централизованные системы водоотведения (в том числе дождевых, талых, инфильтрационных, поливомоечных и дренажных вод), если они предназначены для приема таких вод
  • локальные очистные сооружения для очистки сточных вод (в том числе дождевых, талых, инфильтрационных, поливомоечных и дренажных вод), обеспечивающие их очистку исходя из нормативов, установленных в соответствии с требованиями законодательства в области охраны окружающей среды и Водного кодекса РФ
  • сооружения для сбора отходов производства и потребления, а также сооружения и системы для отведения (сброса) сточных вод (в том числе дождевых, талых, инфильтрационных, поливомоечных и дренажных вод) в приемники, изготовленные из водонепроницаемых материалов

Примечание для территорий садоводческих, огороднических или дачных некоммерческих объединений граждан, действующих в водоохранных зонах:

в случаях, когда территории садоводческих, огороднических или дачных некоммерческих объединений граждан, размещённые в границах водоохранных зон, не оборудованы сооружениями для очистки сточных вод, допускается применение приёмников, изготовленных из водонепроницаемых материалов, предотвращающих поступление загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в окружающую среду.

Такими приёмниками могут быть септики и локальные очистные станции, использование которых позволяет вести автономную очистку бытовых стоков в загородном доме без подключения к магистральной канализации.

Прибрежно-защитная полоса

Прибрежно-защитная полоса (далее в сокращении ПЗП) – это территория внутри водоохраной зоны. В границах ПЗП введены дополнительные ограничения хозяйственной и иной деятельности.

Ширина прибрежно-защитной полосы зависит от уклона берега водного объекта и составляет:

  • ширина ПЗП 30 м – для обратного или нулевого уклона
  • ширина ПЗП 40 м – для уклона до 3 градусов
  • ширина ПЗП 50 м – для уклона более 3-х градусов
  • ширина ПЗП 50 м – для проточных и сточных озёр, расположенных в границах болот
  • ширина прибрежно-защитной полосы совпадает с парапетами набережных на территориях поселений при наличии ливневой канализации и набережных
  • ширина прибрежно-защитной полосы на территориях поселений при отсутствии набережных измеряется от береговой линии

Внутри территории, отнесённой к прибрежно-защитной полосе, помимо перечисленных ограничений для водоохранных зон, дополнительно запрещается:

  • распашка земель
  • размещение отвалов размываемых грунтов
  • выпас скота
  • организация для скота летних лагерей и ванн

Границы прибрежно-защитной полосы на местности обозначаются специальными информационными знаками в соответствии с земельным законодательством.

Береговая полоса

Береговая полоса, иначе называемая бечевником (от слова «бечева», при помощи которой бурлаки тянули суда вверх по реке) — это отмель вдоль подошвы высокого речного берега, затопляемой во время половодья и обнажающейся при низком уровне воды в реке.

Бечевник – это полоса суши вдоль берегов водных объектов общего использования. Каждый вправе (но без использования транспорта) передвигаться и пребывать у таких объектов, заниматься рыболовством, причаливать на плавательных средствах (пункт 8 статьи 6 Водного кодекса РФ).

Ширина береговой полосы для объектов общего пользования, по Водному кодексу РФ, не может превышать 20 м, если их протяжённость от истока до устья составляет не более 10 км.

При протяжённости рек и ручьев, протяженность более 10 км ширина береговой полосы каналов составляет 5 м.

Для болот, ледников, снежников, природных выходов подземных вод (родников, гейзеров) береговая полоса не определяется (пункт 7 статьи 6 Водного кодекса РФ).

Береговые полосы водоёмов не могут предоставляться ни в собственность, ни в аренду, ни в какое-либо пользование.

Возможность строительства в водоохранной зоне

Расположение земельного участка в водоохранной зоне или происшедшее включение этого участка в водоохранную зону – не повод для беспокойства о невозможности его застройки или опасения, что уже возведённые постройки заставят снести или участок вообще изымут. Нет запрета на совершение сделок с такими земельными участками.

Предоставление земельных участков в водоохранных зонах гражданам и юридическим лицам производится в соответствии с действующим земельным законодательством, но по согласованию с территориальным органом Минприроды России.

Земельные участки в прибрежно-защитных полосах предоставляются для размещения:

  • объектов водоснабжения
  • рекреации
  • рыбного и охотничьего хозяйств
  • водозаборных, портовых и гидротехнических сооружений при наличии лицензий на водопользование:
    • в лицензиях отражаются требования по соблюдению водоохранного режима

Водный кодекс, Градостроительный и Земельный кодексы подтверждают возможность строительства в границах водоохранной зоны объектов различного назначения – производственных, общественно-деловых, жилых, объектов крестьянской-фермерского хозяйства и т.д. Серьёзные ограничения или даже запрет на строительство касаются только в водоохранных зонах тех водных объектов, что используются как источники питьевого водоснабжения.

При этом возможность строительства сопряжена с требованием обязательного соблюдения установленных для водного объекта санитарных правил и норм, с обеспечением условий безопасности этого водного объекта, о чём, собственно, и было рассказано в предыдущих разделах данной статьи.

В числе основных требований – наличие сооружений, обеспечивающих защиту водного объекта от загрязнения, засорения, заиления и истощения вод (как минимум, качественной системы фильтрации сточных вод). Совершенно не стоит пренебрегать и другим жёстким правилом – «табу» на использование прибрежно-защитной полосы (ПЗП) водного объекта и, тем более, его береговой полосы, предназначенной для общего пользования

Сведения о нахождении земельного участка в водоохранной зоне или в ПЗП, о существующих ограничениях (обременениях) отражаются в достаточно полной мере в документах:

  • в Выписке ЕГРН
  • в кадастровом паспорте
  • в градостроительном плане земельного участка (ГПЗУ)
  • в разрешении на строительство

Уточнить размер водоохранной зоны, ПЗП или береговой полосы водного объекта можно в различных органах:

  • в отделе по архитектуре или землеустройству местного муниципалитета
  • в территориальном управлении Росррестра
  • в территориальном отделении Роспотребнадзора
  • в территориальном отделении Росприроднадзора

Поддержание в надлежащем состоянии земельных участков, находящихся в границах водоохранных зон, прибрежно-защитных полос – это задача собственников наделов.

Государственный контроль за соблюдением режима использования и охраны природных ресурсов и хозяйственной деятельности в прибрежно-защитных полосах и водоохранных зонах ведётся органами местной власти и территориальными органами Минприроды России, органами водного фонда, органами лесного хозяйства и ещё целым рядом других структур.

Ответственность за нарушение режима использования земель в водоохранных зонах

Ответственность за нарушение режима использования земель в водоохранных зонах предусмотрена Кодексом Российской Федерации об административных нарушениях (№195-ФЗ от 30.12.2001 г.. статьи 8.12-8.15 главы VIII Административные правонарушения в области охраны окружающей среды и природопользования).

Статья 8.12

Нарушение порядка использования водоохранных зон

Нарушение порядка использования водоохранных зон влечёт наложение административного штрафа:

  • на граждан – от 3000 до 5000 руб.
  • на должностных лиц – от 40 000 до 50 000 руб.
  • на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица – от 40 000 до 50 000 руб. или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток;
  • на юридических лиц – от 200000 до 300000 руб. или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.

Статья 8.12.1

Несоблюдение условия обеспечения свободного доступа граждан к водному объекту общего пользования и его береговой полосе

Ограничение свободного доступа граждан к водному объекту общего пользования и его береговой полосе влечёт наложение административного штрафа:

  • на граждан – от 3000 до 5000 руб.
  • на должностных лиц – от 40 000 до 50 000 руб.
  • на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица – от 40 000 до 50 000 руб. или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток;
  • на юридических лиц – от 200000 до 300000 руб. или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.

Статья 8.13

Нарушение правил охраны водных объектов

  1. Нарушение водоохранного режима на водосборах водных объектов, вызывающее или способное вызвать их загрязнение или другие вредные явления, влечёт наложение административного штрафа:
    • на граждан – от 500 до 1000 руб.
    • на должностных лиц – от 1000 до 2000 руб.
    • на юридических лиц – от 10000 до 20000 руб.
  2. Невыполнение или несвоевременное выполнение обязанностей по приведению водных объектов, их водоохранных зон и прибрежных защитных полос в состояние, пригодное для пользования, влечёт наложение административного штрафа:
    • на граждан – от 3000 до 5000 руб.
    • на должностных лиц – от 20000 до 30000 руб.
    • на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица – от 20000 до 30000 руб. или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток
    • на юридических лиц – от 200000 до 300000 руб. или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток

Статья 8.14

Нарушение правил водопользования

  1. Нарушение правил водопользования при заборе воды, без изъятия воды и при сбросе сточных вод в водные объекты влечёт наложение административного штрафа:
    • на граждан – от 500 до 1000 руб.
    • на должностных лиц – от 10000 до 20000 руб.
    • на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица – от 20000 до 30000 руб. или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток
    • на юридических лиц – от 80000 до 10000 руб. или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток
  2. Нарушение правил водопользования при добыче полезных ископаемых, торфа, сапропеля на водных объектах, а равно при возведении и эксплуатации подводных и надводных сооружений, при осуществлении рыболовства, судоходства, прокладке и эксплуатации нефтепроводов и других продуктопроводов, проведении дноуглубительных, взрывных и иных работ либо при строительстве или эксплуатации дамб, портовых и иных сооружений влечёт наложение административного штрафа:
    • на граждан – от 1500 до 2000 руб.
    • на должностных лиц – от 3000 до 4000 руб.
    • на юридических лиц – от 30000 до 40000 руб.

Статья 8.15

Нарушение правил эксплуатации водохозяйственных или водоохранных сооружений и устройств

Нарушение правил эксплуатации водохозяйственных или водоохранных сооружений и устройств влечёт предупреждение или наложение административного штрафа:

  • на граждан – от 500 до 1000 руб.
  • на должностных лиц – от 1000 до 2000 руб.
  • на юридических лиц – от 10000 до 20000 руб.

ПРИБРЕЖНАЯ ЗАЩИТНАЯ ПОЛОСА — прибрежная территория установленной ширины от уреза воды водного объекта, являющаяся частью водоохранной зоны.

В прибрежных защитных полосах водоохранных зон допускается размещение рекреаций, объектов водоснабжения, рыбного и охотничьего хозяйства, а также водозаборных, портовых и гидротехнических сооружений при наличии лицензии на водопользование.

В пределах прибрежных защитных полос дополнительно к ограничениям, установленным для водоохранных зон, запрещаются: распашка земель; применение удобрений; складирование отвалов размываемых грунтов; выпас и организация летних лагерей скота (кроме использования традиционных мест водопоя), устройство купочных ванн; установка сезонных стационарных палаточных городков, размещение дачных и садо-во-огородных участков и выделение участков под индивидуальное строительство; движение автомобилей и тракторов, кроме автомобилей специального значения.

В лесах водоохранных зон и прибрежных защитных полос осуществление рубок главного пользования запрещается. Разрешается проведение рубок промежуточного пользования и других лесохозяйственных мероприятий, обеспечивающих охрану водных объектов.

В пределах водоохранных зон выделяются прибрежные защитные полосы, которые непосредственно примыкают к водным объектам. В их пределах дополнительно к ограничениям, действующим в водоохранных зонах, запрещается распашка земель, применение удобрений, складирование отвалов размываемых грунтов, установка сезонных палаточных городков, размещение дачных и садово-огородных участков, выделение участков под индивидуальное строительство, прокладка проездов и дорог, движение автомобилей, тракторов и механизмов.

В пределах водоохранных зон устанавливаются прибрежные защитные полосы, на территориях которых вводятся дополнительные ограничения природопользования.

В пределах водоохранных зон устанавливаются прибрежные защитные полосы, где запрещается раскопка земель, рубка и корчевка леса, размещение животноводческих ферм и лагерей, а также другая деятельность. Порядок установления размеров и границ водоохранных зон, их прибрежных защитных полос, а также режим их использования устанавливаются Правительством РФ. В целях охраны водных объектов предусмотрено установление и иных зон: санитарной охраны, чрезвычайной экологической ситуации и экологического бедствия на водных объектах. К последним относятся такие, где в результате хозяйственной деятельности или природных процессов происходят изменения, угрожающие здоровью людей, животному и растительному миру, состоянию окружающей природной среды.

Территориальные нормативы включают санитарно-защитные зоны промышленных объектов (отдельных предприятий или групп, промышленных узлов), водоохранные зоны (включая прибрежные защитные полосы), пояса санитарной охраны поверхностных и подземных водозаборов, округа санитарной охраны.

Именно в результате установления водоохранных зон и прибрежных защитных полос и специального режима хозяйственной и иной деятельности в их пределах обеспечивается охрана и восстановление поверхностных водных объектов, улучшение их гидрологического режима.

Поддержание в надлежащем состоянии водоохранных зон, прибрежных защитных полос и водоохранных знаков возлагается на водопользователей. Одновременно собственники земель, землевладельцы и землепользователи, на землях которых находятся водоохранные зоны и прибрежные защитные полосы, обязаны соблюдать установленный режим использования этих зон и полос. Таким образом, водоохранные зоны и прибрежные защитные полосы можно рассматривать скорее как ограничения прав на землю, устанавливаемые в соответствии со ст. 56 Земельного кодекса Российской Федерации.

Дополнительно для охраны водных объектов устанавливаются прибрежные защитные полосы, являющиеся частью водоохранных зон, территория которых непосредственно примыкает к водным объектам. Они должны быть заняты лесокустарниковой растительностью или залужены. Минимальная ширина полос устанавливается в зависимости от топографических условий и видов угодий, примыкающих к водному объекту. Для водных объектов высшей рыбохозяйственной категории прибрежные защитные полосы должны быть не менее 100 м.

Порядок установления размеров и границ водоохранных зон и их прибрежных защитных полос, а также режим их использования устанавливаются правительством РФ.

Положением установлена минимальная ширина водоохранных зон и прибрежных защитных полос для разных водных объектов: для рек, стариц и озер — от среднемноголетнего уреза воды в летний период; для водохранилищ — от уреза воды при нормальном подпорном уровне; для морей — от максимального уровня прилива; для болот — от их границы (нулевой глубины торфяной залежи). Минимальная ширина водоохранных зон устанавливается для участков рек протяженностью от их истока: до 10 км — 50 м, от 10 до 50 км — 100 м, от 50 до 100 км — 200 м, от 100 до 200 км — 300 м, от 200 до 500 км — 400 м, от 500 км и более — 500 м.

Особый правовой режим установлен для определенных видов 3. в. ф., к которым относятся водоохранные зоны и прибрежные защитные полосы.

Постановление Правительства РФ от 23 ноября 1996 г. “Об утверждении Положения о водоохранных зонах водных объектов и их прибрежных защитных полосах” // СЗ РФ, 1996, № 49, ст. 5567.

Выделение таких 3. з. предусматривает зак-во об использовании и охране природных ресурсов, законодательство экологическое. К защитным экологическим зонам относятся водоохранные зоны водных объектов с выделяемыми в пределах их прибрежными защитными полосами, охранные зоны (округа), создаваемые для защиты природных комплексов особо охраняемых природных территорий от антропогенных воздействий, защитные участки для обеспечения жизненных циклов животных.

Нормативы и режим водоохранных зон определяются Водным кодексом РФ (ст. 111) и Положением о водоохранных зонах водных объектов и их прибрежных защитных полосах, утвержденным постановлением Правительства РФ от 23 ноября 1996 г. Водоохранной зоной является территория, примыкающая к акваториям рек, озер, водохранилищ и других поверхностных водных объектов, на которой устанавливается специальный режим хозяйственной и иных видов деятельности с целью предотвращения загрязнения, засорения, заиления и истощения водных объектов, а также сохранения среды обитания объектов животного и растительного мира. Водоохранная зона создается как составная часть природоохранных мер, а также мероприятий по улучшению гидрологического режима и технического состояния, благоустройству водных объектов и их прибрежных территорий. В пределах водоохранных зон устанавливаются прибрежные защитные полосы, на территориях которых вводятся дополнительные ограничения природопользования.

Задача органов исполнительной власти — доводить до сведения заинтересованных организаций и граждан постановления (решения) о границах водоохранных зон и прибрежных полос рек, озер, водохранилищ и их водоохранном режиме. Государственный контроль за соблюдением порядка установления размеров и границ, а также режима хозяйственной и иной деятельности в пределах водоохранных зон и прибрежных защитных полос возложен на органы исполнительной власти субъектов РФ, бассейновые и другие территориальные органы управления использованием и охраной водного фонда Министерства природных ресурсов РФ, специально уполномоченные государственные органы в области охраны окружающей природной среды, государственные органы управления использованием и охраной земель и специально уполномоченные органы управления лесным хозяйством в пределах их полномочий.

Иногда в юридической литературе водоохранные зоны рассматриваются как ООГТР. Однако такая позиция с формальной точки зрения представляется не совсем верной. Ни Водный кодекс, ни Положение о водоохранных зонах водных объектов и их прибрежных защитных полосах не определяют водоохранные зоны в целом как особо охраняемые природные территории. В то же время в ВК РФ содержится положение, согласно которому водоохранные зоны водных объектов, являющихся источниками питьевого водоснабжения или местами нереста ценных видов рыб, объявляются особо охраняемыми территориями в порядке, устанавливаемом Правительством РФ (ч. 6 ст. 111). Как следует из смысла ст. 2 Закона об ООПТ, субъекты РФ вправе отнести водоохранные зоны к числу особо охраняемых природных территорий, что уже и делается в некоторых регионах (например, в Амурской области)”10 или городе Москве. Земельный кодекс относит участки, занятые водоохранными зонами и прибрежными защитными полосами, к землям природоохранного назначения (см. раздел 2.1).

Озеро Байкал имеет статус объекта Всемирного наследия и входит в список ЮНЕСКО. Этот объект является одним из самых крупных в списке и включает акваторию озера (с островом Ольхон и другими островами) и его естественное природное окружение в границах первого водосбора. Прибрежная защитная полоса озера включает малоизмененные гор-но-таежные ландшафты хребтов Бар-гузинского, Приморского, Хамар-Да-бана и др. и Селенгинскую дельту. Более удаленные, но экологически значимые участки Байкала выделены как различного рода особо охраняемые природные территории и объекты.

При разработке Концепции системы охраняемых природных территорий в России ее разработчики исходили из широкого понимания охраняемых природных территорий3. Охраняемые природные территории (ОПТ) — природные территории, выделенные в целях охраны природы, для которых установлен особый режим природопользования и охраны (особо охраняемые природные территории, леса различных категорий защитности, особо защитные участки леса, водоохранные зоны и прибрежные защитные полосы, зоны санитарной охраны источников питьевого водоснабжения, защитные участки, выделенные для охраны объектов животного мира, природные ландшафты в границах историко-куль-турных музеев-заповедников, зарезервированные территории, земли про-тивоэрозионных, пастбищезащитных и полезащитных насаждений, иные земли, выполняющие природоохранные функции и отнесенные к землям природоохранного назначения и др.). В такой интерпретации особо охраняемые природные территории являются элементом более общей системы охраняемых природных территорий.

В целях поддержания водных объектов в состоянии, соответствующем экологическим требованиям, обеспечения охраны и рационального использования водных ресурсов при осуществлении хозяйственной и иной деятельности на территории РФ Водным кодексом Российской Федерации (от 16.11.95 № 167-ФЗ) и постановлением Правительства РФ «Об утвержденном Положении о водоохранных зонах водных объектов и их прибрежных полосах» от 23.11.96 № 1404 предусматривается установление водоохранных зон и прибрежных защитных полос. Практическая работа в этом направлении выполняется бассейновыми управлениями МПР России, которые готовят Перечни водных объектов региона с указанием их размеров. Перечни утверждаются распоряжением губернатора.

Для поддержания водных объектов в состоянии, которое соответствует экологическим требованиям, исключает загрязнение, засорение и истощение поверхностных вод и сохраняет среду обитания животных и растений, организуют водоохранные зоны. Ими являются территории, примыкающие к акватории рек, водохранилищ и других поверхностных водных объектов; на них устанавливается специальный режим использования и охраны природных ресурсов, а также осуществления иной деятельности. В пределах указанных зон устанавливаются прибрежные защитные полосы, где не разрешается распахивать землю, рубить лес, размещать фермы и т.п.

Особо следует обратить внимание на специальное обоснование назначения ВЗ в Чебоксарах, создание искусственных водотоков и водоемов в качестве охраняемых объектов, прудов-отстойников для сточных вод и т. д. В силу того, что природные воды Чебоксар характеризуются высокой степенью загрязнения, необходима их реабилитация. Это комплекс воздействий на природные воды и другие компоненты экосистемы с целью возвращения последней утраченных свойств и качеств (Орлов, Черногаева, 1999). Внутри ВЗ Чебоксар следует выделить прибрежную защитную полосу с наиболее жестким режимом, хотя данная мера вызовет негативное отношение со стороны владельцев дачных участков и гаражей, размещенных в долинах малых рек. Это не должно нас пугать, так как именно речные долины являются для города его экологическим каркасом. ВЗ в Чебоксарах должна соблюдаться не только для открытых естественных русел, но и для каналов, водотоков в трубах, коллекторов, набережных и т. п. Поэтому при обустройстве набережных в их подошве следует устраивать дренажи, фильтры для обеспечения гидравлической связи подземных и поверхностных вод. Кроме того, подобная связь всегда возникает при попытках засыпки ручьев и оврагов, забора русла и т. п. При этом формируются подрусловые потоки и другие грунтовые воды, которые также следует учитывать при обустройстве ВЗ. Очевидна недопустимость сброса неочищенных ливневых и талых вод в гидрографическую сеть города, откуда они затем попадают в Чебоксарское водохранилище.

Молевой сплав при своей простоте обладает недостатками, Значительны потери древесины, связанные с выбросом бревен на берега и особенно с их затонением. Наиболее быстро тонут и намокают лиственные породы: береза, осина, клен и др. Молевой сплав влияет на естественное состояние рек и наносит большой ущерб рыбному хозяйству. Затонувшие древесина и кора захламляют русло, а при их разложении поглощается кислород и выделяются вредные вещества, которые отравляют воду. Плывущие бревна часто травмируют рыбу, идущую на нерест, разрушают нерестилища, и берега, что способствует заилению русла. Для облегчения управления сплавом древесины прибрежную защитную полосу кустарников обычно вырубают, что приводит к интенсивному размыву берегов, способствует заилению русл и загрязнению воды поверхностными стоками.

Административная ответственность за водные правонарушения. Пожалуй, в ходе административной реформы эта часть российского законодательства (если не считать введения общих составов экологических правонарушений) подверглась наибольшим изменениям. Законодатель принял решение не только существенно расширить перечень составов водных проступков, но и использовал в максимальной степени средства юридической техники при формулировании признаков предмета и объективной стороны, постаравшись их конкретизировать. Так, в Кодексе РФ об административных правонарушениях содержатся в ч. 1 ст. 7.2 составы уничтожения или повреждения наблюдательных режимных скважин на подземные воды, наблюдательных режимных створов на водных объектах, водохозяйственных или водоохранных информационных знаков, знаков, определяющих границы прибрежных защитных полос и водоохранных зон водного объекта; в ст. 7.6 —составы самовольного занятия водного объекта или его части и пользования ими без разрешения (лицензии) или без договора либо с нарушением условий разрешения (лицензии), договора; в ст. 7.7 — состав повреждения гидротехнического, водохозяйственного, водоохранного сооружения, устройства или установки; в ст. 7.8 — составы самовольного занятия земельного участка прибрежной защитной полосы, водоохранной зоны водного объекта либо зоны (округа) санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения; в ст. 7.10 —составы самовольной переуступки права пользования водным объектом и самовольного обмена водным объектом; в ст. 8.12 —составы нарушения порядка отвода земельных участков, порядка предоставления в пользование лесов в водоохранных зонах и прибрежных полосах водных объектов, нарушения режима их использования; в ст.

В 1999—2000 гг. при проверке исполнения водного законодательства (в связи с загрязнением акватории недостаточно очищенными и загрязненными стоками) было выявлено более 5,6 тыс. нарушений, за совершение которых к различным видам юридической ответственности привлечены 2360 лиц в результате внесения прокурорами 1912 представлений, а также опротестовано 42 незаконных правовых акта. Прокурорскими проверками было установлено, что в зоне Иваньковского водохранилища — основного источника питьевого водоснабжения г. Москвы, из которого в сутки подается 6 млн куб. м воды для столицы, реально функционирует не более 20% очистных сооружений, в то время как с территорий предприятий и 27 населенных пунктов поступает ежегодно свыше 100 млн куб. м сточных вод, половина из которых не очищается до нормативного уровня. Работники прокуратуры добились ремонта очистных сооружений на 12 предприятиях, введения в эксплуатацию очистных сооружений мощностью 2000 куб. м на птицефабрике «Завидовская», перемещения с берегов водохранилища 14 объектов, в том числе 4 животноводческих комплексов, около 40 объектов по требованию прокуратуры прошло государственную экологическую экспертизу, пресечено более 200 нарушений, в частности самовольная застройка в 15-метровой прибрежно-защитной полосе, самовольное строительство причалов и эллингов и т. п., приостановлено несанкционированное строительство более 30 коттеджей, поселка Зеленый Бор на 300 домов, заявлено в суд девять исков о сносе самовольных построек, из которых удовлетворено уже пять.

Ранее мы уже рассказывали про водоохранные зоны. Чтобы до конца разобраться в данной теме, в этой статье мы расскажем о прибрежных защитных полосах. Рассмотрим вопросы, которые касаются их установления, что можно в них делать, а чего нельзя, и что за это будет.

Что такое «прибрежная защитная полоса»?

Начнём с определения. Прибрежная защитная полоса – это территория, которая примыкает к береговой линии и на которой вводятся дополнительные ограничения к режиму её использования по сравнению с теми, которые установлены для территории водоохранной зоны. Береговая линия – это граница водного объекта, которая для разных водоёмов определяется по-разному: для моря – по линии максимального отлива, для рек и озёр – по среднемноголетнему уровню вод в период, когда они не покрыты льдом и т.д. Прибрежная защитная полоса устанавливается для того, чтобы предотвратить загрязнение водоёма, а также сохранить благоприятную окружающую среду для рыб, зверей и растений.

Отличие прибрежной защитной полосы от водоохранной зоны

«Водоохранная зона» и «прибрежная защитная полоса» — пограничные понятия. Грубо говоря, прибрежная защитная полоса входит в водоохранную зону. Они различаются правовым режимом их регулирования. Для водоохранной зоны и так устанавливаются определённые ограничения хозяйственной деятельности. На прибрежную защитную полосу, как часть, входящую в её состав, они также распространяются, но плюсом к ним добавляется ещё некоторые. Защитная полоса на то и «защитная», так как это особо охраняемая часть территории по сравнению с остальной частью водоохранной зоны. Более подробно о водоохранной зоне и её отличии от прибрежной защитной зоны можете почитать в другой нашей статье, полностью посвященной водоохранной зоне.

Все водные объекты с прибрежной защитной полосой

В статье Водного кодекса указано, вокруг каких водных объектов устанавливается прибрежная защитная полоса. К ним относятся: моря, реки, ручьи, каналы, озёра, водохранилища.

Прибрежная защитная полоса не устанавливается для тех водных объектов, для которых нельзя установить береговую полосу, под которой понимают полосу земли вдоль границы водного объекта общего пользования. К таким водным объектам относятся болота, ледники, снежники, родники, гейзеры.

Порядок установления и обозначения прибрежной защитной полосы

Порядок установления прибрежной защитной полосы регулируется Постановлением Правительства РФ от 10.01.2009 N 17 «Об утверждении Правил установления на местности границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос водных объектов».

Установлением прибрежной защитной полосы занимаются властные органы, в зависимости от того, где расположен водоём:

  • Территориальные органы Росводресурсов в отношении морей (их частей), водоёмов, используемых на территории двух и более соответствующих субъектов, при этом включённых в перечень Правительства РФ.
  • Региональные органы власти – в отношении водоёмов, находящихся в пределах соответствующего субъекта (в случае, если ему переданы полномочия соответствующие Российской Федерации).

Для установления границ прибрежной защитной полосы, органы осуществляют следующие действия:

1) определяют ее ширину;

2) описывают границы полосы, её координаты и опорные точки;

3) фиксируют границы на картах;

4) устанавливают границы на местности (размещают информационные знаки);

5) представляют документы в Росводресурсы (сведения о типе и наименовании водного объекта, границы ПЗП, их координаты, площадь, текстовое и графическое описание, схемы в формате XML), которое вносит сведения в государственный водный реестр.

Затем Росводресурсы направляет сведения в Росреестр для внесения их в ЕГРН. Только со дня внесения сведений в ЕГРН, границы прибрежной защитной полосы считаются установленными.

Поскольку прибрежная защитная полоса является частью водоохранной зоны, то их установление происходит одномоментно.

Органы, занимающиеся установлением границ прибрежной защитной полосы, в обязательном порядке размещают на всем протяжении этих границ специальные информационные знаки – специальные таблички или указатели, свидетельствующие о том, что данная территория имеет особый режим её использования. Такие знаки устанавливаются:

  • в характерных точках рельефа (ямы, холмы и т.д.);
  • в местах пересечения водных объектов дорогами;
  • в зонах отдыха и других местах массового пребывания граждан.

Требования к информационным знакам ПЗП установлены в Приказе Минприроды России от 13 августа 2009 г. N 249 «Об утверждении образцов специальных информационных знаков для обозначения границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос водных объектов».

Информационное обозначение должно отвечать следующим параметрам: размер — 500×1000 мм, сделан из прочного материала, фон должен иметь синий цвет, надпись выравнивается по центру и наносится на знак печатными буквами белого цвета, которые должны быть видны в светлое время суток с расстояния 50 метров. Выглядит такой знак следующим образом:

Значение таких указателей заключается в том, чтобы оказавшиеся рядом люди не нарушали установленного законом режима для таких территорий.

Размеры прибрежных защитных полос

Основной параметр, от которого зависит ширина прибрежной защитной полосы – градус уклона берега водоёма. Водный кодекс устанавливает следующие размеры:

  • Если уклон обратный или нулевой – 30 м;
  • Если уклон до 3 градусов – 40 м;
  • Если уклон 3 и более – 50 м.

Особые размеры устанавливаются в следующих случаях:

  • Для озёр, расположенных в границах болот, — 50 м;
  • Для рек, озёр, водохранилищ, имеющих особо ценное рыбохозяйственное значение (места нереста, нагула, зимовки рыб) – 200 м;
  • Если в населённом пункте есть набережная или ливневая система водоотведения – по ширине набережной.

Важно, от какой точки начинает отсчитываться размер прибрежной защитной полосы. Рассмотрим все возможные варианты точек отсчёта:

  • Для морей – от линии максимального прилива.
  • Если у водоёма есть набережная или ливневая канализация – точки отсчёта нет, так как защитная полоса равна их ширине;
  • Если нет набережной и ливневой канализации — от границы водоёма.

Режим прибрежной защитной зоны

Что можно делать в прибрежной защитной полосе?

В общем-то, на территории прибрежной защитной полосы можно делать всё, что не запрещено. В том числе отдыхать, размещать объекты водоснабжения, рыбного и охотничьего хозяйства, водозаборные, портовые и гидротехнические сооружения. При этом нужно помнить, для чего устанавливаются защитная полоса, поэтому также нельзя мусорить, загрязнять водоём.

Что запрещено делать в прибрежной защитной полосе?

Здесь список будет значительно больше. Во-первых, на прибрежную защитную полосу распространяются все те ограничения, которые закреплены для водоохранной зоны. В границах прибрежной защитной полосы запрещено:

  • использование сточных вод для удобрения почв;
  • размещение кладбищ, скотомогильников, свалок различных видов отходов (производства, отравляющих и ядовитых веществ и т.д.);
  • осуществление авиационных мер по борьбе с вредными организмами;
  • размещать заправки, склады ГСМ, СТО, мойки ТС.
  • движение и стоянка ТС (кроме специальных ТС). Движение допускается только на дорогах, а стоянки только на дорогах и в оборудованных местах с твёрдым покрытием;
  • размещение и применение хранилищ пестицидов и агрохимикатов,
  • сброс сточных, в том числе дренажных, вод;
  • разведка и добыча общераспространенных полезных ископаемых.

Если на территории прибрежной защитной полосы есть лес, то дополнительно запрещено:

  • сплошные рубки лесных насаждений;
  • использование токсичных химических препаратов для охраны и защиты лесов; ведение сельского хозяйства, за исключением сенокошения и пчеловодства;
  • создание и эксплуатация лесных плантаций;
  • размещение объектов капитального строительства, за исключением объектов, связанных с выполнением работ по геологическому изучению и разработкой месторождений углеводородного сырья.

Дополнительно запрещается:

  • пахать земли,
  • сваливать размытый грунт,
  • пасти скот,
  • организовывать детские лагеря и ванны.

Строительство на территории прибрежной защитной полосы, также как и в границах водоохранной зоны, не запрещается, но в таком случае необходимо оборудовать строящиеся объекты системами очистки воды и сборы отходов. Более подробно об этом также можно почитать в статье про водоохранные зоны.

Если не выполнять эти запреты, полиция может составить на нарушителя протокол, а инспектор в области охраны окружающей среды привлечь к ответственности. За использование прибрежной защитной полосы водного объекта с нарушением ограничений хозяйственной и иной деятельности в ч. 1 ст. 8.42 КоАП. Наказание – штраф:

  • для граждан – от 3000 до 5000 руб.;
  • для должностных лиц — от 8000 до 12 000 рублей;
  • для юридических лиц – от 200 000 до 400 000 рублей.

Заключение

Теперь Вы точно знаете всё о прибрежных защитных полосах и водоохранных зонах. Эти знания помогут Вам правильно организовать свою хозяйственную деятельность на этих территориях, сберечь природу, а также сберечь финансовые средства, потратив их не на штраф, а на что-то более приятное и полезное.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *