Постановление 354 пункт 44

Постановление Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» (вместе с «Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов») в п. 44 указывает:

«Распределяемый между потребителями объем коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды за расчетный период, не может превышать объема коммунальной услуги, рассчитанного исходя из нормативов потребления коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, за исключением случаев, когда общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме, проведенным в установленном порядке, принято решение о распределении объема коммунальной услуги в размере превышения объема коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, определенного исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета, над объемом, рассчитанным исходя из нормативов потребления коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, между всеми жилыми и нежилыми помещениями пропорционально размеру общей площади каждого жилого и нежилого помещения.»

Вот это и нужно применять к ОДИН по отоплению МК.

У Вас же нет решения собственников МК о распределении сверхнормативного ОДИН на всех собственников МК исходя из размеров общей площади каждого помещения в МК?

Этот пункт применяется к всем видам коммунальных услуг.

Объем коммунальной услуги в размере превышения объема коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, определенного исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета, над объемом, рассчитанным исходя из нормативов потребления коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, исполнитель оплачивает за свой счёт.

Т. е. УК платит.

Вот решение суда http://sudact.ru/arbitral/doc/5B0fJcbP1mQK/

«Установленный абзацами вторым и третьим пункта 44 Правил № 354 порядок расчета не распространяется на случаи, при которых в соответствии с настоящими Правилами исполнителем коммунальной услуги является ресурсоснабжающая организация. В указанных случаях объем коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды за расчетный период, рассчитывается и распределяется между потребителями пропорционально размеру общей площади принадлежащего каждому потребителю (находящегося в его пользовании) жилого или нежилого помещения в многоквартирном доме в соответствии с формулами 11-14 приложения № 2 к Правилам № 354.»

А у Вас УК предоставляет услуги по отоплению.

Порядок начисления платы за услугу по обращению с ТКО регулируется Жилищным кодексом Российской Федерации (далее – ЖК РФ) и Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354 (далее – Правила № 354).

В силу п. 148 (34) Правил № 354 размер платы за коммунальную услугу по обращению

с твердыми коммунальными отходами рассчитывается в соответствии с настоящими Правилами исходя из числа постоянно проживающих и временно проживающих потребителей в жилом помещении.

Потребитель считается временно проживающим в жилом помещении, если он фактически проживает в этом жилом помещении более 5 дней подряд.

Пунктом 148 (36) Правил № 354 установлено, что при отсутствии постоянно и временно проживающих в жилом помещении граждан объем коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами рассчитывается с учетом количества собственников такого помещения.

Пунктом 148 (44) установлено, что при временном, то есть более 5 полных календарных дней подряд, отсутствии потребителя в жилом помещении осуществляется перерасчет размера платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами в порядке, предусмотренном разделом VIII Правил № 354.

Для проведения перерасчета потребителю необходимо представить исполнителю коммунальной услуги заявление о проведении перерасчета в связи с отсутствием потребителя в жилом помещении и документ, подтверждающий его отсутствие в заявляемый для перерасчета период. В заявлении о перерасчете указываются фамилия, имя и отчество каждого временно отсутствующего потребителя, день начала и окончания периода его временного отсутствия в жилом помещении. Перерасчет размера платы за коммунальные услуги производится пропорционально количеству дней периода временного отсутствия потребителя, которое определяется исходя из количества полных календарных дней его отсутствия, не включая день выбытия из жилого помещения и день прибытия в жилое помещение (п. 90 раздела VIII Правил № 354).

В силу п. 91 раздела VIII Правил № 354 перерасчет размера платы за коммунальные услуги осуществляется исполнителем в течение 5 рабочих дней после получения письменного заявления потребителя о перерасчете размера платы за коммунальные услуги (далее – заявление о перерасчете), поданного до начала периода временного отсутствия потребителя или не позднее 30 дней после окончания периода временного отсутствия потребителя. В случае подачи заявления о перерасчете до начала периода временного отсутствия потребителя перерасчет размера платы за коммунальные услуги осуществляется исполнителем за указанный в заявлении период временного отсутствия потребителя, но не более чем за 6 месяцев. Если по истечении 6 месяцев, за которые исполнителем произведен перерасчет размера платы за коммунальные услуги, период временного отсутствия потребителя продолжается и потребитель подал заявление о перерасчете за последующие расчетные периоды в связи с продлением периода временного отсутствия, то перерасчет размера платы за коммунальные услуги осуществляется исполнителем за период, указанный в заявлении о продлении периода временного отсутствия потребителя, но не более чем за 6 месяцев, следующих за периодом, за который исполнителем произведен перерасчет размера платы за коммунальные услуги.

Если потребитель, подавший заявление о перерасчете до начала периода временного отсутствия, не представил документы, подтверждающие продолжительность его отсутствия, или представленные документы не подтверждают временное отсутствие потребителя в течение всего или части периода, указанного в заявлении о перерасчете, исполнитель начисляет плату за коммунальные услуги за период неподтвержденного отсутствия в полном размере в соответствии с Правилами № 354 и вправе применить предусмотренные ч. 14 ст. 155 ЖК РФ последствия несвоевременного и (или) неполного внесения платы за коммунальные услуги. В случае подачи заявления о перерасчете в течение 30 дней после окончания периода временного отсутствия потребителя исполнитель осуществляет перерасчет размера платы за коммунальные услуги за период временного отсутствия, подтвержденный представленными документами, с учетом платежей, ранее начисленных исполнителем потребителю за период перерасчета.

Перечень документов, подтверждающих продолжительность периода временного отсутствия потребителя по месту постоянного жительства, прилагаемых к заявлению о перерасчете, установленный пунктом 93 раздела VIII Правил № 354, не является закрытым и допускает предоставление иных документов, которые, по мнению потребителя, подтверждают факт и продолжительность временного отсутствия потребителя в жилом помещении.

К таким документам относятся:

копия командировочного удостоверения;

проездные билеты;

справки о нахождении на лечении;

справка, подтверждающая период временного пребывания гражданина по месту нахождения учебного заведения;

счета за проживание в гостинице, общежитии или другом месте временного пребывания или их заверенные копии;

справка организации, осуществляющей вневедомственную охрану жилого помещения, в котором котором потребитель временно отсутствовал;

документ органа, осуществляющего временную регистрацию гражданина по месту его временного пребывания;

справка, выданная уполномоченным лицом садоводческого или огороднического некоммерческого товарищества, подтверждающая период временного пребывания гражданина на садовом или огородном земельном участке.

Потребитель вправе предоставить исполнителю одновременно оригинал и копию документа, подтверждающего продолжительность периода временного отсутствия потребителя (п. 94 Правил).

В случае, если исполнитель располагает сведениями о временно проживающих в жилом помещении потребителях, не зарегистрированных в этом помещении по постоянному (временному) месту жительства или месту пребывания, он вправе составить акт об установлении количества граждан, временно проживающих в жилом помещении для расчета размера платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО. Указанный акт составляется в порядке, определенном п. 56(1) Правил № 354.

Таким образом, в случае, если потребитель является собственником нескольких жилых помещений, он представляет исполнителю коммунальной услуги заявление о перерасчете за услугу в связи с отсутствием потребителя в жилом помещении с приложением документов, подтверждающих его нахождение в одном из жилых помещений, находящихся у него в собственности. К таким документам относится справка управляющей многоквартирным домом организации, подтверждающая его фактическое проживание по конкретному адресу, а также организации, осуществляющей учет граждан по месту проживания, в том числе в индивидуальных жилых домах (паспортный стол).

До недавнего времени в работе коммунальных компаний, снабжающих многоквартирные дома основными ресурсами, существовала проблема несоответствия реальных расходов по поставкам полученным платежам от потребителей. На деле, расходы электричества, горячей и холодной воды, а также на водоотведение существенно превышали оплату по счетам, которую ежемесячно вносили жильцы МКД. Решить эту проблему взялось государство, которое в 2011 году выдало постановление № 354 и ввело понятие «общедомовые нужды». До этого расходы на эксплуатацию коллективной части многоэтажного дома относились лишь к функции энергоснабжения и обозначались как электроэнергия МОП — мест общего пользования. К МОП принадлежит придомовая территория, лифты, подъезды, подсобные и технические помещения, которые нуждаются в бесперебойном снабжении электричеством.

Обязаны ли жильцы вносить плату по ОДН

Постановление № 354 Правительства РФ обязует потребителей, как физических, так и юридических, оплачивать жилищно-коммунальные услуги за использование ресурсов в частных квартирах и общедомовой территории. При этом тип управления жилым домом не играет существенной роли — это может быть дом на балансе обслуживающей фирмы или ТСЖ. Основным показателем для расчета платы за общие нужды для МКД является жилая и коммерческая площадь, описанная в бумагах, переданных застройщиком при вводе жилого объекта в эксплуатацию (передаточные акты, технические документы), плюс общедомовое имущество. Также используется информация, выданная жильцам многоквартирных домов в документах на право собственности на жилые объекты, и техпаспорта на квартиры.
Для более полного понимания и справедливого начисления расходов на общедомовые нужды необходимо четко определить, что такое общедомовое имущество. Прежде всего, к нему относятся:

  • помещения, не входящие в состав частных квартир и других жилых объектов, используемые для обеспечения более одного объекта (лестничные клетки, холлы, пункты охраны, коридоры, вестибюли, лифты и лифтовые шахты, колясочные, технологические помещения), в которых функционируют инженерные коммуникации (но чердаки и подвалы не подлежат начислению коллективных нужд);
  • техника и оборудование, установленное внутри и вне объектов, обеспечивающее эксплуатацию более одного жилого/нежилого помещения в многоэтажном доме (электротехническое, механическое, санитарно-техническое оборудование);
  • другие объекты, обеспечивающие жилой дом основными жилищными ресурсами (трансформаторы и электроподстанции, парковки, тепловые пункты, игровые и спортивные площадки).

Это три основных вида общедомового имущества, для эксплуатации которых требуется постоянное снабжение основными ресурсами — электроэнергией и водой. К другим видам имущества общего пользования относятся различные несущие и ненесущие конструкции, крыши.

Определение понятия общедомовых нужд

После введения понятия принцип расчета поставок основных ресурсов и оплаты за них был изменен. Понятие МОП расширилось и включило в себя не только электроэнергию, но и систему холодного и горячего водоснабжения, водоотведение, а также некоторые другие услуги. Расходы на эксплуатацию общедомового имущества теперь разделяются между всеми собственниками, которые подключены к общим инженерным системам — жильцами квартир многоквартирных домов и предприятиями, ведущими деятельность на территории дома. К последним относятся различные магазины, клиники, частные кабинеты. Оплата счетов на их содержание ложится на плечи юридического лица.

Общедомовые платежи, начисляемые поставщиками базовых ресурсов, разделяются между потребителями в соответствии с занятой площадью квартир или коммерческих объектов. Управляющие компании, согласно с Постановлением Правительства РФ № 354, теперь имеют право включать в счета расходы на обеспечение общедомовых нужд, а жильцы, в свою очередь, не могут отказываться от оплаты.
Но на практике такое решение проблемы перерасходов базовых ресурсов породило множество противоречий и ожесточенных споров между физическими потребителями и управляющими компаниями, поставщиками услуг. Основной проблемой стало то, что немногие граждане понимают, что такое общедомовые нужды, и не все управляющие компании способны дать четкий ответ.

Другой проблемой стал и тот факт, что возможность взимания с собственников квартир дополнительной платы по ОДН — это лазейка, по которой обслуживающие организации получают возможность незаконного самообогащения. Поэтому определение понятия ОДН, а также, что входит в общедомовые нужды, является первоочередной задачей как для обслуживающих компаний, так и для самих жильцов, на чьи плечи ложится оплата дополнительных расходов.

Как происходит расчет оплаты

Расчет и оплата общедомовых нужд происходит двумя способами. Если в многоэтажных жилых домах функционируют коллективное оборудование учета — счетчики горячей/холодной воды, электричества и тепла, то расчет общедомовых нужд и распределение его между потребителями проходит достаточно просто. Для этого нужно снять показатели коллективного счетчика, отнять от них общую сумму индивидуального потребления по счетчикам потребителей, а полученную цифру распределить по счетам за жилищно-коммунальные услуги. Разделение происходит пропорционально задействованной площади жилых и коммерческих помещений.

Важно! Следует отметить, что использование коллективных приборов учета является обязательной практикой, которая контролируется на уровне правительства. Последнее обязует управляющие компании ставить счетчики для измерения показаний потребления ресурсов на уровне МКД. Устанавливаются приборы учета за счет собственников, обслуживающихся компаний, а также самих поставщиков. Практика показывает, что использование приборов коллективного учета в перспективе позволяет существенно экономить на оплате воды и электроэнергии.

Для различных ресурсов — воды, электроэнергии и тепла — применяются разные способы расчетов нормативов потребления из-за специфики их расходования. Наиболее сложным и противоречивым вопросом является расчет ОДН на холодную и горячую воду.

Расчет общедомовых расходов на холодную воду и ГВС


За неимением общих приборов учета применяются различные формулы, по которым рассчитывается норматив по коммунальным услугам. Для его вычисления делится общее количество жильцов многоэтажного дома на суммарную площадь эксплуатируемых объектов, полученная цифра умножается на 0,09.

Некоторые предприятия используют другую формулу, в которой действующий норматив умножается на суммарную площадь всех помещений общего назначения, где есть общедомовое имущество. Полученная цифра распределяется по всем потребителям, в том числе коммерческим, находящимся в жилом многоэтажном доме.

Что входит в расчет общедомовых нужд на водоснабжение?

Холодная вода в рамках ОДН используется для:

  • полива газонов и полисадников;
  • мойки лестниц, подъездов, мусоропроводов;
  • промывки коммуникаций;
  • внутренних потерь в сети.

Для горячей воды плата на общедомовые нужды включает в себя:

  • слив воды в системе отопления перед ремонтом;
  • гидравлическую проверку труб во время подготовки к началу отопления;
  • технологический пролив горячей воды во время подготовки к холодному сезону;
  • утечка воды в домовой системе.

Выполнение этих работ связано с большим расходом воды, и поставщики услуг имеют право вносить его в общедомовые счета и распределять между собственниками, согласно квадратным метрам занимаемой площади. Предполагается, что плата за общедомовые нужды по горячей и холодной воде будет соответствовать реальным поставкам, которые выполняют обслуживающие организации.

Нюансом в расчетах по формулам является то, что в каждом регионе, городе, районе могут быть собственные нормативы потребления коммунальных услуг. Обслуживающая организация не имеет права превышать установленную норму при распределении платежных счетов между собственниками, что имело место быть до ввода постановления правительства.

Оплата электричества

Рассчитывая общедомовые нужды по электроэнергии, многие предприятия используют старое понятие МОП — места общего пользования. По сути, это понятие не сильно отличается от нового термина ОДН на электричество, т. к. использование этого ресурса для обеспечения общедомовых площадок и технических помещений, оборудования и других целей все также имеет место.

Расход электричества в рамках ОДН включает в себя:

  • энергоснабжение домофонов и других систем оповещения и сигнализации;
  • освещение общедомовых площадок — подъездов, лестничных клеток, тамбуров, подъездных территорий;
  • энергоснабжение лифтов, насосов, тепловых станций, кондиционеров, вентиляционных систем и другого оборудования, используемого для общедомовых целей.

Также к общедомовым нуждам относятся технологические потери электроэнергии, которые происходят в сетях во время ремонтных и других работ.

Общедомовая плата на теплоснабжение представляет собой наиболее простой вид ОДН. Особенности функционирования системы теплового обеспечения и поставки теплоносителя в жилые дома обусловливают отсутствие необходимости раздельной оплаты за отопление жилых и нежилых объектов внутри многоквартирного дом.

Важно! Ранее при наличии общего счетчика тепла в жилом многоэтажном доме расчет на общие коммунальные расходы по тепловому обеспечению производился по формуле № 10 Приложения № 2 к постановлению правительства 354. В ней объем энергоресурса, поставленный за отчетный термин, умножался на действующий региональный или муниципальный тариф. Однако с 2013 года этот способ расчета не применяется, и расходы по отоплению оплачиваются собственниками квартир суммарно, без разделения на частные и общие домовые нужды.

Как происходит начисление платы

Постановление 354 требует от поставщика жилищных ресурсов обеспечения потребителя платежными документами, в которых должны быть данные, отображающие все расходы. Плательщик должен видеть, за что он платит поставщику, снабжающего дом водой, электричеством и другими ресурсами. В счетах за коммунальные услуги при оплате общедомовых нужд должны содержаться:

  • сведения о суммарном объеме каждого типа ресурсов на общие нужды, поставленном за отчетный срок;
  • данные общедомового прибора учета по каждому конкретному виду услуг;
  • суммарный объем по каждому виду жилищных услуг, выполненных для жилых и нежилых помещений.

Компания-поставщик жилищных ресурсов имеет право также вносить в оплату счетов по общедомовым нуждам расходы на работу и ремонт оборудования, которое он использует для обеспечения потребителей.

Установка общих приборов учета, с одной стороны, позволяет существенно сэкономить на плате услуг на общедомовые расходы. Но в реальности нередко бывают случаи, когда обслуживающие компании или организации, предоставляющие услуги в многоэтажные дома, накручивают счетчики для незаконного обогащения за счет жильцов.

Жильцы многоэтажного дома в равной степени отвечают за пользование и исправное функционирование коллективной собственности и имеют право требовать от УК или снабжающей компании проводить регулярные проверки корректности показаний коллективных счетчиков учета. Обычно на практике проводится общий сбор жильцов МКД, где избираются проверяющие из числа жильцов жилого дома, которые получают право проверять снятые показания УК, чтобы убедиться в отсутствии ошибок или махинаций со стороны поставщиков.

В случае если жильцы не согласны с начисленными расходами по общедомовым нуждам, они могут потребовать у поставщика мониторинга корректности начисления, а также задолженности по ЖКХ-услугам, принципов расчета штрафов, дополнительных платежей и других платежных категорий.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *