Порядок увольнения военнослужащего по несоблюдению условий контракта

Контракт с военнослужащим является основанием для прохождения военной службы. После исполнения воинского долга по срочному призыву гражданин при желании может заключить контракт и остаться в рядах армии. Можно стать контрактником и без прохождения армейской службы.

Положения контракта обязательны для выполнения обеими сторонами. Если со стороны военного имеются нарушения воинской дисциплины или закона, то командование имеет право уволить его до истечения срока действия контракта. Но процедура должна быть проведена с соблюдением всех требований законодательства. В противном случае увольнение может быть признано незаконным.

Военнослужащий имеет право сам потребовать расторгнуть контракт, если командование не выполняет своих обязательств перед ним. Рассмотрим в статье эти основания подробнее.

Уволить из армии по НУК — что это значит?

Расшифровка аббревиатуры НУК — несоблюдение условий контракта. Контракт для военнослужащего – это то же самое, что трудовой договор для гражданского работника. Но различие заключается в том, что при расторжении следует пользоваться нормами не трудового, а военного законодательства.

Расторгнуть контракт можно в случаях, если его условия не соблюдаются одной из сторон. Основания указаны в ст. 51 закона № 53-ФЗ от 28.03.1998.

Нарушения со стороны контрактника

Причинами разрыва отношений по инициативе начальства служат такие нарушения, допущенные военнослужащим:

  1. Дисциплинарный проступок. Это совершение военным противоправных действий. В такой ситуации расторжение контракта будет самым серьезным наказанием. Допускается вынесение выговора (строгого выговора), который заносят в личное дело. Также может быть запрещено носить знак отличника службы, либо последует понижение в звании.
  2. Административное нарушение или преступление. Поскольку в законодательном порядке не установлен перечень нарушений, за которые военнослужащего можно уволить досрочно, то каждое из них рассматривается индивидуально. Основным критерием в данном случае служит то, что последствия или характер правонарушения несовместимы с ношением звания российского военнослужащего.

Существенные дисциплинарные проступки перечислены в Приложении № 7 к Дисциплинарному уставу ВС РФ (утв. приказом Президента РФ № 1495 от 10.11.2007). Уволить могут и за систематические нарушения. Таковым считается неоднократное нарушение дисциплины военным не менее трех раз за короткой промежуток времени.

Согласно ст. 28.5 (п. 2) закона № 76-ФЗ от 27.05.1998 к грубым дисциплинарным нарушениям относятся:

  • самовольное оставление места службы;
  • нарушение уставных взаимоотношений;
  • неявка в установленный срок из увольнения без уважительных на то причин;
  • нарушение правил несения службы;
  • уклонения от исполнения служебных обязанностей;
  • незаконное использование или порча военного имущества, осуществленные умышленно;
  • повреждение имущества или его уничтожение по неосторожности;
  • отказ от командировок;
  • нарушения со стороны командира требований безопасности, приведшие в результате к гибели или инвалидности военнослужащих;
  • нарушений требований секретного делопроизводства;
  • нарушение порядка выезда за пределы РФ.

Постановление Пленума ВС РФ № 8 от 29.05.2014 (п. 41) указывает, что такие дисциплинарные нарушения являются основанием для досрочного расторжения контракта с военнослужащим.

Не допускается применения наказания дважды за один и тот же проступок.

Это значит, что если военнослужащий был уже наказан за дисциплинарное нарушение, например, выговором, то оно не может стать причиной разрыва контракта.

Со стороны командования

Причины, по которым военнослужащий сам может подать рапорт на досрочное расторжение контракта, таковы (п. 44 постановления № 8):

  • нарушение, вследствие которого служащий не может осуществлять гарантированные Конституцией права;
  • действия командующих, в результате которых сам военный или члены его семьи теряют возможность воспользоваться наиболее значимыми для них правами, компенсациями, социальными гарантиями, предусмотренными для военнослужащих.

Порядок процедуры

В общем виде порядок увольнения, если военнослужащий не выполнил условия контракта, выглядит следующим образом (п. 81 Дисциплинарного устава ВС РФ):

  • после выявления нарушения в течение 10 дней проводится расследование;
  • командующий подает рапорт на досрочное расторжение контракта;
  • в результате рассмотрения рапорта принимается решение об увольнении досрочно;
  • оформляется приказ на расторжение контракта.

Непосредственный начальник должен инициировать проведение внеплановой аттестации (п. 2.2 ст. 51 закона № 53-ФЗ). В ее процессе проверяют, насколько военнослужащий отвечает требованиям, предъявляемым к нему с учетом его звания.

При аттестации в общую процедуру добавляются такие шаги:

  1. формирование комиссии;
  2. уведомление военнослужащего о проверке за 2 недели до ее начала;
  3. комиссия устанавливает факты ненадлежащего выполнения условий контракта;
  4. составляется протокол об этом;
  5. направляется предложение о досрочном расторжении контракта;
  6. высшее командование знакомится с представленными документами и выносит свое решение по этому вопросу.

На основании постановления КС РФ № 6-П от 21.03.2013 внеочередная аттестация при решении вопроса о досрочном расторжении контракта является обязательным элементом.

Процедура проводится одинаковым образом как для офицеров, так и для остальных военнослужащих.

Как написать рапорт?

Увольнение по НУК может быть произведено в двух случаях:

  1. когда условия контракта не соблюдает сам военнослужащий;
  2. когда командование допускает в отношении подчиненного существенные нарушения на систематической основе.
  • В первом случае составление рапорта не обязательно. Военнослужащий может его написать, лишь если сам хочет уволиться досрочно, но уважительных причин для этого у него нет.
  • Во втором — составление данного документа обязательно.

Утвержденной формы рапорта нет. Поэтому документ пишется в произвольной форме. В нем необходимо указать такую информацию:

  1. Ф. И. О. и звание лица – получателя рапорта;
  2. наименование – «Рапорт»;
  3. просьба, обращенная к непосредственному командующему, о ходатайстве перед вышестоящим руководством о расторжении контракта;
  4. подробное описание причины, по которой военнослужащий просит его уволить (со ссылками на нормативные акты);
  5. согласие на проведение военно-медицинской комиссии либо отказ;
  6. согласие/отказ от расчета выслуги лет;
  7. наличие собственного жилья у военнослужащего (или его отсутствие);
  8. указание адреса комиссариата, в который направят в дальнейшем личное дело.

Внизу документа проставляется дата его составления, а также звание и Ф. И. О. подавшего его военнослужащего. При наличии приложений, они перечисляются в конце списком. Пример такого рапорта представлен ниже.

Скачать бланк рапорта на увольнение военнослужащего по несоблюдению условий контракта МО РФ

Если основанием для увольнения является несоблюдение условий контракта самим военнослужащим, решение не зависит от того, подал он рапорт или нет. Командование может и не принять этот документ к рассмотрению.

Факт расторжения контракта оформляется приказом.

Какие выплаты положены, если уволен по НУК?

В связи с тем, что увольнение из армии происходит на основании нарушения, военнослужащий теряет право на получение ряда выплат. Согласно ч. 3 и 4 ст. 3 закона № 306-ФЗ от 07.11.2011 при увольнении по НУК служащие не получают единовременной выплаты в размере нескольких окладов.

При расторжении контракта в связи с невыполнением его условий военнослужащий лишается права на такие денежные выплаты:

  • Пособие – 2 или 7 ежемесячных окладов.
  • Премии.
  • Ежегодная материальная помощь. Но если она уже была начислена и выплачена, военнослужащий не должен ее возвращать.

Последствия: чем грозит такое расторжение договора?

При расторжении контракта в связи с невыполнением его условий военнослужащий лишается права на:

  • единовременное пособие;
  • премию;
  • материальную помощь.

Кроме того, он должен будет сдать вещевое имущество (шинель и т. д.), срок службы которых еще не истек.

Если уволенный является участником военной ипотеки, а увольнение произошло по его вине, он должен вернуть государству полученные в виде жилищного займа денежные средства.

Проценты перечисляются ежемесячно до полного их погашения (ч. 2 ст. 15 закона от 20.08.2004 № 117-ФЗ). Основание увольнения не учитывается, только если выслуга составляет более 20 лет.

На нашем сайте можно ознакомиться не только с увольнением военнослужащего по несоблюдению условий контракта, но и с другими причинами. Читайте об увольнении по ОШМ, по семейным обстоятельствам военнослужащего, по собственному желанию, по окончанию контракта, в связи с утратой доверия.

Что делать при незаконном расторжении договора?

Если военнослужащий считает, что его увольнение незаконно, у него есть возможность выразить свое несогласие с результатами расследования или опротестовать его. Сделать это можно через суд. Также необходимо предоставить документальные доказательства того, что увольнение было незаконным либо процедура не была проведена в точном соответствии с законом.

Подать жалобу командиру (начальнику) можно в течение 10 суток с даты, когда дисциплинарное взыскание было применено (п. 83 Дисциплинарного устава).

Возможно ли восстановиться на военной службе?

Иногда возникает ситуация, что человек уволился по НУК, но хочет восстановиться.

Вернуться на службу после досрочного расторжение контракта по причине несоблюдения его условий можно, но лишь в том случае, если такое увольнение было незаконным.

Под незаконностью данной процедуры подразумевается не только расторжение контракта без уважительной на то причины, но и увольнение без аттестации (или несоблюдение сроков ее проведения либо порядка).

Итак, для восстановления должен быть установлен факт незаконности увольнения. Военнослужащий должен иметь доказательства этого. Несмотря на такие обстоятельства, есть определенные препятствия для восстановления на службе:

  • состояние здоровья, не позволяющее продолжать выполнять свои обязанности (об увольнении по состоянию здоровья читайте );
  • наличие судимости;
  • возраст, превышающий предельный для вступления в ряды ВС;
  • употребление психотропных или наркотических веществ.

Не позволит вернуться на военную службу и изменение личных обстоятельств, например заключение брака с судимым лицом.

Восстановиться можно через суд. Для этого нужно подать исковое заявление, приложив к нему документы, подтверждающие факт незаконности расторжения контракта.

После принятия судом решения в пользу истца, он сможет вернуться к выполнению обязанностей. Период, в течение которого он не служил из-за незаконного увольнения, будет включен в общий стаж.

Увольнение по НУК является негативным основанием для увольнения, так как служащий теряет положенные ему выплаты от государства. Военнослужащий может быть уволен досрочно из рядов ВС по причине ненадлежащего выполнения своих обязанностей или совершения правонарушения. Командование воинской части должно провести внеплановую аттестацию.

Если не будут соблюдены все нюансы расторжения контракта, то увольнение может быть признано незаконным, а военнослужащий подлежит восстановлению на службе.

В обычной жизни отношения между наемными сотрудниками и работодателями строятся на трудовом законодательстве. Что касается военнослужащих, то условия их контракта, заключенного с военным ведомством, имеют свои особенности. Если какие-то пункты документа нарушаются, появляется реальная угроза увольнения. Каковы его причины, порядок оформления, последствия, описаны ниже.

Причины увольнения по нарушению условий контракта

Возможность прекратить контракт досрочно предусмотрена Военным законодательством. Увольнение происходит, в том числе, и при нарушении пунктов документа. Но такая возможность вступает в силу только при серьезных отступлениях от правовых норм. К таковым относятся:

  1. Совершение дисциплинарной провинности.
  2. Действия, которые подвергаются наказанию либо уголовному, либо административному.

Важно! Чтобы уволить военнослужащего за нарушение условий контракта (НУК) и при этом не нарушить закон, необходимо зафиксировать все совершенные им проступки документально.

Читайте также статью ⇒ Увольнение сотрудника МВД по сокращению штатов в 2020

Особенности увольнения за дисциплинарный проступок

Досрочное расторжение контракта становится реальным, когда военнослужащий совершает дисциплинарное нарушение. В Ст. 28.5 Закона 76-ФЗ содержатся обстоятельства, которые являются основанием для применения взыскания.

Чтобы командир принял решение об увольнении за НУК, достаточно:

  • одного грубого нарушения Дисциплинарного устава;
  • совершить проступок не впервые – иметь несколько неснятых (действующих) взысканий за предыдущие провинности.

За один и тот же дисциплинарный проступок нельзя привлекать военного к ответственности во второй раз. Это означает, что если тот допустил нарушение и получил за это взыскание, то в последующем такое деяние не может служить основанием для увольнения.

Важно! Законодательно установлены обстоятельства, смягчающие или отягощающие дисциплинарную ответственность.

Какие поступки считаются нарушением контракта

Возможные действия военнослужащего, за которые с ним разорвут контракт, таковы:

№ п/п Непозволительные действия
Несоблюдение правил обращения с взрывоопасными предметами: боеприпасами, взрывчаткой
Порча военного имущества
Нахождение на службе в нетрезвом состоянии. Отказ от проведения алкогольного теста
Нарушение уставного поведения при охране общественного порядка
Срыв боевого дежурства
Отсутствие на службе более 4 часов
Несвоевременное появление на службе после командировки, госпиталя, отпуска
Покидание места выполнения обязанностей без наличия на то приказа
Несоблюдение правил ведения караульной службы
Пренебрежение требований безопасности при управлении транспортом
Неуставное поведение по отношению к сослуживцам

Руководству воинских частей – о чем следует помнить

Командир (или начальник) ВЧ не должен необдуманно пользоваться своим правом на увольнение подчиненных за НУК. Далеко не каждое совершенное нарушение является поводом для полного отстранения военного от ведения службы.

Все негативные инциденты нужно рассматривать в индивидуальном порядке. Разумно изучить:

  1. Подобные прецеденты, в том числе и те, которые рассматривались в судах.
  2. Сложившуюся практику по аналогичным ситуациям.
  3. Документы, характеризующие личностные качества военнослужащего и его профессиональные способности.

Только взвесив все, руководителю ВЧ стоит принимать окончательное решение и увольнять военнослужащего за НУК.

Важно! Соблюдение точной процедуры увольнения просто необходимо. В противном случае приказ может быть отменен в судовом порядке, если в ходе рассмотрения иска будут выявлены даже самые незначительные нарушения.

Порядок разрыва контракта с военнослужащим

Расторжение контракта по причинам, указанным выше, проводится в определенной последовательности. Написанием приказа этот процесс не ограничивается:

Этапы увольнения за НУК Что следует сделать
Когда нарушение выявлено, необходимо в течение 10 дней провести разбирательство инцидента и установить детально все обстоятельства
Непосредственный командир военнослужащего пишет рапорт о досрочном разрыве контракта с ним. Документ направляется высшему руководству, располагающему соответствующими полномочиями
После принятия решения о досрочном увольнении, оформляется приказ

Увольнение может проводиться по итогам аттестации. В ее ходе выявляется, соответствует ли военнослужащий той должности, которую занимает. Аттестация проводится в таком последовательности:

Последова­тельность
Формируется аттестационная комиссия
Члены комиссии изучают документы, которые характеризуют военнослужащего, беседуют с ним
Аттестационная комиссия дает свою оценку, оформляемую протоколом. Направляется рекомендация по увольнению, когда члены комиссии посчитают, что условия контракта нарушены в недопустимых пределах. На решение влияет наличие (отсутствие) действующих взысканий, возбуждение уголовного дела в отношении военнослужащего
Высшее командование рассматривает итоги аттестации и принимает решение – уволить или ограничиться менее серьезным наказанием касательно военнослужащего

Аттестация проводится в плановом порядке или же внепланово. Последняя назначается после поступления командиру ходатайства от начальника провинившегося военнослужащего. Он пишет рапорт и указывает причину своего обращения.

Пример. Лейтенант Кривоступ Р. Л. неоднократно покидал территорию ВЧ во время дежурства. Первое нарушение было отмечено взысканием. Но спустя неделю Кривоступ снова нарушил Устав. Кроме того, на следующий день он пришел на службу в нетрезвом состоянии. От освидетельствования отказался. Непосредственный начальник лейтенанта майор Линеев В. Н. написал на имя начальника ВЧ рапорт на увольнение Кривоступа за НУК и попросил провести внеплановую аттестацию.

Важно! Оба вида аттестации проходят одинаково.

Читайте также статью ⇒Увольнение из МВД по собственному желанию.

Каковы последствия увольнения за НУК

Увольнение за НУК чревато не только моральными потерями, но и материальными. Военнослужащий уже не вправе надеяться на получение:

  1. Пособия. Утраченная сумма немалая – 2-7 месячных окладов.
  2. Премии за должное выполнение воинских обязанностей.
  3. Материальной помощи, которая выплачивается раз в год.

Но если военнослужащий уже получил указанные выплаты, они не будут взысканы обратно.

Намного хуже дело обстоит с ипотечным кредитом. Когда военнослужащий участвует в системе жилищного обеспечения, то ему придется вернуть сумму полученного займа. Кроме того, уволенному за НУК следует оплатить начисленные проценты.

Несколько вопросов и ответов

Вопрос 1. Как увольнение по НУК отражается на военном стаже? Он сохраняется?

Ответ. По какой бы причине военнослужащий не уволился, уже имеющийся военный стаж сохраняется за ним.

Вопрос 2. Нужно ли требовать от командования сделать запись о прекращении контракта на втором экземпляре документа, который находится у военнослужащего?

Ответ. Такая запись, содержащая основания увольнения и дату, обязательно проводится на первом экземпляре контракта, находящегося в личном деле. Она скрепляется подписью командира и гербовой печатью ВЧ. На втором экземпляре подобное проводится только по просьбе военнослужащего.

Вопрос к эксперту

На майора Рыжова К. С. завели уголовное дело. Затем его закрыли. Причина – деятельное раскаяние. По результатам проведенной аттестации майора уволили за НУК. При этом офицер имеет 20 лет выслуги без взысканий и замечаний, и желание продолжить службу. Есть ли весомый аргумент для оспаривания в суде приказа об увольнении?

Ответ. УК РФ (Ст. 75 ч. 1) предусмотрено освобождение от уголовной ответственности для тех, кто совершил преступление впервые, и оно является небольшим или средним по тяжести. Обязательное условие – явка с повинной, возмещение ущерба, помощь следствию.

Деятельное раскаяние означает признание состава совершенного преступления. Факт его наличия свидетельствует, что офицер нарушил закон. За это его вправе уволить по НУК. Обращение в суд касательно обжалования приказа об увольнении с большой степенью вероятности не принесет положительного результата.

Юрисконсульт Валеев П. А.

Ошибки при увольнении за НУК

Нередко допускаются такие ошибки:

  1. Отсутствие документов, которые свидетельствуют о факте нарушения, послужившего поводом для увольнения.
  2. Результаты аттестации не записаны в личное дело военного. Аттестационные листы затерялись.
  3. Увольнение произошло слишком быстро. Не проводилось никакого разбирательства деталей нарушения в первые 10 дн. после инцидента.

Важно! Любая оплошность со стороны командования касательно увольнения по НУК станет зацепкой при рассмотрении судового иска и послужит основанием аннулирования приказа.

Когда военнослужащий позволяет себе забывать о чести и достоинстве, увольнение его по причине НУК – справедливое решение.

Оцените качество статьи. Нам важно ваше мнение:

Начало: Часть 1. и Часть 2.
Вводные положения из Постановления КС РФ..
Конституционный Суд РФ рассмотрел подпункт «в» пункта 2 статьи 51 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» той мере, в какой на его основании военнослужащий, проходящий военную службу по контракту, может быть досрочно уволен с военной службы в связи с невыполнением им условий контракта в случае неоднократного привлечения его к дисциплинарной ответственности за совершение дисциплинарных проступков и при наличии у него дисциплинарных взысканий, а также в случае осуждения его за совершение преступления к наказанию, не связанному с лишением свободы или лишением воинского звания либо права занимать воинские должности в течение определенного срока
Конституционный Суд РФ ещё раз подтвердил ранее высказанные позиции о том, что служба в современной российской армии предполагает предъявление повышенных требований как к уровню профессиональной подготовки военнослужащих, так и к их морально-психологическим и иным личностным качествам, а равно их повышенную ответственность за ненадлежащее выполнение обязанностей военной службы. Соответственно, целями сохранения боеспособности воинских подразделений, выполнения задач по обеспечению обороны страны и безопасности государства предопределяется и возможность введения особых, отличных от предусмотренных для иных категорий государственных служащих правил прекращения военно-служебных отношений с военнослужащими, которые более не отвечают установленным требованиям.
Вместе с тем, федеральный законодатель обязан обеспечивать баланс между конституционно защищаемыми ценностями, публичными и частными интересами, соблюдая вытекающие из Конституции Российской Федерации принципы справедливости, равенства и соразмерности, а вводимые им нормы должны отвечать критериям определенности, ясности, недвусмысленности и согласованности с системой действующего правового регулирования. В частности, последствия невыполнения военнослужащим требований, предъявляемых к лицам, проходящим военную службу по контракту, должны определяться таким образом, чтобы обеспечивалась возможность учета характера нарушения, его опасности для защищаемых законом ценностей, причин и условий совершения, а также личности военнослужащего и степени его вины и тем самым гарантировалась соразмерность неблагоприятных для военнослужащего правовых последствий степени тяжести допущенного им нарушения.

Правовые позиции КС РФ.

1. Совершение дисциплинарных проступков.
По мнению КС РФ, основанием для досрочного увольнения военнослужащего с военной службы следует считать лишь значительные отступления от требований законодательства о воинской обязанности и военной службе, которые могут выражаться, в частности, в совершении виновных действий (бездействия), свидетельствующих об отсутствии у военнослужащего необходимых качеств для надлежащего выполнения обязанностей военной службы.
В том числе, невыполнение условий контракта о прохождении военной службы может выражаться в совершении военнослужащим дисциплинарного проступка, уголовно наказуемого деяния или административного правонарушения.
И вот Конституционный суд делает вывод, который в 90-х годах был само собой разумеющимся, но в 2000-х годах стал легко обходится судебной практикой путём игры слов и явной демагогии, о которой автор писал во второй части:
совершение военнослужащим дисциплинарного проступка может повлечь применение к нему установленной государством в целях предупреждения совершения дисциплинарных проступков меры ответственности –
Далее Конституционный суд идёт ещё дальше, и устанавливает ограничения в том, какие именно нарушения являются основанием для увольнением в связи с невыполнением условий контракта:
«обязательным условием досрочного увольнения с военной службы за невыполнение условий контракта должно являться совершение военнослужащим дисциплинарного проступка»,
и раскрывает понятие невыполнение условий контракта:
«под невыполнением условий контракта о прохождении военной службы в данном случае должны подразумеваться именно существенные нарушения условий контракта, в частности:
— совершение одного из грубых дисциплинарных проступков, составы которых перечислены в пункте 2 статьи 28.5 Федерального закона «О статусе военнослужащих»,
— либо совершение военнослужащим дисциплинарного проступка при наличии у него неснятых дисциплинарных взысканий.
Примечание: Перечень грубых нарушений воинской дисциплины, указанных в пункте 2 стаьи 28.5 ФЗ «О статусе военнослужащих» приведён в отдельном документе.
Подход, связывающий возможность досрочного увольнения с военной службы лишь с наиболее существенными отступлениями от воинской дисциплины, в целом соответствует характеру данного дисциплинарного взыскания, которое влечет для военнослужащего серьезные негативные последствия и, соответственно, требует при решении вопроса о его применении строгого соблюдения положений Федерального закона «О статусе военнослужащих» и Дисциплинарного устава Вооруженных Сил Российской Федерации, касающихся:
— проведения разбирательства по факту совершения дисциплинарного проступка,
— обстоятельств, подлежащих установлению в ходе такого разбирательства,
— порядка и сроков применения и исполнения дисциплинарных взысканий и других элементов дисциплинарной процедуры,
— что гарантирует военнослужащему защиту от произвольного увольнения и позволяет ему воспользоваться правами, предоставляемыми в силу закона военнослужащим, привлекаемым к дисциплинарной ответственности.
Далее КС РФ в очередной раз подтверждает, что Конституция и закон о статусе военнослужащего не допускают привлечение военнослужащего к дисциплинарной ответственности повторно за один и тот же дисциплинарный проступок, что в том случае, когда невыполнение военнослужащим условий контракта выражается в совершении дисциплинарного проступка, его
Соответственно, неоднократное совершение военнослужащим дисциплинарных проступков само по себе не является основанием прекращения военно-служебных отношений в порядке реализации дисциплинарной ответственности, если эти дисциплинарные проступки уже повлекли применение к нему дисциплинарных взысканий.
Правовые позиции КС РФ.
2. В каких случаях проводится аттестация.
Вместе с тем, отмечает Конституционный Суд РФ, недобросовестное отношение военнослужащего к своим обязанностям, в том числе подтверждаемое наличием у него неснятых дисциплинарных взысканий, может послужить основанием для постановки вопроса о его соответствии требованиям, предъявляемым к лицам, проходящим военную службу, с точки зрения деловых и личных качеств.
Решение по данному вопросу должно приниматься в рамках процедуры аттестации военнослужащих, которая проводится в целях всесторонней и объективной оценки военнослужащих, определения соответствия занимаемой воинской должности и перспектив дальнейшего служебного использования.
Далее Конституционный Суд РФ раскрывает основания, значение и последствия процедуры аттестации:
— аттестация является специальным правовым инструментом, использование которого позволяет оценить готовность военнослужащего к исполнению воинского долга и обязанности по защите Отечества, выражающуюся не только в высоком профессионализме, но и в особых личностных качествах, а также в отношении к исполнению обязанностей, предусмотренных контрактом о прохождении военной службы.
— процедура аттестации предполагает беспристрастное и всестороннее рассмотрение соответствующих материалов членами аттестационной комиссии и принятие ими решения на основе коллегиальности с учетом в равной мере всех обстоятельств, имеющих значение для всесторонней характеристики военнослужащего, включая причины совершения им дисциплинарных проступков, иных отступлений от требований, предъявляемых к военнослужащим, наличие неснятых дисциплинарных взысканий.
Объективность выводов аттестационной комиссии, равно как и соблюдение прав и законных интересов военнослужащего, подлежащего аттестации, обеспечиваются помимо прочего:
— предоставлением ему возможности ознакомиться с аттестационным листом,
— заявить в письменной форме о своем несогласии с отзывом о своей служебной деятельности,
— сообщить дополнительные сведения,
— лично участвовать в заседании аттестационной комиссии (в установленных случаях),
— обжаловать ее заключение и порядок проведения аттестации как вышестоящему командиру, так и в суд, что позволяет избежать принятия произвольного, необоснованного решения о досрочном увольнении военнослужащего с военной службы,
— при этом наличие у военнослужащего дисциплинарных взысканий само по себе не должно предопределять выводов аттестационной комиссии относительно оценки данного военнослужащего как не соответствующего требованиям, предъявляемым к лицам, проходящим военную службу по контракту, в том числе требованиям по занимаемой воинской должности, и рекомендаций о перспективах его дальнейшего служебного использования.
Правовые позиции КС РФ.
3. Увольнение военнослужащего в связи с осуждением.
Наличие обвинительного приговора суда является самостоятельным основанием для увольнения с военной службы, которое является обязательным в тех случаях, когда по приговору суда военнослужащему назначено наказание в виде лишения воинского звания, лишения свободы, лишения свободы условно за преступление, совершенное умышленно, или лишения права занимать воинские должности в течение определенного срока.
Военнослужащий, проходящий военную службу по контракту, может быть досрочно уволен с военной службы в связи с вступлением в законную силу приговора суда о назначении ему наказания в виде лишения свободы условно за преступление, совершенное по неосторожности, т.е. в этом случае увольнение не является обязательным — оно может быть произведено по решению соответствующего командира (начальника).
Это не лишает командование права принять в отношении военнослужащего, которому по приговору суда назначено наказание, не связанное с лишением свободы (реальным или условным), лишением воинского звания, права занимать воинские должности в течение определенного срока, решение о досрочном увольнении с военной службы по основанию, предусмотренному подпунктом «в» пункта 2 статьи 51 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе».
В таких случаях увольнение военнослужащего по основанию, предусмотренному подпунктом «в» пункта 2 статьи 51 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе», хотя и связано с его осуждением за совершение преступления, т.е. с его виновными действиями, представляет собой не меру юридической ответственности, а последствие привлечения военнослужащего к уголовной ответственности, обусловленное тем обстоятельством, что командование, оценив характер совершенного преступления и личность военнослужащего, не нашло возможным — учитывая специфику его профессионально-служебной деятельности — продолжение военно-служебных отношений с ним как лицом, фактически переставшим удовлетворять предъявляемым к нему законодательством о военной службе требованиям.
Но!
Поскольку положение подпункта «в» пункта 2 статьи 51 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» устанавливает именно возможность, а не обязательность досрочного увольнения военнослужащего с военной службы в связи с невыполнением им условий контракта, привлечение военнослужащего к уголовной ответственности (за исключением специально указанных в названном Федеральном законе случаев) не может безусловно приводить к увольнению с военной службы.
Кроме того, если характер назначенного военнослужащему по приговору суда наказания, например, в виде ограничения по военной службе, установленного статьей 51 УК Российской Федерации, напрямую связан с прохождением военной службы, то его увольнение с военной службы воспрепятствует исполнению такого наказания).
Соответственно, решение о досрочном увольнении военнослужащего с военной службы в таких случаях не может быть произвольным и обусловливаться одним лишь фактом его осуждения за совершение преступления, а должно основываться на оценке соответствия военнослужащего предъявляемым к нему требованиям, обстоятельств нарушения условий контракта, выразившегося в совершении военнослужащим преступления, его характера и тяжести, последствий, отношения самого военнослужащего к совершенному им деянию, а также учитывать особенности объекта преступного посягательства.

Обоснованность решения о досрочном увольнении с военной службы в таких, равно как и в иных случаях увольнения по подпункту «в» пункта 2 статьи 51 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе», когда это связано с возникновением обстоятельств, свидетельствующих о несоответствии деловых и личных качеств военнослужащего требованиям, предъявляемым к лицам, проходящим военную службу по контракту, в том числе по занимаемой воинской должности,
польку именно в указанной процедуре возможна максимально полная и всесторонняя оценка соответствия военнослужащего установленным требованиям.
Конституционный суд обратил внимание на то, что ни Федеральный закон «О воинской обязанности и военной службе», ни иные действующие в этой сфере нормативные правовые акты не содержат указания на срок, в течение которого с момента вступления обвинительного приговора суда в законную силу либо выявления иных обстоятельств, свидетельствующих о невыполнении военнослужащим условий контракта и препятствующих продолжению военной службы, военнослужащий может быть досрочно уволен с военной службы
Указав на необходимость совершенствования законодательства, КС РФ сделал вывод:
Таким образом, допуская в системе действующего правового регулирования досрочное увольнение военнослужащего с военной службы за невыполнение условий контракта в связи с совершением преступления или иным виновным отступлением от требований законодательства о военной службе независимо от того, какой срок прошел с момента соответственно вступления обвинительного приговора суда в законную силу или наложения последнего дисциплинарного взыскания, подпункт «в» пункта 2 статьи 51 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» нарушает тем самым права военнослужащих, гарантированные им статьями 19 (часть 1), 32 (часть 4), 37 (часть 1), 55 (часть 3) и 59 (часть 2) Конституции Российской Федерации.

Решение Конституционного Суда РФ.

Важное замечание. Наверно, проще всего было бы дать ключевые цитаты из резолютивной части этого постановления, но витиеватость, запутанность формулировок, построение фраз «от противного» подвигли автора на изложение правовых позиций Конституционного Суда в собственной, упрощенной редакции. Скорее, это даже не изложение правовых позиций, а авторский комментарий. Поэтому, при использовании данной статьи, во избежание возможных ошибок, обращайтесь к первоисточнику.
1. Если военнослужащий совершил грубое нарушение воинской дисциплины, увольнение его с военной службы в связи с невыполнением условий контракта, соответствует Конституции РФ, в том числе и без проведения аттестации или, как указано в Постановлении, «лишь с соблюдением общих принципов юридической ответственности», однако с соблюдением «процедуры привлечения к дисциплинарной ответственности»
Вывод: при совершении грубого нарушения воинской дисциплины и последовавшего за ним досрочного увольнения проведение аттестации не обязательно, однако должны строго соблюдаться требования Конституции РФ, законов РФ и Дисциплинарного Устава ВС РФ о порядке наложения дисциплинарных взысканий.
2. Если военнослужащий имеет неснятые взыскания и совершает новое (не грубое) нарушение воинской дисциплины – он представляется к увольнению в связи с невыполнением условий контракта при подтверждении аттестационной комиссии, при этом сама аттестация должна проводится в строгом соответствии с правилами, установленными законодательством РФ – только в этом случае Конституция РФ не будет нарушаться.
3. Признать подпункт «в» пункта 2 статьи 51 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» не соответствующим Конституции Российской Федерации, ее статьям 19 (часть 1), 32 (часть 4), 37 (часть 1), 55 (часть 3) и 59 (часть 2), в той мере, в какой в системе действующего правового регулирования содержащееся в нем положение, допуская досрочное увольнение с военной службы в связи с невыполнением условий контракта о прохождении военной службы военнослужащего, осужденного за совершение преступления к наказанию, не связанному с лишением свободы, лишением воинского звания или права занимать воинские должности в течение определенного срока, а также военнослужащего, не соответствующего требованиям, предъявляемым к лицам, проходящим военную службу по контракту, что подтверждается в том числе наличием у него неснятых дисциплинарных взысканий, не устанавливает срок, в течение которого, начиная с момента возникновения соответствующего юридически значимого обстоятельства, а именно вступления обвинительного приговора суда в законную силу или наложения последнего из дисциплинарных взысканий, такое увольнение может быть произведено.
Вывод: увольнение в связи с осуждением за преступления и назначения наказания, не связанного с лишением свободы, лишением воинского звания или права занимать воинские должности в течение определенного срока, должно производится:
— на основании заключения аттестационной комиссии;
— в разумный срок.
Мнение автора.
Конечно, мы обязаны исходить из презумпции добросовестности любого командира и начальника. Вместе с тем, учитывая судебную практику, невозможно полностью исключить недостойное поведение отдельных командиров, которые иногда могут произвольно принимать решения о досрочном увольнении военнослужащих, единолично «рубая шашкой». Ситуации, когда начальник и подчинённый «не сошлись характером», когда существует личная (иногда ни на чем не основанная) неприязнь, да и просто банальная месть, увы, не исключены.
Цена вопроса слишком велика, и законодатель должен принять такие нормы, которые бы гарантировали предварительные письменные разбирательства, коллегиальность рассмотрения вопроса о досрочном увольнении с участием аттестационных комиссий, а суды должны особое внимание уделить проверки правильности порядка наложения дисциплинарных взысканий, порядка проведения всего комплекса мероприятий по аттестации, и строгого соблюдения всех формальностей при досрочном увольнении.
По мнению автора, любые нарушения установленного порядка наложения дисциплинарных взысканий, проведения процедуры аттестации и досрочного увольнения, должны стать объектом пристального внимания со стороны правоприменительных органов, и при сомнениях в соблюдении прав военнослужащего, становиться основанием для отмены приказов о досрочном увольнении.

В приложении к этой статье выкладываю документы дела 2000 года. Я давно уже списал его в архив – как за давностью, так и в связи с полной невозможностью в современных условиях применить старый опыт.
Однако комментируемое сегодня Постановление Конституционного Суда РФ позволило этому делу «заиграть новыми красками», появились лучики надежды на пересмотр судебной практики и возврат к предыдущему опыту 90-х годов. Поживём – увидим.
По этому делу заявление К. о восстановлении на военной службе было оставлено без удовлетворения, однако окружной суд нашу кассационную жалобу удовлетворил, решение отменил, а при новом рассмотрении дела К. был восстановлен на военной службе.
Особое внимание хочу обратить на кассационную жалобу – в ней можно проследить тот объём работы, который зачастую необходим для восстановлении нарушенных прав при досрочном увольнении, в том случае, когда ответчик идёт на явную фальсификацию документов, использует некоторых своих подчинённых в качестве марионеток при даче свидетельских показаний.

Армия РФ состоит из солдатов-срочников и военных, которые проходят службу по договору на особых условиях. Увольнение военнослужащего по несоблюдению условий контракта (НУК) является частным случаем прекращения трудовых отношений до истечения срока действия обязательств сторон.

Нарушения со стороны служащего

Взаимоотношения Министерства обороны РФ и контрактников регулируются Федеральным законом № 53 «О воинской обязанности и военной службе». Он предусматривает наказание за пренебрежение обязательствами как военным, так и государством.

Лишение звания и увольнение за несоблюдение контракта со стороны военнослужащего — это крайние меры наказания. Они применяются за совершение злостного дисциплинарного проступка или череды иных нарушений, подрывающих доверие к Вооруженным Силам РФ.

Совершенные военным преступления и правонарушения, которые влекут за собой ответственность в рамках уголовного или административного законодательства, наказываются в определенном законом порядке. Но гражданин все равно будет уволен и лишен звания после признания его виновным. К наказуемым действиям относятся:

  • пренебрежение правилами уставных взаимоотношений;
  • оставление места службы по собственному желанию;
  • превышение срока пребывания в увольнении;
  • отсутствие на месте службы более 4 часов, если на это нет уважительных причин;
  • пренебрежение должностными обязанностями;
  • нарушение уставных правил несения службы, к которой относится служащий;
  • порча имущества или самовольное расходование материалов и средств;
  • исполнение своих обязанностей в состоянии опьянения;
  • несоблюдение правил обращения с оружием, опасными веществами, техникой.

Каждый дисциплинарный проступок и случай уклонения от выполнения должностных обязанностей расследуется. Наложенные за них взыскания заносятся в личное дело военного.

Наказание за один проступок назначается только один раз, но несколько таких эпизодов могут быть рассмотрены в совокупности. Тогда результаты проверок по каждому будут суммированы, а для военного вынесено решение о взыскании вплоть до увольнения по НУК. Военнослужащего могут отправить на аттестационную комиссию, которая признает его негодным к службе на текущей должности.

Последствия увольнения

НУК со стороны военнослужащего может повлечь за собой не только разрыв трудового контракта, но и ответственность перед законом и иные последствия. К ним относятся:

  • лишение свободы;
  • лишение премиальных;
  • обязанность вернуть государству материальную помощь;
  • исключение из программы военной ипотеки;
  • обязанность возместить средства, потраченные на обучение по целевому финансированию;
  • невозможность поступить на службу в силовые структуры или иные сложности с трудоустройством.

Перечисленные меры наказания грозят только тем военнослужащим, в отношении которых процедуры были проведены в установленном порядке. Неправильные формулировки в документах, нарушение последовательности действий и другие проволочки во время расследования могут послужить основанием для отмены решения.

НУК Минобороны

В тексте контракта указаны не только обязанности служащего, но и его права. Государство в лице Министерства обороны РФ имеет обязательства перед военным. Если их нарушение будет признано существенным, тогда контрактник имеет право на увольнение по НУК (статья 51 ФЗ-53). При этом он сохранит за собой жилье, которое выдано ему в рамках госпрограммы. У гражданина остается возможность продолжить службу по новому контракту в другом регионе.

К несоблюдениям договоренностей со стороны Минобороны относятся:

  • задержка или невыплата денежного довольствия;
  • отказ в предоставлении жилья;
  • отказ в предоставлении очередного отпуска.

Для того чтобы привлечь должностных лиц к ответственности, должно присутствовать несколько из перечисленных эпизодов одновременно или хотя бы один из них систематически. От военнослужащего требуется подать рапорт командиру или обратиться с заявлением в Арбитражный суд.

Расторжение контракта

Проступок, совершенный контрактником, должен быть зафиксирован рапортом. Его пишет и предъявляет командованию должностное лицо, обнаружившее нарушение. Командир части должен незамедлительно поручить расследование инцидента уполномоченному служащему.

Проверка должна быть проведена в течение 10 суток после написания рапорта. За это время устанавливаются обстоятельства произошедшего, собираются объяснения участников и свидетелей действия. По окончании расследования командир решает, виновен ли военный. У последнего есть право отстаивать свою правоту, а также обжаловать решение.

Если служащий признан виновным, его непосредственный начальник может ходатайствовать об увольнении за несоблюдение условий контракта. Командир может принять одно из нескольких решений:

  • согласиться с ходатайством;
  • назначить иное наказание;
  • отправить провинившегося на аттестационную комиссию.

Расторжение контракта начинается после приказа командира об увольнении служащего из армии. Проводится оно в соответствии с порядком, описанным в самом документе.

Если имеется НУК со стороны Минобороны, то причиной для разрыва отношений между военным и государством является итог разбирательства. Контрактник пишет заявление о том, что хочет уволиться раньше истечения срока действия договора, ссылаясь на судебное решение.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *