Переподготовка на учителя начальных классов

Утвердить прилагаемые федеральные государственные требования к минимуму содержания дополнительных профессиональных образовательных программ профессиональной переподготовки и повышения квалификации педагогических работников, а также к уровню профессиональной переподготовки педагогических работников.

Министр Д. Ливанов

Зарегистрировано в Минюсте РФ 12 марта 2013 г.

Регистрационный № 27609

Приложение

1. Настоящие федеральные государственные требования к минимуму содержания дополнительных профессиональных образовательных программ профессиональной переподготовки и повышения квалификации педагогических работников, а также к уровню профессиональной переподготовки педагогических работников (далее — Требования) определяют цели и структуру дополнительных профессиональных образовательных программ (далее — ДПОП) профессиональной переподготовки и повышения квалификации педагогических работников, реализуемых в образовательных учреждениях, имеющих лицензию на осуществление образовательной деятельности по ДПОП (далее — организация), а также требования к уровню профессиональной переподготовки педагогических работников.

2. Профессиональная переподготовка и повышение квалификации педагогических работников осуществляются в целях, определенных в Типовом положении об образовательном учреждении дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 26 июня 1995 г. № 610 (далее — Типовое положение).*

3. К уровню профессиональной переподготовки педагогических работников устанавливаются следующие требования.

Лица, завершившие освоение ДПОП профессиональной переподготовки, должны обладать следующими профессиональными компетенциями:

следовать в организации образовательного процесса реализации приоритетных направлений государственной политики в сфере образования в соответствии с законодательством Российской Федерации;

оценивать роль и место актуальных знаний и умений по предмету в профессиональной деятельности;

организовывать образовательную деятельность на основе современных достижений психолого-педагогической науки и практики, технологий в конкретной отрасли знания (науки) и предметной области;

проектировать образовательный процесс в целом и отдельные учебные занятия как часть целого на основе системно-деятельностного и компетентностного подходов с использованием инновационных форм, методов, средств и технологий;

планировать результаты образовательной деятельности и разрабатывать в соответствии с ними контрольно-измерительные материалы и другие оценочные средства.

4. ДПОП профессиональной переподготовки педагогических работников должна предусматривать изучение следующих учебных разделов (таблица 1):

базовая часть:

учебный раздел Р.1 «Нормативно-правовой»;

учебный раздел Р.2 «Психолого-педагогический»;

профильная часть:

учебный раздел Р.2 «Предметная деятельность».

Таблица 1

Структура ДПОП профессиональной переподготовки педагогических работников

№ Учебного раздела Наименование учебных разделов и требования к результатам их освоения
Базовая часть
Р.1 Нормативно-правовой
В результате освоения раздела обучающийся должен: знать: государственные программы (проекты), направленные на развитие образования и отдельных отраслей науки и экономики (связанных с предметной деятельностью обучающегося); нормативное правовое регулирование в сфере образования; развитие кадрового потенциала системы образования; систему независимой оценки качества образования; инновационные процессы в образовании; уметь: проектировать свою профессиональную деятельность в соответствии с законодательством Российской Федерации и ориентацией на современные социальные реалии и перспективы развития системы образования.
Вариативная составляющая
Р.2 Психолого-педагогический
В результате освоения раздела обучающийся должен: знать: традиционное и инновационное содержание теории и практики обучения, воспитания, развития личности и управления образовательным процессом; методические подходы к проектированию, осуществлению образовательного процесса и оцениванию планируемых результатов на основе системно-деятельностного, компетентностного подходов; уметь: ставить проверяемые цели как планируемые результаты деятельности и адекватно выбирать содержание, формы, методы и средства обучения, а также системы, методы и инструментарий оценивания; организовывать профессиональную деятельность с опорой на современные достижения психолого-педагогической науки и практики, технологий в конкретной отрасли знания (науки) и предметной области; обеспечивать условия для успешной деятельности, позитивной мотивации, а также самомотивирования обучающихся; разрабатывать программы учебных предметов, курсов, методические и дидактические материалы, выбирать учебную и учебно-методическую литературу, рекомендовать обучающимся дополнительные источники информации, в том числе интернет-ресурсы; управлять учебно-исследовательской и проектной деятельностью обучающихся, выполнением индивидуального проекта при организации образовательного процесса; реализовывать педагогическое оценивание деятельности обучающихся, включая: осуществление комплексной оценки способности обучающихся решать учебно-практические и учебно-познавательные задачи; использование стандартизированных и нестандартизированных работ; проведение интерпретации результатов достижений обучающихся.
Вариативная составляющая
Профильная часть
Р.3 Предметная деятельность
В результате освоения раздела обучающийся должен: знать: цели, задачи, структуру и основные понятия предметной области: современное состояние, перспективы и направления развития конкретной отрасли знания (науки), производственной сферы и предметной области, в рамках которой осуществляется профессиональная деятельность; назначение, сущность и структуру современных технологий в рамках предметной области (включая информационные технологии), традиционные и инновационные методы, особенности их применения, основные ожидаемые результаты; особенности применения и ожидаемые результаты при использовании современных технологий в конкретной отрасли знания (науки) и предметной области, в рамках которой осуществляется профессиональная деятельность; уметь: включать в реализуемое содержание образования современные достижения науки в конкретной предметной области; использовать современные педагогические технологии, в том числе информационные и технологии конкретной предметной области; осуществлять самостоятельный поиск и анализ предметной информации с помощью современных информационно-поисковых технологий; использовать возможности информационно-коммуникативных технологий, работать с содержанием предметной области.
Вариативная составляющая
Государственная (итоговая) аттестация

5. ДПОП повышения квалификации педагогических работников должна предусматривать изучение следующих учебных разделов (таблица 2):

базовая часть:

учебный раздел Р.1 «Основы законодательства Российской Федерации в области образования»;

профильная часть:

учебный раздел Р.2 «Предметно-методическая деятельность».

Таблица 2

Структура ДПОП повышения квалификации педагогических работников

№ Учебного раздела Наименование учебных разделов и требования к результатам их освоения
Базовая часть
Р.1 Основы законодательства Российской Федерации в области образования
В результате освоения раздела обучающийся должен: знать: изменения законодательства Российской Федерации в области образования; уметь: актуализировать свою профессиональную деятельность в соответствии с изменениями законодательства Российской Федерации в области образования.
Вариативная составляющая
Профильная часть
Р.2 Предметно-методическая деятельность
В результате освоения раздела обучающийся должен: знать: цели, задачи, структуру и основные понятия предметной области; современные тенденции развития предметной области; современные методики и технологии обучения, обеспечивающие эффективную организацию учебного процесса в рамках конкретной предметной области; особенности применения и ожидаемые результаты при использовании современных технологий в конкретной отрасли знания (науки) и предметной области, в рамках которой осуществляется профессиональная деятельность; уметь: разрабатывать программы учебных предметов, курсов, методические и дидактические материалы, выбирать учебную и учебно-методическую литературу, рекомендовать обучающимся дополнительные источники информации, в том числе интернет-ресурсы с учетом современных достижений науки в конкретной предметной области; организовывать образовательный процесс, обеспечивающий достижение планируемых результатов конкретной предметной области.
Вариативная составляющая
Государственная (итоговая) аттестация

6. В целях реализации Требований организация:

разрабатывает и утверждает ДПОП профессиональной переподготовки и повышения квалификации педагогических работников, которые включают в себя рабочие программы учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей), а также другие материалы, обеспечивающие качество подготовки обучающихся и реализацию соответствующей образовательной технологии;

выбирает образовательную технологию, обеспечивающую требуемое качество подготовки обучающихся.

7. Организация определяет трудоемкость учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей), включая аудиторную и самостоятельную работу обучающихся, текущую, промежуточную и государственную (итоговую) аттестацию.

Каждый учебный раздел базовой и профильной частей ДПОП профессиональной переподготовки и повышения квалификации педагогических работников включает в себя обязательную и вариативную составляющие. Вариативная составляющая учебного раздела устанавливается организацией в целях расширения и (или) углубления знаний, умений, навыков и компетенций, определяемых содержанием обязательной части учебного раздела.

8. Освоение ДПОП профессиональной переподготовки и повышения квалификации педагогических работников завершается обязательной государственной (итоговой) аттестацией, форма проведения которой определяется организацией самостоятельно.

По результатам проведения государственной (итоговой) аттестации педагогическим работникам, успешно освоившим ДПОП профессиональной переподготовки и повышения квалификации, выдаются документы государственного образца, предусмотренные пунктом 28 Типового положения.

— Согласно федеральному закону «Об образовании в РФ», сегодня к педагогической деятельности могут быть допущены только люди с высшим или средним профессиональным образованием, — рассказал «РГ» директор ФИРО РАНХиГС Максим Дулинов. — С этой точки зрения, даже вести школьный кружок в свободное от учебы время студент права не имеет. Причем не важно, получает ли он педагогическую специальность, или какую-либо другую. Главное условие — диплом. Новый законопроект дает возможность вводить особый порядок допуска студентов к работе с детьми. В первую очередь, конечно, предполагается задействовать их в программах дополнительного образования.

Конкретные условия, на которых школа сможет нанимать на работу студентов, будут определены позднее: их установит Минтруд вместе с Минпросвещения и Минобрнауки.

— Речь не о том, чтобы заместить педагогов со стажем сотрудниками без высшего образования. У кого-то из ребят это станет первым рабочим местом на два-три часа в неделю, интересным опытом, а кто-то останется в образовании на долгие годы, — говорит заместитель председателя комитета Госдумы РФ по образованию и науке Любовь Духанина.

Есть и еще важный момент: многие студенты параллельно с учебой активно работают репетиторами, просто размещая объявление в интернете. Возможно, новый законопроект подтолкнет ребят «выйти из тени» и работать с детьми на легальных основаниях. Тем более, что во многих других профессиях работать по специальности, начиная со второго-третьего курса — вполне обычное дело. Например, толковые студенты журфаков устраиваются в СМИ задолго до получения диплома.

При этом во многих вузах студенты занимаются со школьниками: проводят олимпиады, конкурсы, хакатоны… Однако официально это не считается педагогической деятельностью. И зарплату, как педагоги, студенты не получают.

К примеру, Елизавета Тимохина, студентка 5 курса Политехнического университета им. Р.Е. Алексеева (Нижний Новгород) сейчас завершает курсы повышения квалификации и одновременно работает в детском технопарке «Кванториум». Все началось с того, что ее младшие братья начали заниматься в детском клубе Кулибин Университета Лобачевского, и девушка решила стать их научным руководителем. На следующий год учеников у Елизаветы прибавилось: она вела уже несколько учебных исследовательских работ по технике и физике. Сегодня ее воспитанники занимают призовые места на региональных и всероссийских конкурсах исследовательских работ и проектов для дошкольников и учеников младших классов.

Комментарии вузов — участников Проекта 5-100:

СФУ:

— В Музее занимательных наук СФУ студенты старших курсов (химики, физики, геологи) выступают в роли тьюторов, знакомят школьников с экспонатами, демонстрируют законы физики, ставят несложные, но яркие химические опыты, — говорит первый проректор СФУ Павел Вчерашний. — Старшеклассникам проще задать интересующий их вопрос тому, кто выглядит лишь немного старше. Кружок по робототехнике для школьников младших классов у нас тоже ведет студент, и отзывы родителей отличные, а главное сами школьники продолжают интересоваться инженерным делом. Еще один интересный кейс — это проект «Учебный ассистент». Преподаватель выбирает себе помощника — студента 3-4 курса — и ставит перед ним конкретные задачи. Например, подготовить тренинг или круглый стол, провести лабораторную работу, сопровождать работу студентов в электронной информационной среде.

ТПУ:

— Томский политех не просто поддерживает эту инициативу, а уже давно и активно включает студентов в работу со школьниками. Во-первых, студенты сами вчерашние школьники и разговаривают с ними на одном языке. Во-вторых, для самих студентов выступать в роли преподавателей и тьюторов — это интересный опыт, развитие важных сегодня soft skills. Работа с детьми дает студентам возможность на практике применить знания, полученные за время учебы, — говорит проректор по внешним связям ТПУ Лилия Кирьянова. — Весной студенты в рамках проекта «Юный инженер» посещают школы, в том числе в удаленных поселках, с выездными инженерными мастер-классами, а летом для школьников проходит профильная смена.

В итоге студенты и школьники вместе собирают полезные и интересные гаджеты. Среди разработок: браслет «АнтиЛень», который стимулирует своего владельца не сидеть на месте и предлагает разные «активности»; «умный» ночник, который автоматически выключается, когда человек засыпает; «Безопасный пешеходный переход» — устройство, которое улавливает приближение человека и подсвечивает «зебру», предупреждая водителя о пешеходе; проект экологического электрического самоката «Wall-e», оснащенного системой помощи водителю для высокой проходимости и другие.

ТГУ:

— Одна из проблем, которая обсуждалась в течение последних двух лет, это невозможность официального трудоустройства студентов, их участие в образовательных программах для школьников. Нам действительно необходимо, чтобы сильные студенты, особенно магистранты или бакалавры старших курсов, были включены в профильное обучение детей, в программы дополнительного образования по направлениям Национальной технологической инициативы, — говорит зампроректора по учебной работе ТГУ Елена Суханова. — 90% участников проекта ТГУ «Педагогический десант» — это наши студенты, которые еще учатся на бакалавриате и в магистратуре и которые хотят либо уже сейчас работать со школьниками в программах университета, либо предполагают работать в школах.

СПбПУ:

— Как правило, в школах сейчас не преподают труд, но есть потребность вернуть этот предмет в новом облике: техническое творчество, проектная деятельность и работа на современных ЧПУ… В некоторых школах такие занятия уже ведут студенты Политеха. Например, в лицее №144 и в Центре внешкольной работы Калининского района Санкт-Петербурга, — говорит специалист Центра научно-технического творчества молодежи «Фаблаб Политех» СПбПУ Андрей Долгирев. — Но на данный момент желающие преподавать студенты должны отучиться на педагога дополнительного образования.

НИТУ «МИСиС»

— Не секрет, что сегодня работать в школу идут преимущественно выпускники педагогических вузов. Эту ситуацию необходимо менять, создавая условия, при которых в систему среднего образования будут приходить специалисты, получившие техническое, естественно-научное и другое образование. Опыт нашего университета показывает, что многим студентам интересна педагогическая деятельность и идеальным «внедрением» их в школы могут стать практики и стажировки еще во время учебы в вузе, которые позволят осознанно подойти к выбору профессии школьного учителя, — говорит проректор по учебной работе НИТУ «МИСиС» Вадим Петров. — В НИТУ «МИСиС» порядка 30 бакалавров и магистрантов работают со школьниками в рамках проекта «Инженерный класс в Московской школе» и проведения проектных смен во всероссийских детских центрах, с которым сотрудничает университет. Для каждого проекта в университете формируется команда, в которую включаются студенты. Под руководством опытных педагогов они проводят для школьников мастер-классы и семинары, читают лекции, организуют кружковую и проектную работу. Все обучающиеся университета обязательно проходят повышение квалификации, прежде чем приступить к работе со школьниками.

СПбГЭТУ «ЛЭТИ»:

— Для ЦО «Кудрово» и других школ Санкт-Петербурга и Ленинградской области мы проводим множество мероприятий в течение учебного года с привлечением студентов и аспирантов университета, — говорит руководитель центра «Абитуриент» СПбГЭТУ «ЛЭТИ» Ольга Кучерова. — Как показывает опыт, студенты легче находят общий язык со школьниками, заражают их своим интересом к специальности. Ребята не стесняются задавать вопросы студентам, в отличие от маститых преподавателей, а сами студенты, совсем недавно закончившие школу, лучше понимают проблемы ребят на 3-4 года младше их. Кроме знаний в предметной области, студенты помогают школьникам социализироваться, делятся жизненным опытом, а студенты получают необходимые навыки работы с людьми, уровень знаний которых отличается от их собственного, тем самым еще раз «пропуская через себя» материал, усвоенный на лекциях, лабораторных и практических занятиях.

*Это расширенная версия текста, опубликованного в номере «РГ»

На сегодняшний день существует два вида аттестации, которую должны проходить все педагоги: обязательная и добровольная. В первом случае задача — определить уровень знаний педагогического работника, чтобы понять соответствует ли человек своей должности. При добровольной аттестации преследуется цель повышения своего квалификационного уровня – и, соответственно, возможность повышения оплаты труда.

Обязательная аттестация

Обязательная аттестация педагогических работников 2016–2017 года проводится для тех, кто проходил её 5 лет назад. От её прохождения освобождаются педагоги с квалификационной категорией и беременные. Также отмеченная аттестация считается необязательной для тех педагогов, которые работают в отмеченной сфере на протяжении всего 2 лет. Если же педагог находится в декретном отпуске, то пройти аттестацию он может по истечении 2 лет после возвращения на отмеченную должность. Также аттестацию не будет проходить работник, который из-за болезни отсутствовал на месте более 4 месяцев. В таком случае отмеченная обязанность должна быть пройдена лишь через 12 месяцев после его официального возвращения на работу.

Добровольная аттестация

При этом преподаватели без категории или же с 1-й могут претендовать на получение 1 разряда. На наивысший разряд могут претендовать все те педагоги, которые уже получили 1-ю категорию не менее двух лет назад. Также высшую категорию могут получить педагоги с уже существующей такой категорией, чтобы подтвердить свою квалификацию. Обе отмеченные категории даются на 5 лет и не подлежат дальнейшему продлению.

Результаты аттестации

Оформление результатов проведения аттестации педагогического работника в 2017 году должно определяться типом самой аттестации. Если она была обязательной, значит комиссия должна принять решение относительно соответствия или же несоответствия отмеченного работника занимаемой на данный момент должности.

В случае с добровольной аттестацией, комиссия должна присудить человеку первую или же высшую категорию, или же вовсе отказать в таковом прошении. В результате на основе проведения аттестации должен быть составлен протокол, под которым подпишется председатель, его заместитель и все остальные члены.

В том случае, когда результаты аттестации окажутся положительными, работодатель может использовать их в дальнейшем для начисления педагогу надбавок за напряжённость и сложность работы.

Также эти результаты могут быть причиной для повышения должности в 2017 году.

Вопрос: 500 или 250 часов нужно для получения диплома о профессиональной переподготовке?

Публикуем на нашей сайте ответ на часто задаваемый вопрос наших клиентов по поводу сроков освоения программ профессиональной переподготовки.

Профессиональная переподготовка – это вид дополнительного профессионального образования. Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам утвержден приказом Минобрнауки России от 01.07.2013 N 499 (Зарегистрировано в Минюсте России 20.08.2013 N 29444). Начало действия: 01.09.2013.

Согласно п. 12 Порядка срок освоения дополнительной профессиональной программы должен обеспечивать возможность достижения планируемых результатов и получение новой компетенции (квалификации), заявленных в программе. При этом минимально допустимый срок освоения программ повышения квалификации не может быть менее 16 часов, а срок освоения программ профессиональной переподготовки — менее 250 часов.

Таким образом, в настоящее время (с 1 сентября 2013 года) программы от 250 часов могут считаться программами профессиональной переподготовки, при условии соблюдения иных требований законодательства об образовании.

Проблема с неверным понимание вопроса об объеме программы (250 или 500) связана с изменением законодательства. 1 сентября 2013 года вступил в силу Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». Принятие данного закона повлекло за собой отмену ранее действовавших нормативных правовых актов в сфере дополнительного профессионального образования. В частности, в апреле 2014 утратило силу Постановление Правительства РФ от 26.06.1995 N 610 «Об утверждении Типового положения об образовательном учреждении дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов». Согласно данному документу (не действующему в настоящее время!):

28.Государственные образовательные учреждения повышения квалификации, а также прошедшие аккредитацию негосударственные образовательные учреждения повышения квалификации выдают слушателям, успешно завершившим курс обучения, следующие документы государственного образца:
удостоверение о повышении квалификации — для лиц, прошедших краткосрочное обучение или участвовавших в работе тематических и проблемных семинаров по программе в объеме от 72 до 100 часов;
свидетельство о повышении квалификации — для лиц, прошедших обучение по программе в объеме свыше 100 часов;

диплом о профессиональной переподготовке — для лиц, прошедших обучение по программе в объеме свыше 500 часов;

Внимание, приведено не действующее требование!

диплом о присвоении квалификации — для лиц, прошедших обучение по программе в объеме свыше 1000 часов.

Дополнительно обращаем внимание, что данные положения уже НЕ действуют в течение достаточно продолжительного времени, поэтому не существует законодательно обоснованной необходимости при поиске и выборе программ ориентироваться на 500 часов.

Так же НЕ существуют в настоящее время (не установлены государством) «документы государственного образца в области дополнительного профессионального образования», НЕ установлена обязательная периодичность для повышения квалификации (5 лет). В законодательстве отсутствует какая-либо связь с имеющимся образованием (гуманитарное, техническое и т.д.) и сроками проф. переподготовки.

Профессиональная переподготовка специалистов в области охраны труда

Профессиональная переподготовка / повышение квалификации преподавателей ВО, СПО, ДПО

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *