остановка

Запрос «Автобусная остановка» перенаправляется сюда; см. также другие значения. Сюда перенаправляется запрос «Остановка по требованию». На эту тему нужна отдельная статья.

Остано́вка обще́ственного тра́нспорта — специально отведённое общественное место, предназначенное для посадки/высадки пассажиров рейсового наземного общественного транспорта (автобус, троллейбус, трамвай, маршрутное такси).

В простейшем случае может обозначаться лишь специальным знаком в соответствии с видом транспортного средства (к примеру, остановка автобуса обозначается знаком 5.16), но обычно на остановках устанавливают навесы от дождя и/или скамейки. На остановке практически всегда имеется табличка с номерами маршрутов общественного транспорта, останавливающегося на данной остановке, а часто также расписание и карта маршрутов или района.

Иногда на остановках имеются пункты продажи билетов. В крупных городах на остановках, как правило, размещается наружная реклама. В зоне остановок автомобильного общественного транспорта часто наносится соответствующая дорожная разметка, запрещающая парковку автомобилей. Остановившийся для высадки пассажиров городской транспорт не является препятствием.

Типы остановок

Есть два основных типа остановок:

  • Постоянные остановки: транспорт прибывает на остановки по расписанию (часто через фиксированные промежутки времени).
  • Остановка по требованию: транспорт не остановится, если пассажир не потребует остановки. Для этого он может нажать на соответствующую кнопку в салоне или просто сказать о своём желании водителю. Человеку, ожидающему автобус на остановке, следует поднять руку (нажать кнопку при её наличии), иначе транспорт может проехать мимо. Часто в местах таких остановок нет никаких соответствующих знаков. Если есть, то помечаются красным цветом (в Москве подчёркиваются). Название часто «По требованию» или название соседней с цифрой или пометкой (Румянцево (по требованию)). Может быть нетарифной остановкой.

На практике добавились:

  • Полупостоянные остановки: на интервальных маршрутах транспорт прибывает на остановки через фиксированные промежутки времени, но на остановке
    • неравномерное распределение пассажиропотока во времени
    • за пределами городов с точки зрения безопасности
    • остановка введена на специализированных маршрутах поскольку других нет (как на МКАД у автобуса № 816)

Транспорт на них может не остановиться, если водитель не видит желающих выйти/войти.

  • Недавно начали получать распространение фальшивые автобусные остановки, устанавливаемые рядом с домом престарелых или больницей; они позволяют быстро найти ушедших пациентов, страдающих заболеваниями краткосрочной памяти.

Составные части остановок

  • Знак, обозначающий остановку. В простейшем случае остановка может быть оборудована только знаком;
  • Аншлаг, содержащий номера маршрутов и расписание движения;
  • Остановочный карман — для автобусных и троллейбусных остановок. Представляет собой расширение проезжей части, необходимое для того, чтобы остановившийся автобус или троллейбус не создавал помех другим транспортным средствам;
  • Остановочный перрон — для более комфортной посадки и высадки пассажиров. Для низкопольных автобусов и троллейбусов высота бордюра на остановке обычно совпадает с высотой подножки, так что можно считать бордюр простейшим перроном;
  • Остановочный павильон — для защиты пассажиров от неблагоприятных погодных условий. Обычно оборудуется сиденьями. Павильоны скоростного общественного транспорта нередко оборудуют турникетами АСКП, что позволяет пассажирам оплачивать проезд до посадки, благодаря чему скорость посадки и высадки значительно увеличивается.

Иногда, особенно в сельских населённых пунктах, автобусные остановки представляют собой всего лишь маленькие «домики» с отсутствующей стеной, со стороны остановки транспорта.

Знаки, обозначающие остановки

  • 5.16 Место остановки автобуса и (или) троллейбуса

  • 5.17 Место остановки трамвая

  • 5.18 Место стоянки легковых такси

  • 5.43 (Украина) Место остановки троллейбуса

Примечания

  • Автобусная остановка: тематические медиафайлы на Викискладе
  • Трамвайная остановка: тематические медиафайлы на Викискладе
  • На Викискладе есть медиафайлы по теме Троллейбусные остановки
  • На Викискладе есть медиафайлы по теме Остановочные пункты на железной дороге
  • На Викискладе есть медиафайлы по теме Остановки Фуникулёра
  • На Викискладе есть медиафайлы по теме Остановочные павильоны
  • На Викискладе есть медиафайлы по теме Знаки остановки общественного транспорта
  • Советская архитектура Крыма. Автобусные остановки трассы Севастополь-Ялта.
  • Сообщество в Живом Журнале, посвящённое фотографиям автобусных остановок

В этой статье или разделе имеется список источников или внешних ссылок, но источники отдельных утверждений остаются неясными из-за отсутствия сносок. Утверждения, не подкреплённые источниками, могут быть поставлены под сомнение и удалены. Вы можете улучшить статью, внеся более точные указания на источники.

«Минскоблдорстрой» уведомил владельцев магазинов на остановках в Боровлянах, Ждановичах, Семково, Озерце, Цне и других населенных пунктах о расторжении договора аренды. Оказалось, что по закону предприятие вообще не имело права сдавать в аренду «ипэшникам» землю рядом с остановками. Владельцы павильонов сдаваться не намерены. Как им помочь, разбиралась корреспондент МЛЫН.BY.

«Мы брали кредиты на строительство этих магазинов. Может, «Минскоблдорстрой» заплатит их за нас?»

Владелице двух магазинов на остановках Елене «письма счастья» пока не пришли. Предпринимательница подчеркивает: пока. За один из своих павильонов — в Лесном — она не беспокоится: договор на его аренду заключен с местным сельсоветом и прекращать его нет законных оснований. А вот за аренду магазина на одной из остановок в Боровлянах Елена платит ДЭУ — подчиненной «Минскоблдорстрою» организации. И именно это обстоятельство «ипэшницу» тревожит.

— Среди владельцев магазинов на остановках только и разговоров, что об этих уведомлениях. Те, кто их еще не получил, ждут, что попадут во «вторую волну» и им также скажут в течение трех месяцев закрывать павильоны. Честно говоря, даже не представляю, куда мне деть этот магазин, если и со мной расторгнут договор аренды, — признается Елена. — Я до сих пор выплачиваю за него кредит, который взяла в конце 2015 года!

Демонтаж старого киоска на остановке «Боровляны 6» в сентябре 2015 года

Предпринимательница кратко восстанавливает ход событий почти четырехлетней давности. На стыке 2015-го и 2016-го дорогу в Боровлянах взялись расширять. Владельцам киосков объявили, что их придется заменить на магазины единого образца — большие по площади, с возможностью покупателей зайти внутрь, выпить кофе, погреться. А пока «ипэшники» в спешном порядке искали деньги под строительство павильонов, дорожники обустраивали под них специальные площадки.

Автодорога Р40

— И расширение дороги, и площадки под наши магазины отмечены на генплане Боровлян. Очевидно, что перед тем, как все это было сделано, проект проходил экспертизу, его рассматривали специалисты. Неужели тогда ни у кого не возникло вопросов по поводу права «Минскоблдорстроя» сдавать нам в аренду землю под строительство павильонов? — задается вопросом Елена.

Магазин на остановке «Боровляны 6», январь 2019 года. Сейчас он закрыт

Здесь важно отметить, что по словам самой же предпринимательницы договор на аренду с «Минскоблдорстроем» ее обязали заключить уже после того, как на месте киоска она построила магазин. До этого многие годы, опять же по словам Елены, договор на аренду она заключала с райисполкомом. Он и сейчас имеет законное право выступать арендодателем земли, которая находится в госсобственности.

— Итог, выходит, такой: предприниматели выполнили все, что от них требовалось. И договор с «Минскоблдорстроем» заключили, и новые павильоны поставили. Мне магазин в 2015 обошелся примерно в 20 тысяч долларов: в эту сумму входит и строительство здания, и оборудование. И моя история — не исключение, — уверяет предпринимательница. — Многие брали кредиты на строительство этих магазинов. Многие деньги банкам еще не вернули. Может, «Минскоблдорстрой» заплатит кредиты за нас?

Магазин на остановке «Агрогородок Лесной» в сторону тубдиспансера. Открыт, работает уже несколько лет

Несмотря на все, предприниматели надеются на положительный для себя исход дела. Они готовы к конструктивному диалогу с властью и уже побывали в Миноблисполкоме.

— Мы разговаривали с руководителями из облисполкома и увидели их заинтересованность в разрешении ситуации таким образом, чтобы нас не обидеть, дать возможность продолжить заниматься бизнесом. Они на нашей стороне. Мы очень рады, что местные власти поддерживают нас, не отвернулись. Уверена, что в облисполкоме хорошо понимают: магазины у остановок выгодны всем. Предприниматели платят налоги, обеспечивают местных жителей работой. И покупатели довольны: к нам ведь не только за товаром приходят. Сейчас вот часто по утрам мамы с детьми ждут в магазине автобусы — у нас теплее, чем на улице. Да и саму остановку от снега, а также всю территорию вокруг павильона чистят мои люди — приходят к 7 утра. Если нас закроют, то доедут ли сюда дорожники к этому времени, чтобы расчистить остановку, большой вопрос, — замечает Елена.

Остановка «Областная больница». Мини-магазин работает

«Надеемся на поддержку правительства»

В Миноблисполкоме подтверждают слова Елены: от предпринимателей, попавших в непростую ситуацию, действительно не отвернулись. Решать их проблему местные власти готовы на самом высоком уровне.

— От имени облисполкома уже готовится обращение к правительству. В нем содержится просьба разрешить «Минскоблдорстрою» сдавать в аренду площадки на автобусных остановках, парковках и стоянках под размещение объектов торговли. Пока мы не имеем права этого делать в чистом виде. В этом и проблема. Для урегулирования данного вопроса мы неоднократно направляли запросы в компетентные государственные органы.

«Старожил» деревни Лесковка — магазин на конечной остановке «Тубдиспансер». Работает

Однако положительного ответа по вопросу аренды такого рода объектов мы не получили, — рассказывает генеральный директор КУП «Минскоблдорстрой» Олег Степанов. — Теперь от имени Миноблисполкома мы выходим на правительство напрямую. Надеемся, что оно примет положительное решение. Это позволит нам поддерживать автомобильные дороги в надлежащем состоянии, обеспечить их пользователей сервисом, даст возможность развивать частнику малый бизнес, создавать рабочие места. От этого все выиграют!

Прорабатывается и запасной вариант решения вопроса — предложенный Минтрансом. Рассматривается возможность разместить объекты придорожного сервиса вдоль автодорог. В этом случае предпринимателям нужно будет обращаться в райисполком. Там найдут земельный участок, который на законных основаниях можно будет сдать в долгосрочную аренду для строительства магазина.

Остановочный павильон на остановке «Тубдиспансер»

Елена Ивашко

Фото: Анастасия Миронова

«Мне, как и многим моим однокурсникам, приходится каждый день добираться от института общественным транспортом. Но автобусная остановка, расположенная непосредственно возле нашего ВУЗа выглядит как фрагмент из военного фильма: она наполовину разрушена, повсюду зияют дыры, торчит арматура, крыша и стены постоянно осыпаются. Под ее крышей просто опасно находиться, но в ненастную погоду, порой просто не остается другого выхода. Подскажите, кто отвечает за содержание и состояние автобусных остановок и куда можно обратиться с жалобой?»
За состояние муниципальных социальных объектов, к которым относятся в частности и автобусные остановки, отвечает соответственно специальное подразделение муниципальной власти. В каждой администрации муниципального образования имеется соответствующее подразделение, отвечающее за подобные объекты. Поэтому первым делом следует писать жалобу в местную администрацию, а именно: непосредственно его главе.
Для придания общественной значимости вопроса лучше всего составить коллективную жалобу. Например, от лица всех студентов вашей группы или преподавателей ВУЗа. Жалобу лучше всего отправить заказным письмом с уведомлением. Или же лично, но на вашем экземпляре жалобы должны поставить входящий регистрационный номер документа, личные данные, должность получившего его сотрудника, а также штамп, печать и роспись принявшего жалобу лица.
В течение месяца с момента получения вашей жалобы вам из администрации должен прийти письменный ответ. Если же ответ вас не удовлетворит, потому что он будет являться формальной отпиской, то следующая инстанция для обжалования — прокуратура. Там не скупитесь на негативные краски, описывая плачевное состояние социального объекта, делая акцент на опасности для жизни, здоровья большого количества людей, ежедневно вынужденных находиться на такой остановке. Обязательно укажите, что это фактически студенческая остановка, поэтому каждый день там находится огромное число людей.
И наконец, на бездействие местных властей можно обратить внимание общественных организаций, государственных контролирующих органов. Попросите их поинтересоваться, куда деваются деньги из муниципального бюджета, если социальные объекты никогда никем не обслуживаются.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *