Организация конвойной службы полиции

— конвоирование подозреваемых из ИВС в следственные изоляторы, медицинские учреждения для амбулаторного освидетельствования (обследования), санпропускники и обратно, из органов внутренних дел в межрайонные или городские ИВС, охрана подозреваемых и обвиняемых во время производства следственных действий;

— конвоирование подозреваемых и обвиняемых из ИВС и следственных изоляторов в суды и обратно, охрана указанных категорий лиц во время судебных заседаний;

— конвоирование подозреваемых и обвиняемых на обменные пункты плановых маршрутов конвоирования и обратно.

Административно-правовой статус конвойных подразделений определяется Конституцией РФ, законодательством Российской Федерации, указами президента РФ, постановлениями правительства РФ, нормами международного права, нормативными правовыми актами МВД России и, в частности, «Наставлением по служебной деятельности изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел, подразделений охраны и конвоирования подозреваемых и обвиняемых» (утверждены приказом МВД № 140 от 7 марта 2006 года).

Конвой — группа вооруженных и экипированных специальными средствами сотрудников, назначенных для охраны и конвоирования подозреваемых и обвиняемых. Конвой обеспечивает своевременное доставление лиц взятых под стражу к месту назначения и поддержание при этом установленного для них режима, предупреждение и пресечение попыток конвоируемых к побегу, членовредительству и нападению на конвой, а также задержание лиц, пытающихся освободить конвоируемых из-под стражи.

Конвой призван осуществлять постоянный надзор и неотлучное нахождение всего состава наряда рядом с конвоируемыми с момента их получения в месте содержания под стражей и до водворения обратно, изоляцию охраняемых от контактов с родственниками, знакомыми или посторонними гражданами.

В зависимости от характера выполняемой задачи в состав конвоя назначаются: начальник (старший) конвоя, помощник начальника конвоя, полицейский-кинолог и конвоиры.

В зависимости от количества конвоируемых, степени их опасности и других данных конвой полиции может быть обыкновенным и усиленным.

Обыкновенный конвой назначается из расчета: два конвоира — на одного-двух конвоируемых; три конвоира — на три-шесть конвоируемых; семь конвоиров — на семь-десять конвоируемых.

Если в составе конвоя пять и более конвоиров, назначается помощник начальника конвоя. При проведении следственных действий на местности состав конвоя увеличивается.

Усиленный конвой может назначаться при наличии информации о намерении кого-либо из конвоируемых совершить побег, нападения на охрану, причинить какой-либо вред себе или окружающим, в связи с большой протяженностью маршрута конвоирования, сложными географическими и климатическими условиями, для конвоирования в воздушном, речном (морском) судне.

При усиленном конвое: на одного конвоируемого должно быть три конвоира; на два-четыре конвоируемых — шесть конвоиров; на пять-шесть конвоируемых — восемь конвоиров; на семь-восемь конвоируемых — 10 конвоиров; на 9-10 конвоируемых — 12 конвоиров. Начальником усиленного конвоя назначается сотрудник из числа среднего начальствующего состава.

Конвоированию не подлежат: лица с неправильно оформленными документами или без документов; больные, не подлежащие по заключению врача (фельдшера) конвоированию; беременные женщины без справки врача о возможности их конвоирования; не обеспеченные по установленной норме продовольствием на путь следования или одетые не по сезону; бывшие в контакте с инфекционными больными, не прошедшие необходимого медицинского освидетельствования и лабораторного обследования, до получения результатов такого освидетельствования.

Основанием конвоирования подозреваемых и обвиняемых в совершении преступления для производства отдельных следственных действий или рассмотрением дела в суде является:

— письменные заявки следователей, лиц, производящих дознание, суда, начальников ИВС, СИЗО для производства следственных действий или рассмотрения дела в суде;

— санкционированное прокурором постановление или определение (постановление) суда об этапировании;

— постановление прокурора, следователя или определение суда о производстве следственных действий;

— истечение срока содержания в ИВС лиц при наличии санкционированного прокурором постановления или определения суда о заключении подозреваемого (обвиняемого) под стражу, а также приговора об осуждении к лишению свободы;

— распоряжение начальника территориального органа МВД России (начальника ИВС) о направлении подозреваемого или обвиняемого в лечебное учреждение, в санпропускник (баню) общего пользования и на обменный пункт на плановом маршруте конвоирования.

Конвоирование заключенных под стражу лиц осуществляется в специальных автомобилях, в легковых автомобилях, в купе пассажирского вагона, на речных и морских судах, на самолетах и вертолетах, а также пешим порядком только при невозможности использования других способов, на небольшие расстояния.

Конвоирование осуществляется по определенным маршрутам (основным, запасным). При компактном расположении обслуживаемых объектов и наличии автомобильных дорог организуется кольцевое конвоирование между ИВС, следственными изоляторами (СИЗО), обменными пунктами и судами.

Конвой, получив приказ и предписание на выполнение задачи, следует в пункт приема подозреваемых (обвиняемых), где начальник конвоя обязан: предъявить дежурному по ИВС предписание на право приема или сдачи конвоируемых и служебное удостоверение; получить подготовленные документы и проверить правильность их оформления; определить порядок приема и размещения конвоируемых по камерам специального автомобиля, информировать конвоиров о лицах, за которыми требуется усиленное наблюдение. Также начальник конвоя должен произвести расчет и расстановку состава конвоя для личного обыска и охраны подозреваемых и обвиняемых на время приема их для конвоирования; осмотреть помещение, где будет производиться прием подозреваемых и обвиняемых, и убрать предметы, которые могут быть использованы для побега или нападения.

Прием подозреваемых и обвиняемых для конвоирования производится по одному, в отдельном помещении, в котором должны находиться только лица, сдающие и принимающие конвоируемых. После опроса подозреваемых и обвиняемых полученные данные сверяются с имеющимися документами, указанные лица регистрируются в путевом журнале, подвергаются личному обыску, а их вещи и продукты питания — досмотру. В этих целях назначаются конвоируемые из расчета один обыскивающий на четыре-шесть подозреваемых и обвиняемых.

О результатах личного обыска и досмотра начальник (старший) конвоя делает отметку в путевом журнале. Запрещенные к хранению вещи и продукты изымаются и сдаются администрации органа-отправителя.

Конвоирование обвиняемых в республиканские, краевые, областные, окружные, городские, районные суды и охрана их во время судебных заседаний осуществляется на основании установленных документов о принятии этих учреждений под обслуживание и соответствующих указаний министров внутренних дел, начальников Главного управления МВД, Управления МВД, Управление на транспорте МВД.

При наличии такого указания образуется межведомственная комиссия в составе представителей конвойного подразделения полиции (ОВД) и суда, подавшего заявку на конвоирование. Прием суда под обслуживание оформляется актом межведомственной комиссии, в котором указываются:

— наименование суда и конвойного подразделения полиции (органа внутренних дел), их точные адреса;

— характеристика залов судебных заседаний, помещений для конвоя и содержания обвиняемых;

— обеспечение их необходимым противопобеговым оборудованием, средствами связи и сигнализации;

— порядок изготовления съемного оборудования, выделения помещений для содержания обвиняемых и размещения конвоя в местах проведения выездных сессий этого суда;

— маршруты конвоирования от специальных автомобилей до камер для содержания обвиняемых, в залы судебных заседаний и обратно;

— порядок взаимодействия с руководителями суда;

— недостатки в оборудовании помещений суда, сроки их устранения и ответственные за это должностные лица.

Один экземпляр акта, подписанный председателем суда и командиром конвойного подразделения (начальником органа внутренних дел), направляется в МВД, ГУ МВД, УМВД, УТ МВДТ, где издается приказ о принятии суда под обслуживание, а другой — в соответствующие судебные органы для контроля за устранением отмеченных недостатков.

Обслуживание суда прекращается по инициативе органа внутренних дел при не устранении недостатков в техническом оснащении и оборудовании помещений суда, где охраняются или конвоируются обвиняемые; по инициативе суда после уведомления председателем соответствующего суда командира конвойного подразделении полиции и издания в МВД, ГУ МВД, УМВД субъекта РФ соответствующего приказа.

Сдача подозреваемых и обвиняемых оформляется распиской дежурного органа-получателя в путевом журнале и заверяется печатью.

Контроль за передвижением конвоев осуществляется с помощью разрабатываемой системы непрерывного слежения. Связь с конвоем осуществляется по установленным каналам радио и проводной связи.

При осуществлении контроля проверяется:

а) соответствие решения на охрану и конвоирование подозреваемых (обвиняемых) условиям выполнения этих задач, расстановка личного состава, использование транспортных и технических средств, состояние оборудования автомобилей;

б) подготовка нарядов к несению службы, их обеспечение, внешний вид сотрудников, знание ими своих обязанностей, умение действовать при происшествиях и в сложной обстановке;

в) выполнение поставленных задач, соблюдение законности, бдительность;

г) порядок связи с нарядами.

О результатах проверки производится запись в служебной книжке, постовой ведомости, в книге службы нарядов, книге замечаний и предложений проверяющих (паспорте технического состояния ИВС).

Учет результатов работы нарядов ИВС и конвоев полиции ведется в целях оценки их деятельности и определения мер по совершенствованию организации и управления этой службой.

Материал подготовлен на основе информации открытых источников

Про различные службы и подразделения полиции писалось и пишется много. Но вот есть одна служба взвод комендантский по охране объектов УВД по ЮЗАО ГУ МВД России по г. Москве, в котором несут службы полицейские – водители следственно — оперативной группы. Про данных стражей правопорядка мы можем найти только скупые строчки в медео пространстве. Они, как бойцы невидимого фронта. От их профессиональных и грамотных действий зависит намного больше, чем, кажется на первый взгляд. Например, как быстро СОГ прибудет на место совершения преступления и сможет приступить к исполнению своих обязанностей. Всего полицейских-водителей в ОУВД восемь человек. У всех разные жизненные истории, разный стаж службы в органах внутренних дел, но всех объединяет одно — любовь к автомобилям и желание помогать людям. Их дружный коллектив, как хорошо сложенная мозаика, каждый элемент придает свой необычный колорит и полноту общей картины.

Старожилом среди водителей СОГ является прапорщик полиции Сергей Ястребов. Уже двадцать семь лет он служит на благо Отечества. В 1987 году вернувшись со срочной службы из пограничных войск в Латвийской ССР сразу же поступил в органы внутренних дел на должность милиционера 90 роты отделенного батальона ППСМ УВД Брежневского райисполкома г. Москвы. В 1988 году был назначен на службу милиционера-водителя 3 класса роты отдела вневедомственной охраны при УВД Черемушкинского района исполкома г. Москвы. Именно с тех пор Сергей Викторович и стал водителем «боевой» машины. Свою вторую половинку — Надежду Михайловну в 1993 году, он встретил в окружном Управлении Юго-Западного округа. Сейчас Надежда Ястребова работает ведущим бухгалтером ЦБ УВД по ЮЗАО ГУ МВД России по г. Москве. Менялось очень многое в жизни Сергей Ястребова, но преданность любимому делу всегда была на первом месте. На своей службе, не смотря, на то, что его основной задачей является доставить следственно-оперативную группу до места преступления, ему доводилось и лично задерживать преступников. Так приехав по сообщению об уличном грабеже, ему вместе с кинологом, удалось задержать двух злодеев. Приезжие из солнечного Таджикистана вырвали сумку у женщины, после чего спрятались в одном из подъездов дома 25 по улице Теплый Стан. Служебная собака привела полицейских к подъезду и стала лаять на входную дверь. Так и было установлено место нахождения злоумышленников. Ну, а задержать их было делом техники.

Следующий наш герой прапорщик полиции Михаил Евгеньевич Аншпугов. Отслужив срочную службу в ракетных войсках стратегического назначения в 1995 году пришел на службу в милицию на должность милиционера 2 полка милиции УВД при ГУВД г. Москвы. В 1997 году Михаил перевелся на должность милиционера — водителя 3 класса группы немедленного реагирования межмуниципального отделения милиции по предупреждению экологических правонарушений УВД ЮЗАО г. Москвы. В дальнейшем он перешел на службу полицейским – водителем в окружной взвод комендантский по охране объектов. Его мечта сидеть за баранкой полицейской машины стала реальностью. В 2011 году Михаил Евгеньевич был откомандирован в Северо — Кавказкий регион на полгода. Своей маме он ничего не сообщил о предстоящей поездке, не хотел волновать. Так что на вокзал проводить приехали жена, брат и близкие друзья. За шесть месяцев службы полицейским – водителем объездил весь Кавказ. Там он приобрел, навыки езды по сложным серпантинам среди горных массивов и вообще научился управлять различными автомашинами. Постоянным «железным конем» на непростых дорогах Кавказа был бронированный УАЗ Hunter. Он несколько раз спасал Михаила и других сотрудников во время обстрелов. Вернувшись в родную Москву, Михаил Аншпугов продолжил свою службу в окружном УВД. За суточные дежурства не раз с ним происходили интересные истории. А вот и одна из них. Оперативный дежурный направил СОГ на квартирный разбой. У потерпевшего под угрозой оружия злодеи вынесли не только личные вещи, но прихватили ключи от новенького Land Cruiser Prado. Проезжая по улице Вавилова служебная машина под управлением Михаила медленно двигалась в привычной для москвичей пробке. Когда была преодолена основная часть пути, Михаил Евгеньевич понял причину затора. Посреди проезжей части, с распахнутыми настежь дверями и с включенными аварийными сигналами стояла брошенная машина. Внимание полицейского-водителя привлекла марка машины и государственные номера. Он сразу понял, что это именно, то авто, которое угнали разбойники. Передав данную информацию об обнаруженном автомобиле в дежурную часть округа, Михаил припарковался и следователь, оперативник и эксперт начали свою кропотливую работу по сбору улик и доказательств. В дальнейшем опреативники установили место нахождения преступников и задержали их. Вот так благодаря бдительности водителя и умелым и слаженным действиям всей следственно — оперативной группы было раскрыто тяжкое преступление.

Ярославцев Андрей Анатольевич в 2003 году поступил на службу в УВД ЮЗАО г. Москвы на должность милиционера подразделения обслуживания. В дальнейшем перешел на должность полицейского — водителя комендантского взвода УВД по ЮЗАО ГУ МВД России по г. Москве. Как не странно, но работать тогда еще в милицию его позвал близкий друг Сергей Подколзин. Он уже нес службу в окружном Управлении и рассказал Андрею Ярославцеву на сколько служба в органах внутренних дел интересна, но в тоже время и труда. «Придется соблюдать строгую дисциплину и серьезно и ответственно относится к своим служебным обязанностям», — объяснял приятелю Сергей. Такие наставления земляка сначала смутили Андрея, но привязанность к машинам и желание помогать людям предопределили его выбор. Быть водителем следственно – оперативной группы для прапорщика полиции Андрея Ярославцева прежде всего его призвание. Он всегда пытается выбрать самый оптимальный маршрут до конечной точки и всем чем может помочь своим коллегам и пострадавшим людям. Как-то возвращаясь из Москвы, домой в Тульскую область Андрей стал свидетелем страшной аварии. Прямо «на глазах» полицейского ехавшая впереди него машина вылетела в кювет. Андрей Ярославцев сразу прижал свой авто к обочине и выскочив из машины поспешил на помощь пострадавшему. Через несколько минут к нему подбежали еще несколько водителей. Они с большой осторожностью вытащили мужчину лет 40 из покореженного автомобиля. Потом Андрей позвонил в скорую помощь и полицию. Дождавшись прибытия медиков и полицейских блюститель порядка рассказал о произошедшем на дороге и только после этого поехал домой. Когда я спросила, почему он поступил именно так? Андрей с недоумением ответил: «А разве можно было поступить иначе?!?» Этими словами было сказано всё!

Старший сержант полиции Владимир Дмитриевич Андреев проходил срочную службу на Тихоокеанском флоте, занимался техническим обслуживанием двигателей кораблей. В 2004 году получил права и нашел для себя новое призвание – управление сухопутными «кораблями». В 2005 году поступил на службу в ОВД по району Зюзино г. Москвы на должность милиционера – водителя отдельной роты ППСМ. Не один год, проработав в родном отделе, перешел на службу полицейского-водителя комендантского взвода по охране объектов УВД по ЮЗАО ГУ МВД России по г. Москве. Опытный технарь и механик от Бога стал и на новом месте реализовывать свой талант и знания. Его машина всегда работает, как часы и на любой вызов СОГ доезжает за максимально короткое время. Однажды Владимир привез сотрудников на место совершения преступления, а сам решил еще раз проверить боеспособность своего «Железного Буцефала». Подойдя к машине, он заметил, что на противоположной стороне возле метро Каховка, молодой человек, разбив стекло автомобиля, проник внутрь. Владимир Дмитриевич мгновенно принял решение задержать воришку. Он сел за баранку и помчался к метро. В это время, барсеточник увидев приближающуюся полицейскую машину, заскочил в своё авто и ударил по газам. Около 10 минут длилась погоня, но мастерство Владимира по управлению сухопутным «кораблем» и знание дорог округа, помогло настигнуть и задержать злоумышленника. Так пока следственно — оперативная группа расследовала одно преступление, полицейский-водитель старший сержант полиции Владимир Андреев задержал преступника по другому преступлению.

Полицейский-водитель комендантского взвода по охране объектов УВД по ЮЗАО ГУ МВД России по г. Москве старший сержант полиции Владимир Сергеевич Попов пришел на службу в органы внутренних дел 10 лет назад. Сразу после окончания средней школы получил права, поступил на 1 курс института на юридический факультет и начал собирать документы для устройства в милицию. К своей службе Владимир Сергеевич приступил с назначения на должность милиционера роты ППСМ УВД ЮЗАО г. Москвы. «Автомобили это не моё хобби, это моя жизнь», — рассказал Владимир. По этому через некоторое время, он перешел на должность милиционера — водителя тылового обеспечения Окружного УВД. За время своей службы много интересного происходило, как в личной жизни, так и на работе у Владимира. Уже, будучи милиционером, он женился и у него родился сын, которому исполнилось в настоящий время 6 лет. А на службе, даже удалось задержать преступника. Как-то находясь в служебной машине, он заметил, что мимо стремглав пробежал парень. Владимир Попов сразу заподозрил неладное и решил догнать «спринтера». Обогнав бегуна, он выскочил из машины и задержал парнишку. Тот в недоумении смотрел на стража порядка, вертя в руках телефон. Буквально через несколько минут к ним подбежала зареванная девчушка лет двенадцати и стала сбивчиво объяснять, что именно этот молодец, отобрал у неё в троллейбусе дорогой мобильный. Владимир Сергеевич позвонил в «02» и объяснил, что произошло. Ближайший наряд патрульно-постовой службы патрулировавший территорию прибыл к месту задержания крадуна и забрал его в отдел в мести с похищенным телефоном и потерпевшей. На вопрос: «Почему Вы решил стать водителем СОГ?» Владимир без колебаний ответил: «Всегда хотел помогать людям. Да, и работа более живая, интересная». Есть у Владимира Попова и еще одно увлечение, помимо машины. Он заядлый спортсмен. Играет за сборную по хоккею УВД по ЮЗАО ГУ МВД России по г. Москве, а также входит в сборную по волейболу ОУВД. «Спорт укрепляет и вообще хорошая физическая подготовка прекрасное подспорье в моей работе», — сказал Владимир Сергеевич.

Служба в полиции – это не просто работа, это призвание. Полицейский-водитель старший сержант Максим Анатольевич Бобцов свой жизненный путь определил еще в детстве. Родился он 25 мая 1985 года в городе Нерюги Якутской АССР. С ранних лет Максим хотел быть похожим на своего отца – водителя с большой буквы. Все время интересовался, как устроен автомобиль и это не мудрено, ведь его родитель профессиональный шофёр. Отец Максима работает преподавателем по вождению машин занимающихся добычей различных ископаемых в карьерах. Он не раз бывал на работе отца и твердо решил, что когда подрастет, будет крутить баранку, хоть и не такой «карьерной» громадины. Еще смотря советские фильмы про милицию, он пришел к мысли, что каждый мужчина должен быть, прежде всего, защитником и в 18 лет получив водительское удостоверение, начал воплощать свою мечту в жизнь. В 2009 году Максим Бобцов поступил на службу в правоохранительные органы. Назначавшись на должность полицейского – водителя комендантского взвода по охране объектов он пришел к тому чего очень желал. Теперь под его управлением «железный конь» и возможность находиться на страже спокойствия граждан. За пять лет службы Максим проявил себя как ответственный и профессиональный сотрудник. Он быстро и с соблюдением всех правил дорожного движения доставляет следственно-оперативную группу по указанному адресу. Ведь именно на него возложена обязанность оперативно доставить сотрудников полиции в любую точку округа.

Полицейский-водитель комендантского взвода по охране объектов старший сержант полиции Виталий Николаевич Кундаев начал службу в органах внутренних дел еще в 1995 году в должности милиционера батальона милиции 1 межмуниципального ОВО при УВД ЮЗАО г. Москвы. Общий стаж службы Виталия на сегодняшний день составляет более 18 лет. Виталий не единственный сотрудник МВД в своей семье. Его дядя долгое время работал оперативным дежурным в Бауманском РУВД, сейчас он на заслуженном отдыхе. Двоюродный брат Виталия Юрий Кундаев служит инспектором ОБ ДПС ГИБДД УВД по СВАО ГУ МВД России по г. Москве в звании капитана полиции, так что получается служба в органах внутренних дел – семейная традиция. Отец работает шофером на КАМАЗЕ, а у Виталия получилось объединить опыт отца, как водителя и дяди как правоохранителя. За время службы водителем следственно-оперативной группы Виталий Николаевич много чего повидал, но почему — то вспомнил именно этот случай. В то утро, уже под конец своей смены, он вез полицейских СОГа с места совершения преступления. Пробки на дорогах уже усложнили движение по городским магистралям столицы. Вдруг к полицейской машине подъехал мужчина и сообщил Виталию, что примерно в пятистах метрах от них, на Чечерском проезде совершен наезд на ребенка. Кундаев рассказал о случившемся своим коллегам, и они единодушно приняли решение, что нужно вернуться на указанную улицу. Ни кто из них, несмотря на тяжелое дежурство, так как в эти сутки они постоянно ездили с одного вызова на другой, даже не пожаловался на усталость. Не сказал, что это не наше дело. Экипаж машины «боевой» поспешил на помощь. Прибыв на место, они увидели черный Джип, в котором находился окровавленный парнишка лет десяти. В составе СОГ находилась врач судебно — медицинский эксперт Наташа Алёхина. Она быстро осмотрела мальчика и оказала ему первую медицинскую помощь. В это время Виталий вызвал скорую помощь и передал информацию оперативному дежурному в ОУВД. Вроде бы сотрудники полиции всё сделали и могли спокойно отправиться в округ, сдать смену и разъехаться по домам, отдыхать. Но, Виталий Николаевич настоял на том, чтобы все остались на месте. Он сильно переживал, что со школьником может еще что-нибудь случиться, а так он под надежной защитой полицейских. Виновник ДТП пытался уговорить стражей порядка, что он не скроется и поможет ребенку, но эти уверения не принесли желаемого результата. Сотрудники остались на месте до тех пор, пока скорая и инспектора ОБ ГИБДД УВД по ЮЗАО ГУ МВД России по г. Москве не прибыли на место.

Самый юный, но отнюдь не менее опытный полицейский — водитель СОГ старший сержант полиции Виктор Герасимов. Закончив строительный колледж, Виктор поступил на 1 курс технического института. Пойти на службу в полицию его с подвиг старший брат, который проходил службу во втором оперативном полку ГУВД г. Москвы. Виктор с детства видел себя полицейским, слушая рассказы своего брата о достойной службе в МВД. Свою карьеру в органах внутренних дел Виктор начал с должности милиционера-водителя роты батальона полка ППСМ УВД по ЮЗАО г. Москвы. С его слов ничего героического за время службы он не совершал. Однако вспомнил об одном случае. Когда Виктор вез следственно-оперативную группу к месту происшествия, на улице Перекопской он заметил сидевшую на проезжей части девушку, которая очень странно себя вела. Остановившись, Виктор вышел из машины и подошел к гражданке. Девушка находилась в состоянии сильного алкогольного опьянения и самостоятельно не могла передвигаться. Оставить в опасности молодую девушку он не мог и вызвал скорую медицинскую помощь. Дождавшись врачей, он вернулся к исполнению своих профессиональных обязанностей. Этот незначительный с его слов поступок, помог сохранить девушке жизнь и здоровье.

Мы сделали небольшие зарисовки по каждому из полицейских –водителей. Каждый из них отмечен руководством Управления благодарностями и даже ценными подарками. Истории их личной и служебной жизни оказались интересными и необыденными. Они пронизаны огромным состраданием к горю абсолютно не знакомых им людей, и удивительным чувством долга, которое как раньше, так и сейчас ценится дороже всего.

Ирина Юрова

Пресс-служба УВД по ЮЗАО

Под конвоированием понимается сопровождение специальными нарядами полиции подозреваемых, обвиняемых в совершении преступлений, осужденных к месту назначения в установленном порядке.

Основными задачами конвоирования являются: обеспечение своевременного доставления лиц, взятых под стражу к месту назначения и поддержания при этом установленного для них режима; предупреждение и пресечение попыток конвоируемых к побегу, членовредительству и нападению на конвой; задержание лиц, пытающихся освободить конвоируемых из-под стражи.

Для выполнения этих задач в МВД, ГУВД, УВД субъектов Российской Федерации, УВДТ созданы конвойные подразделения полиции (взводы, роты, батальоны, полки).

Конвоирование подозреваемых и обвиняемых осуществляется из ИВС в следственные изоляторы (СИЗО), медицинские учреждения для амбулаторного освидетельствования (обследования) и их охрана во время стационарного лечения, санпропускники (бани общего пользования) и обратно, из органов внутренних дел в межрайонные или городские ИВС, охрана подозреваемых и обвиняемых во время производства следственных действий. Численность личного состава конвойных подразделений зависит от количества населения, проживающего на территории обслуживания конкретным органом внутренних дел.

Конвоирование подозреваемых и обвиняемых из ИВС и следственных изоляторов в федеральные суды на их заседания и обратно, охрана указанных категорий во время судебных заседаний.

Конвоирование подозреваемых и обвиняемых из ИВС в следственные изоляторы и обратно, на обменные пункты плановых маршрутов конвоирования и обратно.

В зависимости от количества конвоируемых, степени их опасности и других данных конвой полиции может быть обыкновенным и усиленным.

Обыкновенный конвой назначается из расчета; на одного двух конвоируемых — 2 конвоира; на 3-6 конвоируемых — 3 конвоира; на 7-10 конвоируемых — 7 конвоиров. Если в составе конвоя пять и более конвоиров, назначается помощник начальника конвоя.

Усиленный конвой может назначаться при наличии информации о намерении кого-либо из конвоируемых совершить побег, нападении на охрану, причинить какой-либо вред себе или окружающим, в связи с большой протяженностью маршрута конвоирования, сложными географическими и климатическими условиями. При усиленном конвое: на 1 конвоируемого должно быть 3 конвоира; на 2-4 конвоируемых — 6 конвоиров; на 5-6 конвоируемых — 8 конвоиров; на 7-8 конвоируемых — 10 конвоиров; на 9-10 конвоируемых — 12 конвоиров. Начальником усиленного конвоя назначается сотрудник из числа среднего начальствующего состава. В целях повышения надежности охраны конвоируемых в состав конвоя может включаться кинолог со служебной собакой. Приказ МВД России № 140 ДСП от 7 марта 2006 года «Об утверждении Наставления по служебной деятельности изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел, подразделений охраны и конвоирования подозреваемых и обвиняемых».(в ред. на 1.01.2011г.)

Конвоирование подозреваемых и обвиняемых лиц осуществляется следующими способами:

  • — в специальных автомобилях;
  • — в легковых и грузовых автомобилях;
  • — на самолетах и вертолетах (воздушных судах);
  • — на речных и морских судах;
  • — на гужевом транспорте;
  • — пешим порядком,

Следует отметить, что приоритетным способом является конвоирование в специально оборудованных автомобилях. Они имеют две-четыре одиночные камеры и одну общую, что позволяет соблюдать требования внутренней изоляции подозреваемых и обвиняемых. В конвой выделяется не менее трех конвоиров, включая начальника (старшего) конвоя и полицейского-водителя. Посадка производится после доклада полицейского-водителя о готовности к движению и проверки начальника (старшего) конвоя состояния его кузова, дверей и замков камер, исправности освещения, переговорного устройства и средств связи. Автомобиль подается по возможности вплотную к входным дверям здания, где содержатся подозреваемые и обвиняемые, и откуда будет осуществляться их выход. При наличии условий устанавливается складывающийся металлический коридор.

Конвоируемые в колонне по одному подводятся к двери кузова автомобиля и направляются старшим конвоя в кузов, при этом проверяются пофамильно и вслух по счету. Подозреваемых и обвиняемых размещают по камерам автомобиля с соблюдением требований внутренней изоляции.

После посадки конвоируемых начальник (старший) конвоя осуществляет контрольную проверку соблюдения требований их изоляции, дает указания о размещении конвоя и занимает место в кабине автомашины.

При перевозке конвоируемых в специальных автомобилях к месту доставки на расстоянии свыше 50 километров выделяется машина сопровождения, оборудованная радиостанцией, громкоговорящей установкой и проблесковым маячком.

В исключительных случаях и при отсутствии специального автомобиля на небольшие расстояния допускается конвоирование в легковом автомобиле. В нем конвоируется только один подозреваемый или обвиняемый, который помещается на заднем сиденье между двумя конвоирами. В пути следования на него надеваются наручники. Двери автомобиля фиксируются в закрытом положении, стекла окон поднимаются.

Перевозка подозреваемых и обвиняемых в открытом грузовом автомобиле допускается только после наращивания бортов не менее чем на 30 см и оборудования в передней и задней частях кузова жестко закрепляемых скамеек для конвоиров. В крытых грузовых автомобилях для конвоиров обеспечивается обзор местности и возможность подачи сигналов в кабину.

Для конвоирования подозреваемых и обвиняемых на речных и морских судах, как правило, назначается усиленный конвой. Подозреваемые и обвиняемые доставляются на пристань не менее чем за один-два часа до общей посадки пассажиров и, по возможности, непосредственно к трапу судна. До посадки их из специального автомобиля старший конвоя лично решает вопрос с капитаном судна о выделении изолированных помещений для конвоя и конвоируемых, осматривает помещения, закрывает в них окна (иллюминаторы), проверяет исправность освещения, вентиляции, выставляет у дверей конвоиров.

Подозреваемые и обвиняемые направляются на судно по одному двое в сопровождении старшего конвоя. Дополнительные наряды полиции при этом несут службу на берегу, против носовой и кормовой частей судна. Посты по охране конвоируемых устанавливаются у окон (иллюминаторов), которые соответствующим образом закрываются.

Перевозка конвоируемых на воздушных судах допускается в случаях большой протяженности маршрута конвоирования либо когда воздушный транспорт является единственным средством сообщения. Для конвоирования подозреваемых и обвиняемых в самолете (вертолете) назначается усиленный конвой. Кроме того, из лиц среднего начальствующего состава назначается начальник конвоя. При этом учитывается, что общее число конвоиров всегда должно превышать количество конвоируемых лиц. На рейсовых многоместных воздушных судах разрешается конвоировать не более 10 человек, а на легких самолетах — до 3-х конвоируемых.

Перед посадкой сотрудники полиции совместно со специалистами Службы авиационной безопасности производят осмотр салона самолета, Где будут размещены конвоируемые, осуществляют их личный обыск, а также досмотр принадлежащей им ручной клади.

Посадка конвоируемых лиц в самолет производится до общей посадки Пассажиров, а высадка — только после выхода всех пассажиров. Конвоирование во время посадки и высадки осуществляется в наручниках по одному, при сопровождении начальника конвоя и конвоиров, а также при участии дополнительных нарядов, отправляющих или встречающих этап. Перевозка подозреваемых и обвиняемых на воздушных судах производит только в наручниках в положении «спереди».

Конвоирование подозреваемых и обвиняемых пешим порядком и на гужевом транспорте между населенными пунктами допускается лишь при невозможности движения других видов транспорта.

Запрещается их конвоирование пешим порядком в городах и населенных пунктах, по пассажирским платформам (пристаням), во время посадки пассажиров в поезда (на суда), самолеты (вертолеты), и высадки из них, через помещения вокзалов, аэропортов и других мест скопления граждан.

При компактном расположении обслуживаемых объектов и наличии Автомобильных дорог организуется кольцевое конвоирование между ИВС, КИЗО, обменными пунктами и судами. Такое конвоирование предполагает рациональное использование сил, транспортных средств и сокращение количества рейсов за счет установления кратчайших маршрутов движения по графикам и заполнения камер специальных автомобилей до предусмотренных норм.

Основанием для конвоирования тем или иным способом является:

  • 1. Письменные заявки следователей, дознавателей, судов, начальников ИВС (СИЗО) для производства следственных действий или рассмотрения дела в суде.
  • 2. Истечение срока содержания в ИВС лиц при наличии постановления судьи о заключении подозреваемого или обвиняемого под стражу, а также приговора об осуждении к лишению свободы.

Конвой, получив приказ и предписание на выполнение задачи, следует в пункт приема подозреваемых (обвиняемых), где начальник конвоя обязан:

  • — предъявить дежурному по ИВС предписание на право приема или сдачи конвоируемых;
  • — получить подготовленные документы, проверить правильность их оформления;
  • — определить порядок приема и размещения конвоируемых по камерам специального автомобиля, информировать конвоиров о лицах, за которыми требуется усиленное наблюдение.
  • — произвести расчет и расстановку состава конвоя для личного обыска и охраны, подозреваемых и обвиняемых на время приема их для конвоирования;
  • — осмотреть помещение, где будет производиться прием подозреваемых и обвиняемых, и убрать предметы, которые могут быть использованы для побега или нападения.

Документы на подозреваемых и личные дела обвиняемых передаются начальнику конвоя в опечатанных пакетах. На них наклеиваются справки по личным делам с фотокарточками этих лиц.

Следует заметить, что приему для конвоирования не подлежат:

  • а) лица с неправильно оформленными на них документами и без документов;
  • б) больные, не подлежащие по заключению врача (фельдшера) конвоированию;
  • в) беременные женщины без справки врача о возможности их конвоирования;
  • г) не обеспеченные по установленной норме продовольствием на путь следования или одетые не по сезону;
  • д) бывшие в контакте с инфекционными больными, не прошедшие необходимого медицинского освидетельствования и лабораторного обследования, до получения результатов.

Важным элементом организации конвоирования является управление нарядами по охране и конвоированию подозреваемых и обвиняемых.

Управление нарядами включает в себя:

  • а) принятие решения на охрану и конвоирование подозреваемых и обвиняемых;
  • б) подготовку сил и средств для выполнения этих задач;
  • в) контроль за несением службы по охране и конвоированию подозреваемых и обвиняемых;
  • г) учет и оценку результатов деятельности нарядов, выполняющих эти обязанности.

Решение на охрану и конвоирование подозреваемых и обвиняемых принимается начальником органа внутренних дел или командиром конкретного подразделения и отражается в книге службы нарядов.

Подготовка сил и средств к несению службы осуществляется в соответствии с требованиями Устава патрульно-постовой службы полиции общественной безопасности, то есть проводится выдача табельного оружия, инструктаж личного состава и отдается приказ о заступлении на службу по конвоированию подозреваемых и обвиняемых.

Периодичность контроля (проверок) и конкретные исполнители определяются графиками контроля, составляемые, на каждый месяц. При осуществлении контроля проверяется:

  • а) соответствие решения на охрану и конвоирование подозреваемых и обвиняемых условиям выполнения этих задач, расстановка личного состава, использование транспортных и технических средств, состояние оборудования автомобилей;
  • б) подготовка нарядов к несению службы, их обеспечение, внешний вид сотрудников, знание ими своих обязанностей, умение действовать при происшествиях и в сложной обстановке;
  • в) выполнение поставленных задач, соблюдение законности, бдительность;
  • г) порядок связи с нарядами и другие вопросы.

Проверка несения службы может быть гласной и негласной. Последняя прекращается в случае устранения замеченных нарушений или оказания Немедленной помощи.

При обнаружении недостатков проверяющий на месте принимает решение и меры к их устранению, вплоть до замены проверяемых резервными постовыми и конвоирами.

О результатах проверки производится запись в служебной книжке, постовой ведомости, в книге службы нарядов, книге замечаний и предложений проверяющих (паспорте технического состояния ИВС).

Несмотря на то, что сотрудники охранно-конвойной службы взаимодействуют с подозреваемыми и обвиняемыми в большей степени, чем полицейские из других структур ОВД, о работе данного подразделения известно сравнительно немного. В системе МВД деятельность конвоиров незаметна на первый взгляд, но вместе с тем они обеспечивают непосредственное функционирование судебной системы и реализацию принципа неотвратимости наказания.

О том, как осуществляется обеспечение безопасности граждан и сотрудников правоохранительных органов при конвоировании осужденных во время предварительного следствия и судебных разбирательств мы решили узнать у старшего инспектора отделения (организации службы) отдельного батальона охраны и конвоирования подозреваемых и обвиняемых Управления МВД России по Нижнему Новгороду капитана полиции Климова Олега Константиновича, который на протяжении почти 25 лет несет нелегкую, а порой и опасную службу в конвойном подразделении.

Родился Олег Константинович в городе Горьком 22 марта 1970 года. Окончив Горьковский Авиационный техникум и отслужив в пограничных войсках, Олег Константинович вернулся в родной город с намерением продолжить службу в рядах сотрудников органов внутренних дел. В отдельный батальон конвойной службы при ГУ МВД России по Нижегородской области Олег поступил по наставлению отца, который хотел видеть в своем сыне защитника нижегородцев.

«Службу в батальоне я несу с 1 августа 1991 года. И конечно, став конвойным в 22 года, мне все казалось интересным и необычным», — вспоминает капитан. Со спецконтингентом, представляющим повышенную общественную опасность, Олег Константинович впервые столкнулся при осуществлении конвоирования на судебные разбирательства в уголовную коллегию Нижегородского областного суда. «В период с 1993 про 1996 год около семи сопровождаемых нами подсудимых были приговорены судом к высшей мере наказания – смертной казни. Как правило, это были преступники, совершившие убийства двух и более лиц, — поясняет наш собеседник. — Запомнился случай, когда банда из 26 человек, во главе которой стоял чемпион Узбекистана по боксу, расправилась с семьей местного криминального авторитета. Четверо взрослых были жестоко убиты налетчиками. Двум несовершеннолетним детям, которые спрятались от испуга в одной из комнат, чудом удалось выжить».

Конечно, на работу с подобной категорией лиц согласится далеко не каждый гражданин. Требования к полицейским конвоирам весьма высоки, как по физическим, так и по моральным характеристикам. Физическая подготовка сотрудников батальона имеет особое значение, так как поведение конвоируемых злоумышленников порой бывает непредсказуемым. Немаловажную роль играет быстрота реакции претендента на должность в подразделение, ведь в условиях ограничения свободы среди арестантов не найдется того, кто не мечтал бы о побеге. И в случае попытки реализации заключенным своего умысла у конвоиров не будет времени на раздумья. Действовать в таких ситуациях необходимо с молниеносной решительностью, но в строгих рамках законодательных предписаний.

В настоящее время в штат сотрудников отдельного батальона входит более 200 человек. Вопреки всем нашим представлениям о том, что служба в конвое – только для настоящих мужчин, Олег Константинович отметил, что и представительниц прекрасного пола здесь предостаточно, особенно в рядах кинологов.

«Сотрудники нашего подразделения должны обладать выдержкой и стрессоустойчивостью. Ведь любое движение полицейского конвоя в сторону спецконтингента может повлечь поток жалоб со стороны правозащитных организаций. Поэтому конвоиру необходимо грамотно применять спецсредства и физическую силу, внимательно изучать приказы и инструкции, регламентирующие работу подразделения», — разъясняет капитан.

«Перед приемом заключенных под стражу лиц для конвоирования наши сотрудники производят обязательный личный досмотр подозреваемых и обвиняемых на предмет наличия острых, колюще-режущих предметов, — делится особенностями профессии Олег Константинович. — Эта процедура обусловлена тем, что многие из преступников, осознав неотвратимость наказания, не оставляют попыток членовредительства, которые зачастую могут повлечь летальный исход. Обеспечение личной безопасности граждан, находящихся под стражей, а также предупреждение и грамотное пресечение внештатных ситуаций – главный показатель в нашей работе».

Еще при входе на территорию батальона мы с коллегой заметили пушистую «сотрудницу», которая проследовала за нами по коридору до кабинета старшего инспектора. Все это время кошка внимательно и сосредоточенно «вслушивалась» в наш разговор. Поэтому, когда беседа подходила к концу, я просто не смогла оставить без внимания четырехлапого наблюдателя. «Это Маша, — знакомит нас с питомцем хозяин кабинета. – Вот уже 12 лет она «несет службу» в наших рядах — живет у здания батальона и частенько заходит в гости. Одного из ее котят я забрал домой. Теперь со мной живет чистокровный конвойный кот Семён».

Порадовавшись гостеприимности конвоиров, мы потрепали Машку за ухо и направились к выходу. «От моего кабинета до дежурной части ровно 142 шага, — с улыбкой заметил полицейский. – Я специально провел вас именно этим, длинным путем, который сам прохожу изо дня в день». Слова полицейского заставили меня задуматься о том, как же нужно быть преданным своему делу, чтобы изо дня в день идти по непростому пути полицейской службы. А это достойно уважения. Капитан Климов попрощался, и мы с коллегой снова остались, будто вдвоем, на залитой солнцем базе конвойной службы.

Но, как говорится, если работа незаметна – значит, она идет хорошо. И как показала наша беседа, случайных людей в конвое нет, ведь служба подразделения не только специфична, но и связана с повышенной опасностью. Поэтому в профессиональный праздник хочется пожелать конвоирам всегда оставаться такими же мужественными, смелыми и ответственными в несении своего служебного долга и выполнении поставленных задач.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *