Охрана в Москве

Статья 11. Права работников ведомственной охраны

Работники ведомственной охраны имеют право:

требовать от работников, должностных лиц охраняемых объектов и других граждан соблюдения пропускного и внутриобъектового режимов;

проверять на охраняемых объектах у лиц документы, удостоверяющие их личность, а также документы, дающие право на вход (выход) лиц, въезд (выезд) транспортных средств, внос (вынос), ввоз (вывоз) имущества на охраняемые объекты и с охраняемых объектов;

производить досмотр транспортных средств при въезде (выезде) на охраняемые объекты и с охраняемых объектов;

проверять условия хранения имущества на охраняемых объектах, состояние инженерно-технических средств охраны; при выявлении нарушений, создающих на охраняемых объектах угрозу возникновения пожаров, безопасности людей, а также условий, способствующих хищениям имущества, принимать меры по пресечению указанных нарушений и ликвидации указанных условий;

производить административное задержание и доставление в служебное помещение ведомственной охраны или орган внутренних дел лиц, совершивших преступления или административные правонарушения на охраняемых объектах, а также производить личный досмотр, досмотр вещей, изъятие вещей и документов, являющихся орудием или непосредственным объектом правонарушения. Обеспечивать охрану места происшествия и сохранность указанных вещей и документов;

применять физическую силу, специальные средства и огнестрельное оружие в случаях и порядке, которые установлены настоящим Федеральным законом;

беспрепятственно входить в помещения охраняемых объектов и осматривать их при преследовании лиц, незаконно проникших на охраняемые объекты, а также для задержания лиц, подозреваемых в совершении преступлений или административных правонарушений;

использовать транспортные средства собственников охраняемых объектов для преследования лиц, совершивших преступления или административные правонарушения на охраняемых объектах, и доставления их в орган внутренних дел.

Статья 12. Обязанности работников ведомственной охраны

Работники ведомственной охраны обязаны:

обеспечивать защиту охраняемых объектов от противоправных посягательств;

осуществлять мероприятия по предупреждению нарушений пропускного и внутриобъектового режимов;

пресекать преступления и административные правонарушения на охраняемых объектах;

осуществлять поиск и задержание лиц, незаконно проникших на охраняемые объекты;

участвовать в установленном порядке в осуществлении контроля за соблюдением противопожарного режима, тушении пожаров, а также в ликвидации последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий и других чрезвычайных ситуаций на охраняемых объектах;

участвовать в проведении мероприятий по обеспечению сохранности сведений, составляющих государственную и иную охраняемую законом тайну;

оказывать в пределах своей компетенции содействие правоохранительным органам в решении возложенных на них задач.

Глава IV. Применение физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия работниками ведомственной охраны

Статья 13. Условия и пределы применения физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия работниками ведомственной охраны

Работники ведомственной охраны имеют право на применение физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия на охраняемых объектах, а также вне охраняемых объектов при преследовании лиц, совершивших преступление или административное правонарушение на охраняемых объектах.

При применении физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия работники ведомственной охраны обязаны:

стремиться в зависимости от характера и степени опасности преступления или административного правонарушения, степени опасности лиц, его совершивших, и силы оказываемого противодействия к тому, чтобы любой вред, причиняемый при этом, был минимальным;

предупредить о намерении применить их, а в исключительных случаях, когда промедление с применением физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия создает непосредственную опасность для жизни или здоровья граждан либо работников ведомственной охраны или может повлечь иные тяжкие последствия, действовать без предупреждения;

обеспечить лицам, получившим телесные повреждения в результате применения физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия, первую помощь;

доложить по подчиненности о каждом случае применения физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия.

Соответствующие должностные лица органов ведомственной охраны обязаны незамедлительно уведомить орган внутренних дел и прокурора о каждом случае ранения или смерти в результате применения физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия.

Превышение полномочий при применении физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия влечет ответственность, установленную законодательством Российской Федерации.

Статья 14. Применение физической силы

Работники ведомственной охраны имеют право на применение физической силы для пресечения преступлений или административных правонарушений, задержания лиц, их совершивших, пресечения сопротивления законным требованиям работников ведомственной охраны, если иные способы не обеспечивают исполнения возложенных на них должностных обязанностей.

Статья 15. Применение специальных средств

Работники ведомственной охраны имеют право на применение специальных средств в случаях:

1) отражения нападения на охраняемые объекты;

2) отражения нападения на работников ведомственной охраны или лиц, находящихся на охраняемых объектах;

3) пресечения сопротивления, оказываемого правонарушителем работникам ведомственной охраны при исполнении возложенных на них должностных обязанностей;

4) задержания лиц, застигнутых при совершении преступления или административного правонарушения на охраняемых объектах, если указанные лица пытаются скрыться либо имеются достаточные основания полагать, что они намерены оказать вооруженное сопротивление работникам ведомственной охраны;

5) оказания противодействия работникам ведомственной охраны при доставлении задержанных лиц в служебное помещение ведомственной охраны или орган внутренних дел;

6) необходимости остановить на охраняемых объектах транспортное средство, водитель которого не выполнил требования работников ведомственной охраны.

В качестве специальных средств работниками ведомственной охраны могут применяться:

резиновые палки — в случаях, предусмотренных пунктами 1 — 3 части первой настоящей статьи;

слезоточивый газ — в случаях, предусмотренных пунктами 1 — 4 части первой настоящей статьи;

наручники — в случаях, предусмотренных пунктами 3 — 4 части первой настоящей статьи;

средства принудительной остановки транспорта — в случаях, предусмотренных пунктом 6 части первой настоящей статьи;

служебные собаки — в случаях, предусмотренных пунктами 1 — 5 части первой настоящей статьи.

Все перечисленные специальные средства могут применяться также в случаях, предусмотренных частью первой статьи 16 настоящего Федерального закона.

В состоянии необходимой обороны или крайней необходимости работники ведомственной охраны при отсутствии специальных средств или огнестрельного оружия вправе использовать любые приемлемые подручные средства.

Запрещается применять специальные средства в отношении женщин с видимыми признаками беременности, а также лиц с явными признаками инвалидности и малолетних, за исключением случаев оказания указанными лицами вооруженного сопротивления, совершения нападения, угрожающего жизни или здоровью работников ведомственной охраны либо лиц, находящихся на охраняемых объектах.

Статья 16. Применение огнестрельного оружия

Работники ведомственной охраны в качестве крайней меры имеют право на применение огнестрельного оружия в случаях:

1) защиты лиц, находящихся на охраняемых объектах, от нападения, угрожающего их жизни или здоровью;

2) отражения нападения на работников ведомственной охраны, угрожающего их жизни или здоровью, а также пресечения попытки завладеть их огнестрельным оружием;

3) задержания лиц, застигнутых на охраняемых объектах при совершении тяжкого или особо тяжкого преступления против личности, охраняемых объектов и пытающихся скрыться, а также оказывающих вооруженное сопротивление работникам ведомственной охраны;

4) отражения вооруженного или группового нападения на охраняемые объекты, когда иными средствами отразить указанное нападение невозможно;

5) предупреждения о намерении применить огнестрельное оружие, необходимости подачи сигнала тревоги или вызова помощи;

6) остановки транспортного средства путем повреждения, если его водитель создает реальную опасность для жизни или здоровья работников охраняемых объектов либо лиц, находящихся на охраняемых объектах, а также при указанных условиях отказывается остановиться либо пытается въехать на охраняемые объекты или выехать с охраняемых объектов, несмотря на законное требование работников ведомственной охраны.

Запрещается применять огнестрельное оружие при значительном скоплении людей, когда могут пострадать посторонние лица, а также в отношении женщин, лиц с явными признаками инвалидности и несовершеннолетних, когда их возраст очевиден или известен работникам ведомственной охраны, за исключением случаев, когда перечисленные лица:

оказывают вооруженное или групповое сопротивление работникам ведомственной охраны;

совершают вооруженное или групповое нападение на охраняемые объекты, угрожающее жизни или здоровью работников ведомственной охраны либо лиц, находящихся на охраняемых объектах.

Статья 17. Гарантии личной безопасности работников ведомственной охраны

Работники ведомственной охраны вправе привести в готовность к стрельбе огнестрельное оружие, если считают, что в создавшейся обстановке могут возникнуть основания для его применения, предусмотренные статьей 16 настоящего Федерального закона.

Попытки лица, задерживаемого работниками ведомственной охраны с приведенным в готовность к стрельбе огнестрельным оружием, приблизиться к работникам ведомственной охраны, сократив при этом указанное ими расстояние, или прикоснуться к их оружию предоставляют указанным работникам право на применение огнестрельного оружия в соответствии с пунктом 2 части первой статьи 16 настоящего Федерального закона.

Мероприятия по обеспечению безопасности объектов реализуются сегодня различными охранными службами. Их деятельность регулируется соответствующими нормативными актами. Охранные компании имеют разные полномочия, возможности и специфику работы. Давайте разберемся, чем ведомственная охрана отличается от вневедомственной и являются ли ЧОПы частью той или иной службы.

1. Правовые основы

Ведомственная охрана (раньше ВОХР) объединяет негосударственные и государственные спецподразделения, обеспечивающие безопасность сооружений, строений, зданий различного типа и назначения, территорий и акваторий, транспортных средств и пр. Сотрудники спецподразделений уполномочены использовать при реализации охранных мероприятий широкий спектр средств: от служебных собак до оборудования для экстренной остановки автотранспорта, от боевого огнестрельного оружия до средств задержания и ограничения свободы действий правонарушителей.

Функционирование ведомственной охраны регулируется ФЗ №77 (14.04.1999). Специальные охранные подразделения могут иметь статус юридических лиц. Подчиняются они напрямую профильным ведомствам и министерствам (МВД, МЧС, Минобороны, Минтранспорта, Минэнергетики и т. д.). Что касается масштабов ведомственной охраны, в 2018 г. в негосударственном секторе работало больше 60 000 человек, в государственном – около 120 000 (без учета спецподразделений Минобороны).

Вневедомственная охрана (ОВО) является структурным подразделением полиции (сейчас Росгвардии согласно Указу Президента №157 от 05.04.2016). Сотрудники службы в штатный кадровый состав охраняемых объектов не входят. То есть охранники не являются работниками компаний, подконтрольных министерствам и ведомствам. Услуги клиентам ОВО оказывает на договорных условиях.

2. Полномочия

Ведомственная охрана имеет широкие полномочия. В частности, должностным лицам государственных специальных подразделений разрешено осуществлять досмотры вещей, транспорта, личные досмотры задержанных, составлять протоколы об административных правонарушениях в случаях и порядке, установленном КоАП. Также специалисты ведомственной охраны уполномочены выполнять иные процессуальные действия, не противоречащие действующему законодательству и находящиеся в рамках компетенций соответствующего подразделения. ВОХР обеспечивает безопасность федеральных органов власти; государственных корпораций; юридических лиц, подконтрольных различным министерствам и ведомствам.

Вневедомственная охрана уполномочена организовывать защиту различных объектов: от промышленных предприятий, административных учреждений, метро и аэропортов до объектов культурного наследия, складов мобилизационного резерва и мест хранения драгметаллов, наркотических веществ, боеприпасов. Также структурные подразделения ОВО охраняют:

  • коммерческие объекты;
  • квартиры и дома граждан;
  • места хранения личного имущества частных лиц;
  • объекты различных форм собственности, осуществляющие деятельность в кредитно-финансовом, телекоммуникационном, производственном и транспортном секторах.

Вневедомственная охрана привлечена и к обеспечению безопасности на специализированных объектах военно-промышленного комплекса.

3. Структура

Структура ведомственной охраны включает учебные центры и профильные (рабочие) отделы. Специфика функционирования тех и других во многом определяется особенностями деятельности министерства, ведомства, в котором организована соответствующая служба.

Структура ОВО включает:

  • центры оперативного управления;
  • централизованные пункты охраны;
  • строевые спецподразделения, осуществляющие сопровождение грузов;
  • строевые подразделения, решающие рядовые охранные задачи на объектах.

4. Вооружение и оснащение

Ведомственные охранники пользуются большим набором спецсредств и вооружения. Для решения уставных задач могут применяться:

  1. Различные виды стрелкового ручного боевого оружия (от ПМов до пистолетов-пулеметов «Бизон-2», ПП-19 и др., АКМ и АКМС, ТТ).
  2. Служебное огнестрельное оружие (РСЛ-1, ИЖ-71, гладкоствольное длинноствольное оружие с пулевыми патронами и патронами с резиновой картечью).
  3. Спецсредства несмертельного действия (раздражающие, слезоточивые аэрозоли, разрешенные к применению в РФ).
  4. Специальные резиновые дубинки (Пр-90, 89, 73М, 73).
  5. Электрошокеры.
  6. Наручники.
  7. Автомобильные заграждения, средства остановки автотранспорта «Гарпун», «Диана».

Вневедомственная охрана использует нарезное огнестрельное оружие, дальнобойное оружие, спецсредства нелетального действия (включая щиты «Шепот»), боевую экипировку. Также подразделения располагают спецтранспортом: автомобильным, водным, воздушным.

Что касается технических средств для обеспечения безопасности, и ВОХР, и ОВО активно используют передовые системы, средства и решения противопожарного назначения, применяющиеся для видеоконтроля ситуации на территории и объекте, а также реагирующие на движение и др.

5. Формат оказания услуг

Ведомственная охрана, по сути, работает в штате соответствующих министерств и ведомств. Она базируется непосредственно на охраняемых объектах.

ОВО работает, как и ЧОПы, по договору. Вневедомственная охрана предлагает определенный перечень услуг, каждая из которых имеет свой тариф. Жесткий прайс ограничивает возможности для создания индивидуальных предложений, учитывающих актуальные потребности и специфику деятельности конкретного клиента.

Отличия ЧОПа от ВОХР и ОВО

Подытоживая вышеизложенное, стоит заметить, что перечень услуг ведомственной и вневедомственной охраны жестко регламентирован. ВОХР вообще не имеет смысла рассматривать как участника конкурентного рынка ввиду специфики функционирования. Вневедомственная охрана предлагает услуги коммерческому и частному сектору. Но они часто являются пакетными. И не практикуется подключение дополнительных опций или отключение неактуальных для конкретного клиента.

ЧОП же ориентируется на потребности заказчиков. Перечень услуг такой частной охранной компании отвечает имеющемуся спросу. В отличие от вневедомственной охраны, ЧОП может, например, предоставить заказчику телохранителя, провести частное детективное расследование (в правовом поле, разумеется), разработать стратегию, тактику и реализовать проект возврата задолженности, обеспечить юридическую поддержку при рейдерской атаке на бизнес и др. Расценки при этом будут индивидуальными. Каждый клиент частного охранного предприятия или организации может рассчитывать на максимально выгодные условия сотрудничества и платить только за действительно необходимые охранные опции.

Таблица различий ведомственной и вневедомственной охраны

Отличия Ведомственная охрана Вневедомственная охрана
1. Правовые основы Действия регулируются ФЗ №77 от 14.04.1999. Подчиняется профильным ведомствам: МВД, МЧС, Минобороны, Минтранспорта и пр. Структурное подразделение Росгвардии.
2. Полномочия Имеет широкие полномочия. Обеспечивает безопасность федеральных органов власти, госкорпораций, юридических лиц, подконтрольных различным министерствам. Обеспечивает безопасность коммерческих и частных объектов разного назначения и масштаба. Работает на объектах военно-промышленного комплекса.
3. Структура Включает учебные центры и профильные отделы министерств и ведомств. Включает центры оперативного управления, централизованные пункты охраны, строевые спецподразделения.
4. Вооружение и оснащение Стрелковое ручное боевое оружие, огнестрельное оружие, гладкоствольное длинноствольное оружие, спецсредства несмертельного действия, дубинки, электрошокеры, наручники, автомобильные заграждения. Нарезное огнестрельное оружие, дальнобойное оружие, спецсредства нелетального действия, боевая экипировка, спецтранспорт.
5. Формат оказания услуг Работает в штате министерств и ведомств. Работает по договору, как и ЧОПы. Строгий прайс.

Нет не является. Статья 285 УК указывает кто является должностными лицами

Примечания. 1. Должностными лицами в статьях настоящей главы признаются лица, постоянно, временно или по специальному полномочию осуществляющие функции представителя власти либо выполняющие организационно-распорядительные, административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждениях, государственных корпорациях, государственных компаниях, государственных и муниципальных унитарных предприятиях, акционерных обществах, контрольный пакет акций которых принадлежит Российской Федерации, субъектам Российской Федерации или муниципальным образованиям, а также в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации.

(в ред. Федеральных законов от 01.12.2007 N 318-ФЗ, от 13.07.2015 N 265-ФЗ)

(см. текст в предыдущей «редакции»)

2. Под лицами, занимающими государственные должности Российской Федерации, в статьях настоящей главы и других статьях настоящего Кодекса понимаются лица, занимающие должности, устанавливаемые Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами и федеральными законами для непосредственного исполнения полномочий государственных органов.

3. Под лицами, занимающими государственные должности субъектов Российской Федерации, в статьях настоящей главы и других статьях настоящего Кодекса понимаются лица, занимающие должности, устанавливаемые конституциями или уставами субъектов Российской Федерации для непосредственного исполнения полномочий государственных органов.

4. Государственные служащие и муниципальные служащие, не относящиеся к числу должностных лиц, несут уголовную ответственность по статьям настоящей главы в случаях, специально предусмотренных соответствующими статьями.

(в ред. Федерального закона от 05.05.2014 N 96-ФЗ)

(см. текст в предыдущей «редакции»)

5. Утратило силу. — Федеральный закон от 04.05.2011 N 97-ФЗ.

(см. текст в предыдущей «редакции»)

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *