Обязанности инспектора по делам несовершеннолетних

Инспектор по делам несовершеннолетних является должностным лицом органов внутренних дел и осуществляет надзор за подростковой преступностью и безнадзорностью во вверенном ему районе. Подробнее о его обязанностях вы узнаете из нашей статьи.

Инспекция по делам несовершеннолетних

Инспектор по делам несовершеннолетних

Инспектор по делам несовершеннолетних: обязанности и права

Всегда ли инспектор прав?

Как обжаловать действия инспектора по делам несовершеннолетних?

Инспекция по делам несовершеннолетних

В приказе МВД РФ «Об утверждении Инструкции по организации работы подразделений по делам несовершеннолетних органов внутренних дел РФ» от 15.10.2013 N 845 расписаны полномочия и порядок организации работы инспекции по делам несовершеннолетних.

Основной обязанностью данного подразделения МВД является проведение профилактической работы с несовершеннолетними, которые уже совершили преступление или относятся к контингенту, состоящему на особом учете.

Кроме этого, инспекция организует работу по направлению несовершеннолетних в центры временной изоляции или в специальные учебно-воспитательные учреждения закрытого типа.

Однако, помимо этого, работники инспекции должны защищать права и законные интересы несовершеннолетних.

Инспектор по делам несовершеннолетних

Инспектор по делам несовершеннолетних — это должностное лицо, которое является сотрудником органов внутренних дел. Иными словами, это участковый для несовершеннолетних.

За каждым инспектором закреплена своя территория, границы которой может увеличить или расширить руководитель органа МВД в конкретном населенном пункте.

Перед тем как инспектор будет назначен на должность, руководитель подразделения должен ознакомить его с границами вверенного ему района, с обстановкой, сложившейся на этой территории, и обязательно представить руководителям организаций, расположенных в районе.

Требования к кандидатам на должность инспектора, как правило, следующие:

  • гражданство РФ;
  • наличие военного билета;
  • высшее юридическое, педагогическое образование;
  • отсутствие судимости;
  • крепкое здоровье (так как перед трудоустройством необходимо пройти медкомиссию).

Преимущества работы инспектором:

  • работа на государственной службе;
  • длительный отпуск;
  • обеспечение формой;
  • бесплатное медицинское обслуживание в специализированной поликлинике;
  • карьерный рост;
  • лечение и проведение отпуска в санаториях МВД.

Опыта работы в подобной должности от кандидата не требуют.

Инспектор по делам несовершеннолетних: обязанности и права

Несмотря на то, что общая уголовная ответственность в РФ наступает с 16 лет, УК РФ предусмотрено, что с 14 лет граждане могут быть наказаны за убийство, умышленное нанесение тяжкого вреда здоровью, кражу, разбой, изнасилование и т. д.

Для предупреждения совершения этих преступлений и снижения уровня безнадзорности несовершеннолетних и была введена должность инспектора по делам несовершеннолетних.

Помимо того, что инспектор проводит работу с лицами, уже отбывшими наказание в исправительных учреждениях, основной задачей всё же является воспитательная и разъяснительная работа с теми лицами, которые состоят на особом учете и могут совершить преступление.

Подпишитесь на рассылку

Инспектор по делам несовершеннолетних — это педагог и юрист в одном лице.

Инспектор должен знать весь контингент, который проживает на его участке, и вести учет вновь «прибывших».

Для выполнения своих обязанностей он вправе посещать семьи подростков и проводить беседы как с несовершеннолетними, так и с их родителями или опекунами.

Помимо превентивной работы, инспектор также должен проводить анализ несовершеннолетнего населения на участке и делать прогнозы относительно лиц, которые могут в дальнейшем совершить неправомерные поступки.

Для этого инспекторы работают в тесном контакте с руководителями образовательных учреждений и общественных организаций, располагающихся на участке, и берут под особый контроль подростков, чье поведение носит асоциальные признаки.

Интересную статью о профилактической деятельности инспектора с несовершеннолетними, совершившими преступление, предлагает к прочтению КонсультантПлюс. Если у вас еще нет доступа к системе КонсультантПлюс, вы можете оформить его бесплатно на 2 дня.

Всегда ли инспектор прав?

Несмотря на то, что инспектор по делам несовершеннолетних — представитель органов правопорядка, зачастую могут возникнуть ситуации, когда правильность действий инспектора вызывает сомнения или находится на грани закона.

Пример 1: А. третировал всех одноклассников своим поведением. Дети не выдержали и провели с ним воспитательную беседу. Придя домой, А. пожаловался родителям на это. На следующий день родители пришли в школу и в присутствии классного руководителя начали опрашивать детей, занося все ответы в блокнот. Через пару дней в класс пришел инспектор по делам несовершеннолетних и стал проводить допрос учеников в присутствии опять же классного руководителя. Об этом узнали родители учащихся и поспешили написать жалобу в прокуратуру на неправомерность действий инспектора.

УПК РФ в статье 425 описывает правила проведения допроса несовершеннолетнего. Главное условие — обязательное участие педагога или психолога. Так как на допросе присутствовал классный руководитель, прокуратура не увидела нарушений в действиях инспектора.

Пример 2: Мать 13-летней девушки приглашается в инспекцию по делам несовершеннолетних. После расспросов дочь рассказала, что они с подружкой взяли в магазине чипсы, не заплатив за них. Видимо, этот факт зафиксировала камера видеонаблюдения. Мать волнуется, как быть? Признаваться ли дочери в содеянном или всё отрицать?

Для начала необходимо выяснить, с какой целью инспектор желает видеть родителя. Возможно, речь идет совсем о другом.

Кроме этого, за неоплату товара в магазине грозит лишь административная ответственность. Но, согласно нормам КоАП, к ответственности привлекаются с 14 лет. Так что лучшим вариантом для матери и дочери будет сознаться в содеянном и прослушать воспитательную беседу.

Пример 3: На дне города несовершеннолетняя А. гуляла вместе со своими друзьями. На выходе из парка подошел инспектор по делам несовершеннолетних и увидел в руках одного из парней бутылку с пивом. Обвинив всю компанию в употреблении спиртных напитков, он направил их на освидетельствование в больницу. Все остальные подростки, кроме А., были старше 18 лет.

Инспектор не имел права освидетельствовать А. без согласия ее родителей или законных представителей. Его действия необходимо обжаловать.

Как обжаловать действия инспектора по делам несовершеннолетних?

В том случае, если вы не удовлетворены работой инспектора, с жалобой можно обратиться к его непосредственному руководителю. Следующая инстанция — прокуратура. На составленный инспектором протокол в течение 10 дней жалоба подается в суд.

Несмотря на четкую определенность в обжаловании действии инспектора, на практике могут возникнуть вопросы.

Например, родители школьника позвонили в инспекцию по делам несовершеннолетних с жалобой о том, что их сыну угрожают избиением. Инспектор положил трубку и никак не отреагировал на заявление. Что делать?

Прежде чем подавать жалобу на действия инспектора, необходимо, чтобы заявление об угрозе избиения сына было зарегистрировано в полиции. И если после принятия дела к производству инспектор ничего не сделает, то тогда можно обращаться в прокуратуру или к вышестоящему руководству.

Более полную информацию по теме вы можете найти в КонсультантПлюс.
Полный и бесплатный доступ к системе на 2 дня.

Обязанности и права сотрудников ПДН

Обязанности сотрудников ПДН. В соответствии с требованиями приказа МВД РФ от 26 мая 2000 г. № 569, утвердившего Инструкцию по организации работы подразделений по делам несовершеннолетних органов внутренних дел, должностные липа ПДН в целях предупреждения преступлений несовершеннолетних, своевременного выявления и устранения причин и условий, способствующих их совершению, выполняют следующие обязанности:

  1. анализируют состояние правонарушений несовершеннолетних на обслуживаемой территории;
  2. изучают выступления средств массовой информации, сообщения государственных органов, общественных объединений и религиозных организаций, письма и заявления граждан, а также другие материалы, содержащие информацию, необходимую для организации работы но предупреждению правонарушений несовершеннолетних;
  3. принимают участие в подготовке предложений в соответствующие органы государственной власти и органы местного самоуправления, общественные объединения и религиозные организации по следующим вопросам: (1) совершенствования работы органов и учреждений системы профилактики правонарушений несовершеннолетних: (2) устранения причин и условий, способствующих правонарушениям и антиобщественным действиям несовершеннолетних: (3) участия в организации трудоустройства, оздоровительного отдыха и досуга несовершеннолетних и детей, проживающих в семьях, находящихся в социально опасном положении, другим вопросам, связанным с предупреждением правонарушений несовершеннолетних; (4) участия в разработке и проведении целевых профилактических рейдов и операций: (5) осуществления взаимодействия с органами и учреждениями системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, расположенными на обслуживаемой территории.

При этом особое внимание уделяется организации и осуществлению взаимодействия с администрациями расположенных на обслуживаемой территории образовательных учреждений и специальных учебно-воспитательных учреждений открытого и закрытого типа. Участвуют они в разработке совместных планов по профилактике правонарушений и предупреждению чрезвычайных происшествий, а также групповых нарушений общественного порядка, самовольных уходов воспитанников из специальных учебно-воспитательных учреждений закрытого типа.

Должностные лица ПДН оказывают содействие: органам опеки и попечительства — в выявлении детей и подростков, оставшихся без попечения родителей; различным подразделениям в системе МВД и МЧС — в проводимой ими работе по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма и неосторожного обращения с огнем.

Сотрудники ПДН вносят в соответствующие органы и учреждения предложения о применении мер воздействия, предусмотренных законодательством Российской Федерации и (или) законодательством ее субъектов, в отношении несовершеннолетних, совершивших правонарушение или антиобщественные действия, их родителей или законных представителей либо должностных лиц, не исполняющих или ненадлежащим образом исполняющих свои обязанности по воспитанию, обучению и (или) содержанию несовершеннолетних и (или) отрицательно влияющих на их поведение либо жестоко обращающихся с ними.

Они также проводят встречи с населением, проживающим на обслуживаемой территории, выступают в образовательных учреждениях, в средствах массовой информации по вопросам профилактики правонарушений несовершеннолетних, формируют позитивное общественное мнение о деятельности органов внутренних дел.

Должностные лица ПДН в целях предупреждения групповых правонарушений выявляют во время проведения профилактических мероприятий: принадлежность подростков-правонарушителей к группам антиобщественного и иного характера, лидеров и активных участников этих групп, места их концентрации, лиц, вовлекающих несовершеннолетних в совершение преступлений и (или) антиобщественных действий, склоняющих их к употреблению наркотических средств, психотропных или одурманивающих веществ. Организуют в целях предупреждения конфликтов между различными группировками подростков личные встречи и беседы руководителей правоохранительных органов с несовершеннолетними, используют возможности воздействия на несовершеннолетних с помощью органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.

Принимают меры по переориентации и разобщению антиобщественных групп несовершеннолетних, пресечению фактов отрицательного влияния на подростков со стороны их лидеров.

В целях предупреждения систематического употребления спиртных напитков, наркомании и токсикомании среди несовершеннолетних должностные лица ПДН участвуют в проведении рейдов и операций по выявлению несовершеннолетних, допускающих употребление спиртных напитков, а также лиц, нарушающих правила торговли спиртными напитками в отношении несовершеннолетних; выявлению несовершеннолетних, допускающих немедицинское употребление наркотических средств, психотропных или одурманивающих веществ, мест их концентрации, возможного сбыта, приобретения и употребления указанных средств и веществ; лиц, вовлекающих несовершеннолетних в употребление спиртных напитков, наркотических средств, психотропных или одурманивающих веществ, организаторов и содержателей притонов.

С помощью сотрудников других подразделений устанавливают обстоятельства, связанные с приобретением и употреблением спиртных напитков, наркотических средств и психотропных или одурманивающих веществ. Информируют органы здравоохранения о выявлении несовершеннолетних, нуждающихся в обследовании, наблюдении или лечении в связи с употреблением спиртных напитков, наркотических средств и психотропных или одурманивающих веществ. Анализируют состояние работы по предупреждению систематического употребления спиртных напитков, наркомании и токсикомании среди несовершеннолетних на обслуживаемой территории.

Права должностных лиц ПДН:

  1. вызывать несовершеннолетних, их родителей, а также лиц, их заменяющих, в органы внутренних дел для выяснения обстоятельств совершения правонарушений;
  2. объявлять несовершеннолетним правонарушителям официальное предостережение о недопустимости такого поведения; посещать местожительство несовершеннолетних правонарушителей, проводить с ними, а также с их родителями соответствующие беседы; запрашивать в соответствующих организациях необходимые сведения;
  3. доставлять несовершеннолетних правонарушителей в органы внутренних дел на срок до трех часов, подвергать их личному досмотру. В ОВД могут быть доставлены несовершеннолетние:
    1. совершившие общественно опасные деяния либо иные правонарушения до достижения возраста, с которого наступает уголовная или административная ответственность;
    2. совершившие правонарушения, влекущие меры административною взыскания, или совершившие антиобщественные действия;
    3. самовольно ушедшие из специальных учебно-воспитательных учреждений закрытого типа;
    4. направляемые в центр временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей;
    5. безнадзорные и беспризорные, нуждающиеся в помощи государства, для последующего направления в специализированные учреждения для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, или в учреждения органов здравоохранения, в том числе: оставшиеся без попечения родителей или законных представителей, заблудившиеся, подкинутые, самовольно оставившие семью, ушедшие из образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, или других детских учреждений; не имеющие места жительства, места пребывания и (или) средств к существованию.

ПДН имеет право ставить на учет подростков, систематически совершающих правонарушения, потребляющих наркотические средства и психотропные вещества.

Следует отметить, что специализация сотрудников ПДН имеет свои особенности, заключающиеся во взаимодействии с государственными, общественными организациями, имеющими заинтересованность в решении проблем детской беспризорности, безнадзорности и профилактики правонарушений. Качество работы и эффективность предупреждения правонарушений несовершеннолетних во многом зависят от такого взаимодействия.

Спросить юриста быстрее. Это бесплатно!

«Маленькие детки — маленькие бедки, а вырастут велики — большие будут» — гласит известная русская пословица. Однако, совершенно не обязательно проверять актуальность этого народного изречения на себе и своем ребенке. Но для этого родителям потребуется приложить максимум усилий по воспитанию детей с самых юных лет.

Одним из тревожных звонков, свидетельствующих о серьезных просчетах в отношениях с ребенком, может стать постановка несовершеннолетнего на учет в полицию.

Постановка на учет в ПДН несовершеннолетних, условия, основания и последствия этого решения – об этом мы поговорим в очередной статье на сайте «РазводГуру».

Основания постановки несовершеннолетнего на учет в ПДН

Перечень причин, по которым несовершеннолетних ставят на учет в полицию, прописан в нескольких нормативно-правовых актах.

В первую очередь, это Федеральный закон № 120-ФЗ от 24.06.1999 «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних». Помимо этого, работа полицейских в указанной сфере регламентируется ведомственными НПА, среди которых центральное место занимает Инструкция по организации деятельности подразделений по делам несовершеннолетних органов внутренних дел Российской Федерации, утвержденная Приказом МВД от 15 октября 2013 года.

Список оснований для постановки на учет в подразделение по делам несовершеннолетних достаточно обширен, поэтому, назовем наиболее распространенные.

  • Совершение подростком преступления. Это является безусловным основанием для его постановки на учет в ПДН. Однако, следует иметь в виду, что факт совершение преступления должен быть доказан в рамках уголовного дела.
  • Совершение подростком, не достигшим возврата привлечения к уголовной ответственности деяния, запрещенного Уголовным кодексом.

Пример: 13-летний подросток совершает кражу крупной суммы денег из соседской квартиры. Формально, его поступок подпадает под действие ч. 3 ст. 158 УК РФ, однако, в силу того, что несовершеннолетний еще не достиг возраста привлечения к уголовной ответственности, он фигурантом уголовного дела он не станет, но будет поставлен на учет в ПДН со всеми вытекающими последствиями

  • Мелкие проступки, подпадающие под действие Кодекса об административных правонарушениях. Например, появление в общественном месте в пьяном виде, за распитие спиртных напитков или пива, употребление наркотиков или психотропных веществ
  • Совершение антиобщественных действий
  • Судимость и освобождение из мест лишения свободы

При этом, на учет могут ставить как тех, кто уже достиг возраста привлечения к ответственности (уголовной, административной), так и не достигших его. Нижняя возрастная граница постановки на учет не установлена, верхняя – 18 лет.

Это важно! Перечень оснований для постановки ребенка на учет является исчерпывающим и расширительному толкованию не подлежит. Если вас интересует законность постановки ребенка на учет применительно к вашему конкретному случаю – задайте вопрос онлайн-консультанту нашего сайта

Процедура постановки на учет также регламентирована законом. Она возможна только по решению начальника территориального органа полиции или его заместителя. Указанное решение может быть обжаловано в порядке, установленном законом.

Последствия постановки на учет по делам несовершеннолетних

Если не брать во внимание эмоциональную составляющую вопроса (стресс для ребенка и его родителей), то с точки зрения закона, постановка ребенка на учет в ПДН какими-то катастрофическими последствиями не грозит. Как правило, эта профилактическая мера применяется на определенный временной промежуток и если у полиции не будет претензий к поведению несовершеннолетнего, он снимается с дальнейшего учета.

При определенных условиях, родители подростка, поставленного на учет, могут быть привлечены к административной ответственности по ст. 5.35 КоАП РФ.

После принятия решения о постановке на учет, в отношении подростка заводят специальное контрольное дело, в рамках которого с ребенком может проводиться определенная профилактическо-воспитательная работа: посещение инспектором несовершеннолетнего по месту жительства, учебы, проведение бесед, осуществление контроля за поведением, посещением определенных мест, успеваемостью в школе и т.п.

В наиболее «запущенных» случаях, несовершеннолетний может быть помещен в Центр временной изоляции на определенный срок. Однако, такая мера применяется только на основании судебного решения.

Как показывает практика, далеко не всегда детей ставят на учет в ПДН на законных основаниях. Зачастую, сотрудники полиции «перегибают палку» и используют формальный повод для того, чтобы внести ребенка в списки поднадзорных. Либо применяют такую меру, как учет в ПДН без весомых доказательств совершения ребенком того или иного проступка, что называется, «для галочки»

Нередко сотрудники «детской комнаты полиции» ставят на учет детей, участвовавших в тех или иных конфликтах, не разбираясь, кто прав, а кто виноват. С юридической точки зрения, это тоже неправильно и может быть обжаловано. Хотите узнать как? Спросите онлайн-консультанта нашего сайта прямо сейчас!

Во всех таких случаях следует обращаться за юридической помощью, писать обращения вышестоящему руководству ОВД, прокурору, а при необходимости обжаловать незаконную постановку на учет в суд. С помощью юристов уже многим родителям удалось добиться отмены незаконной постановки ребенка на учет.

Если вам нужен первичный совет юриста по конкретной ситуации – обращайтесь к онлайн-консультанту нашего сайта!

Снятие ребенка с учета в ПДН – основания и порядок

Как снять ребенка с учета в ПДН? Обычно, именно этим вопросом в первую очередь задаются родители, чьих детей угораздило попасть «на карандаш» к полицейским.

Здесь, прежде всего, следует иметь в виду, что учет несовершеннолетнего – это не навсегда.

Безусловным основанием для прекращения учета является наступление совершеннолетия ребенка.

Если в течение определенного времени несовершеннолетний вел себя безупречно и основания для проведения с ним дальнейшей профилактической работы отпали – его могут снять с учета. При этом, вопрос о досрочном снятии могут поставить родители ребенка, обратившись с соответствующим заявлением на имя начальника отдела полиции.

Наконец, снять ребенка с учета можно и даже нужно в том случае, если он был поставлен на него незаконно, т.е., без достаточных оснований. Однако, в каждом таком случае необходимо разбираться в индивидуальном порядке.

Следующий интересующий родителей вопрос — если ребенка поставили на учет в ПДН и затем сняли – отразится ли этот факт негативным образом в его дальнейшей жизни?

Чисто теоретически, информация о нахождении подростка на учете может сыграть свою пагубную роль в определенных жизненных ситуациях. Например, при поступлении в военное училище или в ВУЗ по правоохранительному профилю, а также при трудоустройстве на работу в правоохранительные органы или на госслужбу.

В некоторых случаях, если постановка на учет была связана с употреблением алкоголя или наркотиков, информация об этом может быть передана в местный наркодиспансер.

Есть вопросы к юристу по теме статьи? Заполните форму обращения к онлайн-консультанту, оставьте свои контактные данные и дождитесь ответа!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *