Общедомовой прибор учета тепла в многоквартирном доме: благо или наказание

Поставка теплоснабжения в квартиры осуществляется в холодное время года. Поэтому в сезон квитанции за коммунальный ресурс имеют повышенный размер. Нередко плата за потребляемую услугу завышается УК – во избежание такой ситуации рекомендуется поставить счетчик на отопление в квартире. Но эта процедура имеет правовые нюансы, положительные и отрицательные стороны.
По всем возникающим вопросам, касательно процедуры и нормативного регулирования установки индивидуальных приборов учета (ИПУ) в квартирах, можно обращаться бесплатно к жилищным юристам нашего портала через форму ниже или во всплывающем окне консультанта внизу сайта.

Пошаговая инструкция установки теплосчетчика.

Законодательство о счетчиках на отопление в квартире

Правила по установке и использованию тепловых счетчиков закреплены в разных нормативно-правовых документах. Например, в ФЗ №261 (с последними изменениями 2020 года) указывает на то, что жилые объекты и другие здания, в которые поставляется ресурс, следует оснащать приборами учета, в т. ч. индивидуальными устройствами. В обязанности собственников помещений входит обеспечение сохранности оборудования, контроль над рабочим состоянием, а также проведение поверки и замены.

Дополнительно использование счетчиков на отопление регулируется ФЗ №190 (в актуальной версии 2020 года). В статье №4 указано, что ввод в эксплуатацию и подключение новых потребителей невозможно без предварительного монтажа приборов учета.

Обязанность за установку ИПУ и общедомовых устройств лежит на владельцах МКД, которые в самостоятельном порядке регулируют их сохранность или заключают договор с управляющими организациями.

К сведению: на этапе возведения многоквартирного дома застройщик должен монтировать приборы учета до получения разрешения на сдачу МКД.

Посмотрите видео: «Новшества в законодательстве про установку индивидуальных приборов учета тепла в квартирах и их разновидности.»

Нормативы потребления отопления в МКД без счетчика с 2020 года

В таблицах приведены нормы потребления отопления из расчета на сезон продолжительностью девять месяцев. Единицей является Гкал на 1 м2 всех помещений в МКД:

Строения, возведенные включительно до 99 года:

Таблица 1.

Этаж Без коэфф. С коэф. периодичности
1, 3, 4 0,025 0,01875
2 0,023 0,01725
5-9 0,021 0,01575
от 10 0,02 0,015

МКД, построенные после 99 г.:

Таблица 2.

Этаж Без коэфф. С коэф. периодичности
1 0,02 0,015
2, 6, 7 0,018 0,0135
3-5, 8, 9 0,019 0,01425
от 10 0,016 0,012

С 01.07.16 г. формула, по которой рассчитываются начисления за коммунальный ресурс для зданий, не оснащенных приборами учета, Постановление Правительства №603 внесло корректировочный коэффициент.

Размер исчисляется путем деления продолжительности отопительного сезона на общее количество месяцев в году (ПП №354, Приложение №2, п. №2). Иными словами, если власти субъекта издали приказ о расчете норматива за 9 мес., но с распределением на год, то коэффициент периодичности составит 9/12.

Общедомовые счетчики на отопление в многоквартирном доме

Владельцы квартир, проживающих в МКД, вправе разрешить ситуацию с высоким потреблением тепла, установив ИПУ вместо общедомового прибора учета. Однако это не самый экономичный способ, т. к. цена на оборудование высокая. Итоговую стоимость следует разделить на всех собственников и тогда сумма получится приемлемой.

С общего прибора учета показания снимаются ежемесячно сотрудниками управляющей компании или ТСЖ. Оплата производится в соответствии с метражом каждой жилой площади. Дополнительно действует правило субсидий и перерасчета. Последний вариант подразумевает возврат средств, если температура батарей и окружающего воздуха в квартире не соответствует нормам.

Кто устанавливает

Устанавливается теплосчетчик на основании решения жильцов многоквартирного дома. Для этого инициируется собрание, где обсуждается монтаж. Дополнительно определяют, кто будет инспектировать элемент ОДИ, снимать показания, а также формировать счета на оплату.

Решение заносится в протокол, затем в УК направляется заявление о согласии установить оборудование. Основная цель монтажа общедомового прибора – низкая цена. Но в результате экономическая обоснованность может не иметь ожидаемого эффекта. Например, в старых домах недостаточная теплоизоляция, которая влечет повышенный расход ресурса.

Формула расчета отопления по общедомовому счетчику

Pi = ( Vi + (Si x (Vд — ∑Vi)) / Sоб) x Тт,

где:

  • Pi – объем взноса за отопление по одному объекту недвижимости, получаемый по итогам расчета (руб.);
  • Si – метражность квартиры или нежилого помещения;
  • Sоб – общая м2 МКД;
  • Vд – показатель потребления энергии на основании ОДПУ, если рассчитывать в рамках сезона или от среднего объема за 12 месяцев;
  • Тт – действующий тариф в регионе на ресурс;
  • Vi – индивидуальное потребление тепла;
  • ∑Vi – суммарный объем по дому.

Особенности установки индивидуальных счетчиков на отопление в многоквартирном доме

Нюансы установки счетчика на отопление.

Согласно Федеральному закону №261 в МКД, подключенные к центральной системе теплоснабжения, нужно монтировать ОДПУ. Наличие общего устройства по учету тепла позволяет владельцам объектов устанавливать дополнительные индивидуальные приборы.

Переход на ИПУ осуществляется за счет собственника недвижимости. Монтаж и порядок расчета платы за потребляемый ресурс зафиксирован в законодательстве – ПП №354.

Выгодно или нет ставить индивидуальный счетчик тепла в квартиру

Планируя переход на ИПУ, владельцев волнует – будет ли установка счетчика отопления для квартиры выгодна или нет. Фактически собственник расходует средства только за тепло, которое отдают радиаторы, т. е. нет возмещения теплопотери. Для повышения экономии нужно предотвратить любые источники ухода ресурса – утеплить объект, установить герметичные стеклопакеты и т. п.

Возврат денег и экономия происходит, если устанавливать индивидуальный счетчик по требованиям закона:

  • получено разрешение на монтаж и соблюдены условия от РСО;
  • направлено извещение председателю дома или инспектирующему сотруднику;
  • в отдельной квартире допускается только один прибор учета;
  • проектная документация согласована с ресурсоснабжающим предприятием;
  • по итогам работы – счетчик опломбирован сотрудниками управляющей компании (на руки собственнику выдается акт).

Соблюдение всех требований достаточно проблематично, хотя в итоге владелец получает право ставить индивидуальное устройство, которое снизит ежемесячный размер платы за отопление. Рациональным вариантом является установка прибора учета в новостройке, где в каждом помещении есть разводка с отдельной трубой для подачи тепла.

Однако и в этом случае возникают препятствия, ставящие под сомнение законность мероприятий.

К примеру, ранее в ПП №261 указано, что показания с ИПУ допускается принимать, если соблюдены условия:

  • тепловые счетчики установлены во всех жилых помещениях;
  • на входе в ЦС есть общедомовой прибор учета.

Стимуляция граждан устанавливать индивидуальные счетчики тепла в квартирах.

В 2020 году законодательство в отношении квартирных ИПУ претерпело изменения.

На заметку: современные модели оснащены электронными микросхемами, выдающие сведения о температурных показателях, расходе и фактическом использовании тепла.

Пример расчета платы за отопление при наличии счетчиков

После того как собственник решил поставить счетчик на отопление в квартире многоквартирного дома, необходимо рассчитать будущий размер взносов. Для этого применяется следующая формула:

Pi = ( Vi + (Si x (Vд — ∑Vi)) / Sоб) x Тт,

Характеристики для исчисления на примере:

  1. Общая площадь объекта – 43 м2 (Si).
  2. Суммарный метраж МКД – 5400 м2(Sоб).
  3. Объем потребляемого тепла по показаниям ОДПУ – 130 Гкал (Vд).
  4. Расход ресурса по индивидуальному счетчику – 0,4 Гкал (Vi).
  5. Площадь квартиры, оснащенных ИПУ по теплоснабжению – 1050 м2 (∑Vi).
  6. Потребление энергии по ИПУ – 18 Гкал.
  7. Действующий тариф – 1550 рублей за 1 Гкал (Тт).

Если установить счетчик тепла в квартире с центральным отоплением, то размер ежемесячных взносов будет рассчитываться так:

Учитывая, что известно общее потребление ресурса в отдельном объекте недвижимости по индивидуальному прибору – 0,4 Гкал, нужно рассчитать ∑Vi, т. е. суммарный расход на весь МКД. Но в данном случае принимаются только показатели помещений, оснащенные ИПУ.

(4350 м2 х (18 Гкал / 1050 м2)) + 18 Гкал = 91,95 Гкал,

где:

  • 1050 м2 – общая метражность квартир, в которых нет индивидуальных счетчиков;
  • 18 Гкал – расход отопления по показаниям ИПУ;
  • 1050 м2 – площадь объектов, где установлены отдельные приборы учета потребления ресурса.

Так, ∑Vi = 91,95 Гкал, поставляемая во всех жилые помещения.

Далее, имея расчеты, можно определить объем ежемесячных взносов:

(0,4 Гкал + ((43 м2 х (130 Гкал-91,95 Гкал)/5400 м2)) х 1550 рублей = 1086 р. 55 коп.

Таким образом, установленный счетчик на батарею отопления в квартире позволяет оплачивать 1086, 55 руб. в месяц. Как правило, по показаниям ОДПУ взнос за полученное тепло при таком метраже составляет ~2200 р. – выгодно или нет монтировать ИПУ, собственник решает сам.

Правовое регулирование

В законодательстве РФ произошли изменения, касающиеся действующих Правил по услугам на отопление в МКД. Так, 28.12.18 г. вышло ПП №1708, которое содержит обновленные положения и условия обеспечения теплоснабжением квартир в многоэтажках.

Суть корректировок:

  1. Наличие счетчика тепла допускается в горизонтальной или вертикальной системе отопления.
  2. Если имеет развязка из двух труб, то оборудование становится на входе в объект недвижимости. В остальных случаях устанавливаются отдельные распределители.
  3. Тепловой счетчик, смонтированный в соответствии с Правилами, УК или ТСЖ обязаны ввести в эксплуатацию и принимать показания с ИПУ для последующих расчетов за отопление.
  4. Упразднен норматив, требующий установки индивидуальных счетчиков во все помещения МКД.
  5. Оплачивать потребленный ресурс следует согласно ПП №354. Нормативный акт указывает, что собственник должен перечислять взносы по ИПУ + средства для обогрева ОДИ.
  6. Обновление вступило в силу с 01.01.19 г.

На заметку: обязательное требование для установленных индивидуальных приборов – наличие в доме ОДПУ. В противном случае ИПУ монтировать бессмысленно, т. к. показания не учитываются.

Куда обращаться за установкой

После принятия решения установить счетчики на отопление в квартирах в доме, нужно согласовать процедуру с УК или ТСЖ. Получив разрешение, допускается приступать к монтажу.

Пошаговая инструкция:

  1. Письменное обращение в управляющую компанию. Организация вправе удовлетворить просьбу владельца квартиры, если к заявлению приложены копии бумаг – технический паспорт на объект, свидетельство о собственности, документы на счетчик.
  2. Затем УК выдвигает тех. требования, необходимые для монтажа прибора учета.
  3. Разработка проекта автономной системы отопления. Подготовкой документации занимается фирма, которая получила заявку на проведение работ.
  4. Полученные бумаги направляют на согласование с ресурсоснабжающим предприятием.

Как считать тепла в домах до и после 2005.

Приобретать счетчик до разрешения не нужно, т. к. РСО вправе выдать обоснованный отказ. Лишь имея на руках пакет документов можно поставить энергетический прибор учета. Оборудование должно соответствовать действующим нормативам.

На заметку: у продавца следует запросить товарно-кассовый чек, инструкцию, гарантийный талон, а также копию сертификата качества на устройство.

Организацию, которая будет проводить установку, нужно проверить наличие лицензирования деятельности и провести сравнительный анализ конкурентов. Эксперты рекомендуют опираться на сертификаты, выписки из ЕГРЮЛ, а также допуски СРО.

Дополнительно следует проверить квалификацию специалистов компании, наличие необходимого оборудования и качество ранее выполненных работ. Желательно, чтобы у монтажников был соответствующий комплект.

На заметку: договор с фирмой по установке счетчиков на отопление должен предусматривать гарантий срок. В противном случае если УК не примет результаты и будут замечания, собственнику придется ещё раз платить за ту же услугу.

Помимо прибора учета, нужно приобрести дополнительные механизмы, устройства:

  • байпас;
  • регулятор температуры;
  • систему фильтрации на магистраль;
  • тройники;
  • другие тех. приспособления.

Далее, счетчики отопления пломбируются с обязательным снятием старых показаний. Процедуру выполняет представитель управляющей компании или работник РСО.

Заявление и документы

Индивидуальный счетчик отопления, как и другое измерительное оборудование, комплектуется техническим паспортом и сертификатом качества. Бумаги подтверждают первичную апробацию устройства на заводе. Характеристики наносятся на корпус в виде штампа или наклейки. Периодичность проверки и контрольное тестирование зависят от модели. Средние показатели этого срока составляют – 1 раз в 4 года.

Проверка и снятие показателей с ИПУ

Любое измерительное устройство следует регулярно проверять. Процедурой контролируется работоспособность счетчика отопления, а значит показания, переданные собственником, корректны. Первая поверка осуществляется производителем на заводе. Удостоверением является клеймо, расположенное в верхней части прибора. Документы визируют соответствующим штампом. После этого надзором занимается управляющая компания, ТСЖ или РСО не реже одного раза в 4 года.

Для проведения процедуры следует направить заявление в:

  • лицензированную компанию;
  • сервисный центр производителя счетчика на отопление;
  • подразделение Ростеста.

Алгоритм снятия показаний с ИПУ идентичен с другими приборами учета. Разница между цифрами в прошлом отчетном периоде и фактическом умножается на ставку по тарифу. Итоговую сумму нужно оплатить.

К сведению: счетчики на отопление определяют расход ресурса в кВт, а подавать показания следует в Гкал. Для перевода значений нужно исходную цифру умножить на 0,0008598.

В 2020 году осуществлять расчетные операции за потребляемое тепло с ИПУ допускается, если счетчики установлены в большинстве помещений МКД. Обновленное законодательство разрешает установку приборов учета по отоплению при наличии проектной документации и ОДПУ в многоэтажке. После монтажа устройства собственник вправе самостоятельно регулировать температуру в помещениях и объем потребления. Доплачивать нужно только за обогрев общедомового имущества.

Примечательно, что в июле 2020 г. в РФ начался масштабный проект по реконструкции старых домов и возведению новых МКД. Согласно законодательству они должны оснащаться исключительно энергоэффективными счетчиками на отопление, в т. ч. ИПУ. К примеру, в Санкт-Петербурге и Казани уже производят установку индивидуальных приборов учета.

Посмотрите видео: «Личные счетчики на отопление в квартире и нюансы их установки в старых домах.»

Возможно ли поставить в квартире счетчик тепла и использовать его для расчета платы за отопление? Что говорит по этому поводу действующее законодательство? И если возможно, то каковы должны быть действия граждан, которые хотят перейти на оплату услуг теплоснабжения, исходя из показаний квартирного счетчика? На эти вопросы отвечает Иван Уженцев, главный специалист ЗАО «Юрэнергоаудит»

Установка счетчика тепла в квартире: что говорит законодательство?

Начнем с того, что Федеральный закон Российской Федерации от 23 ноября 2009 г. N 261-ФЗ предписывает до 01.01.2012 года всем собственникам жилья установить как общедомовые счетчики энергоресурсов, так и квартирные счетчики воды, электроэнергии, газа, а, при наличии технической возможности, — квартирные счетчики тепла.

Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 г №354 (ред. от 14.02.2015 г.) «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» потребителю дается право принимать решение об установке индивидуального общеквартирного или комнатных приборов учета тепловой энергии.

В каких квартирах можно устанавливать счетчики тепла?

Установка квартирных счетчиков тепла, как правило, предусматривается с горизонтальной поквартирной разводкой труб — в квартиру заходит только один стояк отопления и от него запитаны все остальные радиаторы отопления в квартире по кольцу.

Законодательство запрещает установку счетчиков тепла в квартирах домов с вертикальной разводкой — в квартиру заходит несколько стояков отопления и от каждого стояка в квартире запитан только один радиатор отопления (Приказ Минрегиона РФ от 29 декабря 2011 г. N 627).

Порядок действий при установке счетчиков тепла

Если Вы решили перейти на оплату услуг теплоснабжения исходя из показаний счетчика тепла в квартире, необходимо выполнить следующее:

  1. Необходимо убедиться в возможности установки счетчика тепла. Желательно составить акт обследования, что установка прибора учета в вашей квартире технически возможна.
  2. При наличии возможности установки устранить все возможные источники теплопотерь: промерзающие углы, щели в окнах, плохо утепленные входные двери. Только тогда монтаж счетчика учета тепла принесет ощутимую материальную экономию.
  3. Обратиться в ЖЭК, ТСЖ или управляющую компанию для предоставления технических условий, в которых прописано, что необходимо для подключения счетчика в вашей квартире.
  4. Определиться с типом квартирного счетчика тепла: механический или ультразвуковой. Покупать счетчик тепла рекомендуется в специализированной (легальной) компании. При покупке взять кассовый и товарные чеки, сертификат качества, инструкцию по эксплуатации.
  5. На основе полученных технических условий надо обратиться в специализированную компанию, занимающуюся проектированием, монтажом, а также обслуживанием объектов теплоснабжения для заказа «проекта на установку счетчика тепла».
  6. Вызвать специалиста для проведения обследования теплового ввода в квартиру и выполнения необходимых замеров.
  7. Разработать проект на установку квартирного счетчика тепла.
  8. Подготовленный проект согласовать в ЖЭК, ТСЖ или управляющей компании.
  9. Произвести монтаж счетчика тепла и пусконаладочные работы.
  10. После установки тепловой счетчик пломбируется представителем ЖЭКа, ТСЖ или управляющей компанией, и подписывается акт о его приеме и допуска в эксплуатацию.
  11. Далее оплату услуг теплоснабжения можно осуществлять по показаниям счетчика тепла.

Кто может устанавливать счетчики тепла в квартиру?

Устанавливать счетчики тепла должна лицензированная компания. При выборе своего подрядчика обратите внимание на следующее:

  • наличие информации о компании в ЕГРЮЛ;
  • наличие всей необходимой документации (сертификаты, свидетельства, допуски СРО);
  • наличие спецоборудования и квалифицированных специалистов; осуществление полного перечня монтажных работ;
  • возможность выезда инженера на квартиру для осмотра коммуникаций;
  • наличие гарантии на проводимые работы.

Переход на оплату за тепло по счетчику: правовая коллизия

При этом, впрочем, нельзя не отметить существование правовой коллизии, которая в настоящее время серьезно затрудняет переход на оплату услуги теплоснабжения исходя из показаний квартирного прибора учета тепла.

Дело в том, что в соответствии с п. 42 (1) ПП РФ №354, которое мы уже цитировали выше, в многоквартирном доме, который оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии и в котором не все жилые или нежилые помещения оборудованы индивидуальными и (или) общими (квартирными) приборами учета (распределителями) тепловой энергии, размер платы за отопление в жилом или нежилом помещении не оборудованным прибором учета определяется:

  • исходя из показаний общедомового прибора учета тепловой энергии и доли площади помещения занимаемой в общей площади многоквартирного дома.

В многоквартирном доме, который оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии и в котором все жилые и нежилые помещения оборудованы индивидуальными и (или) общими (квартирными) приборами учета (распределителями) тепловой энергии, размер платы за отопление в жилом и нежилом помещениях определяется:

  • исходя из показаний индивидуального и (или) общего (квартирного) прибора учета и количества тепловой энергии на общедомовые нужды приходящееся на каждое помещение, как доли площади помещения занимаемой в общей площади многоквартирного дома.

Также письмом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ (Минстрой России) №11362-02/04 от 23.06.2014 поясняется п. 42 (1) ПП РФ №354, что размер платы за коммунальную услугу по отоплению исходя из показаний и индивидуальных (квартирных) приборов учета возможна только при оборудовании индивидуальными приборами учета всех жилых и нежилых помещений многоквартирного дома.

Получается, что в действующей редакции ПП РФ №354 размер платы за отопление по установленному счетчику тепла будете производить только в том случае, если во всех жилых и нежилых помещениях многоквартирного дома имеются коллективные (общедомовые), общие (квартирные) и индивидуальные счетчики тепла, а иначе — исходя из норматива потребления тепловой энергии на отопление.

В тоже время в соответствии с п. 23 ПП РФ №307 от 23.05.2006 г., при оборудовании многоквартирного дома коллективным (общедомовым) прибором учета и оборудовании частично или полностью индивидуальными и (или) общими (квартирными) приборами учета помещений в таком доме размер платы за коммунальные услуги, потребленные в жилом и в нежилом помещении, оборудованном или не оборудованном индивидуальными и (или) общими (квартирными) приборами учета, определяется для отопления исходя из следующего:

  • ежемесячный размер платы за отопление в помещении, не оборудованном приборами учета, определяется по нормативу потребления тепловой энергии на отопление,
  • ежемесячный размер платы за отопление в жилом или нежилом помещении многоквартирного дома, оборудованном приборами учета, определяется по среднемесячному объему потребления тепловой энергии на отопление за предыдущий год.

Как видим, в действующем законодательстве наличиствуют несогласующиеся друг с другом нормы, регламентирующие возможность организации расчетов за услугу теплоснабжения, исходя из показаний квартирных счетчиков тепла.

Чтобы найти выход из создавшейся правовой ситуации, лучше всего обратиться в управляющую компанию или в правление ТСЖ, если предложенное решение не устроит, то следует поставить этот вопрос на голосование на общем собрании собственников жилья.

Иван Уженцев, главный специалист ЗАО «Юрэнергоаудит»

Правительство РФ не выполнило постановления Конституционного Суда РФ от 10.07.2018 года №30, от 20.12.2018 №46 и поддерживает законодательную инициативу Минстроя России по отмене обязанности устанавливать индивидуальные приборы учета тепловой энергии!
Анализ действующих несправедливых формул расчетов за отопление в ПП РФ от 06.05.2011 №354 и предложение справедливых формул для расчетов за отопление по индивидуальным приборам учета тепловой энергии:

Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 10.07.2018 №30 обязало Правительство Российской Федерации предусмотреть справедливый порядок определения платы за коммунальную услугу по отоплению в многоквартирных домах, в которых хотя бы одно, но не все помещения, оборудованы индивидуальными приборами учета тепловой энергии.

Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 20.12.2018 №46 предписало Правительству Российской Федерации незамедлительно внести необходимые изменения в действующее правовое регулирование, в том числе предусмотреть порядок определения платы за коммунальную услугу по отоплению в многоквартирных домах, отдельные жилые помещения в которых были переведены на индивидуальные квартирные источники тепловой энергии, имея в виду обоснованность возложения на собственников и пользователей таких жилых помещений лишь расходов, связанных с потреблением тепловой энергии в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме или, другими словами, — потреблением тепловой энергии на общедомовые нужды (ОДН).

Во исполнение данного постановления КС РФ №30 правительство РФ издало постановление №1708 от 28.12.2018 года, в котором содержатся формулы 3 для определения размера платы за отопление в многоквартирном доме (МКД), в котором ни одно жилое или нежилое помещение не оборудовано индивидуальными приборами учета (ИПУ) тепловой энергии и индивидуальными квартирными источниками тепловой энергии (ИИТЭ) и 3(1) для определения размера платы за коммунальную услугу по отоплению в i-м жилом или нежилом помещении в многоквартирном доме, который оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии и в котором хотя бы одно, но не все жилые и нежилые помещения оборудованы индивидуальными и (или) общими (квартирными) приборами учета тепловой энергии. В данной формуле имеется отсылка к формуле 3(7), по которой определятся объем (количество) потребленной за расчетный период тепловой энергии, приходящийся на не оборудованное индивидуальным и (или) общим (квартирным) прибором учета i-е помещение (жилое или нежилое) в многоквартирном доме, который оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии и в котором хотя бы одно, но не все жилые и нежилые помещения оборудованы индивидуальными и (или) общими (квартирными) приборами учета тепловой энергии:

∑Vипу

Vi бпр = Si ×————-

∑Siипу

где:

Si — общая площадь не оборудованного индивидуальным и (или) общим (квартирным) прибором учета i-го помещения (жилого или нежилого) в многоквартирном доме;

∑Vипу — сумма объемов (количества) тепловой энергии, определенных по показаниям индивидуальных и (или) общих (квартирных) приборов учета за расчетный период при осуществлении оплаты коммунальной услуги по отоплению в течение отопительного периода, а при оплате равномерно в течение календарного года — исходя из среднемесячного объема потребления тепловой энергии на отопление в многоквартирном доме по показаниям индивидуальных и (или) общих (квартирных) приборов учета за предыдущий год;

∑Siипу — сумма площадей i-х помещений (жилых или нежилых) в многоквартирном доме, оборудованных индивидуальными и (или) общими (квартирными) приборами учета, с применением показаний которых осуществляется расчет платы.

Нетрудно понять, что если разделить показания индивидуальных приборов учета тепла на площадь квартир, которые такими приборами оборудованы, то получится среднее количество тепла за квадратный метр, которое потребили экономные граждане (или даже один гражданин), которые установили себе счётчики тепла и озабочены проблемой энергосбережения. Очень странно, что это среднее число дальше умножается на площадь тех квартир, которые установкой индивидуальных приборов учёта тепла не озаботились. Таким образом, если в одной квартире экономный гражданин установит себе индивидуальные приборы учёта тепла, терморегуляторы, стеклопакеты и примет другие меры к энергосбережению, то индивидуальное потребление в остальных квартирах будет измеряться исходя из показаний индивидуальных приборов одного этого гражданина. И устанавливать индивидуальные приборы учета остальным гражданам совсем не интересно, а граждане с ИПУ тепла начнут их массово снимать, и тогда никто не будет сохранят энергию в помещениях и осуществлять иные меры к энергосбережению. В многоквартирном доме, в котором один единственный собственник, установивший индивидуальные приборы учёта тепла, может легко, посчитав стоимость услуги по отоплению с помощью формулы из ПП РФ №1708, обнаружить, что индивидуальное потребление составляет лишь четверть в получившейся сумме, а три четвертых собственник с ИПУ платит за всех остальных. К таким же результатам пришли и другие граждане, которые установили себе индивидуальные приборы учёта. Никакой справедливости в этих формулах нет и в помине.

По нашему глубокому убеждению, в Постановлении Правительства от 28.12.2018 года №1708 завышение платы за отопление помещений, оборудованных ИПУ тепла и ИИТЭ, было сделано исполнителем вполне осознанно, с пониманием того, что собственники за отопление в этих помещениях, особенно при наличии небольшого числа помещений, оборудованных ИПУ тепла и ИИТЭ, будут платить необоснованно больше, чем собственники помещений, не оборудованных ИПУ тепла и ИИТЭ.

Целью такой антисоциальной несправедливой методики является создание заведомо невыгодных условий и формул расчета за отопление в помещениях с индивидуальными приборам учета тепла и ИИТЭ. В такой методике заинтересованы тепловые монополии, которые получают дополнительные сверхприбыли, от подачи в МКД избыточного, ненужного собственникам объема тепловой энергии на отопление, выпускаемого ими в атмосферу.

Особенно это становится понятным по следующему шагу Минстроя России, тепловых монополий и Правительства Российской Федерации на пути уничтожения индивидуального учета тепла в МКД, которым стала инициатива Минстроя России по отмене в ст.13 федерального закона от 23.11.2009 года №261-ФЗ «Об энергосбережении…» обязательности устанавливать в новых и капитально ремонтируемых многоквартирных домах индивидуальных приборов учета тепловой энергии, поручив эту обязанность собственникам помещений в МКД (см. Приложение 1. Письмо зам. министра строительства и ЖКХ А.В.Чибиса от 20.11.2018 года №46500-АЧ/04 с докладом «О целесообразности отмены обязательности установки индивидуальных приборов учета тепловой энергии в многоквартирных домах» за подписью Министра строительства и ЖКХ В.В.Якушева на согласование в Минэнерго, МЭР, ФАС). Доклад базируется на ложных предположениях Ассоциации «Совет производителей энергии» о невозможности в МКД индивидуального учета тепла по ИПУ тепла, а также повышении на 20% потребления тепловой энергии в помещении, соседнем с помещением, снизившим температуру воздуха в помещении на 1 оС. Опровержение предположений Ассоциации «Совет производителей энергии» приведено в книге ведущего теплофизика в строительстве профессора Е.Г Малявиной. Теплопотери здания. Справочное пособие. Издание АВК-Пресс. Москва. 2007. Источник: . В котором указано, что потери теплоты через внутренние ограждения помеще­ний настолько малы, что их можно не учитывать, если разность температур воздуха в этих помещениях составляет 3°С и менее (стр.88).

Примеры расчетов показывают, что если в помещении 1 стандартного жилого МКД снижена температура воздуха с 18оС на 1оС, то в соседнем помещении 2 для сохранения температуры воздуха в 18оС потребуется повышение потребления тепловой энергии около 1-го %, в то время как при снижении температуры на 1оС в помещении 1 экономия тепловой энергии составит примерно 6%. На этой физической основе базируется концепция энергосбережения в зданиях. Так, что нет никакого 20%-го повышения потребления тепловой энергии, противоречащего физическим законам, как это утверждает Минстрой России. Как показала практика, оснащение помещений во вновь строящихся, капитально ремонтируемых и уже существующих МКД приборами регулирования и учета тепловой энергии приводит к устранению перетопов и экономии потребления тепловой энергии в среднем на 20%.

Минстрой России, обладая законодательной инициативой, решил обойти Постановления Конституционного Суда Российской Федерации, изменив Федеральный закон «Об энергосбережении…».

То есть, фактически делая для граждан в МКД невыгодной экономию энергии и невозможным индивидуальный учет тепловой энергии в новых и капитально ремонтируемых домах, оставляя гражданам один удел — по рабски платить за перетопы тепловым монополиям, Минстрой цинично и издевательски считает, что стимулирует граждан к экономии и рациональному использованию тепловой энергии!

Таким образом, при отмене обязательности устанавливать в новых и капитально ремонтируемых домах ИПУ тепла данные приборы не будут предусмотрены застройщиками в проектах. Это приводит к:

  1. Тому, что будущие собственники помещений не смогут влиять на установку ИПУ тепла на стадии проектирования, а, значит, нарушаются их конституционные права на получение за свои деньги энергоэффективного жилья, в котором собственник может регулировать свое энергопотребление и платить за него в соответствии со своими потребностями по показаниям ИПУ и КПУ тепла, не переплачивая за навязываемое тепловыми монополиями ненужное ему количество тепловой энергии.

  2. Невозможности «по техническим причинам» установки ИПУ тепла без переделки проекта МКД, что фактически навсегда закрывает собственникам помещений справедливый расчет за регулирование потребления тепловой энергии в помещении.

  3. Переплате за услуги отопления в МКД в среднем на 30-50% для помещений, оборудованных ИПУ тепла, и в несколько раз для помещений, оборудованных индивидуальными источниками тепловой энергии (см. Приложение 4).

  4. Поощрению противоправного поведения расточительных неэкономных собственников помещений, повышенные расходы тепла которыми будут оплачиваться всеми собственниками помещений в МКД.

  5. Массовому снятию уже установленных ИПУ тепла в МКД, не полностью оборудованных такими приборами.

  6. Нарушению принципов правовой определенности, справедливости и соразмерности ограничений прав и свобод, а также баланса конституционно значимых ценностей, публичных и частных интересов с перекосом в сторону производителей тепловой энергии.

Не надо обладать выдающимися математическими способностями, чтобы понять тот факт, что на граждан, которые не имеют индивидуальных приборов учета тепла, должны распределяться не результаты теплопотребления экономных граждан, а как раз то, что останется после определения для данного жилого и нежилого помещения суммы показаний индивидуальных приборов учета и доли данного помещения на содержание общих помещений.

Представляется необходимым заменить формулы 3, 3(1), 3(6) и 3(7) для справедливого определения потребления тепловой энергии в жилых и нежилых помещениях, часть которых, но не все, оборудованы счётчиками (ИПУ) тепла, и часть помещений, но не все, оборудованы индивидуальными источниками (например, газовыми котлами) тепловой энергии (ИИТЭ), на следующие.

Универсальная формула для МКД, часть помещений в которых оборудованы ИПУ тепла и ИИТЭ, определяется по формуле 3(1):

(Vд — ∑Vi пр — ∑Vi инд) × Sои

Рi пр цо = (Vi пр + ——————————————— × Si пр) × Tт, 3(1)

(Sоб — ∑Sj инд + Sои) × Sоб

Vд × Sои

Vi инд = Si инд × ————————————- , 3(6)

Sоб × (Sоб — ∑Sj инд + Sои)

Для помещений, оборудованных ИИТЭ, плата за отопление определяет только как доля в ОДН на отопление общих помещений по формуле 3(7):

P i инд = Vi инд × Тт. 3(7)

Для помещений, не оборудованных индивидуальными приборами учета, плата за отопление определяется по формуле 3(8):

Sj бпр

P j бпр цо = (Vд — ∑Vi инд — ∑(Vi пр + Vi пр одн))× ————— × Тт, 3(8)

∑Sj цо бпр

где

(Vд — ∑Vi пр — ∑Vi инд) × Sои

Vi пр одн = —————————————— × Si пр, 3(9)

(Sоб — ∑Sj инд + Sои) × Sоб

Si пр – площадь жилого или нежилого помещения, которое оборудовано индивидуальными приборами учёта;

∑Sj цо бпр — площадь жилого или нежилого помещения, которое не оборудовано индивидуальными приборами учёта;

Vд — общедомовое теплопотребление многоквартирного дома по показаниям общедомового прибора учёта тепла за расчётный период;

∑Vi бпр – объем теплопотребления всех жилых или нежилых помещений, которые оборудованы индивидуальными приборами учета, определенный исходя из показаний таких приборов;

Sоб – общая площадь жилых и нежилых помещений многоквартирного дома;

Sои – суммарная площадь общих помещений;

∑Sj инд – площадь жилых и нежилых помещений, оборудованных ИИТЭ;

Всегда соблюдается условие равенства всех платежей платежам по коллективному прибору учета тепловой энергии

∑Р i пр + ∑P j бпр + ∑P i инд = Vд×Тт . 3(10)

Если в МКД отсутствуют помещения с ИПУ тепла, но есть помещения с ИИТЭ, тогда в формуле 3(1) ∑Vi пр =0, Vi пр = 0 и плата за отопление в помещениях, не оборудованных ИИТЭ и ИПУ тепла, определяется по модифицированной из формулы 3(1) формуле 3(11):

(Vд — ∑Vi инд) × Sои

Рi бпр цо = ————————————- × S j бпр × Tт, 3(11)

(Sоб — ∑Sj инд + Sои) × Sоб

Если в МКД отсутствуют помещения с ИИТЭ, но есть помещения с ИПУ тепла, тогда в формуле 3(1) ∑Vi инд = 0, Vi инд = 0, ∑Sj инд = 0 и плата за отопление в помещениях, оборудованных ИПУ тепла, определяется по модифицированной из формулы 3(1) формуле 3(12):

(Vд — ∑Vi пр) × Sои

Рi пр цо = (Vi пр + —————————— × Si пр) × Tт, 3(12)

(Sоб + Sои) × Sоб

Для помещений в МКД, в которых хотя бы одно жилое или нежилое помещение, но не все, не оборудованы ИПУ тепла, плата за отопление определяется для помещений без ИПУ тепла по модифицированной из формулы 3(7) формуле 3(13)

P j бпр цо = (Vд — ∑(Vi пр + Vi одн))× ————— × Тт, 3(13)

∑Sj цо бпр

Для помещений в МКД, оборудованных коллективным прибором учета тепловой энергии и в которых ни одно жилое или нежилое помещение не оборудовано ИПУ тепла и ИИТЭ, плата за отопление определяется по модифицированной из формулы 3(1) формуле 3(14)

Vд × Sои

Рi бпр цо = ————————- × S j бпр × Tт. 3(14)

(Sоб + Sои) × Sоб

Данные формулы проверены, полностью сочетаются между собой и проверка по платежам сходится в ноль без остатка.

Применение же формул, содержащихся в постановлении правительства РФ №1708 от 28.12.2018 года, и отмена обязательности установки ИПУ тепловой энергии в МКД по ст 13 Федерального закона от 23.11.2009 №261-ФЗ, делает недостижимыми цели, указанные в постановлениях Конституционного Суда РФ от 10.07.2018 №30 и от 20.12.2018 №46, а именно: справедливого прозрачного распределения платы за отопление в МКД, соблюдение исполнительной и законодательной властями:

  1. Обязанности обеспечить необходимые правовые, организационные и экономические условия для приобретения гражданами коммунальных ресурсов (коммунальных услуг) в объеме, достаточном для удовлетворения их жизненных потребностей, и надлежащего качества;

  2. Принципа стимулирования энергосбережения в целях сохранения ресурсов для будущих поколений.

  3. Принципов определенности, справедливости и соразмерности вводимых ограничений конституционно значимым целям, с тем чтобы достигался разумный баланс имущественных интересов участников данных отношений применительно к порядку определения объема потребляемого собственниками и пользователями помещений в многоквартирном доме коммунального ресурса и взимаемой за него платы.

В связи с изложенным, считаем:

  1. Постановление Правительства Российской Федерации от 28.12.2018 №1708 частично не соответствует Постановлению от 10.07.2018 №30 и Постановлению от 20.12.2018 №46 Конституционного суда Российской Федерации и поэтому в соответствие с ч.6 ст 125 Конституции Российской Федерации «Акты или их отдельные положения, признанные неконституционными, утрачивают силу» не имеет юридической силы в указанной части (формулы 3, 3(1), 3(3) и 3(7)) и подлежит отмене до принятия новых формул, которые предложены в данном обращении.

  2. Инициатива Минстроя России по отмене в ст.13 федерального закона от 23.11.2009 года №261-ФЗ «Об энергосбережении…» обязанности застройщиков устанавливать в новых и капитально ремонтируемых многоквартирных домах индивидуальных приборов учета тепловой энергии, поручив эту обязанность собственникам помещений в МКД (Письмо зам. министра строительства и ЖКХ А.В.Чибиса от 20.11.2018 года №46500-АЧ/04 с докладом «О целесообразности отмены обязательности установки индивидуальных приборов учета тепловой энергии в многоквартирных домах» за подписью Министра строительства и ЖКХ В.В.Якушева, должна быть по требованию Конституционного Суда Российской Федерации отозвана Правительством РФ, как противоречащая Конституции Российской Федерации, указанным в настоящем обращении Постановлениям Конституционного суда Российской Федерации, интересам десятков миллионов собственников помещений в МКД и государства.

В связи с исключительной важностью и существенными материальными и правовыми последствиями для миллионов граждан указанного Постановления Правительства Российской Федерации и законодательной инициативы Минстроя России любой гражданин РФ может требовать рассмотреть свое обращение в КС с целью обязать:

  1. Правительство РФ исполнить постановления Конституционного Суда от 10.07.2018 №30 и от 20.12.2018 №46 надлежащим образом, заменив формулы 3, 3(1), 3(6) и 3(7) на предлагаемые в данном обращении.

  2. Обязать Федерального законодателя не отменять обязанность установки ИПУ тепловой энергии в новых и капитально ремонтируемых многоквартирных домах, изложенных в ст 13 Федерального закона от 23.11.2009 №261-ФЗ «Об энергосбережении».

Обращения в КС РФ сопровождаются приложениями:

  1. Письмо зам. министра строительства и ЖКХ А.В.Чибиса от 20.11.2018 года №46500-АЧ/04 с докладом «О целесообразности отмены обязательности установки индивидуальных приборов учета тепловой энергии в многоквартирных домах» за подписью Министра строительства и ЖКХ В.В.Якушева, направленное на согласование в Минэнерго, МЭР, ФАС. На 3-х листах в 2-х экземплярах.
  2. Постановление Правительства Российской Федерации от 28.12.2018 №1708 «О внесении изменений в Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов по вопросу предоставления коммунальной услуги по отоплению в многоквартирном доме», Источник: . На 16-и листах в 2-х экземплярах.
  3. Проект постановления Правительства Российской Федерации по вопросам предоставления коммунальных услуг в многоквартирном доме. ID проекта 02/07/12-17/00075989. Дата создания: 6 декабря 2017 г. Источник: https://regulation.gov.ru/projects#npa=75989 На 6-и листах в 2-х экземплярах.
  4. Анализ и предложения по изменениям формул расчетов за услугу отопления в помещениях МКД, в которых хотя бы одно, но не все помещения оборудованы ИПУ тепловой энергии и ИИТЭ. На 7-и листах в 2-х экземплярах.
  5. Ответ Министерства экономического развития России от 13.12.2018 №ОГ-Д07-12013 на обращение генерального директора ООО «Техем» А.В.Алексеева по поводу инициативы Минстроя России «О целесообразности отмены обязательности установки индивидуальных приборов учета тепловой энергии в многоквартирных домах» На 4-х листах в 2-х экземплярах.
  6. Ответ Минстроя России от 13.12.2018 № 54098-ОГ/04 на обращение генерального директора ООО «Техем» А.В.Алексеева по поводу инициативы Минстроя России «О целесообразности отмены обязательности установки индивидуальных приборов учета тепловой энергии в многоквартирных домах». На 2-х листах в 2-х экземплярах.
  7. Е.Г. Малявина. Теплопотери здания. Справочное пособие. Издание АВК-Пресс. Москва. 2007. Источник: http://sro61.ru/docs/metodiki/Malyavina.-Raschet-teplopoter.pdf. На 3-х листах в 2-х экземплярах.

Генеральный директор ООО «Техем»

канд.техн.наук

А.В.Алексеев

Комментарии к закону № 261-ФЗ

Обязательна ли установка приборов учёта энергоресурсов?

Да, обязательна. Согласно закону расчёты за энергетические ресурсы, включая воду, должны осуществляться на основании данных об их количественном значении, определенных при помощи приборов учёта.

В какие сроки необходимо установить приборы учета энергоресурсов?

Федеральным законом от 23.11.2009 № 261-ФЗ на собственников помещений в многоквартирных домах и собственников жилых домов возложена обязанность по установке приборов учета энергоресурсов.
В соответствии с Федеральным законом (в ред. от 18.07.2011) от 23.11.2009 № 261-ФЗ до 1 июля 2012 года собственники помещений в многоквартирных домах обязаны обеспечить установку приборов учета воды, тепловой энергии, электрической энергии, а природного газа – в срок до 1 января 2015 года.
С 1 января 2012 г. вводимые в эксплуатацию и реконструируемые многоквартирные жилые дома должны оснащаться индивидуальными теплосчётчиками в квартирах.
С момента принятия закона не допускается ввод в эксплуатацию зданий, строений, сооружений без оснащения их приборами учёта энергоресурсов и воды.

Кто должен оплачивать установку приборов учёта?

Закон обязывает собственников зданий, строений, сооружений, жилых, дачных или садовых домов, помещений в многоквартирных домах нести расходы на установку приборов учёта.
Если собственник не в состоянии оплатить прибор учёта и его установку сразу, организация-поставщик энергоресурсов обязана предоставить рассрочку по платежам со сроком до 5 лет. Процент за такой кредит устанавливается по действующей на момент заключения договора об установке приборов учёта ставке рефинансирования Центробанка РФ.
Установка коллективных приборов учета осуществляется за счет средств собственников помещений в многоквартирном доме.

Нужно ли собственникам помещений многоквартирного дома собирать общее собрание для принятия решения об установке приборов учёта?

Да, нужно. Прежде чем приступать к организации в доме учёта тепла, необходимо коллективное решение собственников, принятое большинством голосов на общем собрании. Поскольку будущий узел учёта станет общедомовой собственностью, оплата оборудования и работ целиком или частично (в случае участия в федеральных, областных или муниципальных программах) распределяется между всеми собственниками квартир.
Задача управляющей компании или правления ТСЖ, ЖСК — донести информацию до собственников, что установка приборов учёта необходима согласно закону об энергосбережении и отказ от установки грозит принудительными мерами по установке приборов учёта со стороны энергоснабжающей организации и разбирательством в суде. УК или правление ТСЖ, ЖСК должны предложить собственникам варианты: перечень компаний, с которыми имеется возможность заключить договор на установку приборов учёта энергоресурсов и их предложения по стоимости работ и качеству предлагаемого оборудования.

Какую выгоду получит потребитель при установке прибора учета?

Установка прибора учета направлена, прежде всего, к переходу на оплату за фактическую величину потребленного ресурса, определяемого по показаниям прибора учета.
В соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденными постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 № 307, на примере многоквартирного дома, в помещениях которого отсутствуют коллективные приборы учета, и наличии общих и индивидуальных приборов учета энергоресурсов можно отметить следующее. В случае, если величина норматива потребления коммунальной услуги меньше фактической величины потребления ресурса, измеренного по показаниям прибора учета, то при установке прибора учета размер платы, вследствие возросшего фактического потребления ресурса, увеличится, а если норматив был высокий – то граждане соответственно будут платить меньше.
Если в доме установлен коллективный прибор учета, то размер платы за коммунальную услугу (холодное водоснабжение, горячее водоснабжение, газоснабжение и электроснабжение) для граждан, установивших индивидуальный приборы учета, будет зависеть от отношения объема коммунального ресурса, определенного по показаниям коллективного прибора учета, к сумме объема ресурса, измеренного индивидуальными приборами учета, и объема ресурса, определенного исходя из норматива потребления коммунальной услуги.
Вышеуказанные Правила предоставления коммунальных услуг гражданам утратят силу в связи с принятием постановления Правительства РФ от 06.05.2011 № 354 со дня вступления в силу Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов.

Есть ли исключения из требований по установке приборов учета?

На основании ч. 1 ст. 13 Федерального закона от 23.11.2009 № 261-ФЗ требования в части организации учета используемых энергетических ресурсов не распространяются на ветхие, аварийные объекты, объекты, подлежащие сносу или капитальному ремонту до 1 января 2013 года, а также объекты, мощность потребления электрической энергии которых составляет менее чем пять киловатт (в отношении организации учета используемой электрической энергии) или максимальный объем потребления тепловой энергии которых составляет менее чем две десятых гигакалории в час (в отношении организации учета используемой тепловой энергии).

Кто имеет право устанавливать приборы учёта энергоресурсов?

Приборы учёта имеют право устанавливать организации-поставщики энергоресурсов и специализированные организации. Данные организации должны иметь профильных специалистов необходимого уровня квалификации, деятельность по установке приборов учёта должна быть прописана в уставных документах организации, организация должна быть членом СРО в строительстве и иметь выданное СРО свидетельство о допуске к данному конкретному виду работ.
Поставщики энергоресурсов не только имеют право, а обязаны осуществлять деятельность по установке, замене, эксплуатации приборов учёта используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых они осуществляют.
До 1 июля 2010 г. энергоснабжающие организации должны были предоставить собственникам помещений в многоквартирных домах, лицам, ответственным за содержание многоквартирных домов и лицам, представляющим интересы собственников, предложения об оснащении приборами учёта используемых энергоресурсов.

Кто участвует в оформлении акта ввода индивидуального прибора учета в эксплуатацию? Имеет ли право исполнитель коммунальной услуги требовать деньги за пломбирование и последующее обслуживание счетчиков?

После установки индивидуального прибора учета потребитель должен направить заявление исполнителю коммунальной услуги (управляющая организация, товарищество собственников жилья, а при непосредственном управлении – ресурсоснабжающая организация) о согласовании установки прибора учета и внесении необходимых изменений в договор на поставку ресурса.
После подачи заявления представитель исполнителя коммунальной услуги, организация, установившая прибор учета, и потребитель оформляют акт ввода прибора учета в эксплуатацию.
В целях исключения случаев бесконтрольного демонтажа прибора учета производится пломбирование установки прибора учета. Услуга по пломбированию прибора учета не подлежит государственному регулированию и определяется на основании прейскуранта цен исполнителя коммунальной услуги.
Необходимо отметить, что поскольку ввод прибора учета в эксплуатацию может быть осуществлен только исполнителем коммунальной услуги, то по вопросу обоснованности калькуляции затрат на ввод прибора учета в эксплуатацию исполнителя коммунальной услуги потребитель может обратиться в управление Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области.
По желанию потребитель вправе заключить договор о техническом обслуживании прибора учета. Техническое обслуживание прибора учета может включать работы по прочистке фильтров, проверке сохранности пломб, осмотру состояния и визуальному контролю работы счетчиков.

Какую ответственность несут собственники за отказ от установки приборов учёта?

Если до 1 июля 2012 г. т до 1 января 2015 г. (см. выше) в ответ на предложения по установке приборов учёта от поставщика энергоресурсов потребитель не установит счётчик, то энергоснабжающая организация вправе принудительно его установить, и взыскать по суду с потребителя все расходы по установке плюс судебные издержки.
Ресурсоснабжающие организации не вправе отказать обратившимся к ним лицам в заключении договора, регулирующего условия установки, замены и (или) эксплуатации приборов учёта используемых ресурсов, снабжение которыми или передачу которых они осуществляют. Цена такого договора определяется соглашением сторон. Порядок заключения и существенные условия такого договора утверждены приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 07.04.2010 № 149.

Кто осуществляет контроль за соблюдением обязанностей по установке приборов учёта энергоресурсов?

Контроль за соблюдением данных обязанностей осуществляет Федеральная антимонопольная служба (ФАС) и Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор) и их территориальные органы в субъектах РФ.

Предусмотрены ли штрафные санкции за не соблюдение обязанностей по установке приборов учёта энергоресурсов?

Да, предусмотрены. Законом об энергосбережении (статья 37) внесены поправки в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП).
Несоблюдение требований законодательства об установке приборов учёта (стадии проектирования, реконструкции, капитального ремонта, строительства) — штраф на должностных лиц от 20 до 30 тыс. руб., на организацию от 500 до 600 тыс. руб.
Несоблюдение требований к поставщикам энергоресурсов по предложению установки приборов учёта собственникам жилых домов, дачных, садовых домов и их представителям. Штраф на должностных лиц от 20 до 30 тыс. руб., на юрлиц от 100 до 150 тыс. руб.
Необоснованный отказ или уклонение организации, на которую возложена обязанность по установке, замене, эксплуатации приборов учёта используемых энергетических ресурсов, от заключения соответствующего договора и (или) от его исполнения, а равно нарушение установленного порядка его заключения, либо несоблюдение установленных для нее в качестве обязательных требований об установке, замене, эксплуатации приборов учёта используемых энергетических ресурсов — штраф на должностных лиц от 20 до 30 тыс. рублей; на ИП — от 20 до 30 тыс. руб.; на юридических лиц — от 50 до 100 тыс. руб.
Несоблюдение требований об оснащении жилого дома приборами учёта лицами, ответственными за содержание многоквартирных домов — штраф на ответственное лицо от 10 до 15 тыс. руб., на юрлиц от 20 до 30 тыс. руб.
Несоблюдение требований об оснащении нежилых зданий, строений, сооружений приборами учёта лицами, ответственными за их содержание — штраф на должностных лиц от 10 до 15 тыс. руб., на ИП от 25 до 35 тыс. руб., на юрлиц от 100 до 150 тыс. руб.

Кто осуществляет техническое обслуживание и ремонт приборов учёта?

Собственник обязан обеспечить эксплуатацию приборов учёта в соответствии с техническими требованиями на прибор. Таким образом, у владельца узла учёта должен быть заключен договор на техническое обслуживание приборов учёта с обслуживающей организацией (например, это может быть организация по установке приборов учёта, энергоснабжающая организация, управляющая компания).
Работы по ремонту приборов учёта выполняются на предприятиях-изготовителях приборов или специализированном ремонтном предприятии в соответствии с утвержденным технологическим процессом. После ремонта прибора учёта необходимо провести внеочередную поверку.

Кто осуществляет и оплачивает поверку приборов учёта?

В обязанности собственника входит обеспечение достоверности показаний приборов учёта, в частности, их своевременная метрологическая поверка, т.е. поверка оплачивается из собственных средств собственника.
Метрологическое обеспечение достоверности показаний приборов учёта заключается в периодической их поверке в специализированной организации (например, в лаборатории регионального центра стандартизации и метрологии или в организации, имеющей в своем распоряжении соответствующие испытательные лаборатории).
На основании постановления правительства РФ от 20.04.10 № 250, начиная с 2012 г. поверка средств измерений количества электроэнергии, расхода холодной и горячей воды и газа, должна осуществляться только аккредитованными государственными региональными центрами метрологии. Поскольку в устройство узла учёта тепловой энергии входит и расходомер, то это требование будет относиться и к коммерческому учёту тепловой энергии.
Суть метрологической поверки заключается в испытаниях прибора учёта на более точном оборудовании.
Периодичность поверки указана в паспорте на прибор учёта. Межповерочный интервал (МПИ) приборов учёта тепловой энергии и счётчика горячей воды, как правило, составляет 4 года, а счётчика холодной воды — 6 лет.

Каковы последствия эксплуатации неповеренных приборов?

Эксплуатация неповеренного прибора учёта запрещается и расценивается поставщиком энергоресурса как отсутствие прибора учёта со всеми вытекающими для потребителя последствиями. Непосредственно на время проведения поверки разрешается оплата услуг по усреднённому расходу.

Какие приборы учёта энергии можно применять?

Следует устанавливать только те приборы учёта, которые включены в государственный реестр средств измерений и допущенные к применению на территории Российской Федерации.
Однако даже включение прибора в Госреестр не гарантирует его качества. Поэтому необходимо вводить систему качества в теплоснабжении, помогающую теплоснабжающим и теплопотребляющим организациям применять передовой опыт, прогрессивное оборудование и новые технологические решения в области коммерческого учёта тепловой энергии.
Кроме того, правилами пользования электрической, тепловой энергии, воды и газа установлены требования к классу точности применяемых приборов учёта не ниже установленного порога. Класс точности — это возможная погрешность прибора учёта в диапазоне измерений, выраженная в процентах. Чем больше число, обозначающее класс точности, тем ниже точность прибора.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *