ОБРАЗОВАНИЕ В МОСКВЕ

Каждая четвертая школа в России ограничила или запретила использование смартфонов во время уроков. Это следствие методических рекомендаций, разработанных еще летом сразу несколькими ведомствами. И хотя трактовать документ можно довольно широко, во многих образовательных организациях ограничились запретом гаджетов. Стали ли школы жить лучше — вместе с педагогами разбирались «Известия».

Решение назрело

О негативном влиянии смартфонов на организм, особенно растущий, говорят не первый год. В каких-то вопросах ученые до сих пор не могут прийти к согласию. Насколько телефон вреднее других устройств, которые нас окружают? Лучше ли использовать гарнитуру во время звонка? Споры продолжаются до сих пор, тем не менее с тем, что регулярное использование гаджета плохо сказывается на здоровье детей, как минимум на зрении и психике, согласно большинство. Это подтверждают исследования.

В сентябре 2019 года завершился эксперимент ученых из Института биохимической физики им. Н.М. Эмануэля РАН и Российского национального комитета по защите от неионизирующего излучения. Специалисты в течение 14 лет изучали влияние электромагнитного излучения мобильных телефонов на показатели школьников, сравнивая их с показателями ребят, которые не пользуются смартфоном. Выяснилось, что у первой группы детей замедлились простые слухо- и зрительно-моторные реакции, у них были выше показатели утомляемости, недостаточно развита мелкая моторика рук.

К похожим выводам пришли и ученые за границей. Чтобы хоть немного оградить детей от вредного воздействия, в некоторых странах решили избавиться от гаджетов на уроках. Так, во Франции в 2018 году приняли закон, который запрещает использовать в школах и мобильные телефоны, и планшеты, и смарт-часы, и другие электронные устройства. За нарушение требований педагог может на время их забрать. Более подробные инструкции прописаны уже в правилах внутреннего распорядка учебных заведений.

Опрос Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ), который проводился этим летом, показал, что против смартфонов на уроках выступают и россияне. Следом профильные ведомства подготовили и методические рекомендации о порядке использования мобильных устройств в школе.

Фото: РИА Новости/Артем Житенев

Направления работы

Составители приводят примеры негативных последствий регулярного использования смартфонов и зарубежной практики отказа от гаджетов. «В Австралии, Бельгии, Великобритании, Канаде, Малайзии, Нигерии, Франции, Узбекистане, Уганде по результатам исследований выработаны рекомендации по режиму использования устройств мобильной связи детьми, в том числе в образовательных учреждениях», — говорится в рекомендациях.

В Великобритании такое решение уже дало положительный результат, уверяют составители. Успешность сдачи тестов у 16-летних школьников повысилась на 6,4%.

Рекомендации для отечественных школ фактически дублируют аналогичные документы за границей. Предлагается ограничить использование мобильных устройств связи школьниками, за исключением детей, которым это необходимо по состоянию здоровья. При входе в образовательную организацию детям рекомендуется переводить телефон в режим «без звука», а на переменах — общаться и заниматься активным отдыхом, обращаясь к телефону лишь по необходимости — позвонить или написать сообщение.

В определенных случаях школы могут предусмотреть места для хранения гаджетов на время занятия. Все ограничения, по задумке, должны сопровождаться просветительской работой. Уполномоченным сотрудникам рекомендуют рассказывать и взрослым, и ученикам о культуре безопасной эксплуатации устройств, о правилах поведения в современной цифровой среде и о профилактике неблагоприятных эффектов от смартфонов для здоровья детей.

Фото: РИА Новости/Денис Абрамов

Пока документ носит рекомендательный характер, значит, то, какие нормы взять на заметку и брать ли их вообще, школы решают сами. Как рассказала «Известиям» глава Роспотребнадзора Анна Попова, такая модель будет тестироваться в течение года, затем Роспотребнадзор изучит результаты в части здоровья, а Рособрнадзор — в успеваемости школ, где используются и не используются телефоны. «По итогам 2019/20 учебного года мы изучим промежуточные результаты, чтобы понять, насколько оправдана форма методических рекомендаций и нужно ли что-то менять», — объясняет Попова.

Не умеют общаться и писать шпаргалки

В лицее № 17 с согласия школьников, родителей, педагогического состава и администрации уже пятый год проводится комплекс мер, которые должны снизить негативное воздействие мобильных телефонов.

«Гаджетами пользуются только дома, в основном для просмотра домашних заданий в электронном журнале, — рассказывает «Известиям» Екатерина Сидоренко, чьи дети участвуют в этой программе. — В школе акцент делается только на живом общении и взаимодействии».

Убедить детей в необходимости такого решения, по словам Екатерины, было не так сложно: «Договориться помогли разумные доводы. Объяснили, что в интернете соблазнов и опасностей в плане мошенничества много, и проверять жизнь на прочность — риск. Как в лес мы ходим с проводником, так и в интернете нам не стоит блуждать одним».

Совсем без традиционных развлечений интернета дети не остались — есть выделенное время для игр по сети и общения. Больше им, как рассказывают родители, и не нужно, ведь есть много активностей и без гаджета: спорт, роботостроение, чтение.

Фото: РИА Новости/Виталий Аньков

В большинстве школ, которые приняли рекомендации к сведению, пошли по такому же пути. Телефоны перед занятиями или просто сдают, или убирают в сумки. «В нашей школе мы пришли к такому решению еще в начале года на родительском собрании. Родители не против, чтобы телефон у детей во время урока лежал в портфеле. Так у них куда меньше соблазн отвлекаться или списывать», — объясняет преподаватель истории и обществознания одной из московских школ Мария Ивановна.

По мнению педагога, смартфоны не только мешают ученикам сосредоточиться на занятии, но и плохо сказываются на их способности усваивать материал.

Автор цитаты

«Мы делали шпаргалки, и это всё равно была подготовка, потому что мы что-то запоминали, пока писали. Теперь у детей готовая информация в телефоне, они просто всё списывают. Когда их проверяют на ЕГЭ и ОГЭ, то результаты оказываются совсем другими», — рассуждает в беседе с «Известиями» Мария Ивановна.

Еще одну проблему, считает педагог, становится сразу видно на переменах, когда телефоны разрешены: «Если бы вы пришли в школу, то сразу бы поняли, что это поколение уже не умеет общаться. Они всю перемену — в телефоне, все в играх».

Извлечь пользу

С тем, что телефон — зло, согласны, тем не менее, не все педагоги. По мнению Кирилла Загустина, преподавателя одной из школ Санкт-Петербурга, совсем убирать смартфоны из школ — неэффективно и неправильно.

Автор цитаты

«Как любой инструмент, смартфоны могут нести и пользу, и вред. Почему некоторые учителя и школы стараются запретить? Потому что это самый простой способ вынести современные технологии за скобки образовательного процесса. С одной стороны, проблема, хоть и радикально, но решается, а с другой — появляется новая: образовательный процесс не эволюционирует. Живем мы, пользуясь смартфонами, а учимся, не пользуясь. Не совсем логично», — считает Загустин.

Сегодня разработано множество сервисов, которые могут облегчить жизнь учителю и сэкономить его время, например, онлайн-опросники. Кроме того, сложно отрицать и то, что интернет для нас превратился в основной источник информации.

«Иногда, когда старшие классы задают вопрос на смежную тему, я могу сказать: «Возьми прямо сейчас погугли, ответь на свой вопрос и расскажи остальным». Плюс все дополнительные задания, доклады, сообщения они тоже делают с помощью интернета, к письменным источникам дети перестали обращаться. Тут я просто требую список источников и понимание написанного. У кого-то может быть просто копипаста с «Вики», а у кого-то, даже при наличии одной ссылки, перелопачено всё содержание статьи, видно, что с ним поработали. Тогда почему нет?», — рассуждает педагог в беседе с «Известиями».

Фото: РИА Новости/Максим Богодвид

Назвать смартфон главным отвлекающим фактором тоже неправильно, полагает специалист.

Автор цитаты

«Конечно, есть шанс, что вместо того, чтобы заниматься учебными делами, ребенок будет просто сидеть в «ТикТоке», Instagram — где угодно. Но в этом плане вред от телефонов принципиально не отличается от обмена записками или играми в морской бой. Дело же не в том, что телефон отвлекает, а в том, что у учителя или коммуникация с учениками не так построена, или сам ученик не мотивирован», — считает Кирилл Загустин.

Однако такой метод работы Кирилл Загустин использует только в старших классах. «В пятом классе мы учимся анализировать информацию, работать с текстом учебника. Его содержание подготовлено, и всем будет понятно, поэтому необходимости в телефонах просто нет», — объясняет учитель.

Техническая база

Порой одного желания учителя для внедрения технологий в образовательный процесс мало. Сложности возникают и на уровне материальной базы.

Автор цитаты

«У нас в начальной школе телефоны запрещены на уроках совсем, а в старшей — я разрешаю пользоваться приложениями, если перед диктантом слова повторяем, если какие-то задания обсуждаем, надо слово посмотреть, — рассказывает Екатерина Вершинина, преподаватель иностранного языка. — В будущем хочу попробовать использовать и игровые приложения иногда, но предварительно придется выяснить, если у ребят мобильный интернет. Потому что в прошлый раз, когда мы делали проект на уроке, я свой раздавала».

Кроме того, не у всех телефон поддерживает определенные приложения, у кого-то смартфона может не оказаться вовсе, у кого-то он разрядился. На решение всех этих проблем уходит уйма времени, поэтому часто от затеи действительно оказывается проще и вовсе отказаться. Но в таком случае возникает другая и более глобальная проблема — дети начинают воспринимать гаджет исключительно как средство для развлечения.

Автор цитаты

«Когда я пробую показать, что онлайн можно делать интересные вещи для учебы, мои восьмиклассники воют, и максимум, на что хватает некоторых — статья из «Википедии». Они не научены другому, в их понимании нет связи технологий с необходимыми им в будущем компетенциями», — объясняет Ксения Меленчук, преподаватель английского во Владивостоке.

Чтобы исправить ситуацию, полагают педагоги, необходимо искать компромисс.

Фото: РИА Новости/Максим Богодвид

Научить детей грамотно пользоваться гаджетами действительно нелегко, но важно, уверена доктор педагогических наук и специалист корпорации «Российский учебник» Наталья Виноградова. «Основное правило пользования смартфонами — правило целесообразности. Необходимо бережно относиться к ребенку, не ущемлять его интересы, при этом помнить о его здоровье. В основном запрещают пользоваться мобильными устройствами в школах, в которых мало используют цифровые образовательные решения. Если цифровой контент всем знаком, то и со смартфонами проблем, как правило, возникает гораздо меньше», — считает эксперт.

Поэтому правильный выход многие видят в активном использовании той техники, которая есть в распоряжении школы.

Автор цитаты

«У нас телефоны сдают практически перед каждым уроком, но на занятие можно заказывать планшеты. Это удобно, чтобы быстро получить обратную связь, проверить знания. Не нужно таскать стопки листочков и тетрадей, — делится с «Известиями» Ярослава Каштанова, учитель русского языка и литературы в Ижевске. — Недавно мы проходили фонетику с 5-ми классами, я проводила тесты в таком формате, сэкономила время на проверку».

Регулярно применяют современные технологии, по словам учительницы, на уроках математики, информатики и на естественно-научных дисциплинах.

Конечно, совсем без сложностей и тут не обходится. «На школьные планшеты почти ничего не закачано, но зато камера есть. Этого достаточно, чтобы дети отвлекались. Недавно кто-то кого-то сфотографировал, и начали по AirDrop скидывать друг другу фотографии. И сами отвлекаются, и я», — вспоминает Ярослава Каштанова.

Но с этими проблемами, полагают педагоги, уже по крайней мере можно работать и двигаться дальше. Правда пока такие ресурсы есть далеко не у всех учебных заведений.

Алихан Динаев, победитель конкурса «Учитель года России-2018», учитель обществознания, общественный советник министра просвещения:

— Ссылаться на международный опыт в этом вопросе бесполезно. В одних странах уже давно действует подобный запрет, в других — попытки лишить детей телефонов воспринимаются как посягательства на их права и свободы.

Интересно, что в Чеченской республике запрет на использование телефонов в школах действует уже много лет. Скажу честно, я всегда относился к этому скептически. Мне, как современному и молодому учителю, хочется использовать большое разнообразие приложений, обучающих игр, познавательных онлайн-ресурсов, которые есть в интернете.

Став «Учителем года России» и побывав в десятках школ по всей стране, я стал менять свою позицию. Что я видел, например, в московских школах? Дети на переменах не играют, не бегают, мало говорят друг с другом. Они стоят или ходят, уставившись в телефон. У большого числа учеников при этом еще и наушники. В результате перерыв, который должен дать детям время отдохнуть, прийти в себя, просто поболтать, поближе познакомиться друг с другом, превращается в минуты, когда ученики «сидят» в телефонах, нанося очередные удары по своему здоровью. В том числе поэтому у нас, по данным Роспотребнадзора, более половины школьников имеют хронические заболевания.

Дети, как и взрослые, сегодня зависимы от телефонов и интернета. Гаджеты так или иначе будут постоянно отвлекать их, что негативно сказывается на учебном процессе. Кроме того, они нередко провоцируют и обнажают социальную пропасть между учениками. Ученик с «десятым» айфоном за 75 тысяч, очевидно, вызывает зависть, а то и неприязнь у других. А появление телефона у одного ученика (особенно в начальных классах) вызывает у прочих желание иметь такой же, что приводит к бесконечным просьбам к родителям. «А что, мой ребенок хуже этого Виталия?» — скажет мама и нередко на последние деньги купит своему сыну новенькую модель смартфона.

Впрочем, у этой идеи есть и немало минусов. Многие говорят, что отсутствие телефонов позволит избежать случаев, когда ученики снимают на видео происходящее на уроках, в том числе не самые приятные случаи. Но, друзья, давайте вспомним последние скандалы, когда учителя били или оскорбляли учеников.

Мы узнали об этом только благодаря тому, что дети записали это на видео. Если бы не было этих роликов, то эти люди по-прежнему работали бы в школе и вряд ли бы сеяли разумное, доброе, вечное.

Мы не можем запретить детям в принципе приходить в школу с телефонами. Мы можем лишь запретить их использование во время занятий и перемен. Значит необходима какая-то система сбора, хранения и выдачи гаджетов. И здесь, пожалуй, кроется самый опасный момент — кто-то должен этим заниматься, следить, создать условия (ящики, шкафчики, замки, ключи) и отвечать, если телефон пропадет или сломается. И это, очевидно, станет большой головной болью для директоров и администрации школ.

Учителя часто говорят, что телефоны нужны на уроках, чтобы обращаться в интернет, использовать те самые образовательные ресурсы, программы и приложения. (Кстати, телефоны еще помогают тратить меньше бумаги на распечатку и экономить время). Но это, к счастью, хотя бы частично можно делать дома, с помощью школьных компьютеров или планшетов.

Что ж в итоге? Факт в том, что на 10 преимуществ телефонов в школе мы можем найти 10 недостатков. Проблема в том, что какого-то половинчатого решения здесь быть не может — или запрещаем, или разрешаем (предложения разрешать телефоны только на перерывах бесполезны, дети все равно будут использовать их на уроках). Что перевешивает? Сказать трудно. Я, пожалуй, склоняюсь к запрету, хотя это и создает немало проблем для меня как учителя и для моих учеников.

Александр Степанов, учитель информатики и робототехники школы № 1293:

— Мое мнение: не стоит сопротивляться естественным вещам. Мобильный телефон сегодня — это именно естественный способ получения информации, знаний. Его нужно интегрировать в образовательный процесс. А запреты — это средневековый метод. Когда-то такие же дискуссии велись по поводу книг. Однако, сейчас никто не считает книги опасными. А в чем разница? Только в том, что для детей получать знания с помощью мобильного нормально. А большинство из нас не владеет смартфонами, так же хорошо, как дети. Вот и боимся потерять свой авторитет.

А вот что думают эксперты вузов — участников Проекта 5-100

Михаил Беребин, заведующий кафедрой клинической психологии ЮУрГУ, PhD, к.м.н, главный внештатный медицинский психолог Минздрава России в Уральском федеральном округе:

— Безусловно, есть необходимость определенных ограничений использования гаджетов в ходе учебного процесса. Однако, проблема имеет две стороны. С одной, есть требование повышения «цифровой грамотности» подрастающего поколения, а с другой — в школе, где это должно происходить, запрещается пользоваться наиболее простыми ИТ-средствами. Эту проблему следует рассматривать в общем контексте процессов цифровизации и ее негативных клинических последствий в виде интернет и гаджетозависимости. И еще… Представляете, сколько законодательных актов и нормативных документов потребуется изменить, начиная с обеспечения конституционного права доступа к информации?

Валентин Сусляев, доцент радиофизического факультета Томского государственного университета:

— ВОЗ (Всемирная организация здравоохранения) то признает вред сотовой связи, то отрицает его. Окончательных данных по этому вопросу пока нет. Мои коллеги проводили исследования, подтвердившие, что электромагнитное излучение однозначно влияет на мозг крыс и, скорее всего, человека. Но насколько вредно это влияние для здоровья — пока непонятно.

Олег Маркелов, доцент кафедры радиотехнических систем СПбГЭТУ «ЛЭТИ»:

— С точки зрения технической эксплуатации устройств мобильной связи, уровень мощности излучения мобильным телефоном находится в пределах допустимых и безвредных для человека. Однако ряд исследований, проводимых в ЛЭТИ, показал такие результаты. Несмотря на то, что основная часть энергии концентрируется во внешней среде, существует небольшая доля излучения, направленного в сторону человека. При этом долгосрочное влияние данного эффекта изучено слабо.

Рустам Муслумов, доцент кафедры педагогики и психологии образования Уральского федерального университета (УрФУ, Екатеринбург):

— Если ограничение и необходимо, гораздо рациональнее прививать такие установки на уровне конкретных школ, а не закона.

Действительно существует риск — не перенасытить детей и подростков коммуникацией в гаджетах. Их интенсивное использование формирует клиповое мышление, ребенок начинает воспринимать информацию не целиком, а отрывочно.

Я считаю, что запрещать использование в школах технических устройств точно не стоит. Будет правильно разработать рациональные подходы к их использованию в учебном процессе, внедряя как один из элементов взаимодействия учителя и ученика во время занятия.

Официально

«Министерство приветствует создание рабочей группы по вопросам использования телефонов в школах и готово принять активное участие в работе, — рассказали «РГ» в пресс-службе Министерства просвещения РФ. — Ведущими научными коллективами проводятся исследования о влиянии мобильных устройств на физиологию детей. Следя же за международным опытом, можно сделать вывод об определенной практике локального ограничения электронных устройств во время уроков».

Напомним, ранее спикер Совета Федерации Валентина Матвиенко предложила главе Роспотребнадзора Анне Поповой в течение месяца продумать ограничительные меры, касающиеся смартфонов в школе.

*Это расширенная версия текста, опубликованного в номере «РГ»

Уже больше 10 тысяч школ запретили использовать ученикам мобильные телефоны как минимум во время уроков. А в трех регионах смартфоны запретили полностью. Гаджеты во время занятий, говорят специалисты, сильно отвлекают и мешают общению. Но, с другой стороны, в современном мире не уйти от того, что эти устройства могут стать и важным рабочим инструментом.

Старшеклассники сдают теперь не только тетради, но и мобильные телефоны. На уроке — никаких звонков, смс и мессенджеров с браузерами. Можно разве что смотреть на гаджет издалека. Специальный бокс для хранения, у каждого ученика своя ячейка — соответствует расположению парт в классе.

«Раньше всегда нас провоцировали телефоны в карманах портфелях на то, чтобы его проверить, достать, кому-то что-то переслать, и из-за этого пропускали какие-то части урока», — отмечает Инна Силютина.

«Вполне реально прожить 40 минут, т. к. на переменах разрешают пользоваться. ЕГЭ проходит без телефонов, и качество знаний зависит только от уроков», — считает Кирилл Степанов.

Перед началом нынешнего учебного года все российские школы получили рекомендации Министерства просвещения — запретить использование мобильных телефонов, по крайней мере во время уроков. И в каждой четвертой школе такую инициативу поддержали.

«Я хочу напомнить, что у нас есть и айпады, есть компьютерные классы. Поэтому когда мне говорили: вот телефон должен быть, потому что мы работаем с ним, знаете, это, наверное, от лукавого, потому что телефон в основном для того, чтобы в нем что-то такое интересное для себя находить и чаще всего переписываться», — считает министр просвещения Российской Федерации Ольга Васильева.

Кемеровские учителя подают пример — телефоны сдают вместе со школьниками. По мнению педагогов, гаджет с выходом в сеть — не только отвлекающий фактор, но и шпаргалка. Детям поначалу было непросто отказаться от соблазна мгновенно получить нужную подсказку в интернете.

«Сдавали чехлы без телефонов, сдавали вторые телефоны, а первые, в которых можно было найти ответы на тесты и контрольные работы прятали и в носки, и в карманы, и просто пытались приклеить к столу», — рассказывает учитель истории и обществознания гимназии № 42 г. Кемерова Ольга Колышкина.

В Северной Осетии смартфоны теперь под запретом во всех школах. Родители довольны.

«Я была «за» просто на 100%. Сейчас дети настолько к этим телефонам привыкают с детства, даже с рождения, можно сказать, что просто кричи караул», — говорит Земфира Татраева.

«Мне кажется, что вот эти полдня, которые ребенок проводит в школе, с учетом того, что они не целый день занимаются, можно вполне обойтись без гаджетов, с учетом того, что дома каждый ребенок оставшееся время долгое время использует и гаджеты, и все остальное», — считает Нина Бузарова.

В 38-й воронежской школе решили, что на некоторых уроках без смартфонов все-таки не обойтись. Смартфон в учебе должен помогать, а не отвлекать, как, например, на интерактивном уроке по подготовке к экзамену. Часть учеников просто не сдает свои мобильные устройства. На них девятиклассники решают задачи по алгебре.

Тесты с вопросами одновременно и на доске и в смартфоне — сейчас он необходимый рабочий инструмент. Выход в интернет не заблокирован, но и воспользоваться подсказками из поисковиков не удастся — процесс под контролем учителя. Да и отвечать нужно быстро.

Тем не менее, использование мобильных телефонов ограничили 10 тысяч российских школ. Полностью же запретить на уроках смартфоны решились пока только в трех регионах России: в Белгородской области, Северной Осетии и Ингушетии.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *