Обновился порядок компенсации расходов на переезд с Крайнего Севера

Документ

«Обзор Верховного Суда Российской Федерации практики рассмотрения судами дел, связанных с осуществлением гражданами трудовой деятельности в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях» (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 26.02.2014)

Верховый Суд РФ в комментируемом обзоре разъяснил применение норм трудового законодательства, касающихся работников Крайнего Севера и приравненных к нему местностей: о начислении зарплаты с учетом районного коэффициента и процентной надбавки, о компенсации расходов на проезд к месту отпуска и обратно и др. Рассмотрим их подробнее.

Оплата труда

Работники Крайнего Севера и приравненных к нему местностей имеют право на районные коэффициенты и надбавки к заработной плате (ст. 315 ТК РФ).

  1. Применение районных коэффициентов и надбавок к зарплате поставлено статьей ст. 316 и 317 ТК РФ в зависимость от того, из каких источников финансируются работодатели. Так, к зарплате работников организаций, финансируемых из федерального бюджета, начисляются районные коэффициенты и надбавки, принятые органами госвласти бывшего СССР и РФ (пока соответствующее постановление не принято Правительством РФ). Повышенные коэффициенты, установленные органами государственной власти субъектов РФ или местного самоуправления, распространяются на учреждения, финансируемые за счет соответствующих бюджетов (абз. 2 ст. 316 ТК РФ). Однако они не действуют в организациях, финансируемых за счет федерального бюджета. Аналогичные выводы содержит письмо Роструда от 18.12.2009 № 3672-6-1.
  2. Применяя районные коэффициенты к зарплате, следует учитывать, что установление некоторых из них на территории бывшего СССР носило временный характер. Например, повышенные коэффициенты применялись во время строительства БАМа в соответствии с постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 08.07.1974 № 561. Поэтому по окончании строительства БАМа они не учитываются.
  3. Из положений ст.ст. 315, 316, 317 ТК РФ следует, что при расчете зарплаты должны применяться районный коэффициент и процентная надбавка, установленные в районе или местности по месту фактического выполнения работы сотрудником (в филиале, представительстве, ином обособленном структурном подразделении или вне места нахождения работодателя). При этом место нахождения организации, в штате которой состоит работник, значения не имеет. Отсутствие в трудовом договоре условий о применении коэффициента и надбавки не лишает работника права на повышенную зарплату. Аналогичный подход выражен в письме Роструда от 29.06.2011 № 1891-6-1.
  4. Районный коэффициент не начисляется на средний заработок, выплачиваемый работнику за период нахождения в служебной командировке в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях. Такой вывод содержится в п. 4 Инструкции, утв. Приказом Минтруда РСФСР от 22.11.1990 № 2. Во время служебной командировки сотруднику выплачивается средний заработок (ст. 167 ТК РФ).
  5. Лицам, работающим по совместительству в районах Крайнего Севера или приравненных к ним местностях, заработная плата должна начисляться с учетом районных коэффициентов и процентных надбавок. Это следует из положений ч. 3 ст. 285 ТК РФ.
  6. Процентная надбавка к зарплате зависит от стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях. При исчислении северного стажа следует учитывать следующие правила:
    • с 1 июня 1993 года стаж суммируется независимо от сроков перерыва в работе. Поскольку именно с этой даты действует п. 1 постановления Совета Министров – Правительства РФ от 07.10.1993 № 1012, закрепивший это правило (п. 2 Разъяснения Минтруда РФ от 16.05.1994 № 7);
    • для исчисления стажа не имеют значения основания прекращения трудовых отношений. Так, решениями Верховного Суда РФ от 30.06.2005 № ГКПИ05-727, от 07.06.2006 № ГКПИ06-526, от 03.08.2006 № ГКПИ06-823, от 10.06.2009 № ГКПИ09-536 признаны не действующими некоторые положения Постановления Минтруда РФ от 16.05.1994 № 37, Приказа Минтруда РСФСР от 22.11.1990 № 2 о прерывании северного стажа как не соответствующие закону. С учетом позиции Верховного Суда РФ не следует применять действующие нормы о прерывании северного стажа, например, п. 1 Постановления Совета Министров – Правительства РФ от 07.10.1993 № 1012 о прерывании стажа при увольнении сотрудника за виновные действия;
    • в стаж не включаются периоды индивидуальной трудовой деятельности и деятельности по гражданско-правовым договорам.
  7. Осужденные к лишению свободы не имеют права на процентную надбавку к зарплате, выплачиваемую работникам Крайнего Севера и приравненным к нему местностям. Данные лица привлекаются к труду в связи с отбыванием наказания, трудовой договор с ними не заключается. В то время как надбавка распространяется только на тех, кто работает по найму, то есть на основании трудового договора (ст. 1 Закона РФ от 19.02.1993 № 4520-I).
  8. При разработке системы оплаты труда работодатель должен учитывать следующее. Если зарплата работника северной организации установлена в размере МРОТ, то коэффициент и надбавка начисляются на него. Аналогичную позицию неоднократно высказывал Верховный Суд РФ в определениях от 30.08.2013 № 93-КГПР13-2, от 17.05.2013 № 73-КГ13-1, от 07.10.2011 № 3-В11-31, от 29.07.2011 № 56-В11-10.

Согласно ст. 133.1 ТК РФ региональным соглашением в субъекте РФ может быть установлен свой МРОТ. Если региональный МРОТ включает в себя надбавки и коэффициенты, то его размер не должен быть ниже федерального МРОТ с учетом аналогичных доплат. В противном случае региональное соглашение незаконно, и зарплата исчисляется исходя из федерального МРОТ, на который начисляются надбавки и коэффициенты.

Компенсации при увольнении в связи с ликвидацией организации либо сокращением численности или штата работников

По решению службы занятости населения за работником, уволенным в связи с ликвидацией организации или сокращением численности или штата работников организации, расположенной в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, сохраняется средний месячный заработок в течение 4, 5 и 6-го месяцев со дня увольнения. Работник имеет право на такие выплаты, если одновременно соблюдаются следующие условия (ст. 318 ТК РФ):

  • в службу занятости он обратился в течение 1 месяца со дня увольнения;
  • он не был трудоустроен.

Нарушение срока обращения в службу занятости не лишает работника права на средний месячный заработок на период трудоустройства, если это произошло по вине работодателя. Такое возможно в случае, когда работодатель выдает трудовую книжку и справку о среднем заработке по истечении месяца после увольнения. Ведь данные документы необходимы при обращении в службу занятости.

Пенсионеры также имеют право на сохранение за ними среднего месячного заработка в течение 4, 5 и 6-го месяцев со дня увольнения по решению службы занятости. Несмотря на то, что указанные граждане не могут быть признаны безработными, допускается их регистрация в службе занятости в целях поиска подходящей работы. Аналогичная позиция была выражена Рострудом в письме от 11.02.2010 № 594-ТЗ.

Статьей 318 ТК РФ предусмотрено сохранение за работником среднего заработка только при ликвидации организации либо сокращении численности или штата. Поэтому работник, уволенный индивидуальным предпринимателем в связи с прекращением им предпринимательской деятельности, имеет права на сохранение средней зарплаты только в том случае, если это предусмотрено трудовым договором (ст. 307 ТК РФ).

Дополнительный выходной день

Один из родителей (опекун, попечитель, приемный родитель), работающий в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, воспитывающий ребенка в возрасте до 16 лет, имеет право на дополнительный выходной день без сохранения зарплаты. Для этого он должен подать работодателю заявление (ст. 319 ТК РФ). Иных условий для предоставления такого выходного дня ТК РФ не содержит, поэтому работодатель не вправе отказать в его предоставлении в связи со служебной необходимостью.

Сокращенная рабочая неделя для женщин

Статьей 320 ТК РФ для женщин, работающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, установлена сокращенная рабочая неделя (36 часов). Зарплата при этом выплачивается в таком же размере, как при полной рабочей неделе. Это обязанность, а не право работодателя. То есть при заключении коллективного или трудового договора работодатель не вправе устанавливать продолжительность рабочей недели свыше 36 часов.

Работа женщины за пределами сокращенной рабочей недели (36 часов) должна оплачиваться дополнительно как сверхурочная.

Если установлена продолжительность рабочего дня (смены), то сверхурочная работа оплачивается в повышенном размере: за первые два часа – не менее чем в полуторном размере, а за последующие часы – не менее чем в двойном (ст. 152 ТК РФ).

Однако ТК РФ не установлен порядок оплаты переработки при суммированном учете рабочего времени, например, при режиме гибкого рабочего графика. В таком случае следует руководствоваться п. 5.5 Рекомендаций, утв. постановлением Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС от 30.05.1985 № 162/12-55, и оплачивать сверхурочную работу:

  • в полуторном размере за первые два часа, приходящиеся в среднем на каждый рабочий день учетного периода;
  • в двойном размере – за последующие часы сверхурочной работы.

К таким выводам пришел Верховный Суд РФ в Решении от 15.10.2012 № АКПИ12-1068.

Дополнительный отпуск

Лица, работающие по совместительству в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, имеют право на дополнительный отпуск продолжительностью 24 или 16 календарных дней. Этот отпуск суммируется с основным (ст. 321 ТК РФ).

В данном случае не применяются положения ст. 287 ТК РФ о том, что гарантии и компенсации лицам, работающим в северных районах, предоставляются только по основному месту работы.

Компенсация расходов на оплату стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска и обратно

Работники Крайнего Севера и приравненных к нему местностей имеют право на компенсацию расходов на проезд и провоз багажа к месту проведения ежегодного оплачиваемого отпуска и обратно 1 раз в 2 года (ст. 325 ТК РФ).

Правила компенсации таких расходов организациями, финансируемыми из федерального бюджета, установлены ст. 325 ТК РФ и постановлением Правительства РФ от 12.06.2008 № 455.

Размер, порядок и условия таких выплат в организациях, финансируемых из региональных бюджетов РФ, устанавливаются органами госвласти субъектов РФ, в организациях, финансируемых из местных бюджетов, – органами местного самоуправления, у работодателей небюджетной сферы – коллективными договорами, локальными нормативными актами, трудовыми договорами (ч. 8 ст. 325 ТК РФ). При отсутствии нормативных правовых актов, локальных нормативных актов, определяющих правила выплаты компенсации в указанных организациях, применяются положения федерального законодательства, то есть ст. 325 ТК РФ и Постановления Правительства РФ от 12.06.2008 № 455.

При выплате таких компенсаций работодатели должны учитывать следующие особенности.

  1. Статья 325 ТК РФ предусматривает возмещение расходов на проезд только при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска. Это правило применяется в организациях, финансируемых из федерального бюджета (см. Определение Верховного Суда РФ от 03.10.2013 № АПЛ13-389). Однако для работников других организаций нормативными правовыми актами, локальными нормативными актами, трудовым (коллективным) договором может быть установлено возмещение расходов не только при ежегодном оплачиваемом отпуске, но и при других видах отпусков: по беременности и родам, по уходу за ребенком до достижения им возраста 3 лет. Такой подход был высказан также в письме Минздравсоцразвития РФ от 15.02.2010 № 217-13.
  2. Работник Крайнего Севера и приравненных к нему местностей имеет право на компенсацию расходов на проезд и провоз багажа при предоставлении ему ежегодного оплачиваемого отпуска с последующим увольнением. Положения ТК РФ не ограничивают возмещение расходов в таком случае.
  3. Оплата стоимости проезда к месту отпуска и обратно должна производиться работнику даже в том случае, если он вернулся в районы Крайнего Севера после истечения срока ежегодного оплачиваемого отпуска. Аналогичное мнение содержится в письме Минздравсоцразвития РФ от 20.02.2009 № 194-13.
  4. Положения ч. 2 ст. 325 ТК РФ обязывают работодателя оплатить неработающим членам семьи работника стоимость проезда и провоза багажа к месту использования отпуска и обратно. Такая компенсация предоставляется при условии, что сам работник выезжает к месту отдыха из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей. Минздравсоцразвития РФ в письме от 24.08.2006 № 1010-13 отразило такой же подход.
  5. Если территория не относится к районам Крайнего Севера и приравненным местностям, но относится к районам, в которых начисляются районный коэффициент и процентная надбавка к заработной плате, то оплата проезда к месту отпуска сотрудникам организаций в этих местностях не положена. Ведь согласно ст. 325 ТК РФ и ст. 33 Закона РФ от 19.02.1993 № 4520-I данная компенсация распространяется исключительно на лиц, работающих в организациях, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностям.
  6. Работодатель не должен устанавливать фиксированный размер компенсации проезда к месту проведения отпуска и обратно, который ниже фактически понесенных расходов. Размер такой компенсации должен соответствовать ее предназначению, то есть гарантировать работнику возможность выехать за пределы районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей для отдыха и оздоровления. Такой вывод согласуется с позицией КС РФ, высказанной в постановлении от 09.02.2012 № 2-П (см. также Определения Верховного Суда РФ от 05.10.2012 № 53-КГ12-4, от 11.03.2011 № 60-В10-4).
  7. Оплата стоимости проезда работника личным транспортом к месту отпуска и обратно производится по наименьшей стоимости проезда кратчайшим путем (ч. 3 ст. 325 ТК РФ). Пунктом 8 Правил, утв. постановлением Правительства РФ от 12.06.2008 № 455 уточняется, что оплачиваются подтвержденные чеками расходы на топливо, но не выше стоимости проезда по кратчайшему маршруту, рассчитанной исходя из норм расхода топлива. Такие затраты могут быть подтверждены:
    • квитанциями, чеками, товарными чеками автозаправочных станций, которые подтверждают расходы на топливо;
    • справками автотранспортных предприятий, осуществляющих междугородные перевозки, о кратчайшем расстоянии следования автомобильным транспортом к месту проведения отпуска и обратно;
    • справками автотранспортных предприятий о нормативном расходе топлива для транспортных средств, на которых осуществлялся выезд в отпуск;
    • документами, подтверждающими проведение отпуска в избранном работником месте (справки, выдаваемые администрацией сельского совета, районной администрации, квитанции гостиниц о регистрации при временном проживании и т.п.).

    При этом расчет следует производить с использованием норм расхода топлива, содержащихся в Методических рекомендациях, утв. Распоряжением Минтранса РФ от 14.03.2008 № АМ-23-р.

  8. Согласно ч. 1 ст. 325 ТК РФ работнику компенсируется стоимость проезда по территории РФ к месту отпуска и обратно. На практике возникают споры о размере компенсации при поездке работника за пределы РФ воздушным транспортом, если при этом не производится посадка в аэропорту, ближайшем к месту пересечения границы РФ. Документами, которые подтверждают произведенные расходы в этом случае, являются (п. 6 и 10 Правил, утв. Постановлением Правительства РФ от 12.06.2008 № 455):
    • перевозочные документы (билеты), маршрутные квитанции, посадочные талоны;
    • справки о стоимости перевозки по территории РФ, включенной в стоимость перевозочного документа (билета), выданные транспортной организацией либо ее агентом.

Транспортная организация может производить расчет стоимости перевозки по территории РФ и выдавать соответствующую справку в произвольной форме. Так, в расчете могут использоваться значения ортодромических расстояний, представляемые ФГУП «Госкорпорация по ОрВД» (http://www.matfmc.ru). Законодательно порядок расчета стоимости перелета по территории РФ при отдыхе гражданами за пределами РФ не определен.

Компенсация расходов, связанных с переездом

Размер, условия и порядок компенсации расходов, связанных с переездом сотрудника на новое место жительство из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, определяется для работодателей (ч. 5 ст. 326 ТК РФ):

  • финансируемых из федерального бюджета – статьей 326 ТК РФ;
  • финансируемых из бюджета субъектов – органами госвласти субъектов РФ;
  • финансируемых из местных бюджетов – органами местного самоуправления;
  • не относящихся к бюджетной сфере – коллективными договорами, локальными нормативными актами, трудовыми договорами.

При этом для организаций, не финансируемых из федерального бюджета, могут быть предусмотрены правила предоставления таких выплат, отличные от установленных ст. 326 ТК РФ для организаций, финансируемых из федерального бюджета. Например, предоставление сотруднику компенсации при наличии определенного стажа работы (см. определение Верховного Суда РФ от 26.03.2010 № 93-В10-1, от 8.10.2010 № 93-В10-2).

Заявителями могут быть получатели пенсий, которые не работают по трудовым договорам, не получают вознаграждений по определенным гражданско-правовым договорам и не занимаются иной деятельностью, в период которой они подлежат обязательному пенсионному страхованию.

Из Якутии обладатели государственных жилищных сертификатов выезжают в основном в края с мягким климатом, хотя есть и такие, что едут «отогреваться» на жаркий юг — в Сочи, Краснодар. Многие стремятся осесть поближе к Москве и Санкт-Петербургу. В Питере за десятилетия сформировалась довольно большая якутская диаспора. Связано это не в последнюю очередь с тем, что город расположен почти на одной широте с Якутском, и люди оказываются практически на том же Севере, только значительно более благоустроенном и теплом. А одним из самых привлекательных мест является Белгород.

«Природа здесь замечательная, цены на все значительно ниже якутских. С нашими пенсиями жить можно, ностальгируем только по северной рыбе. Тут уже целый квартал наших, и периодически встречаем новых земляков», — рассказал переселенец Владимир Иконников.

По его словам, особых проблем с обустройством на новом месте якутяне не испытывают. Люди, как правило, приезжают не наобум, а по приглашению знакомых, поселившихся здесь раньше, и те помогают новеньким освоиться.

А вот получить жилищный сертификат — большая проблема. В очередь на переезд в Якутии записаны около 26,4 тысячи человек. Более 19,5 тысячи из них — первоочередники, инвалиды и неработающие пенсионеры. При этом в прошлом году на реализацию программы региону было выделено 145 миллионов рублей. Этих денег хватило на 74 сертификата. В нынешнем году республика получила 297 миллионов для 135 семей. По словам депутата Госдумы от Якутии Галины Данчиковой, такими темпами всех очередников можно будет обеспечить жильем только через 100 лет.

Минстрой Республики Коми опубликовал сводный список граждан, которые получат в 2019 году сертификаты на переезд из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей; их — 298. Они включены в список по категориям: инвалиды I и II групп, инвалиды с детства и пенсионеры из Воркуты, Инты, Ухты, Усинска, Сосногорского, Печорского, Троицко-Печорского, Удорского, Усть-Цилемского, Вуктыльского и Ижемского районов. Для этого предусмотрено 633 миллиона рублей. Выписки из общего перечня получателей направлены в администрации муниципальных образований для организации работы с гражданами по сбору необходимых документов. Списки формируются по дате постановки на учет.

В Республике Коми ежегодно выделяются сертификаты на переселение людей из районов Крайнего Севера и приравненных к ней местностям. Всего в очереди стоят 28 тысяч семей. Больше всего это пенсионеры, их — 62%, работающих — 29% и инвалидов — 9%. В среднем выдается по 320 сертификатов. Чаще получают жители угольных городов — Воркуты и Инты. Большинство уезжают в Москву, Московскую область и Санкт-Петербург.

За последние девять лет в Коми выдали сертификатов на 7,1 миллиарда рублей, ежегодно — по 600-650 миллионов. Чтобы переселить всех стоящих в очереди жителей Республики Коми, необходимо тратить каждый год не менее трех миллиардов. Но таких денег нет. А предусмотренный объем финансирования не позволяет быстро решить проблему.

В Ненецком автономном округе очередь на переселение в более теплые края насчитывает около пяти тысяч человек. Она состоит из трех категорий: инвалиды, пенсионеры (их больше всех) и просто работающие жители НАО, которые хотят переехать. Однако программа переселения из районов Крайнего Севера пробуксовывает, и очередь движется крайне медленно. Главная проблема — недостаток финансирования. В 2019-ом жилищные сертификаты на покупку квартир в других регионах получат лишь шестнадцать семей округа, а претендентов на этот год — около трехсот.

Чтобы сдвинуть дело с мертвой точки, в НАО рассматривают такой вариант, как строительство самим округом жилья для переселенцев в других регионах.

Кроме того, им будут помогать за счет другой программы — по расселению аварийного жилья. Округ предоставляет обитателям ветхих домов компенсацию на покупку нормальных квартир. При этом никаких географических ограничений нет — жилье можно приобрести в любой точке страны. А недавно эту процедуру сделали еще проще, смягчив требования к выбору дома. Чаще всего жители НАО переезжают в Петербург и Ленинградскую область.

По площади территория Ямала как полторы Франции, но здесь живет всего полмиллиона человек. Из них только каждый десятый представитель коренного народа — ненцев, ханты и манси, остальные — это те, кто прибыл осваивать эти края, добывать нефть и газ, или их потомки. Кто-то из них с годами свыкся с суровыми условиями проживания, когда температура опускается ниже 50 градусов, да еще и с ветром, адаптировался к глухой полярной ночи зимой и полярному дню летом. Но часть населения, как только представляется возможным, стремятся переехать на «большую землю». Как отмечают в правительстве региона, цифры покидающих Ямал по программе переселения год от года варьируют от 1 до 12 тысяч человек, но в любом случае из округа уезжает не больше одного-двух процентов от общей численности ежегодно. Причина не только в том, что люди за долгие годы прикипают к этим краям, — на Ямале одна из самых высоких зарплат стране. Ямал идет вторым вслед за Ненецким округом по уровню средней зарплаты: сегодня в этом регионе она достигла 102 тысяч рублей. Получается, сто раз подумаешь, переезжать или нет.

Кроме федеральной государственной программы по переселению в любой регион России, здесь действует и специальная региональная программа «Сотрудничество». По ней жители Ямала могут переехать на юг Тюменской области. При этом еще и решить свои жилищные проблемы, если дом признан аварийным.

В этом году по программе «Сотрудничество» должны переехать 600 семей, в том числе 200 из аварийного жилья. В прошлом году по этой программе улучшили свои жилищные условия 400 семей, в 2017 -115.

Подготовили Елена Мационг, Марина Ледяева, Светлана Цыганкова, Владимир Таюрский.

Компенсация расходов на оплату стоимости проезда и стоимости провоза багажа, связанных с переездом из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей к новому месту жительства на территории Российской Федерации, не относящемуся к указанным районам и местностям, предоставляется лицам, являющимся получателями страховых пенсий и (или) пенсий по государственному пенсионному обеспечению, не работающим по трудовым договорам, не получающим выплат и иных вознаграждений по гражданско-правовым договорам, предметом которых являются выполнение работ, оказание услуг, по договорам авторского заказа, договорам об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательским лицензионным договорам, лицензионным договорам о предоставлении права использования произведений науки, литературы, искусства и не осуществляющим иной деятельности, в период которой они подлежат обязательному пенсионному страхованию в соответствии с законодательством Российской Федерации (далее – пенсионеры), и членам их семей, находящимся на их иждивении (далее – члены семьи пенсионера).

Заявление о компенсации пенсионер подает по форме, предусмотренной приложением № 1 к Административному регламенту предоставления Пенсионным фондом Российской Федерации государственной услуги по предоставлению компенсации расходов, связанных с переездом из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, лицам, являющимся получателями страховых пенсий и (или) пенсий по государственному пенсионному обеспечению, и членам их семей, находящимся на их иждивении, утвержденному постановлением Правления ПФР от 01.07.2019 № 365п, в территориальный орган ПФР по новому месту жительства, в котором находится его выплатное дело, после осуществления переезда.

Компенсация производится в размере:

а) фактически произведенных расходов на оплату стоимости проезда пенсионера и переезжающих вместе с ним к новому месту жительства членов семьи пенсионера, не превышающих стоимости проезда по кратчайшему маршруту или по беспересадочному маршруту следования:

  • железнодорожным транспортом в поездах всех категорий, в том числе фирменных поездах в случаях, когда возможность проезда в поездах других категорий отсутствует, в вагонах всех типов, за исключением спальных вагонов с двухместными купе и вагонов повышенной комфортности (включая оплату услуг по оформлению проездных документов и предоставлению в поездах постельных принадлежностей);
  • морским транспортом в каютах III категории судов транспортных линий;
  • внутренним водным транспортом на местах III категории судов транспортных линий;
  • воздушным транспортом в салоне экономического класса (включая оплату услуг по оформлению проездных документов) при отсутствии железнодорожного сообщения, либо при меньшей стоимости авиаперелета по сравнению со стоимостью проезда железнодорожным транспортом;
  • автомобильным транспортом общего пользования в междугородном сообщении;

б) фактически произведенных расходов на оплату стоимости провоза багажа пенсионера и членов семьи пенсионера весом не более 1 тонны на пенсионера и каждого выезжающего вместе с ним члена семьи пенсионера, но не более 5 тонн на семью железнодорожным, внутренним водным, морским, автомобильным транспортом (за исключением такси), но не выше установленных тарифов на перевозку багажа железнодорожным транспортом.

При отсутствии в населенном пункте по прежнему месту жительства пенсионера в районах Крайнего Севера или приравненных к ним местностях либо на отдельных участках маршрута следования к новому месту жительства указанных видов транспорта пенсионеру и членам семьи пенсионера возмещаются в размере 100 процентов фактически произведенные расходы на провоз багажа иными транспортными средствами, в том числе воздушным транспортом, до ближайшей к прежнему месту жительства железнодорожной станции или до ближайшего морского либо речного порта, открытого для навигации в это время.

Компенсация стоимости проезда пенсионера и членов его семьи и стоимости провоза багажа личным автомобильным транспортом производится в размере фактически произведенных расходов на оплату стоимости израсходованного топлива, подтвержденных кассовыми чеками автозаправочных станций, но не выше стоимости, рассчитанной на основе базовых норм расхода топлива для автомобилей общего назначения, установленных Министерством транспорта Российской Федерации для соответствующих транспортных средств, и протяженности кратчайшего маршрута следования к новому месту жительства.

Как неработающим пенсионерам-«северянам» получить компенсацию расходов, связанных с переездом из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей к новому месту жительства

1. Право на компенсацию появляется в случае переезда из района Крайнего Севера и приравненных к ним местностей на постоянное место жительства в регионы, не относящиеся к таковым.
2. Переезд считается состоявшимся, если пенсионер снялся с учета регистрации на прошлом месте жительства и зарегистрировался на новом.
3. Чтобы получить компенсацию, пенсионеру необходимо после осуществления переезда лично (либо через официального представителя) обратиться с соответствующим заявлением и пакетом документов в территориальный орган ПФР по новому месту жительства, в котором находится его выплатное (пенсионное) дело.
Форма заявления о компенсации приводится в приложении к Правилам компенсации расходов, связанных с переездом из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, лицам, являющимся получателями трудовых пенсий и (или) пенсий по государственному пенсионному обеспечению, и членам их семей, утвержденных постановлением Правительства от 11.12.2015 № 1351 (далее – Правила компенсации).
Также нотариально заверенные заявление и копии документов можно направить в территориальный орган ПФР по новому месту жительства по почте.
После переезда нужно обратиться в ПФР не только за получением компенсации, но и за постановкой на пенсионный учет.
4. Воспользоваться правом на компенсацию могут пенсионеры, переехавшие из районов Крайнего Севера не раньше 16 мая 2013 года.
5. Также государство берет на себя расходы по переезду родственников пенсионеров, если они состоят на их иждивении. При этом иждивенцами переезжающего пенсионера государство считаются:
1. Нетрудоспособные супруги.
2. Дети (в том числе приемные), опекаемые, а также сестры/братья, внуки, если они младше 18 лет.
3. Дети, братья и сестры, внуки, получающие основное образование на дневной форме обучения, до окончания процесса обучения, но не старше 23 лет.
4. Дети, братья и сестры, внуки старше 23 лет, если до их 18-летия им был присвоен статус инвалидов, они живут с пенсионером и полностью им содержатся, либо помощь пенсионера для них — основной постоянный источник средств.
6. Примечание: братья, сестры, внуки признаются членами семьи пенсионера только при условии, что у них нет трудоспособных родителей.
7. В течение 30 календарных дней, следующих за днем регистрации заявления, территориальный орган ПФР рассматривает заявление о компенсации и документы (копии документов) и принимает решение о выплате или об отказе в выплате компенсации.
8. В случае принятия положительного решения выплата компенсации производится в течение 30 рабочих дней со дня принятия решения о выплате компенсации путем перечисления денежных средств на счет пенсионера в кредитной организации, указанный им в заявлении о компенсации.
9. Т.е., право на компенсацию расходов по переезду из северных территорий имеют неработающие пенсионеры-получатели страховых (трудовых) пенсий и (или) пенсий по государственному пенсионному обеспечению, а также члены их семей, если они находятся на иждивении пенсионера.
Право на компенсацию возникает в случае выезда из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, на постоянное место жительства в другие регионы Российской Федерации, не относящиеся к таковым. Это важно, потому что если пенсионер выезжает из района Крайнего Севера в местность, приравненную к таким районам, то в этом случае право на компенсацию не возникает. К примеру, переехал из Воркуты в Архангельск, права на компенсацию нет. А вот если из Архангельска в Воронеж, то компенсировать расходы можно.
Также важно, чтобы переезд фактически состоялся, то есть пенсионер снимается с регистрационного учета по прежнему месту жительства на Севере и встает на регистрационный учет по новому месту жительства в другом регионе.
10. В законодательстве речь идет о следующих льготных группах населения:
1. Пенсионеры, получающих содержание:
по возрасту;
по гособеспечению;
2. Не заключивших трудовые договоры (не работающие).
3. Члены их семейств, являющихся иждивенцами заявителя.
Таким образом, не смогут претендовать на бюджетные средства:
1. Работающие пенсионеры.
2. Их трудоспособные родственники (даже безработные).
Подсказка: иждивенцами признаются несовершеннолетние, а также нетрудоспособные граждане, не имеющие собственных доходов.
Заявление о выделении компенсационных выплат необходимо предоставлять:
уволенным по последнему месту службы;
пенсионерам — в отделение ПФР по новому месту регистрации;
безработным — в органы занятости;
беременным — в органы соцстраха.
11. Неработающему пенсионеру компенсацию за переезд с севера предоставляют органы Пенсионного фонда по новому месту жительства. Компенсируются только фактически произведенные пенсионером расходы. Таким образом, все расходы, связанные с переездом, пенсионер несет самостоятельно. Документы по оплате проезда и провозу багажа надо сохранять. Авансом, т.е. заранее до переезда, компенсация не производится. Кроме того, до переезда, по прежнему месту жительства, необходимо получить справку от последнего работодателя, о том, что подобная компенсация им не выплачивалась. Это связано с тем, что компенсация производится единожды.
12. После переезда и регистрации по новому месту жительства пенсионеру следует обратиться в местный орган ПФР для постановки на пенсионный учет, запроса пенсионного дела из органа ПФР по прежнему месту жительства и получения компенсация за переезд.
Очень важный момент: обращаться за компенсацией пенсионеру нужно в орган ПФР по новому месту жительства, а не по предыдущему. Например, если пенсионер переехал из Архангельска в Краснодар, то именно в Краснодаре и нужно обратиться в ПФР за получением компенсации.
Лица, получающие пенсию по старости или инвалидности и неработающие, живущие в северных районах, имеют право на возмещение транспортных расходов на поездку в обе стороны в пределах Российской Федерации. Компенсацию раз в два года предоставляет Пенсионный фонд, и получить ее можно в виде заранее приобретенных талонов или возврата самостоятельно потраченных средств.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *