О МЕТОДИЧЕСКИХ РЕКОМЕНДАЦИЯХ ПО ПОРЯДКУ НАЗНАЧЕНИЯ НА ДОЛЖНОСТЬ РУКОВОДИТЕЛЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

Должностные обязанности директора школы отражены в его должностной инструкции. При разработке данного документа, особенно в части описания должностных обязанностей директора школы, следует ориентироваться на соответствующий раздел единого квалификационного справочника и закон «Об образовании». Более подробно о разработке данной инструкции расскажем в статье далее.

Должностная инструкция директора школы

Общие положения

Об обязанностях директора школы

Права и ответственность директора школы

Заключение

Более полную информацию по теме вы можете найти в КонсультантПлюс.
Полный и бесплатный доступ к системе на 2 дня.

Должностная инструкция директора школы

С 01.01.2017 в отношении должностей в сфере образования начнут действовать профессиональные стандарты, отражающие квалификационные требования к претендентам на ту или иную должность в образовательных учреждениях. Однако в любом случае кардинальных изменений в структуре инструкции не ожидается, типовой же документ такого рода состоит из 4 основных разделов:

  1. Общие положения.
  2. Обязанности.
  3. Права.
  4. Ответственность.

Каждый из них содержит определенную информацию, непосредственно касающуюся данной должности. При этом перечень работ, свойственных сотруднику в данной должности в каких-либо особых условиях организационно-педагогического характера, может уточняться.

К таковым условиям, например, можно отнести:

  • период каникул, который не совпадает с ежегодным отпуском работника;
  • отмену занятий с учащимися/воспитанниками;
  • измененный режим учебного процесса по причине ухудшения/изменения санитарно-гигиенического, климатического состояния и т. д.

Общие положения

В первом разделе должностной инструкции школьного директора отражаются требования, предъявляемые к квалификации претендента на должность. В частности, они касаются уровня образования и наличия трудового стажа:

  1. Образование должно быть высшим профессиональным (например, по направлению «Менеджмент», «Управление персоналом» или «Муниципальное и государственное управление») либо высшим педагогическим, дополненным образованием любого уровня по направлению «Муниципальное и государственное управление» или «Менеджмент и экономика».
  2. Педстаж должен составлять как минимум 5 лет.

В этом же разделе определяется, какими знаниями и навыками должен обладать директор учебного заведения. Например, говорится, что он должен знать:

Подпишитесь на рассылку

  • приоритетные направления развития российской образовательной системы;
  • действующее законодательство, регламентирующее образовательную деятельность;
  • правила противопожарной безопасности и охраны труда.

Кроме того, директор школы должен быть знаком:

  • с педагогикой;
  • психологией;
  • основами социологии и экономики;
  • основами физиологии и гигиены;
  • основами менеджмента;
  • достижениями в области психолого-педагогической науки и практики;
  • теорией и методами управления в системе образования;
  • современными педтехнологиями, касающимися дифференцированного и продуктивного обучения;
  • работой с текстовыми редакторами, электронными таблицами, почтой, браузерами и т. п.

Об обязанностях директора школы

Данный раздел инструкции по праву можно назвать основным, так как в нем отражается перечень тех трудовых функций, которые возлагаются на данного работника. К основным должностным обязанностям директора школы относятся:

  • осуществление руководства учебным заведением и педсоветом школы, координация воспитательной и учебной работы в ней;
  • организация административно-хозяйственной деятельности учреждения;
  • обеспечение реализации федерального госстандарта в области образования;
  • утверждение учебных планов и календарных графиков на год;
  • осуществление контроля за выполнением учебных планов и программ;
  • утверждение устава учреждения, правил внутреннего распорядка, прочих локальных актов и учебно-методических пособий;
  • утверждение учебного расписания, графиков работы и отпусков, тарификационных списков;
  • утверждение штатного расписания и структуры образовательного учреждения;
  • определение стратегии, задач и целей, направленных на дальнейшее развитие образовательного учреждения;
  • осуществление подбора, приема и расстановки педагогических кадров;
  • осуществление контроля за исполнением возложенных на персонал школы обязанностей;
  • формирование контингента обучающихся и обеспечение безопасности их жизни и здоровья во время осуществления образовательного процесса, соблюдение их прав и свобод;
  • контроль за качеством знаний и поведением учащихся;
  • контроль организации содержательной и полноценной внеклассной/внешкольной работы;
  • организация работы учебного заведения с родительским комитетом и родителями учеников;
  • обеспечение правильного ведения делопроизводства, документации, своевременного составления отчетности;
  • создание условий для повышения профессионального мастерства, квалификации и карьерного роста педагогического состава образовательного учреждения;
  • обеспечение эффективного сотрудничества и взаимодействия с общественностью, органами местного самоуправления и т. п.;
  • обеспечение рационального использования бюджетных ассигнований и финансовых средств, поступающих из иных источников;
  • обеспечение пополнения, учета и сохранности методических пособий, материалов и документации;
  • решение вопросов административного, кадрового, финансового, хозяйственного плана в рамках своих полномочий;
  • представление педагогов и других сотрудников школы к поощрениям/наградам за отличие в работе;
  • наложение взысканий на сотрудников за определенные нарушения (в пределах своей компетенции);
  • несение ответственности за соблюдение коллективом школы правил техники безопасности и охраны труда, противопожарной безопасности, внутреннего распорядка, санитарно-гигиенических требований и т. д.

Права и ответственность директора школы

Не менее важен для руководящей должности и этот раздел должностной инструкции, при обилии пунктов нередко разделяемый на два. Что касается прав, то среди таковых следует назвать:

  • издание приказов и распоряжений, обязательных для исполнения работающими в учебном заведении;
  • посещение учебных занятий с воспитанниками при условии соблюдения директором требований (например, он не вправе делать замечания учителю или упрекать его во время урока);
  • возможность внесения корректировок, кратковременных изменений в расписание уроков по тем или иным причинам;
  • привлечение к ответственности дисциплинарного характера учащихся, если зафиксирован факт дезорганизации последними учебно-воспитательного процесса;
  • пользование соцпакетом и гарантиями, предоставленными государством;
  • делегирование своих полномочий третьим лицам, выдача доверенностей и т. д.

Если же говорить об ответственности, то она на директора школы может возлагаться:

  • за подбор кадров, уровень их профподготовки, качество их образования;
  • неисполнение (либо недолжное исполнение) положений должностной инструкции, действующих в образовательном учреждении правил внутреннего распорядка и иных локальных актов;
  • приказов учредителя или вышестоящей организации.

В таких ситуациях наступает ответственность дисциплинарного характера.

В некоторых случаях (например, если нарушения такого рода являются систематическими или налицо грубое нарушение трудовых обязанностей) директор школы может быть уволен. Если речь идет о применении воспитательных методик, связанных с насилием над личностью физического или психологического плана, об аморальном поступке, то директора можно освободить от должности согласно трудовому законодательству и ФЗ «Об образовании» от 29.12.2012 № 273-ФЗ.

При нарушении правил охраны труда, противопожарной безопасности, санитарно-гигиенических правил директора образовательного учреждения можно привлечь к административной ответственности.

В случае причинения участникам образовательного процесса либо школе ущерба директор привлекается к ответственности материального плана согласно трудовому и гражданскому законодательству, причем в некоторых ситуациях ему может грозить и уголовное наказание.

Все вышеописанные случаи могут быть включены в раздел должностной инструкции, посвященный ответственности директора школы.

В заключение осталось сказать, что должностные обязанности директора школы, перечисленные в его должностной инструкции, должны исполняться им в полном объеме. При этом важно помнить, что знакомство с документом, особенно в части обязанностей, является первоочередной задачей, поэтому должно состояться еще до момента подписания с соискателем трудового договора. Причем данный факт должен быть подтвержден его личной подписью.

О МЕТОДИЧЕСКИХ РЕКОМЕНДАЦИЯХ ПО ПОРЯДКУ НАЗНАЧЕНИЯ НА ДОЛЖНОСТЬ РУКОВОДИТЕЛЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

ПРАВИТЕЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ СЕВЕРНАЯ ОСЕТИЯ-АЛАНИЯ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 21 июня 2016 года N 230

О МЕТОДИЧЕСКИХ РЕКОМЕНДАЦИЯХ ПО ПОРЯДКУ НАЗНАЧЕНИЯ НА ДОЛЖНОСТЬ РУКОВОДИТЕЛЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

____________________________________________________________________
Утратил силу на основании Постановления Правительства Республики Северная Осетия-Алания от 20.02.2018 N 54.
____________________________________________________________________

Правительство Республики Северная Осетия-Алания постановляет:
Утвердить прилагаемые Методические рекомендации по порядку назначения на должность руководителя образовательной организации.

Временно исполняющий обязанности
Председателя Правительства
Республики Северная Осетия-Алания
Т.ТУСКАЕВ

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПОРЯДКУ НАЗНАЧЕНИЯ НА ДОЛЖНОСТЬ РУКОВОДИТЕЛЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

Утверждены
Постановлением Правительства
Республики Северная Осетия-Алания
от 21 июня 2016 года N 230

1. Настоящие Методические рекомендации разработаны в целях содействия органам исполнительной власти Республики Северная Осетия-Алания, в ведении которых находятся образовательные организации, в определении принципов и условий назначения на должность руководителя образовательной организации в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 51 Федерального закона от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
Настоящие Методические рекомендации могут использоваться органами местного самоуправления при установлении порядка назначения на должность руководителя муниципальной образовательной организации.
2. Назначение на должность руководителя образовательной организации осуществляется с учетом требований статей 275, 331, 351.1 Трудового кодекса Российской Федерации, статьи 51 Федерального закона от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Постановления Правительства Российской Федерации от 8 августа 2013 года N 678 «Об утверждении номенклатуры должностей педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, должностей руководителей образовательных организаций», Приказа Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 26 августа 2010 года N 761н «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования», Приказа Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 11 января 2011 года N 1н «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей руководителей и специалистов высшего профессионального и дополнительного профессионального образования».
3. На должности руководителей образовательных организаций назначаются лица из числа наиболее подготовленных, квалифицированных и опытных специалистов, имеющих высшее образование и соответствующих квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках, по соответствующим должностям руководителей образовательных организаций и (или) профессиональным стандартам.
Для определения таких специалистов проводятся конкурсы и формируются резервы управленческих кадров.
4. Примерное положение о порядке назначения руководителя образовательной организации и формирования резерва управленческих кадров приводится в приложении к настоящим Методическим рекомендациям.
Примерное положение является основой для разработки и утверждения учредителем образовательной организации порядка назначения руководителя подведомственной образовательной организации и формирования резерва управленческих кадров.
5. Если в соответствии с нормативными правовыми актами или соглашениями кандидатура на должность руководителя образовательной организации подлежит согласованию, назначению на должность предшествует процедура согласования.

Приложение. ПРИМЕРНОЕ ПОЛОЖЕНИЕ О ПОРЯДКЕ НАЗНАЧЕНИЯ РУКОВОДИТЕЛЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ И ФОРМИРОВАНИЯ РЕЗЕРВА УПРАВЛЕНЧЕСКИХ КАДРОВ

Приложение
к Методическим рекомендациям
по порядку назначения
на должность руководителя
образовательной организации

1. Общие положения

1.1. Настоящее Положение разработано на основании статьи 51 Федерального закона от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в целях регламентации процедуры назначения на должность руководителя образовательной организации и формирования резерва управленческих кадров (далее по тексту — кадровый резерв).
1.2. Настоящее Положение не распространяется на образовательные организации, в которых руководитель образовательной организации в соответствии с законодательством Российской Федерации и уставом образовательной организации избирается общим собранием, конференцией работников (общим собранием, конференцией работников и обучающихся) образовательной организации с последующим утверждением учредителем образовательной организации.

2. Принятие решения о назначении на должность руководителя образовательной организации

2.1. Лицо назначается на должность руководителя образовательной организации распорядительным актом учредителя образовательной организации или уполномоченного им лица (далее по тексту — учредитель):
1) по результатам конкурса на замещение должности руководителя образовательной организации;
2) из числа лиц, состоящих в кадровом резерве;
3) из числа лиц, не состоящих в кадровом резерве.
2.2. Лицо, не состоящее в кадровом резерве, назначается на должность руководителя образовательной организации в случае признания несостоявшимся конкурса на замещение должности руководителя образовательной организации и отсутствия в кадровом резерве соответствующего кандидата на должность руководителя образовательной организации. Заключению трудового договора с таким лицом предшествует обязательная аттестация, проводимая в порядке, установленном учредителем.

3. Конкурс на замещение должности руководителя образовательной организации

3.1. Для проведения конкурса распорядительным актом учредителя утверждается конкурсная комиссия, состоящая из председателя конкурсной комиссии, заместителя председателя конкурсной комиссии, секретаря конкурсной комиссии и членов конкурсной комиссии.
3.2. Секретарь конкурсной комиссии:
1) осуществляет подготовку и согласование с председателем конкурсной комиссии информационного сообщения о проведении конкурса;
2) обеспечивает публикацию информационного сообщения о проведении конкурса на официальном сайте учредителя;
3) принимает от участников конкурса (далее — кандидаты) заявки на участие в конкурсе и ведет их учет;
4) ведет протоколы заседаний конкурсной комиссии;
5) уведомляет кандидатов о результатах конкурса (его этапов).
3.3. Информационное сообщение о проведении конкурса должно быть опубликовано не позднее чем за 20 дней до окончания срока приема заявок на участие в конкурсе.
3.4. Информационное сообщение должно включать:
1) наименование, основные характеристики образовательной организации и сведения о месте ее нахождения;
2) требования, предъявляемые к кандидату;
3) основные условия трудового договора;
4) перечень документов, представляемых кандидатами для участия в конкурсе, и требования к их оформлению;
5) дату и время начала и окончания приема заявок кандидатов;
6) адрес места приема заявок кандидатов, контактные телефоны;
7) реквизиты документа, регламентирующего порядок проведения конкурса.
3.5. Заявки кандидатов с прилагаемыми к ним документами принимаются секретарем конкурсной комиссии с обязательной отметкой в журнале учета поступивших для участия в конкурсе заявок.
3.6. Не принимаются заявки и прилагаемые к ним документы, если они поступили после истечения срока приема заявок, указанного в информационном сообщении.
3.7. Конкурс проводится с соблюдением принципов открытости и объективности в три этапа:
1) предварительное рассмотрение заявок кандидатов;
2) прохождение кандидатами процедуры обязательной аттестации;
3) собеседование с кандидатами.
3.8. Поступившие заявки и приложенные к ним документы предварительно рассматриваются конкурсной комиссией в течение 5 рабочих дней со дня окончания срока приема заявок. По результатам предварительного рассмотрения конкурсная комиссия принимает решения:
1) о допуске кандидата к процедуре обязательной аттестации;
2) об отказе кандидату в дальнейшем участии в конкурсе.
3.9. Кандидат не допускается к дальнейшему участию в конкурсе, если:
1) представленные документы не подтверждают право кандидата занимать должность руководителя образовательной организации в соответствии с законодательством Российской Федерации;
2) представлены не все документы по перечню, указанному в информационном сообщении;
3) документы оформлены ненадлежащим образом либо не соответствуют условиям конкурса или требованиям законодательства Российской Федерации.
3.10. Секретарь конкурсной комиссии в течение 2 рабочих дней после подведения конкурсной комиссией итогов предварительного рассмотрения:
1) передает заявки кандидатов, допущенных к процедуре обязательной аттестации, секретарю аттестационной комиссии для организации и проведения обязательной аттестации;
2) направляет соответствующие уведомления кандидатам, не допущенным к дальнейшему участию в конкурсе.
3.11. Обязательная аттестация кандидатов проводится аттестационной комиссией в соответствии с порядком, установленным учредителем образовательной организации.
3.12. Секретарь конкурсной комиссии в течение 2 рабочих дней после принятия решения аттестационной комиссией направляет уведомления:
1) о дате проведения собеседования и его теме — кандидатам, признанным по итогам обязательной аттестации соответствующими требованиям, предъявляемым к должности руководителя образовательной организации;
2) об отказе в дальнейшем участии в конкурсе — кандидатам, которые были признаны по итогам обязательной аттестации не соответствующими требованиям, предъявляемым к должности руководителя образовательной организации.
3.13. Тема собеседования определяется учредителем. Собеседование может проводиться по проекту программы развития образовательной организации, разработанному кандидатом. Структура программы развития образовательной организации и критерии оценивания указанной программы устанавливаются учредителем.
3.14. По результатам собеседования с кандидатами конкурсная комиссия принимает решение:
1) рекомендовать кандидата на должность руководителя образовательной организации;
2) не рекомендовать кандидата на должность руководителя образовательной организации;
3) рекомендовать кандидата на включение в кадровый резерв.
3.15. Решение конкурсной комиссии принимается в отсутствие кандидата открытым голосованием большинством голосов присутствующих на заседании членов конкурсной комиссии. При равенстве голосов решающим является голос председателя конкурсной комиссии. Конкурсная комиссия правомочна принимать решения, если на заседании присутствуют не менее половины ее членов.
3.16. Решения конкурсной комиссии оформляются протоколами, которые подписываются присутствующими на заседании членами конкурсной комиссии. При подписании протоколов мнение членов конкурсной комиссии выражается словами «за» или «против».
3.17. Конкурс признается несостоявшимся, если:
1) на конкурс не было подано заявок или была принята только одна заявка кандидата;
2) ни один из кандидатов не был допущен ко второму или третьему этапам конкурса;
3) ни один из кандидатов не был рекомендован на должность руководителя образовательной организации.

4. Кадровый резерв

4.1. Кадровый резерв формируется для повышения эффективности управленческой деятельности на основе целенаправленного отбора и обучения наиболее перспективных специалистов в сфере образования, повышения уровня их компетенций в целях своевременного и качественного замещения вакантных должностей руководителей.
4.2. Кадровый резерв представляет собой сформированный в порядке, установленном настоящим Положением, контингент специалистов, соответствующих установленным квалификационным требованиям, имеющих профессиональные и личностные качества для замещения вакантных должностей руководителей и обладающих потенциалом дальнейшего развития.
4.3. Основными принципами формирования кадрового резерва являются:
1) приоритетное значение объективных показателей при отборе и оценке кандидатов в кадровый резерв;
2) целенаправленное планирование профессиональной карьеры лиц, состоящих в кадровом резерве, приоритетное инвестирование в их обучение.
4.4. Формирование кадрового резерва осуществляется на конкурсной основе с учетом перспективных потребностей учредителя в руководящих кадрах.
4.5. Конкурс на включение в кадровый резерв проводится на основании распорядительного акта учредителя в соответствии с пунктами 3.1 — 3.13 настоящего Положения.
4.6. По результатам третьего этапа конкурса на включение в кадровый резерв конкурсная комиссия принимает решение:
1) рекомендовать кандидата на включение в кадровый резерв;
2) не рекомендовать кандидата на включение в кадровый резерв.
4.7. Решение конкурсной комиссии принимается в отсутствие кандидата открытым голосованием большинством голосов присутствующих на заседании членов конкурсной комиссии. При равенстве голосов решающим является голос председателя конкурсной комиссии. Конкурсная комиссия правомочна принимать решения, если на заседании присутствуют не менее половины ее членов.
4.8. Решения конкурсной комиссии оформляются протоколами, которые подписываются присутствующими на заседании членами конкурсной комиссии. При подписании протоколов мнение членов конкурсной комиссии выражается словами «за» или «против».
4.9. Конкурс на включение в кадровый резерв признается несостоявшимся, если:
1) на конкурс не было подано заявок;
2) ни один из кандидатов не был допущен ко второму или третьему этапам конкурса;
3) ни один из кандидатов не был рекомендован на включение в кадровый резерв.
4.10. Кандидаты включаются в кадровый резерв сроком на 5 лет на основании решения конкурсной комиссии распорядительным актом учредителя с указанием типа (типов) образовательной организации.
4.11. Для выработки у кандидатов, состоящих в кадровом резерве, необходимых по должности знаний, умений и навыков учредителем утверждаются индивидуальные планы подготовки. Индивидуальные планы подготовки составляются с учетом рекомендаций аттестационной комиссии и конкурсной комиссии.
4.12. Гражданин исключается распорядительным актом учредителя из кадрового резерва в случае:
1) назначения на должность руководителя образовательной организации;
2) истечения срока пребывания в кадровом резерве;
3) отказа без уважительной причины от выполнения индивидуального плана подготовки;
4) выявления обстоятельств, которые в соответствии с трудовым законодательством являются основанием для отказа гражданину в допуске к педагогической деятельности.
4.13. В соответствии с соглашениями, заключенными между учредителем и уполномоченными органами государственной власти, местного самоуправления, лица, состоящие в кадровом резерве учредителя, могут назначаться на должности руководителей как государственных, так и муниципальных образовательных организаций.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *