Нужно ли разрешение на размещение рекламы

Рекламная деятельность не является лицензируемым видом деятельности.

Перечень видов деятельности, которые являются лицензируемыми в Российской Федерации установлен в соответствии с Федеральным законом «О лицензировании отдельных видов деятельности». Данный закон устанавливает следующий перечень видов деятельности, требующих обязательного лицензирования:

Статья 12. Перечень видов деятельности, на которые требуются лицензии

1. В соответствии с настоящим Федеральным законом лицензированию подлежат следующие виды деятельности:

1) разработка, производство, распространение шифровальных (криптографических) средств, информационных систем и телекоммуникационных систем, защищенных с использованием шифровальных (криптографических) средств, выполнение работ, оказание услуг в области шифрования информации, техническое обслуживание шифровальных (криптографических) средств, информационных систем и телекоммуникационных систем, защищенных с использованием шифровальных (криптографических) средств (за исключением случая, если техническое обслуживание шифровальных (криптографических) средств, информационных систем и телекоммуникационных систем, защищенных с использованием шифровальных (криптографических) средств, осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя);
2) разработка, производство, реализация и приобретение в целях продажи специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации;
3) деятельность по выявлению электронных устройств, предназначенных для негласного получения информации (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя);
4) разработка и производство средств защиты конфиденциальной информации;
5) деятельность по технической защите конфиденциальной информации;
6) производство и реализация защищенной от подделок полиграфической продукции;
7) разработка, производство, испытание и ремонт авиационной техники;
8) разработка, производство, испытание, установка, монтаж, техническое обслуживание, ремонт, утилизация и реализация вооружения и военной техники;
9) разработка, производство, испытание, хранение, ремонт и утилизация гражданского и служебного оружия и основных частей огнестрельного оружия, торговля гражданским и служебным оружием и основными частями огнестрельного оружия;
10) разработка, производство, испытание, хранение, реализация и утилизация боеприпасов (в том числе патронов к гражданскому и служебному оружию и составных частей патронов), пиротехнических изделий IV и V классов в соответствии с национальным стандартом, применение пиротехнических изделий IV и V классов в соответствии с техническим регламентом;
11) деятельность по хранению и уничтожению химического оружия;
12) эксплуатация взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II и III классов опасности;
13) утратил силу с 1 июля 2013 года. — Федеральный закон от 04.03.2013 N 22-ФЗ;
14) деятельность по тушению пожаров в населенных пунктах, на производственных объектах и объектах инфраструктуры;
15) деятельность по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений;
16) производство лекарственных средств;
17) производство и техническое обслуживание (за исключением случая, если техническое обслуживание осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя) медицинской техники;
18) оборот наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, культивирование наркосодержащих растений;
19) деятельность в области использования возбудителей инфекционных заболеваний человека и животных (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется в медицинских целях) и генно-инженерно-модифицированных организмов III и IV степеней потенциальной опасности, осуществляемая в замкнутых системах;
20) деятельность по перевозкам внутренним водным транспортом, морским транспортом пассажиров;
21) деятельность по перевозкам внутренним водным транспортом, морским транспортом опасных грузов;
22) деятельность по перевозкам воздушным транспортом пассажиров (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя);
23) деятельность по перевозкам воздушным транспортом грузов (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя);
24) деятельность по перевозкам пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более восьми человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется по заказам либо для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя);
25) деятельность по перевозкам железнодорожным транспортом пассажиров;
26) деятельность по перевозкам железнодорожным транспортом опасных грузов;
27) погрузочно-разгрузочная деятельность применительно к опасным грузам на железнодорожном транспорте;
28) погрузочно-разгрузочная деятельность применительно к опасным грузам на внутреннем водном транспорте, в морских портах;
29) деятельность по осуществлению буксировок морским транспортом (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя);
30) деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I — IV классов опасности;
31) деятельность по организации и проведению азартных игр в букмекерских конторах и тотализаторах;
32) частная охранная деятельность;
33) частная детективная (сыскная) деятельность;
34) заготовка, хранение, переработка и реализация лома черных металлов, цветных металлов;
35) оказание услуг по трудоустройству граждан Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации;
36) оказание услуг связи;
37) телевизионное вещание и радиовещание;
38) деятельность по изготовлению экземпляров аудиовизуальных произведений, программ для электронных вычислительных машин, баз данных и фонограмм на любых видах носителей (за исключением случаев, если указанная деятельность самостоятельно осуществляется лицами, обладающими правами на использование данных объектов авторских и смежных прав в силу федерального закона или договора);
39) деятельность в области использования источников ионизирующего излучения (генерирующих) (за исключением случая, если эти источники используются в медицинской деятельности);
40) образовательная деятельность (за исключением указанной деятельности, осуществляемой частными образовательными организациями, находящимися на территории инновационного центра «Сколково»);
41) утратил силу. — Федеральный закон от 13.07.2015 N 216-ФЗ;
42) геодезическая и картографическая деятельность (за исключением указанных видов деятельности, осуществляемых личным составом Вооруженных Сил Российской Федерации в целях обеспечения обороны Российской Федерации, а также при осуществлении градостроительной и кадастровой деятельности, недропользования), в результате которой осуществляются создание государственных топографических карт или государственных топографических планов, государственных геодезических сетей, государственных нивелирных сетей и государственных гравиметрических сетей, геодезических сетей специального назначения, в том числе сетей дифференциальных геодезических станций, определение параметров фигуры Земли и гравитационного поля в этих целях, установление, изменение и уточнение прохождения Государственной границы Российской Федерации, установление, изменение границ между субъектами Российской Федерации, границ муниципальных образований;
43) производство маркшейдерских работ;
44) работы по активному воздействию на гидрометеорологические и геофизические процессы и явления;
45) деятельность в области гидрометеорологии и в смежных с ней областях (за исключением указанной деятельности, осуществляемой в ходе инженерных изысканий, выполняемых для подготовки проектной документации, строительства, реконструкции объектов капитального строительства);
46) медицинская деятельность (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра «Сколково»);
47) фармацевтическая деятельность;
48) деятельность по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации;
49) деятельность по проведению экспертизы промышленной безопасности;
50) деятельность, связанная с обращением взрывчатых материалов промышленного назначения;
51) предпринимательская деятельность по управлению многоквартирными домами.
2. Положениями о лицензировании конкретных видов деятельности устанавливаются исчерпывающие перечни выполняемых работ, оказываемых услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности, в случае, если указанные перечни не установлены федеральными законами.

3. Введение лицензирования иных видов деятельности возможно только путем внесения изменений в предусмотренный настоящим Федеральным законом перечень видов деятельности, на которые требуются лицензии.

Каждый рекламодатель обязан знать основные правила размещения наружной рекламы и механизм согласования с владельцами рекламных конструкций. Но требуется ли разрешение на размещение рекламы, и на какие виды наружки оно распространяется?

Кому необходимо получить разрешение

Статья 19 Закона № 38-ФЗ «О рекламе» обязывает распространителей наружной рекламы пройти соответствующую процедуру согласования. Действие закона распространяется на следующие объекты продвижения продукции – реклама на щите, электронном табло, стенде, строительной сетке, перетяжке и других проекциях, построенных для распространения товаров и услуг.

Всем ли нужно разрешение на размещение рекламы? Да. Но только, если речь идет об объявлении, которое носит рекламный характер. Часто граждане, не сталкивающиеся ежедневно с продвижением товаров и услуг, путают рекламу с информационной вывеской. Однако подобные вывески не подпадают под требования закона № 38-ФЗ.

Они служат средством указания на стабильное территориальное размещение объекта хозяйственной деятельности, и вывешивается над входом в магазин или офис. Регулируется размещение информационных вывесок Законом «О защите потребителей».


Обязанность проинформировать население об их наличии в месте точки продаж возложена на владельца торгового заведения.

Информационные вывески не могут содержать призыва к покупке продукции. Сведения, которые на них указываются, ограничены данными о местонахождении, профиле деятельности, бренде, товарном знаке, ассортименте предлагаемых услуг и товаров. Изготавливаются вывески в различных форматах – табло, крышная конструкция, обычная табличка.

Требуется ли разрешение на размещение рекламы в виде вывески, находящейся не над входом в магазин? Да. Вывеска вне зоны видимости торговой площади считается формой поддержки интереса к продукции и расценивается как двигатель торговли. Примером такой точки зрения законодателя служит широкая судебная практика (определение Верховного суда РФ № ВАС-8995/10 от 14.07.2010 года).

Такое же требование законодательства и к выносным конструкциям. Выносные конструкции в виде табличек, размещаемые возле магазина, согласования не требуют. Однако их размещение вне видимости торговой точки требует разрешения.

Нужно ли разрешение на размещение рекламы в виде информационной вывески, если на ней появляется призыв к приобретению товара или услуги, который подпадает под действие Закона № 38-ФЗ? Да, такие вывески должны согласовываться с органами власти.

Договор с собственником площадки


Если объявление подпадает под понятие рекламного, потребуется пройти процедуру согласования его размещения с владельцем площадки и органами власти. Договор на установку и эксплуатацию конструкции заключается с собственниками зданий или их частей. Обязательно следует идентифицировать объявление, указав его формат (щит, стенд), габариты конструкции и размеры информационного поля, адрес здания, на котором она располагается.

Закон «О рекламе» устанавливает сроки размещения рекламы, на которые может заключаться соглашение. Действие договора ограничено максимальным сроком в 10 лет независимо от арендодателя.

Если настолько длительное размещение не запланировано, рекомендуется обратиться к посреднику, предоставляющему инфоплощадку на меньший период. Такой способ удобен представителям малого бизнеса.

Если планируется размещение объявления на многоквартирном доме, соглашение заключается с представителем собственников квартир. Жилищный кодекс выдвигает требование о получении согласия на установку рекламной конструкции не менее чем от 2/3 жильцов. В противном случае сделка признается незаконной.

Договор о размещении рекламы на публичных площадках заключается посредством проведения аукциона. Местная власть утверждает предварительно схему размещения рекламоносителей и проводит торги, в результате которых выбирается распространитель. Договор подлежит государственной регистрации (ст.651 ГК РФ).

Получение разрешения на рекламу

После заключения договора, нужно обратиться к органу местной власти, уполномоченному согласовывать размещение рекламных конструкций. Необходимо подготовить следующие документы:

  • заявление;
  • копию титульных листов уставной документации рекламораспространителя и владельца площадки;
  • копию свидетельств о госрегистрации заявителя и собственника площадки;
  • план-схему расположения конструкции;
  • цветные фотографии местоположения объявления – достаточно 2–3 карточек, снятых с разных ракурсов, формата 10х15;
  • компьютерную схему с видом конструкции на фоне окружающей среды;
  • проект в виде эскиза;
  • подтверждение права собственности на объект, на котором будет размещено объявление;
  • копию договора с владельцем объекта.

Иногда могут понадобиться дополнительные документы (например, топографический план земельного участка для некоторых типов наземных конструкций). При подаче документов оплачивается госпошлина. Ее размер составляет 5000 руб. (ст.333.33 НК РФ). Заявка с документацией рассматривается в течение двух месяцев.

Штраф за отсутствие разрешения

Сложный процесс получения разрешения иногда вынуждает рекламораспространителей нарушать закон. Статья 14.37 КоАП РФ устанавливает ответственность в виде штрафа за отсутствие разрешения. Его размер для физических лиц составляет 1 000–1 500 руб., для должностных лиц – 3 000–5 000 руб., для организаций – до 1 000 000 руб.

Итак, нужно ли разрешение на размещение рекламы? Да. Гораздо дешевле получить согласие органов власти на рекламу, чем оплачивать внушительные штрафы, тем более, если речь идет об известной компании.

Автор публикации

не в сети 3 Лет

Вячеслав

В соответствии с положениями статьи 49 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее ГК РФ) отдельными видами деятельности хозяйствующий субъект имеет право заниматься только на основании специального разрешения (лицензии).

Вопросы лицензирования в нашей стране регулируются Федеральным законом от 8 августа 2001 года №128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности». Виды деятельности, на которые необходимо получить лицензию, перечислены в статье 17 указанного закона. Так как целью данной книги является ознакомление читателя с таким видом деятельности, как оказание услуг по рекламе, то, естественно, что нас интересуют виды деятельности, относящиеся именно к этой сфере. Анализ статьи 17 Федерального закона от 8 августа 2001 года №128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» позволяет сделать вывод, что рекламные услуги, как самостоятельный вид деятельности, не подлежат лицензированию. Следовательно, специального разрешения на проведение рекламных мероприятий субъекты рекламного рынка – рекламопроизводители и рекламораспространители получать не должны.

Отметим, что помимо лицензирования государство предъявляет и некоторые другие требования к субъектам, занятым распространением рекламы. Например, если реклама распространяется с помощью транспортного средства, то установка на транспортном средстве рекламных материалов (рекламных, щитов, табличек, световых табло) должна согласовываться с Государственной инспекцией безопасности дорожного движения. Такое требование вытекает из пункта 5 Инструкции о размещении и распространении наружной рекламы на транспортных средствах, утвержденной Приказом МВД Российской Федерации от 7 июля 1998 года №410.

Распространение наружной рекламы в виде рекламных конструкций требует согласования с органом местного самоуправления муниципального района или с органом местного самоуправления городского округа, на территориях которых устанавливается рекламная конструкция. Такое требование вытекает из пункта 9 статьи 19 Закона №38-ФЗ.

Обратите внимание!

Подробный порядок получения соответствующего разрешения изложен в пунктах 11-23 статьи 9 Закона №38-ФЗ. Напоминаем, что в соответствии с нормами налогового законодательства, а именно подпунктом 80 пункта 1 статьи 333.33 НК РФ за выдачу разрешения на распространение наружной рекламы необходимо уплатить государственную пошлину в размере 1500 рублей. Разрешение на распространение наружной рекламы выдается сроком на 5 лет.

Более подробно познакомится с вопросами рекламных услуг, особенностями их бухгалтерского учета и налогообложения Вы можете ознакомиться в книге ЗАО «BKR-Интерком-Аудит» «Рекламные услуги как вид деятельности».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *