Неправомерные требования налоговых органов

Источник: Центр структурирования бизнеса и налоговой безопасности taxCOACH

Каждому предпринимателю, директору, главному бухгалтеру знакомо чувство легкой тревоги при получении требований налоговых органов о предоставлении документов (информации). Требование может касаться самого налогоплательщика, его контрагентов, знакомых и незнакомых третьих лиц. Наряду с требованиями, нередко поступают уведомления о необходимости дать пояснения, в том числе письменные, которые мало отличаются от требований по содержанию. Требования могут прийти в рамках начавшейся проверки или на этапе предпроверочного анализа, обозначая интерес инспектора.

Попробуем разобраться, как сберечь время, нервы и бумагу в принтере, если требование пришло, и как при этом не нарваться на штрафы за его невыполнение.

В последние годы НК РФ дает инспекторам все новые и новые возможности для запроса документов, судебная практика отворачивается от налогоплательщиков, а налоговые инспектора входят во вкус, направляя все больше и больше требований и запрашивая пояснения. В результате, количество требований, составляемых налоговыми органами, достигло апогея.

Для начала разберемся, что и у кого может запрашивать инспектор:

По ст.ст. 88, 93 НК РФ
в рамках камеральной
проверки

По ст.ст. 89, 93 НК РФ
в рамках выездной
проверки

По ст. 93.1 НК РФ
в рамках «встречной»
проверки

Вызов для дачи пояснений,
в том числе письменных,
на основании
(подп. 4 п.1 ст.31 НК РФ)

В отношении
самого
налогоплательщика

  • Документы, которые подаются вместе с налоговой декларацией;

  • Документы, подтверждающие убыток (уменьшение суммы налога), заявленный в уточненной декларации, поданной спустя 2 года после подачи первичной декларации;

  • Иные документы, предусмотренные ст. 88 НК РФ, связанные с проверками применения льгот, уплатой НДС, инвестиционных товариществ, возвратов подакцизных товаров, услуг иностранных организаций, состоящих на учете в РФ, операций, освобожденных от обложения страховыми взносами, вычетов при продаже товаров по tax free, инвестиционных вычетов.

Любые документы и информацию, связанные с исчислением и уплатой проверяемых налогов в проверяемом периоде.

Документы и информацию относительно конкретной сделки, при отсутствии камеральной или выездной проверки, если у налогового органа возникла обоснованная необходимость их получения.

Пояснения о любых аспектах деятельности налогоплательщика, в том числе с обязанностью приложить подтверждающие документы. Сроки ответа устанавливаются инспектором произвольно.

В отношении
Вашего контрагента

Не запрашиваются.

Не запрашиваются.

Любые документы и информацию, связанные с исчислением и уплатой налогов.

Пояснения о специфике взаимоотношений с контрагентом.

В отношении
третьего лица
— то есть
организаций/ИП,
с которыми
Вы как налогоплательщик
напрямую не имеете
договорных отношений

Не запрашиваются.

Не запрашиваются.

Любые имеющиеся документы и информацию, если проверяемое лицо связано с Вами «по цепочке» поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг).

Не запрашиваются.

Санкции за неисполнение

Непредоставление документов — штраф 200 рублей за каждый непредставленный документ (ст. 126 НК РФ). Возможна выемка документов.

Непредоставление сведений, запрошенных на основании п. 3 ст. 88 НК РФ — штраф 5 000 рублей.

Непредоставление документов — штраф 200 рублей за каждый непредставленный документ (ст. 126 НК РФ). Возможна выемка документов.

Непредоставление документов — штраф 200 рублей за каждый непредставленный документ (ст. 126 НК РФ).

Несообщение информации, — штраф 5 000 рублей.

Неповиновение законному распоряжению или требованию должностного лица — штраф от 500 до 1 000 рублей для ф.л., и от 2 000 до 4000 рублей для должностных лиц (19.4 КоАП РФ)

А теперь более подробно.

Содержание

Что могут запросить при проверках?

Суровая реальность: все, что хоть как-то связано с исчислением уплатой проверяемых инспекцией налогов может быть истребовано у кого угодно. Складывается стойкое впечатление, что скоро никого не удивит истребование, например, свидетельства о рождении главного бухгалтера, ведь именно главный бухгалтер отвечает за исчисление и уплату налогов в компании.

Обратной стороной медали выступает возможность злоупотребления должностными лицами налоговых органов своими полномочиями.

И именно из-за таких злоупотреблений, а вовсе не из-за желания налогоплательщика сокрыть компрометирующую его информацию, часто возникает нежелание отвечать на запросы налоговых органов. А иногда бывают и откровенные глупости.

Так, совсем недавно в Свердловской области и Челябинской областях налогоплательщикам приходили требования с просьбой представить «документы, подтверждающие выполнение работ непосредственно в космическом пространстве».

Скорее всего, данная формулировка была транслирована из ст. 164 Налогового кодекса РФ, предусматривающей применение ставки 0%, и бездумно скопирована из требований, выставленных какой-либо из структур Роскосмоса. Однако для бухгалтеров других компаний такие формулировки, дававшие повод задуматься о бескрайних просторах вселенной, вызывали недоумение и ухмылку.

В рамках выездной проверки могут запрашиваться любые документы.

Пункт 12 статьи 89 НК РФ содержит лишь одно ограничение: они должны быть связаны с исчислением и уплатой налогов.

В Письме ФНС России от 25.07.2013 № АС-4-2/13622 «О рекомендациях по проведению выездных налоговых проверок», налоговая служба описывает то, какие документы и информация могут интересовать проверяющих, не намного подробнее:

«в ходе проведения налоговой проверки должностными лицами налогового органа проверяются, анализируются, сопоставляются и оцениваются документы и информация, имеющие значение для формирования выводов о правильности исчисления, удержания и уплаты (перечисления) налогов и сборов, а также для принятия обоснованного решения по результатам проверки».

Какого-либо исчерпывающего перечня таких документов нет, соответственно, объем и состав запрашиваемых документов и информации фактически не ограничен.

Требования в рамках «встречных проверок».

Состав документов, который может быть запрошен непосредственно у налогоплательщика, в рамках камеральных проверок ограничен (ст.88 НК РФ). В основном это документы, подтверждающие право на применение льгот или правомерность возмещения, либо возврата НДС.

Однако данные ограничения могут быть легко инспектором преодолены.

Если документы, связанные с деятельностью налогоплательщика нельзя истребовать при камеральной проверке у самого налогоплательщика, то почему бы не запросить интересуемые инспектора документы в рамках «встречной» проверки каждого из контрагентов налогоплательщика. Получается, что инспектор запрашивает документы не в отношении самого налогоплательщика, а имеющиеся у него документы в отношении всех его контрагентов. Фактически же проверяется сам налогоплательщик. Формально такие требование законны и оспорить их в суде в подавляющем большинстве случаев не удается.

Важным нюансом встречных поверок является то, что запрашиваемые при их проведении документы и информация должны быть связаны с проверяемым налогоплательщиком, то есть с вашим контрагентом, в отношении которого и проводится проверка.

Эта связь не обязательно должна быть прямой.

В ситуации, когда у вас запрашивают документы по взаимоотношениям с вашим контрагентом, но при этом проверяют третье лицо (которое вы можете и не знать), такое требование будет законным, если ваш контрагент является звеном в цепочке поставщиков (покупателей), ведущей к проверяемому третьему лицу.

Или, например, у вас может быть запрошена информация о том, как вы отразили операцию с контрагентом в своем бухгалтерском учете. Связь данной информации с проверяемым налогоплательщиком (вашим контрагентом) неочевидна, однако суды признают истребование такой информации правомерной.

Требования, выставленные в рамках предпроверочного анализа.

Если вы получили требование, в котором есть фраза «Вне рамок налоговых проверок», и вас просят представить документы, относящиеся к одному или нескольким налоговым периодам, то, «поздравляем» — с большой вероятностью вы являетесь претендентом на выездную налоговую проверку.

Приведем пример реального требования, полученного контрагентом одной группы компаний, подозреваемой налоговыми органами в искусственном дроблении бизнеса:

Такие требования используются инспекторами очень широко, и информация о вас аналогичным требованием может быть запрошена у всех ваших контрагентов.

Налоговый кодекс РФ не предусматривает среди мероприятий налогового контроля проведение предпроверочного анализа, однако отвечать на такие требование придется.

Что учесть при подготовке ответа на требование, выставленное вне рамок налоговых проверок?

Налоговый кодекс РФ содержит правило, согласно которому вне рамок налоговых проверок инспектор может запросить документы и информацию о конкретной сделке у участников этой сделки или у иных лиц, располагающих документами (информацией) об этой сделке, если у налоговых органов возникла обоснованная необходимость их получения.

Из данного правила следует, что налоговый орган должен указать сведения, позволяющие определить ту самую конкретную сделку, по которой запрашиваются документы, и налоговый орган должен обосновать необходимость их получения.

Сведениями, позволяющими конкретизировать сделку (сразу отметим, что это может быть сразу несколько сделок), могут быть реквизиты договора, счетов-фактур и так далее. И по такой конкретной сделке можно запрашивать любой объем документов, любую информацию.

То есть, вне рамок налоговых проверок налоговый орган не может запросить «все договоры за последние 3 года», но может запросить «счета-фактуры с 01.01.2016 по 31.12.2018, относящиеся к договору, например, № 1 от 01.01.2015».

Фактически, налоговый орган может запросить тот же объем документов, что и при проведении выездной налоговой проверки, не выходя на нее. Основной целью такого предпроверочного анализа является определение того, а стоит ли вообще выходить на проверку к данному налогоплательщику.

Что же касается обоснования необходимости истребования документов, то Налоговый кодекс РФ не разъясняет, в чем заключается эта «обоснованная необходимость», и обязан ли инспектор давать налогоплательщику какие-либо пояснения о мотивах истребования у него документов (информации) вне рамок налоговых проверок.

Если ранее суды чаще соглашались с налогоплательщиками о том, что налоговый орган должен четко и ясно изложить, в чем заключается такая необходимость, в противном случае «требование нарушает права и законные интересы лица в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, возлагая на него обязанность по представлению документов, не предусмотренную п. 2 ст. 93.1 НК РФ». То в последние время стало больше решений, в которых суд считает, что «обоснованная необходимость получения документов (информации) подразумевает лишь, что они не могут истребоваться в неслужебных или иных целях, не связанных с осуществлением контроля за соблюдением законодательства о налогах и сборах», либо суд соглашается с инспекцией, что обосновать необходимость можно фразой «в связи с возникновением обоснованной необходимости», или другими словами, надо, потому что надо…

А то и вовсе разъясняется, что «налоговый орган не обязан сообщать контрагенту соответствующего лица, документы (информация) о сделках которого запрошена, причины, по которым он посчитал необходимым направить требование».

Считаем, что такое судебное толкование статьи 93.1 НК РФ расширительным, ведущим к тому, что инспектор наделяется правом запрашивать документы произвольно у кого угодно, в любом количестве, без проведения каких-либо мероприятий налогового контроля, без какой-либо необходимости, игнорируя нормы НК РФ о сроках проведения налоговой проверки.

Когда можно в представлении документов (информации) отказать?

Наиболее часто встречающиеся формальные нарушения, влекущие недействительность требования:

  • К требованию не приложено поручение;

  • Требование составлено неуполномоченным лицом, например, должностным лицом инспекции, в которой вы не состоите на учете;

  • Требование (поручение) составлено не по форме, предусмотренной Приказом ФНС России от 07.11.2018 № ММВ-7-2/628@ «Об утверждении форм документов, предусмотренных налоговыми органами при реализации своих полномочий…». Речь идет о ситуации, когда вместо требования налогоплательщику направляется «информационное письмо» или иной, не предусмотренный НК РФ запрос. Посредством таких запросов налоговые органы пытаются получить информацию за рамками сроков проверки или информацию, запрашивать которую формально не могут. Идти навстречу инспектору или нет в такой ситуации — сугубо право налогоплательщика.

  • Требование выставлено после окончания налоговой проверки.

  • Важно! Если требование выставлено во время проверки, но получено налогоплательщиком после ее окончания, такое требование признается законным.

  • Документы и информация представлялись в инспекцию ранее.

  • Запрошенные документы и информация не относятся к проверяемому периоду или к предмету проверки.

Данное основание для отказа таит сразу несколько подводных камней.

Во-первых, связь запрашиваемых документов с периодом проверки может иметь место, но быть очень неочевидной.

Например, договор может быть датирован прошлым периодом, но распространять свое действия и на следующие периоды. Или операция может быть совершена в более раннем периоде, но влиять на налогообложение следующего периода, за который и проводится проверка. В таких случаях требование будет законным.

Во-вторых, связь запрашиваемых документов (информации) с предметом проверки может быть косвенной, но достаточной для того, чтобы суд признал такой запрос правомерным. Суды в таких случаях нередко дают комментарий в своих решениях, что налогоплательщику не предоставлена возможность контролировать и разрешать вопрос об относимости к предмету проверки собираемых налоговым органом доказательств, так как решение о необходимости истребования тех или иных сведений для проведения налоговой проверки является исключительно прерогативой налоговых органов.

Тут надо быть внимательным и понимать, что документы (информация) должны быть очевидно и точно не связаны с предметом или с периодом проверки.

Что делать, если просят дать пояснения?

Сразу обращаем внимание, на основании какой нормы просят дать пояснения.

Если на основании 93.1 НК РФ, то актуально все то, что написано выше.

Если же на основании п. 3 ст. 88 НК РФ, то налоговый орган должен в требовании указать, какие выявлены проверкой ошибки в налоговой декларации (расчете) и (или) противоречия между сведениями, содержащимися в представленных документах, либо выявлены несоответствия сведений, представленных налогоплательщиком, сведениям, содержащимся в документах, имеющихся у налогового органа, полученным им в ходе налогового контроля.

Если налоговый орган не указывает, какие ошибки либо противоречия выявлены, то ответ на него является вашим правом, но не обязанностью.

ВАЖНО! Даже в таком случае не следует игнорировать требование. Целесообразно указать в ответе, что при самостоятельной проверке налогоплательщиком поданной им декларации никаких ошибок, противоречий не выявлено, соответственно, обязанности давать какие-либо пояснения не возникает.

Имейте ввиду, что пояснения в любом случае придется дать, если:

Если в качестве основания для запроса документов или информации указывается подп. 3 п. 1 ст. 31 Налогового кодекса РФ, то давать письменные пояснения и документы налогоплательщик не обязан, однако явиться в налоговый орган и дать пояснения все равно придется. Поэтому при получении запроса информации и/или документов на основании уведомления о вызове в налоговый орган налогоплательщика, вопрос о предоставлении документов и письменных пояснений налогоплательщику следует решать, опираясь на то, насколько это удобно для него самого. В большинстве случаев письменные пояснения, составленные в спокойной обстановке, будут более взвешенными, аргументированными и контролируемыми, чем пояснения при разговоре с налоговым инспектором.

Что делать, если запрошен либо слишком большой объем документов и не весь этот объем, действительно может быть нужен проверяющим?

Не бойтесь звонить инспектору с просьбой уточнить, что именно ему надо. Например, запросили проектную документацию объемом в несколько тысяч страниц или в несколько гигабайт, которая очевидно не вся полезна инспектору? Можно позвонить инспектору и уточнить, что его интересует, или направить в ответ только содержание документа с просьбой пояснить, что из этого интересно. Инспекторы весьма лояльно относятся к таким просьбам.

Если же объем запрашиваемых документов явно неисполним, но инспектор все равно просит их представить, то может быть выгодным и поспорить с инспекцией в суде.

Так в одном деле Банк отказался представлять документы, объём которых превышал 6 260 000 листов (4890 кредитных договоров). Как пояснил Банк в суде, такое количество копий может быть изготовлено на 100 печатающих устройствах в течение более двух месяцев, затраты на изготовление такого количества копий составит 1 800 000 рублей только на бумагу, 1 400 000 рублей на приобретение расходных материалов для орг. техники, вес истребованных копий составит около 30 тонн, для их перевозки потребуется 20 автомобилей марки «Газель». У проводящих налоговую проверку (4 человека) для проверки понадобится около 7,5 лет, при чтении одним сотрудником 100 страниц в час документы смогут быть прочитаны в течение 15 650 часов.

На такой троллинг Банком инспекции суд отреагировал позитивно, указав, что требование не соответствует целям и задачам налоговых органов и нарушает права Банка. Тут важно иметь ввиду, что Банк не прятал документы. Как отметил суд, документы были запрошены в рамках проводимой выездной налоговой проверки, а соответственно, налоговый орган имел возможность ознакомиться с оригиналами документов.

Что делать, если запрошенные документы у вас отсутствуют?

Важна причина, по которой документов у вас нет.

Например, запрашивают аналитические таблицы с расчетом себестоимости продукции. Составление подобного документа не предусмотрено ни законодательством, ни локальными нормативными актами налогоплательщика, соответственно составлять и представлять такой документ у налогоплательщика обязанности не возникает.

Встречаются случаи, когда требование имеет примерно следующее содержание: «Какими разъяснениями вы пользовались при отражении операций» или «Какие данные вами были получены из кадастра недвижимости…». Всех подобных формулировок не перечислить, но речь идет о своеобразном возложении на налогоплательщика обязанностей, которые не предусмотрены законом, и которые должен или может выполнить сам налоговый орган.

Так, налоговый орган может попросить представить информацию в табличной форме, придуманной инспектором.

В подобных случаях налогоплательщик не обязан подстраиваться под конкретного инспектора и работать за инспектора. Хорошим вариантом будет представление информации в форме, удобной самому налогоплательщику с пояснением о том, что налогоплательщик не ведет учет информации в той форме, в которой налоговый орган просит ее предоставить.

Или другая ситуация. Срок хранения документов истек, либо у налогоплательщика вообще не было обязанности хранить запрошенные документы. Например, пропуска, выданные сотрудникам контрагента. В такой ситуации можно отказать в представлении документов с пояснениями, что они не сохранились, обязанности по хранению таких документов не предусмотрено.

Если же какой либо документ отсутствует, но должен составляться и храниться у налогоплательщика, то это проблема налогоплательщика. Как указывают налоговые органы (и с ними соглашаются суды), налогоплательщик в таком случае обязан восстановить документы и представить налоговому органу.

Можно ли как-то охладить пыл проверяющих, если их налицо явное злоупотребление правом на истребование информации?

Вполне рабочим инструментом показывает себя жалоба в вышестоящий налоговый орган на неправомерные действия налогового инспектора.

Подобные жалобы значительно снизят количество заведомо не соответствующих закону требований.

Что касается недобросовестного поведения самих налогоплательщиков, когда инспектор ошибся в номере договора или написал наименование контрагента с маленькой буквы или цифрой в ИНН, не стоит хитрить и отвечать, что с таким контрагентом взаимоотношений не было. В итоге такой ответ может быть трактован не в вашу пользу. В случае спора инспекция обязательно обратит внимание суда на то, что документы запрашивали, а вы ответили, что со спорным контрагентом не работали. В момент спора вы уже можете и не вспомнить, почему отказывали в представлении документов по данному контрагенту.

Необходимость открытия расчетного счета возникает на стадии регистрации в качестве индивидуального предпринимателя. Так, заинтересованное лицо готовит необходимый пакет документов и, после подписания договора банковского счета начинает проводиться процедура регистрации персонального счета в банке.

Мероприятия осуществляются в соответствии с требованиями российского законодательства, а именно на основании Инструкции Банка России от 30 мая 2014 г. № 153-И «Об открытии и закрытии банковских счетов, счетов по вкладам (депозитам), депозитных счетов».

Указанным нормативным документом утвержден список официальных бумаг, которые потребуются индивидуальному предпринимателю или состоявшемуся юридическому лицу на стадии оформления целевого счета в банке. Дополнительно каждый банк имеет право фиксировать свой список документов, нужных на стадии оформления расчетного счета. В связи с этим перечень нужных бумаг может значительно отличаться между разными финансовыми организациями.

Не всегда, как показывает практика, перечень формируется в точном соответствии с законодательством Российской Федерации. При нарушении законодательных норм организацией (банком) заинтересованный в открытии счета участник может выполнить одно из следующих действий:

  1. подача необходимых документов, что подтверждает согласие с незаконными требованиями и отсутствие каких-либо претензий;
  2. обращение в другой банк;
  3. оспаривание незаконных требований с целью получения счета в конкретной организации.

Сложность заключается в обширном количестве нормативно-правовых актов, которые используются для регулирования правоотношений. И нормы обслуживания юридических и физических лиц будут значительно отличаться, в зависимости от того, в каком регионе и, какое отделение банка оказывает услуги. Порой даже филиалы одного финансового учреждения требуют разные списки официальных бумаг.

Обжалование отказа банка открыть расчетный счет в связи с незаконным требованием представить какой-либо документ

В случае, когда потенциальный клиент (индивидуальный предприниматель или юридическое лицо) считает требования банка предоставить больший список документов для открытия расчетного счета завышенными, нежели требует законодательство, он имеет законную возможность обжаловать заявленные требования путем подготовки и подачи в суд искового заявления.

Анализ судебной практики позволяет установить, что если финансовая организация выдвигает нелегитимное требование подать документы вне законного списка, то судья будет на стороне клиента, стремящегося оформить индивидуальный расчетный счет. Главное, подтвердить тот факт, что по причине предоставления неполного пакета необходимых бумаг, банк отказывается оформлять целевой счет.

Суд анализирует представленные доказательства и принимает решение касательно того, действительно ли банк нарушает требования закона. Если финансовая организация запрашивает больший перечень необходимых документов, то суд принимает решение в пользу истца. Результат – заключение договора об открытии расчетного счета с клиентом.

Как показывает практика, при оформлении соглашения об открытии банковского счета финансовые организации требуют, чтобы клиент принес дополнительную пластиковую карту банка (того, где оформляется счет) с образцами подписи и оттиска печати. Это неправомерное требование, поскольку оно не внесено ни в статьи законодательства, ни в ведомственные банковские нормативно-правовые акты.

Требование банком документов, не предусмотренных нормативно-правовыми актами

Прежде всего, необходимо определить, какой перечень необходимых документов является исчерпывающим. То есть, руководствуясь статьями законов и ведомственных распоряжений, определить максимальный допустимый список.

Так, для исполнения условий Федерального Закона № 115 «О противодействии отмыванию доходов» от 07.08.2001 года, каждая финансовая организация обязана проводить идентификацию клиентов. Это необходимо с целью контроля денежных операций, организованных в России с участием юридических лиц, действующих в РФ (прямо или косвенно).

Во исполнение этих требований, то есть с целью идентификации клиента, финансовая организация может требовать следующие документы:

  • паспорт;
  • бумаги, подтверждающие регистрацию юридического лица или открытие ИП;
  • учредительные документы.

Это обязательный список документов, позволяющий определить наличие оснований и законных условий для открытия персонального расчетного счета. Кроме того, на стадии идентификации финансовые организации вполне законно могут истребовать следующие виды документов и информации:

  1. подтверждение целей открытия конкретного счета, то есть планирование проведения денежных операций, связанных с осуществлением предпринимательской деятельности;
  2. подтверждение деловой репутации, а также оснований для исполнения хозяйственной деятельности.

Какие именно документы будут затребованы по каждому из этих пунктов, зависит от вида предпринимательской занятости, а также от характера выполняемой коммерческой деятельности.

Каких последствий можно ожидать, если не представить банку сведения, необходимые для идентификации

Финансовая организация фиксирует одинаковые (универсальные) правила для всех клиентов конкретной категории, поэтому при отказе подавать полный пакет определенных бумаг, банк имеет право отказаться от составления соглашения банковского счета с фирмой (ИП). Отказ будет полностью законным и соответствует статьям федерального законодательства.

Дополнительно финансовая организация имеет возможность отказать в совершении операций по счету. Исключение касается следующих видов денежных переводов:

  • получение или перевод денег в рамках финансовых операций, в отношении которых подготовлен полный пакет требуемых бумаг;
  • работник банка подозревает, что операция касается отмывания денег (о своих подозрениях необходимо через руководство банка сообщить правоохранительным органам, которые проведут соответствующую проверку).

Таким образом, каждый клиент (физическое, юридическое лицо или индивидуальный предприниматель) обязан предоставить полный пакет документов, необходимых для идентификации клиента, а также бенефициаров и получателей денежных средств. Это касается и процедур открытия расчетных счетов, когда заинтересованный участник обязан дополнительно передать следующую информацию:

  • данные о материальном положении компании, что включает регулярные бухгалтерские отчеты, а также налоговые декларации (как правило, сведения передаются за предыдущий календарный год);
  • подтверждение положительной деловой репутации, о которой может свидетельствовать независимая оценка, а также отзывы клиентов.

Анализ деловой репутации необходимых для дополнительной защиты от незаконной легализации денег, приобретенных неправомерным путем. Поэтому с целью устранения конфликтов в будущем, лучше изначально узнать у работника конкретного банка, какие документы потребуются для открытия личного расчетного счета организации.

Может ли банк потребовать документы для открытия счета, не предусмотренные законодательством

На практике сложности с определением единого ответа возникают потому, что существуют два мнения по этому вопросу. С одной стороны, законодательство не фиксирует конкретного списка бумаг, которые организация (индивидуальный предприниматель) обязуется передать в банк для целей идентификации клиента при оформлении расчетного счета. Такая позиция обусловлена тем, что лишь финансовая организация до конца знакома с особенностями осуществления банковской деятельности, а потому только банки знают, какие бумаги потребуются для регистрации.

Закон предусматривает, какие виды данных будут затребованы в обязательном порядке. К ним относятся следующие:

  1. наименование фирмы (полное и сокращенное, в том числе, на русском и английском языке);
  2. форма деятельности компании (например, ООО, АО, ИП);
  3. ИНН;
  4. дата, номер, наименование регистрирующего органа, место регистрации;
  5. расположение – официальный адрес;
  6. сведения о присутствии или отсутствии по своему адресу регистрации юридического лица постоянно действующего органа управления.

В информационном письме Центрального банка дополнительно обозначены вопросы, которые предстоит уточнить на стадии идентификации нового клиента из числа юридических лиц. А именно:

  • запрос у компании официального подтверждения адреса расположения управления, а также предоставление доверенности на представительство интересов фирмы конкретным управляющим органом;
  • осуществление выезда по адресу фирмы для проверки и подтверждения правдивости сведений о ее расположении (визуальная фиксация).

Кредитная организация может использовать и другие методы, если считает, что их реализация целесообразна в конкретных условиях. Эти мероприятия могут быть направлены на проверку целей ведения бизнеса, проверку юридического лица и его бенефициаров, а также установление прозрачности денежных платежей через профиль предприятия.

В частности, финансовые организации имеют возможность уточнить следующие сведения о юридическом лице:

  1. когда и с какой целью зарегистрирована фирма;
  2. уточнение данных о собственниках компании, а также проверка субъектов, в чьих интересах она создана;
  3. уточнение состава руководства компании и опыта (добропорядочности) ведения бизнеса управлением;
  4. уточнение источников формирования доходов компании, а также наличие случайных сделок;
  5. уточнение главных направлений работы фирмы;
  6. проверка всех партнеров, их работы, авторитета;
  7. уточнение информации о наличии финансовых счетов в других банках;
  8. анализ фактов, которые могут влиять на возможность долгосрочного сотрудничества юридического лица и конкретного банка.

Эти мероприятия необязательны, а могут использоваться на практике только по желанию самой финансовой компании.

Учитывая все вышесказанное, что банк наделен полномочиями запросить дополнительные документы, которые содержат необходимые сведения. Пользуясь этими законодательными поблажками, разные финансовые организации используют различные списки официальных бумаг, необходимых для открытия расчетного счета.

Практика

Чаще всего банки предлагают своим потенциальным клиентам заполнить дополнительную анкету, с целью уточнения существенных данных. Кроме того, банки часто запрашивают документы о праве собственности на объекты недвижимой собственности, которые находятся по конкретному адресу (собственность, которая используется предприятием в коммерческих целях). Как альтернатива, может быть представлен договор аренды или безвозмездного пользования недвижимым имуществом, если используемая собственность не куплена, а находится в законном пользовании.

Дополнительно финансовая организация может запросить предоставление выписки из Единого государственного реестра юридических лиц. Эти данные нужны для анализа статистики компании, а также подтверждения успешной коммерческой работы.

Финансовая организация наделена правом отказать заявителю в подписании соглашения банковского счета, если есть подозрения, что открытый расчетный счет будет использован для отмывания доходов или с целью финансирования терроризма.

Кроме того, закон позволяет банкам прекратить соглашение банковского счета, если в течение календарного года два раза возникали законные основания для отказа в проведении денежных операций. Это возможно при следующих обстоятельствах:

  • юридическое лицо предоставило неполный пакет официальных бумаг;
  • возникновение подозрений, что счета будут использованы в нелегальных операциях.

Еще один из способов воздействия – блокировка финансовых счетов. Федеральный закон дает возможность заморозить денежный счет при следующих обстоятельствах:

  1. клиент попал под подозрение, что он активно участвует в террористической деятельности;
  2. возникновение веских оснований полагать, что клиент уже использовал счет для отмывания доходов.

Таким образом, банки с целью защиты собственного авторитета, а также для предотвращения использования расчетных счетов в незаконных мероприятиях, могут запрашивать дополнительные бумаги.

Промокод Требования на скидку 50% на письменную консультацию по теме вебинара.

Что такое требование?

Требование (о предоставлении документов, информации) – это один из методов осуществления налогового контроля.

Право налоговых органов истребовать документы установлено Налоговым кодексом (пп.1 п.1 ст. 31 НК РФ).

Стоит различать способы налоговых органов получать информацию: случаи, когда налоговый орган вправе истребовать информацию (в т.ч пояснения) или документы, установлены статьями 88, 89, 93, 93.1, 105.15 и 105.17 НК РФ.

Однако, в п.4 ст.31 НК РФ «Права налоговых органов» также указано, что налоговый орган праве вызвать плательщика на основании уведомления для дачи пояснений в связи с уплатой им налогов и сборов, в связи с налоговой проверкой, а также в иных случаях. Здесь следует добавить, что ст. 19.4 КоАП предусматривает административную ответственность за неповиновение законному распоряжению должностного лица органа, осуществляющего государственный надзор (контроль).

Поэтому, формально, налоговый инспектор вправе направить плательщику уведомление с предложением предоставить пояснения по какому-либо вопросу.

Однако, сегодня разговор пойдет именно о требованиях.

Форма и содержание требования

Форма и содержание требования установлены приказом ФНС (Приказ ФНС России от 07.11.2018 N ММВ-7-2/628@).

В частности, требование о предоставлении документов (информации) должно называться именно так, и никак иначе. Если плательщик получает документ, который называется «запрос», «сообщение», «информационное письмо» и тд – это является нарушением. Бывает, что налоговый орган пропускает срок возможного направления требования, например, когда прошел срок проведения камеральной проверки, и законных оснований выставить требование у инспектора нет. В таких случаях можно наблюдать, что плательщик получает письмо, которое называется, например, «запрос (с требованием предоставления информации)».

Во-вторых, требование должно ссылаться на конкретную норму Налогового кодекса и содержать основания для выставления, в частности, инспектор должен указать, в рамках каких мероприятий налогового контроля данное требование направлено.

В-третьих, требование должно содержать четкий перечень запрашиваемой информации и документов.

Все это важно знать, поскольку плательщик имеет право не исполнять неправомерные требования налоговых органов (пп.1 п.1 ст.21 НК РФ).

Важно! Помните, что при получении требования в электронной форме, плательщик обязан в течение 6 дней направить квитанцию о его приеме. Если этого не сделать, налоговый орган в течение 10 дней вправе приостановить операции по банковскому счету (пп.2 п.3 ст.76 НК РФ).

Однако, если полученный по ТКС файл оказался поврежденным или не соответствующим установленному формату, так, что открыть его невозможно, такое требование считается не полученным, и налоговый орган должен направить его в бумажном виде (письме ФНС России от 16.02.2016 г. № ЕД-4-2/2436@). Однако, учитывая вероятность блокировки счета, в такой ситуации все же лучше направить в инспекцию письмо с указанием на невозможность открыть файл.

Виды требований

Требования о предоставлении пояснений

1. В рамках камеральной проверки (ст.88 НК РФ) могут быть истребованы пояснения:

— в случае выявления ошибок и противоречий в налоговой декларации;

— в случае подачи уточненной декларации с суммой налога к уменьшению;

— в случае подачи декларации с заявленной суммой убытка;

— плательщики НДС – обязанность предоставления пояснений только в электронной форме. Пояснения на бумажном носителе будут считаться непредставленными;

— при применении налоговых льгот.

Во всех этих случаях плательщик должен представить пояснения в течение 5 дней.

В том, что кается предоставления пояснений, Налоговый кодекс никаких указаний плательщикам не дает. Нет установленной формы для них, нет и требований к содержанию. В частности, примером пояснения по требованию о предоставлении таковых в рамках камеральной проверки декларации по НДС может быть следующее: «При проверке предоставленной декларации по НДС ошибок не выявлено».

Или пояснения по поводу полученного убытка: «Убыток в декларации по налогу на прибыль за период вызван объективными экономическими причинами, а также спецификой деятельности организации».

Забавно, не правда ли? Требования о предоставлении пояснений исполнены.

В случае получения требования о предоставлении пояснений, документы истребованы быть не могут, их предоставление в этом случае является для плательщика исключительно правом, но не обязанностью.

Требования о предоставлении документов (информации)

1) на основании ст. 93 НК РФ – документы могут быть истребованы в рамках налоговых проверок и должны быть представлены плательщиком в течение 10 дней.

При этом, по общему правилу инспектор не может запрашивать документы в рамках камеральной проверки.

Есть только ограниченный набор случаев, когда это возможно:

— при применении плательщиком льгот (п. 6 ст.88 НК РФ);

— при заявлении декларации НДС к возмещению (абз. 2 п. 8 ст. 88 НК РФ);

— при подаче уточненной декларации с суммой налога к уменьшению, либо увеличен убыток (п.8.3 ст. 88 НК РФ);

— при подаче плательщиком-участником договора инвестиционного товарищества декларации по налогу на прибыль или НДФЛ (п.8.2 ст.88 НК РФ);

— у плательщиков природных ресурсов (п.9 ст.88 НК РФ);

— выявление противоречий в декларации по НДС (п.8.1 ст.88 НК РФ);

— применение пониженных страховых взносов (п.8.6 ст.88 НК РФ);

— в декларации по налогу на прибыль заявлен инвестиционный налоговый вычет (п.8.8 ст.88 НК РФ);

— декларация по акцизам при определенных условиях (п.8.4 ст.88 НК РФ);

— заявлены льготы участниками региональных инвестпроектов (п.12 ст.88 НК РФ).

Опять же, важно понимать, что запрос в рамках налоговой проверки должен содержать перечень документов, которые относятся только к проводимой проверке. Если камеральная – то документы только в рамках предоставления конкретной декларации, если в рамках выездной – то опять же, только в рамках ее проведения, в том периоде и по тем налогам, по которым она проводится.

Например, если требование ссылается на проведение камеральной проверки по НДС, но инспектор просит предоставить штатное расписание, то, очевидно, что данный документ к расчету НДС отношения иметь не может, а следовательно, запрошен необоснованно.

Отказ и не предоставление документов по требованию в рамках проверки влечет ответственность по ст.126 НК РФ (200 руб. за каждый непредставленный документ).

Однако, если плательщик ранее уже предоставлял аналогичные документы, достаточно напомнить об этом инспекции, указав, когда и в какую инспекцию эти документы были переданы. Кодекс прямо запрещает налоговым органам дважды истребовать одни и те же документы.

2) на основании п.1 ст.93.1 НК РФ, в рамках встречной проверки, срок – 5 дней.

Встречная проверка по сути – это проверка контрагента плательщика. При этом, если контрагенты состоят на учете в разных инспекциях, в игру вступает бюрократия: инспекция контрагента дает поручение инспекции плательщика истребовать необходимые документы, а инспекция плательщика, в свою очередь, направляет ему требование и прикладывает поручение.

По данному основанию документы могут быть запрошены, только если контрагент проходит налоговую проверку (камеральную или выездную). Соответственно, налоговый орган, который запрашивает документы, также должен истребовать их только в соответствии с проводимыми контрольными мероприятиями.

3) на основании п.2 ст.93.1, запрос вне рамок проведения налоговых проверок, срок представления – 10 дней.

Налоговый кодекс дает налоговым органам право истребовать документы и информацию, по сути, у любых лиц, которые, по мнению налоговых органов, могут располагать информацией о какой-либо сделке.

Очень важно, что статья 93.1 НК РФ дает налоговому органу право истребования документы (информацию) только в рамках конкретной сделки. Это значит, что в требовании должна быть отсылка, как минимум, к контрагенту и предмету сделки (письмо ФНС России от 30.09.2014 № ЕД-4-2/19869, письмо Минфина России от 02.05.2007 №03-02-07/1-209).

Инспекция не вправе требовать вне рамок проверок документы непосредственно по деятельности плательщика. Кроме того, ФНС России прямо запретила инспекторам требовать все подряд документы вне рамок проверок (Письмо от 27.06.17 № ЕД-4-2/12216@).

Как определить законность требования налогового органа

Во-первых, по названию документа. Только требование. Не письмо. Не сообщение. Не запрос.

Во-вторых, должно быть определено, в рамках каких мероприятий налогового контроля оно направлено. Если требование ссылается на ст.88 НК РФ, то есть выставлено в рамках камеральной проверки, то должно быть указано, в рамках какой именно камеральной проверки оно направлено. Камеральная проверка – это проверка поданной декларации или расчета. При этом по каждой декларации проводится самостоятельная проверка. Это означает, что в требовании в рамках камералки должно быть прямо указано, декларация по какому налогу и за какой период проверяется.

Отсюда вытекает в-третьих: дата требования. Камеральная проверка длится 3 месяца в общем случае и 2 месяца по НДС. Если дата требования выходит за пределы срока проверки – такое требование неправомерно.

При этом сложившаяся практика говорит, что требование, выставленное в последний день срока проверки, плательщику следует исполнить.

В-четвертых, если запрос производится в рамках встречной проверки, необходимо проверить наличие поручения (обязательно должно быть, если плательщик и контрагент состоят на учете в разных инспекциях, если в одной – поручения может не быть). А затем внимательно сравнить документы из поручения и документы из требования, поскольку иногда инспекторы не прочь «под шумок» добавить что-то для себя, рассчитывая, что плательщик и не заметит.

В-пятых, если документы запрашиваются вне рамок проведения проверок, обязательно должно быть указано, какая сделка и по какому контрагенту интересует инспектора. В таком требовании не может быть пространных запросов и обширных списков документов, отсылающих к разным налогам и нескольким контрагентам. В идеале, по данному основанию: одна сделка – одно требование.

Какие документы налоговый орган вправе истребовать

Только те, которые относятся непосредственно к исчислению налогов и сборов. В общем случае это налоговые регистры.

А вот оборотно-сальдовые ведомости к таковым уже не относятся. И плательщик имеет полное право их не предоставлять.

В частном случае перечень документов, которые инспекция вправе запрашивать, определяется основаниями требования и его содержанием, и каждый случай следует анализировать отдельно.

Как отвечать на требования

Прежде чем бросаться предоставлять все документы, которые хочет инспектор, проверьте, насколько правомерно само требование, а также то, насколько запрашиваемый перечень документов (информации) соответствует целям его выставления.

Всегда помните: чем больше документов вы добровольно предоставляете инспектору, тем больше у него информации для анализа.

Первоочередным при решении, как именно ответить на требование, является определение собственной позиции во взаимодействии с налоговым органом.

Если плательщик готов спорить с инспекцией, в том числе, возможно, и в суде в последующем, можно занять активную позицию, и при получении необоснованного требования, смело заявить в ответе, что требование исполнено не будет ввиду его незаконности.

Если желания развивать конфликт нет, лучше ограничиться нейтральным ответом и предоставлением документов только в той части, в которой они запрошены обоснованно.

Порой можно встретить достаточно обширные требования, в которых налоговый орган запрашивает информацию, которая является конфиденциальной для компании. В подобном случае можно сослаться на положение о конфиденциальности и коммерческую тайну.

Что можно понять по требованию

Достаточно немало. Например, основание требования даст информацию о том, какой именно отдел это требование направил.

Если требование направлено не в рамках выездной проверки, то вариантов немного.

Это либо отдел камеральных проверок, либо отдел предпроверочного анализа, который анализирует информацию по плательщику и отбирает тех, кто может впоследствии попасть в план выездных проверок.

Камеральный отдел выставляет требования преимущественно со ссылкой на ст.88 (камеральные проверки) и ст.93.1 при встречной проверке.

Отдел предпроверочного анализа запрашивает документы уже вне рамок проведения налоговых проверок, и при получении такого требования можно несколько насторожиться. Как правило, из таких требований инспекторы пытаются выжать как моно больше информации, и этим требования могут поистине поражать широтой и глубиной запросов. При этом, чем интереснее требование, чем больше внутренней информации через него пытаются получить, тем выше вероятность, что плательщик стал объектом пристального внимания.

Еще понять, из какого отдела направлено требование, можно, поискав исполнителя, а точнее, в каком отделе он работает. Поскольку налоговые органы это государственная служба, на замещение должностей объявляются конкурсы, результаты которых являются открытыми. Иногда отдел, в котором работает исполнитель требования, можно определить через обычный интернет-поиск по ФИО.

Почему так важно знать порядок и правила направления требований?

Именно для того, чтобы каждый раз определять для себя, что предоставить или сообщить обязательно, а от каких ответов можно воздержаться.

Дело не в том, чтобы упрекать или обвинять инспектора в незаконных действиях, а только в том, чтобы каждый раз отвечать на требование с открытыми глазами, отчетливо отдавая себе отчет в том, почему направлено именно такое требование, почему оно запрашивает именно эти документы и информацию, и какие выводы инспектор собирается или может сделать на основании всего, что он просит.

Знание правды дает свободу выбора.

Если вам необходима помощь в составлении грамотного и обоснованного ответа на требование налогового органа, в определении перечня документов, который необходимо предоставить, мы всегда рядом и готовы помочь вам. Обратитесь к нам по телефону 8 (495) 636-27-69 или почте client@cbscg.ru

Обязанностью любой организации является предоставление налоговой и бухгалтерской отчетности в налоговые органы, а также своевременная и полная уплата налогов и сборов в бюджет. Налоговые органы проверяют данные, предоставленных организацией, осуществляют налоговый контроль. В случаях выявления несвоевременного или/и неполного исполнения обязанностей налогоплательщика, налоговая инспекция может направлять налоговые требования по исполнению этих обязательств. Рассмотрим требования об уплате налогов и требования о предоставлении документов.

А. Требование об уплате налога

Что такое налоговое требование, требование ифнс об уплате налога?

Требование об уплате налога (штрафа) — это акт властного характера, посредством которого налоговые органы понуждают налогоплательщика исполнить свои налоговые обязательства (обязательства по уплате штрафа) перед бюджетом.

Выставление требования об уплате налога является мерой принудительного характера, и перечисление денежных средств во исполнение решения налогового органа не может рассматриваться как добровольное исполнение налогоплательщиком обязанностей по уплате налога и сбора (Постановление № 13592/04 от 29.03.2005 Президиума ВАС РФ).

Требование об уплате налога — это письменное извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок не уплаченную сумму налога (ст. 69 НК РФ).

Виды налоговых требований об уплате налога

Налоговые органы обязаны выставлять требование об уплате налоговой санкции (штрафа) по правилам, установленным ст.69 «Требование об уплате налога» НК РФ.

Форма требования об уплате налога утверждается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов .

Налогоплательщики сообщают о том, что к ним поступают разного вида требования — первоначальное, повторное и уточненное, требование об уплате налога (сбора), требование об уплате штрафа. Вид требования об уплате налогов един, он определен в Налоговом Кодексе.

Статья 71 НК РФ предусматривает только один случай направления уточненного требования — это изменение налоговой обязанности после направления первоначального требования. Отсутствие условий для направления уточненного требования при наличии выставленного уточненного требования означает, что налоговый орган направил повторное требование. Налоговые органы не имеют права под видом уточненного налогового требования повторно направлять требование по одним и тем же налогам и за один и тот же период. Данные обстоятельства будут свидетельствовать о незаконности действий налоговых органов. Неоднократное направление требований об уплате налогов за один и тот же период и по одним и тем же налогам нарушает законные права налогоплательщика

Порядок направления требования об уплате налогов

Ранее налоговой инспекции требовалось доказать факт передачи налогового требования. Все возможные действия налогового органа по принуждению налогоплательщика к уплате налоговых платежей в бюджет могли быть осуществлены в случае, если налоговый орган располагал сведениями о вручении либо невручении налогоплательщику требования (пример, Постановление ФАС Центрального округа от 30 июня 2011 г. по делу N А14-9429/2010/335/28).

В настоящее время НК РФ предоставляет налоговому органу три самостоятельных и независимых способа направления требования:

  1. личная передача руководителю организации (ее законному или уполномоченному представителю) или физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) под расписку;
  2. направление по почте заказным письмом. В случае направления указанного требования по почте заказным письмом оно считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма;
  3. передача в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи.

Случается, налоговый орган направляет требование по почте заказным письмом. Факт вручения письма налогоплательщику не отслеживает. Действительно, в соответствии со ст. 54 ГК РФ юридическое лицо несет риск негативных последствий неполучения адресованной ему корреспонденции, если при требуемой от него степени заботливости и осмотрительности не предпримет мер, направленных на получение этой корреспонденции по месту своего нахождения (пример — постановление ФАС Поволжского округа от 6 сентября 2011 г. по делу N А72-8864/2010).

Судебная практика по таким вопросам формируется, но можно выделить два основных момента:

1) требование об уплате налога должно быть вручено налогоплательщику после наступления срока его исполнения

2) требование должны быть направлены заказной почтой по адресу, соответствующему данным налогового учета

Важно: Факт выявления налоговым органом недоимки фиксируется документом по установленной форме, утвержденной Приказом ФНС России от 16 апреля 2012 г. N ММВ-7-8/238@. Данный документ о выявлении недоимки налогоплательщику не направляется.

Срок направления требования об уплате налога

Установлен общий срок направления требования — не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки. Если требование об уплате налога направляется налогоплательщику в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи, то срок должен быть не позднее срока, установленного п. 1 ст. 70 НК РФ, но не ранее 75 календарных дней со дня выявления недоимки.

Срок направления требования по результатам налоговой проверки (в том числе направленного в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи) — в течение 20 (двадцати) дней с даты вступления в силу соответствующего решения.

Последствия пропуска срока направления налогового требования. В практике нередки ситуации, когда налоговый орган пропускает установленный срок направления налогоплательщику требования. Налоговый Кодекс не предусматривает изменения течения срока или его прекращение. Таким образом, пропуск налоговым органом срока направления требования об уплате налога не исключает возможности применения дальнейших мер по взысканию недоимки.

Срок исполнения требования об уплате налога

Минимальный срок на исполнение требования, который обязан предоставить налоговый орган налогоплательщику для добровольной оплаты недоимки: 8 (восемь) дней с даты получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом требовании (ст. 69 НК РФ).

Если же требование об уплате налога будет направлено налогоплательщику в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи, то согласно п. 4 Письма ФНС России от 9 марта 2011 г. N ЯК-4-8/3612@ «О порядке направления требования в электронном виде» срок исполнения требования об уплате налога, сбора, пени, штрафа, направленного организациям, индивидуальным предпринимателям в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи, должен составить не менее 20 календарных дней, а физическим лицам, не являющимся индивидуальными предпринимателями, — не менее 30 календарных дней.

До истечения срока на добровольное исполнение требования налоговый орган не вправе применять последующие меры для принуждения к уплате налога, пени и штрафа.

Основания для обжалования требования по уплате налогов

  • отсутствие сведений, информирующих налогоплательщика о факте наличия задолженности;
  • отсутствие сведений о начале в отношении его процедуры принуждения к исполнению обязанности по уплате налога и мерах по взысканию и обеспечению исполнения обязанности по уплате налога;
  • не предоставление налогоплательщику минимально установленного срока для добровольного исполнения требования;
  • нарушение порядка вручения требования.

Неисполнение налогового требования по уплате налогов ведет к процедуре бесспорного взыскания недоимки (пени, штрафа, процентов). Для обеспечения исполнения требования по уплате налога налоговый орган вправе применить следующие меры понуждения к уплате:

  • пени – это сумма, которую налогоплательщик уплачивает помимо начисленных налогов и сборов, в случае если уплата происходит позже установленных сроков. Пеня за каждый день просрочки определяется в процентах от не уплаченной суммы налога или сбора. Ставка равна одной трехсотой ставки рефинансирования.
  • приостановление операций по счетам налогоплательщика (ограничение прав налогоплательщика распоряжаться своими денежными средствами в сумме предъявленного требования, налоговым органом выносится соответствующее решение, в случае погашения задолженностей перед бюджетом, решение должно быть отменено в течение 2 дней);
  • поручительство (поручитель обязан выплатить все суммы налогов и сборов, пеней и штрафов в том случае, если налогоплательщик в определенные сроки этого не делает, оформляется договором);
  • банковская гарантия (банк является гарантом уплаты задолженностей налогоплательщика перед бюджетом; к банку, предоставляющему банковскую гарантию, предъявляется ряд требований, которые изложены в ст. 74.1 НК РФ);
  • залог имущества (оформляется договором между налоговой и организацией, в случае неуплаты положенных сумм в определенные сроки, налоговый орган осуществляет оплату самостоятельно за счет стоимости заложенного имущества);
  • арест имущества (производится только с санкции прокурора и только в случаях наличия достаточных оснований полагать, что налогоплательщик может скрыться или принять меры к сокрытию имущества; может быть как полным, так и частичным).

Если после направления требования суммы недоимки, пеней или штрафов изменились (например, выявлены недочеты в результате сверки платежей), то налоговый орган высылает уточненное требование об уплате. Таким образом, направление требования об уплате налога является неотъемлемой частью процедуры принудительного исполнения обязанностей налогоплательщика перед бюджетом.

Б. Требование о предоставлении документов (пояснений)

При проведении налоговых проверок или других мероприятий налогового контроля, налоговые органы вправе запрашивать различную информацию и документы. Налоговые органы направляют требование о предоставлении документов или информации налогоплательщику в следующих случаях:

  • необходимые в связи с камеральной или выездной проверкой налогоплательщика (п. 1 ст. 93 НК РФ);
  • касающиеся деятельности проверяемого контрагента (п. 1 ст. 93.1 НК РФ);
  • относительно конкретной сделки вне рамок проведения налоговых проверок (п. 2 ст. 93.1 НК РФ).

Сроки ответов на налоговые требования документов

При получении требования в рамках налоговой проверки, касающейся непосредственно самого налогоплательщика, срок предоставления документации (информации) составляет 10 рабочих дней (п. 1 ст. 93 НК РФ).

Если проводится налоговая проверка в отношении другой организации, являющейся контрагентом налогоплательщика, налогоплательщик получает не только требование о предоставлении документов, но и копию поручения налогового органа контрагента. В таком случае срок предоставления документов составляет 5 рабочих дней. В случае отсутствия запрашиваемой информации об этом также сообщается в налоговые органы в письменной форме в срок до 5 дней.

Эти сроки могут продлятся в случае указания причин, по которым необходима отсрочка. К таким причинам можно отнести, например, большие объёмы запрашиваемых документов или отсутствие по уважительной причине должностного лица. Но, к сожалению, налоговая инспекция может отклонить запрос об отсрочке.

В срок до 5 (пяти) рабочих дней налогоплательщик также обязан отвечать на:

  • требование пояснений образования убытка организации налогоплательщика;
  • требование пояснений при расхождении данных, выявленных ошибках или противоречиях в ходе налоговой проверки организации налогоплательщика.

В таких случаях налоговым органом рекомендуется либо предоставить пояснения, либо внести исправления в те же сроки.

Порядок предоставления документов по налоговому требованию

Документы по требованию могут быть предоставлены в налоговую инспекцию лично или через представителя, переданы в электронном виде или же высланы почтой заказным письмом. Представление документов на бумажном носителе производится в виде заверенных налогоплательщиком копий, заверять их нотариально не нужно (если только это особо не предусмотрено законодательством РФ).

Особенностью оформления предоставляемых документов на бумажном носителе является то, что копия каждого документа заверяется отдельно, то есть заверяется каждый лист. Лишь для многостраничного документа возможно исключение: заверяется прошивка этого документа целиком. Для этого обязательно проставляется:

  • надпись «Верно»;
  • должность лица, заверившего копию;
  • личная подпись этого лица с расшифровкой (инициалы и фамилия);
  • дата заверения;
  • печать организации.

Напомним, что при предоставлении копий, налоговый орган имеет право ознакомиться с оригиналами документов. К документам, передаваемым по требованию, прилагается опись, составляющаяся в двух экземплярах, на одном из которых проставляется отметка о получении документов налоговым органом. Бывают ситуации, когда налоговые органы не указывают точный список нужных документов, например, требуют подтверждения определенных показателей. В таких случаях налогоплательщик может самостоятельно определить необходимый перечень документов. Но во избежание недоразумений отсутствие конкретизации в требовании необходимо отразить в сопроводительном письме.

Чаще требования присылают по телекоммуникационным каналам связи. Данное требование изначально формируется на бумажном носителе, и только после в электронном виде. Получив электронное требование либо уведомление из налоговой инспекции, бухгалтер должен отправить в ответ подтверждение (п. 5.1 ст. 23 НК РФ). В противном случае у проверяющих появляется законное основание заблокировать банковский счет (подп. 2 п. 3 ст. 76 НК РФ). Квитанцию о получении требования бухгалтер должен отправить в налоговую инспекцию в течение 6 (шести) рабочих дней после даты получения соответствующего требования (п. 5.1 ст. 23 НК РФ). Если после направления электронного требования в течение следующего дня налоговый орган не получает от организации квитанцию о приеме, то он обязан выслать требование в бумажном варианте почтой. Если полученное из налоговой электронное требование не соответствует установленным стандартам, например, не подписано электронной цифровой подписью, то налогоплательщик высылает уведомление об отказе в приеме. Налоговики обязаны исправить указанные ошибки и выслать требование повторно.

Документы по требованию также могут предоставляться в электронном виде. Процедура составления, направления, получения подтверждения или отказа такая же. Также если налоговый орган в течение одного дня не подтвердил получение документов от налогоплательщика, то данные документы предаются на бумажном носителе.

Повторное истребование ранее предоставленных документов

Особо следует отметить, что зачастую возникают ситуации, при которых налоговый орган запрашивает документацию повторно, вновь направляя требование налогоплательщику. В Налоговом Кодексе указано, что не допускается повторное требование документов, которые были получены налоговыми органами ранее. Но данное ограничение не действует в следующих случаях:

  • если до этого документы представлялись в виде подлинников, возвращенных впоследствии проверяемому лицу;
  • если документы, были утрачены вследствие непреодолимой силы;
  • если требование предоставления документов направлено налогоплательщику в рамках налоговых проверок его контрагентов (в этом случае на каждое требование необходимо предоставлять копии запрашиваемых документов в указанные сроки, независимо от того, какие документы были предоставлены ранее).

Штрафные санкции

Налоговые органы вправе оштрафовать налогоплательщика за:

  • Непредставление в установленный «срок» налогоплательщиком запрашиваемой информации — 200 (двести) рублей за каждый документ, исключения составляют непредставление налоговой декларации или уведомления о контролируемых сделках (ст. 126 НК РФ);
  • Непредставление в установленный срок налоговому органу сведений о налогоплательщике (плательщике страховых взносов), отказ лица представить имеющиеся у него документы со сведениями о налогоплательщике (плательщике страховых взносов) по запросу налогового органа либо представление документов с заведомо недостоверными сведениями, если такое деяние не содержит признаков нарушений законодательства о налогах и сборах, предусмотренных статьями 126.1 и 135.1 НК, влечет взыскание штрафа — с организации или индивидуального предпринимателя в размере 10 (десяти) тысяч рублей, с физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, — в размере 1 (одной) тысячи рублей (ст. 126 НК РФ);
  • Неправомерное несообщение (несвоевременное сообщение) лицом сведений, пояснений в случае непредставления в установленный срок уточненной налоговой декларации, при отсутствии признаков налогового правонарушения, предусмотренного статьей 126 настоящего Кодекса, влечет взыскание штрафа в размере 5 (пять) тысяч рублей (ст. 129.1. НК РФ).

В заключение, обобщим всё вышесказанное. В случае выявления налоговым органом неисполнения налогоплательщиком своих обязанностей, инспекция имеет право выставлять требования. В зависимости от того, в какой части организация не исполняет или исполняет неверно свои обязанности, ей направляется либо требование о погашении задолженности перед бюджетом, любо требование о предоставлении информации, документации или пояснений. Для каждого требования установлены свои формы, сроки выполнения и меры, обеспечивающие их исполнение. При получении таких требований организация обязана исполнить требования налогового органа в полной мере в установленные сроки.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *