Ненормированный рабочий день водителя служебного легкового автомобиля

Актуально на: 11 мая 2018 г.

О том, что понимается под работой на условиях ненормированного рабочего дня, мы рассказывали в нашей консультации. О ненормированном рабочем дне водителей расскажем в этом материале.

Водители и ненормированный рабочий день

Напомним, что ненормированный рабочий день – это особый режим работы, когда по распоряжению работодателя отдельные работники привлекаются к выполнению своих трудовых обязанностей за пределами установленной для них продолжительности рабочего времени (ч. 1 ст. 101 ТК РФ).

А водителям каких категорий устанавливается ненормированный рабочий день? ТК РФ не содержит конкретный перечень категорий работников, которым можно или нельзя устанавливать ненормированный рабочий день. По сути, он может быть введен для всех тех работников, которые по не зависящим от них причинам не могут полностью выполнять свои трудовые обязанности исключительно в пределах установленной для них продолжительности рабочего дня. Например, водитель служебной машины в исключительных случаях может забирать из дома руководителя организации до начала рабочего дня, а отвозить обратно, когда для всех остальных сотрудников рабочий день уже закончился. Ведь ненормированный рабочий день может распространяться как на период до начала рабочего дня или смены, так и после их окончания (Письмо Роструда от 07.06.2008 № 1316-6-1).

Водители водителям рознь

Ч.2 ст. 329 ТК РФ предусмотрено, что особенности режима рабочего времени и времени отдыха, условий труда отдельных категорий работников, труд которых непосредственно связан с движением транспортных средств, устанавливаются Минтрансом. Так, в соответствии с п. 14 Положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей (утв. Приказом Минтранса от 20.08.2004 № 15), ненормированный рабочий день может устанавливаться:

  • водителям легковых автомобилей (кроме автомобилей-такси);
  • водителям автомобилей экспедиций и изыскательских партий, занятым на геологоразведочных, топографо-геодезических и изыскательских работах в полевых условиях.

Количество и продолжительность рабочих смен по графикам работы (сменности) при ненормированном рабочем дне водителей устанавливаются исходя из нормальной продолжительности рабочей недели, а дни еженедельного отдыха предоставляются на общих основаниях.

Кому нельзя устанавливать ненормированный рабочий день?

Получается, что не для всех водителей может быть установлен ненормированный рабочий день. Например, ненормированный рабочий день для водителей грузовых автомобилей вводить нельзя.

Важно также помнить, что привлечение работников к работе за пределами установленной для них продолжительности рабочего времени должно происходить эпизодически и в определенных случаях, а не должно носить систематического характера.

При этом не рекомендуется устанавливать ненормированный рабочий день работникам, для которых законодательством установлена сокращенная продолжительность рабочего времени или ограничена продолжительность ежедневной работы или смены (ст. 92, ч.ч. 1,2 ст. 94 ТК РФ).

А если водитель работает на условиях неполного рабочего времени, ненормированный рабочий день для него может быть введен, только если неполная рабочая неделя установлена с полным рабочим днем (сменой) (ч. 2 ст. 101 ТК РФ).

Устанавливаем ненормированный рабочий день для водителя

Перечень должностей водителей (как и иных категорий работников), для которых будет действовать ненормированный рабочий день, устанавливается коллективным договором, соглашениями или локальным нормативным актом, который принимается с учетом мнения представительного органа работников (ч. 1 ст. 101 ТК РФ). При этом условие о том, что работнику установлен ненормированный рабочий день, должно быть обязательно включено в трудовой договор с таким работником.

Введение, скажем, ненормированного рабочего дня для водителя легкового автомобиля не отменяет того факта, что время начала и окончания рабочего дня для такого работника также устанавливаются и работник должен эти правила соблюдать.

С работника не требуется получать согласие каждый раз в случае привлечения его к работе за пределами установленной продолжительности рабочего времени. Но работодателю нужно издавать приказ и знакомить с ним работника под роспись.

О том, какая компенсация положена водителям и иных категориям работников, для которых установлен ненормированный рабочий день, мы рассказывали в отдельном материале.

Нормативная база

Главные документы, которые регулируют работу сотрудников-водителей, — это Трудовой кодекс РФ и Положение «Об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей», утвержденное Приказом Минтранса РФ от 20.08.2004 № 15, (далее — Положение). Последние изменения в Положение внес Приказ Минтранса России от 03.05.2018 № 170, который вступил в силу 5 июня 2018 года. Об этих изменениях тоже обязательно расскажем ниже.

Документы касаются не только предприятий, специализирующихся на перевозках грузов и/или пассажиров. Они также определяют права и обязанности любых водителей, которые работают по трудовому договору на автомобилях, принадлежащих организациям, вне зависимости от формы собственности, включая индивидуальных предпринимателей (п. 2 Положения). Исключение составляют водители на международных рейсах и водители-вахтовики.

Методы учета рабочего времени

В зависимости от специфики работы водителей предприятие может использовать один из двух методов учета рабочего времени:

  1. Ежедневный учет рабочего времени водителей — если рабочая смена не превышает приведенной в ТК РФ нормы — 40 часов в неделю, то есть при пятидневке это восемь часов, при шестидневке — семь часов.
  2. Суммированный учет рабочего времени водителей — если есть производственная необходимость продлить рабочую смену. При этом суммарно отработанное время не должно превышать норму за месяц. Продление смены свыше установленной ТК РФ нормы работодатель должен согласовать с профсоюзом или другим выборным органом.

Рабочее время водителя

Специфика труда предполагает, что в рабочий день водителя включается не только время непосредственного управления автомобилем, но сопутствующие периоды:

  • специальные перерывы для отдыха от управления автомобилем;
  • время на подготовительные и заключительные работы перед выездом и после возвращения в организацию, при междугородних перевозках — время, отведенное на необходимые работы в пункте оборота;
  • время на медицинский пред- и послерейсовый осмотр водителя;
  • стоянка в пунктах погрузки/разгрузки грузов, посадки/высадки пассажиров;
  • простои, которые случились не по вине водителя;
  • время, необходимое для устранения обнаруженных на маршруте поломок и неисправностей, которые не требуют разборки механизмов или буксировки в автосервис;
  • время охраны груза и автомобиля во время стоянки на конечных и промежуточных пунктах при осуществлении междугородних перевозок в случае, если такие обязанности предусмотрены трудовым договором (контрактом), заключенным с водителем;
  • для дальних маршрутов, когда в рейс отправляются два водителя, — время пребывания на рабочем месте второго водителя, когда тот непосредственно не управляет автомобилем.

То есть если у водителя установлен семичасовой рабочий день, то в него входят и медосмотры до и после выезда в рейс, и промежуточные перерывы для отдыха, и время для погрузки/разгрузки.

Важно! Некоторые периоды могут засчитываться не полностью:

  • время охраны груза — не менее 30 %;
  • время второго водителя, когда он не управляет ТС, — не менее 50 %.

Пример. Водитель получает задание забрать со склада строительные материалы, доставить их в обособленное подразделение в другом городе и вернуться в гараж.

Период

Фактическое время

Рабочее время

Предрейсовый осмотр

15 минут

15 минут

Управление ТС

30 минут

30 минут

Погрузка

30 минут

30 минут

Управление ТС

3 часа

3 часа

Охрана груза

2 часа

40 минут (30 %)

Разгрузка

30 минут

30 минут

Управление ТС

3 часа

3 часа

Послерейсовый осмотр

15 минут

15 минут

ИТОГО

10 часов

8 часов 40 минут

Периоды труда и отдыха

Законодательство позволяет увеличивать трудовую смену водителей до 10 часов в день. В исключительных случаях водитель может работать и до 12 часов подряд, при этом общее время пребывания за рулем не должно превышать девять часов.

Приказ Минтранса России от 03.05.2018 № 170, о котором мы говорили в начале статьи, отредактировал перечень таких ситуаций. С 5 июня 2018 года до 12 часов могут работать водители:

— на регулярных городских и пригородных маршрутах (п. 11 Положения);

— на междугородних перевозках, когда водителю необходимо дать возможность доехать до места отдыха (п. 10 Положения);

  • на перевозках для учреждений здравоохранения, организаций коммунальных служб, телеграфной, телефонной и почтовой связи, вещателей общероссийских обязательных общедоступных телеканалов и радиоканалов, оператора связи, осуществляющего эфирную цифровую наземную трансляцию общероссийских обязательных общедоступных телеканалов и радиоканалов, аварийных служб, на технологических перевозках без выхода на автомобильные дороги общего пользования (п. 12 Положения);
  • на перевозках для органов государственной власти и местного самоуправления на служебных автомобилях (п. 12 Положения);
  • на перевозках в специальных инкассаторских машинах (п. 12 Положения).

Обратите внимание: из п. 12 Положения убраны поездки на пожарных и аварийно-спасательных автомобилях.

Если есть необходимость продлить выезд больше чем на 12 часов, в рейс должны быть отправлены два водителя. Им устанавливается сменный график труда.

При необходимости и с учетом производственной специфики работодатель может разбить рабочий день на части. Например, такая разбивка дня на две части может быть введена для водителей автобусов, работающих на регулярных городских, пригородных и междугородних автобусных маршрутах (п. 13 Положения). При этом суммарно рабочее время не должно превышать установленную продолжительность дневной смены.

Приказ № 170 ввел еще одно немаловажное ограничение — общее количество часов, проведенных за управлением ТС, не должно превышать 56 часов в неделю. Ранее действовало только одно условие — не более 90 часов за две недели подряд. Введено и понятие «неделя» — это период с 00 часов 00 минут 00 секунд понедельника до 24 часов 00 минут 00 секунд воскресенья (п. 17 Положения). Изменения уже вступили в силу.

Законодательство не только регулирует время труда, но и гарантирует водителям обязательные периоды отдыха:

  1. Перерыв на прием пищи. Выделяется в течение рабочего дня и может длиться от 30 минут до двух часов. Если общая продолжительность смены более восьми часов, таких перерывов может быть и два — главное, чтобы их общая длительность была не более двух часов.
  2. Отдых между сменами. Его продолжительность зависит от длины рабочего дня. Междусменный отдых не должен быть меньше, чем рабочая смена в двойном размере. При этом, напоминаем, рабочая смена включает в себя не только время в пути, но и подготовительные работы, погрузку/разгрузку и пр. Например, при длительности смены в семь часов междусменный отдых должен быть не менее 14 часов.
  3. Выходные дни. Они не могут быть меньше 42 часов и должны быть предоставлены перед междусменным отдыхом или после него. При суммированном учете рабочего времени число выходных дней в текущем месяце не может быть меньше количества полных недель этого месяца.

Пример. При стандартной пятидневной рабочей неделе и продолжительности смены в восемь часов время отдыха в выходной не может быть меньше, чем 42 + 16 = 58 часов.

Кроме того, для водителей междугородних рейсов после первых четырех часов непрерывного управления ТС предусмотрен специальный перерыв для отдыха не менее 15 минут. И далее аналогичные перерывы должны повторяться не реже чем каждые два часа. Если раньше обязанность предоставлять кратковременные периоды отдыха ложилась на работодателей, то в последнем Приказе № 170 законотворцы изменили формулировку. Согласно новой редакции п. 19 Положения, выполнять требования о специальных периодах отдыха должны сами водители.

График работы водителей и другие документы

Все тонкости режима труда и отдыха водителей работодатель в обязательном порядке должен зафиксировать в документах. Основной из них — это Правила внутреннего трудового распорядка организации. С учетом правил с каждым принятым на работу водителем составляется трудовой договор, где прописывается режим работы, возможность ненормированного рабочего дня и условия оплаты и пр.

Кроме того, работодатель ежемесячно составляет график работы водителей, где указывает рабочие дни сотрудников, время начала и окончания смен, время перерывов для отдыха и питания для каждой смены и дни еженедельного отдыха.

Ведите график рабочего времени водителей в Контур.Персонале

Узнать больше

Все документы должны соответствовать нормам Приказа Минтранса РФ от 20.08.2004 № 15, который утвердил Положение, и Трудового кодекса РФ.

Тахографы

Обязанность контролировать соблюдение режима труда и отдыха водителей возложена на работодателей (п. 1 ст. 20 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения»). Среди прочих положений документа стоит выделить требования:

— соблюдать установленный российским законодательством режим труда и отдыха водителей;

— оснащать транспортные средства техническими средствами контроля, обеспечивающими непрерывную, некорректируемую регистрацию информации о скорости и маршруте движения транспортных средств, о режиме труда и отдыха водителей транспортных средств (тахографы).

Законодательно требование оборудовать транспортные средства тахографами действует уже несколько лет. Согласно Приказу Минтранса РФ от 21.08.2013 № 273 процесс оснащения происходил поэтапно в зависимости от категории транспорта и должен был завершиться к 1 января 2018 года. За отсутствие контролирующего оборудования с 1 апреля 2014 года применяются штрафные санкции (ст. 11.23 КоАП):

Вид правонарушения

Размер штрафа

1.Управление транспортным средством для перевозки грузов и (или) пассажиров без тахографа, если такое требование предусмотрено законодательством.

2. Езда с неработающим или с не соответствующим установленным требованиям тахографом, за исключением случаев поломки оборудования после начала рейса.

3. Нарушение правил использования тахографа

От 1 000 до 3 000 рублей — для граждан,

от 5 000 до 10 000 рублей — для должностных лиц

Нарушение лицом, управляющим транспортным средством для перевозки грузов и (или) пассажиров, установленного режима труда и отдыха

От 1 000 до 3 000 рублей

Водителю служебного легкового автомобиля установлен ненормированный рабочий день. Раньше производилась доплата за ненормированный рабочий день – 25% от оклада и предоставлялся дополнительный отпуск за ненормированный режим работы – 14 календарных дней. Оплата за сверхурочную работу не производилась. Руководство предприятия приняло решение снять доплату за ненормированный режим работы, так как предусмотрены дополнительные дни к отпуску. Обязана ли бухгалтерия в данной ситуации оплачивать сверхурочную работу водителю?

Вопрос с сайта

Прежде чем переходить к обсуждению правомерности лишения водителя доплаты, обратим внимание на то, что профессия водителя связана с управлением автотранспортным средством и, следовательно, безопасностью дорожного движения.

По этой причине законодатель в ст. 329 ТК РФ предусмотрел установление особенностей условий труда работников, труд которых непосредственно связан с движением транспортных средств.

В отношении их особенности установлены гл. 51 ТК РФ, Положением об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей, утв. Приказом Минтранса РФ от 20.08.2004 № 5 (далее – Положение).

Названные документы обязательны в применении всеми организациями независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, имеющими в штате водителей. Для автотранспортных организаций обязательными являются Межотраслевые правила по охране труда на автомобильном транспорте, утв. Постановлением Минсоцразвития РФ от 12.05.2003 № 28.

К СВЕ­ДЕ­НИЮ

Положение о водителях не распространяется на работников автотранспорта, занятых на международных перевозках, а также работающих в составе бригад при вахтовом методе организации работ.

Все особенности, связанные с рабочим временем и временем отдыха, не предусмотренные Положением, регулируются ТК РФ (п. 2 Положения).

Работодатель обязан ежемесячно составлять графики сменности для всех водителей на каждый день или смену (п. 3 Положения). График является основой для ведения поденного или суммированного учета рабочего времени.

Количество и продолжительность рабочих смен по графикам сменности при ненормированном рабочем дне устанавливаются исходя из нормальной продолжительности рабочей недели, а дни еженедельного отдыха предоставляются на общих основаниях.

В графике сменности обязательно указывается время начала, окончания работы, а также продолжительность ежедневной работы (смены), перерывы для отдыха и питания, ежедневный (междусменный) и еженедельный отдых. При составлении графика работодатель обязан учитывать мнение представительного органа работников.

Согласно п. 6 Положения водитель должен исполнять свои трудовые обязанности в течение смены в соответствии с условиями трудового договора, правилами внутреннего распорядка и графиком работы. При этом нормальная продолжительность его рабочего времени не может превышать 40 часов в неделю. Если водитель трудится по календарю пятидневной рабочей недели с двумя выходными, его смена не должна превышать 8 часов. При шестидневной рабочей неделе с одним выходным смена ограничивается 7 часами (п. 7 Положения). Период непосредственно управления автомобилем не может превышать 9 часов (п. 16 Положения).

Водителям легковых автомобилей согласно п. 14 Положения может быть установлен ненормированный рабочий день. Напомним, что это особый режим работы, в соответствии с которым отдельные работники по распоряжению работодателя при необходимости могут эпизодически привлекаться к выполнению своих трудовых функций за пределами установленной для них продолжительности рабочего времени (ст. 101 ТК РФ).

Установить ненормированный рабочий день работодатель может только с учетом мнения выборного представительного органа работников организации, если таковой создан.

Пунктом 23 Положения установлена возможность привлечения водителя к сверхурочной работе, при этом работодатель обязан учитывать нормы ст. 99 ТК РФ.

БУКВА ЗАКОНА

Часть 1 ст. 99 ТК РФ

Сверхурочная работа – это работа, выполняемая работником по инициативе работодателя за пределами установленной для работника продолжительности рабочего времени: ежедневной работы (смены), а при суммированном учете рабочего времени – сверх нормального числа рабочих часов за учетный период.

Следует также иметь в виду, что привлечение работников к работе за пределами установленной для них продолжительности рабочего времени, не должно носить систематического характера, а происходить время от времени (эпизодически). Изложенный вывод подтверждается позицией Федеральной службы по труду и занятости, изложенной в Письме от 07.06.2008 № 1316-6-1.

Сверхурочные работы не должны превышать для каждого водителя 4 часов в течение 2 дней подряд и 120 часов в год (ст. 99 ТК РФ, п. 23 Положения).

Только в указанных временных пределах работодатель вправе привлекать водителя для исполнения им своих обязанностей.

В отличие от прежней редакции ст. 119 ТК РФ, действовавшей до 10.08.2008 и измененной Федеральным законом от 30.06.2006 № 90-ФЗ, из новой редакции данной статьи исключена норма о том, что, в случае если работодатель за использование работника в режиме ненормированного рабочего дня не предоставляет дополнительного отпуска, переработка сверх нормальной продолжительности рабочего времени с письменного согласия работника компенсируется как сверхурочная работа. Таким образом, правило об оплате сверхурочной работы при непредоставлении дополнительного отпуска действовало до 10.08.2008.

В настоящее время ТК РФ не признает переработку при режиме ненормированного рабочего дня сверхурочной работой, при которой должны соблюдаться гарантии дополнительной оплаты.

Следовательно, за работу в режиме ненормированного рабочего дня ТК РФ установил компенсацию только в виде дополнительного отпуска, продолжительность которого определяется коллективным договором или правилами внутреннего трудового распорядка и не может быть менее 3 календарных дней, денежные компенсации в данном случае ТК РФ не предусмотрены.

Таким образом, работодатель не обязан оплачивать сверхурочную работу водителю, работающему на условиях ненормированного рабочего времени.

Это не означает, что на работодателя не распространяются общие правила ТК РФ, определяющие условия изменения и расторжения договора.

В соответствии со ст. 72 ТК РФ изменение определенных сторонами условий трудового договора допускается только по соглашению сторон трудового договора, за исключением случаев, предусмотренных ТК РФ. Соглашение об изменении определенных сторонами условий трудового договора заключается в письменной форме.

Если трудовой договор с водителем содержит условие о дополнительной оплате труда водителя за работу в условиях ненормированного рабочего времени или сверхурочно, изменять такое условие работодатель в одностороннем порядке не вправе, если отсутствуют основания, предусмотренные ТК РФ.

В этом случае бухгалтерия обязана оплатить предусмотренные трудовым договором суммы, несмотря на установленный для такого работника дополнительный отпуск.

Если дополнительная оплата для лиц, работающих на условиях ненормированного рабочего времени, предусмотрена только в локальном акте организации, то изменить (отменить) ее работодатель вправе, издав соответствующий приказ (о внесении изменений в локальный акт) в порядке, предусмотренном ст. 8 и 272 ТК РФ (с учетом мнения представительного органа работников при его наличии в организации). После вступления приказа в силу отмененные доплаты не уплачиваются.

СПРАВКА

Одним из случаев, когда трудовой договор, в частности условие об оплате труда, может быть изменен в одностороннем порядке, является изменение организационных или технологических условий труда в организации (ст. 74 ТК РФ). В этом случае условия трудового договора могут быть изменены по инициативе работодателя, за исключением изменения трудовой функции работника. О предстоящих изменениях, а также о причинах таких изменений работодатель обязан уведомить работника в письменной форме не позднее чем за 2 месяца.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *