Налоги можно не платить?

СТ 232 НК РФ.

1. Фактически уплаченные физическим лицом — налоговым резидентом Российской Федерации за пределами Российской Федерации в соответствии с законодательством других государств суммы налога с доходов, полученных в иностранном государстве, не засчитываются при уплате налога в Российской Федерации, если иное не предусмотрено соответствующим международным договором Российской Федерации по вопросам налогообложения.

В случае, если международным договором Российской Федерации по вопросам налогообложения предусмотрен зачет в Российской Федерации суммы налога, уплаченного физическим лицом — налоговым резидентом Российской Федерации в иностранном государстве с полученных им доходов, такой зачет производится налоговым органом в порядке, установленном пунктами 2 — 4 настоящей статьи.

2. Зачет в Российской Федерации суммы налога, уплаченного физическим лицом — налоговым резидентом Российской Федерации в иностранном государстве с полученных им доходов, производится по окончании налогового периода на основании представленной таким физическим лицом налоговой декларации, в которой указывается подлежащая зачету сумма налога, уплаченного в иностранном государстве. При этом суммы налога, уплаченного физическим лицом — налоговым резидентом Российской Федерации в иностранном государстве с полученных им доходов, подлежащие зачету в Российской Федерации, могут быть заявлены в налоговых декларациях, представляемых в течение трех лет после окончания налогового периода, в котором были получены такие доходы.

3. В целях зачета в Российской Федерации суммы налога, уплаченного физическим лицом — налоговым резидентом Российской Федерации в иностранном государстве с полученных им доходов, к налоговой декларации прилагаются документы, подтверждающие сумму полученного в иностранном государстве дохода и уплаченного с этого дохода налога в иностранном государстве, выданные (заверенные) уполномоченным органом соответствующего иностранного государства, и их нотариально заверенный перевод на русский язык.

В документах, прилагаемых к налоговой декларации, должны быть отражены вид дохода, сумма дохода, календарный год, в котором был получен доход, а также сумма налога и дата его уплаты налогоплательщиком в иностранном государстве.

Вместо указанных документов налогоплательщик вправе представить копию налоговой декларации, представленной им в иностранном государстве, и копию платежного документа об уплате налога и их нотариально заверенный перевод на русский язык.

В случае, если налог с доходов, полученных в иностранном государстве, был удержан у источника выплаты дохода, сведения о суммах дохода в разрезе каждого месяца соответствующего календарного года, а также о суммах налога, удержанных у источника выплаты дохода в иностранном государстве, представляются налогоплательщиком на основании документа, выданного источником выплаты дохода, вместе с копией этого документа и его нотариально заверенным переводом на русский язык.

4. Сумма налога, подлежащая зачету, определяется с учетом положений соответствующего международного договора Российской Федерации по вопросам налогообложения. При исчислении засчитываемой в Российской Федерации суммы налога применяются положения настоящего Кодекса, действующие в отношении порядка исчисления налога в том налоговом периоде, в котором был получен доход в иностранном государстве.

5. В случае, если международным договором Российской Федерации по вопросам налогообложения предусмотрено полное или частичное освобождение от налогообложения в Российской Федерации каких-либо видов доходов физических лиц, являющихся налоговыми резидентами иностранного государства, с которым заключен такой договор, освобождение от уплаты (удержания) налога у источника выплаты дохода в Российской Федерации либо возврат ранее удержанного налога в Российской Федерации производится в порядке, установленном пунктами 6 — 9 настоящей статьи.

6. Если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, налоговый агент — источник выплаты дохода при выплате такого дохода физическому лицу не удерживает налог (или удерживает его в ином размере, чем предусмотрено положениями настоящего Кодекса) в случае, если это физическое лицо является налоговым резидентом иностранного государства, с которым Российской Федерацией заключен международный договор по вопросам налогообложения, предусматривающий полное или частичное освобождение от налогообложения в Российской Федерации соответствующего вида дохода. Для подтверждения статуса налогового резидента такого иностранного государства физическое лицо вправе представить налоговому агенту — источнику дохода паспорт иностранного гражданина либо иной документ, установленный федеральным законом или признаваемый в соответствии с международным договором Российской Федерации в качестве документа, удостоверяющего личность иностранного гражданина.

Если представленные вышеперечисленные документы не позволяют подтвердить наличие у иностранного гражданина статуса налогового резидента иностранного государства, с которым Российской Федерацией заключен международный договор по вопросам налогообложения, на основании которого производится освобождение дохода от налогообложения в Российской Федерации, налоговый агент — источник выплаты дохода физическому лицу запрашивает у этого физического лица официальное подтверждение его статуса налогового резидента государства, с которым Российской Федерацией заключен международный договор по вопросам налогообложения.

Указанное подтверждение должно быть выдано компетентным органом соответствующего иностранного государства, уполномоченным на выдачу таких подтверждений на основании международного договора Российской Федерации по вопросам налогообложения. В случае, если такое подтверждение составлено на иностранном языке, физическим лицом представляется и его нотариально заверенный перевод на русский язык.

7. В случае, если подтверждение статуса налогового резидента иностранного государства, указанное в пункте 6 настоящей статьи, представлено физическим лицом налоговому агенту — источнику выплаты дохода после даты выплаты дохода, подлежащего освобождению от налогообложения на основании международного договора Российской Федерации по вопросам налогообложения, и удержания налога с такого дохода, такой налоговый агент осуществляет возврат удержанного налога в порядке, предусмотренном пунктом 1 статьи 231 настоящего Кодекса для возврата сумм излишне уплаченного налога.

8. Сведения об иностранных физических лицах и о выплаченных им доходах, с которых на основании международного договора Российской Федерации по вопросам налогообложения не был удержан налог, о суммах налога, возвращенных налоговым агентом — источником выплаты дохода, представляются таким налоговым агентом в налоговый орган по месту своего учета в тридцатидневный срок с даты выплаты такого дохода.

Указанные сведения должны позволять идентифицировать налогоплательщика, вид выплаченных доходов, суммы выплаченных доходов и даты их выплаты.

К сведениям, позволяющим идентифицировать налогоплательщика, относятся в том числе паспортные данные, указание на гражданство.

9. При отсутствии налогового агента на дату получения физическим лицом подтверждения статуса налогового резидента иностранного государства, дающего право на освобождение от уплаты налога на основании международного договора Российской Федерации по вопросам налогообложения, такое физическое лицо вправе представить подтверждение статуса налогового резидента иностранного государства и его нотариально заверенный перевод на русский язык вместе с заявлением на возврат налога, налоговой декларацией и документами, подтверждающими удержание налога и основания для его возврата, в налоговый орган по месту жительства (месту пребывания) физического лица в Российской Федерации, а в случае отсутствия места жительства (места пребывания) физического лица в Российской Федерации в налоговый орган по месту учета налогового агента.

Возврат сумм налога производится налоговым органом в порядке, предусмотренном статьей 78 настоящего Кодекса.

10. Сумма налога, исчисленного в отношении прибыли контролируемой иностранной компании за соответствующий период, уменьшается на величину налога, исчисленного в отношении этой прибыли в соответствии с законодательством иностранных государств и (или) законодательством Российской Федерации (в том числе налога на доходы, удерживаемого у источника выплаты дохода), а также на величину налога на прибыль организаций, исчисленного в отношении прибыли постоянного представительства этой контролируемой иностранной компании в Российской Федерации, пропорционально доле участия контролирующего лица в этой компании.

Сумма налога, исчисленного в соответствии с законодательством иностранного государства, должна быть документально подтверждена, а в случае отсутствия у Российской Федерации с иностранным государством (территорией) действующего международного договора Российской Федерации по вопросам налогообложения заверена компетентным органом иностранного государства, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов.

Комментарий к Ст. 232 Налогового кодекса

Статья 232 НК РФ содержит положения относительно устранения двойного налогообложения налогом на доходы физических лиц.

При применении комментируемой статьи необходимо также руководствоваться статьей 7 НК РФ, согласно которой если международным договором Российской Федерации, содержащим положения, касающиеся налогообложения и сборов, установлены иные правила и нормы, чем предусмотренные настоящим Кодексом и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами о налогах и (или) сборах, то применяются правила и нормы международных договоров Российской Федерации.

Важно!

Обращаем внимание, что налогоплательщик НДФЛ не вправе выбирать по желанию государство в целях уплаты налога, а должен руководствоваться нормами национального и международного законодательства в области налогообложения. Данное соответствует позиции официальных органов (см., например, письмо Минфина России от 12.07.2013 N 03-08-05/27358, в котором рассмотрен вопрос о зачете сумм налога, уплаченного в Великобритании по доходам, полученным резидентом РФ от сдачи в аренду недвижимого имущества, расположенного в Великобритании, при уплате НДФЛ в РФ).

Анализируя пункт 1 статьи 232 НК РФ, Минфин России разъяснил, что в случае, если на момент получения дохода за пределами Российской Федерации налогоплательщик являлся резидентом Российской Федерации, фактически уплаченные в соответствии с законодательством другого государства суммы налога с доходов, полученных за пределами Российской Федерации, могут быть засчитаны при уплате налога в Российской Федерации с учетом положений соответствующего договора об избежании двойного налогообложения (см. письмо от 06.09.2010 N 03-04-06/2-203).

В письме от 07.05.2010 N 03-04-06/6-90 контролирующий орган пояснил, что нормы статьи 232 НК РФ об устранении двойного налогообложения применяются в отношении получаемых налоговыми резидентами Российской Федерации доходов, учитываемых при определении налоговой базы по налогу на доходы физических лиц в Российской Федерации.

В письме от 08.04.2009 N 20-14/4/033584 финансовое ведомство указало, что при уплате налога на доходы физических лиц в Российской Федерации возможность проведения процедуры зачета налога на доходы, уплаченного в КНДР, предусмотрена в статье 24 Соглашения об избежании двойного налогообложения в отношении налогов на доходы и капитал от 26.09.1997.

При этом размер вычета не может превышать сумму налога, исчисленного с такого дохода в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Как заметил официальный орган, суммы налога с доходов, получаемых резидентом Российской Федерации от источника в Республике Беларусь, уплаченные в Республике Беларусь, могут быть зачтены при уплате налога в Российской Федерации в соответствии с положениями Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Беларусь от 21.04.1995 «Об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от уплаты налогов в отношении налогов на доходы и имущество» и НК РФ (см. письмо от 04.05.2008 N 03-04-05-01/145).

Судебная практика.

На практике у налогоплательщиков возникают вопросы об уплате налога на доходы физических лиц.

Например, физическое лицо, являющееся резидентом Российской Федерации, выиграло приз (денежные средства) за границей.

Должно ли физическое лицо уплатить налог на доходы физических лиц с выигрыша в Российской Федерации, если за границей уже выплатило налог с суммы выигрыша?

Согласно подпункту 3 пункта 1 статьи 228 НК РФ физические лица — резиденты Российской Федерации, получающие доходы от источников, находящихся за пределами Российской Федерации, исчисление, декларирование и уплату налога на доходы физических лиц производят самостоятельно по завершении налогового периода.

В соответствии с подпунктом 5 пункта 1 статьи 228 НК РФ физические лица, получающие выигрыши, выплачиваемые организаторами лотерей, тотализаторов и других основанных на риске игр (в том числе с использованием игровых автоматов), обязаны самостоятельно исчислять суммы налога на доходы физических лиц исходя из сумм таких выигрышей.

Кроме того, статьей 7 НК РФ установлено, что если международным договором Российской Федерации, содержащим положения, касающиеся налогообложения и сборов, установлены иные правила и нормы, чем предусмотренные настоящим Кодексом и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами о налогах и (или) сборах, то применяются правила и нормы международных договоров Российской Федерации.

Таким образом, если между Российской Федерацией и иностранным государством действует соглашение об избежании двойного налогообложения в отношении налогов на доходы и в нем установлено, что доходы, полученные в договаривающемся государстве, подлежат налогообложению в договаривающемся государстве, то налогом на доходы в Российской Федерации выигрыши не облагаются.

Письмом ФНС РФ от 15.01.2009 N ВЕ-22-2/20@ установлен Перечень действующих двусторонних договоров Российской Федерации об избежании двойного налогообложения.

Следовательно, в случае, если данного соглашения нет, то независимо от того, облагались ли доходы налогоплательщика за пределами Российской Федерации или нет, физическое лицо должно будет заплатить с него налог на доходы физических лиц.

Судебная практика.

В Апелляционном определении Московского городского суда от 04.02.2014 N 33-5946 указывается, что исходя из анализа статьи 232 НК РФ, в случае уплаты налоговым резидентом РФ налога в Королевстве Нидерландов, рассчитанного от суммы дохода, полученного в связи с работой по найму в Королевстве Нидерландов, заявитель при наличии документа о полученном доходе и об уплате им налога за пределами РФ, подтвержденного налоговым органом Королевства Нидерландов, вправе претендовать на зачет налога, уплаченного в иностранном государстве, но в пределах суммы налога на доходы физических лиц, подлежащего уплате с сумм соответствующего дохода в соответствии с НК РФ. Статья 232 НК РФ содержит конкретные положения относительно устранения двойного налогообложения налогом на доходы физических лиц.

Пункт 2 комментируемой статьи действует в редакции Федерального закона от 29.12.2012 N 282-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации».

Так, согласно новой редакции пункта 2 статьи 232 НК РФ если иное не установлено настоящим Кодексом, для освобождения от уплаты налога, проведения зачета, получения налоговых вычетов или иных налоговых привилегий налогоплательщик должен представить в налоговые органы официальное подтверждение того, что он является резидентом государства, с которым Российская Федерация заключила действующий в течение соответствующего налогового периода (или его части) договор (соглашение) об избежании двойного налогообложения, а также документ о полученном доходе и об уплате им налога за пределами Российской Федерации, подтвержденный налоговым органом соответствующего иностранного государства.

Официальная позиция.

В письме Минфина России от 22.10.2013 N 03-04-06/44160 разъясняется, что указанное в пункте 2 статьи 232 НК РФ подтверждение должно быть представлено в налоговый орган, а также налоговому агенту, для которого это подтверждение служит основанием для неудержания налога на доходы физических лиц при выплате доходов или их налогообложения по предусмотренным в соответствующем соглашении ставкам.

Таким образом, если физическое лицо — резидент иностранного государства, с которым Российской Федерацией заключено соглашение об избежании двойного налогообложения, представило налоговому агенту подтверждение, что оно является резидентом этого иностранного государства, а его доходы, получаемые по договору с организацией — налоговым агентом, в соответствии с указанным соглашением, не подлежат налогообложению в Российской Федерации, налоговый агент вправе не удерживать с таких доходов налог на доходы физических лиц.

Официальная позиция.

В письме Минфина России от 11.10.2013 N 03-08-05/42471 дается разъяснение о применении положений пункта 2 статьи 232 НК РФ. Рассмотрим их.

Так, Минфин России указал, что сертификаты, подтверждающие статус налогоплательщика в качестве резидента соответствующей страны, подлежат апостилированию, если иное прямо не предусмотрено международным договором, регулирующим вопросы налогообложения.

Большинство международных договоров Российской Федерации об избежании двойного налогообложения подобных положений не содержит. В этой связи в последние годы при подписании протоколов к договорам об избежании двойного налогообложения, как правило, включается пункт о том, что сертификат о резидентстве или любой иной документ, выданный компетентным органом договаривающегося государства или его уполномоченным представителем, не требует легализации или апостиля для целей применения в другом договаривающемся государстве, включая использование в судах или административных органах.

Согласно положениям статей 232 и 312 НК РФ обязанность по представлению упомянутых выше сертификатов возлагается на иностранных налогоплательщиков. Поэтому отсутствие апостиля на таких документах не может служить основанием для привлечения налогового агента — российской организации к ответственности, предусмотренной частью первой НК РФ.

Законодатель в пункте 2 комментируемой статьи также уточняет, что подтверждение может быть предоставлено как до уплаты налога или авансовых платежей по налогу, так и в течение одного года после окончания того налогового периода, по результатам которого налогоплательщик претендует на получение освобождения от уплаты налога, проведения зачета, получения налоговых вычетов или иных налоговых привилегий в целях применения положений статьи 232 НК РФ.

Статья 232 НК РФ содержит положения относительно устранения двойного налогообложения налогом на доходы физических лиц.

При применении комментируемой статьи необходимо также руководствоваться статьей 7 НК РФ, согласно которой если международным договором Российской Федерации, содержащим положения, касающиеся налогообложения и сборов, установлены иные правила и нормы, чем предусмотренные настоящим Кодексом и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами о налогах и (или) сборах, то применяются правила и нормы международных договоров Российской Федерации.

Важно!

Обращаем внимание, что налогоплательщик НДФЛ не вправе выбирать по желанию государство в целях уплаты налога, а должен руководствоваться нормами национального и международного законодательства в области налогообложения. Данное соответствует позиции официальных органов (см., например, письмо Минфина России от 12.07.2013 N 03-08-05/27358, в котором рассмотрен вопрос о зачете сумм налога, уплаченного в Великобритании по доходам, полученным резидентом РФ от сдачи в аренду недвижимого имущества, расположенного в Великобритании, при уплате НДФЛ в РФ).

Анализируя пункт 1 статьи 232 НК РФ, Минфин России разъяснил, что в случае, если на момент получения дохода за пределами Российской Федерации налогоплательщик являлся резидентом Российской Федерации, фактически уплаченные в соответствии с законодательством другого государства суммы налога с доходов, полученных за пределами Российской Федерации, могут быть засчитаны при уплате налога в Российской Федерации с учетом положений соответствующего договора об избежании двойного налогообложения (см. письмо от 06.09.2010 N 03-04-06/2-203).

В письме от 07.05.2010 N 03-04-06/6-90 контролирующий орган пояснил, что нормы статьи 232 НК РФ об устранении двойного налогообложения применяются в отношении получаемых налоговыми резидентами Российской Федерации доходов, учитываемых при определении налоговой базы по налогу на доходы физических лиц в Российской Федерации.

В письме от 08.04.2009 N 20-14/4/033584 финансовое ведомство указало, что при уплате налога на доходы физических лиц в Российской Федерации возможность проведения процедуры зачета налога на доходы, уплаченного в КНДР, предусмотрена в статье 24 Соглашения об избежании двойного налогообложения в отношении налогов на доходы и капитал от 26.09.1997.

При этом размер вычета не может превышать сумму налога, исчисленного с такого дохода в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Как заметил официальный орган, суммы налога с доходов, получаемых резидентом Российской Федерации от источника в Республике Беларусь, уплаченные в Республике Беларусь, могут быть зачтены при уплате налога в Российской Федерации в соответствии с положениями Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Беларусь от 21.04.1995 «Об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от уплаты налогов в отношении налогов на доходы и имущество» и НК РФ (см. письмо от 04.05.2008 N 03-04-05-01/145).

Судебная практика.

На практике у налогоплательщиков возникают вопросы об уплате налога на доходы физических лиц.

Например, физическое лицо, являющееся резидентом Российской Федерации, выиграло приз (денежные средства) за границей.

Должно ли физическое лицо уплатить налог на доходы физических лиц с выигрыша в Российской Федерации, если за границей уже выплатило налог с суммы выигрыша?

Согласно подпункту 3 пункта 1 статьи 228 НК РФ физические лица — резиденты Российской Федерации, получающие доходы от источников, находящихся за пределами Российской Федерации, исчисление, декларирование и уплату налога на доходы физических лиц производят самостоятельно по завершении налогового периода.

В соответствии с подпунктом 5 пункта 1 статьи 228 НК РФ физические лица, получающие выигрыши, выплачиваемые организаторами лотерей, тотализаторов и других основанных на риске игр (в том числе с использованием игровых автоматов), обязаны самостоятельно исчислять суммы налога на доходы физических лиц исходя из сумм таких выигрышей.

Кроме того, статьей 7 НК РФ установлено, что если международным договором Российской Федерации, содержащим положения, касающиеся налогообложения и сборов, установлены иные правила и нормы, чем предусмотренные настоящим Кодексом и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами о налогах и (или) сборах, то применяются правила и нормы международных договоров Российской Федерации.

Таким образом, если между Российской Федерацией и иностранным государством действует соглашение об избежании двойного налогообложения в отношении налогов на доходы и в нем установлено, что доходы, полученные в договаривающемся государстве, подлежат налогообложению в договаривающемся государстве, то налогом на доходы в Российской Федерации выигрыши не облагаются.

Письмом ФНС РФ от 15.01.2009 N ВЕ-22-2/20@ установлен Перечень действующих двусторонних договоров Российской Федерации об избежании двойного налогообложения.

Следовательно, в случае, если данного соглашения нет, то независимо от того, облагались ли доходы налогоплательщика за пределами Российской Федерации или нет, физическое лицо должно будет заплатить с него налог на доходы физических лиц.

Судебная практика.

В Апелляционном определении Московского городского суда от 04.02.2014 N 33-5946 указывается, что исходя из анализа статьи 232 НК РФ, в случае уплаты налоговым резидентом РФ налога в Королевстве Нидерландов, рассчитанного от суммы дохода, полученного в связи с работой по найму в Королевстве Нидерландов, заявитель при наличии документа о полученном доходе и об уплате им налога за пределами РФ, подтвержденного налоговым органом Королевства Нидерландов, вправе претендовать на зачет налога, уплаченного в иностранном государстве, но в пределах суммы налога на доходы физических лиц, подлежащего уплате с сумм соответствующего дохода в соответствии с НК РФ. Статья 232 НК РФ содержит конкретные положения относительно устранения двойного налогообложения налогом на доходы физических лиц.

Пункт 2 комментируемой статьи действует в редакции Федерального закона от 29.12.2012 N 282-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации».

Так, согласно новой редакции пункта 2 статьи 232 НК РФ если иное не установлено настоящим Кодексом, для освобождения от уплаты налога, проведения зачета, получения налоговых вычетов или иных налоговых привилегий налогоплательщик должен представить в налоговые органы официальное подтверждение того, что он является резидентом государства, с которым Российская Федерация заключила действующий в течение соответствующего налогового периода (или его части) договор (соглашение) об избежании двойного налогообложения, а также документ о полученном доходе и об уплате им налога за пределами Российской Федерации, подтвержденный налоговым органом соответствующего иностранного государства.

Официальная позиция.

В письме Минфина России от 22.10.2013 N 03-04-06/44160 разъясняется, что указанное в пункте 2 статьи 232 НК РФ подтверждение должно быть представлено в налоговый орган, а также налоговому агенту, для которого это подтверждение служит основанием для неудержания налога на доходы физических лиц при выплате доходов или их налогообложения по предусмотренным в соответствующем соглашении ставкам.

Таким образом, если физическое лицо — резидент иностранного государства, с которым Российской Федерацией заключено соглашение об избежании двойного налогообложения, представило налоговому агенту подтверждение, что оно является резидентом этого иностранного государства, а его доходы, получаемые по договору с организацией — налоговым агентом, в соответствии с указанным соглашением, не подлежат налогообложению в Российской Федерации, налоговый агент вправе не удерживать с таких доходов налог на доходы физических лиц.

Официальная позиция.

В письме Минфина России от 11.10.2013 N 03-08-05/42471 дается разъяснение о применении положений пункта 2 статьи 232 НК РФ. Рассмотрим их.

Так, Минфин России указал, что сертификаты, подтверждающие статус налогоплательщика в качестве резидента соответствующей страны, подлежат апостилированию, если иное прямо не предусмотрено международным договором, регулирующим вопросы налогообложения.

Большинство международных договоров Российской Федерации об избежании двойного налогообложения подобных положений не содержит. В этой связи в последние годы при подписании протоколов к договорам об избежании двойного налогообложения, как правило, включается пункт о том, что сертификат о резидентстве или любой иной документ, выданный компетентным органом договаривающегося государства или его уполномоченным представителем, не требует легализации или апостиля для целей применения в другом договаривающемся государстве, включая использование в судах или административных органах.

Согласно положениям статей 232 и 312 НК РФ обязанность по представлению упомянутых выше сертификатов возлагается на иностранных налогоплательщиков. Поэтому отсутствие апостиля на таких документах не может служить основанием для привлечения налогового агента — российской организации к ответственности, предусмотренной частью первой НК РФ.

Законодатель в пункте 2 комментируемой статьи также уточняет, что подтверждение может быть предоставлено как до уплаты налога или авансовых платежей по налогу, так и в течение одного года после окончания того налогового периода, по результатам которого налогоплательщик претендует на получение освобождения от уплаты налога, проведения зачета, получения налоговых вычетов или иных налоговых привилегий в целях применения положений статьи 232 НК РФ.

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

О внесении изменений в Федеральный закон «Об особенностях пенсионного обеспечения граждан Российской Федерации, проживающих на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя»

Принят Государственной Думой 17 июня 2016 года

Одобрен Советом Федерации 29 июня 2016 года

Статья 1

Внести в Федеральный закон от 21 июля 2014 года № 208-ФЗ «Об особенностях пенсионного обеспечения граждан Российской Федерации, проживающих на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2014, № 30, ст. 4209) следующие изменения:

1) часть 1 статьи 4 после слов «с 17 марта по 31 декабря 2014 года включительно,» дополнить словами «а в организациях, которые до 1 марта 2015 года не привели свои учредительные документы в соответствие с законодательством Российской Федерации и не обратились с заявлением о внесении сведений о них в единый государственный реестр юридических лиц, — по 28 февраля 2015 года включительно, в крестьянских (фермерских) хозяйствах, которые до 1 июля 2015 года не привели свои учредительные документы в соответствие с законодательством Российской Федерации и не обратились с заявлением о внесении сведений о них в единый государственный реестр юридических лиц, — по 30 июня 2015 года включительно, в религиозных организациях, которые до 1 января 2016 года не привели свои учредительные документы в соответствие с законодательством Российской Федерации и не обратились с заявлением о внесении сведений о них в единый государственный реестр юридических лиц, — по 31 декабря 2015 года включительно,»;

2) в статье 5:

а) часть 2 дополнить предложением следующего содержания: «Среднемесячный заработок (доход) за период с апреля по ноябрь 1992 года включительно, указанный в переходной денежной единице — купонах, при назначении и перерасчете пенсий пересчитывается в рубли по курсу 1:1.»;

б) дополнить частью 41 следующего содержания:

«41. Сумма страховых взносов на обязательное пенсионное страхование при назначении и перерасчете пенсий гражданам, указанным в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона, за периоды работы по трудовому договору, имевшие место на территории Республики Крым или на территории города федерального значения Севастополя, в организациях, которые до 1 марта 2015 года не привели свои учредительные документы в соответствие с законодательством Российской Федерации и не обратились с заявлением о внесении сведений о них в единый государственный реестр юридических лиц, — по 28 февраля 2015 года включительно, в крестьянских (фермерских) хозяйствах, которые до 1 июля 2015 года не привели свои учредительные документы в соответствие с законодательством Российской Федерации и не обратились с заявлением о внесении сведений о них в единый государственный реестр юридических лиц, — по 30 июня 2015 года включительно, в религиозных организациях, которые до 1 января 2016 года не привели свои учредительные документы в соответствие с законодательством Российской Федерации и не обратились с заявлением о внесении сведений о них в единый государственный реестр юридических лиц, — по 31 декабря 2015 года включительно, определяется исходя из индивидуальной части тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, направляемого на финансирование страховой пенсии, в размере 16 процентов и среднемесячного заработка в размере 24 245 рублей 70 копеек.»;

в) в части 6 слова «4 и 5» заменить словами «4, 41 и 5»;

3) дополнить статьей 51 следующего содержания:

«Статья 51. Особенности подтверждения периодов работы и (или) иной деятельности и заработка

1. В случае, если гражданин, указанный в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона, не имеет возможности подтвердить периоды работы и (или) иной деятельности, имевшие место на территории Республики Крым или на территории города федерального значения Севастополя до 1 января 2015 года, а также размер заработка за периоды работы, имевшие место на указанных территориях до 1 января 2002 года, документами, выданными (выдаваемыми) работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами, такие периоды и размер заработка могут быть установлены на основании решения комиссии по реализации пенсионных прав граждан (далее — комиссия) по заявлению гражданина, поданному в орган, осуществляющий пенсионное обеспечение. Характер работы комиссией не подтверждается.

2. Установление комиссией периодов работы и (или) иной деятельности, включаемых в страховой (трудовой) стаж, осуществляется на основании:

1) документа, содержащего сведения из индивидуального лицевого счета застрахованного лица в системе индивидуального (персонифицированного) учета Украины за период до 18 марта 2014 года;

2) расчетной книжки (расчетного листа), оформленной в соответствии с требованиями, предъявляемыми к оформлению первичных учетных документов по оплате труда;

3) документа о доходах физического лица, выданного работодателем до 1 января 2015 года;

4) документа, содержащего сведения о периодах работы и (или) иной деятельности и (или) о заработке гражданина, выданного организацией на основании имеющихся в ее распоряжении документов иной организации, не являющейся правопреемником организации, создавшей указанный документ;

5) документа, содержащего сведения о периодах работы и (или) иной деятельности и (или) о заработке гражданина, имеющегося в наличии у государственной службы занятости населения, территориальных органов федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по контролю и надзору за соблюдением законодательства о налогах и сборах, территориальных органов Фонда социального страхования Российской Федерации, органов социальной защиты и иных органов исполнительной власти Республики Крым и города федерального значения Севастополя;

6) документа, подтверждающего уплату налоговых платежей и (или) уплату страховых взносов в Пенсионный фонд Украины за период до 18 марта 2014 года;

7) документа, содержащего сведения о периодах осуществления иной деятельности, выданного налоговым органом Российской Федерации, имеющим в распоряжении документы налогового органа Украины;

8) иного документа, содержащего сведения о периодах работы и (или) иной деятельности, который может быть учтен комиссией в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

3. При отсутствии у гражданина, указанного в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона, документов, предусмотренных частью 2 настоящей статьи, периоды работы и (или) иной деятельности, включаемые в страховой (трудовой) стаж, могут устанавливаться комиссией на основании показаний двух и более свидетелей, знающих гражданина по совместной работе и располагающих документами о своей работе у того же работодателя и в тот же период, что и гражданин, в отношении которого они дают свидетельские показания.

4. Установление комиссией размера заработка осуществляется на основании:

1) документа, содержащего сведения о заработке из индивидуального лицевого счета застрахованного лица в системе индивидуального (персонифицированного) учета Украины за период до 18 марта 2014 года;

2) документа, содержащего сведения о размере заработка гражданина, выданного организацией на основании имеющихся в ее распоряжении документов иной организации, не являющейся правопреемником организации, создавшей указанный документ;

3) расчетной книжки (расчетного листа), оформленной в соответствии с требованиями, предъявляемыми к оформлению первичных учетных документов по оплате труда;

4) документа о доходах физического лица, выданного работодателем до 1 января 2015 года;

5) иного документа, содержащего сведения о размере заработка гражданина, который может быть учтен комиссией в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

5. Продолжительность устанавливаемых комиссией в соответствии с частями 2 и 3 настоящей статьи периодов работы и (или) иной деятельности, необходимых для исчисления страхового (трудового) стажа, не может превышать в общей сложности 15 лет страхового стажа.

6. Комиссия создается высшим исполнительным органом государственной власти соответственно Республики Крым и города федерального значения Севастополя. В состав комиссии включаются представители органов исполнительной власти Республики Крым и города федерального значения Севастополя, Пенсионного фонда Российской Федерации, Федеральной налоговой службы, профессиональных союзов, работодателей, а также архивных учреждений. Положение о комиссии, порядок обращения в комиссию утверждаются Правительством Российской Федерации.».

Г. ЛОБАНОВ
Г. Лобанов, юрист.
«Среди официальных толкований выделяется аутентическое, т.е. разъяснение, данное тем же органом, который принял норму». (Лившиц Р.З. Теория права. М., 1994. С. 144 — 145).
В 1995 — 1996 гг. Госдума Российской Федерации как один из участников законотворческого процесса приняла постановления, разъясняющие отдельные положения законодательных актов. Вопрос состоит в том, вправе ли Госдума России осуществлять подобные действия в рамках своей компетенции, установленной Конституцией РФ, и вправе ли она давать неофициальное толкование законодательства? Каковы юридические последствия от такого толкования правовых норм? То есть, является ли это толкование (разъяснение) обязательным для органов государственной, судебной власти, а также участников гражданских и иных правоотношений.
Попытаемся разобраться в данном вопросе на примере отдельных постановлений Госдумы России, приводимых ниже, с учетом того, что оценка указанных актов уже дана Конституционным Судом РФ.
17 ноября 1997 года КС РФ принял Постановление N 17-П по делу о проверке конституционности Постановлений Государственной Думы — Федерального Собрания Российской Федерации «О некоторых вопросах применения Федерального закона «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «О статусе судей в Российской Федерации» от 21 июля 1995 г. N 1090-1 ГД и «О порядке применения пункта 2 статьи 855 Гражданского кодекса Российской Федерации» от 11 октября 1996 г. N 682-11 ГД, в котором признал указанные постановления Госдумы России не соответствующими Конституции РФ.
В запросе в КС РФ Президент страны указал, что Конституция РФ не содержит нормы, допускающей разъяснение или официальное толкование федеральных законов палатами Федерального Собрания в связи с тем, что в законотворческом процессе участвуют не только Государственная Дума, но и Совет Федерации и Президент РФ.
При этом, как полагал Президент страны, в связи с принятием данных постановлений Госдума нарушила девять статей Конституции РФ — ст. ст. 3 (ч. 4), 94, 95, 103 (ч. 2), 104, 105, 106, 107 и 108.
В свою очередь КС РФ, обосновывая свою позицию, признал данные постановления Госдумы актами, содержащими аутентичное толкование отдельных положений упомянутых в них законов. Но поскольку процедура такого толкования, как считает КС РФ, должна производиться в порядке, предусмотренном для принятия законов, а он не был соблюден Госдумой, то, следовательно, данные акты не соответствуют Конституции России, в частности уже шести ее статьям — 94, 95 (ч. 1), 105, 106 и 107.
То есть, по мнению КС РФ, Госдума России, приняв упомянутые акты, нарушила Основной Закон страны, но не присвоила власть в Российской Федерации (ст. 3 (ч. 4), а также не преступила положений Конституции РФ, содержащихся в статье 103 (ч. 2), касающейся рассмотрения Госдумой России вопросов, относящихся к ее ведению. Не нарушила Госдума, как посчитал КС РФ, и нормы ст. ст. 104 и 108 Основного Закона, посвященных вопросам реализации законодательной инициативы и порядка принятия федеральных конституционных законов.
Суть доводов КС РФ состояла в следующем:
1. Толкование дано Госдумой Российской Федерации.
2. Толкование касается законов.
Следовательно, сделал вывод КС РФ, это толкование аутентичное, осуществляемое в порядке, предусмотренном для принятия законов. Поэтому упомянутые акты Госдумы России неконституционны.
В соответствии со ст. 105 Конституции РФ федеральные законы принимаются Государственной Думой. При этом работа над некоторыми законопроектами ведется не один год. Кто, как не депутаты Госдумы России, знают все аспекты подготовительной работы, связанной с принятием законов.
Однако, как это нередко бывает, даже хорошо проработанный законопроект на практике «пробуксовывает», поскольку весьма трудно «вдохнуть» в закон все многообразие отношений, рождающихся в обществе. Следовательно, пока не принят закон, вносящий изменения в «некачественный» правовой акт, весьма важно знать, что же законодатель имел в виду, давая в законе то или иное определение либо норму. Судам, разбирающим все новые дела, крайне не хватает таких вот «отправных положений». Особенно когда в ходе разрешения конкретных споров возникают проблемы толкования отдельных правовых терминов либо некоторых положений законов. Конечно, при принятии решения по делу судья не вправе ссылаться на неофициальное толкование юридических норм, но учесть такое толкование он может, особенно в условиях «правового вакуума». Думается, что такая ситуация должна носить временный характер.
Несомненно явным преимуществом неофициальных разъяснений Госдумы является их оперативность, что в свою очередь влечет за собой стабилизацию судебной практики, а следовательно, отношений в обществе. Однако для «полной стабилизации», конечно, необходимо принятие соответствующего закона, изменяющего не совсем «качественные» нормы.
Вполне очевидно, что Конституция РФ не содержит запрещений высказываться Госдуме России по вопросам, касающимся конкретных законов. Если допустить обратное, что и сделал КС РФ, то возникает вопрос о характере государства, в котором мы живем (ст. 1 Конституции России). Однако вернемся к «разъяснительным» постановлениям Госдумы. Следует отметить, что сами они не содержат указаний на то, что соответствующее разъяснение положений законов дано в порядке аутентичного толкования. В частности, в Постановлении от 11 октября 1996 г. N 682-11 ГД Госдума указала лишь на ст. 105 Конституции России, положения которой сами по себе не могут свидетельствовать об аутентичном толковании, поскольку толкование и принятие законов — различные действия, не имеющие общих элементов, сравнив которые, можно было бы говорить об их соответствии либо противоречии Конституции РФ. Ведь Основной Закон не запрещает Госдуме России иметь свою точку зрения, выраженную в форме акта (разъяснения), по вопросам, касающимся толкования отдельных положений принятых законодательных актов. Поэтому не случайно КС РФ не обнаружил несоответствия рассматриваемых постановлений нормам ст. 103 (ч. 2) Конституции России, в соответствии с которыми Государственная Дума принимает постановления по вопросам, отнесенным к ее ведению Конституцией России. Безусловно, что вопросы, связанные с реализацией законов, применительно к ясности изложения соответствующих правовых норм, не могут выпадать из ведения Госдумы России.
Таким образом, исходя из формальных признаков, Госдума, приняв данные постановления, не стремилась дать аутентичного толкования соответствующих законов. И, «не включаясь» в законотворческий процесс, одним из участников которого является, Госдума лишь разъяснила свою точку зрения на положения законов, содержащихся в данных постановлениях.
Другой вопрос, что принятие Госдумой России разъяснений в форме постановлений — не совсем корректно. Целесообразней было бы издать разъяснение как акт, тогда данная «правовая шероховатость» устранилась бы сама собой.
На мой взгляд, весьма затруднительно найти несоответствие данных постановлений Госдумы РФ нормам Основного Закона страны. В частности, по каким основаниям упомянутые акты по своему содержанию противоречат ст. ст. 94, 95 Конституции России, которые по сути определяют состав Федерального Собрания России? Нормы же ст. ст. 105, 106, 107 Конституции РФ в принципе не имеют отношения к рассматриваемым постановлениям, поскольку касаются законотворческой процедуры.
Не выдерживает никакой критики и довод КС РФ о том, что в порядке, предусмотренном для принятия законов должен приниматься, подписываться «и акт законодательного органа, посредством которого осуществляется официальное, имеющее силу закона разъяснение Федерального закона». То есть, в отличие от упомянутых постановлений Госдумы России, при ее желании дать официальное толкование федерального закона, необходимо пройти всю процедуру, соответствующую принятию закона. Однако, согласитесь, не проще ли просто внести изменения в соответствующий закон, сделав его более понятным. Надо сказать, что правовых оснований для вывода в соответствии аутентичного толкования как процесса порядку законотворческой деятельности у КС РФ нет, за исключением одного — что в законотворчестве участвуют Президент и две палаты Федерального Собрания России. Согласитесь, доводов маловато для приравнивания аутентичного толкования (как процесса) к порядку принятия законов.
По всей видимости аутентичное толкование может даваться одновременно всеми тремя субъектами, указанными выше, по отдельной процедуре, которую еще следует установить. Пока же, коль не имеется конституционных запрещений давать толкование органам, принимавшим участие в принятии нормы, их разъяснения также имеют право на жизнь. И Госдума России, несомненно, вправе принимать подобные акты, поскольку они не противоречат положениям Конституции РФ. Однако такие акты должны носить безусловно рекомендательный характер.
ССЫЛКИ НА ПРАВОВЫЕ АКТЫ
«КОНСТИТУЦИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»
(принята всенародным голосованием 12.12.1993)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ГД ФС РФ от 11.10.1996 N 682-II ГД
«О ПОРЯДКЕ ПРИМЕНЕНИЯ ПУНКТА 2 СТАТЬИ 855 ГРАЖДАНСКОГО КОДЕКСА
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»
ПОСТАНОВЛЕНИЕ Конституционного Суда РФ от 17.11.1997 N 17-П
«ПО ДЕЛУ О ПРОВЕРКЕ КОНСТИТУЦИОННОСТИ ПОСТАНОВЛЕНИЙ
ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЫ ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОТ
21 ИЮЛЯ 1995 Г. N 1090-1 ГД «О НЕКОТОРЫХ ВОПРОСАХ ПРИМЕНЕНИЯ
ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА «О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ И ДОПОЛНЕНИЙ В ЗАКОН
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ «О СТАТУСЕ СУДЕЙ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» И ОТ
11 ОКТЯБРЯ 1996 Г. N 682-II ГД «О ПОРЯДКЕ ПРИМЕНЕНИЯ ПУНКТА 2
СТАТЬИ 855 ГРАЖДАНСКОГО КОДЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»
Бизнес-адвокат, N 16, 1998

БОЛЬШОЕ ПУТЕШЕСТВИЕ В АРБИТРАЖНОМ СУДЕ «

Ст. 45 НК РФ: официальный текст

Скачать статью 45 НК РФ

Ст. 45 НК РФ: вопросы и ответы

Ст. 45 НК РФ закрепляет за налогоплательщиками, которые представляют собой различные субъекты предпринимательской деятельности, обязанность по уплате налогов, сборов и (с 2017 года) страховых взносов в бюджет. Неисполнение этой нормы влечет за собой ответственность. Фискальные органы имеют право в таких случаях самостоятельно взыскивать недостающие суммы со счетов плательщика, а также применять иные меры для перечисления в бюджет долгов по налоговым платежам.

За кем закреплены обязанности по исчислению и уплате налогов?

Как налоговые органы осуществляют взыскание просроченной задолженности?

Должен ли сотрудник самостоятельно уплачивать неудержанную с него сумму НДФЛ?

Какие последствия могут быть при нарушении п. 1 ст. 45 НК РФ физическими лицами?

В каких случаях следует считать обязанность по уплате налогов исполненной?

Каким образом налогоплательщик может доказать факт своевременной уплаты налога в соответствии с п. 7 ст. 45 НК РФ?

Как ошибки в платежном поручении влияют на правильность зачисления налогов?

Что говорит статья 45 НК РФ об обязанности по уплате имущественных налогов физическими лицами?

За кем закреплены обязанности по исчислению и уплате налогов?

Согласно ст. 45 НК РФ обязанности по уплате налогов несут все граждане и юрлица, зарегистрированные на территории Российской Федерации. Сюда входят также консолидированные группы налогоплательщиков, самостоятельно исчисляющие налог на прибыль. В некоторых случаях эта обязанность возникает и у иностранных структур, которые не рассматриваются как отдельные юридические лица.

До 30.11.2016 ст. 45 НК РФ обязывала платить налоги их плательщиков исключительно самостоятельно. С указанной даты появилась возможность уплаты налогов иными лицами (п. 1 ст. 45 НК РФ), но с оговоркой о невозможности для этого лица требовать возврата уплаченного им налога.

С 01.01.2017 по правилам НК РФ стало необходимо платить и страховые взносы. Поэтому с начала 2017 года ст. 45 НК РФ распространила свое действие и на них.

Как налоговые органы осуществляют взыскание просроченной задолженности?

В случае непоступления необходимой суммы по исчисленному налогу фискальные органы принимают решение об изъятии денежных средств, которые находятся на лицевых или расчетных счетах ответственного за просрочку субъекта.

П. 2 ст. 45 НК РФ предусматривает погашение задолженности в судебном порядке в следующих случаях ― при общем размере образовавшейся недоимки свыше 5 000 000 руб. или в ситуациях, когда просроченный период по оплате по результатам проверки превышает 3 месяца. Последнее затрагивает те хозсубъекты, которые имеют дочерние зависимые предприятия или сами являются таковыми. Недоимка взыскивается, даже если будут зафиксированы случаи перечисления денег от одной подобной организации к другой. Также имеющаяся задолженность погашается за счет передачи имущества или прочих активов, в том числе и денежных. Данное положение начало действовать с момента вступления в силу закона № 134-ФЗ от 28.06.2013. Ранее погашение задолженности за счет умышленно переданного имущества должника своей дочерней компании не представлялось возможным.

Однако взыскание недоимки может быть осуществлено только в пределах суммы поступившей в результате подобной схемы выручки или размера переданного имущества.

Пример:

Организация ООО «Салют» во время проведения налоговой проверки перечислила с расчетного счета своему основному предприятию ООО «Зенит» сумму в размере 325 000 руб. по договору между предприятиями за оказание услуг. В результате проведения проверки была обнаружена недоимка по НДС и налогу на прибыль в размере 185 000 руб. Так как задолженность ООО «Салют» не погашалась более 3 месяцев со дня вынесения решения о результатах проверки, налоговыми органами было вынесено решение изъять требуемую сумму в размере 185 000 руб. у ООО «Зенит» как у основного предприятия в связи с установлением факта перечисления выручки во время проведения проверки, а иных средств для оплаты задолженности ООО «Салют» не имело.

Должен ли сотрудник самостоятельно уплачивать неудержанную с него сумму НДФЛ?

Физлица, которые являются наемными работниками, самостоятельно налог на доходы не оплачивают. Эта обязанность ложится на налоговых агентов ― их работодателей. Они, в свою очередь, отчитываются по итогам календарного года перед ФНС за удержанные и перечисленные суммы.

Если у налогового агента нет возможности сразу удержать налог с выплаченных работнику средств(доход получен в натуральном виде или как материальная выгода), то он удерживает его с доходов, выплачиваемых в этом же налоговом периоде в более поздние месяцы (не превышая 50% суммы каждой выплаты). С этим согласны и налоговики, что подтверждается письмом ФНС России от 22.08.2014 № СА-4-7/16692.

Пример 1:

Работника Иванову Ю. Г. по окончании 2-го квартала организация приняла решение поощрить в виде передачи ей натуральной продукции на общую сумму 55 000 руб. Удержать НДФЛ в размере 7 150 руб. по итогам 2-го квартала не удалось. Заработная плата Ивановой Ю. Г. в следующем месяце составила 22 000 руб. На основании сделанного перерасчета была удержана сумма налога в размере 10 360 руб., в том числе 2 860 руб. за текущий месяц, 7500 руб. ― сумма задолженности по НДФЛ.

Если по каким-либо причинам удержать налог в течение налогового периода частично или полностью не удалось, то работодатель обязан сообщить об этом в налоговую до 1 марта следующего года. Сообщение производится по форме 2-НДФЛ. Одновременно организация обязана уведомить о сумме неудержанного налога и самого сотрудника.

Окончание налогового периода и передача сведений в инспекцию о факте неудержания НДФЛ прекращает дальнейшую ответственность работодателя как налогового агента. Теперь рассчитаться с бюджетом обязан сам гражданин, которому ИФНС на основании данных, полученных от налогового агента, направит уведомление на уплату налога.

Пример 2:

Организация предоставила работнику Петрову А. С. в ноябре путевку на санаторно-курортное лечение стоимостью 78 000 руб. У Петрова А. С. возникла кредиторская задолженность по НДФЛ в размере 10 140 руб. До конца отчетного периода заработок работника составил 18 500 руб. Поэтому с него была удержана сумма НДФЛ в размере 9 250 руб. (не более 50% от дохода), в том числе текущий налог ― 2 405 руб., НДФЛ за путевку ― 6 845 руб. Оставшуюся сумму налога в размере 3 295 руб. налоговый агент удержать не смог, о чём и сообщил в инспекцию до 1 марта следующего года, уведомив при этом сотрудника. Оплатить оставшуюся сумму задолженности должен теперь сам гражданин Петров А. С. после получения уведомления из ИФНС.

Подробнее о порядке уплаты налога физлицами читайте в материале «Ст. 228 НК РФ (2017): вопросы и ответы».

Какие последствия могут быть при нарушении п. 1 ст. 45 НК РФ физическими лицами?

За счет перечисленных налогов происходит пополнение бюджета, осуществляется множество социальных программ, в том числе по здравоохранению, образованию и поддержанию общественного порядка.

За всеми налогоплательщиками, в том числе и за физлицами, закреплена обязанность по погашению своих обязательств перед бюджетом, о чём говорится в п. 1 ст. 45 НК РФ. Неисполнение этих функций влечет за собой административную и даже уголовную ответственность, если обнаруживается сумма недоимки в особо крупных размерах.

Налоговое правонарушение может выражаться также как неподача декларации и требуемых подтверждающих документов в установленные сроки, передача заведомо ложных сведений, занижающих налогооблагаемую базу.

В некоторых случаях с граждан может быть снята ответственность:

  • если указанное правонарушение было совершено вследствие обстоятельств непреодолимой силы, таких как стихийное бедствие;
  • налогоплательщик находился в состоянии, при котором не мог нести ответственность за свои действия;
  • если гражданину предоставлены письменные указания о порядке исчисления налогов (только в тех случаях, когда физлицо обратилось за разъяснениями, указав достоверную информацию);
  • если имели место иные причины, признанные судом как оправдательные.

К ответственности за невыполнение обязанностей по п. 1 ст. 45 НК РФ привлекаются лица, достигшие 16-летнего возраста. Это могут быть граждане РФ, иностранные подданные и лица без гражданства.

В качестве наказания за правонарушение в особо крупном размере в соответствии с УК РФ могут быть избраны следующие меры:

  • штраф;
  • принудительные работы;
  • арест;
  • лишение свободы.

Следствием нарушения п. 1 ст. 45 НК РФ является появление недоимки. Если гражданин впервые нарушил закон, не уплатив умышленно крупные суммы в бюджет, но затем добровольно погасил задолженность, начисленные штрафы и пени, уголовная ответственность к нему может не применяться.

В каких случаях следует считать обязанность по уплате налогов исполненной?

Обязанность налогоплательщика по уплате налога можно считать исполненной, а кредиторскую задолженность погашенной в следующих случаях (п. 3 ст. 45 НК РФ):

  1. С момента передачи налогоплательщиком(или иным лицом) в банк платежного поручения на перечисление полной суммы налога при условии, что денежных средств на расчетном счете достаточно для выполнения операции.
  2. С момента выдачи физлицом поручения банку на оплату бюджетного обязательства без открытия счета в банке.
  3. С момента отражения на лицевом счете организации операции по перечислению требуемой суммы.
  4. В день внесения гражданином в банк, кассу местной администрации, почтовое отделение суммы, необходимой для погашения существующей задолженности.
  5. В день вынесения налоговым органом решения о зачете задолженности в счет имеющейся переплаты по другим налогам.
  6. В день удержания суммы по задолженности налоговым агентом, если на него возложена такая обязанность.
  7. В день уплаты декларационного платежа, если применяется упрощенный порядок декларирования доходов граждан.
  8. При оплате налогов, задержка которых квалифицируется как уголовно наказуемое деяние – день подачи в банк платежного документа при условии наличия на счете средств, достаточных на оплату не только налога, но и штрафов, предусмотренных УК РФ.

Пример:

Организация начислила УСН за 2-й квартал в сумме 55 800 руб. Срок уплаты по налогу ― 25 июля. В этот день в банк было передано платежное поручение, однако денежных средств на погашение задолженности не хватило. 27 июля на расчетный счет организации поступила выручка в размере 65 000 руб. В связи с этим задолженность по УСН была погашена лишь 27 июля. Таким образом, организация нарушила порядок уплаты налога в срок. Налоговый орган начислил пени за 2 дня просрочки.

При некоторых обстоятельствах задолженность по налогам не погашается:

  1. Налогоплательщик (или иное лицо) самостоятельно отозвал поручение на уплату налога, в связи с чем оплата не была произведена.
  2. Организация возвратила сумму, предназначенную для погашения долговых обязательств перед бюджетом, с лицевого счета или эту сумму вернуло налогоплательщику казначейство.
  3. Касса местной администрации или почтовое отделение возвратили гражданину внесенную им сумму, предназначавшуюся для погашения задолженности.
  4. При совершении платежа налогоплательщик (или иное лицо) указал неверные реквизиты.
  5. У организации имеется непогашенная первоочередная задолженность на момент совершения платежа.

Пример:

Организация подготовила и передала в банк платежное поручение на уплату ЕНВД 25 апреля за 1-й квартал. Однако у нее имелись непогашенные обязательства по исполнительным листам работников (алименты на детей). Суммы на расчетном счете для погашения обеих задолженностей оказалось недостаточно. Банк списал при помощи платежного требования первоочередную задолженность по алиментным выплатам. В результате обязанность предприятия по уплате налога в срок не была исполнена, что повлекло за собой начисление пеней.

В случае длительной неуплаты фискальные органы отставляют за собой право для принудительного взыскания задолженности в соответствии с п. 6 ст. 45 НК РФ.

Подробнее о просрочке уплаты платежей в бюджет см. в материале «Недоимка по налогам ― что это такое и какие последствия?».

Каким образом налогоплательщик может доказать факт своевременной уплаты налога в соответствии с п. 7 ст. 45 НК РФ?

Обязанность по уплате налога считается исполненной, если банком принято соответствующее платежное поручение на перечисление средств в бюджетную систему при наличии достаточного денежного остатка на счете.

Если в ходе составления поручения произошла ошибка, которая не повлияла на конечную уплату, налогоплательщик вправе обратиться в ИФНС с предоставлением пояснений и подтверждающих перечисление документов (п. 7 ст. 45 НК РФ).

Для того чтобы выявить возможные несоответствия при расчетах по данным налогоплательщика и инспекции, рекомендуется проведение сверки расчетов по налогам, штрафам и пеням. Итоговые результаты сверки оформляются как акт с действующими подписями заинтересованных лиц.

Как ошибки в платежном поручении влияют на правильность зачисления налогов?

Если субъект предпринимательской деятельности передал в банк платежное поручение для полного погашения задолженности перед бюджетом, то при наличии необходимой суммы денежных средств на расчетном счете его обязанности как налогоплательщика считаются исполненными (ст. 45 НК РФ).

В то же время неверно оформленная платежка может иметь негативные последствия разной степени тяжести, в зависимости от того, какая именно была допущена ошибка.

К примеру, неверно указанный статус плательщика не является основанием для признания налога неуплаченным. Об этом говорит многочисленная судебная практика (см. постановление ФАС Северо-Западного округа от 04.09.2006 по делу № А26-2235/2006-29).

Не признают суды и неправильно указанный КБК как повод для незачисления платежа, так как ст. 45 НК РФ не содержит подобного требования.

Однако для того, чтобы избежать возможных споров с инспекторами, следует всё же уделять повышенное внимание реквизитам в платежных поручениях.

Обязанность по погашению задолженности признается невыполненной, если в платежках неверно указаны счета для зачисления в бюджет и наименование банка-получателя.

Что говорит статья 45 НК РФ об обязанности по уплате имущественных налогов физическими лицами?

П. 1 ст. 45 НК РФ обязывает физлиц производить своевременную уплату налогов ― имущественного, транспортного, земельного. Однако порядок определения сроков по исполнению данных обязанностей немного отличается от того, что предусмотрен для организаций.Расчет этих налогов делает ИФНС, рассылая плательщикам уведомления на уплату. По всем этим налогам для физлиц с 2016 года установлен единый срок оплаты – до 01 декабря года, наступающего за оплачиваемым.

О действиях, которые нужно предпринять, если уведомления из налоговой нет, читайте в материале «Что делать, если до сих пор не пришло уведомление на уплату личных налогов?».

При отсутствии уплаты налоговые органы направляют физлицам уведомления с требованием погасить текущую задолженность и сумму возникших в связи с этим пеней. Погасить эту задолженность граждане должны не позднее 1 месяца со дня получения налогового уведомления (п. 6 ст. 58 НК РФ), если в нём не указан иной установленный законодательно срок.

При заполнении квитанций граждане могут случайно неверно указать реквизиты КБК. Налоговики в таких случаях часто отказываются признавать факт уплаты. Однако помните, что, в соответствии с положениями п. 7 ст. 45 НК РФ, физические лица вправе подать в налоговую заявление о допущенной ошибке с подтверждающими оплату документами.

Более полную информацию по теме вы можете найти в КонсультантПлюс.
Полный и бесплатный доступ к системе на 2 дня.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *