Налог

Налог — обязательный, индивидуально безвозмездный платёж, принудительно взимаемый органами государственной власти различных уровней с организаций и физических лиц в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.

Налоги следует отличать от сборов (пошлин), взимание которых носит не безвозмездный характер, а является условием совершения в отношении их плательщиков определённых действий.

Взимание налогов регулируется налоговым законодательством.

Совокупность установленных налогов, а также принципов, форм и методов их установления, изменения, отмены, взимания и контроля образуют налоговую систему государства.

В РФ различаются налоги трех видов: федеральные, региональные и местные.

Перечень налогов каждого из видов установлен Налоговым кодексом РФ.

Органы государственной власти не вправе вводить дополнительные налоги обязательные отчисления, не предусмотренные законодательством РФ, равно как и повышать ставки установленных налогов и налоговых платежей.

Элементы налога

Прежде чем взимать тот или иной налог, государство в лице законодательных или представительных органов власти в законодательных актах должно определить элементы налога.

Элементы налога – это принципы построения и организации налогов.

К элементам налога относятся:

  • налогоплательщик;

  • объект налогообложения;

  • налоговая база;

  • единица обложения;

  • налоговые льготы;

  • налоговая ставка;

  • порядок исчисления;

  • налоговый оклад;

  • источник налога;

  • налоговый период;

  • порядок уплаты;

  • срок уплаты налога.

Виды налогов

Все налоги подразделяются на несколько видов:

Прямые и косвенные налоги

Налоги делятся на прямые, то есть те налоги, которые взимаются с экономических агентов за доходы от факторов производства и косвенные, то есть налоги на товары и услуги, состоящие в самой цене на предметы потребления.

Прямыми налогами можно назвать такие, как налог на доходы физических лиц, налог на прибыль и подобные налоги.

К косвенным налогам относятся налог на добавленную стоимость, акцизы и другие налоги.

Аккордные и подоходные налоги

Также принято различать аккордные и подоходные налоги.

Аккордные налоги государство устанавливает вне зависимости от уровня дохода экономического агента.

Под подоходными налогами же подразумевают налоги, составляющие какой-то определённый процент от дохода.

Данную зависимость показывает либо предельная ставка налога, которая объясняет, насколько увеличивается налог при увеличении дохода на одну денежную единицу, либо средняя ставка налога: просто отношение суммы взимаемого налога к величине дохода.

Прогрессивные, регрессивные или пропорциональные налоги

Подоходные налоги сами делятся на три типа:

  • Прогрессивные налоги — налоги, у которых средняя налоговая ставка повышается с увеличением уровня дохода. Таким образом, если доход агента увеличивается, то растёт и налоговая ставка. Если же, наоборот, падает величина дохода, то ставка так же падает;

  • Регрессивные налоги — налоги, чья средняя ставка налога снижается при увеличении уровня дохода. Это означает, что при увеличении доходов экономического агента, ставка падает, и, наоборот, растёт, если доход уменьшается;

  • Пропорциональные налоги — налоги, ставка которых не зависит от величины облагаемого дохода.

Основные функции налогов

Налоги выполняют одновременно четыре основные функции: фискальную, распределительную, регулирующую и контролирующую.

  • Фискальная функция налогообложения — основная функция налогообложения. Исторически наиболее древняя и одновременно основная: налоги являются преимущественной составляющей доходов государственного бюджета. Реализация функции осуществляется за счёт налогового контроля и налоговых санкций, которые обеспечивают максимальную собираемость установленных налогов и создают препятствия к уклонению от уплаты налогов. Проще говоря, это сбор налогов в пользу государства. Благодаря данной функции реализуется главное предназначение налогов: формирование и мобилизация финансовых ресурсов государства. Все остальные функции налогообложения — производные от фискальной функции.

  • Распределительная (социальная) функция налогообложения — состоит в перераспределении общественных доходов (происходит передача средств в пользу более слабых и незащищённых категорий граждан за счёт возложения налогового бремени на более сильные категории населения).

  • Регулирующая функция налогообложения — направлена на решение посредством налоговых механизмов тех или иных задач экономической политики государства. В рамках регулирующей функции налогообложения выделяют три подфункции: стимулирующую, дестимулирующую и воспроизводственную.

    • Стимулирующая подфункция налогообложения — направлена на поддержку развития тех или иных экономических процессов. Она реализуется через систему льгот и освобождений. Нынешняя система налогообложения предоставляет широкий набор налоговых льгот малым предприятиям, предприятиям инвалидов, сельскохозяйственным производителям, организациям, осуществляющим капитальные вложения в производство и благотворительную деятельность, и т. д.

    • Дестимулирующая подфункция налогообложения — направлена на установление через налоговое бремя препятствий для развития каких-либо экономических процессов.

    • Воспроизводственная подфункция предназначена для аккумуляции средств на восстановление используемых ресурсов. Эту подфункцию выполняют отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы, плата за воду и т. д.

  • Контрольная функция налогообложения — позволяет государству отслеживать своевременность и полноту поступлений в бюджет денежных средств и сопоставлять их величину финансовых ресурсов.

Налоговая нагрузка

Уровень налогов страны часто измеряется как общая доля налогов в валовом внутреннем продукте (ВВП).

Под фактической налоговой нагрузкой на экономику понимают долю реально выплаченных обязательных платежей в пользу государства в ВВП страны.

Разница между номинальной и фактической нагрузкой характеризует степень уклонения от налогов. Чем выше номинальная нагрузка — тем выше уклонение.

Под налоговой нагрузкой на предприятие следует понимать отношение суммы налогов и отчислений, реальным плательщиком которых является предприятие, к сумме прибыли предприятия.

Реальным плательщиком налога является тот субъект, который является:

  • владельцем объекта налогообложения, когда обязанность уплатить налог возникает при самом факте существования или возникновения объекта налогообложения;

  • пользователем объекта налогообложения, когда обязанность уплатить налог возникает только при нахождении объекта в определённых условиях пользования.

Показатель «налоговая нагрузка» в России используется для анализа уровня налогов, уплачиваемых хозяйственным субъектом с целью контроля уровня выплат и выявления субъектов, потенциально уклоняющихся от налогообложения.

«Налоговая нагрузка» рассчитывается как соотношение суммы уплаченных налогов по данным отчётности налоговых органов и оборота (выручки) организаций по данным Федеральной службы государственной статистики (Росстата).

Предельное значение показателя устанавливается ежегодно по отраслям народного хозяйства.

Единый налоговый платеж — платим налоги по-новому

Единый налоговый платеж: принцип уплаты

Возврат единого налогового платежа

Итоги

Единый налоговый платеж — платим налоги по-новому

Единый налоговый платеж физического лица с 2019 года — это новый, альтернативный традиционному способ оплаты личных налогов физических лиц: транспортного, на имущество, землю.

ВАЖНО! В 2019 году единый налоговый платеж не списывается в счет оплаты НДФЛ. Поэтому не закладывайте пока в него свой налог на доходы. Но с 2020 года возможность платить НДФЛ через ЕНП появится.

Раньше (этот способ действует и по сей день, и вы можете продолжать использовать его) перечислить имущественные налоги можно было только на основании налогового уведомления и только после его получения от налоговиков. При этом каждый налог требовалось оплачивать отдельной суммой на свой КБК. А деньги в бюджет нужно было отправить до истечения общего для всех трех налогов срока уплаты (по НК РФ это 1 декабря). Вносить платежи авансом не разрешалось. Такой разовый платеж в конце года мог быть не очень удобен налогоплательщикам, особенно если сумма оказывалась существенной.

Но с этого года, то есть начиная с налогов за 2018 год, произвести уплату имущественных налогов можно также единым налоговым платежом (ЕНП). Давайте посмотрим, что это такое и как новый платеж работает.

Единый налоговый платеж: принцип уплаты

ЕНП — это определенная сумма денег, которую вы перечисляете на соответствующий счет Федерального казначейства в счет исполнения вашей обязанности по уплате транспортного, земельного налога или налога на имущество (ст. 45.1 НК РФ).

Периодичность внесения средств и конкретные суммы вы определяете самостоятельно. Примерно зная свои налоги, вы можете распределить их во времени и выбрать комфортную лично для вас схему оплаты.

Например, если суммарный налоговый платеж за год равен 15 000 руб., можно вносить около 1500 руб. каждый месяц. И тогда к сроку уплаты у вас уже будет накоплена сумма, необходимая для расчетов с бюджетом.

Вносить деньги вы можете любым удобным вам способом:

  • через банк;
  • Почту России;
  • МФЦ;
  • кассу местной администрации;
  • сервис оплаты налогов на сайте ФНС;
  • и самое удобное — через личный кабинет налогоплательщика, закладка «Мои налоги» / «Единый налоговый платеж».

Причем оплачивать не обязательно лично, по вашей просьбе это может сделать кто угодно: супруг, родители, дети и даже просто знакомые.

КБК на единый налоговый платеж физического лица — 182 1 06 07000 01 1000 110.

Таким образом, единый налоговый платеж простыми словами — это копилка, где вы храните средства для оплаты налогов до наступления срока платежа.

ЕНП уплачен: что дальше?

Итак, вы отложили определенную сумму ЕНП. И вот вам приходит налоговое уведомление. Что делать дальше?

А дальше вам нужно сравнить, сколько денег вы уже уплатили и сколько налогов вам предъявили налоговики. Если уплаченное покрывает начисления, ничего делать не нужно. Когда наступит платежный срок, налоговая спишет требуемую сумму автоматом. О соответствующем решении она должна сообщить вам в течение 5 дней.

Если денег в вашей копилке недостаточно, нужно либо довнести разницу на счет ЕНП, либо доплатить ее по реквизитам конкретного налога.

ВАЖНО! Средства ЕНП засчитываются не только в счет уплаты налогов за истекший год, но и в счет недоимки и пеней по ним, а также в счет оплаты процентов за отсрочку или рассрочку, если они у вас есть. При этом зачет производится последовательно, начиная с меньшей суммы. В первую очередь погашается недоимка, затем пени и проценты и только в последнюю очередь сами налоги.

Возврат единого налогового платежа

Вернуть вы можете:

  • Всю сумму уплаченного ЕНП. Сделать это можно в любой момент времени. ЕНП — дело добровольное. Поэтому если вы оплатили его, а потом передумали, никто не имеет права ваши средства удерживать. Но имейте в виду, что возвращают платеж только полностью. Вернуть часть ЕНП, а часть оставить для уплаты налогов нельзя.
  • Остаток платежа, который остался после зачета ЕНП в счет оплаты налогов — по истечении платежного срока.

Для возврата единого налогового платежа нужно подать в налоговую заявление по форме из приказа ФНС от 14.12.2018 № ММВ-7-8/804@. Бланк представлен ниже.

Срок на возврат — 1 месяц с момента подачи заявления. Если ИФНС не уложится в эти временные рамки, будет должна вам проценты за каждый день просрочки по ставке рефинансирования ЦБ РФ.

Итоги

Как видим, единый налоговый платеж — это достаточно удобный способ для «физиков» оплатить свои налоги. К тому же вы всегда можете передумать и забрать свои деньги назад. Если вы не успели опробовать ЕНП в этом году, можете брать его на вооружение в следующем.

Более полную информацию по теме вы можете найти в КонсультантПлюс.
Полный и бесплатный доступ к системе на 2 дня.

Актуально на: 28 февраля 2017 г.

Для того, чтобы найти отличия налога от сбора, нужно, в первую очередь, проанализировать их понятия, раскрываемые в НК РФ.

Налог – это обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им денег в целях финансового обеспечения деятельности государства, а также муниципальных образований (п. 1 ст. 8 НК РФ).

А сбор – это обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого (п. 2 ст. 8 НК РФ):

  • либо является одним из условий совершения в отношении плательщика сбора уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий);
  • либо обусловлена ведением отдельных видов предпринимательской деятельности в пределах территории, на которой введен сбор.

Какие же между налогом и сбором сходства и различия? Сразу можно заметить, что и налог, и сбор:

  • являются обязательными к уплате;
  • взимаются с организаций и физических лиц.

А вот дальше начинаются отличия.

Чем отличается налог от сбора

Начнем с того, что в отличие от сбора налог является индивидуально безвозмездным платежом. Уплачивать налоги – прямая обязанность каждого налогоплательщика (пп. 1 п. 1 ст. 23 НК РФ). И взамен в его интересах государство не должно совершать какие-либо действия обеспечивать благами или предоставлять определенные права.

А вот уплата сбора предполагает совершение юридически значимых действий в пользу плательщика сбора, в которых он персонально заинтересован. То есть имеет место возмездность со стороны государства: плательщик уплачивает сбор, а взамен получает, к примеру, лицензию или разрешение.

Разница между налогом и сбором в порядке их установления

Как известно, налог считается законно установленным, если определены налогоплательщики и все элементы налогообложения: объект налогообложения, налоговая база, налоговый период и т.д. (п. 1 ст. 17 НК РФ).

Вместе с тем при установлении сбора должны быть определены его плательщики, а также те элементы, которые необходимы, не обязательно все (п. 3 ст. 17 НК РФ). Эти элементы определяются в зависимости от характера самого сбора (п. 2 Определения КС РФ от 08.02.2001 N 14-О).

Таким образом, можно подытожить, что налоги и сборы имеют как общие, так и отличительные черты. И тот, и другой являются обязательными платежами, но исполняют разные функции, что влечет за собой и иные отличия.

НАЛОГОВЫЙ ПЛАТЕЖ (англ. tax payment) – форма мобилизации в централизованный фонд государства части прибыли (доходов) налогоплательщиков (юридических и физических лиц), регламентируемая налоговым законодательством государства. Система Н.п., установленных законодательством, составляет доходы гос. бюджета. Источник Н.п.: для юридич. лиц – прибыль с капитала или рента с земли, для физич. лиц – собственные доходы. Платежи предприятия из прибыли в бюджет (как форма распределения прибыли (чистого дохода) между предприятиями и гос-вом) являлись одним из осн. источников формирования доходов гос. бюджета быв. СССР (в 1960 – 24,2% доходов бюджета, в 1970 – 34,6%, в 1985 – 30,6%). Первоначально Н.п. из прибыли в бюджет были введены налоговой реформой 1930–32 гг. в виде отчислений от прибыли. Н.п. производились в размере разницы между плановой суммой прибыли и плановыми затратами предприятия и орг-ции (но не менее 10%). С 1965 (после сент. Пленума ЦК КПСС, изменившего порядок планирования и экономич. стимулирования) размеры платежей ставились в зависимость от суммы закрепленных за ними средств, для чего были введены новые виды платежей: плата за осн. производственные фонды и нормируемые оборотные средства (плата за фонды); фиксированные (рентные) платежи и свободный остаток прибыли, подлежащий взносу в бюджет. Постановлением ЦК КПСС и СМ СССР от июня 1979 пром. министерствам на основе утвержденных в пятилетнем плане заданий предусматривалось устанавливать стабильный норматив отчислений от прибыли (дифференцированный по годам), оставляемый в их распоряжении на финансирование капитальных вложений, погашение кредитов банков и уплату процентов по ним, обеспечение прироста оборотных средств, создание единого фонда науки и техники, фондов экономич. стимулирования и осуществления др. плановых затрат по развитию отрасли. Министерствам предоставлялось право устанавливать соотв. нормативы отчислений от прибыли всесоюзным (республиканским) пром. объединениям, производственным об-ниям и предприятиям с учетом особенностей их производства и уровня рентабельности. Одновременно в пятилетнем плане утверждалась ( в целом и с распределением по годам) абс. сумма отчислений от прибыли в бюджет, внесение к-рой гарантировалось министерствами. При невыполнении плана прибыли в к.-л. году пятилетки Н.п., предусмотренные в этом году, вносились в полной сумме за счет соответственного уменьшения прибыли, оставляемой в распоряжении министерства, всесоюзного пром. обния, производственного об-ния, предприятия. При перевыполнении плана прибыли до 3% включительно в бюджет перечислялось 50% сверхплановой прибыли, при перевыполнении плана прибыли более чем на 3% в бюджет вносилось 75% суммы сверхплановой прибыли. С июня 1983 в соответствии с пост. ЦК КПСС и СМ СССР изменился характер распределения прибыли. Об-ния и предприятия стали уплачивать в бюджет отчисления по нормативам от расчетной прибыли за вычетом из нее платы за фонды, фиксированных (рентных) платежей и процентов за кредит (нормативный метод распределения прибыли). Плановая сумма платежей из прибыли определялась на основании баланса доходов и расходов (финанс. плана) предприятия на год с поквартальной разбивкой. Н.п. из прибыли вносились, как правило, плановыми платежами с послед. перерасчетом исходя из фактически полученной прибыли по данным бухгалтерской отчетности за соответств. отчетный период нарастающим итогом с начала года. Различали централизованный и децентрализованный порядок расчета с бюджетом по Н.п. из прибыли. С 1992 с введением новой налоговой системы РФ порядок Н.п. из прибыли в бюджет стал определяться Законом РФ «О налоге на прибыль предприятий и организаций» (1991 с послед. изм.). Законом предусматривались установление ставок налога на прибыль для разл. категорий предприятий (банки, страховые орг-ции, биржи, и т.д.), порядок определения налогооблагаемой прибыли, льготы по налогу, а также порядок уплаты, предусматривавший внесение поквартальных авансовых взносов налога на прибыль с послед. окончательным расчетом Н.п. Поскольку прибыль (или убыток) является конечным финанс. результатом деятельности предприятия, из этой прибыли уплачиваются и др. Н.п.: налог на имущество, местные налоги и т.д. Т.к. прибыль – источник множества Н.п., очень важен порядок их уплаты. Вначале уплачиваются все имущественные налоги, пошлины и др. Н.п. На эту сумму уменьшается налогооблагаемая прибыль. После этого уплачиваются все местные налоги, расходы по уплате к-рых относятся на финанс. результаты деятельности. Затем – все остальные Н.п., вносимые из прибыли. Из оставшейся суммы прибыли уплачивается налог на прибыль орг-ций, а затем все ост. налоги, вносимые за счет прибыли, остающейся в распоряжении пр-тий (см. Уплата налога). Н.п. также называют нек-рые налоги, имеющие, как правило, целевую направленность на компенсацию и восстановление нарушенного природного состояния и носящие характер платы за использование принадлежащих гос-ву природных ресурсов. Н.п. взимается в соответствии с нормами Налогового кодекса РФ (части I и II).

Финансово-кредитный энциклопедический словарь. — М.: Финансы и статистика. Под общ. ред. А.Г. Грязновой. 2002.

1 июня правительство РФ одобрило мораторий на часть неналоговых платежей. Срок моратория установлен до 1 января 2019 года. В течение двух недель федеральные органы исполнительной власти должны подготовить соответствующие проекты нормативно-правовых актов по введению отсрочки.

По словам министра экономического развития Алексея Улюкаева, принятые меры позволят бизнесменам сэкономить до 1,5 трлн рублей.

Что такое неналоговый платёж?

Неналоговый платёж — это обязательный платёж, который не входит тем не менее в налоговую систему государства и установлен не налоговым, а иным законодательством. К неналоговым платежам относятся:

  • взносы в пенсионный и другие государственные внебюджетные фонды,
  • патентные пошлины,
  • сбор за регистрацию предприятия,
  • экологические платежи за загрязнение окружающей среды,
  • сбор на воспроизводство, охрану и защиту лесов,
  • платежи за выдачу лицензий, отчисления во внебюджетные отраслевые фонды,
  • сбор за регистрацию средства массовой информации,
  • плата за провоз тяжеловесных грузов по федеральным автомобильным дорогам,
  • обязательные отчисления предприятий, организаций и физических лиц для выполнения возложенных на пожарную охрану задач и т. д.

Для каких платежей ввели мораторий?

Правительство ввело мораторий в отношении четырёх платежей, которые предусмотрены законодательством, но до настоящего времени не взымались:

  • экологический сбор,
  • плата за ущерб, причинённый централизованным системам водоотведения,
  • плата за сброс загрязняющих веществ,
  • расходы на создание материальных финансовых резервов для ликвидации ЧС.

Каких платежей не коснётся рост ставок?

Правительство сохранит неизменность ставок либо снизит их для следующих платежей:

  • оформление выдачи ветеринарно-сопроводительных документов и сопутствующие услуги,
  • обязательное страхование гражданской ответственности владельца опасного объекта,
  • плата за размещение отходов производства и потребления,
  • плата за лицензирование деятельности по сбору, транспортировке, обработке, утилизации, обезвреживанию и размещению отходов 1–4 классов опасности.

По каким платежам будет взыматься прежняя оплата?

Правительство оставило без изменений решение о введении дополнительных страховых взносов для банков в фонд страхования вкладов. Ранее власти обязали банки с 1 июля этого года уплачивать в фонд страхования вкладов взносы в зависимости от уровня ставок по вкладам, а с 1 января 2016 года в дополнение к этому при определении уровня взносов будет учитываться и финансовая устойчивость банка.

Кроме этого, правительство отказалось от моратория на введение Единой государственной автоматизированной информационной системы (ЕГАИС) в розничной торговле алкогольной продукцией. Единая государственная автоматизированная информационная система (ЕГАИС) сейчас фиксирует только данные о произведённом крепком алкоголе и вине. Планируется, что в дальнейшем в этой системе будут фиксироваться данные об обороте всей алкогольной продукции: с 1 ноября 2015 года в оптовом звене, с 1 июля 2016 года — в рознице (для сельских поселений — с 1 июля 2017 года).

Кроме того, пока не принято решение по введению моратория на увеличение платы за спецразрешения на движение по автомобильным дорогам.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *