Муниципальное имущество

По договору аренды арендодатель обязуется предоставить арендатору имущество за плату во временное владение и пользование или во временное пользование. Плоды, продукция и доходы, полученные арендатором в результате использования арендованного имущества в соответствии с договором, являются его собственностью. Таким образом, договор аренды является гражданско-правовым договором.

По договору аренды арендодатель принимает обязательство передать арендатору имущество во временное владение и пользование.

Арендатор обязан осуществлять платежи в виде арендной платы.

Виды договоров аренды

Виды договоров аренды:

  • договор субаренды;

  • договор аренды квартиры;

  • договор аренды нежилого помещения;

  • договор аренды автомобиля;

  • договор аренды транспортного средства;

  • договор аренды жилого помещения;

  • договор аренды оборудования;

  • договор аренды земельного участка;

  • договор аренды гаража;

  • договор финансовой аренды (лизинг);

  • договор аренды предприятия;

  • договор аренды имущества;

  • договор аренды с правом выкупа.

Договоры аренды и действующее законодательство

Договоры аренды регулируются нормами ГК РФ.

Также к нормативно-правовым актам, которые регулируют договоры аренды, следует отнести:

  • Федеральный закон от 29 октября 1998 г. № 164-ФЗ «О финансовой аренде (лизинге)»;

  • транспортные уставы (они регулируют аренду транспортных средств);

  • Закон РФ от 21 февраля 1992 г. № 2395-1 «О недрах»;

  • Водный кодекс РФ от 3 июня 2006 г. № 74-ФЗ;

  • Лесной кодекс РФ от 4 декабря 2006 г. № 200-ФЗ, регулирующий аренду лесных участков;

  • ст. 22 Земельного кодекса РФ от 25 октября 2001 г. № 136-Ф3, регулирующего аренду земельных участков;

  • Закон РФ от 7 февраля 1992 г. № 2300-1 «О защите прав потребителей».

Предмет договора аренды

Предметом договора аренды является любое индивидуально-определенное имущество, которое в процессе использования не теряет своих натуральных свойств.

Имуществом считается любая непотребляемая индивидуально-определенная вещь в состоянии, которое соответствует условиям договора аренды и назначению вещи со всеми необходимыми принадлежностями и необходимыми первичными документами.

Отметим, что при заключении договора аренды необходимо придерживаться обязательному требованию, которое заключается в подробном описании имущества, передаваемого в аренду.

Стороны договора аренды

Сторонами по договору аренды выступают арендодатель и арендатор.

В роли сторон могут выступать все субъекты гражданских правоотношений, а именно:

  • физические и юридические лица,
  • а также государство. В этом случае государство в арендных отношениях действует через свои органы.

Таким образом, сторонами по договору аренды являются:

Арендодатель – лицо, обязующееся предоставить арендатору имущество за плату во временное владение и пользование или во временное пользование. Право сдачи имущества в аренду принадлежит его собственнику. Арендодателями могут быть также лица, правомочные законом или собственником сдавать имущество в аренду.

Арендатор – лицо, которому арендодатель обязуется предоставить имущество за плату во временное владение и пользование или во временное пользование. Отметим, что арендатором может выступать любое лицо.

Наряду с этим в ряде случаев состав арендаторов может быть ограничен законодательством. Так, например, по договору аренды предприятия и договору лизинга обе стороны должны являться предпринимателями (ст. 656 и 665 ГК РФ), а в договоре бытового проката арендодатель должен быть предпринимателем (п. 1 ст. 626 ГК РФ).

Условия договора аренды

В договоре аренды должны быть указаны данные, позволяющие однозначно установить имущество, подлежащее передаче арендатору в качестве объекта аренды. При отсутствии этих данных в договоре условие об объекте, подлежащем передаче в аренду, считается не согласованным сторонами, а соответствующий договор считается не заключенным.

При несоответствии переданного имущества условиям договора арендодатель обязан по выбору арендатора либо безвозмездно устранить недостатки, или соразмерно уменьшить арендную плату, или возместить арендатору расходы на устранение недостатков, или принять арендную плату за вычетом расходов по устранению недостатков. Арендодатель по требованию арендатора должен заменить несоответствующее имущество соответствующим.

При наличии обременения в виде залога или сервитутов арендодатель обязан предупредить об этом арендатора. При нарушении этого условия арендатор имеет право требовать либо уменьшения арендной платы, либо расторжения договора и возмещения убытков.

Объект аренды

В аренду могут быть переданы:

  • земельные участки и другие обособленные природные объекты;

  • предприятия и другие имущественные комплексы;

  • здания, сооружения, оборудование;

  • транспортные средства

  • другие вещи, которые не теряют своих натуральных свойств в процессе их использования (непотребляемые вещи).

В договоре аренды должны быть указаны данные, позволяющие определенно установить имущество, подлежащее передаче арендатору в качестве объекта аренды.

При отсутствии этих данных в договоре условие об объекте, подлежащем передаче в аренду, считается не согласованным сторонами, а соответствующий договор считается не заключенным.

Форма договора аренды

Договор аренды между физическими лицами, заключенный на срок более одного года, а также, если одной из сторон является юридическое лицо, должен быть заключен в письменной форме.

При аренде недвижимого имущества договор аренды также должен быть заключен в письменной форме.

Государственная регистрация договора аренды

Согласно статье 609 Гражданского кодекса Российской Федерации договор аренды должен быть заключен в письменной форме.

В устной форме договор аренды может быть заключен в следующих случаях:

1. Если ни одной из сторон договора аренды не является юридическое лицо;

2. Если срок договора аренды не превышает один год;

3. Если в аренду сдается движимое имущество.

Договор аренды недвижимого имущества, который заключается на срок более года, должен быть зарегистрирован в Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии того субъекта, где находится сдаваемое в аренду помещение.

Срок договора аренды

Договор аренды заключается на срок, определенный договором. Если срок аренды в договоре не определен, договор аренды считается заключенным на неопределенный срок.

В этом случае каждая из сторон вправе в любое время отказаться от договора, предупредив об этом другую сторону за один месяц, а при аренде недвижимого имущества за три месяца.

Законом или договором может быть установлен иной срок для предупреждения о прекращении договора аренды, заключенного на неопределенный срок.

Отметим, что срок договора аренды не является существенным условием договора.

На практике различают: срок действия договора аренды и срок, в течение которого имущество должно быть передано арендатору. Такой срок передачи имущества прописывается в договоре аренды либо срок передачи имущества предполагается как разумный). Соблюдение этого срока имеет значение. Так как в этом случае непередача имущества арендатору приводит к тому, что арендатор имеет право потребовать возмещения убытков и передачи имущества либо арендатор имеет право требовать расторжения договора и возмещения убытков.

Предоставление арендованного имущества

Арендодатель обязан предоставить имущество арендатору в состоянии и сроки, предусмотренные договором аренды.

Если иное не предусмотрено договором аренды, имущество должно передаваться с техническим паспортом, сертификатом качества и иными принадлежностями.

Если сданное в аренду имущество, технические документы и иные его принадлежности не были переданы арендодателем, то арендатор имеет право:

1. Истребовать имущество или технические документы и иные его принадлежности у арендодателя;

2. Расторгнуть договор аренды;

3. Возместить причиненные ему убытки.

Арендная плата

Арендатор обязан своевременно вносить плату за пользование имуществом – арендную плату. Порядок, условия и сроки внесения арендной платы определяются договором аренды. В случае, когда договором они не определены, считается, что установлены порядок, условия и сроки, обычно применяемые при аренде аналогичного имущества при сравнимых обстоятельствах.

Арендная плата устанавливается за все арендуемое имущество в целом или отдельно по каждой из его составных частей в виде:

  • определенных в твердой сумме платежей, вносимых периодически или единовременно;

  • установленной доли полученных в результате использования арендованного имущества продукции, плодов или доходов;

  • предоставления арендатором определенных услуг;

  • передачи арендатором арендодателю обусловленной договором вещи в собственность или в аренду;

  • возложения на арендатора обусловленных договором затрат на улучшение арендованного имущества.

Стороны могут предусматривать в договоре аренды сочетание указанных форм арендной платы или иные формы оплаты аренды.

Если иное не предусмотрено договором, размер арендной платы может изменяться по соглашению сторон в сроки, предусмотренные договором, но не чаще одного раза в год.

Если арендатор нарушает сроки внесения арендной платы, арендодатель может требовать от арендатора досрочного внесения арендной платы, но не более чем за два срока подряд.

Содержание арендуемого имущества

Арендатор обязан поддерживать имущество в исправном состоянии, производить текущий ремонт и нести расходы по содержанию арендуемого имущества.

Арендодатель обязан проводить капитальный ремонт. В случае если арендодатель не произвел капитальный ремонта помещения, то арендатор имеет право:

1. произвести капитальный ремонт, предусмотренный договором или вызванный неотложной необходимостью, и взыскать с арендодателя стоимость ремонта или зачесть ее в счет арендной платы. То есть, если капитальный ремонт произведен арендатором, то в этом случае арендатор вправе требовать возмещения понесенных расходов;

2. потребовать соответственного уменьшения арендной платы;

3. потребовать расторжения договора и возмещения убытков.

Улучшения арендуемого имущества, произведенные арендатором

Улучшения подразделяются на отделимые улучшения и неотделимые улучшения.

Отделимые улучшения являются собственностью арендатора, а неотделимые улучшения являются собственностью арендодателя.

Досрочное расторжение договора аренды

Арендодатель может досрочно расторгнуть договор аренды в судебном порядке если арендатор:

  1. пользуется имуществом с существенным нарушением условий договора или назначения имущества либо с неоднократными нарушениями;

  2. существенно ухудшает состояние арендуемого имущества;

  3. не вносит арендную плату более двух раз подряд;

  4. не производит капитального ремонта имущества, если это является обязанностью арендатора согласно договору аренды или закона.

Арендатор может досрочно расторгнуть договор аренды в судебном порядке в следующих случаях:

  1. арендодатель не предоставил арендованное имущество арендатору;

  2. создает арендатору препятствия в пользовании арендованным имуществом;

  3. арендованное имущество имеет существенные недостатки, которые не были оговорены арендодателем и они не были и не могли быть обнаружены арендатором при заключении договора;

  4. арендодатель не производит капитальный ремонт арендованного имущества, если это является его обязанностью по договору;

  5. имущество стало непригодным для использования по причинам независящим от арендатора.

Указанный перечень оснований досрочного расторжения договора аренды по инициативе арендодателя или арендатора не является исчерпывающим, а потому он может быть расширен сторонами в договоре.

Преимущественное право аренды

Арендатор, исполнявший договор аренды без каких-либо нарушений имеет право на преимущественное право перед другими лицами на заключение договора аренды на новый срок.

Если арендатор намеревается заключить договор аренды на новый срок он должен письменно об этом уведомить арендодателя. Срок направления такого уведомления может быть определен в договоре аренды. Если в договоре аренды это срок не предусмотрен, то такое уведомление должно быть направлено арендатором в разумный срок.

Если арендодатель отказался заключать с арендатором договор на новый срок, а в течение года заключил договор аренды с другим лицом, арендатор вправе обратиться в суд с иском о переводе прав и обязанностей арендатора на себя и/или о возмещении причиненных убытков.

Продление договора аренды также происходит, если арендованное имущество остается в пользовании арендатора по истечении срока договора аренды и арендодатель этому не возражает. В этом случае договор аренды считается возобновленным на тех же условиях на неопределенный срок.

Возврат арендуемого имущества

Арендатор обязан вернуть имущество в том состоянии, в котором арендатор получил имущество в аренду изначально, с учетом нормального износа.

Если имущество не возвращено в срок, то в этом случае арендатор обязан осуществить платеж в виде арендной платы за все время просрочки, даже если он больше не пользовался арендуемым имуществом.

Прекращение договора аренды

Основания прекращения договора аренды:

  • исполнение договора:

  • соглашение сторон о расторжении договора;

  • ликвидация юридического лица в случае, если юридическое лицо является арендатором или арендодателем (ст. 419 ГК РФ);

  • исковое требование в суд одной из сторон. Договор аренды может быть досрочно расторгнут судом при наличии существенных нарушений одной из стороной условий договора.

приобрести
Тест МЭСИ — Муниципальное право (79 вопросов)
(112 kb.)
Доступные файлы (1):

n1.doc 112kb. 17.09.2012 10:13
  • Тест МЭСИ — Гражданское право (Шпаргалка)
  • Тест с ответами по Инвестиции (МЭСИ) (Шпаргалка)
  • Тест МЭСИ 2012 — Международное публичное право (81 вопрос) (Шпаргалка)
  • Тест МЭСИ — Уголовный процесс с правильными ответами (Шпаргалка)
  • ТЕСТ МЭСИ — Конституционное право зарубежных стран (80 вопросов) (Шпаргалка)
  • Тест МЭСИ — Физическая культура (15 вопросов) (Шпаргалка)
  • Тест — по международным отношениям МЭСИ (Шпаргалка)
  • Постовой Н.В. Муниципальное право России: Вопросы и ответы (Документ)
  • Тест с ответами Рынок недвижимости и ипотека (МЭСИ) (Шпаргалка)
  • Тест с ответами по Контроль и ревизия (МЭСИ) (Шпаргалка)
  • Шпаргалка — Тест МЭСИ по Логике с ответами (Шпаргалка)
  • Тест — Оценка стоимости предприятия (Шпаргалка)

n1.doc

Тест — Муниципальное право (79 вопросов)

  1. Аттестация муниципального служащего проводится:
  • 1 раз в три года
  1. В выборах органов местного самоуправления не могут участвовать лица:
  • находящиеся в следственных изоляторах
  1. В единую систему государственных органов России входят:
  • только органы государственной власти РФ и органы государственной власти субъектов федерации
  1. В закрытых административно-территориальных образованиях:
  • органы государственной власти решают вопрос управления данными образованиями по собственному усмотрению
  1. В исключительные полномочия представительных органов не входят:
  • управление муниципальной собственностью
  1. В местном референдуме участвуют лица:
  • постоянно проживающие на территории и обладающие избирательной правосубъектностью
  1. В основе организации и деятельности представительных органов лежат такие принципы, как:
  • представительского характера органов, выборности, законности, коллегиальности
  1. В предмет муниципального права входят общественные отношения в:
  • сфере управления муниципальной собственностью
  1. В соответствии с федеральным законом от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан РФ» заявление гражданина – это:
  • просьба гражданина о содействии в реализации его конституционных прав и свобод или прав и свобод других лиц, либо сообщение о нарушении законов и иных нормативных актов, недостатка в работе органов местного самоуправления и должностных лиц, либо критика деятельности указанных органов и должностных лиц
  1. В сфере обеспечения законности, правопорядка, охраны прав и свобод граждан органы местного самоуправления не имеют права:
  • руководить органами суда и прокуратуры
  1. Вид санкции, при которой установлен верхний и низший пределы неблагоприятных последствий:
  • относительно-определенная санкция
  1. Вопросы муниципальной собственности решаются:
  • местным самоуправлением
  1. Выборы органов местного самоуправления проводятся на основе принципов:
  • всеобщего, равного, прямого избирательного права при тайном голосовании
  1. Главой местного самоуправления может быть избрано лицо, достигшее возраста:
  • 30 лет
  1. Голосование жителей муниципального образования по утверждению наиболее важных вопросов местного значения — это:
  • местный референдум
  1. Должностное лицо местного самоуправления – это:
  • выборное либо заключившее контракт (трудовой договор) лицо, наделенное исполнительно-распорядительными полномочиями по решению вопросов местного значения и (или) по организации деятельности органа местного самоуправления
  1. Дотация как часть местного бюджета — это:
  • сумма, выделяемая из бюджета вышестоящего уровня для формирования минимального местного бюджета
  1. Закрытые административно-территориальные образования являются:
  • городскими округами
  1. Изменение границ территорий, на которых осуществляется местное самоуправление, не допускается без учета:
  • мнения населения
  1. Источники муниципального права — это:
  • формы внешнего выражения норм муниципального права
  1. К источникам муниципального права относятся:
  • все ответы правильные
  1. К субъектам местного самоуправления относятся:
  • граждан, территориальный коллектив, органы и выборные лица местного самоуправления
  1. Как называется основной европейский международно-правовой акт о местном самоуправлении:
  • хартия
  1. Какие виды дисциплинарных взысканий к муниципальному служащему имеет право применить представитель нанимателя (работодатель):
  • замечание, выговор, увольнение с муниципальной службы по соответствующим основаниям
  1. Местная администрация образуется:
  • населением территории муниципального образования
  1. Местное самоуправление в широком смысле означает:
  • право и способность населения управлять и контролировать часть общественных дел
  1. Местное самоуправление может быть ограничено:
  • все ответы неправильные
  1. Местное самоуправление не может осуществляться:
  • путем демократического централизма
  1. Местное самоуправление не осуществляется на территории:
  • деревни
  1. Местное самоуправление — это:
  • самостоятельная и под свою ответственность деятельность населения по решению вопросов местного значения
  1. Местной администрацией руководит глава местной администрации на принципах:
  • единоначалия
  1. Местные бюджеты утверждаются:
  • представительным органом местного самоуправления
  1. Местные бюджеты формируются:
  • органами местного самоуправления
  1. Местный референдум — это:
  • правильных ответов нет
  1. Местный референдум назначается:
  • Губернатором субъекта
  1. Местный референдум считается состоявшимся, если в нем приняло участие:
  • не менее четверти, желающих принять участие в референдуме
  1. Местным самоуправлением в РФ решаются только:
  • вопросы местного значения
  1. Местные Советы народных депутатов:
  • выступали только органами местного самоуправления
  1. Муниципальное право как наука — это:
  • система научных идей, знаний об общественных отношениях, возникающих в процессе осуществления местного самоуправления; о муниципальном праве как отрасли права
  1. Муниципальное право как отрасль права — это:
  • система норм права, регулирующих отношения местного самоуправления
  1. Муниципальные образования:
  • вправе иметь собственную символику
  1. Муниципальный заказ на поставки товаров, выполнение работ и оказание услуг оплачивается за счет средств:
  • местного бюджета
  1. Муниципальным служащим является:
  • гражданин, исполняющий в порядке, определенном муниципальными правовыми актами в соответствии с федеральными законами и законами субъекта Российской Федерации, обязанности по должности муниципальной службы за денежное содержание, выплачиваемое за счет средств местного бюджета
  1. Органами местного самоуправления не являются:
  • сход граждан
  1. Органы местного самоуправления за неисполнение или ненадлежащее исполнение их решений могут:
  • вносить представления о привлечении к дисциплинарной ответственности должностных лиц государственных органов, предприятий, организаций, учреждений
  1. Органы местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления несут ответственность перед:
  • верно 1 и 2
  1. Органы местного самоуправления могут наделяться отдельными государственными полномочиями путем:
  • все ответы правильные
  1. Органы местного самоуправления могут обратиться за судебной защитой, если:
  • все ответы правильные
  1. Органы местного самоуправления осуществляют свою деятельность:
  • самостоятельно
  1. Основаниями для государственной регистрации органов местного самоуправления в качестве юридических лиц являются:
  • устав муниципального образования и решение о создании соответствующего органа местного самоуправления с правами юридического лица
  1. По городовому положению 1870 года в выборах гласных городской Думы не могли участвовать лица:
  • все ответы правильные
  1. По своей природе правовой статус депутата представительного органа местного самоуправления может быть:
  • все ответы правильные
  1. Полномочия местного самоуправления — это:
  • компетенция органов местного самоуправления
  1. Порядок назначения и проведения собрания граждан в целях осуществления территориального общественного самоуправления определяется:
  • уставом территориального общественного самоуправления
  1. Пределы местного самоуправления:
  • не могут быть ограничены органами власти
  1. Предельный возраст, установленный для замещения должности на муниципальной службе:
  • 65 лет
  1. Предмет муниципального права — это:
  • общественные отношения, связанные со способностью населения решать вопросы местного значения, с организацией и деятельностью органов и выборных должностных лиц местного самоуправления и с функционированием отраслей местного хозяйства
  1. Предметы ведения — это:
  • основные направления деятельности органов местного самоуправления по решению определенных целей
  1. Представительными органами земского самоуправления являлись:
  • Уездные земские собрания
  1. При образовании муниципальных образований:
  • все ответы правильные
  1. Проводимые в целях избрания депутатов, членов выборного органа местного самоуправления, выборных должностных лиц местного самоуправления на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании:

  • муниципальные выборы
  1. Публичные слушания проводятся по инициативе:
  • верно 1 и 2
  1. Развитие местного самоуправления началось с земской и городской реформ, которые проводились:
  • Александром II
  1. Решение о назначении муниципальных выборов должно быть принято:
  • не ранее чем за 90 дней и не позднее чем за 80 дней до дня голосования
  1. Решение представительного органа местного самоуправления может отменить:
  • районный (городской) суд
  1. Решение, принятое на референдуме, может быть изменено:
  • гражданами путем проведения нового референдума
  1. Решения органов местного самоуправления могут быть отменены:
  • по решению суда, признавшего их недействительными
  1. Решения органов местного самоуправления являются обязательными:
  • для всех лиц, находящихся на территории муниципального образования
  1. Содержание местного самоуправления составляют:
  • все ответы правильные
  1. Срок полномочий депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления устанавливается уставом муниципального образования и не может быть:
  • менее двух и более пяти лет
  1. Структура органов местного самоуправления определяется:
  • населением территории
  1. Сход граждан может созываться:
  • верно 1 и 2
  1. Устав муниципального образования вступает в силу с момента его:
  • опубликования
  1. Устав муниципального образования принимается:
  • главой местного самоуправления
  1. Участие в сходе граждан выборных лиц местного самоуправления является:
  • им запрещено участвовать в сходе граждан
  1. Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» относится к:
  • федеральному законодательству
  1. Финансовую основу местного самоуправления образуют:
  • внебюджетные средства
  1. Что из нижеперечисленного не относится к организационной системе местного самоуправления:
  • администрация области
  1. Экономическую основу местного самоуправления составляют:
  • все ответы правильные

Тест — Муниципальное право (79 вопросов)

Строительные объекты общественной недвижимости находятся на контроле у муниципальных властей, то есть властей местного самоуправления. В число такого имущества входит:

  • земельные участки;
  • движимое имущество;
  • недвижимое имущество.

Магистратским формированием, равным образом, является конкретная территория (например, область, село, поселок городского типа, город и т.д.), которая находится под руководством власти местного самоуправления, а также за данными участками ведется контроль муниципальной власти. Необходимо выделить, что муниципальная недвижимость не выделяется как разновидность государственного владения, а является независимым подвидом общественной собственности. Поэтому не стоит сравнивать муниципальное владение и государственную собственность. В статье ниже рассмотрим более детально строение муниципальной собственности (МС) и узнаем, из чего она состоит.

Что такое муниципальное имущество?

Система собственности местного самоуправления

По большому счету такой вид собственности включает в себя объекты имущества конкретного территориального формирования, представляющей важную роль в его общественном существовании с сохранением культурных традиции и памяти и в одинаковой степени служащей для удовлетворения нужд его населения. Таким образом, к числу имущества в муниципальном владении свободно можно отнести бюджетные средства местного значения, здания и учреждения во владении местной власти, различные фонды бюджетного и внебюджетного значения и другое. Не выделяя частностей, все объекты, принадлежащие муниципальной власти, можно разделить на 2 главные группы.

  1. В первую группу можно отнести объекты муниципального значения, которые были предоставлены органами местного самоуправления в собственность и для пользования, а также закрепленные за муниципальными предприятиями и формированиями.
  2. Во вторую входит казна местной власти, которая контролируется и хранится собственно муниципальными властями, но не имеет отношения к муниципальным учреждениям и предприятиям.

Первая группа отвечает, прежде всего, за общественно-социальные и производственные задачи, направленные напрямую в такие сферы.

  1. Образование.
  2. Культура.
  3. Медицина.

Выделяют несколько типов объектов, принадлежащих муниципальной власти

Обратите внимание! Большая часть объектов, входящих в эту группу, представляет собой муниципальные организации унитарного вида и другие предприятия местного значения. Например, это библиотеки, школы, больницы и другие учреждения.

Вторая группа объектов выполняет задачи, которые касаются удовлетворений потребностей населения, находящегося и проживающего на конкретной территории. Такое имущество в первую очередь уплатами налога пополняет казну местного самоуправления. В эту группу также включают местный бюджет, фактическое движимое и недвижимое имущество местных органов власти, муниципальные земли и т.д. Муниципальное казначейство пополняется деньгами за счет финансовых средств местного бюджета, а также с участием частных предприятий, не закрепленных за муниципальными властями.

Из этого следует, что муниципальное имущество – одно из главных видов общественной собственности, содержащейся под контролем государства. Но несмотря на это, все имущество муниципального владения не является государственной собственностью.

Имущество муниципального владения не является государственной собственностью

К ее основной деятельности свободно можно отнести пособничество по разрешению различный видов проблем и вопросов на местном уровне среди учреждений, касающихся удовлетворения потребностей общества. Кроме того, собственность муниципального значения нужна и для реализации властями местного самоуправления своих прямых задач и обязанностей, и для деятельности муниципальных органов и систем в общем.

Обратите внимание! Отсюда следует логичный вывод, что такой вид собственности, как муниципальный, является основным атрибутом власти местного самоуправления.

Виды муниципального имущества, находящегося в собственности

Закон РФ выделяет несколько разных видов мун. объектов движимого и недвижимого имущества. Разделение базируется на принципе их целевого использования.

  1. Для разрешения задач местного содержания.
  2. Для выполнения некоторых госкомпетенций, переданных мун. властям.
  3. Для осуществления функций органов и компетентных лиц муниципальной власти, уполномоченных граждан местного самоуправления, трудящихся на мун. предприятиях и в учреждениях находящихся во владении местных властей в соответствии с законодательной базой, относящейся к муниципальным видам деятельности.
  4. С целью решения задач, право на разрешение которых предоставлено муниципальным властям согласно федеральным законам и которые не отнесены к задачам местного значения.

Выделяют несколько видов целевого использования муниципального имущества

Обратите внимание! Во всяком случае, Федеральный закон РФ 2003 г. № 131-ФЗ не делит на объекты имущество местного самоуправления между вышеуказанными классами. Все это значит, что каждое имущество, неважно, движимое либо недвижимое, находящееся в муниципальном владении, может быть использовано по любой из перечисленных задач.

ФЗ № 131 разделяет имущество, находящееся в МС местных властей, на два вида.

  1. Владения, законодательно принадлежащие поселениям.
  2. Владения, законодательно принадлежащие муниципальным районам. В отношении городского округа в собственности местного управления согласно нормативно-правовым актам имеют право находиться объекты имущества и любых групп.

Выдержка из статьи 51 Федерального закона №131

Как бы там ни было, в собственности селений находится следующее имущество.

  1. Имущественные объекты, назначенные для снабжения населения необходимыми для жизни ресурсами (вода, электричество, газ), обеспечения граждан топливом, освещением улиц данного селения.
  2. Ремонт и постройка автомобильных дорог в пределах конкретных населенных пунктов.
  3. Имущественный объект, который выполняет задачу охраны общественного порядка в пределах конкретного селения.
  4. Жилищный фонд (Жилищно-коммунальное хозяйство).
  5. Транспортные средства и иное движимое имущество, предназначенные для обеспечения передвижения пассажиров по конкретному поселению.
  6. Имущественные объекты, предназначенные для предотвращения и устранения чрезвычайных ситуаций в пределах поселения.
  7. Имущественные объекты, предназначенные для гарантий и обеспечения начальных мер пожарной безопасности.
  8. Все библиотеки, находящиеся в конкретном селении.
  9. Имущественные объекты, обустроенные для проведения населением досуга.
  10. Имущественные объекты, несущие историческую ценность (памятники, мемориалы и т.д.).
  11. Имущественные объекты, обустроенные для развития в поселении физической культуры и привлечения к спорту, здоровому образу жизни.
  12. Имущественные объекты, обустроенные для организации благоустройства и высадки зеленых насаждений на конкретной территории поселения.
  13. Имущественные объекты, предназначенные для утилизации отходов.
  14. Имущественные объекты, в том числе участки земли, предназначенные для организации похорон и финансирования всех захоронений.
  15. Имущественные объекты, предназначенные для всеобщего прокламирования (обнародования) нормативно-правовых актов местного самоуправления, другой информации официального и местного значения.
  16. Земля, находящаяся во владении у муниципальных властей на основании федерального законодательства.
  17. Водоемы, пруды, карьеры, леса и иные объекты, находящиеся на конкретной территории.

В собственности муниципалитета находится различное имущество

Во владении муниципальных районов могут быть такие объекты.

  1. Имущественные объекты, созданные для снабжения населения газом и электроэнергией.
  2. Имущественные объекты, предназначенные для ремонта и обслуживания автодорог, сами автодороги, которые находятся в пределах поселений, принадлежащих конкретно местной власти.
  3. Транспортные средства, предназначенные для перевозки пассажиров, другие имущественные объекты, предназначенные для автообслуживания населения в пределах компетенции конкретных местных властей.
  4. Имущественные объекты, предназначенные для предотвращения и устранения чрезвычайных ситуаций в пределах поселения.
  5. Имущественный объект, который выполняет задачу охраны общественного порядка в пределах конкретного селения.
  6. Имущественный объект, который предназначен для оснащения населенного пункта бесплатным дошкольным, неполным и полным средним образованием, а также оснащения имуществом, предназначенным для отдыха и культурного развития детей в свободное от учебного процесса время.
  7. Имущественные объекты по обеспечению и оказанию медицинских услуг населению в пределах границ муниципальной территории.
  8. Имущественные объекты, предназначенные для утилизации отходов.
  9. Архивные учреждения.
  10. Имущественные объекты, в том числе участки земли, предназначенные для организации похорон и финансирования всех захоронений.
  11. Имущественные объекты, предназначенные для всеобщего прокламирования (обнародования) нормативно-правовых актов местного самоуправления, другой информации официального и местного значения.
  12. Земля, находящаяся во владении у муниципальных властей на основании федерального законодательства.
  13. Водоемы, пруды, карьеры, леса и иные объекты, находящиеся на конкретной территории.
  14. Имущественные объекты, специально предназначенные для охраны и содержания имеющихся санаториев и курортных зон (если таковые имеются на конкретной территории).

Во владении муниципальных районов находятся различные объекты, например, школы, дороги, архивные учреждения и проч.

В МС могут содержаться разные объекты, предназначенные для реализации полномочий по разрешению задач и функций на местном уровне. Имеющийся в законодательной базе список имущества по любой степени муниципальных образований представляет собой не «вынужденный минимум», а «потенциальный максимум».

Обратите внимание! Это список не обязательных, а вероятных объектов, то есть одно муниципальное имущество может и быть всем списком объектов, указанных в нормативных актах, у иных, наоборот, эти объекты могут отсутствовать.

Тем не менее, муниципальное формирование не имеет права держать в собственности какое-либо другое имущество, если оно не состоит в списке, указанном в нормативно-правовом акте, или если оно не создано специально для реализации конкретных задач и функций местного уровня. В соответствии с ч. 5 ст. 50 такие имущественные объекты не могут навсегда оставаться во владении властей местного самоуправления и подлежат переквалификации (изменение целевого направления) либо экспроприации.

Статья 50 Федерального закона №131

Временные рамки и система экспроприации таких объектов и учреждений формируется на основании федеральных нормативно-правовых актов. Используется специальная классификация имущественных объектов муниципальной собственности.

Критерии классификации Типы имущественных объектов муниципальной собственности
Виды структур Материальные (недвижимое и движимое имущество, а также ценные бумаги на право собственности имущественным объектом).
Нематериальные (интеллектуальная собственность).
Целевое предназначение С целью реализации хозяйственной деятельности.
Имущественные объекты в области социального и жилищно-коммунального хозяйства.
Объекты транспортной сферы и объекты в области связи.
Имущественные объекты, предназначенные для торговли, бытового обслуживания и строительства.
Имущественные объекты, предназначенные для иных нехозяйственных задач.
Земельные участки.
Система функционирования Имущественные объекты, полностью находящиеся в собственности унитарных предприятий местного самоуправления.
Некоторые муниципальные учреждения, переданные исключительно в управление.
Имущественные объекты, содержащиеся безвозмездно.
Вид выражения имущественного объекта Ценовая.
Материальная.
Показатель рентабельности Образующие материальные средства в виде доходов.
Не требующие дополнительного финансирования.
Поглощающие доходы (пагубно сказывается на бюджете местной казны).
Образование Природные, натуральные.
Ненатуральные, произведенные человеком.
Показатель подготовленности к использованию Подготовленные к пользованию;
Созданные для реконструкции и основательного ремонта.
Неоконченные в рамках строительных работ.

Существует специальная классификация имущественных объектов муниципальной собственности

В соответствии с частью 3 статьи 215 ГК РФ, любое имущество, являющееся объектом муниципальной собственности, делится на:

  • имущественные объекты, находящиеся во владении муниципального унитарного предприятия либо учреждения. Они содержатся на основании хозяйственного ведения и мгновенного управления. Предприятия местной власти основываются на общую цель работы, снабжение населения нужными материальными и духовными благами, которые координированы в процессе выполнения задач;
  • имущественные объекты муниципальной казны, в которую входят финансы местного бюджета и другое ценное имущество (например, ценные бумаги, драгоценности), не содержащиеся муниципальными учреждениями и предприятиями.

Характеристика муниципального имущества

Использование и распоряжение мун. имущественными объектами осуществляются только лишь от имени муниципального формирования. Таким образом, органы местного управления имеют право предоставлять муниципальные имущественные объекты на кратковременный либо постоянный срок как физическим, так и юридическим лицам. В некоторых случаях имущество может быть передано государственной власти РФ (различным субъектам государственной власти РФ), иным органам местного самоуправления.

Имущество может быть передано физическим или юридическим лицам

В права местных властей также входит возможность отчуждать имущество, осуществлять сделки в соответствии с федеральным законодательством. Вместе с тем, представительные органы утверждают порядок управления и использования муниципальных имущественных объектов, а органы исполнительной власти собственно являются владельцами, пользователями и распорядителями такого имущества, в том числе через объекты и наделение полномочиями соответствующих органов.

Обратите внимание! Однако в Законе РФ от 06.10.2003 г. среди субъектов использования и распоряжения муниципальным имущественным объектом не включено население.

В свою очередь законодательная власть не препятствует разрешению возникших вопросов и проблем (кроме тех, которые напрямую касаются бюджета) с помощью проведения референдума местного значения. Имущественные объекты, находящиеся в собственности власти местного самоуправления, могут быть переданы в соответствии с договором органам территориального общественного самоуправления. Полностью организованная муниципальная собственность вносится в общий реестр местного самоуправления.

Обратите внимание! Право и обязанность формирования такого реестра (задачи ответственного за реестр) принадлежат органам специальной компетенции, которые были определены на основании решения представительного органа местной власти.

Местные власти могут осуществлять различные сделки касательно такого имущества в рамках федерального законодательства

Уполномоченный орган должен:

  • в течение месяца внести в единый реестр информацию по переданным имущественным объектам в муниципальную собственность;
  • в течение месяца отправить официальное письмо администрации, конкретное министерство, ведомство о том, что данное предприятие либо учреждение перешло в муниципальную собственность;
  • в кратковременный срок принимать всю информацию и изменения, касающиеся муниципальных имущественных объектов.

По конкретным объектам, переданным в собственность муниципальной власти и занесенным в соответствующий реестр, компетентные органы по регулированию всех имущественных вопросов и задач обязаны:

  • оформить на основании законодательной базы учредительные документы муниципальных учреждений, предприятий и иных объектов, в уставной капитал которых занесены финансовые инвестиции, представляющие собой муниципальную собственность;
  • на основании типового положения, одобренного правительственными органами РФ, по регулированию и контролю над имущественными объектами утвердить уставы и заключить договора (контракты) с главными руководителями предприятий, учреждений, находящихся в муниципальной собственности;
  • перерегистрировать договоры аренды, найма, использования муниципальных имущественных объектов.

Компетентные органы обязаны оформлять все необходимые документы, контролировать имущественные объекты

Внесение коррективов в единый реестр муниципальной собственности выполняется соответствующим компетентным органом по управлению муниципальным имущественным объектом в соответствии с:

  • распоряжением вышестоящего органа власти;
  • распоряжением вышестоящего уполномоченного органа (комитета, фонда) по регулированию и контролю имущественных объектов;
  • актом о получении объекта;
  • договором купли-продажи имущества;
  • решением суда;
  • другим нормативным актом в соответствии с действующим законодательством.

Отметка о внесении имущественного объекта в единый реестр имущества муниципальной собственности либо удаление из него по основаниям, указанным в законодательстве РФ, должна быть сделана компетентным органом по контролю за имущественным объектом в течении трех дней до принятого решения.

Обратите внимание! При ведении единого реестра особое внимание уделяется вышеупомянутым решениям компетентных органов власти (чаще всего это финансовое управление муниципального вида, комитет по контролю и развитию имущественных объектов и других органов власти, уполномоченных на основании законодательства РФ).

Имущественные объекты регистрируются в специальном реестре

Не менее важной сложностью становится вопрос о границах «неприкосновенности» имущественных объектов муниципального владения при перерегистрации имущества с муниципальной на другую публичную собственность (например, в государственную собственность РФ либо субъекта Российской Федерации). Муниципальная собственность, квалифицируясь в соответствии с юридическими особенностями к типу публичной собственности, одновременно с эти имеет некоторые индивидуальные характеристики, связанные с субъективным правом на местное самоуправление.

Система передачи имущественных объектов из муниципального в федеральное и государственное владение РФ предусматривает обязательное согласие органа местного самоуправления на передачу такого характера. Все споры о праве на собственность имущественных объектов (о юридически обоснованном нахождении конкретного имущества во владении субъектов РФ либо в муниципальной собственности) разрешаются в судебном порядке в соответствии с действующим законодательством РФ.

Обратите внимание! Такое правовое положение внесено в Определении Конституционного Суда РФ №542-О от 07.12.2006г. Значимость такого вопроса подкрепляется Конституционной судебной практикой Российской Федерации.

В связи с вышеперечисленным можно отметить, что муниципальная собственность содержит в себе большую сеть имущественных объектов как хозяйственного, так и социального назначения. От эффективной реализации такого имущества зависит качество жизни населения.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *