Могут ли действующие сотрудники МЧС работать по совместительству в коммерческой организации?

МЧС расшифровывается как министерство по чрезвычайным ситуациям. Эта структура является аварийно-спасательной. Из названия становится ясным, что служащие частей МЧС первыми приходят на помощь людям в зоне бедствия. Спасатели направляются в опасную зону. Аварийно-спасательные отряды участвуют в разборе завалов после взрывов или землетрясений. Задача поисковых бригад – поиск потерявшихся в лесу, горах или морских просторах.

Но это не является основной задачей подразделения. В первую очередь, в Министерстве ЧС разрабатываются планы, инструкции и правила, цель которых – предотвращение аварий, катастроф, гибели людей в водоемах, в пожарах. А также максимально возможное уменьшение потерь в развития чрезвычайных ситуаций.

История становления

Официальной датой образования структуры считается 27 декабря 1990 года. То есть можно сказать, что спасательной службе России всего 30 лет. По факту, история Министерства началась еще в средневековой России. Почему же 27.12.1990 года? В этот день правительством страны был подписан указ о создании Департамента. В задачи структуры входило:

  • прогнозирование возможных катастроф и аварий;
  • принятие мер для устранения факторов, провоцирующих развитие ЧС;
  • ликвидация последствий бедствий.

Первые попытки сформировать коллективное противостояние возможным бедствиям (пожарам, наводнениям, последствиям вооруженных конфликтов) предпринял Иван Грозный. По указу Царя, начала формироваться противопожарная служба, был издан свод правил предупреждающих возникновение пожаров. На всех жителей распространялась «пожарная повинность», то есть обязательство иметь в хозяйстве инструмент и средства для тушения огня.

С развитием промышленности России и появлением новых видов производства образуются различные спасательные службы. Например, отряды для ликвидации пролива нефти на месторождении или горноспасательные группы. После прихода к власти Народных Комиссариатов первыми принимаются постановления о борьбе с пожарами. Для этих целей при НКВД создается специальный Департамент. Термин «стихийные бедствия» стали впервые употреблять в России в 1922 году.

По мере того, как появлялись те или иные возможные угрозы, происходило формирование подразделений МЧС. Таким образом, расширялись функции Министерства от обеспечения безопасности конкретного объекта, до общегосударственных мероприятий по защите территории и населения страны.

Структура МЧС

Управлением всеми частями МЧС осуществляются Министром и аппаратом министерства. В субъектах РФ руководство производят территориальные центры. Отряды МЧС разделяются в зависимости от спектра выполняемых задач:

  • противопожарные;
  • инспекционные отделы, по выдаче разрешительных документов на использование маломерных судов;
  • ГО;
  • поисково-спасательные;
  • аварийно-спасательные.

В отдельные формирования выделяются вузы МЧС, НИИ и медицинские службы. Каждое направление разделяется в зависимости от выполняемых функций. Так, в пожарных частях присутствуют надзорные и контролирующие органы и отряды, принимающие непосредственное участие в тушении пожаров и ликвидации их последствий.

С целью профилактики возникновения ЧС при базах МЧС формируются учебные центры, в которых дети и подростки могут получить первые навыки поведения при возникновении чрезвычайной ситуации. Лица, достигшие 18-го возраста, желающие пойти на службу в Министерстве, получают профильное обучение в училищах МЧС и других образовательных заведениях.

В этой статье ответим на вопрос, может ли действующий сотрудник МЧС работать по совместительству в коммерческой организации.

Для начала ознакомимся с правовой базой, именно она будет определять требования к сотрудникам МЧС.

Правовая база:

  • ФЗ от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации»;

  • ФЗ от 23.05.2016 № 141-ФЗ «О службе в федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»;

  • Постановление ВС РФ от 23.12.1992 № 4202-1 «Об утверждении Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации и текста Присяги сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации»;

  • Приказ МЧС России от 15.04.2013 № 252 «О работниках, замещающих отдельные должности на основании трудового договора в организациях, созданных для выполнения задач, поставленных перед МЧС России, и гражданах, претендующих на замещение таких должностей»;

  • Постановление Правительства Российской Федерации от 5 июля 2013 г. № 568 «О распространении на отдельные категории граждан ограничений, запретов и обязанностей, установленных Федеральным законом «О противодействии коррупции» и другими федеральными законами в целях противодействия коррупции».

Итак, ответ на вопрос о возможности сотруднику МЧС работать по совместительству, в том числе и в коммерческой организации, зависит от того, является ли сотрудник МЧС госслужащим.

Если сотрудник МЧС является государственным служащим, то на него распространяются все ограничения, предусмотренные ст. 17 Закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации». К этим ограничениям относится и предпринимательская деятельность.

Деятельность сотрудников системы МЧС регламентируется Положением о службе в ОВД, утвержденным Постановлением ВС РФ от 23.12.1992 № 4202-1 «Об утверждении Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации и текста Присяги сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации»

Согласно ст. 10 Положения о службе в ОВД, — сотруднику органов внутренних дел запрещается заниматься предпринимательской деятельностью, а также работать по совместительству на предприятиях, в учреждениях и организациях, независимо от форм собственности, не входящих в систему Министерства внутренних дел Российской Федерации, за исключением преподавательской, научной и иной творческой деятельности. При этом преподавательская, научная и иная творческая деятельность не может финансироваться исключительно за счет средств иностранных государств, международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации или законодательством Российской Федерации.

На основании п.4 ст. 34 Федерального закона от 23.05.2016 № 141-ФЗ «О службе в федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», — работа сотрудников федеральной противопожарной службы по совместительству не допускается, за исключением педагогической, научной и иной творческой деятельности, которая не приводит к возникновению конфликта интересов и не влечет за собой ухудшения выполнения сотрудником служебных обязанностей. При этом педагогическая, научная и иная творческая деятельность не может финансироваться исключительно за счет средств иностранных государств, международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации или законодательством Российской Федерации. Об осуществлении такой деятельности сотрудник обязан уведомить в письменной форме непосредственного руководителя (начальника).

Если же сотрудник МЧС работает в МЧС по трудовому договору, то на него распространяются общие правила работы по совместительству, установленные ТК РФ. То есть работа по совместительству по общему правилу разрешена, и согласие работодателя на работу по совместительству или его уведомление о такой работе не требуется.

Однако исходя из специфики деятельности, а также с целью исключения недопонимания со стороны начальства, сотруднику МЧС все же рекомендуется получить разрешение на такого рода совместительство.
Читай также

Зарегистрирован в Минюсте РФ 15 апреля 2011 г. Регистрационный N 20519

В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 18 мая 2009 г. N 557 «Об утверждении перечня должностей федеральной государственной службы, при назначении на которые граждане и при замещении которых федеральные государственные служащие обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2009, N 21, ст. 2542) приказываю:

1. Утвердить прилагаемый Перечень должностей федеральной государственной службы в Министерстве Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, при назначении на которые граждане и при замещении которых федеральные государственные служащие обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей.

2. Признать утратившим силу приказ МЧС России от 11.08.2009 N 466 «Об утверждении Перечня должностей федеральной государственной службы в Министерстве Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, при назначении на которые граждане и при замещении которых федеральные государственные служащие обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей» (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 2 сентября 2009 г., регистрационный N 14695).

Министр С. Шойгу

Приложение

Перечень должностей федеральной государственной службы в Министерстве Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, при назначении на которые граждане и при замещении которых федеральные государственные служащие обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей

1. В подразделениях центрального аппарата МЧС России:

а) должности, подлежащие замещению военнослужащими спасательных воинских формирований МЧС России и сотрудниками федеральной противопожарной службы (далее — ФПС):

главный военный эксперт;

главный государственный инспектор Российской Федерации по пожарному надзору;

помощник Министра;

начальник отдела;

заместитель начальника отдела;

советник (Департамент тыла и вооружения, Департамент надзорной деятельности, Управление Государственной инспекции по маломерным судам, Контрольно-ревизионное управление);

старший офицер отдела (Департамент тыла и вооружения, Департамент надзорной деятельности, Контрольно-ревизионное управление);

старший инспектор отдела (Департамент тыла и вооружения, Департамент надзорной деятельности, Контрольно-ревизионное управление);

офицер отдела (Департамент тыла и вооружения, Департамент надзорной деятельности, Контрольно-ревизионное управление);

инспектор отдела (Департамент тыла и вооружения, Департамент надзорной деятельности, Контрольно-ревизионное управление);

б) должности, подлежащие замещению федеральными государственными гражданскими служащими:

начальник управления;

заместитель начальника управления;

начальник отдела;

референт;

заместитель начальника отдела;

советник (Департамент тыла и вооружения, Департамент надзорной деятельности, Управление Государственной инспекции по маломерным судам, Контрольно-ревизионное управление);

главный специалист — эксперт отдела (Департамент тыла и вооружения, Департамент надзорной деятельности, Управление Государственной инспекции по маломерным судам, Контрольно-ревизионное управление);

ведущий специалист — эксперт отдела (Департамент тыла и вооружения, Департамент надзорной деятельности, Управление Государственной инспекции по маломерным судам, Контрольно-ревизионное управление).

2. В территориальных органах МЧС России:

а) должности, подлежащие замещению военнослужащими спасательных воинских формирований МЧС России и сотрудниками ФПС:

начальник управления;

начальник управления — главный бухгалтер;

заместитель начальника управления;

начальник отдела;

начальник отдела — заместитель главного бухгалтера;

заместитель начальника отдела;

начальник отделения;

начальник службы;

начальник группы;

главный специалист отдела (управление (надзорной деятельности), управление тыла (и вооружения), отдел (надзорной деятельности), управление материально-технического обеспечения);

главный специалист (ревизор) отдела (контрольно-ревизионный отдел);

старший офицер отдела (управление тыла (и вооружения), управление материально-технического обеспечения);

офицер отдела (управление тыла (и вооружения), управление материально-технического обеспечения);

старший дознаватель отдела (управление (надзорной деятельности), отдел (надзорной деятельности);

дознаватель отдела (управление (надзорной деятельности), отдел (надзорной деятельности);

старший инженер отдела (управление (надзорной деятельности), отдел (надзорной деятельности), управление тыла (и вооружения), управление материально-технического обеспечения);

инженер отдела (управление (надзорной деятельности), отдел (надзорной деятельности), управление тыла (и вооружения), управление материально-технического обеспечения);

старший инспектор отдела (управление (надзорной деятельности), отдел (надзорной деятельности), управление материально-технического обеспечения);

инспектор отдела (управление (надзорной деятельности), отдел (надзорной деятельности);

б) должности, подлежащие замещению федеральными государственными гражданскими служащими:

начальник отдела;

заместитель начальника отдела;

главный специалист — эксперт отдела (управление тыла (и вооружения), отдел (государственной инспекции по маломерным судам), контрольно-ревизионный отдел);

главный специалист — эксперт отделения (контрольно-ревизионное отделение);

ведущий специалист — эксперт отдела (управление тыла (и вооружения), отдел (государственной инспекции по маломерным судам), контрольно-ревизионный отдел);

ведущий специалист — эксперт отделения (контрольно-ревизионное отделение).

3. В спасательных воинских формированиях МЧС России, подразделениях ФПС и организациях МЧС России:

а) должности, подлежащие замещению сотрудниками ФПС:

начальник центра;

заместитель начальника центра;

начальник управления;

заместитель начальника управления;

начальник отдела;

начальник военного представительства;

заместитель начальника отдела;

заместитель начальника военного представительства;

начальник отделения;

заместитель начальника отделения (государственного пожарного надзора);

начальник группы;

начальник финансовой части (отделения, группы);

начальник службы;

главный бухгалтер;

главный специалист отдела (отделения) государственного пожарного надзора;

старший дознаватель отдела (отделения) государственного пожарного надзора;

старший инженер отдела (отделения) государственного пожарного надзора;

старший инспектор отдела (отделения) государственного пожарного надзора;

дознаватель отдела (отделения) государственного пожарного надзора;

инженер отдела (отделения) государственного пожарного надзора;

инспектор отдела (отделения) государственного пожарного надзора;

б) должности, подлежащие замещению военнослужащими спасательных воинских формирований МЧС России:

командир;

начальник центра;

заместитель командира;

заместитель начальника центра;

начальник управления;

начальник (командир) базы;

начальник направления;

заместитель начальника (командира) базы;

начальник штаба;

командир батальона аэродромно-технического обеспечения;

начальник узла связи;

начальник службы;

начальник группы;

начальник квартирно-эксплуатационной части;

начальник хозяйственной части;

главный бухгалтер.

4. В научно-исследовательских и образовательных учреждениях МЧС России должности, подлежащие замещению военнослужащими спасательных воинских формирований МЧС России и сотрудниками ФПС:

главный инженер;

ученый секретарь;

начальник филиала;

заместитель начальника филиала;

начальник центра;

заместитель начальника центра;

начальник факультета;

начальник кафедры;

ученый секретарь филиала;

начальник отдела (направления);

заместитель начальника отдела (направления);

главный бухгалтер.

О денежном содержании федеральных государственных гражданских служащих МЧС России

МИНИСТЕРСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО ДЕЛАМ
ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ, ЧРЕЗВЫЧАЙНЫМ СИТУАЦИЯМ
И ЛИКВИДАЦИИ ПОСЛЕДСТВИЙ СТИХИЙНЫХ БЕДСТВИЙ

ПРИКАЗ

от 26 октября 2006 года N 616

О денежном содержании федеральных государственных
гражданских служащих МЧС России

В целях реализации Федерального закона от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 31, ст.3215; 2006, N 6, ст.636), указов Президента Российской Федерации от 1 февраля 2005 года N 113 «О порядке присвоения и сохранения классных чинов государственной гражданской службы Российской Федерации федеральным государственным гражданским служащим» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2005, N 6, ст.440; 2006, N 31, ст.3459), от 31 декабря 2005 года N 1574 «О реестре должностей федеральной государственной гражданской службы» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, N 1, ст.118; N 10, ст.1091; N 13, ст.1360; N 38, ст.3975), от 25 июля 2006 года N 763 «О денежном содержании федеральных государственных гражданских служащих» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, N 31, ст.3459; N 38, ст.3975)
приказываю:

1. Утвердить:
Порядок выплаты ежемесячной надбавки к должностному окладу за особые условия гражданской службы федеральным государственным гражданским служащим МЧС России, замещающим должности федеральной государственной гражданской службы (приложение N 1);
Порядок выплаты премии за выполнение особо важных и сложных заданий федеральным государственным гражданским служащим МЧС России, замещающим должности федеральной государственной гражданской службы (приложение N 2);
Положение об оказании материальной помощи федеральным государственным гражданским служащим МЧС России, замещающим должности федеральной государственной гражданской службы (приложение N 3).

2. Выплачивать федеральным государственным гражданским служащим МЧС России, замещающим должности федеральной государственной гражданской службы (далее — гражданские служащие):
месячные оклады в соответствии с замещаемыми ими должностями федеральной государственной гражданской службы (далее — должностной оклад) в размерах, установленных разделом 5, подразделами 1 и 2 раздела 11 приложения N 1 к Указу Президента Российской Федерации от 25 июля 2006 года N 763 «О денежном содержании федеральных государственных гражданских служащих»;
месячные оклады в соответствии с присвоенными им классными чинами государственной гражданской службы (далее — оклад за классный чин) в размерах, установленных приложением N 2 к Указу Президента Российской Федерации от 25 июля 2006 года N 763 «О денежном содержании федеральных государственных гражданских служащих»;

ежемесячную надбавку к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе в размерах согласно подпункту 1 пункта 5 статьи 50 Федерального закона от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации»;
ежемесячную надбавку к должностному окладу за особые условия гражданской службы в порядке и размерах, установленных приложением N 1 к настоящему приказу;
ежемесячную процентную надбавку к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, в порядке и размерах, установленных до 31 декабря 2006 года постановлением Правительства Российской Федерации от 14 октября 1994 года N 1161 «О порядке и условиях выплаты процентных надбавок к должностному окладу (тарифной ставке) должностных лиц и граждан, допущенных к государственной тайне» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1994, N 25, ст.2718; 2001, N 15, ст.1486; N 23, ст.2371; 2002, N 14, 1309) и с 1 января 2007 года — постановлением Правительства Российской Федерации от 18 сентября 2006 года N 573 «О предоставлении социальных гарантий гражданам, допущенным к государственной тайне на постоянной основе, и сотрудникам структурных подразделений по защите государственной тайны» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, N 39, ст.4083);
ежемесячное денежное поощрение в размерах, установленных разделом 5, подразделами 1 и 2 раздела 11 приложения N 1 к Указу Президента Российской Федерации от 25 июля 2006 года N 763 «О денежном содержании федеральных государственных гражданских служащих»;
премии за выполнение особо важных и сложных заданий в порядке и размерах, установленных приложением N 2 к настоящему приказу;
единовременную выплату при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска в размере 2 окладов месячного денежного содержания гражданского служащего (далее — оклад денежного содержания), состоящего из должностного оклада и оклада за классный чин в соответствии с пунктом 11 статьи 46 Федерального закона от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации»;
материальную помощь в соответствии с приложением N 3 к настоящему приказу;

другие выплаты, предусмотренные соответствующими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

3. При формировании фонда оплаты труда гражданских служащих сверх суммы средств, направляемых на выплату должностных окладов, предусматриваются следующие средства для выплаты (в расчете на год):
окладов за классный чин, ежемесячной надбавки к должностному окладу за выслугу лет на федеральной государственной гражданской службе, ежемесячной надбавки за особые условия федеральной государственной гражданской службы, ежемесячной процентной надбавки к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, премий за выполнение особо важных и сложных заданий, единовременной выплаты при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальной помощи — в размерах, установленных пунктом 2 статьи 51 Федерального закона от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации»;
ежемесячного денежного поощрения — в размере, установленном подпунктом «в» пункта 8 Указа Президента Российской Федерации от 25 июля 2006 года N 763 «О денежном содержании федеральных государственных гражданских служащих»;
районного коэффициента, коэффициента за работу в пустынных, безводных местностях, коэффициента за работу в высокогорных районах, а также процентные надбавки к заработной плате за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в южных районах Восточной Сибири и Дальнего Востока — в размерах, определяемых с учетом размеров коэффициентов и процентных надбавок, установленных соответствующими нормативными правовыми актами Российской Федерации.

4. Сохранять за лицами, замещавшими государственные должности федеральной государственной службы и переназначенными с их согласия в соответствии с пунктом 12 Указа Президента Российской Федерации от 31 декабря 2005 года N 1574 «О реестре должностей государственной гражданской службы» на должности федеральной государственной гражданской службы в центральном аппарате и территориальных органах МЧС России с меньшими должностными окладами, должностные оклады, установленные им на 1 августа 2006 года, на время их работы в новой должности в пределах установленного фонда оплаты труда.
Выплачивать названным лицам сохраненные должностные оклады впредь до возникновения у них права на получение должностного оклада большего размера вследствие его увеличения (индексации) в установленном порядке либо назначения их на должность федеральной государственной гражданской службы с более высоким должностным окладом.

5. При увеличении (индексации) окладов денежного содержания гражданских служащих их размеры округлять до целого рубля в сторону увеличения.

6. Фонд оплаты труда ежегодно утверждать в установленном порядке. При необходимости возможно перераспределение средств в пределах утвержденного фонда оплаты труда между выплатами, предусмотренными пунктом 3 настоящего приказа.

7. Признать утратившим силу приказ МЧС России от 18.07.2005 N 543 «О денежном содержании федеральных государственных служащих, замещающих государственные должности федеральной государственной службы в территориальных органах МЧС России» (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 20 июля 2005 года, регистрационный N 6810).

8. Настоящий приказ вступает в силу с 1 августа 2006 года.

Министр
С.К.Шойгу

Зарегистрировано
в Министерстве юстиции
Российской Федерации
30 ноября 2006 года,
регистрационный N 8538

Приложение N 1

(с изменениями на 6 апреля 2012 года)

1. Федеральным государственным гражданским служащим МЧС России, замещающим должности федеральной государственной гражданской службы (далее — гражданские служащие), устанавливается ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия гражданской службы (далее — надбавка).

2. Надбавка устанавливается в целях материального стимулирования наиболее квалифицированных, компетентных, ответственных и инициативных гражданских служащих, исполняющих свои функциональные обязанности, как правило, в условиях, отличающихся от нормальных (сложность, срочность и повышенное качество работ, особый режим и график работы, знание и применение технических средств, иностранных языков и др.).

3. Надбавка выплачивается в соответствии с пунктом 5 Указа Президента Российской Федерации от 25 июля 2006 года N 763 «О денежном содержании федеральных государственных гражданских служащих» в следующих размерах:
по высшей группе должностей гражданской службы — от 150 до 200 процентов должностного оклада;
по главной группе должностей гражданской службы — от 120 до 150 процентов должностного оклада;
по ведущей группе должностей гражданской службы — от 90 до 120 процентов должностного оклада;
по старшей группе должностей гражданской службы — от 60 до 90 процентов должностного оклада;
по младшей группе должностей — в размере до 60 процентов должностного оклада.

4. В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 19 мая 2001 года N 565 «О дополнительных условиях оплаты лиц, замещающих государственные должности федеральной государственной службы в территориальных органах федеральных органов исполнительной власти, расположенных в Чеченской Республике» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, N 22, ст.2210), наряду с указанной надбавкой гражданским служащим территориальных органов МЧС России, расположенных в Чеченской Республике, выплачивается ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия государственной службы в Чеченской Республике в размере 100 процентов должностного оклада.

5. Конкретные размеры надбавки устанавливаются гражданским служащим с учетом следующих показателей (критериев) результативности их труда:
активное участие в работах по предупреждению и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций (разработка конкретных мероприятий, применение нетрадиционных методов работы, непосредственное участие в ликвидации чрезвычайных ситуаций и др.);
выполнение наиболее важных, сложных и ответственных работ (разработка, согласование и реализация приказов, директив, распоряжений, методических рекомендаций, а также других служебных документов, связанных с управлением спасательных воинских формирований МЧС России и организациями МЧС России);
(Абзац в редакции, введенной в действие с 12 июня 2012 года приказом МЧС России от 6 апреля 2012 года N 180.
выполнение работ высокой напряженности и интенсивности (большой объем работ, систематическое выполнение срочных и неотложных работ, работ, требующих повышенного внимания, и др.);
выполнение работ, связанных с риском для жизни и здоровья работника;
специальный режим работы (систематическая переработка сверх нормальной продолжительности рабочего дня, неустроенность быта в районе выполнения работ, например, при ликвидации чрезвычайных ситуаций и др.).

6. Для установления надбавки гражданским служащим руководитель соответствующего структурного подразделения в установленном порядке представляет ходатайство: в центральном аппарате — Министру Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (далее — Министр), в территориальном органе — руководителю территориального органа МЧС России. Для каждого гражданского служащего подразделения указывается конкретный размер надбавки, за какой вклад и на какой срок устанавливается надбавка.
Гражданским служащим, замещающим должности заместителя Министра, руководителей структурных подразделений центрального аппарата и руководителей территориальных органов межрегионального уровня, надбавка устанавливается Министром.
Гражданским служащим, замещающим должности руководителей территориальных органов МЧС России в субъектах Российской Федерации, надбавка устанавливается руководителем территориального органа МЧС России межрегионального уровня, курирующим деятельность этого территориального органа.

7. Основанием для выплаты надбавки является: в центральном аппарате МЧС России — приказ МЧС России, в территориальном органе — приказ руководителя территориального органа МЧС России.

8. Надбавка устанавливается ежегодно в пределах утверждаемых лимитов бюджетных обязательств на соответствующий финансовый год.

9. Надбавка, установленная в соответствии с настоящим Порядком, выплачивается одновременно с заработной платой и учитывается во всех случаях исчисления среднего заработка.

Приложение 2. ПОРЯДОК выплаты премий за выполнение особо важных и сложных заданий федеральным государственным гражданским служащим МЧС России, замещающим должности федеральной государственной гражданской службы

Приложение N 2

(с изменениями на 1 апреля 2008 года)

1. Федеральным государственным гражданским служащим МЧС России, замещающим должности федеральной государственной гражданской службы (далее — гражданский служащий), ежемесячно выплачиваются премии за выполнение особо важных и сложных заданий (далее — премия) в пределах 1/12 годовой суммы денежных средств, предусмотренных на эти цели пунктом 3 настоящего приказа.

2. Премия является формой материального стимулирования эффективного и добросовестного труда, а также конкретного вклада гражданского служащего в выполнение особо важных и сложных заданий.

3. Размер премии, выплачиваемой конкретному гражданскому служащему, определяется дифференцированно в зависимости от результатов его деятельности в процентах от оклада денежного содержания и максимальными размерами не ограничивается, однако общая сумма премий не должна превышать сумму денежных средств, предусмотренных на их выплату.

4. Распределение денежных средств, предусмотренных на выплату премий, между структурными подразделениями производится в зависимости от объема и сложности решаемых задач и результатов по их реализации, достигнутых соответствующим подразделением: в центральном аппарате — Министром Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (далее — Министр), в территориальном органе — руководителем территориального органа МЧС России.

5. В целях поощрения гражданских служащих за выполнение срочных и непредвиденных работ (ликвидация чрезвычайных ситуаций и др.мероприятия) создается резерв денежных средств, предусмотренных на выплату премий.

6. Премирование гражданских служащих осуществляется по представлению (рапорту, заявлению) руководителя соответствующего структурного подразделения, утверждаемому: в центральном аппарате — Министром, в территориальном органе — руководителем территориального органа МЧС России.
Утвержденное представление (рапорт, заявление) является основанием для начисления в установленном порядке премии гражданским служащим.

7. Денежные средства, предусмотренные на выплату премий по вакантным должностям, могут быть использованы на выплату премий другим гражданским служащим при условии, что должностные обязанности (работа) по вакантным должностям фактически выполнялись.

8. За счет экономии по фонду оплаты труда (наличие вакантных должностей, экономия за счет оплаты больничных листов временной нетрудоспособности из средств социального страхования) могут выплачиваться единовременные поощрительные (разовые) премии, а также может производиться премирование гражданских служащих по итогам работы за квартал.
Финансово-экономический департамент совместно с Организационно-мобилизационным департаментом после получения лимитов бюджетных обязательств по фонду оплаты труда работников центрального аппарата МЧС России на текущий год определяет расчетный размер годовой экономии по фонду оплаты труда работников центрального аппарата МЧС России (далее — расчетный фонд экономии).
Из расчетного фонда экономии на основании решения Министра по предложениям Финансово-экономического департамента резервируются:
фонд премирования работников центрального аппарата Министерства к праздничным датам;
фонд на обеспечение возможных изменений условий оплаты труда без выделения дополнительных объемов финансирования.
Финансово-экономический департамент ежеквартально определяет фактическую экономию денежных средств по фонду оплаты труда по итогам произведенных выплат за истекший квартал. Фактическая экономия денежных средств по фонду оплаты труда за квартал распределяется на фонд премирования руководящего состава Министерства (заместители Министра, директора департаментов, начальники управлений) и фонд премирования личного состава структурных подразделений центрального аппарата МЧС России (руководители структурных подразделений в списки личного состава не включаются).
Фонд премирования руководящего состава Министерства устанавливается на основании решения Министра по предложениям Финансово-экономического департамента.
Объем средств фонда премирования личного состава структурных подразделений центрального аппарата МЧС России рассчитывает Финансово-экономический департамент, определяя при этом:
средний размер премии на списочную единицу личного состава, исходя из показателей на конец отчетного квартала;
объем денежных средств на премирование личного состава каждого структурного подразделения центрального аппарата МЧС России, исходя из произведения списочной численности подразделения на конец квартала и среднего размера премии на списочную единицу личного состава.
Объем денежных средств на премирование по структурным подразделениям центрального аппарата МЧС России Финансово-экономический департамент доводит до руководителей структурных подразделений центрального аппарата МЧС России.
Размеры премий гражданским служащим структурных подразделений центрального аппарата МЧС России устанавливаются по предложениям руководителей этих подразделений в пределах доведенных до них объемов денежных средств на премирование.
Списки гражданских служащих структурных подразделений центрального аппарата МЧС России с указанием размеров премий, согласованные с Финансово-экономическим департаментом, представляются в Департамент кадровой политики для подготовки проекта приказа о премировании в установленном порядке, при этом размер премии каждому конкретному гражданскому служащему максимальными размерами не ограничивается.
(Пункт в редакции, введенной в действие с 1 января 2008 года приказом МЧС России от 1 апреля 2008 года N 158.

9. Гражданским служащим, отработавшим неполный месяц в связи с призывом (поступлением) на военную службу, переводом на другую работу, поступлением на учебу, увольнением по сокращению численности или штата или достижения пенсионного возраста, выплата премий производится из расчета времени, фактически отработанного ими в данном периоде.

10. Размер премии гражданским служащим, замещающим должности заместителя Министра, руководителей структурных подразделений центрального аппарата и руководителей территориальных органов межрегионального уровня, определяется Министром, или заместителями Министра, курирующими деятельность соответствующего структурного подразделения и территориального органа МЧС России.
Размер премии гражданским служащим, замещающим должности руководителей территориальных органов МЧС России в субъекте Российской Федерации, определяется руководителем территориального органа МЧС России межрегионального уровня, курирующим деятельность соответствующего территориального органа.

11. Гражданский служащий может быть лишен премии по следующим основаниям:
за нарушение трудовой дисциплины;
за ненадлежащее исполнение должностных обязанностей;
в случае некачественного и несвоевременного выполнения важных и сложных заданий.

12. Решение о выплате (лишении) и размере премии конкретным гражданским служащим оформляется соответствующими приказами:
в отношении гражданских служащих центрального аппарата МЧС России и руководителей территориальных органов МЧС России межрегионального уровня — Министром;
в отношении руководителей территориальных органов МЧС России в субъекте Российской Федерации — руководителем территориального органа МЧС России межрегионального уровня, курирующим деятельность данного территориального органа;
в отношении гражданских служащих территориальных органов МЧС России — руководителем территориального органа.

13. Премия выплачивается одновременно с заработной платой и учитывается во всех случаях исчисления среднего заработка.

Приложение 3. ПОЛОЖЕНИЕ об оказании материальной помощи федеральным государственным гражданским служащим МЧС России, замещающим должности федеральной государственной гражданской службы

Приложение N 3

1. Федеральным государственным гражданским служащим МЧС России, замещающим должности федеральной государственной гражданской службы (далее — гражданский служащий), единовременно в течение календарного года оказывается материальная помощь в размере одного оклада месячного денежного содержания.

2. При определении размера материальной помощи в расчет принимаются размеры должностного оклада и оклада за классный чин, установленные на день оказания материальной помощи.

3. Материальная помощь ежегодно оказывается гражданскому служащему, как правило, при его уходе в очередной ежегодный отпуск либо в иные сроки — на основании письменного заявления гражданского служащего.

4. В исключительных случаях (стихийное бедствие, заболевание, смерть ближайших родственников и другие уважительные причины) в пределах экономии фонда оплаты труда гражданских служащих на основании мотивированного письменного заявления гражданского служащего может быть оказана дополнительная материальная помощь.

5. Решение об оказании материальной помощи и дополнительной материальной помощи принимается:
в отношении гражданских служащих центрального аппарата МЧС России и руководителей территориальных органов МЧС России межрегионального уровня — Министром Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий;
в отношении руководителей территориальных органов МЧС России в субъекте Российской Федерации — руководителем соответствующего территориального органа МЧС России межрегионального уровня;
в отношении гражданских служащих территориальных органов МЧС России — руководителем территориального органа.

6. Материальная помощь не выплачивается лицам, поступившим на государственную гражданскую службу и проходящим установленный срок испытания.

7. В случае смерти гражданского служащего материальная помощь, не полученная им в год смерти, выплачивается его наследникам в установленном законодательством Российской Федерации порядке.

Редакция документа с учетом
изменений и дополнений подготовлена
АО «Кодекс»

На прошлой неделе масштабное наводнение, причинившее много неприятностей Дальнему Востоку, унесло первую человеческую жизнь. На подтопленной трассе Хабаровск – Комсомольск-на-Амуре утонул «КамАЗ», за рулём которого находился военнослужащий. По решению главы военного ведомства Сергея Шойгу рядовой контрактник Баир Банзаракцаев будет посмертно представлен к государственной награде. «Наша Версия» разбиралась, почему военные всё чаще рискуют жизнью в зоне чрезвычайных ситуаций?

По данному факту заведено уголовное дело. Командиру роты, который вопреки запрету со стороны сотрудников ГИБДД приказал пересекать затопленный участок автомагистрали, грозит пять лет тюрьмы. Однако, несмотря на происшествие, Минобороны только наращивает число военнослужащих, которые помогают региону справиться с небывалым наводнением. В настоящее время 75% всех сил, которые борются с паводком на Дальнем Востоке и участвуют в ликвидации последствий наводнений, – это представители военного ведомства. Всего в Дальневосточном федеральном округе спасательными работами занимаются более 5 тыс. военнослужащих, задействованы 1 тыс. единиц специальной техники, 26 самолётов, 24 вертолёта и 39 катеров Минобороны. Солдаты участвуют в возведении дамб, помогают эвакуировать население. Военнослужащие также оказывают помощь местным жителям в оборудовании водоотводных каналов, восстановлении садово-огородных и фермерских хозяйств, расчистке дворов и приусадебных участков. По последним сообщениям из Минобороны, в настоящее время подразделения войск радиационной, химической и бактериологической защиты Восточного военного округа проводят послепаводковую дезинфекционную обработку: очищают освобождённую от воды территорию и проводят дезинфекцию питьевых колодцев в Амурской области.

Минобороны всегда участвовало в ликвидации последствий ЧС

На фоне Минобороны участие профильного спасательного ведомства МЧС куда скромнее: представительство спасателей в несколько раз меньше и составляет приблизительно шестую часть от всех участвующих в ликвидации последствий паводка сил и средств. По оценкам экспертов, это максимум, на что способно МЧС, – у них попросту нет ресурсов, чтобы одновременно заниматься ликвидацией последствий паводка сразу в пяти субъектах Дальневосточного федерального округа.

Нужно отметить, что Минобороны всегда активно участвовало в ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в стране. Можно вспомнить, что при тушении масштабных пожаров в Подмосковье в 2010 году наиболее эффективными были трубопроводные батальоны Вооружённых сил. В прош­лом году при ликвидации последствий затопления в Крымске основные работы также выполнялись армией – к слову, именно военные очистили от завалов и грязи более половины затопленных территорий. При этом армия является главным участником ликвидации последствий различных чрезвычайных ситуаций, несмотря на то что на это средства в бюджете не запланированы, по сути, военные помогают бесплатно.

Нужно заметить, что раньше армейцы участвовали в спасательных операциях под нажимом и по прямому указанию руководства страны. Наверное, самым ярым противником такого использования военнослужащих был предыдущий министр обороны Анатолий Сердюков. В период его руководства военным ведомством известны случаи, когда при обращении с просьбой оказать помощь ставились вопросы, кто будет компенсировать расходы, к примеру, за ГСМ и амортизацию техники. Шойгу в этом плане сильно отличается от своего предшественника. Порой создаётся впечатление, что он до сих пор ассоциирует себя с МЧС – министерством, которое нынешний министр обороны создавал с нуля и руководил им на протяжении 18 лет. К примеру, только по его личной инициативе по тревоге были подняты две бригады железнодорожных войск и в течение суток направлены в районы наводнения на Дальний Восток со всеми инженерными средствами: машинами разграждения, бульдозерами, самосвалами.

По теме1262

Главы Турции и России Реджеп Тайип Эрдоган и Владимир Путин обсудили по телефону текущее положение дел в Сирии и договорились провести встречу в ближайшие несколько дней.

Идея объединить спасателей и военных сегодня буквально повисла в воздухе, не последнюю роль в этом играет харизма личности Сергея Шойгу, заработавшего себе славу в борьбе с различными катаклизмами. И нет ничего удивительного, что появившиеся в конце августа сообщения, что руководство России обсуждает предложение главы военного ведомства о реорганизации МЧС в структуру, которая будет подчинена Минобороны, были легко приняты на веру. И, несмотря на то что в Минобороны категорически опровергли предположения о слиянии двух министерств, ряд экспертов убеждены, что процесс объединения уже запущен, а вброшенная информация не что иное, как прощупывание общественного мнения.

При этом всё отчётливее проявляется ряд косвенных признаков, выдающих это намерение. В первую очередь это небывало возросшая в последнее время активность военных во время чрезвычайных ситуаций. Ранее также было объявлено, что создаётся центр робототехники Минобороны, который будет работать как для нужд военного ведомства, так и на МЧС. Признаки предстоящего слияния двух ведомств наблюдаются даже в мелочах. Так, форма нового образца, предназначенная для офицеров дежурных смен командных центров и управления оборонного ведомства и гражданских специалистов, поразительно похожа на форму МЧС.

На ключевые посты министр обороны активно расставляет офицеров МЧС

Кстати, в объединении Минобороны и МЧС нет ничего нового, ведь с 1971 года функции МЧС выполняли войска Гражданской обороны, входившие в Вооружённые силы, а командующий войсками ГО был первым заместителем министра обороны. Но в 1991 году было объявлено, что войска ГО не готовы к работе в условиях крупных аварий и катастроф, они были переданы в состав вновь созданной структуры. Дальше стараниями Сергея Шойгу МЧС выросло до размеров министерства, фактически обладающего своими вооружёнными силами и насчитывающего 350 тыс. человек, на содержание которого вкладывается до 10% средств, выделяемых на национальную оборону. Когда новое ведомство набрало силу, было решено, что Минобороны должно заниматься только вопросами обороноспособности, отражением внешней агрессии, а МЧС была поручена ликвидация последствий стихийных бедствий и других чрезвычайных ситуаций. Такое чёткое деление функций некоторые эксперты и сегодня считают наиболее сбалансированным.

Если обратное объединение всё же произойдёт, то, несомненно, большим плюсом станет существенная экономия бюджета, позволяющая сократить непомерно раздутый управленческий аппарат МЧС, где самая большая концентрация генералов из всех силовых структур. Структуру МЧС также можно будет дополнительно оптимизировать за счёт перераспределения функций спасателей и воинских подразделений. Также улучшится координация в действиях МЧС и Минобороны, что позволит эффективнее использовать имеющиеся ресурсы.

Кстати, в самом МЧС к возможному объединению относятся без видимого отторжения. Объяснение этому простое: если спасатели станут частью Вооружённых сил, то у офицеров МЧС появятся новые возможности для карьерного роста. Тем более что свои люди в Министерстве обороны уже есть, на ключевые посты министр обороны активно расставляет офицеров МЧС. Например, должности двух ключевых замминистра заняли бывшие служащие этого ведомства – Руслан Цаликов и Юрий Садовенко.

Если объединение случится, то за счёт единовременного укрупнения армии и слияния бюджетов двух структур новое силовое суперведомство будет обладать поистине неограниченными полномочиями, помноженными на финансовые и людские ресурсы. Также появится обоснование для оснащения МЧС вооружением и военной техникой, это позволит под видом спасателей посылать войска в горячие точки. Для руководства страны положительным моментом станет то, что окончательно закрепляется практика, когда, как в СССР (больше всего войск использовали при аварии на АЭС в Чернобыле и после землетрясения в Спитаке), армию без всяких бюрократических проволочек можно будет направлять ликвидировать чрезвычайные происшествия. Тогда под рукой всегда будет находиться большое количество рабочей силы, которую можно использовать при любом форс-мажоре без ущерба для бюджета.

КОММЕНТАРИЙ

Анатолий ЦЫГАНОК, руководитель научно-аналитического центра по проблемам национальной безопасности информационного агентства «Оружие России»:

– Ситуация на Дальнем Востоке наглядно показывает, что сегодня нужен единственный руководитель, который должен управлять как армией, так и войсками МЧС. В любом случае объединение не навредит обоим ведомствам. Напомню, что в 1992 году Борис Ельцин в большей степени по политическим причинам создал МЧС – по сути, ему была нужна военизированная структура, которая подчинялась бы только ему. Сейчас ситуация кардинально другая, сегодня нет никаких веских причин искусственно разъединять армию. Так что если Сергей Шойгу действительно поставил цель объединить ведомства, вывести войска гражданской обороны в подчинение военного ведомства, то поступает очень правильно. Но, по последней информации, сейчас принято решение пока не объединять эти структуры. По-моему, это не совсем логично.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *