Могу ли я лешить права материнства за аморальное поведение и работу?

Аморальное поведение заключается в совершении поступков и действий, формально не запрещенных законом, однако противоречащих обычаям и устоям общества. Под моралью понимается комплекс общепринятых ценностей и правил поведения, существующих в гражданском и социальном обществе. В этой статье рассмотрим, когда аморальное поведение может повлиять на правоотношения, и в чём оно выражается.

Правовое понятие моральных норм отсутствует в законодательстве РФ. Это создает сложности при квалификации поступков граждан, чьи слова, действия или поведение формально не нарушают закон, однако вызывают общественное порицание. Такое поведение может повлечь дополнительные правовые последствия по закону:

  • статья 81 ТК РФ позволяет уволить сотрудника, чья работа связана с воспитательными функциями, за совершение аморального поступка;
  • по ст. 61 УК РФ, аморальное или противоправное поведение потерпевшего, рассматривается как смягчающее обстоятельства для подсудимого;
  • в иных случаях. предусмотренных ведомственными актами и инструкциями (например, нарушение кодекса моральной этики может повлечь дисциплинарные санкции к судьям, сотрудникам МВД и т.д.).

Так как понятие морали носит оценочный характер, в перечисленных выше случаях нужно доказать, что поведение граждан нарушает указанные нормы.

Прежде всего, особое внимание обращается на надлежащее поведение учителя с воспитанниками (школьниками, студентами и т.д.). Исходя из положений судебной практики, в состав аморальных поступков учителя может включаться:

  • грубые, нецензурные и оскорбительные выражения в адрес учеников, либо высказанные в их присутствии;
  • доказанный факт развратных действий, даже если он не повлек ответственности по нормам КоАП РФ или УК РФ;
  • совершение иных действий, унижающих честь и достоинство воспитанников.

При выявлении указанных фактов, по месту работы проводится служебное расследование. Доказанные случаи аморального поведения дают право уволить учителя по дискредитирующим обстоятельствам – по п.8 ч. 1 ст. 81 ТК РФ. Работник вправе давать свои пояснения при проведении служебного расследования, а также оспаривать увольнение в суде.

В рамках уголовного процесса аморальные действия и поступки потерпевшего могут существенно повлияют на размер санкций для подсудимого.

При рассмотрении дела и назначении наказания, суд обязан исследовать и оценить все смягчающие факторы. Аморальное поведение потерпевшего могло спровоцировать преступление, либо повлиять на принятие решение преступника. Поэтому нарушение норм морали со стороны жертвы не оправдывает подсудимого, однако частично устраняет общественную опасность.

Для иных категорий граждан нарушение норм морали будет носить дисциплинарный характер. Например, аморальный поступок сотрудника МВД или судьи, подрывает авторитет правоохранительных и судебных органов. Напрямую уволить за такие действия нельзя, однако поступки граждан будут рассматриваться на квалификационных и дисциплинарных комиссиях – последствия могут наступить в форме устного или письменного порицания, предупреждения, ограничений по службе или отказе в продлении полномочий.

Определять аморальность поступков и поведения в каждом случае предстоит индивидуально. Это может быть связано с направлением деятельности граждан, территорией и регионом проживания, статусом свидетелей аморальных действий. Такой оценочный характер аморального поведения дает возможность оспаривать случаи увольнения или применения мер дисциплинарного воздействий.

У человека довольно продолжительное детство: проходит немало времени, прежде чем маленький ребенок превратится во взрослого, самостоятельного члена общества. И все это время он остро нуждается в семье, которая является самым важным и влиятельным фактором социализации.

Сочетание материнского и отцовского воспитания является важнейшим условием нормального развития в семье. Как не существует полноценного дома без отца или матери, так не может быть сформирована полноценная личность ребенка без гармоничного сочетания двух типов воспитания: мужского и женского. Таким образом, семье принадлежит особая роль в формировании молодого человека, поскольку её воздействие на личность многогранно и всесторонне.

Для достижения формирования у личности в процессе правовой социализации законопослушного поведения важными обстоятельствами являются многочисленные семейно-правовые институты, направленные, прежде всего на достижение солидарности и гармонии отношений членов семьи и воспитание достойного законопослушного поколения. В частности, положения ст.31 СК РФ о равенстве супругов в семье исходят из конституционных положений, определяющих основы правового статуса личности в РФ: о равных правах и свободах женщины и мужчины и равных возможностях их реализации. Благополучие и укрепление семьи во многом зависит от совместных усилий обоих супругов. Оба супруга должны не только стремиться в меру своих сил и возможностей содействовать материальному благополучию семьи, но и создавать в ней благополучную атмосферу, способствовать всестороннему духовному, нравственному и физическому развитию всех членов семьи, особенно несовершеннолетних детей.. Кроме того, ч.3 ст.19 Конституции РФ определяет, что мужчины и женщины имеют равные права и свободы, что соответствует ст.3 Международного пакта о гражданских и политических правах, а также равные возможности мужчины и женщины для реализации своих прав..

Обязанность супругов строить свои отношения в семье на основе взаимоуважения и взаимопомощи не обеспечена какими-либо санкциями со стороны государства. Своеобразной «санкцией» является право одного из супругов на расторжение брака..

Между тем отношения в семье между супругами являются эталоном для детей и любые дефекты в этом смысле недопустимы. Самыми криминогенно-опасными элементами правовой социализации являются дефекты в структуре общения, в социальном контроле, в выполнении социальных ролей, что в конечном итоге приводит к формированию у личности искажённой структуры потребностей. Наиболее опасны эти дефекты в детском и подростковом возрасте, когда закладываются основы личности. Из всех дефектов правовой социализации личности наиболее социально опасны дефекты социализации в семье. Вот почему важно, чтобы эти образцы были нравственными, социально полезными..

Необходимо отметить, что право ребёнка жить и воспитываться в семье, на заботу родителей, всесторонне развитие и уважение его человеческого достоинства подтверждена на законодательном уровне, в частности, ст.54 СК РФ. Кроме того, ст. 63 СК РФ установлена обязанность родителей воспитывать своих детей, заботиться об их здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии.. За несоблюдение данных правил для родителей наступают различного рода последствия, в том числе уголовно-правового характера с лишением родительских прав. В России ежегодно судами рассматривается до 50000 дел о лишении родительских прав, весьма внушающая цифра.

Но отдельную опасность, как для личности подростка, так и для общества, представляют семьи, для которых характерны наиболее глубокие дефекты правовой социализации, провоцирующие детей на совершение правонарушений и преступлений, криминологи называют такие семьи неблагополучными.

В таких семьях родители зачастую пренебрегают удовлетворением биологических и социальных потребностей детей, применяют различные виды насилия и жестокого обращения, а дети проявляют противоправную активность, но и те, и другие нуждаются в психолого-педагогической и медико-социальной поддержке.

Значительную криминогенную опасность представляют аморальные семьи. В них концентрируются различные отрицательные факторы, такие, как правонарушения, совершаемые родителями и иными членами семьи, пьянство и алкоголизм, систематические конфликты, выливающиеся в скандалы и драки, развратное поведение родителей. Алкоголизм вызывает обнищание семьи, ухудшение быта, взрослые в такой семье, забыв о своих родительских обязанностях, целиком и полностью погружаются в «алкогольную субкультуру», что сопровождается потерей общественных и нравственных ценностей и ведет их к полной социальной и духовной деградации. Дети оказываются заброшенными, у них пропадает привязанность и уважение к родителям, развивается мрачный и озлобленный характер. Жизнь детей в подобной семейной атмосфере становится невыносимой, превращает их в социальных сирот при живых родителях.

Каждый из перечисленных отрицательных факторов сам по себе уже способен нанести значительный ущерб надлежащему формированию личности ребёнка, подростка. Все вместе они исключают возможность нравственного воспитания несовершеннолетнего в такой семье. Среди осуждённых несовершеннолетних пьянствующие родители встречаются намного чаще, чем среди законопослушных ребят. Вредное воздействие на детей в аморальных семьях оказывают родители, которые не только не пресекают опасное увлечение детей спиртным, но часто сами приобщают их к алкоголю. Большинство осуждённых из «девичьей» воспитательной колонии пишут, что впервые выпили в кругу семьи, с ведома, а то и по прямому предложению родителей: «Взрослые заставили выпить, потому что был праздник», «Выпила впервые, когда мне было пять лет. Отец налил, а мама не возражала», «Смотрела, как отец пьёт, и тоже стала. Вначале ему назло. А потом втянулась». Недаром начало своего падения воспитанницы зачастую связывают именно с этим: «А потом я начала пить, курить». Аморальные семьи характеризуются систематическим нарушением нравственных норм, дезорганизацией семейного микроклимата, ссорами, ложью, деспотизмом, а то и драками между родителями на глазах у детей, что способствуют формированию неврозов у ребенка и срывам в его нервной деятельности. Душевное состояние и поведение ребенка является своеобразным индикатором семейного благополучия. Именно в таких семьях люди чаще всего получают серьезные психологические травмы, которые отрицательно сказываются на их дальнейшей судьбе.

Такие семьи калечат детей не только нравственно, но и физически. Они не обеспечивают им должного интеллектуального и эмоционального развития, формируют психопатические черты характера, своевременно не выявляют различного рода заболевания, причиняют детям травмы в результате побоев, выгоняют их из дома. Подростки вынуждены скитаться на улице, по подъездам и вокзалам. Избитые дети, как правило, не хотят возвращаться в семью. Ребята прячутся на квартирах знакомых, в приютах для беспризорников или бродяжничают. Очень часто их подбирают люди из криминальной среды.. В аморальных семьях дефекты правовой социализации в наиболее концентрированном виде выражены и в структуре общения (между родителями и детьми отсутствуют или резко ослаблены эмоциональные связи), практически отсутствует должный социальный контроль, искажается процесс усвоения социальных ролей, что в итоге приводит к формированию у детей, подростков деформированной структуры потребностей, её примитивизации. В итоге уже в этом возрасте формируется асоциальная личность, для которой характерны такие установки, ценностные ориентации, которые неприемлемы для общества и осуждаются в нём.

Асоциальные лица усваивают из окружающего только негативное, отрицательное. К ним буквально липнет всё плохое. «Ребёнок или подросток такого типа быстро втягивается в группы старших ребят с криминальным поведением, усваивает их систему ценностей, жаргон, форму поведения. Таких детей берут на учёт детские комнаты милиции, их поступки разбираются комиссиями по дела несовершеннолетних. Это потенциальные правонарушители. Они перенимают («усваивают») алкоголизм, поскольку он наряду с курением, хулиганством, правонарушениями является неотъемлемым атрибутом и нравственной нормой референтной группы»..

Полагаю, на вопрос каким образом оградить детей от подобного родительского произвола, у каждого найдётся неоднозначный ответ. Прежде всего необходимо помнить, что это проблема общества, в целом, а не отдельной семьи или социальной группы. В данной проблеме важное место, как представляется, имеет формирование идеологических ценностей, которое имело место в условиях перехода России к демократическому политическому режиму, как следствие появление новых идеалов, свободного доступа к «одурманивающим» веществам, ухудшением социальных ролей семьи, материнства и детства, т.е. утрата прежних идеологических ценностей и приобретением нового вседозволенного поведения. В связи с этим необходимо усиление роли участия государства и общества в судьбе «детей риска», через обеспечение должного контроля за подобными семьями и подростками. Кроме того, необходимо активное пропагандирование здорового образа жизни, спорта, оказание таким детям всевозможной помощи в получении образования, в том числе профессионального, устройстве на работу и т.д. В сознании подрастающего поколения необходимо сформировать убеждение, что быть грамотным и законопослушным модно и перспективно, для чего просто необходимо формировать у детей идеологию добра и нравственности.

Аморальное поведение заключается в совершении поступков и действий, формально не запрещенных законом, однако противоречащих обычаям и устоям общества. Под моралью понимается комплекс общепринятых ценностей и правил поведения, существующих в гражданском и социальном обществе. В этой статье рассмотрим, когда аморальное поведение может повлиять на правоотношения, и в чём оно выражается.

Правовое понятие моральных норм отсутствует в законодательстве РФ. Это создает сложности при квалификации поступков граждан, чьи слова, действия или поведение формально не нарушают закон, однако вызывают общественное порицание. Такое поведение может повлечь дополнительные правовые последствия по закону:

  • статья 81 ТК РФ позволяет уволить сотрудника, чья работа связана с воспитательными функциями, за совершение аморального поступка;
  • по ст. 61 УК РФ, аморальное или противоправное поведение потерпевшего, рассматривается как смягчающее обстоятельства для подсудимого;
  • в иных случаях. предусмотренных ведомственными актами и инструкциями (например, нарушение кодекса моральной этики может повлечь дисциплинарные санкции к судьям, сотрудникам МВД и т.д.).

Так как понятие морали носит оценочный характер, в перечисленных выше случаях нужно доказать, что поведение граждан нарушает указанные нормы.

Прежде всего, особое внимание обращается на надлежащее поведение учителя с воспитанниками (школьниками, студентами и т.д.). Исходя из положений судебной практики, в состав аморальных поступков учителя может включаться:

  • грубые, нецензурные и оскорбительные выражения в адрес учеников, либо высказанные в их присутствии;
  • доказанный факт развратных действий, даже если он не повлек ответственности по нормам КоАП РФ или УК РФ;
  • совершение иных действий, унижающих честь и достоинство воспитанников.

При выявлении указанных фактов, по месту работы проводится служебное расследование. Доказанные случаи аморального поведения дают право уволить учителя по дискредитирующим обстоятельствам – по п.8 ч. 1 ст. 81 ТК РФ. Работник вправе давать свои пояснения при проведении служебного расследования, а также оспаривать увольнение в суде.

В рамках уголовного процесса аморальные действия и поступки потерпевшего могут существенно повлияют на размер санкций для подсудимого.

Для иных категорий граждан нарушение норм морали будет носить дисциплинарный характер. Например, аморальный поступок сотрудника МВД или судьи, подрывает авторитет правоохранительных и судебных органов. Напрямую уволить за такие действия нельзя, однако поступки граждан будут рассматриваться на квалификационных и дисциплинарных комиссиях – последствия могут наступить в форме устного или письменного порицания, предупреждения, ограничений по службе или отказе в продлении полномочий.

Определять аморальность поступков и поведения в каждом случае предстоит индивидуально. Это может быть связано с направлением деятельности граждан, территорией и регионом проживания, статусом свидетелей аморальных действий. Такой оценочный характер аморального поведения дает возможность оспаривать случаи увольнения или применения мер дисциплинарного воздействий.

Примеры безнравственного поведения можно часто встретить в обществе. Наверняка каждый из нас видел подобных личностей в транспорте, магазине, на улице. Частенько можно услышать ругань, увидеть лиц в состоянии алкогольного опьянения, а также тех, кто мусорит на улице. К антиобщественным, безнравственным поступкам относится и шум в квартире, который мешает соседям. Те, кто включает на полную громкость музыку у себя дома, не заботясь об окружающих, также презирает общественные нормы.

Говоря об аморальном поведении, часто имеют в виду безнравственность, разврат. Люди, ведущие подобный образ жизни, нескромны и распущены. Аморальность может проявляться даже в разговорах: нескромных анекдотах, фривольных шутках, издевках, насмешках над окружающими.

Различия в культурных традициях

Понятия аморальности различаются и зависят от разных факторов. Это могут быть национальные, религиозные особенности, а также это понятие меняется со временем. То, что было невозможным 100−200 лет назад, сейчас воспринимается совершенно нормально.

Нравственность и мораль формируются под влиянием семьи и общества. С течением времени многое воспринимается совершенно по-другому, нормы меняются. Если 200 лет назад общение между мужчиной и женщиной вне брака сложно было представить, то сейчас это встречается повсюду и считается абсолютно нормальным.

В современном мире понятие аморальности стало больше относиться к понятиям законности и противоправности. Сейчас уже никто не осудит человека за какой-то вызывающий наряд или личную жизнь, как это было раньше. Но конечно же, остались вечные понятия морали. Как и прежде, считается недопустимым оскорблять человека, издеваться, вести себя в обществе грубо и вызывающе.

В христианском и мусульманском обществе понятия морали также различаются. По исламским законам и сейчас считается аморальным женщине появляться на улице с непокрытой головой и без сопровождения мужчины. Такие различия говорят о том, что понятие морали связано с культурными и религиозными традициями.

Характеристика аморальных личностей

Аморальную личность можно легко узнать не только по поведению, но и по характеру. Таких людей отличает жадность, злость, зависть, чревоугодие. Часто они придерживаются анархических взглядов, отрицают существующие нормы и стараются расшатать устои. Оказываясь в коллективе, аморалы совершенно не заботятся о том, как отразится их поведение на остальных. Они могут громко разговаривать, слушать музыку, плевать на пол и оскорблять окружающих.

Примеры аморального поведения:

  • ненормативная лексика в коллективе;
  • не уступить место в транспорте старикам, детям или беременным женщинам;
  • толкнуть выходящего из автобуса человека, чтобы шел быстрее;
  • пролезть без очереди;
  • бросить окурок на пол.

Причины аморального поведения

Самой частой причиной появления антиобщественного поведения является безнаказанность. Люди не делают замечания лицам, ведущим себя аморально. Происходит это по нескольким причинам: некоторым просто все равно, как ведут себя окружающие, они заняты только собой. Часто бывает, что члены коллектива боятся сделать замечания аморальному человеку, так как он ведет себя агрессивно и представляет собой угрозу для остальных.

Многие примеры аморального поведения не относятся к административным или уголовным правонарушениям, поэтому следить за тем, чтобы их не было — это задача общества. Основы воспитания должны идти из семьи. Именно родители прививают детям нормы поведения в коллективе. Но если ребенок или взрослый повел себя недостойно, то задача окружающих — указать ему на это.

В этой статье вы узнали, про аморальное поведение. Если у вас возникли вопросы и проблемы, требующие участие юристов, то вы можете обратиться за помощью к специалистам информационно-правового портала «Шерлок».

Редактор: Игорь Решетов

Трудовой кодекс предоставляет нанимателю при некоторых исключительных обстоятельствах расторгнуть трудовые отношения с работником в одностороннем порядке, то есть по своей инициативе. Большинство из оснований для увольнения без согласия работающего связано с его негативным поведением, несовместимым с доверительными отношениями в рамках трудового договора. Наряду с иными обстоятельствами законодатель предусмотрел в качестве основания для увольнения совершение некоторыми сотрудниками аморальных поступков.

Трудовой кодекс об аморальном поступке

Трудовое законодательство выделяет совершение аморального поступка в качестве самостоятельной причины для расставания с сотрудниками, предусмотрев его в пункте 8 статьи 81 Трудового кодекса РФ.

Формулировка нормы кодекса предполагает некоторые ограничения в использовании данного основания на практике и ставит перед юристами и кадровиками следующие вопросы:

  • какой поступок считать аморальным;
  • к каким лицам можно применять;
  • что такое поступки совместимые и несовместимые с дальнейшей работой.

Выделение дополнительного основания прекращения работы для педагогических кадров обосновано миссией, возлагаемой обществом на эту категорию работников. Круг обязательств педагогов выходит далеко за пределы обучения и помимо этого включает:

  • следование общепринятым правилам этики и морали;
  • уважение личности обучающегося;
  • развитие различных способностей и положительных качеств характера, стимулирование формирования ценностей и приоритетов;
  • проявлять индивидуальный подход к обучающимся.

Внимание Возлагаемые на педагога задачи требуют от него безупречного поведения на работе и за пределами учреждения.

Что можно считать аморальным поступком или поведением

Важно Понятие аморального поступка является оценочным и не имеет законодательного определения.

Это тот случай, когда руководитель несет ответственность не только за следование букве закона, но и за субъективную оценку того или иного поведения сотрудников.

Если обобщить значение данного слова, предлагаемое толковыми словарями, и соотнести его с современной практикой, можно считать, что аморальный поступок представляет собой поведение (действие, бездействие), противоречащее общепринятым представлениям о нравственности и морали. Оценка должна производиться в контексте конкретного общества и времени, поскольку моральные принципы варьируются в различных странах, религиозных общинах и т.д.

Конкретизируя данное понятие в контексте темы статьи и категории работников, которых можно уволить по пункту 8 статьи 81, попробуем перечислить действия, признаваемые нарушением этических правил:

  • оскорбление и иные действия, унижающие достоинство и честь;
  • бранная речь;
  • насильственные действия, участие в драках и потасовках;
  • непристойное поведение;
  • появление в состоянии явного алкогольного или наркотического опьянения, злоупотребление алкоголем или употребление запрещенных веществ;
  • оказание психологического давления на учеников (воспитанников);
  • действия сексуального характера в отношении учеников (воспитанников), в том числе высказывания на эту тему;
  • действия, переходящие за рамки отношений педагог – ученик (студент, воспитанник);
  • действия, порочащие честь и достоинства коллег, учреждения;
  • любые преступные действия.

Внимание Применение насилия при осуществлении воспитания является также самостоятельным основанием для увольнения, указанным в статье 336 ТК. Выбор конкретной статьи ТК осуществляется руководителем.

До того, как определить поступок как аморальный, необходимо учитывать личность работника, его репутацию, стаж и профессионализм, мотивы и обстоятельства, тяжесть поступка и степень вины.

Внимание Единственным критерием для применения увольнения как самого сурового наказания является несовместимость поступка с продолжением той же деятельности.

Важно определить, какое влияние переход допустимых правил поведения со стороны педагога оказывает на его дальнейшую работу, отношения в коллективе, репутацию учреждения, и, самое главное, на обучающихся.

Так, например, оскорбление в одних обстоятельствах может быть признано аморальным поведением (грубое выражение или речь в присутствии посторонних лиц, сопровождаемое скандалом), а в других – просто получить негативную оценку без последствий (сказанное единожды, без свидетелей, без намерения нанести человеку моральный ущерб или унизить его).

Кого могут уволить за аморальный поступок

Трудовой кодекс ограничивает круг лиц, с которыми можно разорвать рабочие отношения за совершение аморального поступка.

Важно К ним относятся работники, осуществляющие функции воспитания.

Воспитание представляет собой работу по развитию личности, способствующую взращиванию моральных, духовных и нравственных ценностей, а также социализации воспитанника и адаптации его к жизни в условиях общества и семьи.

Воспитание может быть как самостоятельной деятельностью, так и составной частью образования. Из этого следует, что к рассматриваемой категории относятся работники:

  • образовательных учреждений;
  • других организаций, если должностные обязанности лица предусматривают воспитание.

Внимание Для уточнения круга учреждений образования следует обратиться к Федеральному закону от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»(ред. от 27.06.2018).

Законодательство называет следующие категории учреждений:

  • дошкольные организации;
  • общеобразовательные организации;
  • профессиональные организации образования;
  • высшие учебные заведения;
  • организации дополнительного образования (обычного и профессионального).

Важно При этом форма собственности – государственная или частная – не имеет значения.

К лицам, выполняющим работу по воспитанию, относятся воспитатели, учителя, преподаватели, тренера, руководители кружков и секций, мастера производственного обучения. Лица из числа руководящих работников (заведующий кафедрой, директор, декан и т.д.) также могут попадать в эту категорию, если их обязанности предусматривают воспитательную работу.

В любом случае, независимо от вида организации, до решения вопроса о применения рассматриваемого основания необходимо проанализировать положения должностной инструкции и убедиться в том, что воспитание входит в непосредственные обязанности работника.

Информация Кроме того, увольнение по данному основанию допускается вне зависимости от того, где был совершен противоречащий принципам морали и нравственности поступок – по месту работы или вне его.

В рамках вопроса о том, к кому можно применить пункт 8 статьи 81 целесообразно отметить также и лиц, которых нельзя уволить за аморальный поступок. Не получится расторгнуть договор с сотрудниками, которые находятся:

  • на больничном (включая беременных);
  • в отпуске (включая работников в декретном отпуске).

Порядок увольнения за аморальный поступок

Во избежание судебных споров руководству следует позаботиться о точном соблюдении не только материальных, но и процессуальных правил увольнения сотрудника за совершение им аморального действия.

Порядок действий зависит от того, где был совершен проступок.

Увольнение за аморальное поведение на работе и при исполнении должностных обязанностей

Аморальное поведение на работе является дисциплинарным проступком, а поэтому обязательно влечет применение взыскания в соответствии со статьей 193 ТК.

Важно Увольнение в данном случае является самим строгим взысканием.

Пошаговый порядок увольнения за антинравственное поведение на работе предполагает следующие обязательные действия:

  1. фиксация факта аморального поступка. Процедура инициируется составлением докладной записки на имя руководителя или акта, уведомляющего о действиях работника, оцениваемых как аморальных. Поводом для увольнения может стать также жалоба обучающегося, его родителей или иных лиц;
  2. получение в срок не позднее двух дней объяснений от провинившегося сотрудника. Если он всячески уклоняется, необходимо составить акт об отказе;
  3. формирование комиссии для проведения служебного расследования;
  4. проведение проверки по изложенным в документах фактам;
  5. составление акта о результатах проверки и принятие решение об увольнении в случае подтверждения факта аморального поступка и невозможности продолжения трудовых отношений с учетом характера поступка. Работника необходимо ознакомить с документом;
  6. издание приказа о привлечении работника к дисциплинарной ответственности в виде увольнения.В документе должно быть указано, какой именно поступок имел место. Некоторые специалисты по трудовому праву считают, что необходимо составлять два приказа: приказ о привлечении к дисциплинарной ответственности и приказ об увольнении за совершение аморального поступка; Дополнительно На практике такой подход не получил широкого распространения и поддержки у судебных инстанций.
  7. ознакомление работника с приказом, расчет и выдача трудовой книжки и иных документов при необходимости.

Совершение аморального поступка вне работы

Безнравственное поведение работающего не по месту работы и не в связи со своими обязанностями также дает право нанимателю уволить его по статье 81.

Внимание Важно, чтобы факт такого поведения был доказан. В случае если поступок зафиксирован каким-либо документом уполномоченных органов (например, протокол об административном нарушении), можно обойтись без служебной проверки. В обратном случае нужно произвести работу по сбору доказательств – найти свидетелей, запросить объяснение у провинившегося.

Особенностью прекращения трудовых отношений за аморальное поведение вне стен организации является отсутствие требований по соблюдению статьи 193 ТК и указанных в ней сроках. Виновные действия сотрудника в таком случае не могут считаться дисциплинарным нарушением. Во всем остальном процедура аналогична описанной выше.

Сроки увольнения и отработка

Одним из основных условий порядка увольнения по инициативе руководства является соблюдение сроков, если они предусмотрены законом.

Расторгнуть договор за «антиморальные» действия нужно:

  • в течение одного месяца, если увольнение является дисциплинарным взысканием. Срок считается с момента, когда стало известно о поступке.По общему правилу этот период не включает время болезни и отпуска. Однако даже в случае длительного отсутствия работника по уважительным причинам кодекс устанавливает ограничение срока для увольнения полугодием;
  • до истечения одного года, если поступок имел место не по месту работу.

Запись в трудовой

До выдачи сотруднику трудовой книжки перед работником кадровой службы или иным уполномоченным лицом стоит задача правильного оформления записи об увольнения.

В целом порядок заполнения этого документа регламентирован Постановлением Минтруда России от 10.10.2003 N 69 «Об утверждении Инструкции по заполнению трудовых книжек».

В соответствующих графах указывают по порядку номер записи, дату расторжения договора, причину увольнения, реквизиты приказа об увольнении.

Ключевым моментом является внесение сведений в графу 3 об основании увольнения. Согласно вышеуказанному постановлению формулировка включает причину увольнения в точном соответствии с конкретным пунктом статьи 81 ТК и ссылку на данный пункт.

Например: «Уволен за совершение работником, выполняющим воспитательные функции, аморального проступка, несовместимого с продолжением данной работы, пункт 8 статьи 81 ТК» Внимание Заполненные сведения заверяют подписью уполномоченного работника и печатью учреждения.

Выплаты при прекращении трудового договора за аморальное поведение

Окончательный расчет с увольняемым является обязательной стадией расторжения трудовых отношений. Огромное количество споров инициируется бывшими работниками в связи с неполным или несвоевременным расчетом.

Внимание В случае увольнения из-за виновного поведения сотрудника, как и по любым другим основаниям, не допускаются какие-либо задержки в выдаче полагающихся средств.

Расчет производится в последний день работы. При отсутствии работника в этот день деньги выплачиваются на следующий день после получения от него требования о выплатах.

При увольнении за безнравственность работнику полагаются следующие выплаты:

  • заработок за отработанныйдо увольнения период;
  • компенсация за остаток отпускногопериода.

На выходное пособие или компенсацию работнику рассчитывать не приходится.

«Отработка» при увольнении за аморальное поведение

Законодательство о труде не содержит такое понятие как «отработка» при увольнении. Однако кодексом в некоторых случаях установлено обязательство сотрудника предупредить руководство о своем намерении прекратить работу заблаговременно. В случае ухода по собственному желанию уведомить об этом наниматели необходимо как минимум за две недели, а при увольнении во время испытательного периода – за три дня. Если работа выполняется на основании срочного контракта, то дата увольнения определяется датой окончания контракта или договоренностью между сторонами.

Внимание В случае прекращения трудовых отношений по причине аморального поведения вопрос «отработки» вообще не актуален. Дата увольнения определяется руководителем с учетом обозначенных выше сроков.

И напоследок…

С учетом того, что субъективное мнение играет ключевую роль при увольнении за аморальные действия, в последнее время практике известно немало случаев злоупотребления властью со стороны руководителя при намерении расстаться с «неудобными» кадрами.

Если у бывшего работника есть все основания считать, что увольнение является незаконным, а факт аморального поведения недоказанным, единственным способом защитить себя от произвола руководства является обращение в суд.

Внимание При формировании своей позиции можно ссылаться как на отсутствие или недоказанность анти-нравственных действий, так и на несоблюдение процессуального порядка увольнения.

Если суд посчитает увольнение незаконным, работник может рассчитывать на восстановление в должности, аннулирование записи в трудовой, а также на компенсацию морального вреда после подачи отдельного иска. Только вот остается открытым вопрос о возможности и целесообразности продолжения работы в данной организации…

У вас остались вопросы? Вы задаете вопрос дежурному юристу Юрист анализирует ваш вопрос Юрист связывается с вами Ваш вопрос решен! Приемущества:

  • Полная анонимность
  • Бесплатно
  • Возможность обсудить любые темы, связанные с дарением

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *