Кто имеет право работать учителем в школе?

Ещё недавно поступать в педагогические вузы считалось непрестижным. Но ситуация меняется и последнее время появляется всё большей людей, которые хотят стать учителями. Правда, иногда они осознают это, уже получив высшее образование. «Мел» и «Спасибо от Сбербанка» рассказывают, как осуществить свою мечту и начать работать в школе.

Привет, учитель! Рассылка Для тех, кто работает в школе и очень любит свою профессию

По новому профессиональному стандарту учитель, который работает в государственной школе, должен не только знать предмет, но и уметь бороться с буллингом в коллективе, помогать детям с особенностями развития и владеть новыми технологиями. Для учителей русского языка и математики есть даже дополнительные условия. Но всё-таки без профессионального образования на работу в школу не попасть. Если вы уже окончили другой вуз, но мечтаете о работе учителем, у вас есть три варианта, которые занимают от 6 месяцев до 5 лет.

От 6 до 12 месяцев — краткосрочная переподготовка

Где учат. Например, Алтайский государственный педагогический университет (6-12 месяцев), Российский Университет Дружбы Народов (6 месяцев, 600 академических часов), ФИПКиП (интенсивное обучение — 280 часов или 520 часов с присвоением в квалификации «учитель»).

Вам так не терпится начать работать в школе, что вы не готовы тратить ещё несколько лет на педагогические образование или переподготовку. Ваша цель — стать учителем, а параллельно получать профессиональное образование. Это не самый простой вариант, но и в этом случае решение есть.

Во многих школах, особенно в регионах, педагогов остро не хватает. Если вы хорошо знаете предмет, работали в частной школе, репетитором и у вас есть рекомендации, велик шанс, что вам будут рады. Для начала пойдите в августе на заочную педагогическую переподготовку, а затем принесите в школу справку о начале учёбы. Таким образом, уже в сентябре вы можете начать работать.

Например, если у вас есть высшее медицинское образование, вы можете преподавать биологию или химию. Иногда для этого достаточно поступить на заочную дистанционную переподготовку. В Алтайском педагогическом университете такое обучение стоит 10 тысяч рублей. В Москве аналогичный курс обойдётся в восемь раз дороже.
После окончания гуманитарного факультета устроиться на работу в школу тоже нетрудно. Нужно только понять, какой предмет вы хотели бы вести. Например, выпускникам факультета журналистики проще переобучиться на учителя обществознания. В таком случае подойдёт дистанционное обучение в РУДН (необходимый «минимум» в размере 500 часов с октября по май) стоит 27 тысяч рублей.

По словам учителей, некоторые их коллеги, которых администрация очень хотела взять на работу, получали заветные корочки о дополнительной профессиональной переподготовке за несколько месяцев. Школьная администрация заинтересована в том, чтоб сохранить хорошие кадры, уверены преподаватели.

Если вы окончили мехмат МГУ, скорее всего, вас примут с распростёртыми объятиями и без каких-либо особых условий

Администрация сама порекомендует, что делать в такой ситуации, какие корочки или сертификаты получить. В хороших учебных заведениях молодым учителям всегда помогают старшие коллеги, на уроки часто приходит психолог. Таким образом, даже без серьёзного педагогического образования они получают необходимые педагогические навыки.

2 года — профильная переподготовка

Где учат. Например, Санкт-Петербургская Академия постдипломного педагогического образования, Факультет педагогического образования МГУ.

Не все школы готовы взять на работу учителя только на основании справки о начале учёбы на курсах заочной педагогической переподготовки. Если мечты о школе всё же не дают вам покоя, вы всегда можете получить постдипломное педагогическое образование.

Выпускники Политехнического университета могут стать учителями математики, пройдя специальную переподготовку, которая занимает около 500 часов. Как правило, раз в неделю нужно посещать занятия и периодически ездить на конференции и открытые уроки в школах.

На факультете педагогического образования МГУ занятия проходят в основном очно в вечернее время — по 2-3 пары, обучение занимает два года. Некоторые предметы можно сдавать дистанционно, особенно если преподаватель идёт навстречу и выкладывает материалы в сеть. Поступать на этот факультет лучше в том случае, если вы уже владеете какой-то специальностью. Например, будущий учитель химии после окончания РХТУ им. Д. И. Менделеева вряд ли узнает что-то новое о самом предмете. Зато ему расскажут о методической подготовке, планировании уроков, демонстрационных экспериментах.

От 2 до 5 лет — бакалавриат и магистратура

Где учат. Любой педагогический вуз.

По закону после бакалавриата можно подать документы в магистратуру другого вуза по другой специальности или получить второе высшее. В некоторых случаях — даже бесплатно.

Один из самых известных педвузов страны — Московский педагогический государственный университет — предлагает программы второго высшего образования для бакалавриата и магистратуры. К примеру, стать учителем географии и экологии можно по программе второго высшего за пять лет. Магистратура сократит время на обучение и затраты — ведь учиться всего два года, к тому же можно выбрать и заочное отделение. В таком случае можно попробовать сразу устроиться работать в школу, предоставив справку об учёбе.
Может быть, администрация не разрешит вам сразу вести предмет, но доверит кружки или дополнительные занятия. Частные школы, в отличие от государственных, иногда не так строго относятся к наичию дипломов и корочек: главное — начичие знаний и умение делиться ими с детьми.

«Мел» и «Спасибо от Сбербанка» поздравляют педагогов с Днём учителя. Не забудьте и вы поблагодарить их за всё, что они для вас сделали. Скажите любимым учителям спасибо!

Иногда человек ошибается, в том числе и с выбором жизненного пути. Обычно с этой ошибкой можно что-то сделать: уйти в нужную сферу труда без нужного образования и учиться всему на практике; получить второе высшее и потом уже пойти на новую работу; оставить все как есть и всю жизнь сокрушаться о профессии своей мечты. В нашей статье обсудим именно второй вариант: как переподготовиться на новую работу. В данном случае – работу учителя.

Легко ошибиться с профессией. Ведь как задумано в системе образования? В 16–17 лет нужно выбрать вектор всего жизненного пути. Разве реально сделать осознанный выбор в таком возрасте, практически не имея жизненного опыта? Многие действуют наугад: мол, пересижу в вузе 4–7 лет, получу какую-никакую специальность и диплом о высшем образовании, а дальше буду действовать по обстоятельствам. При таком подходе издержки неизбежны. Достаточно вспомнить, как мало вузовских выпускников работает по своей прямой специальности: или трудятся в смежной области, или вообще в профессии, которая ничего общего с полученным дипломом не имеет.

Одних ситуация устраивает, другие задумываются о том, чтобы поле деятельности сменить. Допустим, вы себя узнали во второй категории. И допустим, что уйти с нынешней работы вы хотите не абы куда, а в школу. Что делать в этом случае? Все зависит от уже имеющегося у вас образования.

Так можно все-таки или нет?

Казалось бы, чего проще? Хочешь работать в школе – получай высшее педагогическое образование и вперед, к детям! Но понятно, что процесс этот непростой: кто-то не тянет второе высшее финансово, кому-то жаль терять несколько лет на учебу и откладывать вступление в должность. Поэтому первый вопрос звучит так: а можно ли человеку без педобразования работать в школе? Ответы – даже юристами и педагогами – даются противоположные.

Поэтому обратимся к самому надежному источнику – российскому законодательству. Требования о квалификации учителя зафиксированы в Приказе Минтруда и соцзащиты РФ от 18.10.2013 года № 544н «Об утверждении профессионального стандарта “Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, среднего общего, основного общего образования) (воспитатель, учитель)”»: «Требования к образованию и обучению: высшее образование или среднее профессиональное образование в рамках укрупненных групп направлений подготовки высшего образования и специальностей среднего профессионального образования “Образование и педагогические науки” или в области, соответствующей преподаваемому предмету (с последующей профессиональной переподготовкой по профилю педагогической деятельности), либо высшее образование или среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование по направлению деятельности в образовательной организации».

Т. е. чтобы работать в школе, совсем не обязательно иметь высшее педобразование: можно преподавать учебные дисциплины, смежные с вашей нынешней специальностью. Экономист может стать учителем математики, юрист – учителем истории и обществознания, врач – учителем химии или биологии, переводчику доверят преподавать иностранный язык, а спортсмену – физкультуру.

В Приказе некогда существовавшего Минздрава и соцразвития РФ от 26.08.2010 года № 761н «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих», в разделе «Квалификационные характеристики должностей работников образования» сказано об учителях: «Требования к квалификации: высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование по направлению подготовки “Образование и педагогика” либо высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование по направлению подготовки “Образование и педагогика” без предъявления требований к стажу работы». В соответствии со ст. 12 ФЗ от 29.12.2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в РФ» дополнительными профессиональными программами являются программы повышения квалификации и программы профессиональной переподготовки. В соответствии со ст. 76 того же ФЗ № 273 дополнительное профобразование можно получить с помощью программ повышения квалификации и профессиональной переподготовки. О них и расскажем.

Вариант 1: высшее образование

Самый затратный по времени и деньгам, но самый надежный способ переподготовиться на учителя – получить высшее педагогическое образование.

Сделать это можно в любом педвузе. В соответствии со ст. 69 закона об образовании после бакалавриата разрешено подавать документы в магистратуру любого вуза, в том числе и по другой специальности. Никто не мешает перевестись в педагогический. Московский педагогический государственный университет предлагает программы второго высшего для обладателей дипломов бакалавра и магистра. Учиться в магистратуре предстоит два года. По программе бакалавриата это займет 4–5 лет. Предусмотрены очное, очно-заочное и заочное обучение. Поступить в МПГУ можно и на бюджет.

В Московском государственном областном университете получить второе высшее образование можно на заочном отделении за 3,5–4 года (бакалавриат) или за 2 года (магистратура), в том числе и на бюджете.

Вариант 2: курсы

Курсы переподготовки существуют по всей стране.

Федеральный институт повышения квалификации и переподготовки в Москве предлагает интенсивную программу переподготовки объемом 280–520 часов (1,5–3,5 месяца). После ее прохождения получите квалификацию «учитель».

Российский университет дружбы народов в Москве организует курсы длительностью 6 месяцев (600 часов). Очно-заочная программа рассчитана на учителей начальной и средней школы без педобразования. Есть среди программ дополнительного профобразования в РУДН и более узкие специализации. Объем от 260 до 1 400 часов – зависит от того, какой предмет хотите преподавать.

Алтайский государственный педагогический университет в Барнауле предлагает обучение на очно-заочных курсах продолжительностью 6–12 месяцев и объемом от 280 до 1 100 часов.

Амурский областной институт развития образования поможет освоить очно-заочную программу профпереподготовки объемом 256–360 часов.

Можно обратиться в Санкт-Петербургскую академию постдипломного педагогического образования. Если вы владеете английским на уровне не ниже В1 и имеете высшее непедагогическое образование, то за 516 часов очно-заочного обучения станете дипломированным учителем английского. А для будущих преподавателей математики или физкультуры обучение здесь лишь очное. Потенциальным учителям русского языка проще: очно-заочные курсы у них длятся 252 часа. Те, кто хочет стать преподавателем информатики или физики, должны пройти 252 часа очной подготовки.

Факультет педагогического образования Московского государственного университета им. Ломоносова организует очно-заочные курсы объемом 1 404 часа и длительностью 1–2 года.

Институт непрерывного образования Московского государственного педагогического университета предлагает программы профподготовки. Объем подготовки и там, и там составляет 504 часа.

Плюс заочных курсов в том, что они дают (пусть и не на 100 %) возможность сразу начать работу учителем. Для этого нужно поступить на курсы переподготовки и принести в школу справку о начале обучения. Если в школе дефицит кадров по вашей специальности, администрация может взять вас на работу.

Важно: какие бы курсы (очные или заочные) вы ни выбрали, документ о высшем образовании для работы в школе обязателен.

Немного об аттестации

Подготовительные этапы пройдены, вы работаете в школе, можно наконец-то выдохнуть. Не тут-то было. Жизнь наших педагогов полна сложностей, и одна из них – аттестация.

Уже на будущий год она будет делиться на добровольную и обязательную. Обязательная предназначена для молодых специалистов и задумана как пропуск в профессию. Спустя два года учитель аттестуется на соответствие занимаемой должности и подтверждает его каждые пять лет.

Чтобы учитель прошел обязательную аттестацию, работодатель подает на него представление, с которым знакомит педагога под роспись (хотя бы за месяц до начала испытания). В этот же срок администрация школы сообщает учителю о дате и месте прохождения аттестации. Экзамен состоит из письменных вопросов или компьютерного теста, чтобы определить уровень вашего владения профессиональными методиками преподавания и воспитательной работы.

Добровольная аттестация нужна для получения первой или высшей категории. Заявление учитель подает самостоятельно. Участвовать в аттестации могут и те, кто отработал в школе менее двух лет. Экспертная комиссия оценивает профессиональное портфолио педагога. Важно, что речь при этом идет о повышении категории не как преподавателя конкретного предмета, а касательно должности учителя вообще. Поэтому если вы преподаете, скажем, и физику, и математику, может указывать свои профессиональные достижения по обоим предметам (хотя это специализации разные). Если учитель хочет присутствовать при экспертизе, он указывает об этом в заявлении.

Подробнее о новых правилах аттестации мы рассказывали .

Артур Колесов 4480 4 года назад Дважды лауреат премии Президента РФ, вечный студент-юрист, эксперт TheQuestion в сфере юриспруденции и образования Пользователю можно задать вопрос

Письмом Минобрнауки России от 10 августа 2015 года № 08-1240 <О квалификационных требованиях к педагогическим работникам организаций, реализующих программы дошкольного и общего образования> разъяснено, в частности, следующее.

В соответствии с частью 1 статьи 46 Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» право на занятие педагогической деятельностью имеют лица, имеющие среднее профессиональное или высшее образование и отвечающие квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках, и (или) профессиональным стандартам.

В настоящее время подлежит применению Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих (раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования»), утвержденный приказом Минздравсоцразвития России от 26 августа 2010 года № 761н (далее — справочник). С 1 января 2017 года в аналогичных целях будет применяться профессиональный стандарт «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)», утвержденный приказом Минтруда России от 18 октября 2013 года № 544н (далее — стандарт).

И справочник, и стандарт устанавливают, что лицо, претендующее на должность учителя, должно иметь высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование по направлению подготовки «Образование и педагогика» или в области, соответствующей преподаваемому предмету, без предъявления требований к стажу работы либо высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование по направлению деятельности в образовательной организации без предъявления требований к стажу работы.

Таким образом, согласно указанным выше нормативным правовым актам и разъяснениям к ним следует считать, что лица, имеющие, например, высшее профессиональное образование по направлению подготовки «Образование и педагогика» (квалификации — «Филолог. Преподаватель русского языка и литературы», «Историк. Преподаватель истории» и т.д.) и (или) в области, соответствующей преподаваемому предмету (специальности — «Русский язык и литература», «История» и т.д.), отвечают квалификационным требованиям, предъявляемым соответственно к учителям русского языка и литературы, учителям истории и обществознания и т.д.

Кроме того, необходимо учитывать, что отсутствие у педагогического работника образования по профилю работы (по направлению подготовки) само по себе не может являться основанием для признания педагогического работника не соответствующим занимаемой должности при его аттестации, если представление работодателя, на основании которого аттестационная комиссия выносит решение, содержит положительную мотивированную всестороннюю и объективную оценку профессиональных, деловых качеств, результатов профессиональной деятельности педагогического работника по выполнению обязанностей, возложенных на него трудовым договором.

Таким образом, вы вполне можете стать учителем в школе, а вот чего — зависит от полученной специальности. Кроме того, в процессе работы вы, скорее всего, сможете пройти профессиональную переподготовку, то есть, грубо говоря, переучиться на учителя по другому предмету. К примеру, у меня в школе половина учителей имели дипломы классического университета, и мне они почему-то импонировали больше, но это сугубо имхо.

Артур Колесовотвечает на ваши вопросы в своейПрямой линии 14 -2

При получении услуги нам хочется гарантий, что они были исполнены профессионалами. Образовательные услуги, особенно для детей, не составляют исключения. Нынче можно услышать различные мнения по поводу «правильности» или «неправильности» работы учителей, не прошедших специального обучения.

В школах крупных городов строго и очень формально относятся к наличию педагогического образования. В то же время в сельских и районных школах порой сложно найти дипломированного специалиста по некоторым предметам. И все же педагогическое образование для учителей обязательно. По закону педагог – «лицо, претендующее на должность учителя, должно иметь высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование по направлению подготовки «Образование и педагогика» или в области, соответствующей преподаваемому предмету».

Сколько учителей имеют диплом?

По статистическим данным 2002 года, в городских школах Российской Федерации 60,3 % учителей 1–4-х классов имели высшее образование, а в 5–12-х (11-х) классах — 94,1 %. В сельских школах процент педагогов с дипломами соответственно составлял 41,9 % и 87,8 %.

За полтора прошедших десятилетия в российских школах стала ощущаться нехватка педагогов: большинство выпускников педагогических вузов работают не по специальности. По данным опроса ОНФ (Общероссийского народного фронта), проведенного в 2018 году в 82 регионах страны, выяснилось, что перед некоторыми руководителями образовательных учреждений стоит задача латания кадровых «дыр». Например, в 37 % школ страны не хватает учителей по 1–3 предметам, в 8 % – по 4–5 предметам, в 3 % – по 5–10 предметам, а в 0,3 % школах – по более чем 10 предметам. Как следствие, в таких учреждениях учителя ведут уроки по нескольким предметам, заменяя отсутствующих коллег. При этом педагоги сами говорят, что на таких занятиях читают учебник вслух, и на качестве восприятия знаний акцент не ставится.

По данным статистики, больше всего российские школы нуждаются в учителях математики (44 % школ), на втором месте по дефицитным специальностям находятся преподаватели иностранного языка (38 % школ), а также русского языка и литературы (30 % школ). Кроме того, в 26 % образовательных учреждений РФ отсутствуют педагоги начального образования, в 21 % – преподаватели физики, в 15 % – учителя химии. Наконец, 14 % школ нуждаются в историках. При этом учителями по физкультуре и по ОБЖ российские школы укомплектованы полностью.

Может ли человек без педагогического образования устроиться на работу в образовательную организацию?

По мнению преподавателя математики из Рязани Марии Васильевны Никоновой, такое случается. Разумеется, с ведома директора школы. Например, одна ее бывшая коллега окончила еще в советскую эпоху радиотехнический институт. Позднее ее взяли преподавателем информатики без педагогического диплома, т. к. в то время учителя в этой сфере были редкостью. За многолетнюю успешную карьеру никто у нее не требовал документальных подтверждений. Сейчас она по-прежнему работает преподавателем информатики, уже в московской школе. Отмечу, что на вопрос, может ли в школе работать учителем человек без высшего педагогического образования (у работника высшее техническое), юрист однозначно ответит «нет».

По словам Марии Васильевны, если посмотреть в школах районных центров Рязанской области, там работает достаточно много учителей без дипломов по причине нехватки специалистов. Учитель математики утверждает, что этот факт особо не скрывается и никем не осуждается.

Плюсы таких допущений в том, что дети получают знания, — это лучше, чем прочерк в аттестате по данному предмету. При этом среди таких учителей зачастую можно встретить энтузиастов своего дела, по-настоящему любящих свой предмет и работу с детьми.

Минусы заключаются в нехватке у некоторых учителей знания особых профессиональных тонкостей. Общие положения по психологии и педагогике, которые преподают в вузе, вполне можно добрать самостоятельно. А с методикой преподавания предмета дело обстоит иначе. Например, в педагогическом институте будущим математикам объясняется, как правильно ученикам рассказать правила равенства треугольника, какие задачи надо решать перед разбором темы, в какой последовательности и даже в каком количестве.

Учителя из регионов России не очень критически относятся к отсутствию документа об окончании педагогического вуза. Причин на то несколько. Во-первых, все формальности решаются руководством еще до поступления на работу, и при необходимости учитывается опыт предыдущей работы. Во-вторых, все учителя каждые пять лет проходят аттестацию, подтверждая (или нет) уровень своей квалификации. Кроме того, все работающие педагоги раз в два-три года проходят в обязательном порядке курсы повышения квалификации. Наконец, при желании и сильной мотивации талантливый человек может самостоятельно получить недостающие знания – в Сети можно найти огромное количество методической литературы.

По мнению педагога и родителя Ларисы Аликовой, практически все методические приемы, умения, навыки по педагогике и психологии для работы в школе осваиваются по экспресс-программе за 3–4 месяца по направлению школ или в индивидуальном порядке. Бывает и так, что детям более интересно слушать историка-исследователя и журналиста со специализацией по истории, чем кадрового учителя истории. Или хороший инженер может рассказать просто и очень интересно, как работают бытовые приборы. У него имеется больше практического опыта работы, чем у школьного физика. Наконец, учителя без педагогического образования, но с мотивацией и практическим опытом могут вести уроки более интересно, чем обладатели дипломов, все время заглядывающие в свои конспекты. И дети всегда отличают стремление обучить предмету от желания лишь зарабатывать деньги.

При этом очень важен тот факт, что если учитель без диплома осознанно совершил выбор профессии педагога, то со временем ему необходимо получить образование. Сейчас возможностей для этого предостаточно: очная, заочная, дистанционная форма обучения (как за свой счет, так и в рамках бюджета). И как минимум стоит пройти курсы переподготовки учителей – 72, а лучше 144 часа. Инициатива в таком деле будет руководством только приветствоваться.

Что думают родители?

Родители (особенно вдали от Москвы и других крупных городов) с пониманием относятся к трудоустройству учителей без педагогического образования. Существует и другая категория родителей, требующих наличия специального образования и диплома. Например, в одной школе в Чите работает математик без педагогического образования. Часть родителей хотят сменить учителя, они обратились к юристу с вопросом, законны ли их требования, и получили ответ: «Да, родители вправе обратиться с соответствующим заявлением к директору школы либо в управление образования, чтобы разобрались. Из любой ситуации всегда можно найти выход». По закону, как отвечает юрисконсульт, «этот гражданин вообще не имеет права работать в школе, он не соответствует требованиям, предъявляемым к должности учителя математики». Можно поступить и таким образом, однако в реальности у детей (особенно в глубинке) будут отсутствовать уроки по математике.

Иногда от родителей поступают жалобы такого рода: «Какие меры должен предпринять прокурор, если в школе работают учителя, не имеющие педагогического образования и совершившие поступки, несовместимые с педагогической деятельностью?». Примечательно то, что из органов прокуратуры приходят ответы: «Максимум, что может сделать, это внести представление в отдел образования администрации района либо области об устранении препятствий в нарушении закона», «Если выявлены нарушения при проведении проверки, то прокурор может принять меры прокурорского реагирования в виде представления об устранении нарушений». При этом акцент на факте «учителя без педагогического образования» особенно не ставится. Впрочем, если поступки, несовместимые с педагогической деятельностью, совершит учитель, имеющий педагогическое образование, он также не останется безнаказанным. Понятно, что в таких случаях обсуждается вовсе не наличие педагогического образования у школьных учителей.

Профстандарт педагога

В связи с вступлением в силу 1 января 2017 года профессионального стандарта педагога для некоторых сотрудников образовательных учреждений формальности стали иметь решающее значение. К примеру, Павлу Трофимовичу Кузнецову, учителю технологии в ярославской школе, проработавшему более 20 лет без педагогического образования, отказали в праве доработать 2016–2017 учебный год. Дело в том, что Павел Трофимович отказался получить педагогическое образование, и с 01.01.2017 стало считаться, что он не соответствует занимаемой должности.

Что говорят юристы?

Учительница из Пензы рассказала историю своей коллеги: «У нас в школе работает преподавателем физической культуры Алевтина Павловна Киреева, без педагогического образования. По первому диплому она юрист, получила образование дистанционно. При этом Алевтина прошла переподготовку более 500 часов, дистанционно онлайн за три месяца. Она проработала у нас три года, теперь возник вопрос: может ли такой сотрудник работать педагогом в школе? От юристов было получено три ответа:

  1. Нет, не может. Для этого нужно иметь профильное педагогическое образование по направлению подготовки «Образование и педагогика» или в области, соответствующей преподаваемому предмету. Это противоречит требованиям профессиональных стандартов в части образования (ст. 195.1, 195.3 ТК РФ). Дистанционная подготовка здесь не поможет.
  2. В соответствии с ФЗ «Об образовании в РФ» (ст. 46) право на занятие педагогической деятельностью имеют лица, имеющие среднее профессиональное или высшее образование и отвечающие квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках, и (или) профессиональным стандартам. Если его диплом соответствует этим квалификациям, то он может работать педагогом.
  3. Имеет право работать. Согласно ст. 46 ФЗ «Об образовании в РФ» право на занятие педагогической деятельностью имеют лица, имеющие среднее профессиональное или высшее образование и отвечающие квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках, и (или) профессиональным стандартам. Как нетрудно заметить, иметь педагогическое образование совсем не обязательно. Достаточно иметь среднее профессиональное образование (любое, заметьте) и пройти соответствующие курсы повышения квалификации, которые в настоящее время можно просто купить. И вот вы уже педагог. В России без педагогического образования работают тысячи, если не десятки тысяч людей. В нашем городе, например, их по меньшей мере 300 человек».

В то же время, по свидетельству учителя Ильи Максимова, его знакомому, мастеру спорта без педагогического образования отказали в праве работать в спортивной школе в Барнауле.

Как бы ни сложились обстоятельства с кадрами в школе или в профессиональной карьере, всеобщим правилом и нормой в России должны быть учителя с педагогическим образованием. Отсутствие такового должно быть действительно редким исключением.

Знание законов пригодится в жизни каждому, но если это становится профессией, то надо разбираться в вопросах права. Юриспруденция делится на специализации и с юридическим образованием можно работать где угодно. Профессионал любой отрасли права может занять должность в правовой сфере.

Кем можно работать с юридическим образованием

Юристы были и остаются востребованными во всех областях жизни. Поток студентов в высшие учебные заведения, связанные с правоведением, не уменьшается. По окончанию ВУЗа перед каждым встает вопрос: куда пойти работать. Специальностей, связанных с юриспруденцией, много. Каждая специфична, но требует стабильных правовых знаний.

Судебный эксперт

Судебный эксперт – это специалист, обладающий юридическими знаниями

Несмотря на то, что судебный эксперт относится к юридическим специальностям, образование для работы требуется медицинское. В функциональные обязанности входит: сбор и анализ улик, осмотр мест преступления, исследование и вынесение вердикта. Узкопрофильным работникам достаточно средне-специальное образование. Чтобы стать судебным экспертом, оканчивается ВУЗ.

Молодые специалисты работают в условиях лаборатории или на месте преступления. Профессионалы владеют инструментами и знаниями по проведению экспертиз. Судебные эксперты трудятся в государственных правоохранительных структурах. Работа во фрилансе в полном понимании невозможна.

Заработная плата судебного эксперта в среднем по стране составляет 50000 рублей.

Эксперт-криминалист может получить экономическое, медицинское или техническое высшее образование, но не судебный эксперт. Таких профессионалов готовят Московский университет МВД России, Санкт-Петербургский университет МВД России, Саратовский институт МВД России и Волгоградская академия МВД России.

Диплом получают очно и дистанционно, но первый вариант предпочтительнее. Судебные эксперты имеют узкую специализацию: судебно-речеведческая экспертиза, судебно-экономическая экспертиза и другие.

Юрист

Профессия подходит тем, кого интересует право и обществознание

Всех представителей профессии, связанных с правоведением, называют юристами. К этой категории относятся: адвокаты, прокуроры, судьи, следователи. Юрист – древняя профессия. Молодежь работает в следственных комитетах, адвокатских конторах, прокуратуре, нотариальных конторах и детективных агентствах. Начинать трудиться приходится со стажеров и помощников, чтобы набраться опыта.

В юриспруденции нужно тесное общение с клиентами, поэтому фриланс в полной мере невозможен. Юристы проводят консультации онлайн. Можно заниматься копирайтингом по соответствующей тематике, частной практикой.

Средняя заработная плата по стране колеблется от 30 до 150 тысяч рублей.

Профессия подразделяется на спецификации:

  • прокурор;
  • судья;
  • адвокат;
  • следователь;
  • юрисконсульт;
  • юрист-международник.

В ВУЗах крупных городов страны есть факультеты юриспруденции. Студенты отправляются учиться в столичный регион или остаются по месту жительства. Лучшие вузы МГУ, Университет Баумана, Университет Губкина, Университет Плеханова и Университет МИД России.

Возможно получить диплом после дистанционного обучения. Есть перспектива карьерного роста после нескольких лет работы.

Преподаватель права

Обучать детей правовым нормам государства призван преподаватель права

Эта профессия также применима в средне-специальных и высших учебных заведениях. Для тех, кто хочет поступать в вузы, связанные с юриспруденцией, изучение права обязательно. В функциональные обязанности преподавателя входит изучение особенностей учащихся, создание мотивации для обучения и совершенствование учебного процесса.

Молодежь приходит работать в школы, колледжи, лицеи в зависимости от полученного образования.

Средняя заработная плата по стране составляет 20000 рублей.

Чтобы получить образование, нужен вуз с факультом «История и право». В стране много педагогических высших учебных заведений. Возможно дистанционное получение образования. Дополнительно можно узнать, какие еще правовые профессии существуют.

Преподавателями училищ и институтов могут стать практикующие юристы: прокуроры, адвокаты, нотариусы. Многие правоведы занимаются научной деятельность. Они совмещают практику с преподаванием в вузах. Возможна работа во фрилансе. В настоящее время много онлайн-курсов по всем направлениям, в том числе и по праву.

Медиатор

Медиатор – это профессиональный посредник, выступающий третьей стороной при разрешении спора и помогающий оппонентам достигнуть соглашения

Специалист по досудебному разбирательству – медиатор. Он способствует урегулированию споров между сторонами в экономических, семейных или трудовых конфликтах. Государственный служащий не может выполнять функции медиатора. Только независимый специалист допускается к процессу урегулирования споров. Обычно, процедура должна закончиться в шестидневный срок.

В функции медиатора входит встречи с конфликтующими сторонами и переговоры и разрешения споров.

Плата за услуги прописывается в договоре. Должность некоммерческая, но оплата труда не обусловлена определенной суммой.

Молодой специалист может работать индивидуально или устроиться в соответствующую компанию. Сейчас рынок труда по профессия недостаточно широкий. Для урегулирования конфликтов в суде к работе привлекаются только профессионалы, имеющие соответствующее образование. Медиаторы являются тонкими психологами, поэтому легко могут сменить специальность. Возможна работа во фрилансе для поиска клиентов.

Медиаторы, работающие в компаниях и корпорациях, обычно имеют фиксированный оклад.

Диапазон зарплат медиаторов — от 65 000 до 175 000 руб.

Получить образование по профессии предлагают вузы МГУ, Университет Плеханова и Университет МИД России.

Возможно дистанционное обучение. Курс состоит из 4-5 лет, в зависимости от ВУЗа. Непрофессиональные медиаторы могут не иметь юридического образования. Для них отсутствуют перспективы карьерного роста и возможность официально трудоустроиться по специальности.

Патентный поверенный

Пате́нтный пове́ренный – это лицо, профессией которого является оказание юридической помощи в области патентного права физическим лицам и юридическим лицам, в том числе оказание защиты их интересов и прав в суде

Патентный поверенный осуществляет контакт между государственными органами и доверителем. В его функциональные обязанности входит: не допустить посягательства третьих лиц на частную интеллектуальную собственность.

Патентный доверенный занимается частными консультациями, исследованием и анализом документов, представлением интересов доверителей в государственных органах и судебных инстанциях и экспертизой документов.

Чтобы устроиться на работу в патентную фирму, бюро или компанию, надо получить высшее образование. Есть возможность заниматься частной практикой и фрилансем. При приеме на работу требуют сдать квалификационный экзамен. Образование можно получить в лучших вузах страны Университет Баумана, Университет Плеханова и Университет Губкина.

Возможно дистанционное обучение. Если молодой специалист работает самостоятельно, то доход нерегулярный, но ставки выше. Сотрудничество с компанией предлагает устойчивую ставку.

В среднем по стране заработная плата составляет 60000 рублей, в столичном регионе она достигает 100000.

Работа в компании дает возможность карьерного роста от исполнителя до начальника управления. Те, кто трудится самостоятельно, со временем открывают свое агентство, если дела идут хорошо.

Адвокат

Самым независимым участником судебного процесса считается адвокат

Профессионал выполняет защиту физических и юридических лиц. Функциональные обязанности адвоката: защищать законные права клиентов. Профессия многогранная. Адвокат консультирует в частном порядке, занимается преподаванием, научными проектами. Ведутсобственную практику или работают в конторе. Молодежь подтверждает профессионализм квалификационными экзаменами.

Адвокаты имеют специализацию: уголовную, административную, экономическую. Они не совмещают работу с государственной службой, так как остаются независимыми. Заработная плата состоит из гонораров от клиента. Если адвокат назначается государством, то получает деньги из казны.

Получить профессию предлагают юридические ВУЗы. Высшие учебные заведения в стране по специальности МГУ, Университет Плеханова и Университет Губкина.

Заработная плата в среднем составляет 80000, в столичном регионе до 150000 рублей.

Факультет по специализации юриспруденция дает возможность заняться любимым делом. Надо также получить документ о вступление в коллегию адвокатов. Переквалифицироваться могут прокуроры, судьи, следователи. Надо пройти квалификационный экзамен. Работа во фрилансе невозможна, только на уровне консультации.

Детектив

Детекти́в, сыщик — специалист по расследованию уголовных преступлений; агент сыскной полиции

Занимается сыскным делом – детектив. Эта профессия аналогична работе следователя в государственном учреждении. Работник обладает аналитическим мышлением, знает законы страны. У следователя есть такие полномочия, как: ношение оружия, установка прослушки. Детектив не имеет таких привилегий. Чтобы заняться частной практикой, нужна лицензия.

В профессии молодежь не сразу находит клиентов. Надо начинать трудовую деятельность с агентства в качестве помощника. Детективами становятся профессиональные следователи с большим опытом работы. Возможно сотрудничество с клиентами по средствам фриланса. Удаленная работа невозможна, так как нужен контакт с объектами расследования.

Получить образование предлагают такие вузы, как МГУ, Университет Плеханова, Университет «Высшая школа экономики» и Государственный университет управления.

Возможно приобрести профессию дистанционно. Заработная плата детектива зависит от его востребованности.

В среднем она может составлять от 50 до 80 тысяч рублей.

Представители профессии локализуются в больших городах. Частная деятельность обязательно сертифицируется государственными органами.

Арбитражный управляющий

Специалист по реализации антикризисной практики работает в саморегулируемой организации, выполняющей банкротство частных предприятий и юридических лиц

Арбитражный управляющий может заниматься другой деятельностью, но она не должна препятствовать выполнению прямых обязанностей. В функционал специалиста входят знакомство с документацией, выявление правонарушений, составление бумаг и отчетов по делам должника, признание банкротства предприятия и хранение тайны проводимых действий.

Если арбитражный управляющий ненадлежащим образом выполняет свои обязанности, он подвергается дисквалификации и может быть привлечен к ответственности. Молодому специалисту надо иметь стаж работы, в том числе на руководящей должности не менее одного года, а также пройти шестимесячную стажировку. Арбитражный управляющий занимается частной практикой при учете членства в саморегулируемой организации.

Получить образование можно в лучших вузах страны Университет Баумана, Университет Плеханова и Университет Губкина.

Возможно дистанционное получение юридического образование.

Заработная плата в среднем по стране составляет 70000, а в столичном регионе – 90000 рублей.

Арбитражный управляющий работает с документацией, но чистый фриланс невозможен. Карьерный рост тоже не предвидится, но есть возможность вести частную практику.

Судья

Одна из самых ответственных профессий не только в юриспруденции, но и в жизни – это судья

Представители ее наделены неприкосновенностью, которая снимается только под гнетом неоспоримых обвинений. Судья – лицо неподотчетное государственным органам. Он руководствуется в своей деятельности только Конституцией и Законом.

В функции судьи входит широкий спектр обязанностей:

  • анализ правовых доказательств по делам в судебном процессе;
  • каждый работник специализируется на определенной категории дел;
  • сотрудник не только решает правовые вопросы, но и производственные, руководит коллективом и набирает сотрудников;
  • закреплен за определенным районом города или регионом;
  • проводит консультации среди населения.

Чтобы получить профессию, надо получить высшее образование в направлении юриспруденции и правового обеспечения национальной безопасности. Лучшими вузами в стране считаются Университет нефти и газа имени Губкина, МГУ, Университет Плеханова и Московский государственный институт международных отношений (университет) МИД России.

Возможно дистанционное обучение. Также есть курсы повышения квалификации и профессиональные экзамены.

Заработная плата в среднем составляет 25000 рублей. По столичному региону 36000.

Должность судьи считается престижной. Есть перспективы карьерного роста от мирового судьи до арбитражного. Работа во фрилансе для судьи невозможна, так как он должен присутствовать на каждом заседании.

Нотариус

Профессия нотариуса сегодня считается одной из наиболее престижных и популярных

Ведет работу с документацией в интересах граждан: занимается делами наследования и права собственности. Нотариус проводит нотариальные действия в интересах клиентов, как государственный представитель. У исполнителя есть ряд прав и обязанностей:

  • сохранение нотариальной тайны;
  • консультация и составление документов;
  • не может играть роль посредника во время сделок;
  • имеет право заниматься научными проектами;
  • у каждого специалиста есть печать, штамп, бланки для ведения документации.

Нотариусы работают в специальных канторах. Могут заниматься частной практикой. Возможна работа во фрилансе. Чтобы трудоустроиться, необходимо получить высшее образование. вузы, предлагающие обучение по специальности Университет «Высшая школа экономики», Государственный университет управления, Университет Губкина и МГУ.

Заработная плата в среднем по стране составляет 50000, в столичном регионе – 80000 рублей.

Возможно дистанционное обучение. Чтобы получить должность в конторе, надо пройти стажировку, сдать экзамен на квалификацию и получить лицензию. Постоянным местом работы являются государственные и частные конторы. Карьерного роста в нотариальной деятельности нет, но есть возможность заниматься частной практикой.

Прокурор

Профессия прокурора появилась еще в Древнем Риме, когда формировалась система работы суда

Представляет государственное обвинение в суде – прокурор. Это профессиональный юрист с соответствующим образованием. Прокурор следит за соблюдением законности во всех сферах жизни. Он не может быть частным лицом. Прокуратура – надзорно-следственный аппарат. Ее специалисты совершают проверки и выявляют нарушения. Функции прокурора — поддерживать государственное обвинение во время судебных заседаний, предъявлять доказательства, аргументы и документы, надзирать за соблюдением законодательства страны во всех сферах и участие в законотворческой деятельности.

Молодой специалист устраивается на работу в юридические органы. Прокурор – это должность. Ее необходимо заслужить в сопутствующих организациях. Прокурором может стать следователь или помощник прокурора. Работа во фрилансе невозможна.

Получить образование предлагают лучшие вузы Государственный университет управления, Университет «Высшая школа экономики» и Университет им. Плеханова.

Чтобы стать прокурором, надо окончить факультет юриспруденции. Возможно дистанционное обучение. Для службы в военной прокуратуре, надо отучиться в военном ВУЗе.

Заработная плата в среднем по стране составляет 60000 рублей, в столичном регионе – 80000.

Возможен карьерный рост. Прокуратура имеет иерархическую структуру. На верху ее находится Генеральная прокуратура РФ.

Следователь

Работа, требующая особенной концентрации, аналитического мышления, знания психологии и юриспруденции – следователь

Специалист расследует противоправные действия, собирает документы и сдает их в прокуратуру. Это самая опасная профессия среди юридических специализаций.

Следователь не бегает за преступниками, но может подвергаться угрозам, к чему надо быть готовым. Молодые специалисты начинают трудовую деятельность со следственных отделов, полиции, прокуратуры. Опытные следователи часто открывают детективные агентства.

Получить высшее образование предлагают лучшие вузы страны — МГУ, Университет Плеханова и Университет Губкина.

Можно получить диплом дистанционно. Факультет юриспруденции станет стартом для начинающего следователя.

Заработная плата специалиста в среднем по стране составляет 40000, в столице – 55000 рублей.

Возможен карьерный рост от следователя до сотрудника Федеральных органов. Чтобы заниматься расследованием военных преступлений, требуется окончить военный ВУЗ.

Профессии, связанные с юридической практикой, могут представлять собой опасность, так как связаны с криминалом. Выбирать данные специальности могут люди с высокой моральной ответственностью, целеустремленные, смелые и готовые встать на стражу закона. Несмотря на то, что юридические специальности стали очень популярны в конце 20 начале 21 веков, есть отрасли, в которых наблюдается нехватка профессионалов. Выпускники ВУЗов находят нишу и трудоустраиваются.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *