Консалтинг ЖКХ/ТСЖ/управление жилой недвижимостью

‘Использована информация юридической социальной сети https://www.9111.ru’

Насколько соответствует действующему законодательству ответ юриста на вопрос на сайте?

Если не соответствует то лучше убрать с сайта.

Вопрос

13. Существует ли земельный налог на придомовую территорию многоквартирного дома, оформленную юридически, через кадастровый учет, муниципалитет, за собственниками жилья и каково его исчисление?

Михаил.

13.1. Да, существует. Росреестр направляет в ИФНС информацию о регистрации права общей долевой собственности на земельный участок, на котором расположен многоквартирный жилой дом, с информацией о собственниках помещений в данном жилом доме.

Налоговый орган рассчитывает налог на недвижимость и присылает вам требование об уплате налога. Ждите письмо из ИФНС.

Если вам не терпится уплатить налог — обратитесь в налоговую инспекцию по месту нахождения земельного участка и требование об уплате налога вам выдадут на руки.

‘Использована информация юридической социальной сети https://www.9111.ru’

Если земельный участок не поставлен на государственный кадастровый учёт — земля принадлежит государству, а в общедолевую собственность она переходит лишь после 2-x действий:

1. Проведения межевания.

2. Постановки земельного участка на государственный кадастровый учёт.

(то есть, после формирования границ земельного участка).

До этого — земля под домом и вокруг него не является общедолевой собственностью,

Плательщики земельного налога — это организации и физические лица, обладающие участками на праве собственности, постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения.

Земельный участок под многоквартирным домом принадлежит собственникам помещений на праве общей долевой собственности.

Право собственности возникает с момента проведения государственного кадастрового учета.

Следовательно, собственники помещений в многоквартирном доме, которым принадлежит на праве долевой собственности участок, признаются плательщиками земельного налога с указанной даты. Госрегистрация — единственное доказательство права на участок. Плательщиком земельного налога признается правообладатель. Уплачивать его необходимо с момента внесения записи в ЕГРП. Плательщиком также признается лицо, чье право на участок удостоверяется актом, выданным до введения Закона о госрегистрации прав на недвижимость и сделок с ней.

Таким образом, если ТСЖ, зарегистрированные в качестве юридического лица, не являются правообладателями участка под многоквартирным домом, то они не признаются плательщиками земельного налога.

Если ТСЖ является правообладателем отдельных жилых и (или) нежилых помещений в многоквартирном доме, то земельный налог уплачивается пропорционально их доле в собственности.

Пленум Верховного суда РФ и Пленум Высшего Арбитражного Суда РФ в пунктах 66-67 совместного постановления от 29.04.2010 № 10, № 22 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав», указывают, что если земельный участок не сформирован и в отношении него не проведен государственный кадастровый учет, земля под многоквартирным домом находится в собственности соответствующего публично-правового образования.

Следовательно, собственники помещений в многоквартирном доме, которым принадлежит на праве общей долевой собственности земельный участок в силу законодательства Российской Федерации, признаются налогоплательщиками земельного налога с даты проведения государственного кадастрового учета.

Письмом от 17 мая 2006 г. № 03-06-02-02/65 «О налогообложении земельным налогом земель, занятых многоквартирными домами» Минфин РФ разъясняет, что налоговая база для исчисления земельного налога определяется как кадастровая стоимость земельных участков (статья 390 Налогового кодекса).

При этом, следует иметь в виду, что на основании статьи 392 Налогового кодекса налоговая база в отношении земельных участков, находящихся в общей долевой собственности, определяется для каждого из налогоплательщиков, являющихся собственниками данного земельного участка, пропорционально его доле в общей долевой собственности.

Согласно пункту 1 статьи 36 Жилищного кодекса собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, включающее земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства и иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома объекты, расположенные на указанном земельном участке.

Доля в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме собственника помещения в этом доме пропорциональна размеру общей площади указанного помещения (пункт 1 статьи 37 Жилищного кодекса).

Учитывая изложенное, в том случае, если земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом, сформирован и в отношении него проведен государственный кадастровый учет, а также имеются правоподтверждающие документы о государственной регистрации данного земельного участка, а при их отсутствии — документы, подтверждающие право собственности на жилые и нежилые помещения в многоквартирном доме (документы о государственной регистрации прав, правоустанавливающие документы, поименованные в пункте 1 статьи 17 Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним»), то налогоплательщиками земельного налога должны признаваться собственники жилых и нежилых помещений этого дома. При этом, налог должен исчисляться в порядке, предусмотренном статьей 392 Налогового кодекса.

В соответствии со статьей 396 Налогового кодекса налогоплательщики-организации исчисляют сумму налога (сумму авансовых платежей по налогу) самостоятельно. Налогоплательщики — физические лица, являющиеся индивидуальными предпринимателями, исчисляют сумму налога (сумму авансовых платежей по налогу) самостоятельно в отношении земельных участков, используемых ими в предпринимательской деятельности.

Сумма налога (сумма авансовых платежей по налогу), подлежащая уплате в бюджет налогоплательщиками — физическими лицами, не являющимися индивидуальными предпринимателями, исчисляется налоговыми органами.

Является ли ТСЖ плательщиком земельного налога?

1. Минфин в своем письме от 7 мая 2010 г. № 03-05-05-01/12 рассмотрел несколько вопросов по созданию ТСЖ. В частности: кто является плательщиком земельного налога и подлежит ли обложению налогом на имущество недвижимость, которая передана в качестве взноса в ТСЖ.

Что касается вопроса налога на имущество, то Минфин ответил следующим образом: зарегистрированное в качестве юридического лица ТСЖ признается налогоплательщиком налога на имущество организаций в отношении находящегося у ТСЖ на праве собственности движимого и недвижимого имущества (основных средств), учтенного на балансе ТСЖ, в том числе переданного в собственность ТСЖ его учредителями.

По земельному налогу — обязанность уплачивать земельный налог возникает с момента записи в ЕГРП и прекращается со дня внесения в ЕГРП записи о праве иного лица на соответствующий земельный участок.

Поэтому, зарегистрированное в качестве юридического лица ТСЖ признается налогоплательщиком в отношении земель, правообладателем которых данная организация является.

2. Мосгордума приняла 10.10.2007 поправку в городской закон от 24.11.2004 №74 «О земельном налоге», предусматривающую освобождение товариществ собственников жилья (ТСЖ), жилищных и жилищно-строительных кооперативов от уплаты земельного налога.

В прежней редакции закона ТСЖ и жилищные кооперативы уплачивали земельный налог по ставке 0,1% от кадастровой стоимости участка, занятого жилфондом или предоставленного под жилищное строительство. В отношении других земельных участков, принадлежащим этим жилищным объединениям, применялась ставка 1,5% от кадастровой стоимости.

Теперь же, от уплаты земельного налога будут освобождены: «ТСЖ, жилищные кооперативы, ЖСК и иные специализированные потребительские кооперативы, созданные в целях удовлетворения потребностей граждан в жилье, — в отношении земельных участков, используемых ими для достижения уставных целей в соответствии с Жилищным кодексом РФ».

Действие налоговой льготы распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2007 года.

Соответственно, в городе Москве ТСЖ не является плательщиком земельного налога в силу налоговой льготы, установленной законом города Москвы от 24.11.2004 №74 «О земельном налоге».

Определение налоговой базы

Налоговая база по земельному налогу определяется как кадастровая стоимость земельных участков по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом (ст. 390 Налогового кодекса РФ).

Кадастровая стоимость земельного участка определяется оценщиком в соответствии с законодательством об оценочной деятельности в Российской Федерации. Налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) и не могут превышать:

— 0,3 процента в отношении земельных участков: отнесенных к землям сельскохозяйственного назначения (или в составе зон сельскохозяйственного использования в населенных пунктах); занятых жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса (или предоставленных для жилищного строительства); предоставленных для личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества или животноводства, а также дачного хозяйства;

— 1,5 процента в отношении прочих земельных участков. Допускается установление дифференцированных налоговых ставок в зависимости от категорий земель и (или) разрешенного использования земельного участка. С 1 января 2011 года земельный налог уплачивается налогоплательщиками – физическими лицами один раз в год, не ранее 1 ноября года, следующим за налоговым периодом.

В Москве, соответственно, это — 0,1 процент от кадастровой стоимости в соответствии с законом № 74 (Закон г. Москвы от 24.11.2004 № 74 «О земельном налоге»):

Статья 2. Налоговые ставки

Налоговые ставки устанавливаются в следующих размерах:

… 2) 0,1 процента от кадастровой стоимости участка в отношении земельных участков, занятых автостоянками для долговременного хранения индивидуального автотранспорта и многоэтажными гаражами-стоянками, жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса (за исключением доли в праве на земельный участок, приходящейся на объект, не относящийся к жилищному фонду и объектам инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса) или предоставленных для жилищного строительства…

Пример расчета налога

Так, в многоквартирном доме находятся 10 двухкомнатных квартир площадью 55 кв. м каждая и 10 трехкомнатных квартир, каждая площадью 80 кв. м. Все квартиры в доме приватизированы. На первом этаже данного дома располагается магазин площадью 150 кв. м, принадлежащий ООО «Алмаз». Кадастровая стоимость земельного участка, на котором расположен этот дом, равна 1 500 000 руб., а налоговая ставка, установленная представительным органом муниципального образования в отношении данного земельного участка, составляет 0,3 процента от его кадастровой стоимости.

Для определения доли в праве общей собственности на общее имущество в данном доме, принадлежащей каждому собственнику указанных выше помещений, определяем общую площадь этих помещений.

Доля в праве общей долевой собственности на общее имущество для каждого собственника помещений будет равняться частному от деления площади помещения, находящегося в собственности налогоплательщика, и общей площади всех помещений, принадлежащих собственникам, которая в нашем случае равняется 1500 кв. м.

Таким образом, согласно поставленным условиям, доля в праве общей долевой собственности на общее имущество составит соответственно:

для ООО «Алмаз» 150 кв. м : 1500 кв. м = 0,1;

для собственника двухкомнатной квартиры 55 кв. м : 1500 кв. м = 0,04;

для собственника трехкомнатной квартиры 80 кв. м : 1500 кв. м = 0,05.

Чтобы определить сумму земельного налога, которую должны уплатить налогоплательщики (собственники магазина, приватизированных квартир), необходимо определить налоговую базу для каждого из них.

Согласно пункту 1 статьи 392 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) налоговая база в отношении земельных участков, находящихся в общей долевой собственности, определяется для каждого из налогоплательщиков, являющихся собственниками данного земельного участка, пропорционально его доле в общей долевой собственности.

С учетом долей в праве на общее имущество, рассчитанных в нашем примере, налоговая база будет равняться:

для ООО «Алмаз» 1 500 000 руб. x 0,1 = 150 000 руб.;

для собственника двухкомнатной квартиры 1 500 000 руб. x 0,04 = 60 000 руб.;

для собственника трехкомнатной квартиры 1 500 000 руб. x 0,05 = 75 000 руб.

Сумма земельного налога, которую должен уплатить налогоплательщик, будет равняться произведению определенной для налогоплательщика налоговой базы и налоговой ставки, установленной представительным органом муниципального образования.

Так, для ООО » Алмаз» она составит (150 000 руб. x 0,3) : 100 = 450 руб.

Для собственника двухкомнатной квартиры сумма земельного налога будет равняться (60 000 x 0,3) : 100 = 180 руб., а для собственника трехкомнатной квартиры она будет равняться (75 000 руб. x 0,3) : 100 = 225 руб.

Г. Алексеев Автор статьи

Налоговый кодекс в статьях 388 и 389, действующих до изменений, установленных в 2015 году Федеральным законом №284, утверждал, что земельный налог должны уплачивать организации и лица, у которых в собственности имеются земельные наделы. В их числе неожиданно для себя оказались не только садоводы, огородники и прочие граждане, владеющие участком как таковым, но и обладатели жилых и нежилых помещений в многоквартирных домах.

Это стало возможным с даты, когда в силу вступил Жилищный кодекс 2005 года. Согласно ст. 16 закона «О введении в действие ЖК» №189-ФЗ, каждый собственник квартиры становился также и владельцем земли под домом на праве долевой собственности. Правда, при условии, что этот участок надлежащим образом сформирован и поставлен на кадастровый учёт. Будучи законными владельцами придомовой территории, жильцы получили право распоряжаться этим имуществом в общих интересах, но свобода действий обернулась необходимостью уплаты земельного налога.

В этой статье мы рассказываем о типовых вариантах решения юридических вопросов, но каждый случай уникален. Воспользуйтесь бесплатной консультаций именно по вашему конкретному случаю, прямо сейчас позвоните по телефону: (это бесплатно)
+7 (499) 350-84-35 — Москва
+7 (812) 309-76-98 — Санкт-Петербург
+7 (800) 555-67-55 доб.636 — Круглосуточная бесплатная линия по все России

Такая ситуация вызвала путаницу. Некоторые до сих пор не знают о возможности приватизировать надел. Кто-то, напротив, знает об этом, но не догадывается, что вместо арендной платы за неё надо платить налог. Есть и такие, кто недоволен необходимостью платить сразу два налога: земельный и на имущество.

Спорная ситуация несколько лет обсуждалась законотворцами, и осенью 2014 года было решено внести правки в Налоговый кодекс и освободить граждан от уплаты земельного налога под многоквартирными домами.

Платить ли налог в 2015 году

Сроки платежа установлены Налоговым кодексом, согласно которому физические лица должны перечислить нужную сумму до 1 ноября года, идущего за расчётным. В связи с этим земельный налог под многоквартирными домами в 2015 году придётся заплатить, так как это будет платёж за 2014. Что нужно знать о предстоящем платеже?

Здесь всё просто. Если недвижимость поставлена на кадастровый учёт, значит, у неё определена кадастровая стоимость. Право собственности при этом должно иметь государственную регистрацию. При совпадении указанных условий квитанция на уплату налога точно придёт. В случае сомнений можно узнать требуемые сведения в территориальном отделении Росреестра или на его официальном сайте в разделе «Справочная информация».

Сколько платить

Сумма налога зависит от трёх величин: ставки, площади квартиры и кадастровой стоимости надела под домом, установленной на 1 января расчётного года. Согласно ст. 394 НК, ставка для земель жилищного фонда составляет 0,3%, хотя власти регионов вправе её уменьшить (но не увеличить). Площадь квартиры неизменна и указана в документах, а вот относительно кадастровой стоимости у жильцов иногда возникают вопросы. Узнать интересующую цифру можно на сайте Росреестра либо в региональном отделении этой организации, но как выяснить, правильно ли она рассчитана?

К примеру, при постановке дома на учёт границы придомовой территории могли быть установлены неточно, что приводит к уменьшению или увеличению его кадастровой стоимости. Такие случаи нередки.

Кроме того, в 2014 году после переоценки земельных наделов налогоплательщики обнаружили, что вновь установленная кадастровая стоимость существенно превысила рыночную. Разумеется, это не лучшим образом сказалось на сумме налога: в некоторых регионах цифра в новой квитанции в несколько раз превысила величину ранее уплаченных.

Ещё один момент, вызывающий критику экспертов на рынке жилья – это способ формирования кадастровой стоимости надела под многоквартирным домом. Очень часто в качестве аналога для оценки берутся участки, которые только подлежат застройке. Но, несмотря на одинаковый вид разрешённого использования, земля под строительство стоит дороже, поскольку за её покупку идёт конкурентная борьба между застройщиками.

Согласно п. 3 ст. 66, кадастровая стоимость должна быть аналогична рыночной, поэтому в случае сомнений относительно этой цифры и зависящей от неё суммы налога жильцы могут её оспорить. Это удастся сделать в досудебном порядке, согласно ст. 24.19 ФЗ № 153 «Об оценочной деятельности», предоставив в Росреестр пакет документов, среди которых кадастровый паспорт, правоустанавливающие бумаги и отчёт от независимого оценщика по определению действительной рыночной стоимости имущества.

Если документы не примут или предложат новые данные, не совпадающие с оценкой независимого специалиста, придётся обращаться в суд (ст. 24.18 ФЗ №153). Это единственный законный способ отстоять свою правоту и уменьшить налоговое бремя.

Здесь возможны варианты: ТСЖ или сами собственники. Если создано ТСЖ, то оно платит налог как юридическое лицо, а жильцы компенсируют ему эти выплаты. Организация сама рассчитывает налог, исходя из установленной ставки и кадастровой стоимости, и распределяет его между собственниками.

Если ТСЖ не учреждено, каждый владелец квартиры или других помещений в доме платит налог в индивидуальном порядке, получая квитанцию с реквизитами для перечисления денег. При этом владельцы квартир, купленных в ипотеку, также должны вносить налоговые платежи, поскольку жильё, находясь в залоге у банка, всё-таки является их собственностью.

Возможны ли льготы

Перечень льготников по этому налогу указан в ст. 395 НК. В основном это юридические лица, например, учреждения уголовно-исполнительной системы, благотворительные организации, религиозные, некоторые промышленные компании с особым статусом. Никаких льготных условий для ТСЖ не предусмотрено.

Что касается физических лиц, то на земельный налог под многоквартирными домами льготы есть только у коренных жителей Крайнего Севера. Они освобождаются от платежа, так как используют землю для сохранения и поддержания своих культурных традиций. Других федеральных льготников нет, но НК предусматривает возможность налогового вычета в размере 10000 рублей от кадастровой стоимости участка. Право на такую поблажку имеют ветераны и инвалиды, герои Советского Союза и России, некоторые другие категории граждан.

Список льготников может быть расширен в каждом конкретном регионе. Поскольку земельный налог имеет статус местного, нюансы его начисления и уплаты регулируются местными властями, а они вправе предусмотреть льготы, к примеру, для пенсионеров, ветеранов труда, многодетных семей и т. д. Узнать полный список можно в местном отделении налоговой инспекции. Чтобы воспользоваться правом на льготу, нужно написать заявление, а нему приложить необходимые документы.

Земельный налог на участок под многоквартирным домом в нашей стране существовал почти 10 лет, но не прижился из-за сложностей с формированием налоговой базы и некоторых других причин. В основном он коснулся жителей новостроек, поскольку регистрация объектов недвижимости и права собственности в данном случае происходит по нормам современного законодательства. Зато многие старые дома за время существования закона так никто и не поставил на кадастровый учёт, и фактически владельцами земли являются муниципалитеты. Жильцы перечисляют им арендные платежи и порой не догадываются, что придомовую территорию разрешено оформить в собственность.

Отмена земельного налога не означает, что обладание соответствующей недвижимостью останется без внимания налоговых органов. Жилищный кодекс причисляет участок под зданием к общедомовому имуществу, которое находится в долевой собственности у жильцов и не может быть отчуждено. Следовательно, его стоимость входит в стоимость квартиры, за которую владельцы платят имущественный налог.

Единый налог на недвижимость, который не был утверждён в 2015 году, всё-таки планируется принять в 2018. Исчисляться он будет также из величины кадастровой стоимости, поэтому эксперты рекомендуют до указанного времени решить все спорные вопросы по этой цифре, чтобы избежать лишних налоговых выплат в дальнейшем.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *