Как попасть в логопедический сад? Пошаговая инструкция

Здравствуйте!!!

Немного предистории

Дочка у меня относительно рано стала говорить. И в отличие от некоторых своих сверстников без каких либо проблем вступала в диалоги с другими ребятами и с взрослыми людьми. К полутора годам она знала все буквы и цифры. К двум годам она рассказывала все стихи Агнии Барто и сказки Чуковского. При этом разговаривала по своему и только я понимала ее каля — маля.

Дочке действительно нужен был логопед. А так как у нас в садике отсутствовал свой специалист, приходилось заниматься с платным.

По рекомендации знакомых, я нашла очень грамотную хорошую женщину, что называется педагога со стажем. На занятия она сама приезжала к нам домой примерно один — два раза в неделю. Одно ее занятие стоило 500 руб. В общем выходило от 4000 до 8000 руб. в месяц. А еще посещение самого садика + 3000 руб. Плюс занятия танцам в музыкальной школе — 1500 руб/ месяц. В итоге ежемесячно на образование и развитие ребенка выходило минимум 10000 руб., а то и больше. По итогу занятий с платным логопедом дочка стала хорошо выговаривать все шипящие звуки.

ПМПК

​​Когда ей исполнилось 4 года, и ситуация с речью еще требовала работы, наш участковый логопед посоветовала нам попробовать пройти ПМПК (Психолого-медико-педагогическую комиссию), дабы перейти из обычной группы детского сада в логопедическую. К тому времени дочка не выговаривала звуки ( р, л). Например, вместо «рябчика» говорила «лябчик», вместо «лягушки» говорила «игушка» ну и так далее.

Я конечно с недоверием отнеслась сперва к этому предложению. Но тем не менее все же решила не упускать время и хотя бы пройти эту комиссию. А дальше подумала, что видно будет. Тем более, как нам сказали, даже если будет положительное заключение ПМПК, силой перевести в эту группу нас никто не сможет, пока мы сами этого не захотим. В общем стали проходить.

Для того чтобы попасть на эту комиссию нужно было собрать ряд справок, это:

  • Заключения некоторых специалистов-медиков на готовом бланке, называемом Листом диспансерного осмотра для ПМПК. Этот бланк я скачала на сайте нашей городской Психолого-медико-педагогической комиссии. Был указан лор, невролог, окулист, психиатр, педиатр.
  • Логопедическое представление от участкового логопеда.
  • Педагогическое представление от воспитателей детского сада, в который мы ходили на тот момент.

Ну и собственно все.

Сама комиссия проходила в организации МКУ СО «Психолого — медико-педагогическая комиссия», имеющаяся в каждом городе. В городе Перми она находится по адресу: ул. Нефтяников, 50. Необходимо было предварительно записаться по телефону. Специалисты мне назначили день и время приема, примерно через месяц. Также проконсультировали о том, что необходимо с собой взять. Нас, по кроме всего прочего, попросили еще амбулаторную карту.

В назначенный день и час мы с дочкой приехали на ПМПК. Все прошло достаточно быстро, на все про все ушло примерно 30 минут. Комиссию состояла из 2 специалистов: учителя-логопеда и педагога- психолога. С ребенком они общались в моем присутствии. Задавали разные вопросы на знание своего имени, имени мамы и папы, знание цвета, формы, предмета, букв, цифр. Были вопросы на сравнение, на обобщение, на знание синонимов, антонимов. Просили составить рассказ по карточкам, расставить карточки в нужном порядке. Также нужно было рассказать стихотворение. Были и вопросы, адресованные мне. Специалисты посмотрели все наши справки, представления и карту. Много писали. Мне самой тоже нужно было заполнить разные заявления. Далее мы поехали домой и стали ожидать заключения ПМПК.

Через месяц нам выдали его в письменной форме. В заключении были указаны рекомендацию для создания моему ребенку специальных условий при обучении по адаптированной основной общеобразовательной программе дошкольного образования для детей с тяжелыми нарушениями речи (ТНР) сроком на 2 года.

С этим заключением я пошла в районный департамент образования и встала на очередь. На следующий учебный год нам была предложена логопедическая группа для детей с ТНР на 2 года, это старшая и подготовительная группы. Еще есть специальные коррекционные группы для детей с ЗПР (задержка психического развития), чтобы в них попасть тоже нужно соответствующее заключение ПМПК с диагнозом ЗПР.

В общем группы для детей с ТНР и с ЗПР — это 2 разные группы, так как у них разные потребности в коррекции.

Я долго сомневалась переходить или нет в логопедическую группу, потому что надо было менять садик, который находился в другом микрорайоне. В итоге, спасибо заведующей нового детского сада за то, что она все даки настояла и уговорила нас перейти к ним. Я ни минуты не пожалела о своем решении. У меня остались только положительные чувства и эмоции связанные с логопедической группой.

  • Дата 20 января, 2017
  • Автор Екатерина
  • Рубрика Детское здоровье

Многие родители мечтают устроить своих деток в логопедические группы, которые бывают в садиках комбинированного вида, или непосредственно в логопедический сад. Всем известно, что обучающие программы и подготовка к школе в логопедической группе в разы выше и лучше, чем в обычной группе. Да и численность детей там предусмотрена определенная, 10-14 человек, не больше. Благодаря этому на каждого ребенка будет уделяться больше индивидуального времени. Попасть в такую группу не так уж легко, если у ребенка нет никаких проблем с речью.

Обычно рекомендации к прохождению комиссии в логопедическую группу дает логопед вашего садика или приходящий из логосада, если нет своего. Детей, которые имеют речевые нарушения и нуждаются в коррекции записывают в список, который потом оглашают родителям. Те, кто согласен на перевод в логопедическую группу, являются на собеседование, где дают двусторонний бланк — направление на предварительный обход врачей перед комиссией. Родителей никто не будет заставлять обходить докторов, это добровольное решение.

Так, согласные на прохождение врачей родители малыша должны посетить следующих специалистов:

  1. Окулист
  2. Отоларинголог
  3. Невропатолог
  4. Стоматолог-ортодонт
  5. Психиатр
  6. Педиатр
  7. Для некоторых садиков просят дополнительно посетить хирурга

Следите за тем, чтобы в направлении врачи ставили свои подписи и печати, обязательно выполнение всех формальностей. Выдают направление заранее, чтобы успеть пройти всех докторов перед заседанием комиссии ПМПК (психолого-медико-педагогическая комиссия).

Кроме направления с отметками о прохождении всех врачей, понадобиться еще:

  1. Копия свидетельства о рождении ребенка
  2. Характеристика, написанная воспитателем и логопедом
  3. Заявление на перевод в логопедическую группу

О том, в какой день и где будет заседать комиссия, родителей предупредят заранее. Обычно это происходит в самом садике или в РОНО. Специалисты побеседуют с ребенком, проверят наличие бумаг и показаний. Состав комиссии в разных городах может быть различным, но, в большинстве случаев, она состоит из психолога, дефектолога, логопеда, представителей РОНО.

Обычно задают вопросы на сообразительность, логическое мышление. Просят повторить звуковые словосочетания, чтобы лучше выявить проблемы в произношении отдельных звуков. Судя по отзывам родителей, с малышом беседуют совсем недолго, около 10-15 минут, и результат сразу озвучивают.

Представители комиссии ПМПК могут попросить:

  • собрать пирамидку;
  • вложить круг в круг, квадрат в квадрат, треугольник в треугольник и т.д.;
  • назвать фигуры;
  • назвать цвета;
  • собрать части тела разрезанного из бумаги человечка;
  • назвать времена года, какое сейчас;
  • ответить, кем ребенок является маме, бабушке, дяде и т.п.;
  • найти лишний предмет;
  • ответить на пространственные вопросы: где сидит кот (на стуле, под стулом, за стулом и т.п.);
  • рассказать, что делают люди на картинке;
  • произнести слова, типа: расшевелить, антресоль и т.п. для проверки произношения звуков;
  • объединить предметы в группы по какому-то признаку;
  • нарисовать что-то;
  • рассказать стих или спеть куплет песенки

и прочие вопросы на произношение звуков, сообразительность и логическое мышление. Заранее ребенка лучше не обучать отвечать на эти вопросы, ведь чем яснее специалисты поставят диагноз, тем точнее определят меры по исправлению проблем.

Никаких страшных диагнозов бояться не нужно, по сути для логопедической группы уместны такие диагнозы:

  1. ФФНР — фонетико-фонематическое недоразвитие речи
  2. ОНР — общее недоразвитие речи
  3. Логоневроз — заикание

Советуем не отказываться от перевода в логопедическую группу, особенно если у ребенка действительно есть проблемы с речью. Детки посещающие такие садики к школе уже обучены писать, читать, считать и правильно выговаривают все звуки. Ко всему прочему это просто выгодно, ведь одно занятие с частным логопедом стоит от 500 рублей и выше, а в саду с вашим ребенком будут постоянно бесплатно заниматься, на дом будут задавать домашнее задание, что еще больше подготовит ребенка к школе и научит дисциплине и ответственности.

Опять вставать в очередь? Получить просто направление от логопеда, или пройти специальную комиссию?

Чем отличается логопедический детский сад от обычного?

Есть мнение, что логопедический сад — это определённое «клеймо» в личном деле ребёнка. Так ли это на самом деле?

Для начала давайте разберемся, что же такое логопедическая группа?

Коррекционные группы подразделяются на речевые (логопедические) и группы детей с ЗПР (задержкой психо-речевого развития).

В логопедических группах ставят звуки, которых не было, и исправляют неправильно произносимые (исправление дефектов речи), обогащают словарь, развивают фонематическое восприятие, связную речь, учат правильному грамматическому оформлению. В старшей и в подготовительной группе занимаются подготовкой к обучению грамоте.

В группах ЗПР работают и логопед, и дефектолог (помимо воспитателей, имеющих необходимую квалификацию).

Каждый год для разного возраста — это многоплановая работа. Есть детские сады, где все группы речевые. Есть — где только группы с ЗПР.

Есть сады, где группы речевые (логопедические) + группы с ЗПР + обыкновенные группы = сад комбинированного вида. Есть обыкновенный сад, где есть логопункт. На логопункт зачисляются дети только с нарушенным произношением.

Но в любом варианте логопедическая группа в наше время — это не наказание, а, скорее всего, вознаграждение, потому что попасть туда стало сложнее, а общее недоразвитие речи легче исправить именно в саду, где вся работа направлена на ликвидацию этой проблемы.

Пожалуй, ни для кого уже не секрет, что в логопедических детских садах подготовка детей, не в обиду никому будет сказано, иногда гораздо сильнее, чем в массовых детских садах. Потому что детишки из логопедического детского сада приходят в школу с гораздо лучшим словарём, чем дети из обычного детского сада. Они больше знают, у них шире словарный запас, лучше сформированы многие навыки, начиная с графических навыков, звуко-буквенного анализа и заканчивая рассказами по картинкам. Лучше сформированы обобщающие понятия. То есть, из логопедических садов дети приходят даже более подготовленными.

Одних родителей очень привлекает все это великолепие, и они мечтают определить своих чад именно в речевой садик. Другие опасаются логопедических детских садов, считая, что ребенок, оказавшийся в среде плохо говорящих сверстников, станет говорить еще хуже, чем прежде.

Это заблуждения. Ребенок с логопедическими проблемами не начинает говорить хуже из-за того, что общается с другими детьми со сходными нарушениями. Исключения составляют лишь те случаи, когда ребенок с нарушениями произношения оказывается в группе детей, которые заикаются. Действительно, известны случаи, когда у ребенка развивается заикание «по подражанию». Но подобных ошибок специалисты, как правило, избегают.

Итак, по тем или иным причинам вы считаете, что вашему ребенку обязательно нужен специализированный логопедический садик. Что нужно сделать, чтобы попасть в логопедический сад?

В логопедический детский сад принимаются дети в основном 4-5-летнего возраста, так как для них особенно важна коррекция речевых нарушений для успешной подготовки к обучению в школе. С 3 лет можно попасть в группу для детей с задержкой психо-речевого развития (ЗПР).

Будет очень хорошо, если вы, уважаемые родители, уже посетите несколько образовательных учреждений. Побеседуете с заведующей (директором), о наличии свободных мест, посетите консультативный пункт на базе учреждения, где познакомитесь со специалистами.

Комплектование дошкольных учреждений для детей с нарушениями речи ведет окружная психолого-медико-педагогическая комиссия.

Что конкретно нужно сделать, чтобы попасть в логопедический сад?

С 1 октября 2010 г. изменился порядок комплектования дошкольных образовательных учреждений. Теперь порядок записи на очередь в дошкольное образовательное учреждение установлен приказом Департамента образования города Москвы от 31.08.2010 года № 1310 «Об утверждении Порядка комплектования государственных образовательных учреждений, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования, системы Департамента образования города Москвы».

Итак, как устроить ребенка в специализированный детский сад.

Шаг 1. Чтобы ребенок был направлен в детский сад для детей с ЗПР, необходимо, чтобы он был зарегистрирован в Едином электронном реестре Автоматизированной информационной системы «Комплектование ДОУ». Родителям предоставлена возможность самостоятельно зарегистрировать ребенка в этом Едином электронном реестре на сайте ec.mosedu.ru.

Вы сможете самостоятельно отслеживать продвижение очередности своего ребенка в Электронном журнале учета будущих воспитанников.

Шаг 2. Пойти к логопеду в районную поликлинику.

Логопед обследует ребенка, дает направление на прохождение ПМПК (психолого-медико-педагогической комиссии).

Шаг 3. Собрать для ПМПК несколько справок:

  • от ЛОР-врача,
  • окулиста,
  • педиатра,
  • невропатолога (для детей младше 3 лет),
  • психиатра.

Шаг 4. Найти адрес своей окружной ПМПК, позвонить и записаться на прием.

Шаг 5. В назначенный день приехать на обследование вместе с ребенком.

Какие нужны документы для логопедического сада?

Документы для прохождения ПМПК

  • свидетельство о рождении ребенка;
  • паспорт родителя или лица, его заменяющего (для временно проживающих в Москве и свидетельство о регистрации);
  • четыре медицинских заключения:
    • детского психиатра из ПНД по месту прописки ребенка (для детей до 3-х лет — невропатолога районной детской поликлиники),
    • логопеда районной детской поликлиники,
    • отоларинголога районной детской поликлиники,
    • окулиста районной детской поликлиники.

Если ребенок ранее посещал детский сад, необходимо дополнительно предоставить психолого-педагогическую характеристику из этого детского сада.

Если ребенок ранее проходил комиссию в другой городской или окружной ПМПК, необходимо дополнительно предоставить психолого-медико-педагогическое заключение этой комиссии.

Вашего ребенка будут смотреть следующие специалисты:

  • логопед,
  • психолог,
  • иногда психоневролог.

Задача комиссии — определить, действительно ли ребенок отстает от сверстников в речевом развитии или родители просто перестраховались. А может, они непременно хотят записать малыша в логопедическую группу, несмотря на прекрасную речь и развитие по возрасту? И такое бывает!

Если комиссия решает, что проблемы у ребенка есть, то встает вопрос: в какой именно логопедический садик направить малыша? Ведь диагнозы бывают разные, в зависимости от них и набирается группа деток определенного возраста.

Например, если у 4-летнего малыша диагноз «общее недоразвитие речи (ОНР) 1-2-го уровня», то старший логопед смотрит, в каком садике в этом году набирают 4-леток с таким диагнозом.

А если у 6-летнего ребенка выявлены проблемы со звукопроизношением (искажены шипящие, свистящие, малыш не выговаривает «р» и «л»), то такого ребенка направят в другую группу — подготовительную, где и программа другая, и требования к результатам обучения выше.

Для заикающихся детишек предусмотрены вообще отдельные сады со своей программой и набором специалистов (там, например, ведутся занятия по арт-терапии).

На комиссии ребенка определяют в одну из следующих групп:

  • заикания;
  • общего недоразвития речи (сюда направляют детей с задержкой развития речи или грубыми лексико-грамматическими нарушениями речи);
  • фонетико-фонематического нарушения речи (попросту говоря, это нарушения произношения — случаи, когда ребенок неправильно произносит 10-12 звуков);
  • нарушения произношения отдельных звуков (2-3 звука).

Итак, вашего ребенка посмотрят и выдадут справку о прохождении ПМПК.

Только после комиссии родители могут вздохнуть спокойно: 1 сентября малыш точно пойдет в садик.

Кроме садов, полностью отданных под логопедические нужды, повсеместно распространены логопедические группы в обычных садиках.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *