Что значит исполнительное производство судебных приставов?

  • УПРАВА РАЙОНА
    • Руководство
    • ПОЛОЖЕНИЕ ОБ УПРАВЕ
    • Сведения о госслужбе
    • Структура
  • О РАЙОНЕ
    • СИМВОЛИКА РАЙОНА
    • ИСТОРИЯ РАЙОНА
    • Карта района
    • Справочник
  • ДЕПУТАТЫ
    • ДЕПУТАТ ГД ПАНИНА ЕЛЕНА ВЛАДИМИРОВНА
    • ДЕПУТАТ МГД МЕЛЬНИКОВА ОЛЬГА НИКОЛАЕВНА
    • СОВЕТ ДЕПУТАТОВ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОКРУГА НАГАТИНО-САДОВНИКИ
  • Выборы
    • Территориальная избирательная комиссия (ТИК)
    • Найди свой избирательный участок
    • Список избирательных участков
    • Карта с изображением границ избирательных участков
    • Схема одномандатных избирательных округов
  • 75 ЛЕТ СО ДНЯ ПОБЕДЫ В ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЕ
    • Мероприятия
    • Новости
  • Общественные советники
    • Общественный советник в твоем доме
    • Как стать общественным советником
    • Институт общественных советников
  • Публичные слушания, Общественные обсуждения
    • Оповещения
    • Материалы публичных слушаний и общественных обсуждений
    • Протокол публичных слушаний
    • Заключения по результатам публичных слушаний
  • Управление жилищным фондом
    • ГБУ «Жилищник района Нагатино-Садовники»
      • О ГБУ «Жилищник»
      • Диспетчерские службы
      • Перечень платных услуг
    • ООО, ТСЖ, ЖСК
    • Новости
  • Жилищно-коммунальное хозяйство
    • Информация о БРТС
    • Новости
  • Благоустройство
    • Благоустройство на средства от платных парковок
      • 2017
        • Запланировано
        • Выполнено
      • 2018
        • ЗАПЛАНИРОВАНО
        • ВЫПОЛНЕНО
      • 2019
        • ЗАПЛАНИРОВАНО
        • ВЫПОЛНЕНО
  • Городские парковки
    • Платные городские парковки на улице
      • Парковки в округе/районе
      • Способы оплаты
      • Льготы
      • Установка шлагбаума
      • Документы
        • Постановления
        • Шаблоны заявлений
        • Приказы
      • Часто задаваемые вопросы
      • Новости
      • Обратная связь
    • Платные городские парковки со шлагбаумом
      • Как пользоваться парковками
      • Где расположены парковки
    • Перехватывающие парковки
      • Где расположены парковки
      • Как пользоваться парковками
      • Тарифы на услуги парковок
  • Капитальный ремонт
    • Нормативно-правовые акты
    • Краткосрочные планы
    • Информационные материалы
    • Новости
    • Контакты
  • КОМИССИЯ ПО ДЕЛАМ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ И ЗАЩИТЕ ИХ ПРАВ
    • О КОМИССИИ
    • ИНФОРМАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
    • ИНФОРМАЦИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ
    • Мероприятия
    • ЗАКОНЫ
  • Досуг и спорт
    • Спортивные площадки района
    • Досуговые клубы
    • План спортивных и досуговых мероприятий
    • Сводный районный календарный план
    • СОЦИАЛЬНО-ОРИЕНТИРОВАННЫЕ НЕКОММЕРЧЕСКИЕ ОРГАНИЗАЦИИ
    • Новости спорта и досуга
  • Социальная сфера
    • Образование
    • Здравоохранение
    • Общественные организации
      • МРО «Нагатино Садовники» МГО ВОИ
    • Молодежная палата района Нагатино-Садовники
      • Состав
    • Новости
  • Безопасность и правопорядок
    • МЧС информирует
    • Прокуратура информирует
    • Общественные пункты охраны порядка
    • Народная дружина
    • Участковые пункты полиции
    • Информация от ОМВД, ГИБДД
  • Противодействие терроризму
    • Национальный антитеррористический комитет Российской Федерации информирует
      • Законодательство
      • Выступления и интервью
      • Террористические и экстримистские организации
      • Уровни террористической опасности
      • Антитеррор детям
    • Памятки для граждан
    • Антитеррористическая деятельность района Нагатино-Садовники ЮАО города Москвы
      • Законодательство
      • Заседание постоянно действующей рабочей группы управы района Нагатино-Садовники по вопросам профилактики терроризма, минимизации и ликвидации последствий и его проявлений
      • Мероприятия по противодействию экстримизму и терроризму
      • Категорирование и паспортизация объектов
      • РЕЗУЛЬТАТЫ ПРОВЕРОК АТЗ ОБЪЕКТОВ
      • Выступления в СМИ
    • Телефоны доверия
  • Противодействие коррупции
    • Нормативные правовые и иные акты в сфере противодействия коррупции
    • Антикоррупционная экспертиза
    • Методические материалы
    • Формы документов, связанных с противодействием коррупции, для заполнения
    • Комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих города Москвы и урегулированию конфликта интересов
    • Планы, доклады, отчеты, обзоры, статическая информация по вопросам противодействия коррупции
    • Обратная связь для сообщений о фактах коррупции
    • Сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера
  • Сведения о доходах руководителей подведомственных учреждений
    • ГКУ «ИС района Нагатино-Садовники»
    • ГБУ Центр Досуга Садовники
    • ГБУ «Жилищник района Нагатино-Садовники»
  • ПРИЗЫВНАЯ КАМПАНИЯ
    • Весна 2020
      • Нормативно-правовые документы
      • Документы
      • Новости
      • Контакты
  • Потребительский рынок и сфера услуг
    • Нормативно-правовые акты
    • Нестационарные торговые объекты
    • Несанкционированная торговля
    • Новости
  • Конкурсы и тендеры
    • Нормативные документы
    • Осуществляемые закупки
    • Новости
  • Охрана труда
  • Электронная приемная
  • «ЦЕНТР ГОСУДАРСТВЕННЫХ УСЛУГ «МОИ ДОКУМЕНТЫ»
  • Государственная ветеринарная служба
    • Новости
  • Документы
    • Нормативно-правовые акты
    • Отчеты главы управы
  • Пресс-центр
    • Новости
    • Медиа
    • Официально
    • Активный гражданин
    • Почта России, ПФР, ИФНС
    • Капитальный ремонт
  • Вакансии
  • Контакты
    • Контакты
    • Справочно-информационная служба Правительства Москвы
  • Коронавирус. Всё, что нужно знать!!!

1. Объектами данных правонарушений являются общественные отношения в области обеспечения безопасности дорожного движения.

2. Объективную сторону административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 данной статьи, образует невыполнение требования Правил дорожного движения Российской Федерации, утвержденных Постановлением Совета Министров — Правительства РФ от 23 октября 1993 г. N 1090 (с изм. и доп.) (п. 8.1), о подаче сигнала (световыми указателями поворота соответствующего направления, а если они отсутствуют или неисправны — рукой) перед началом движения, перестроением, поворотом, разворотом или остановкой.

Под началом движения понимается момент трогания транспортного средства с места остановки или стоянки. Перестроением считается изменение в процессе движения положения транспортного средства в пределах ширины проезжей части дороги. Поворотом является маневр транспортного средства, выполняемый с целью выезда на другую дорогу или съезда с дороги на прилегающую к ней территорию. Разворот выполняется для изменения направления движения.

При осуществлении указанных действий водитель обязан информировать других участников движения подачей соответствующих сигналов поворота. Пункт 8.1 Правил требует подавать сигнал поворота независимо от того, имеются ли вблизи другие транспортные средства или пешеходы. Сигнал должен быть подан заблаговременно, чтобы другие участники движения могли своевременно его воспринять и должным образом отреагировать.

Невыполнение требования Правил дорожного движения, за исключением установленных случаев, перед поворотом направо, налево или разворотом заблаговременно занять соответствующее крайнее положение на проезжей части, предназначенной для движения в данном направлении, образует объективную сторону административного правонарушения, предусмотренного ч. 1.1 комментируемой статьи.

В соответствии с п. 8.5 Правил перед поворотом направо, налево или разворотом водитель обязан заблаговременно занять соответствующее крайнее положение на проезжей части, предназначенной для движения в данном направлении, кроме случаев, когда совершается поворот при въезде на перекресток, где организовано круговое движение. Если при развороте вне перекрестка ширина проезжей части недостаточна для выполнения маневра из крайнего положения, его допускается производить от правого края проезжей части (с правой обочины). При этом водитель должен уступить дорогу попутным и встречным транспортным средствам (п. 8.8 Правил).

3. Объективная сторона правонарушения, предусмотренного ч. 2 указанной статьи, выражается в совершении разворота либо движении задним ходом в местах, где такие маневры запрещены, за исключением случаев, предусмотренных ч. 3 ст. 12.11 настоящего Кодекса.

В соответствии с п. 8.11 Правил разворот запрещается: на пешеходных переходах, в тоннелях, на мостах, путепроводах, эстакадах и под ними, на железнодорожных переездах, в местах видимости дороги хотя бы в одном направлении менее 100 м, в местах расположения остановочных пунктов. Все перечисленные места представляют собой участки дороги со стесненными условиями движения или обладающие повышенной опасностью.

При движении задним ходом водитель должен осуществлять этот маневр с соблюдением необходимых мер предосторожности, исключив при этом возможные помехи для других участников движения. Учитывая это, Правилами запрещено движение задним ходом на перекрестках и в местах, где запрещен разворот.

4. Административно наказуемыми в соответствии с ч. 3 комментируемой статьи признаются действия водителей, выраженные в невыполнении требований Правил дорожного движения уступить дорогу транспортному средству, пользующемуся преимущественным правом движения, за исключением случаев, предусмотренных ч. 2 ст. 12.13 и ст. 12.17 Кодекса. Данные требования регламентированы п. п. 8.3, 8.4, 8.8, 8.9 Правил.

5. Субъектами правонарушения являются водители транспортных средств.

6. Субъективная сторона характеризуется умышленной виной.

7. Дела о комментируемых административных правонарушениях рассматриваются начальником Государственной инспекции безопасности дорожного движения, его заместителем, командиром полка (батальона, роты) дорожно-патрульной службы, его заместителем, сотрудниками Государственной инспекции безопасности дорожного движения, имеющими специальное звание (ст. 23.3).

Протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных данной статьей, составляются должностными лицами органов внутренних дел (полиции) (ч. 1 ст. 28.3).

Федеральный закон от 02.10.2007 N 229-ФЗ «Об исполнительном производстве»:

Статья 112 ФЗ № 229-ФЗ. Исполнительский сбор

1. Исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства. Исполнительский сбор зачисляется в федеральный бюджет.

2. Исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 настоящей статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. Постановление судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора утверждается старшим судебным приставом.

3. Исполнительский сбор устанавливается в размере семи процентов от подлежащей взысканию суммы или стоимости взыскиваемого имущества, но не менее одной тысячи рублей с должника-гражданина или должника — индивидуального предпринимателя и десяти тысяч рублей с должника-организации. В случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера исполнительский сбор с должника-гражданина или должника — индивидуального предпринимателя устанавливается в размере пяти тысяч рублей, с должника-организации — пятидесяти тысяч рублей.

3.1. В отношении нескольких должников по солидарному взысканию в пользу одного взыскателя исполнительский сбор взыскивается солидарно в размере, установленном частью 3 настоящей статьи.

4. Исполнительский сбор за неуплату периодических платежей исчисляется и взыскивается с суммы каждой задолженности в отдельности.

5. Исполнительский сбор не взыскивается в случаях, когда исполнительное производство возбуждено:

1) по исполнительному документу, поступившему в порядке, установленном частью 6 статьи 33 настоящего Федерального закона;

2) при повторном предъявлении к исполнению исполнительного документа, по которому вынесено и не отменено постановление судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора;

3) по постановлению судебного пристава-исполнителя о взыскании расходов по совершению исполнительных действий и исполнительского сбора, наложенного судебным приставом-исполнителем в процессе исполнения исполнительного документа;

4) по судебным актам по обеспечительным мерам, мерам предварительной защиты;

5) по исполнительным документам, содержащим требования о принудительном выдворении за пределы Российской Федерации иностранных граждан или лиц без гражданства;

6) по исполнительным документам, содержащим требования об отбывании обязательных работ;

7) по запросу центрального органа о розыске ребенка.

8) по исполнительным документам в отношении должника-гражданина, проходящего реструктуризацию ипотечного жилищного кредита (займа) в соответствии с программами помощи отдельным категориям заемщиков, утверждаемыми Правительством Российской Федерации, в рамках исполнительных производств о взыскании реструктурируемого ипотечного жилищного кредита (займа).

5.1. Неисполненные постановления о взыскании исполнительского сбора, вынесенные в отношении должника-гражданина, проходящего реструктуризацию ипотечного жилищного кредита (займа) в соответствии с программами помощи отдельным категориям заемщиков, утверждаемыми Правительством Российской Федерации, в рамках исполнительных производств о взыскании реструктурируемого ипотечного жилищного кредита (займа), а также в рамках исполнительных производств, подлежащих прекращению по основаниям, установленным пунктами 4, 5, 10 — 12 части 2 статьи 43 настоящего Федерального закона, отменяются судебным приставом-исполнителем.

6. Должник вправе в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, обратиться в суд с заявлением об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора, с иском об отсрочке или о рассрочке его взыскания, об уменьшении его размера или освобождении от взыскания исполнительского сбора.

7. Суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, имущественного положения должника, иных существенных обстоятельств отсрочить или рассрочить взыскание исполнительского сбора, а также уменьшить его размер, но не более чем на одну четверть от размера, установленного в соответствии с частью 3 настоящей статьи. При отсутствии установленных Гражданским кодексом Российской Федерации оснований ответственности за нарушение обязательства суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора.

8. В случае принятия судом к рассмотрению указанных в части 6 настоящей статьи заявления или иска взыскание исполнительского сбора приостанавливается до вынесения судом решения. Решение суда о полном или частичном их удовлетворении обращается к немедленному исполнению.

9. При уменьшении судом размера исполнительского сбора постановление судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора считается измененным соответствующим образом. В этом случае должнику возвращается излишне взысканная с него денежная сумма.

10. Исполнительский сбор возвращается должнику в полном объеме в случаях отмены:

1) судебного акта, акта другого органа или должностного лица, на основании которых был выдан исполнительный документ;

2) исполнительного документа;

3) постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора, за исключением случаев, предусмотренных частью 5.1 настоящей статьи.

11. Возвращение должнику исполнительского сбора осуществляется в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

документа: Закон об исполнительном производстве N 229-ФЗ

Комментарии к статье 112 закона об исполнительном производстве N 229-ФЗ

Суть исполнительского сбора

По сути, исполнительский сбор представляет собой меру принуждения в связи с несоблюдением законных требований государства; он является не правовосстановительной санкцией, обеспечивающей исполнение должником обязанности возместить расходы по совершению исполнительных действий, а санкцией штрафного характера (на должника возлагается обязанность произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности за совершенное им в процессе исполнительного производства правонарушение), которой присущи признаки административной штрафной санкции (он имеет фиксированное, установленное федеральным законом денежное выражение, взыскивается принудительно, оформляется постановлением уполномоченного должностного лица, взимается в случае совершения правонарушения, а также зачисляется в бюджет, средства которого находятся в государственной собственности). (извлечение из определения Конституционного Суда РФ от 01.04.2008 N 419-О-П).

В пп. 74 – 79 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17.11.2015 N 50 «О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства» содержатся следующие разъяснения:

Уменьшение исполнительского сбора, освобождение должника от его взыскания

Суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, иных существенных обстоятельств уменьшить размер исполнительского сбора не более чем на одну четверть от размера, установленного частью 3 статьи 112 Закона об исполнительном производстве, либо освободить должника от его взыскания не только при разрешении требований об уменьшении размера исполнительского сбора или освобождении от его взыскания, но и при разрешении требований об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора.

Поскольку суд не связан основаниями и доводами требований об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя, он вправе установить обстоятельства, свидетельствующие о необходимости уменьшить размер исполнительского сбора, освободить должника от его взыскания на основании исследованных в судебном заседании доказательств, даже если стороны на данные обстоятельства не ссылались (части 6, 7, 9 статьи 112 Закона об исполнительном производстве, часть 3 статьи 62 КАС РФ, часть 4 статьи 200 АПК РФ).

Уменьшение судом размера исполнительского сбора не влечет за собой признания постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора незаконным. Это постановление считается измененным соответствующим образом (часть 9 статьи 112 Закона об исполнительном производстве).

Основания для освобождения должника от взыскания исполнительского сбора

При применении положений пункта 7 статьи 112 Закона об исполнительном производстве об освобождении должника от взыскания исполнительского сбора судам следует исходить из того, что основанием освобождения субъекта предпринимательской деятельности от взыскания могут являться только обстоятельства непреодолимой силы (пункт 3 статьи 401 ГК РФ).

Иные лица могут быть освобождены от уплаты исполнительского сбора исходя из положений пункта 1 статьи 401 ГК РФ, если они приняли все меры для надлежащего исполнения содержащегося в исполнительном документе требования. Если такие меры не принимались, то отсутствие у должника, в том числе органа государственной (муниципальной) власти или бюджетного (муниципального) учреждения, необходимых средств для выполнения требований исполнительного документа само по себе не является основанием для освобождения от уплаты исполнительского сбора.

Должник не может быть освобожден от уплаты исполнительского сбора, даже если требования исполнительного документа были в полном объеме исполнены им сразу после истечения срока для добровольного исполнения, однако такие действия должника с учетом объективных причин задержки исполнения могут учитываться судом при разрешении требований должника об уменьшении размера исполнительского сбора, но не более чем на одну четверть.

Исполнительский сбор при частичном исполнении должником исполнительного документа, при рассрочке исполнения

При частичном исполнении должником исполнительного документа по имущественным взысканиям, а также при рассрочке исполнения исполнительного документа исполнительский сбор должен быть исчислен исходя из величины неисполненных (просроченных) требований на день, следующий за днем окончания срока для добровольного исполнения исполнительного документа.

Если должником не исполнено несколько имущественных и/или неимущественных требований, в том числе содержащихся в одном исполнительном документе, в силу части 3 статьи 112 Закона об исполнительном производстве исполнительский сбор устанавливается в отношении каждого из неисполненных требований.

Исполнительский сбор рассчитывается только от подлежащей взысканию суммы без учета требования об обращении взыскания на залог

Если в исполнительном документе одновременно указаны подлежащая взысканию денежная сумма в связи с неисполнением должником обеспеченного залогом обязательства и требование об обращении взыскания на заложенное имущество, то при неисполнении должником в установленный для добровольного исполнения срок требования о взыскании денежных средств судебный пристав-исполнитель выносит постановление о взыскании исполнительского сбора, размер которого рассчитывается только от подлежащей взысканию суммы (части 2, 3 статьи 112 Закона об исполнительном производстве).

Исполнительский сбор при наличии только требования об обращении взыскания на заложенное имущество

Когда в исполнительном документе содержится одно требование об обращении взыскания на заложенное имущество, в постановлении о возбуждении исполнительного производства судебный пристав-исполнитель предлагает должнику в срок для добровольного исполнения представить документы, необходимые для реализации имущества, обеспечить доступ к имуществу для составления акта описи имущества или совершить иные действия, необходимые для обращения взыскания на заложенное имущество по такому исполнительному документу.

Несовершение должником указанных действий без уважительных причин в установленный срок является основанием для вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора, размер которого определяется по правилам, установленным для исполнительных документов неимущественного характера (часть 3 статьи 112 Закона об исполнительном производстве).

Исполнительский сбор подлежит взысканию с правопреемника должника-организации и не подлежит взысканию с правопреемника должника-гражданина

По смыслу части 1 статьи 112 Закона об исполнительном производстве исполнительский сбор обладает свойствами административной штрафной санкции, при применении которой на должника возлагается обязанность произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникающей в связи с совершенным им правонарушением в процессе исполнительного производства.

Таким образом, вынесение постановления о взыскании исполнительского сбора и/или его взыскание с правопреемника должника-организации является допустимым применительно к правилам привлечения к административной ответственности юридических лиц, установленным частями 3 — 8 статьи 2.10 КоАП РФ.

Поскольку применение мер публично-правовой ответственности в отношении физических лиц носит индивидуальный персонифицированный характер, постановление о взыскании исполнительского сбора не подлежит исполнению правопреемником должника-гражданина.

Госпошлина за рассрочку и рассрочку взыскания исполнительского сбора

Законодательством о налогах и сборах не предусмотрена уплата государственной пошлины при подаче в суд заявлений об отсрочке (рассрочке) взыскания исполнительского сбора, об уменьшении его размера или освобождении от его взыскания.

В Обзоре судебной практики Верховного Суда РФ N 1 (2016), утвержденном Президиумом Верховного Суда РФ 13.04.2016 года содержатся следующие разъяснения:

Взыскание исполнительского сбора с солидарных должников

Вопрос 1. В каком порядке подлежат применению положения ч. 3.1 ст. 112 Федерального закона от 2 октября 2007 г. N 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» при взыскании исполнительского сбора с солидарных должников?

Ответ. В соответствии с чч. 1, 3 ст. 112 Федерального закона от 2 октября 2007 г. N 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» в случае неисполнения исполнительного документа в срок для добровольного исполнения на должника налагается денежное взыскание в виде исполнительского сбора, который устанавливается по общему правилу в размере семи процентов от подлежащей взысканию суммы или стоимости взыскиваемого имущества.

Частью 3.1 ст. 112 названного закона предусмотрено, что в отношении нескольких должников по солидарному взысканию в пользу одного взыскателя исполнительский сбор устанавливается в указанном выше размере с каждого из должников (часть введена Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 441-ФЗ).

Исполнение исполнительного документа, предусматривающего солидарное взыскание с должников, осуществляется в следующем порядке.

Возбужденные в отношении нескольких должников исполнительные производства по солидарному взысканию в пользу одного взыскателя объединяются в сводное исполнительное производство (ч. 1 ст. 34 Закона об исполнительном производстве).

При этом каждому солидарному должнику устанавливается обязанность оплатить в полном объеме сумму, указанную в исполнительном документе (без деления суммы долга на части, доли и т.п.), что соответствует нормам ст. 323 Гражданского кодекса РФ.

В случае, когда один (несколько) из солидарных должников исполнил требования исполнительного документа в срок для добровольного исполнения, исполнительский сбор не устанавливается и не взыскивается и с других солидарных должников в силу п. 1 ст. 325 ГК РФ, согласно которому исполнение солидарной обязанности полностью одним из должников освобождает остальных должников от исполнения кредитору. Обязательства всех солидарных должников перед кредитором прекращаются на основании п. 1 ст. 408 ГК РФ.

По смыслу чч. 3 и 3.1 ст. 112 Закона об исполнительном производстве, исполнительский сбор взыскивается однократно в размере семи процентов от подлежащей взысканию суммы или стоимости взыскиваемого имущества.

Если требования исполнительного документа не исполнены в срок для добровольного исполнения, то судебный пристав-исполнитель в отношении каждого солидарного должника выносит постановления о взыскании исполнительского сбора в установленном размере, подлежащие исполнению после полного удовлетворения требований взыскателя по исполнительному документу (ч. 3 ст. 110 Закона об исполнительном производстве).

Общая сумма взысканного исполнительского сбора со всех солидарных должников не должна превышать семи процентов от суммы, подлежащей взысканию по исполнительному документу, предусматривающему солидарное взыскание.

В Обзоре судебной практики по оспариванию постановлений, действий (бездействия) должностных лиц ФССП России в 2016 году содержатся следующие разъяснения:

Общая сумма взысканного исполнительского сбора со всех солидарных должников не должна превышать 7% от суммы, подлежащей взысканию по исполнительному документу

Сумма исполнительского сбора, подлежащая взысканию с солидарных должников, не может превышать 7% от суммы долга (определение Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации от 02.11.2016 N 71-КГ16-14).

Решением Черняховского городского суда Калининградской области от 30.11.2015, оставленным без изменения апелляционным определением Судебной коллегии по гражданским делам Калининградского областного суда от 27.11.2016, отказано в признании незаконным постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора в отношении каждого из солидарных должников в размере 7% от подлежащей взысканию суммы.

Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды первой и апелляционной инстанций руководствовались положениями части 3.1 статьи 112 Закона об исполнительном производстве, поскольку установление исполнительского сбора в отношении каждого из солидарных должников и его самостоятельное взыскание в размере 7% является мерой публично-правовой ответственности за правонарушение, допущенное каждым из них в процессе исполнительного производства.

Отменяя судебные акты нижестоящих судов, и удовлетворяя требования Р., Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации указала на следующее.

Положения части 3.1 статьи 112 Закона об исполнительном производстве не предусматривают обязанность каждого из солидарных должников в исполнительном производстве самостоятельно уплачивать исполнительский сбор в полном объеме.

Каждый солидарный должник в равной степени обязан уплатить установленный в отношении него исполнительский сбор, поэтому порядок исполнения постановлений судебного пристава-исполнителя о взыскании с каждого из солидарных должников исполнительского сбора аналогичен порядку взыскания в пользу взыскателя по исполнительным документам, предусматривающим солидарную ответственность, то есть без деления суммы исполнительского сбора на части и доли.

Так как исполнительский сбор взыскивается однократно в размере 7% от подлежащей взысканию суммы или стоимости взыскиваемого имущества, то общая сумма непосредственно взысканного исполнительского сбора со всех солидарных должников не должна превышать 7% от суммы, подлежащей взысканию в пользу взыскателя по исполнительному документу, предусматривающему солидарную ответственность.

В Обзоре законодательства и судебной практики Верховного Суда РФ за второй квартал 2010 года», утвержденном Постановлением Президиума Верховного Суда РФ от 15.09.2010 года содержатся следующие разъяснения:

Кто ответчик по делу об уменьшении размера исполнительского сбора или освобождении от его взыскания, если на момент обращения в суд исполнительский сбор зачислен в федеральный бюджет?

Вопрос 2. В ч. 6 ст. 112 Федерального закона «Об исполнительном производстве» предусмотрено, что должник вправе в порядке, установленном данным Федеральным законом, обратиться в суд с иском об отсрочке или о рассрочке взыскания исполнительского сбора, об уменьшении его размера или освобождении от взыскания исполнительского сбора. Кто является надлежащим ответчиком по делам об уменьшении размера исполнительского сбора или освобождении от его взыскания, если на момент обращения в суд исполнительский сбор, уплаченный в добровольном порядке, зачислен в федеральный бюджет?

Ответ. Федеральный закон «Об исполнительном производстве» предоставляет должнику возможность обратиться в суд с заявлением об оспаривании Постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора, с иском об отсрочке или о рассрочке его взыскания, об уменьшении его размера или освобождении от взыскания исполнительского сбора (ч. 6 ст. 112 Закона).

Возвращение должнику исполнительского сбора осуществляется в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации (ч. 11 ст. 112 Закона).

Во исполнение данной нормы Правительством Российской Федерации принято Постановление от 21 июля 2008 г. N 550 «Об утверждении правил возврата должнику исполнительского сбора» (далее — Правил).

Согласно данному Постановлению возврат исполнительского сбора осуществляется на основании заявления, представляемого должником в структурное подразделение территориального органа Федеральной службы судебных приставов, в котором был взыскан исполнительский сбор (п. 3 Правил).

По общему правилу, установленному ст. 160.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, принятие решения о возврате излишне уплаченных (взысканных) платежей в бюджет, пеней и штрафов и представление поручения в орган Федерального казначейства для осуществления возврата в порядке, установленном Министерством финансов Российской Федерации, отнесено к полномочиям администратора доходов бюджета.

Главным администратором доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации по коду бюджетной классификации «Исполнительский сбор» является Федеральная служба судебных приставов (Приказ Министра финансов Российской Федерации от 30 декабря 2009 г. N 150н «Об утверждении указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации»).

Возврат исполнительского сбора, перечисленного на счета, открытые органам Федерального казначейства, предусмотренные п. 4 указанных Правил, осуществляется территориальными органами Федерального казначейства на основании платежного документа администратора доходов бюджета (соответствующего территориального органа Федеральной службы судебных приставов) по предназначенному для учета исполнительского сбора коду классификации доходов бюджетов Российской Федерации в срок, не превышающий трех рабочих дней с даты его представления в территориальный орган Федерального казначейства (п. 5 Правил).

Таким образом, возврат исполнительского сбора из бюджетов всех уровней действующее законодательство относит к полномочиям администратора доходов бюджета.

Следовательно, надлежащим ответчиком по делам, связанным с уменьшением размера исполнительского сбора или освобождением от его взыскания, в случае, когда денежные средства, перечисленные должником в счет уплаты исполнительского сбора, на момент обращения в суд зачислены в федеральный бюджет, должен выступать соответствующий территориальный орган Федеральной службы судебных приставов.

Бесплатная консультация юриста по телефону:

Вслед за вступлением в силу судебного решения, а также актов и исполнительных листов других государственных органов и должностных лиц, наступает этап исполнения требований.

В настоящей статье мы рассмотрим положения ст. 30 Федерального закона «Об исполнительном производстве» N 229-ФЗ, вступившего в силу в 2007 году. Закон определяет условия и порядок принудительного исполнения решений об обязанности по передаче денежных средств, имущества, совершении в чью-то пользу определенных действий, либо, напротив, о запрете конкретных видов деятельности.

Общие положения 30 статьи 229 ФЗ

Статья 30 «Возбуждение исполнительного производства» федерального закона номер 229 регулирует вопросы, связанные с порядком и условиями возбуждения производства на основании исполнительных документов судебных инстанций и иных государственных органов и должностных лиц.

Судебный пристав-исполнитель может начать производство при следующих обстоятельствах:

  1. На основании исполнительного документа по заявлению взыскателя (см. пункты 2 — 4 статьи 30 закона ФЗ-229);
  2. Без заявления — если судом, иным госорганом либо должностным лицом исполнительный документ был направлен непосредственно в службу судебных приставов-исполнителей.

Разберем первую ситуацию.

Заявление о возбуждении исполнительного производства подается лично или по почте взыскателем либо его законным представителем. Последний действует на основании нотариальной доверенности или иного документа, подтверждающего соответствующие полномочия. В заявление включают также ходатайство о совершении конкретных действий. Например, просьбу:

  • Наложить арест на собственность должника, чтобы обеспечить исполнение требований, предусмотренных исполнительным документом об имущественных взысканиях;
  • Ограничить действия экономического характера должника.

Заявление может быть подкреплено известными взыскателю сведениями о должнике. Приложением служат документы об имущественном положении человека, персональных данных и другой имеющей значение для полного и своевременного исполнения требований информацией.

Пристав-исполнитель, в чьем производстве находятся исполнительные документы о взыскании с лица задолженности, обязан применить все предусмотренные законом меры по отысканию имущества или средств, которые могут быть изъяты. Если они не дали результата, исполнительное производство закрывается приставом на основании акта об отсутствии у должника имущества и средств, которые могут быть взысканы.

Если производство по:

  • исполнительным листам, выдаваемым на основании судебных актов (исключая арбитражные суды),
  • листам, содержащим требования о взыскании периодический платежей,
  • судебным приказам и актам
  • или актам различных органов и должностных лиц

прежде оканчивалось по указанной причине, заявление о возобновлении производства может быть подано не ранее, чем спустя 2 месяца после его прекращения. Если же появляется достоверная информация об изменении финансового положения должника, заявления может быть подано раньше.

Подаются заявление и сопутствующие документы в подразделение судебных приставов по месту исполнения. Дело передается приставу в трехдневный срок с момента поступления заявки.

Взыскатель также может направить их в территориальный орган Федеральной службы судебных приставов на имя главного судебного пристава региона. Оттуда документы будут перенаправлены в пятидневный срок в соответствующее подразделение. Если исполнительный документ подлежит немедленному исполнению, отправляется в тот же день.

Пункт 5 статьи 30 закона ФЗ-229. Исполнительное производство возбуждается без получения заявления от взыскателя в следующих ситуациях:

  • Суд, иной орган или должностное лицо направило исполнительный документ напрямую в службу судебных приставов;
  • В процессе принудительного исполнения требований судебным приставом было вынесено постановление о расчете и взыскании задолженности по уплате алиментов в связи с прекращением алиментных обязательств по следующим основаниям:
    • Ребенок дееспособен и достиг 18-летнего возраста;
    • Был усыновлен (удочерен);
    • Лицо (совершеннолетний ребенок или супруг) восстановлено в трудоспособности и не нуждается в получении алиментов;
    • Бывшая супруга (либо супруг), получавшая алименты по нетрудоспособности, вступила в новый брак;
    • Получатель либо плательщик скончался.
      (Основания для прекращения алиментных обязательств предусмотрены абзацем 2 п. 2 ст. 120 СК РФ).
  • В процессе принудительного исполнения требований судебный пристав вынес постановление о взыскании расходов и исполнительских сборов.

Заявление и исполнительный документ с требованием о возвращении ребенка, который был незаконно перевезен или удерживается в России, а также запрос о розыске ребенка должны быть направлены приставу-исполнителю в течение суток после поступления (пункт 7.1 статьи 30).

Запросы о розыске ребенка направляются центральным органом, уполномоченным в сфере исполнения обязательств по международным соглашениям России, в подразделение ФССП по последнему месту жительства или пребывания лица, у которого может находиться ребенок, местонахождению недвижимости этого человека и др. (пункт 5.1 ст. 30 закона 229-ФЗ).

При поступлении заявления и исполнительного документа в распоряжение пристава, тот должен в трехдневный срок принять решение о возбуждении производства, либо об отказе (пункт 8-ой статьи 30).

При поступлении исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, дело без промедления передается уполномоченному в рамках соответствующей территории приставу. На принятие решения о возбуждении производства либо отказе в его возбуждении отводятся сутки (пункт 10 статьи 30).

Если дело было принято к производству, но в удовлетворении ходатайства о наложении ареста на имущество или ограничении действий должника отказано, пристав прописывает комментарий о мотивах отказа в постановлении о возбуждении производства (пункт 9 статьи 30 закона ФЗ 229).

Если в отношении должника впервые поступает заявление и исполнительный документ, закон предусматривает обязанность пристава указать в постановлении о возбуждении производства срок для добровольного исполнения требований и предупредить должника о том, что по истечении предоставленной отсрочки служба приступит к принудительному исполнению.

Стандартный срок для добровольного исполнения, предусмотренный законом, имеет продолжительность 5 дней с момента вручения постановления должнику.

Срок для добровольного исполнения требований не устанавливается, если производство было возбуждено по исполнительным документам:

  • Подлежащим немедленному исполнению;
  • По которым уже возбуждалось производство ранее;
  • О конфискации имущества;
  • Об отбывании обязательных работ;
  • О принудительном выдворении из России иностранца или апатрида;
  • По запросу о розыске несовершеннолетнего;
  • По документу, выданному судом в отношении другой страны.

Судебный пристав-исполнитель в постановлении о возбуждении производства:

  • Обязывает должника представить документы о принадлежащих ему имуществе, в том числе залоговом, и денежных средствах на банковских счетах (вкладах), которые не могут быть взысканы;
  • Предупреждает того об установлении временных ограничений, предусмотренных законом, если должник в течение срока, отведенного для добровольного погашения долга, не сделал этого без уважительной на то причины.

Согласно п. 17 ст. 30 ФЗ об исполнительном производстве, в случае возбуждения исполнительного производства, канцелярия ФССП отправляет копию постановления судебного пристава-исполнителя не позднее, чем на следующий день после принятия решения, должнику, взыскателю и стороне, направившей в службу исполнительный документ (суду, иному органу или должностному лицу).

Если в роли должника в исполнительном производстве выступает представитель государственной власти, муниципальный или государственный служащий, должностное лицо государственного учреждения или коммерческой организации, в случае неисполнения такому лицу может грозить уголовная ответственность. Пристав-исполнитель обязан предупредить об этом должника в постановлении о возбуждении исполнительного производства (пункт 18 статьи 30 закона ФЗ-229).

Комментарии и разъяснения к статье 30

Следует пояснить, что расходы, которые несут приставы в ходе своей работы, в полном объеме предстоит компенсировать должнику. К таким расходам относят плату за перевозки, пересылки, хранение имущества, переводы, расходы на поиск должника или разыскиваемого ребенка и пр. А исполнительский сбор — это, по сути, штраф за несвоевременную уплату долга и нарушение отведенных приставом сроков.

Расходы и исполнительские сборы, обозначенные до окончания основного производства, оплачиваются без возбуждения отдельного дела (пункт 15 настоящей статьи). В противном случае возбуждается отдельное производство по вынесенным и не исполненным постановлениям о взыскании расходов и исполнительских сборов (пункт 16 статьи 30).

Уголовная ответственность за злостное неисполнение судебного акта и препятствование его исполнению, согласно статье 315 УК РФ, может грозить представителю гос. власти, муниципальному или государственному служащему, должностному лицу госучреждения или коммерческой организации:

  • Штрафом размером до 200 тыс. рублей или в размере дохода (зарплаты) осужденного лица за последние 1,5 года максимально;
  • Запретом на участие в определенной деятельности либо лишением права занимать определенные должности продолжительностью до 5 лет;
  • Обязательными работами до 480 час.;
  • Принудительными работами на период до 2-х лет;
  • Арестом длиной до полугода;
  • Заключением на срок до 2-х лет.

Скачать текст закона об исполнительном производстве

Структура статьи 30 закона ФЗ 229 об исполнительном производстве представлена 18-ю пунктами. Выше нами были рассмотрены все пункты статьи с учетом изменений, внесенных в ходе последней редакции закона, имевшей место в 2013 году.

Предлагаем вам также скачать Федеральный закон от 02.10.2007 N 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» в последней редакции для подробного ознакомления с содержанием других статей столь объемного закона. Всего их в действующей редакции 130, поэтому на нашем сайте вы можете найти множество статей (пример), в которых рассматриваются отдельные положения закона.

Бесплатная консультация юриста по телефону:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *