Что проверяет Ростехнадзор в 2020 году

За чем следит Энергонадзор?

Руководство службой энергонадзора осуществляет Правительство РФ.

В регионах функции надзора исполняют территориальные органы межрегионального уровня. Как правило, этими органами осуществляется надзор за объектами и предприятиями нескольких отраслей.

В компетенцию Энергонадзора входит:

контроль (в пределах своей компетенции) за соблюдением требований по безопасности в электроэнергетике, включая требования по безопасности эксплуатации тепловых и электрический сетей и установок за исключением бытовых,
контроль за строительством, реконструкцией и капитальным ремонтом объектов.

То есть главной задачей Энергонадзора является предупреждение аварий, получения травм, а также снижение негативного воздействия на состояние окружающей среды и здоровье людей в результате деятельности объектов, и обеспечение безопасности, предупреждение техногенных аварий.
В своей деятельности Энергонадзор может руководствоваться: указами и распоряжениями Президента РФ, Конституцией РФ, актами Ростехнадзора и Минприроды, федеральными законами и актами, а также международными договорами РФ.

Плановые проверки Энергонадзора

Плановые проверки могут осуществляться Энергонадзором не чаще, чем один раз в три года. Основанием для таких проверок является ежегодный план Энергонадзора. Информацию о плановых проверках можно найти на сайтах Генеральной прокуратуры РФ (www.genproc.gov.ru) и территориальных органов Ростехнадзора. Узнать точные адреса сайтов, контактные телефоны, а также данные руководителей можно на http://www.gosnadzor.ru/contacts_territorialnye_organy_terr_upravlenie/.

Также много полезной информации можно найти на сайте центрального аппарата Федеральной службы по технологическому, экологическому и атомному надзору (www.gosnadzor.ru).

Основанием для включения предприятия в список для плановой проверки может являться:

истечение 3-х лет со дня проведения последней плановой проверки,
истечение 3-х лет со дня государственной регистрации предприятия.

Предметом проверки является безопасность используемых электротехнических установок и сетей.

В случае если предприятие является подрядчиком (заказчиком) или застройщиком, то Энергонадзор может проводить проверку также при вводе объекта в эксплуатации или возникновении аварий.

Также стоит учесть, что проверка может быть комплексной, то есть проводиться не только инспекторами территориального органа Энергонадзора, но и сотрудниками центрального аппарата Ростехнадзора с любым количеством проверяющих лиц.

Проведение плановой проверки не означает приезд инспекторов на предприятие. Перед проверкой специалисты Ростехнадзора проверяют ежегодный отчет предприятия по организации производственного контроля и его осуществления. Необходимость выезда инспекторов возникает при обнаружении нарушений (например отсутствие или неправильное составление отчета, окончание срока действия лицензии и т.п.).

Внеплановые проверки Энергонадзора

Для проведения внеплановой проверки предприятия Энергонадзором в качестве основания может выступать заявления и обращения от физических лиц, индивидуальных предприятия, юридических лиц, органов местного самоуправления и государственной власти, а также информация в СМИ о следующих фатах:

причинении вреда здоровью, жизни граждан, растениями, животным, окружающей среде, а также объектам культурного наследия народов РФ и возникновение чрезвычайных ситуаций техногенного и природного характера,
возникновении угрозы причинения вреда здоровью и жизни граждан и животным, окружающей среде, растениям, памятникам культуры и истории народов РФ, безопасности государства, а также угрозы чрезвычайных ситуаций техногенной и природного характера.

Нарушение и наказание от Энергонадзора

При выявлении в ходе проверки нарушений инспекторы Энергонадзора выносят предписание бюджетной организации об их устранении, выполнение которого они в дальнейшем должны проконтролировать.

Пример. В отношении ГОУ «СОШ №202» г. Санкт-Петербург 4 июля 2013 года была завершена проверка, которая проводилась с целью контроля за соблюдением обязательных требований по безопасности при технической эксплуатации энергоустановок и сетей предприятий и требований в области электроэнергетики.
Если при проведении проверки инспекторы Энергонадзора выявляют нарушения, то они обязаны выдать руководителю бюджетной организации предписание об их устранении с указанием сроков. Впоследствии инспекторы обязаны проконтролировать, исполнены ли требования предписания, устранены ли выявленные нарушения.

В ходе проверки было выявлено 37 нарушений:

несоблюдение обязательных форм работы с персоналом,
отсутствие организации безопасного проведения работ в электроустановках,
несоответствие требованиям состава и ведения оперативной и технической документации.

По итогам проверки должностное лицо было привлечено к административной ответственности в виде наложения штрафа.

Если при проведении проверки устанавливается, что деятельности организации представляет собой непосредственную угрозу причинения вреда жизни и здоровью граждан, растениям, животным, безопасности государства, возникновения чрезвычайных ситуаций техногенного и природного характера, либо такой вред причинен, представители Ростехнадзора обязаны принять меры незамедлительно вплоть до временного запрета деятельности организации. Кроме этого, инспекторы могут изъять из оборота продукцию, которая представляет угрозу и довести до сведения граждан информацию об угрозе причинения вреда и способах, которые помогут его предотвратить.

Как правило, при выявлении в ходе проверки нарушений налагаются штрафы в размере 2-3 тыс. рублей для должностных лиц и 20-30 тыс. рублей для юридических лиц. Приостановление деятельности применяют при нарушениях, создающих угрозу жизни и здоровью людей или угрозу возникновения техногенной катастрофы.

Права проверяемого Энергонадзором

Порядок проведения проверок регламентируется ФЗ № 294 от 26.12.2008 г. Согласно нему руководитель бюджетной организации имеет право:

лично присутствовать при проверке,
получать от инспекторов информацию, которая предусмотрена ФЗ и относится к предмету проверки,
давать объяснения к вопросам, касательно предмета проверки,
ознакамливаться с результатами проверки и указывать в соответствующем акте свое согласие или несогласие с результатами или действиями инспекторов,
обжаловать действия или бездействие инспекторов, которые повлекли нарушение прав организации как в административном, так и в судебном порядке (согласно законодательству РФ).

В случае если проверка, по мнению руководителя организации, неправомочно или проходит с нарушение прав стоит помнить о ст. 212 ТК РФ, согласно которой работодатель обязан предоставлять федеральным органам исполнительной власти, которые осуществляют функции по контролю и надзору в установленной сфере деятельности, «информацию и документы, необходимые для осуществления ими своих полномочий», а также обеспечить «беспрепятственный допуск… должностных лиц федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных на проведение государственного надзора и контроля, в целях проведения проверок условий и охраны труда и расследования несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний». То есть руководитель организации должен в любом случае обеспечить возможность осуществления проверки, но имеет право потом ее опротестовать.

Срок проведения проверки составляет не более 20 рабочих дней. Но в связи с необходимостью проведения длительных или сложных экспертиз, испытаний и расследований, внеплановая выездная проверка может быть продлена, но не более чем на 20 дней, а в отношении малых и микропредприятий – не более чем на 15 часов.

Положение об энергетическом надзоре на федеральном железнодорожном транспорте

УТВЕРЖДЕНО
МПС России
27.05.99 N ЦЭ-665

I. Основные положения

1. Положения о ведомственном энергетическом надзоре на федеральном железнодорожном транспорте разработано на основании и в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 12.08.98 N 938 «О государственном энергетическом надзоре в Российской Федерации» и указанием МПС России от 22.08.98 N 368пр-у.

2. Основной задачей ведомственного энергетического надзора (далее — ведомственный энергонадзор) на федеральном железнодорожном транспорте является осуществление контроля за:
— рациональным и эффективным использованием электрической энергии;
— проведением мероприятий, обеспечивающих безопасное обслуживание электроустановок;
— техническим состоянием электроустановок;
— соблюдением требований государственного стандарта по качеству электрической энергии.

3. Государственный энергетический надзор на всех предприятиях и в организациях, входящих в состав железных дорог (далее — предприятия) и выполняющих эксплуатацию, модернизацию, реконструкцию, ремонт и строительство электроустановок напряжением до и выше 1000 В, осуществляют органы государственного энергетического надзора в Российской Федерации (далее — госэнергонадзор).

4. Ведомственный энергонадзор на федеральном железнодорожном транспорте во взаимодействии с госэнергонадзором осуществляется специально назначенными работниками хозяйства электрификации и электроснабжения.

5. Учитывая специфику электроустановок тягового электроснабжения федерального железнодорожного транспорта госэнергонадзор и ведомственный энергонадзор в своей работе руководствуются Решением о разграничении области применения правил и указаний МПС России и Минтопэнерго России от 05.04.99 N К-3055/КЮ-2444.

6. Обеспечение выполнения требований правил и инструкций по техническому содержанию, безопасной эксплуатации электроустановок, соблюдение режима потребления и экономии электрической энергии, выполнение указаний и предписаний работников госэнергонадзора или ведомственного энергонадзора, а также обучение и наличие соответствующей квалификации по электробезопасности лиц, ответственных за электрохозяйство, является обязанностью руководителей предприятий.

7. Вопросы численности, административной подчиненности, состава и количества контролируемых ими объектов находятся в ведении руководства железной дороги и решаются на основе предложений службы электроснабжения железной дороги.
Непроизводственные организации (больницы, школы, детские сады и т.д.), получающие электроэнергию от акционерных обществ энергетики и электрификации, проверяются ведомственным энергонадзором на основании отдельных поручений руководства железной дороги или МПС России.

8. Работнику, осуществляющему ведомственный энергонадзор на подконтрольных предприятиях, выдается удостоверение за подписью руководства железной дороги. Форма удостоверения устанавливается службой электроснабжения железной дороги.

9. Методологическое руководство и контроль за деятельностью ведомственного энергонадзора осуществляется Департаментом электрификации и электроснабжения МПС России и Департаментом государственного энергетического надзора и энергосбережения Минтопэнерго России.

10. Организация работы ведомственного энергонадзора на железной дороге осуществляется службой электроснабжения под руководством главного инженера железной дороги.

11. Работники ведомственного энергонадзора должны иметь пятую группу по электробезопасности и выполнять проверки по конкретным планам, утверждаемым руководителем по подчиненности.

12. Работники ведомственного энергонадзора несут ответственность за невыполнение возложенных на них обязанностей в соответствии с законодательством Российской Федерации.

II. Функции ведомственного энергонадзора

13. Функции ведомственного энергонадзора в МПС России возлагаются на Департамент электрификации и электроснабжения, который:
а) разрабатывает рекомендации и мероприятия по вопросам организации работы ведомственного энергонадзора;
б) проводит выборочные проверки организации работы ведомственного энергонадзора на железных дорогах;
в) обобщает результаты работы, проделанной ведомственным энергонадзором на железных дорогах, на основе которых готовит материалы для рассмотрения у руководства МПС России;
г) анализирует результаты работы железных дорог по использованию и экономии электрической энергии;
д) организует общесетевые школы по обмену опытом, курсы повышения квалификации работников, занимающихся вопросами ведомственного энергонадзора.

14. Функции ведомственного энергонадзора на железной дороге возлагаются на службу электроснабжения, которая:
а) разрабатывает и представляет на утверждение руководству железной дороги предложения по структуре и численности работников ведомственного энергонадзора, дорожный план работы ведомственного энергонадзора, контроль за его выполнением;
б) доводит до сведения работников ведомственного энергонадзора нормативно-технические и иные акты МПС России и железных дорог;
в) проводит дорожные семинары по обучению и обмену опытом работников ведомственного энергонадзора;
г) разрабатывает информационные листки, памятки, рекомендации, указания по железной дороге с целью обучения работников ведомственного энергонадзора, улучшения и повышения действенности их работы;
д) осуществляет проверки работы, выполняемой работниками ведомственного энергонадзора на отделениях железной дороги, проводит выборочные проверки подконтрольных предприятий;
е) готовит материалы на основании отчетов работников ведомственного энергонадзора для рассмотрения у руководства железной дороги, а также ежегодно представляет сведения о проделанной на железной дороге работе по вопросам ведомственного энергонадзора в Департамент электрификации и электроснабжения МПС России.

15. Функции ведомственного энергонадзора на предприятиях возлагаются на дистанции электроснабжения, которые:
а) осуществляют на подконтрольных предприятиях надзор за:
— соблюдением нормативно-технических актов МПС России по эксплуатации и обслуживанию устройств контактной сети, тяговых подстанций и электроустановок потребителей (приложение к настоящему Положению);
— техническим состоянием электроустановок, выполнением графиков ремонта и профилактических испытаний оборудования электроустановок, проведением мероприятий, обеспечивающих безопасное их обслуживание с целью предупреждения электротравматизма; соблюдением порядка проверки знаний по электробезопасности у лиц, ответственных за электрохозяйство, и других работников в соответствии с нормативными актами МПС России о проверке знаний по охране труда на федеральном железнодорожном транспорте;
— проведением мероприятий, повышающих надежность работы электроустановок, улучшающих качество электрической энергии;
— рациональным и эффективным использованием электрической энергии, соблюдением установленных планов, норм и режимов электропотребления, выполнением планов мероприятий и заданий по экономии электрической энергии;
б) при обнаружении нарушений, угрожающих электробезопасности обслуживающего персонала, немедленно сообщают руководству предприятия — владельцу данной электроустановки, выдают ему предписание на запрещение эксплуатации до устранения неисправности, а в случае неустранения нарушений сообщают руководству железной дороги (отделения железной дороги);
в) по результатам обследований электроустановок составляют акты, вручают руководителям предприятий обязательные для исполнения предписания, контролируют их исполнение, устранение нарушений и замечаний в установленные сроки;
г) участвуют в:
— расследовании случаев электротравматизма, повреждений электроустановок, которые произошли на подконтрольных предприятиях, дают по ним свое заключение;
— работе комиссий по приемке в эксплуатацию вновь смонтированных или реконструированных электроустановок подконтрольных предприятий;
— рассмотрении предложений, направленных на экономию электрической энергии;
д) подготавливают материалы о выявленных и не устраненных в срок нарушениях и недостатках для рассмотрения у руководства железной дороги (отделения железной дороги) с целью принятия мер;
е) направляют в службу электроснабжения железной дороги сведения о проделанной работе.

III. Права работников ведомственного энергонадзора

16. Работники, на которых возложено проведение ведомственного энергонадзора, имеют право:
а) беспрепятственного доступа в любое время суток к электроустановкам всех подконтрольных предприятий по предъявлении служебного удостоверения;
б) производить отключение и опломбирование электроустановок (или части их) в случаях:
— неудовлетворительного состояния электроустановок, угрожающего аварией или пожаром, представляющего опасность для жизни или здоровья обслуживающего персонала или населения;
— неоднократного нарушения сроков оплаты за использованную электроэнергию в расчетном периоде;
— самовольного присоединения токоприемников к сети дистанции электроснабжения без надлежащего оформления договорных отношений по электропотреблению или увеличения мощности сверх значения, обусловленного договором;
— присоединения токоприемников помимо счетчика или нарушения схем учета электроэнергии;
в) давать руководителям предприятий обязательные для исполнения предписания об отстранении от работы на электрических установках лиц, не имеющих соответствующей группы по электробезопасности или с просроченной датой проверки знаний по электробезопасности, а также нарушающих правила техники безопасности во время работы;
г) ставить вопрос о назначении внеочередной проверки знаний правил эксплуатации электроустановок потребителей и правил техники безопасности при эксплуатации электроустановок потребителей у ответственных за электрохозяйство подведомственных предприятий и электротехнического персонала при систематических нарушениях вышеуказанных правил и невыполнении предписаний ведомственного энергонадзора;
д) давать подконтрольным предприятиям обязательные для исполнения предписания по:
— установке приборов учета, систем контроля и регулирования расхода электроэнергии;
— ликвидации нерационального расходования электрической энергии или нарушений установленного режима электропотребления;
— устранению снижения показателей качества электроэнергии по вине потребителя до значений, нарушающих нормальное функционирование электроустановок дистанции электроснабжения и других потребителей;
— погашению задолженности по оплате за использованную электрическую энергию в установленные сроки;
— устранению иных нарушений правил пользования электроэнергией;
е) представлять в установленном порядке материалы на руководителей предприятий, систематически допускающих нарушения при эксплуатации электроустановок потребителей или нерациональное использование электрической энергии, не выполняющих предписаний работников ведомственного энергонадзора и госэнергонадзора, в административные комиссии органов местного самоуправления для принятия мер воздействия;
ж) требовать от руководителей предприятий информацию о выполнении предписаний, устранении нарушений и выявленных недостатков.

IV. Проверка знаний на группу по электробезопасности у работников ведомственного энергонадзора

17. Проверка знаний на группу по электробезопасности работников ведомственного энергонадзора проводится 1 раз в 3 года квалификационной комиссией, назначенной в установленном порядке:
а) у работников ведомственного энергонадзора, находящихся в штате управления железной дороги, — комиссией службы электроснабжения железной дороги, с участием руководителя службы или его заместителя, представителя отдела охраны труда железной дороги или представителя дорпрофсожа, государственного инспектора по энергонадзору, в пределах ведения которого расположено управление железной дороги;
б) у работников ведомственного энергонадзора, находящихся в штате отделения железной дороги и дистанций электроснабжения, — комиссией отделений железной дороги с участием руководителя отделения или его заместителя, ответственного за электрохозяйство отделения железной дороги (главного энергетика или начальника отдела электроснабжения, аттестованного в комиссии с участием государственного инспектора по энергонадзору), представителя сектора (группы) охраны труда отделения железной дороги или представителя райпрофсожа, государственного инспектора по энергонадзору, в пределах ведения которого расположено отделение железной дороги.
Положение об энергетическом надзоре на железнодорожном транспорте, утвержденное МПС СССР 12.09.91 N ЦЭ-4870, считается не действующим на территории Российской Федерации.

Приложение. Перечень нормативно-технических актов МПС России по эксплуатации и безопасному обслуживанию контактной сети, тяговых подстанций, электроснабжения автоблокировки и связанных с ними устройств

Приложение
к Положению об энергетическом
надзоре на федеральном
железнодорожном транспорте
от 27 мая 1999 года N ЦЭ-665

1. Правила устройства и технической эксплуатации контактной сети электрифицированных железных дорог МПС России от 12.07.93 N ЦЭ-197;

2. Инструкция по техническому обслуживанию и ремонту оборудования тяговых подстанций, пунктов питания и секционирования электрифицированных железных дорог МПС России от 30.06.92 N ЦЭ/39;

3. Инструкция по технике безопасности при эксплуатации тяговых подстанций, пунктов электропитания и секционирования электрифицированных железных дорог МПС России от 15.01.96 N ЦЭ-402;

4. Правила техники безопасности при эксплуатации контактной сети электрифицированных железных дорог и устройств электроснабжения автоблокировки МПС СССР от 20.02.87 N ЦЭ/4506;

5. Инструкция по технике безопасности для электромонтеров контактной сети МПС СССР от 06.06.90 N ЦЭ/4816.

Текст документа сверен по:
«Экономика железных дорог»,
N 8, 1999 год

Каждый владелец электроустановки должен заблаговременно оформить, бережно хранить и предъявлять по требованию соответствующих органов следующие документы:

Акт разграничения балансовой и эксплуатационной ответственности сторон.

Акт сдачи-приёма электромонтажных работ.

Акт о проведении скрытых электромонтажных работ.

Акт допуска электроустановки в эксплуатацию.

Акт о проведении демеркуризации ртуть-содержащих люминесцентных ламп.

Ксерокопия лицензии организации выполнявшей электромонтаж, заверенная печатью этой организации.

Проект электроснабжения согласованный в органах Государственного энергетического, технологического и атомного надзора Ростехнадзора.

Исполнительная схема электроустановки.

Действующий технический отчёт о проведении испытаний и измерений.

Приказ о назначении ответственного за электрохозяйство.

Приказ о назначении заместителя ответственного за электрохозяйство.

Журнал с записью о присвоении ответственному за электрохозяйство и его заместителю четвёртой группы по электробезопасности.

Ксерокопии удостоверений ответственного и заместителя ответственного за электрохозяйство заверенные печатью организации-владельца электроустановки.

Паспорт прибора учёта электроэнергии.

Журнал учёта электроэнергии.

Журнал контроля приборов учёта.

Журнал контроля средств защиты.

Журнал учёта огнетушителей.

Журнал ведения инструктажа на рабочем месте с аттестацией на первую группу.

Журнал контроля проверки знаний ответственного за электрохозяйство.

Журнал оперативного переключения электроустановки.

Ксерокопии сертификатов на установленное электрооборудование, провода, кабели и светильники, заверенное предприятием-поставщиком.

Договор с обслуживающей организацией ответственной за электрохозяйство в данном помещении (необходим в случае отсутствия ответственного из числа сотрудников собственной организации).

Перечень электротехнических работ выполняемых в порядке текущей эксплуатации.

График проведения планово-предупредительных работ направленных на обеспечение безопасности в работе электроустановки.

План эвакуации при пожаре заверенный печатью организации-владельца электроустановки.

Должностная инструкция действий сотрудников организации в случае пожара.

ВАЖНО: Если Вы обнаружили в своём ведомстве нехватку того или иного документа из указанного перечня, Вам следует незамедлительно связаться с нами. Специалисты отдела консалтинговых услуг помогут Вам в получении либо восстановлении необходимых документов, без преостановки деятельности Вашей организации. Небрежное отношение к технической документации может привезти к нежелательным результатам в случае проведения плановых проверок надзорными органами, в этом случае Ваше время на получение недостающих документов будет ограничиваться предписанием, а так же может повлечь за собой штрафы и отключение от сети электроснабжения.

В случае неуверенности и сомнений в правильности оформления Ваших документов, а так же их достаточной укомплектованности у Вас есть возможность обратиться к нам для проведения ревизии в рамках Договора энерго-аудиторской проверки. Так же мы можем осуществлять текущий контроль за эксплуатацией Вашей электроустановки. Проведение профилактических электроиспытаний для Вас в этом случае будет осуществляться по льготным тарифам.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *