Что грозит за автоподставу?

интересная статейка попалась

В Госдуму внесен законопроект, призванный ужесточить наказание за так называемые «автоподставы» – имитацию ДТП с последующим вымогательством денег.

Жертвой автоподставы может стать практически каждый российский автомобилист. За исключением, пожалуй, тех, кто ездит с мигалками и машинами
сопровождения, или тех, кто передвигается на древних «жигулях», «волгах» и «москвичах» и с кого, как говорится, просто нечего взять. А обладатели
дорогих и не очень иномарок рискуют в один не самый прекрасный день стать жертвой дорожных грабителей. Способов отъема денег у автомобилистов
предостаточно – под нос вам могут сунуть и «корочку» какого-нибудь грозного силового ведомства, грабителем может оказаться и вполне интеллигентного
вида человек и даже барышня. Времена, когда автовладельца после мнимого ДТП окружала агрессивно настроенная толпа молодых людей характерного вида,
почти остались в прошлом, хотя и подобные случаи все еще не редкость на обширных российских просторах. Но что роднит все без исключения подобные
ситуации, так это чисто суворовская формула «разводки» – глазомер, быстрота, натиск. После чего ошарашенный, растерявшийся автомобилист, за редким
исключением, лишается энной суммы.

Бороться с автоподставами пытались и раньше, но они и по сей день остаются головной болью как автомобилистов, так и страховых компаний. К тому же
очень часто автоподставщики действуют под прикрытием разного рода оборотней в погонах, что делает борьбу с ними и вовсе неэффективной. Да и в случае
поимки с поличным серьезные наказания подставщикам также не грозят, так как гуманный российский Уголовный кодекс расценивает данный вид преступления
как простое мошенничество. Хотя очень часто автоподставы совершаются группой лиц, наносят ущерб как транспортному средству автомобилиста, так и его
здоровью, и не будет преувеличением назвать автоподставщиков разбойниками с большой дороги. Причем это не оборот речи, а констатация факта. Ведь в
отношении жертвы, как правило, применяются запугивание и угрозы, иногда и физическое воздействие. А заканчивается всё насильственным изъятием
денежных средств. То есть налицо, без всяких оговорок, разбой в чистом виде.

Что же предлагает внесенный в Государственную Думу законопроект? Судя по его тексту: «…данный вид преступления выходит далеко за рамки простого
мошенничества, поскольку сопряжен с вымогательством денег, угрозами, а также с нарушением правил безопасности движения и повреждением транспортных
средств потерпевших», депутаты, похоже, готовы взяться за автоподставщиков всерьез. Да и наказание предусмотрено вроде серьезное – лишение свободы
сроком до 7 лет и штраф в 1 миллион рублей. Но… это лишь верхняя граница. Угодить на нары на семь лет и расстаться с миллионом рублей можно будет
лишь в том случае, если будет доказано, что автоподставщики действовали группой и нанесли вред здоровью потерпевшего. Но если все закончилось
обыкновенной, «интеллигентной разводкой», без угроз и рукоприкладства, да еще и тет-а-тет, то и срок будет другой. А может, и вообще не будет, так
как доказать факт автоподставы будет очень непросто, а то и вовсе невозможно.

Возникает и другой вопрос. Кто будет бороться с автоподставами? Ведь не секрет, что подчас борцы с преступностью сами являются её активной составной
частью. Если посмотреть различные интернет-форумы, посвященные автоподставам, то выяснится любопытная вещь – десятки людей пишут о конкретных
автомобилях, на которых работают автоподставщики. Более того, многие выкладывают в Сеть даже видео автоподстав, на которых отчетливо видны номера
автомобилей подставщиков. Казалось бы, имея такое количество материала, правоохранительным органам остается только «паковать» мерзавцев и тащить их в
суд. Но… проблема до сих пор не решена.

И еще есть один момент, который наводит на определенные размышления. Автоподставы появились не вчера, не год назад и даже не в этом веке. О них было
известно еще в середине девяностых, причем уже тогда этот криминальный бизнес был отлажен и работал, как хорошие швейцарские часы. Спрашивается,
почему же только сейчас народные избранники вдруг так озаботились проблемой автоподстав? Почему они их в упор не видели все эти долгие годы, позволяя
твориться дорожному разбою буквально у себя под носом? Если почитать те же интернет-форумы, то выяснится, что подставы совершаются не где-то за сотни
и тысячи километров от Москвы, а на Садовом кольце, Третьем транспортном, МКАДе и на всех без исключениях московских шоссе. В столице работают
десятки подставщиков, причем работают успешно и их количество не только не снижается, а наоборот, растет. По данным Министерства транспорта РФ и
ГИБДД, только с 2010 года количество автоподстав выросло на 10-15%. Но это официальная статистика. А какова же реальная цифра? Сколько десятков, а то
и сотен автоподстав остались «за кадром»?

Создается такое ощущение, что наши депутаты начали бороться с болезнью только тогда, когда она стала совершенно неизлечимой. Да и средства для её
лечения предлагаются какие-то весьма сомнительные. По большому счету, данный законопроект, внесенный в Думу, – это лишь набор благих ПРЕДВЫБОРНЫХ
пожеланий. О которых, скорее всего, забудут уже 5 марта, после того как страна узнает имя нового-старого президента. Но даже если депутаты всерьез
намерены бороться с таким уродливым явлением, как автоподставы, надо вносить такой законопроект, который моментально отбил бы охоту заниматься
разбоем на дорогах. А уж как это сделать, так пусть об этом мудрые законодатели думают сами. Но ясно одно – полумеры в данном случае точно не
помогут. Лечить запущенную форму болезни нужно не выпиской рецептов, а хирургическим путем.

Ну а всем остальным автомобилистам остается лишь пожелать быть бдительными и не поддаваться на провокации. В случае автоподставы, как впрочем и
любого другого ДТП, действовать строго по закону, в прения с разного рода товарищами не вступать, на их «корочки» внимания не обращать и первым делом
вызывать сотрудников полиции. В конце концов, надо помнить, что автоподставы существуют во многом благодаря самим автомобилистам. Многие из них
предпочитают практически добровольно расстаться со своими деньгами, нежели проявить хоть малейшую твердость, чем играют преступникам на руку и
облегчают им жизнь. И если на законодательную власть надежд мало, даже несмотря на вносимые законопроекты, то начинать в таком случае надо с самих
себя. В конце концов, лишить любого гражданина на законных основаниях денежных средств может суд и ТОЛЬКО суд, а всё остальное – это криминал в
чистом виде. С которым нужно и можно бороться.

Преступлений, совершаемых на дороге, в настоящее время совершается достаточно много. В первую очередь, это касается совершаемых на дороге автоподстав. Эти преступления направлены на получение денежных средств от потенциальной жертвы путем вымогательства после совершения преступления.

Дорогие читатели! Для решения именно Вашей проблемы — звоните на горячую линию или задайте вопрос на сайте. Это бесплатно.

8 (800) 350-31-84

Нормативная база

Умышленные преступления, совершаемые на территории Российской Федерации с использованием автомобильного транспорта относятся к группе автоподстав. Это преступления, направленные на получение денежных средств у жертвы при условии, что такие средства будут получены от жертвы в момент окончания преступления. Относятся к спектру преступлений мошеннического характера, основанные на доверчивости жертвы.

Основные виды наказания за совершение таких преступлений предусмотрены положениями статьей 163 «Вымогательство» и 330 «Самоуправство» Уголовного Кодекса Российской Федерации. В соответствии с этими статьями за совершение такого наказание может назначаться дифференцированно, в зависимости от того, о какой именно статье идет речь.

Так, если говорить об автоподставе как о вымогательстве, то наказание может варьироваться от ограничения свободы на срок до четырех лет до лишения свободы на срок до пятнадцати лет со штрафом до одного миллиона рублей.

Если речь идет о самоуправстве как о юридической основе преступления, то наказание может находиться в диапазоне от штрафа с максимальным размером до восьмидесяти тысяч рублей до лишения свободы на срок до пяти лет.

Непосредственный выбор того вида наказания, которое необходимо применить, с указанием его размеров осуществляет суд на основании изучения имеющихся материалов дела.

Виды автоподстав

Для того, чтобы понимать, от каких именно преступных посягательств на финансы или имущество следует остерегаться водителю, необходимо определить, какие виды автоподстав существуют на сегодняшний день.

Одними из самых популярных видов таких преступлений считаются:

  • мошенничества, совершаемые для получения компенсации от страховых компаний. Как правило, для таких преступлений используются дорогие автомобили, а при составлении протокола указываются увеличенные повреждения (на сегодняшний день используются реже, так как получение материальной выплаты теперь возможно только в ходе судебного разбирательства, а прямые выплаты потерпевшим заменены ремонтными работами);
  • подставы с использованием пешеходов (используются для получения непосредственной компенсации вреда на месте и чаще всего осуществляются на нерегулируемым пешеходных переходах, где нет камер наблюдения систем «Безопасный город» и аналогичных им для фиксации нарушений правил дорожного движения);
  • подставы с инициацией нарушений правил дорожного движения жертвой
    мошеннических действий (это может быть принуждение к экстренному торможению, изменению полосы движения или резкому перестроению во избежание столкновения с другим автомобилем, при котором повреждения наносятся автомобилю мошенников, находящемуся либо в «мертвой» зоне автомобиля жертвы, либо в соседней полосе, но едущему слишком близко и другие возможные варианты);
  • имитации ударов одного транспортного средства о другое (водителю доказывают, что он совершил дорожно-транспортное происшествие, которого на самом деле не было, так как мошенники его инсценировали).

Жертвами перечисленных автомошенничеств являются, как правило, либо неопытные водители, либо те, кто на дороге ведет себя достаточно рассеянно, например, разговаривает по мобильному телефону.

Кроме того, для выбора жертв у автомошенников есть также и критерий стоимости автомобиля – средний класс, относимый к бюджетным иномаркам или относимым по стоимости чуть выше бюджетных. Владельцы отечественных подержанных автомобилей становятся жертвами автоподставщиков гораздо реже.

Механизм защиты

Для того, чтобы защититься от автоподставщиков, необходимо соблюдать простые правила безопасностей на дороге, а именно:

  • соблюдение правил дорожного движения для обеспечения собственной безопасности и обеспечения возможности подтверждения собственной законопослушности;
  • использование видеорегистратора для записи всего, что происходит на дороге и вокруг автомобиля;
  • максимальное обеспечение собственной безопасности дорожного движения, в том числе вызов инспекторов ДПС или аварийного комиссара на место происшествия (вызвать их необходимо самостоятельно для того, чтобы быть уверенным в том, что прибудут именно они, а не сообщники мошенников).

В том случае, если преступление мошеннического характера все же было совершено, следует обратиться в полицию по месту регистрации с соответствующим заявлением.

В этом документе, который ложится в основу проведения проверки по факту совершения преступления, следует указать:

  • дату и место дорожно-транспортного происшествия, а также указать автомобили, которые в нем участвовали;
  • предоставить данные о том, был ли осуществлен вызов аварийного комиссара или инспекторов ДПС на место происшествия;
  • указать, какие мероприятия были проведены инспекторами Государственной инспекции дорожного движения для установления истинных виновных в произошедшем дорожно-транспортном происшествии;
  • перечислить количество и вид материалов, используемых в качестве доказательств того, что имело место быть преступление мошеннического характера, а также того, что заявитель является жертвой такого преступления.

Предоставленные материалы проверяются сотрудниками полиции и по результатам проверки выносится решение о возбуждении уголовного дела или об отказе в таковом. Последний может быть обжалован в суде.

Автоподставы на сегодняшний день – один из наиболее распространенных вариантов преступлений, связанных с автомобилями и их владельцами. Они направлены на то, чтобы получить денежные средства сразу после совершения ДТП. Однако на сегодняшний день не все популярные схемы могут быть использованы. Если же такое преступление произошло, существует свой механизм защиты.

Не нашли ответа на свой вопрос? Звоните на телефон горячей линии. Это бесплатно.

В Подмосковье на загородных трассах стали вновь использоваться схемы вымогательства денег с автомобилистов. Некоторые преступные группировки взяли на вооружение методы, применявшиеся еще в 2000-х годах, до активного внедрения полисов ОСАГО. Причиной тому частые ужесточения правовых норм Кодекса об административных правонарушениях, масса новых поправок, в которых автомобилисты не успевают разобраться. Из-за этого водители идут на поводу у мошенников, покидают место ДТП вместе с вымогателями и соглашаются платить деньги проходимцам.

Препятствование обгону

В начале июня в Подмосковье была задержана преступная группа, которая работала по классическим схемам автоподстав. По словам официального представителя МВД России Ирины Волк, злоумышленники инсценировали ДТП по отработанной схеме, в которой принимали участие два и более автомобилей. Один служил приманкой, а другие выполняли функции жертв. Как правило, первый автомобиль на трассе вдруг начинал притормаживать и собирал за собой затор. Водители нервничали и пускались на обгон. Однако в этот момент тихоход вдруг оживлялся и давал газу, совершая быстрый разгон. Фактически он препятствовал обгону и иногда даже подрезал машину сзади, выезжая немного на полосу встречного движения. Это было большим сюрпризом для законопослушного водителя, который намеревался только обогнать сломавшегося тихохода. Он в панике тормозил и пытался вернуться на свое место в полосе. Однако в тот момент там уже оказывалась другая машина, которая препятствовала возвращению. Происходило столкновение, раздавались призывные гудки, требования остановиться для оформления ДТП. Несложно догадаться, что машина, подставляющаяся под удар, также принадлежала мошенникам.

Далее в дело вступали профессиональные переговорщики. Водителю внушалось, что его обязательно должны лишить прав, если вызовут инспекторов ГИБДД. Ведь он нарушил Правила дорожного движения, пустился на обгон, а затем подрезал других участников движения. На первый взгляд нарушение налицо, и водители соглашались решить все на месте, не привлекая внимания полиции. Как правило, называлась сумма от 50 до 150 тысяч рублей. Происходил расчет, и стороны разъезжались.

Однако у некоторых пострадавших от мошенников был видеорегистратор, снимавший не только спереди, но и сзади. На записи хорошо видно, как автомобиль мошенников намеренно подставляется под удар.

По словам Ирины Волк, были заведены уголовные дела по признакам преступлений, предусмотренных статьей 159 УК РФ («Мошенничество»). Задержаны предполагаемый организатор и шестеро участников преступной группы. Они подозреваются в совершении как минимум шести преступлений на территории Домодедовского, Чеховского, Одинцовского и Наро-Фоминского районов Московской области. Один из задержанных заключен под стражу, шестеро отправлены под домашний арест.

Обгон с двух сторон

Еще одна разновидность скоростных автоподстав сейчас встречается на четырехполосных дорогах с разделительным барьером, в том числе на Ярославском шоссе. Реализуются они таким образом. Два или три автомобиля едут быстро, стараясь согнать тихоходов с занимаемой ими левой полосы. Причем первый автомобиль не просто сигналит фарами, но еще и протискивается слева, между тихоходом и разделительным барьером. Он буквально проносится в нескольких сантиметрах от машины. Водитель, естественно, пугается, инстинктивно отворачивает вправо, а там его уже ждет «подставляла». Происходит ДТП.

Мошенники выбирают такие дороги, которые имеют достаточное пространство между левой полосой и отбойником, чтобы туда поместилась обгоняющая машина.

«Подставлялы» обычно выбирают спокойных водителей, путешествующих в одиночку. Станиславский на дороге. Самые «театральные» виды автоподстав Подробнее

Как быть, если столкнулся в автоподставщиками?

Главное — не паниковать. У всех водителей есть полис ОСАГО, который покрывает расходы при ДТП. Ни в коем случае нельзя покидать место аварии. Тогда точно может грозить лишение прав. Необходимо вызывать ГИБДД и стоять на своем, как бы ни умоляли и как бы ни грозили мошенники. Надо пообещать денег, не скандалить, но выставить знак аварийной остановки и дожидаться экипажа ГИБДД. Во время звонка обязательно нужно рассказать, что вы стали жертвой автоподставы, и сообщить номера автомобилей вымогателей. Это должно поторопить инспекторов. Если есть запись с видеорегистратора, то она поможет делу. Обычно автоподставщики не вступают в споры и после словесной перепалки уезжают.

По оценкам специалистов, до 15% страховых выплат по ДТП уходят в карманы мошенников. Один из самых распространенных способов незаконного обогащения за счет страховой компании — имитация аварии. Несмотря на то что «автоподставы» в нашей стране появились раньше, чем обязательное страхование, водители продолжают попадаться в эту ловушку. Давайте разберемся, как защитить себя от действий мошенников.

Виды мошенничества в страховании

Аферисты используют несколько способов получения незаконных страховых выплат. Некоторые из них предполагают содействие недобросовестных работников страховой компании. Наиболее распространены следующие схемы:

  1. Оформление страхового полиса после ДТП. Обман состоит в том, что сообщник, работающий в СК, выписывает страховку задним числом, чтобы виновнику аварии не пришлось самому компенсировать ущерб.
  2. Замена водителя. Если во время аварии машиной управлял человек, не вписанный в полис, страховая может выдвинуть регрессивные требования по компенсации возмещения пострадавшему. Чтобы переложить ответственность на страховую компанию, мошенники делают вид, что за рулем находилось другое лицо.
  3. Эта схема используется и в случае, когда водитель был в состоянии опьянения и по этой причине не имеет права на возмещение ущерба.
  4. Дополнительные повреждения. При незначительной аварии владелец авто может усугубить повреждения, чтобы получить больше денег. Как вариант, имеющиеся ранее дефекты представляются как результат ДТП.
  5. Подстава ДТП для получения страховки. Уже поврежденную машину страхуют, после чего имитируют аварию или специально устраивают легкую аварию, чтобы списать на нее полученные повреждения. Цель подставной аварии — получение денег на ремонт, который был необходим еще до момента столкновения.

Наказание за автоподставу

Уголовный кодекс квалифицирует инсценировку ДТП для страховой как мошенничество. Первая часть статьи 159.5 предусматривает штраф до 120 тысяч рублей или арест на срок до 4 месяцев за хищение имущества путем обмана, касающегося страхового возмещения. В ход идут также и ограничение свободы на срок до 2 лет, до года исправительных либо до двух лет принудительных работ.

Если же преступники действовали группой, то каждый из них

«…наказывается штрафом в размере до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до двух лет, либо обязательными работами на срок до четырехсот восьмидесяти часов, либо исправительными работами на срок до двух лет, либо принудительными работами на срок до пяти лет с ограничением свободы на срок до одного года или без такового, либо лишением свободы на срок до пяти лет с ограничением свободы на срок до одного года или без такового».

Наказание зависит от степени вины каждого участника и суммы ущерба, нанесенного страховщику. Четвертая часть статьи за действия в составе организованной группы и нанесения ущерба в особо крупных размерах предусматривает наказание

«…лишением свободы на срок до десяти лет со штрафом в размере до одного миллиона рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех лет либо без такового и с ограничением свободы на срок до двух лет либо без такового».

В случае обмана второго участника аварии, а не СК, применяется статья 159, предусматривающая аналогичные штрафы и тюремные сроки.

Схемы подставных аварий

Как правило, варианты автоподстав не слишком разнятся. Наиболее распространены три сценария:

  • Водитель, движущийся в полосе позади жертвы, начинает световыми или звуковыми сигналами требовать пропустить его. Когда машина начинает перестроение, соучастник, движущийся в мертвой зоне обзора в соседней полосе, подставляет машину под удар.
  • Водитель движущейся впереди машины резко беспричинно тормозит. Жертва, не успевая среагировать, врезается и становится виновником аварии.
  • Под колеса медленно движущегося (или даже стоящего перед пешеходным переходом) авто бросается пешеход. В этом случае мошенник, который спровоцировал ДТП, требует выплатить компенсацию за «ущерб здоровью».

В схемах дополнительно участвуют лжесвидетели, мошенники, одетые в форму сотрудников полиции или даже реальные экипажи ДПС, сотрудничающие с мошенниками. Цель автоподставы — заставить жертву расплатиться на месте или, что бывает реже, получить страховые выплаты.

Как доказать свою невиновность

Кроме очевидных проблем с восстановлением своего авто, автоподставы со страховыми компаниями чреваты испорченной безаварийной историей.

Хороший способ защитить себя от большинства мошеннических схем — обзавестись видеорегистратором. Этот прибор поможет восстановить реальную картину происшествия. Особенно он актуален при подставных ДТП с пешеходами.

На дороге нужно быть предельно внимательным, постоянно контролировать происходящее не только прямо по курсу, но и в соседних полосах. И не забывать о безопасной дистанции, которая поможет не стать жертвой подставы с неожиданным торможением.

Однако, полностью предотвратить подставную аварию невозможно. Поэтому важно знать что же делать, если делают виноватым в ДТП. В случае аварии позвоните друзьям или родственникам, которые поддержат вас и не дадут ошибиться при заполнении протокола. Также воспользуйтесь следующими советами:

  1. Сделайте побольше фотографий места аварии, на которых будут видны повреждения, положение автомобилей, разметка, дорожные знаки и следы торможения.
  2. Сохраните видеозапись регистратора для суда.
  3. Запишите контактные данные реальных свидетелей ДТП.
  4. Запишите на диктофон беседы со свидетелями, сотрудниками ДПС и вторым участником аварии.
  5. Убедитесь, что информация в справке и схеме ДТП изложена точно и в полном объеме.
  6. Настаивайте на проведении независимой экспертизы.

Если вы уверены в своей невиновности и несогласны с действиями работников ДПС, необходимо обжаловать постановления об административном нарушении. Напишите жалобу вышестоящему должностному лицу или органу, обратитесь с иском в районный суд.

Скачать образец жалобы

Бесплатная консультация автоюриста

Мы помогли тысячам автолюбителей бесплатно! Задайте свой вопрос по ссылке.

Получить консультацию

Или свяжитесь со специалистом по телефону: Для всей России:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *