Что делать, если ребёнка оставляют на второй год? Правовая памятка

Российские школьники смогут переходить в следующий класс, имея в дневнике несколько двоек, соответствующий приказ в настоящее время готовится в Минобрнауки, сообщают «Известия». Если раньше руководство школы закрывало глаза только на одну двойку, теперь учиться без задержек смогут даже круглые двоечники.
Как пояснили изданию, переводить учащихся в следующий класс с неудовлетворительными результатами промежуточной аттестации по нескольким учебным предметам будут условно.
Если ученик не проходит аттестацию, есть три варианта: либо он остается на второй год, либо учится по индивидуальной программе. И третий вариант: для такого ученика составляют адаптированный план обучения с учетом мнения психологов и медиков, если есть такая необходимость. При этом школы смогут сами определять конкретное количество задолженностей, устанавливать сроки подготовки к аттестации и даты итоговой государственной аттестации по каждому предмету.
Второй шанс Минобразования даст и девятиклассникам: ученики, провалившие итоговую аттестацию (ГИА) по желанию родителей могут остаться в школе на второй год. Напомним, в соответствии с действующими правилами, ученик, проваливший итоговую аттестацию, отчисляется из учебного заведения со справкой об обучении.

За консультацией обратилась женщина и со слезами на глазах попросила помощи в решении вопроса, связанного со школьной успеваемостью её сына.

Своё обращение она начала со слов:

«Я слышала, что Вы оказываете правовую поддержку детям в вопросах образования.
Мой сын окончил первый класс, но не сдал итоговую аттестацию. Учитель сказал, что оставит его на повторное обучение в первом классе. Я чувствую себя очень виноватой перед сыном, т.к. в течение года уделяла ему мало внимания, мало с ним занималась и вот результат, а вернее его отсутствие. Можно ли что-то исправить в данной ситуации? Мы уже обращалась в комитет по делам образования, оттуда нам пришёл письменный ответ, что ребёнок будет переведен условно и 1 сентября ему дадут шанс на пересдачу аттестации за первый класс. Если он снова не справится и не ликвидирует академическую задолженность, то останется на второй год».

По запросу клиентки я вновь погрузились в дебри Закона об образовании, с которым очень подружились. Закон уже пролистан мною до дыр и изучен самым тщательным образом, но всё равно умудряюсь то и дело поймать там какой-нибудь инсайт. Так случилось и в этот раз.
Отстаивая права собственного сына, я стала своего рода независимым экспертом в вопросах образования и ПМПК. Почему «независимым»? Потому что пришла к выводу, что администрация школы, учителя, и даже Комитет по делам образования не дают родителям полной правовой информации, касаемо всех возможных вариантов развития и обучения их детей. О причинах — читайте далее.

Так вот, внимательно изучаю я статью 58 любимого «Закона об образовании РФ», и вижу следующее:

«Обучающиеся на ступенях начального общего и основного общего образования, не освоившие образовательной программы учебного года и имеющие академическую задолженность по двум и более предметам или условно переведенные в следующий класс и не ликвидировавшие академической задолженности по одному предмету, по усмотрению родителей (законных представителей) оставляются на повторное обучение…»

Пока, вроде, информация не противоречит словам учителя, за исключением пометки, на которую не все обращают внимание — «по усмотрению родителей».

Информацию, следующую после, вообще мало кто дочитывает, а она очень важна:

«…оставляются на повторное обучение, преводятся в классы компенсирующего обучения с меньшим числом обучающихся на одного педагогического работника образовательного учреждения или продолжают получать образование в иных формах».

Ключевая фраза подчеркнута.

Таким образом, выясняется, что, во-первых, чтобы оставить ребёнка на второй год, школа должна получить письменное согласие его родителей, во-вторых, вместо заявленного одного варианта развития событий — второгодничества, мы имеем и другие варианты — продолжать обучение во втором классе даже при условии несдачи аттестации путём смены образовательной программы, перехода в компенсирующий класс (от чего клиентка отказалась) или обучения по индивидуальному учебному плану (это что касается иных форм обучения).

В соответствии с индивидуальным планом обучения, педагоги обязаны тратить на неуспевающего ученика больше своего рабочего времени — заниматься с ним дополнительно, а значит школа несёт дополнительные расходы. Негласно, администрации школы это невыгодно, поэтому гораздо удобнее осуществлять работу с «проблемными» учениками через оставление их на второй год.

Мама ребёнка, конечно, была обрадована возможностью перехода на индивидуальный учебный план, ведь при таких раскладах её сын будет продолжать обучение во втором классе и с ним будут заниматься дополнительные часы!

Далее были проведены переговоры с администрацией школы и вопрос мирно урегулировался. Ребёнок продолжит обучение во втором классе.

Дорогие родители! Если Вы чувствуете, что права Ваших детей нарушаются, приходите ко мне на консультацию. Вместе мы найдём решение проблемы в вопросах, связанных не только с обучением, но и с прохождением ПМПК.

Чтобы получить мою консультацию, позвоните по номеру +7(919) 324-75-26 или

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *