Аттестат — бесполезная трата времени или гарантия найти хорошую работу?

Зачем нужен аттестат? Сегодня это вопрос не риторический. В нём есть здоровая доля недоумения и, если хотите, сарказма. Я вполне понимаю детей и родителей, которые задают этот вопрос с определёнными интонациями. Действительно, мой опыт мамы показывает, что статус этого документа нулевой. По-русски это называется «нужен для галочки».

Первый класс. Рассылка Ценные советы и бесценная поддержка для родителей первоклассников

Школьный аттестат входит в перечень документов для поступления в вуз. У меня опыт поступления детей двойной, так как я мама двух сыновей-близнецов. В обоих случаях никто в приёмной комиссии даже не думал разглядывать аттестаты моих детей. До сих пор перед глазами эта картинка. Милая девушка в приёмной комиссии быстрым, отточенным движением отделяет вкладыш с оценками от аттестата, синюю корочку оставляет себе, а вкладыш, сложенный вчетверо, отдаёт, не глядя, владельцу.

Так, может быть, он и не нужен? Увы, нет, современные законы не предусматривают поступления в вузы без документа о среднем образовании. Более того, именно его оригинал, принесённый летом в вуз, будет говорить о серьёзности ваших намерений. Когда вы окончательно определитесь с выбором института или университета, последним пунктом вашего поступления будет именно поездка в вуз с целью привезти в приёмную комиссию оригинал аттестата о среднем образовании.

Как получение аттестата связано со сдачей ЕГЭ

Связь, безусловно, есть, но она избирательная. Первое, что вы должны знать: если в году есть двойки или не сдано итоговое сочинение (получен «незачёт»), то к ЕГЭ вы не допускаетесь. Соответственно, ни аттестата, ни вуза вам не видать. Сочинение можно переписать два раза, в 2017 году даты дополнительных экзаменов — 1 февраля и 3 мая.

Второе. Баллы ЕГЭ по обязательным предметам (русскому языку и математике) не влияют на оценку в аттестате. В соответствии с Порядком заполнения, учёта и выдачи аттестатов об основном общем и среднем общем образовании и их дубликатов, утверждённым приказом Минобрнауки России от 14 февраля 2014 г. № 115 оценки в аттестат представляют собой среднее арифметическое полугодовых и годовых оценок.

10 полезных сайтов для выпускников и абитуриентов

Если вы не сдали обязательные экзамены, то есть не набрали 36 баллов по русскому, 27 по профильному уровню математики или получили незачёт по базовому уровню математики, короче, если вы не сдали русский и математику, то вам предоставляется возможность пересдать эти предметы в этом же году. Если второй раз осечка, то аттестат вы однозначно не получаете. Вам выдаётся только справка о том, что вы обучались в такой-то школе.

Отдельно надо сказать про математику. Теперь её можно сдавать в двух вариантах: базовый уровень и профильный. В связи с этим большая путаница. Некоторые выбирают только один вариант, а некоторые сдают сразу два экзамена. Что делать, если постигла неудача и баллов мало. Вот официальная информация с сайта ege.edu.ru. Советую прочитать медленно и внимательно.

«Красный» аттестат и золото-серебро

Аттестат с отличием, а также медаль «За особые успехи в учении» — всё это богатство может добавить вам несколько баллов к тем, что накопятся после всех экзаменов. Сколько конкретно? Ответ на этот вопрос зависит от выбранного вами вуза. Централизованно они не устанавливаются, каждый вуз изобретает свою таблицу соответствия.

За индивидуальные достижения каждый вуз страны имеет право добавить максимум 10 баллов. Это и олимпиады, и ГТО, и итоговое сочинение, и волонтёрская работа. Сколько из них будет «весить» аттестат с пятёрками или золотой значок ГТО — вы сможете узнать в приёмной комиссии вуза или на официальном сайте. Советую обязательно собрать полную информацию о количестве дополнительных баллов за индивидуальные достижения в ваших вузах, чтобы заранее приготовить необходимые документы.

5 способов, как получить дополнительные баллы к ЕГЭ

Ну и под занавес хочу сказать, что я по поводу всего этого думаю. Всё моё естество, если хотите, бурно протестует против такого положения вещей. И как мама, и как учитель я не понимаю, почему статус школьного аттестата так обесценился. Связь между 11 годами обучения и итоговыми экзаменами логичными трудно назвать. Сравним цифры.

Аттестат отражает систему знаний, которая оценивалась планомерно целых 11 лет, и при этом имеет статус ниже плинтуса. 11 лет жизни!

ЕГЭ по обязательным предметам — два похода на экзамен. Русский пишут 3 часа 30 минут. Математику базу — 3 часа, профиль — 3 часа 55 минут. При этом статус ЕГЭ очень высок, так как это шансы поступить в вуз. Получается, что судьбоносные решения вашей жизни или жизни вашего ребёнка была отдана на откуп трехчасовой контрольной работе, которая до сих пор не совсем научно обоснована?

Задания ЕГЭ вот уже 15 лет (официальный старт ЕГЭ в России был дан в 2001 году постановлением Правительства РФ — Прим. авт.) бесконечно меняют и совершенствуют, а значит, они далеко не идеальны с точки зрения объективности. Новый министр образования не стесняется постоянно озвучивать, что нынешняя форма Единого государственного экзамена её не вполне устраивает.

Как пережить провал на ЕГЭ

Мало кто знает, но официальная погрешность метода подсчёта баллов ЕГЭ — от 5 до 10 баллов. Погрешность — это допуск на ошибку в измерениях. То есть поставили вам 80 баллов за ЕГЭ, а на самом деле это может быть и другая цифра, диапазон — от 5 до 10 баллов. Особенно она велика, как утверждают создатели ЕГЭ, как раз после 80 баллов. А мы с вами знаем, что как раз 80 баллов и есть порог, за которым ведутся основные баталии за бюджетные места. То есть возможны ошибки в оценке знаний при принятии судьбоносного решения при поступлении на бюджет. Если в рейтинговом списке есть два абитуриента с близкими баллами, не факт, что знания того, чьи баллы выше, лучше его конкурента с меньшими баллами. Об это я прочитала в статье идеолога и автора тестов ЕГЭ Владимира Хлебникова.

Неутешительный вывод напрашивается сам: ЕГЭ не является объективным инструментом, отражающим готовность выпускника средней школы стать абитуриентом вуза. Если для вузов необходима оценка знаний ученика, выраженная в целых 100 максимальных баллах, то почему же нельзя в эти баллы заложить успехи ребёнка за все 11 лет учёбы?

Заработал ученик кровью и потом баллы за свою многолетнюю учёбу, сложил их в копилочку, а «вишенкой на торте» пусть будут баллы за ЕГЭ

Вот здесь я вижу логику. Накопительная система начисления итоговых баллов, кстати, может помочь решить и проблему «двух зайцев» в старших классах, когда профильное образование вынуждает расставить приоритеты в учёбе не в пользу «ненужных» для поступления предметов. Не секрет, что на уроках, где выпускнику не надо писать ЕГЭ, многие ребята либо «отсиживаются», ничего не делая, либо вообще отсутствуют.

Оправдал ли ЕГЭ огромные надежды?

И всё-таки хочется мечтать, что аттестат ребёнок когда-нибудь будет получать на выпускном с искренней радостью и гордостью, как будто свою первую честную трудовую зарплату, а не как ненужную «корочку».

Подписывайтесь на мой блог, делитесь полезной информацией в соцсетях, добавляйтесь в друзья.

Мой блог на «Меле»: http://mel.fm/blog/mariya-kucherova

В аттестатах девятиклассников абсолютно все учебные дисциплины должны соответствовать учебному плану и Федеральному государственному стандарту основного общего образования. А в аттестатах выпускников одиннадцатых классов необходимо выявить предметы из необязательной части учебного плана.
Нюансов, которые нужно подробно изучить перед заполнением аттестата, немало. Рассказываем.

Как заполнять аттестат? Важные требования и принципы

  1. Не выравнивайте по левому краю ФИО директора в той части, где будет стоять его подпись (фамилия, имя, отчество — справа, место печати и подписи — слева). Также обратите внимание: подпись должна быть сделана от руки, чернилами черного, синего или фиолетового цвета. Перед словом «Руководитель» обязательно поставьте «/».
  2. Итоговые оценки в таблице с предметами выравниваются как раз по левой стороне столбца.
  3. Наименования предметов проставляйте без сокращений (у некоторых предметов они все-таки есть, но соблюдайте правила, которые мы приводим ниже), в именительном падеже, без порядковых номеров.
  4. Проверяйте номер аттестата (приложение к аттестату имеет такой же номер).
  5. Фамилия, имя, отчество школьника должны быть написаны в именительном падеже. Если отчества у ученика нет, в соответствующей графе поставьте «нет». Проверьте, есть ли в фамилии ученика буква ё. «Воробьева» и «Воробьёва» — разные фамилии. Аттестат будет недействителен, если написание не будет в точности соответствовать документу, удостоверяющему личность.
  6. Название месяца — в родительном падеже: «15 июня 2020 года».
  7. Укажите населенный пункт или субъект РФ сразу после наименования школы, на следующей строчке. Перед этим не забудьте уточнить полное название образовательной организации, ФИО руководителя.
  8. В графе с предметами «Родной язык», «Родная литература», «Иностранный язык», «Второй иностранный язык» необходимо конкретизировать, какой из указанных языков изучал выпускник.
  9. Дисциплины, занятия по которым длились в совокупности меньше 64 часов за двухлетний период, нужно занести в графу «Дополнительные сведения».
  10. В самом разделе «Дополнительные сведения» не должно быть нумерации. Шрифт здесь можно использовать не меньше 9 кегля.
  11. Учебный предмет «Астрономия» вносите в список обязательных!
  12. Впишите символ «Z» в пустые поля и строки — это защитит документ от подделки.

Совет: сделайте список предметов, который бы в точности соответствовал учебному плану. Рассчитайте итоговые оценки по этим дисциплинам, заполните таблицу и обязательно сохраните ее на своем устройстве.

Сокращения

В наименованиях предметов

  • Информатика и ИКТ — Информатика
  • Физическая культура — Физкультура
  • Мировая художественная культура»— МХК
  • Изобразительное искусство — ИЗО
  • Основы безопасности жизнедеятельности — ОБЖ
  • Английский — Англ.
  • Испанский — Исп.
  • Итальянский — Итал.
  • Китайский — Кит.
  • Немецкий — Нем.
  • Французский — Франц.
  • Японский — Япон.
  • Аварский — Авар.
  • Адыгейский — Адыг.
  • Башкирский — Башк.
  • Бурятский — Бурят.
  • Русский — Рус.
  • Татарский — Татар.
  • Удмуртский — Удм.

Предметы, названия которых звучат как «Родной язык», «Иностранный язык» «Второй иностранный язык» и «Родная литература», в аттестате нужно конкретизировать: какой именно язык и какую литературу изучал школьник. Образец записи:

  • «Родной язык (русский)»
  • «Иностранный язык (англ.)»

При этом слово, обозначающее наименование языка, можно сократить или перенести на другую строчку, не нарушая орфографические нормы.

В названиях оценок

  • Отлично — Отл.
  • Хорошо — Хор.
  • Удовлетворительно — Удовл.

Итоговые оценки проставляются сначала цифрами, а в скобках дублируются словами.

Кто претендует на аттестат с отличием?

По правилам, которые были установлены в 2019 году, выпускник получит аттестат с отличием об основном или среднем общем образовании, если:

  • по всем предметам из учебного плана итоговая оценка — отлично;
  • получено хотя бы минимальное количество баллов на государственной итоговой аттестации по русскому языку и математике;

В 2020 году из-за ситуации с вирусом все немного поменялось:

  • девятиклассники получат аттестаты с отличием, если у них пятерки по всем предметам из учебного плана;
  • одиннадцатиклассники получат аттестаты с отличием, как это было раньше, просто по результатам итоговых отметок.

Выставляем оценку по математике

Когда будете указывать оценки по алгебре и геометрии, не забудьте учесть итоговые годовые. В этом году, как известно, сверяться нужно только с годовыми отметками, ведь ОГЭ проводиться не будет.
По математике выставляйте только годовую оценку — за тот год, когда школьники завершили изучение дисциплины.
Допустим, в 2017 году школьнику поставили «5» за год. Эта же оценка должна быть в аттестате выпускника 9 класса. Оценка за экзамен при этом не учитывается.
В «Математику» входят также «Алгебра и начала математического анализа» и «Геометрия». А значит, учебный план содержит дисциплину «Математика». Как в таком случае рассчитать оценку для аттестата? Это должно быть среднее арифметическое между оценками по математике — годовыми и семестровыми — за два года: в десятом и одиннадцатом классах.
Рассмотрим еще один вариант. Как высчитать среднее арифметическое по дисциплине «Математика»? Например, ученик получил по математике за два года обучения:

  • 5 за I семестр и 4 за II семестр, и при этом за год он получил 5;
  • а на последнем году обучения математике за I семестр он получил 4, за II — 5, за год — 5.

Правило подсчета позволяет округлить отметку в большую сторону: в итоге ученик получит пятерку по математике в аттестат.
В случае, если в учебный план школы внесены дисциплины «Алгебра» и «Геометрия», они должны быть записаны и в аттестат. Но здесь оценку надо будет рассчитать индивидуально для каждого предмета.
Кстати, одиннадцатиклассники получат аттестат, если набрали минимум баллов на ЕГЭ по математике профильного уровня, или сдали базовую математику удовлетворительно.

Выставляем оценку по истории

«История России» и «Всеобщая история» должны входить в учебный план. При выставлении отметок в аттестат по этим предметам во внимание берутся лишь годовые оценки. Но тут тоже есть свои особенности. Если, например, школьники обучались по федеральному компоненту государственных образовательных стандартов, то в плане была дисциплина «История», в которую входили «История России» и «Всеобщая история».
Как рассчитать отметку по истории для аттестата? Это будет среднее арифметическое между оценками за семестр и за год. При этом берите во внимание только двухлетний период: 10 и 11 классы.
В случае же, когда в школьном учебном плане дисциплины прописаны отдельно («История России» и «Всеобщая история»), оценки в аттестате необходимо прописать также по каждому предмету отдельно. При этом баллы, набранные на ЕГЭ, не могут изменить итоговую оценку.
Учебный план был выстроен в соответствии с ФГОС СОО? Значит, в нем есть какой-то из этих предметов: либо «История», либо «Россия в мире». Тогда в аттестате должна быть выставлена оценка по той дисциплине, которую изучал школьник. Рассчитывается она так же, как и в предыдущем примере — путем подсчета среднего арифметического за 10 и 11 класс, (всего 6 оценок). При этом баллы, полученные на ГИА-11, не берутся во внимание.

Выставляем оценки по другим предметам

Если речь идет о предметах по выбору, необходимо сначала уточнить, какое количество часов длились занятия в общей сложности. От 64 часов и больше? Можно выставить в аттестат итоговые отметки по этому предмету. Меньше 64 часов — наименование дисциплины должно войти в «Дополнительные сведения», в таком случае отметка выставляться не должна.

Проверьте себя!

  1. Какие выпускники 9 и 11 классов должны получить аттестат с отличием?
  2. Нужно ли брать во внимание результаты ЕГЭ при подготовке аттестатов с отличием?
  3. Десятиклассник получил по иностранному языку за два семестра четверку и пятерку. Будет ли у него аттестат с отличием в конце 11 класса?
  4. Выпускник получил за ЕГЭ по русскому 71 балл. По математике (базовый уровень) — 5. Остальные предметы, которые есть в учебном плане, ученик тоже сдал на отлично. Полагается ли ему аттестат с отличием?
  5. По каким правилам выставляется в аттестат оценка по учебному предмету «Математика» для ученика 9 класса?
  6. Как обозначить в аттестатах предметы «Родной язык» и «Родная литература» в том случае, когда школьники изучали татарский язык?
  7. Как объяснить, что в аттестате выставлена оценка за предмет «Россия в мире»? Как обстоит дело с предметом «История»?
  8. Можно ли в качестве дополнительных сведений в аттестат вписать предмет «Астрономия»?

Это важно!

Случиться может всякое, в конце концов, все мы люди… И, если выпускник вдруг нашел ошибку в аттестате, он и его родители должны знать, как действовать в этой ситуации.

  1. Ошибка обнаружена в год получения аттестата: выпускник имеет право на выдачу нового аттестата. Об этом должна позаботиться школа.
  2. Ошибку нашли в следующем году: выпускнику необходимо написать заявление с просьбой о выдаче дубликата.

Виды аттестатов

«Аттестат об основном общем образовании»

Данный аттестат выдается после окончания 9 классов. Он называются «Аттестат об основном общем образовании» (выдается после успешной сдачи ОГЭ и наборе минимального количества баллов ОГЭ)

* Аттестат об основном общем образовании (выдается после окончания 9-го класса)

Его получение открывает возможность получения дальнейшего образования в средних специальных учебных заведениях (техникумы, колледжи)

О популярности у современной молодежи среднего специального образования можете узнать в статье.

Аттестат о среднем общем образовании

Это основной аттестат, подтверждающий окончание школы. Выдается только после успешной сдачи ЕГЭ. (Успешной сдачей ЕГЭ считается получение необходимого минимума баллов для аттестата)

* Аттестат об среднем общем (полном) образовании (выдается после окончания 11-го класса)

Получение аттестата о среднем образовании — необходимое условие для продолжения образования в высших учебных заведениях. Для подачи документов в выбранный вуз предварительно надо узнать минимальный приемный балл в конкретный вуз.

Получить дополнительные баллы при поступлении в Политех можно несколькими способами, среди которых олимпиады, конкурсы, образовательные интенсивы и некоторые личные достижения школьников. Дополнительные баллы можно получить и за аттестат с отличием… но ведь были еще и золотые, и серебряные медали? Разбираем различие в аттестатах — полезная информация для выпускников до 2012 года.

Напоминаем, что для каждого индивидуального достижения нужны соответствующие документы — например, не сам золотой значок ГТО, а удостоверение установленного образца к золотому знаку отличия Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне»). Посмотреть полный список индивидуальных достижений, за которые абитуриенты могут получить баллы, можно здесь: https://www.spbstu.ru/abit/bachelor/oznakomitsya-with-the-regulations/individual-achievements/

Что там с аттестатами?

Политех поощряет школьников, с отличием окончивших среднее общее образования: при приеме на обучение по программам бакалавриата, программам специалитета СПбПУ начисляет 10 баллов за это индивидуальное достижение:

— аттестат о среднем общем образовании с отличием, или аттестат о среднем (полном) общем образовании для награжденных золотой медалью, или аттестат о среднем (полном) общем образовании для награжденных серебряной медалью.

Но ведь физические серебряные или золотые медали уже не выдают, скажете вы — и будете абсолютно правы. Давайте разберемся, чем различаются эти формулировки.

В формулировке индивидуального достижения указаны два разных документа, которые выдавались в разные годы:

  1. аттестат о среднем (полном) общем образовании для награжденных золотой медалью, или аттестат о среднем (полном) общем образовании для награжденных серебряной медалью. (с такой записью именно в аттестате) – выдавались до 2012 года.
  2. аттестат о среднем общем образовании с отличием (именно с такой записью в аттестате) – после 2012 года.

Образец аттестата о среднем (полном) общем образовании «Награжден золотой медалью» (образование получено до 2012 года)

Образец аттестата о среднем общем образовании «С отличием» (образование получено после 2012 года)

Вернемся к формулировке индивидуального достижения: 10 дополнительных баллов абитуриенту дает “наличие аттестата о среднем общем образовании с отличием или аттестата о среднем (полном) общем образовании для награжденных золотой медалью, или аттестата о среднем (полном) общем образовании для награжденных серебряной медалью”. Последние две формулировки — аттестат о среднем (полном) общем образовании для награжденных золотой (или серебряной) медалью будут встречаться у абитуриентов, закончивших школу до 2012 года. Такой аттестат даст вам дополнительные баллы как индивидуальное достижение.

Итак, если вы получали аттестат после 2012 года, для начисления дополнительных баллов за индивидуальный достижения наличия медали недостаочно, в аттестате обязательно должно быть прописано “С ОТЛИЧИЕМ”.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *