82. Защита государственной тайны. Порядок допуска должностных лиц и граждан РФ к сведениям, составляющих гос. тайну

Может вот это поможет? Правда решения КС РФ я не нашел.

ПЛЕНУМ ВЫСШЕГО АРБИТРАЖНОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 5 октября 2007 года N 56

Об обращении в Конституционный Суд Российской Федерации с запросом о проверке конституционности положения абзаца четвертого статьи 22 Закона Российской Федерации от 21 июля 1993 года N 5485-1 «О государственной тайне»

Руководствуясь статьей 125 Конституции Российской Федерации и статьей 13 Федерального конституционного закона «Об арбитражных судах в Российской Федерации», Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации

постановил:

1. Обратиться в Конституционный Суд Российской Федерации с запросом о проверке конституционности положения абзаца четвертого статьи 22 Закона Российской Федерации от 21 июля 1993 года N 5485-1 «О государственной тайне».

2. Поручить представлять интересы Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в Конституционном Суде Российской Федерации в связи с настоящим запросом заместителю Председателя Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации Андреевой Т.К.

Председатель
Высшего Арбитражного Суда
Российской Федерации
А.А.Иванов

Секретарь Пленума,
судья Высшего Арбитражного Суда
Российской Федерации
А.С.Козлова

ЗАПРОС
о проверке конституционности положения абзаца четвертого статьи 22 Закона Российской Федерации от 21 июля 1993 года N 5485-1 «О государственной тайне»

Закон Российской Федерации «О государственной тайне» (далее — Закон о государственной тайне, Закон) подписан Президентом Российской Федерации 21 июля 1993 года (N 5485-1) и опубликован в «Российской газете» от 21 сентября 1993 года, N 182.

Согласно положению абзаца четвертого статьи 22 Закона о государственной тайне одним из оснований для отказа должностному лицу или гражданину в допуске к государственной тайне может являться постоянное проживание его самого и (или) его близких родственников за границей и (или) оформление указанными лицами документов для выезда на постоянное жительство в другие государства.

Исходя из буквального смысла этого положения должностному лицу или гражданину может быть отказано в допуске к государственной тайне на том основании, что его близкие родственники постоянно проживают за границей или оформляют документы для выезда на постоянное жительство в другие государства.

Основанием для обращения в Конституционный Суд Российской Федерации является обнаружившаяся неопределенность в вопросе о том, соответствует ли оспариваемое положение абзаца четвертого статьи 22 Закона о государственной тайне пункту 3 статьи 55 и статье 119 Конституции Российской Федерации.

Допустимость запроса обусловлена в силу части 1 статьи 85 Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации» тем, что Высший Арбитражный Суд Российской Федерации считает положение абзаца четвертого статьи 22 Закона о государственной тайне не подлежащим действию из-за его неконституционности в части, касающейся деятельности судей, поскольку установленные в Законе ограничения не учитывают особенностей деятельности и статуса судьи, создают не соответствующие Конституции Российской Федерации чрезмерные препятствия в осуществлении правосудия, а также при назначении на должность судьи (эти ограничения могут являться основанием для отказа в получении кандидатом на должность судьи положительных рекомендаций, тем самым нарушаются и умаляются права граждан). Данное положение не согласуется также с общеправовым принципом соразмерности, так как не обеспечивает достижения целей Закона о государственной тайне, а именно: предупреждения распространения сведений, составляющих государственную тайну.

Позиция Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации состоит в следующем.

1. Согласно статье 119 Конституции Российской Федерации судьями могут быть граждане Российской Федерации, достигшие 25 лет, имеющие высшее юридическое образование и стаж работы по юридической проф

Прекращение допуска к государственной тайне

Основания для прекращения допуска должностным лицам к сведениям, составляющим государственную тайну, перечислены в статье 23 Закона Российской Федерации от 21.07.1993 № 5485-1 «О государственной тайне», а именно:

— расторжение трудового договора при проведении организационных и (или) штатных мероприятий;

— однократного нарушения взятых на себя обязательств, предусмотренных трудовым договором;

— появление обстоятельств, которые являются основанием для отказа в допуске к государственной тайне, предусмотренные статьей 22 Закона «О государственной тайне».

Более детализировано порядок прекращения допуска к государственной тайне изложен в Инструкции о порядке допуска должностных лиц и граждан Российской Федерации к государственной тайне, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 06.02.2010 № 63.

Допуск к государственной тайне прекращается в случае:

— перевода на должность, которая не предусмотрена в номенклатуре должностей работников, подлежащих оформлению на допуск к государственной тайне;

— смерти гражданина.

Если в отношении граждан, которые переведены на должности, не предусматривающие наличие допуска к гостайне, уволились из организации и т.п. в течение 6 месяцев не были затребованы карточки (форма 1), действие их допуска прекращается.

Прекращение допуска к государственной тайне производится на основании решения руководителя организации (должностного лица, принявшего решение о допуске к государственной тайне) с оформлением записи в позиции 8 карточки (форма 1), которая заверяется печатью организации.

При этом гражданин, которому прекращен допуск к государственной тайне, не освобождается от принятых обязательств перед государством по соблюдению требований законодательства Российской Федерации в области защиты государственной тайны.

Гражданин может обжаловать решение руководителя организации по прекращению допуска к государственной тайне в суде или в вышестоящей организации.

После прекращения действия допуска к государственной тайне в орган безопасности в месячный срок направляется уведомление о прекращении допуска о государственной тайне с указанием:

— фамилия, имя, отчество (в алфавитном порядке);

— дата и место рождения;

— номер и форма допуска;

— дата окончания проведения проверочных мероприятий

Уведомление о прекращении допуска к государственной тайне по третьей форме (без проведения проверочных мероприятий)в орган безопасности не направляется.

Режимно-секретное подразделение, после прекращения допуска к государственной тайне, хранит не менее 5 лет (или до истечения срока наложения ограничений на права гражданина):

— карточку (форма 1);

— копию трудового договора или расписку, содержащую обязательства перед государством по соблюдению требований законодательства Российской Федерации в области защиты государственной тайны (форма 2).

При прекращении допуска к государственной тайне в случаях: однократного нарушения гражданином обязательств, связанных с защитой государственной тайны, и возникновения обстоятельств, являющихся основанием для отказа гражданину в допуске к государственной тайне, в орган безопасности в 10-дневный срок направляется уведомление с указанием причин, послуживших основанием прекращения допуска. При этом в позиции 10 карточки (форма 1) должна быть произведена соответствующая отметка.

В нашем интернет магазине вы можете приобрести руководство по подготовке материалов для оформления допуска к государственной тайне

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *