Чаган

Много лет здесь нет ни души – Чаган называют «мертвым», «городом-призраком». Как и все секретные объекты, не обозначенные на картах бывшего Союза, тогда он не существовал официально, сейчас его уже нет фактически. Почему все население выехало из города, как только он сменил статус, а в оставленных домах так никто и не прижился? Что происходит в опустевшем городе сейчас? Корреспонденты NUR.KZ в составе экспедиции побывали в некогда одном из самых засекреченных мест на карте СССР.

Чаган — рожденный приказом военный городок обслуживал авиабазу стратегической авиации СССР. Не случайно было и расположение его в непосредственной близости с Семипалатинским ядерным полигоном.

Уникальность города еще и в том, что возвели его после росчерка пера за очень малый срок. Когда же статус закрытого сняли – город так же быстро опустел. Командированные летчики, ученые и военные с семьями спешно покинули его.

Целью изучения уникального объекта задались в Павлодарском Доме географии – экспедицию предпринял актив этого научного общества. Наш корреспондент в числе участников экспедиции своими глазами увидел мертвый город.

Под грифом «секретно»

Советские закрытые города (ЗАТО – закрытое административно-территориальное образование) свой статус получали в связи с размещением там объектов государственной важности, связанных с энергетической, военной или космической сферами.

Их основу составляли НИИ, КБ, опытные заводы, испытательные полигоны и объекты оборонки. Там работали высококвалифицированные кадры ученых, инженеров, военных и рабочих, способные выполнять самые сложные программы.

На территории Казахстана полтора десятка населенных пунктов также были причислены к ЗАТО, с половины из них, в том числе Чагана, особый статус снят.

Угроза ответственности, вплоть до уголовной, за нарушение подписки о неразглашении, специальный пропускной режим и, главное, близость расположения опасных объектов для жителей закрытых городов компенсировалась высоким уровнем снабжения и благоустройства.

Так, Чаган, или Семипалатинск-4, с середины 50-х был процветающим городом с населением почти 11 тысяч человек. Там было все необходимое для жизни – школы, детсады, магазины, библиотека, дом культуры, баня, даже продуктовые производства.

Город Чаган, насколько стало известно, был создан для обслуживания средств бывшего Семипалатинского ядерного полигона. Начали его строить в 1954 году, а официально как населенный пункт он был введен в 1961. Ликвидирован в 1994 году.

В основном здесь проживал персонал расположенного в десяти километрах юго-западнее одноименного аэродрома. Там базировались самолеты дальней авиации стратегического назначения.

Авиабаза Чаган – вторая по важности и уникальности авиабаза СССР, которая могла принимать и отправлять в небо огромные боевые самолеты, в том числе грузовые бомбардировщики. Здесь располагалась 79-ая бомбардировочная дивизия, на ее балансе было порядка ста ракетоносцев ТУ – 95.

Военный аэродром Чагана имеет даже по нынешним меркам небывалую взлетно-посадочную полосу протяженностью 4 км, толщиной бетонного покрытия в 1 метр и способную выдерживать космические нагрузки. Именно поэтому взлетная полоса сохранилась практически в первоначальном виде по сей день.

В материалах скудных архивов Чаган частенько называют «ответом Советского Союза на вызовы «холодной войны», создание которого было обусловлено расположением в зоне, недоступной для военной техники и оружия противников.

Также нет точных сведений о фактах и количестве проведенных ядерных испытаний в этом регионе. О том, что в районе Семипалатинска случались испытания атомных бомб, многие жители Усть-Каменогорска, Курчатова, Чагана, Семипалатинска знали еще в середине 50-х годов.

Некоторые исследователи говорят о том, что именно Чаган стал своего рода толчком создания движения «Невада – Семипалатинск». В конце 80-х во время подземных испытаний газовой волной накрыло и чаганцев.

В городе резко подскочил радиационный фон, обеспокоенные офицеры снова забили тревогу, ведь риску подвергались не только они, но и их семьи – жены и дети.

По некоторым данным многие из них под угрозой увольнений и прочих мер отказывались здесь работать, не редки были случаи забастовок женщин в городе, внезапных смертей жителей от неизвестных болезней.

Казахстанская Припять

В середине девяностых годов все войсковые части были выведены в Россию, а городок передан Республике Казахстан. После этого и гражданское население достаточно быстро покинуло Чаган. Именно поэтому город вызывает аналогии с последствиями катастрофы на Чернобыльской АЭС.

Как пример создания и ликвидации целого населенного пункта за малый срок исследование современного Чагана и представляется интересным для Павлодарского Дома географии. Задачами экспедиции были комплексное обследование территории бывшего города, изучение природных особенностей и радиоактивной обстановки в окрестностях, анализ изменений природным и антропогенным воздействием.

Если сравнить скорость того, как природа и человек уничтожают Чаган, то природа явно проигрывает, — сделали вывод исследователи.

Участникам экспедиции город встретился полуразрушенными строениями, пустырями и мертвой тишиной. Ни для кого не секрет, что в период разрухи весь город растащили на стройматериалы.

Поражают масштабы – для этого явно использовалась тяжелая техника: полностью отсутствует инженерно-коммуникационная инфраструктура, трубы отопления, водоснабжения и канализации, нет окон, кабелей телефонных линий и ЛЭП. На всех этажах целиком демонтированы лестничные пролеты. Едва уцелели стены жилых домов и то только потому, что сделаны не из кирпича.

О том, что здесь когда-то жили люди, напоминают остатки обоев и рисунки героев мультфильмов на стенах, бытовой мусор – консервная банка, кем-то забытая военная форма, обувь, кукла, обрывки газет 60-80-х гг…

Достаточно хорошо сохранились бомбоубежища. Их оказалось немало на территории города и авиабазы. По периметру аэродрома часто встречались детали обшивки самолетов, элементы военного обмундирования, оборудования.

В ангарах и прочих строениях аэродрома уцелела кое-какая документация – графики вылетов, таблички с наименованиями экипажей…

Интересными находками участники экспедиции посчитали инструкцию измерителя мощности дозы – рентгенметра и журнал «Здоровье».

Из города для изучения исследователями взяты некоторые детали оперения самолетов, элементы военного обмундирования, предметы быта помещений аэродрома. После тщательного анализа будет принято решение о том, станут ли они экспонатами Павлодарского Дома географии.

Выжившие

«Практически все задачи экспедиции решены, — комментирует руководитель ПавГео Александр Вервекин, — кроме изучения радиоактивной обстановки, так как организаторам не удалось получить оборудование для изучения радиоактивного фона. А своей аппаратуры, предназначенной для этих целей, мы не имеем».

Вероятно, это не последняя экспедиция Павлодарского Дома географии в Чаган.

Каждый участник остался под глубоким впечатлением от города. По признанию некоторых, жутко было осознавать, что целый город, в котором кипела жизнь, превратился в развалины.

Совсем близко проводились испытания мощнейших бомб, а люди продолжают здесь жить, ведут хозяйство, пасут скот. Впечатляет работа добытчиков стройматериала – уничтожено все и везде, как после бомбардировки.

«Открытием для нас стало то, что Чаган нельзя назвать в полной мере «мертвым» городом,- говорит Александр Вервекин. — Полтора десятка семей не покидают его до сих пор, живет неподалеку в частных домах, относятся они к одноименному поселку. Мы предупредили местные органы власти о планируемой экспедиции. Они не только не препятствовали ей, но и встретили, рассказали о ситуации.

Население поселка Чаган составляет более 600 человек. Жителей, по словам главы поселка, привлекают к участию в республиканских госпрограммах по развитию предпринимательства на селе, увеличению рабочих мест.

Поселок удобно расположен в кольце автомобильной и железной дорог, относительно недалеко от города Семей, поэтому обслуживает местную железнодорожную станцию, здесь также развивается животноводство. Но при этом экологическая ситуация из-за близости бывшего ядерного полигона оценивается как неудовлетворительная».

Восстановить разрушенные дома местные власти не могут – земля находится в ведении Министерства обороны, как и аэродром, который давно частично уже сдали в аренду некоему предпринимателю.

Когда-то велись переговоры с Россией о возможности сдачи уникальной взлетной полосы в аренду. Сейчас планы государства по этому объекту неизвестны.

«Поразило то, что гигантский военный аэродром сейчас используется для отгона скота, — продолжает участник экспедиции. — Уникальная огромная взлетная полоса, наверняка, уцелела только потому, что ее практически невозможно демонтировать. В ходе экспедиции мы встретили местного жителя. По его словам, некогда в городе была рота охраны, но она не имела оружия, поэтому уже опустевший Чаган защитить не могла, город был разграблен».

Жителей военного городка Чаган раскидало по всему бывшему Советскому Союзу, но несмотря на это, многие из них нередко навещают город, а несколько лет назад установили здесь памятник. Он встречает гостей на развилке дорог между городом и аэродромом.

В надписи памятника указаны годы жизни города Чаган – 1954-1994.

Фото предоставлены участниками экспедиции

Чаган (Семипалатинск-4) — бывший посёлок городского типа Семипалатинской области Казахстана, в 74 км. от г. Семипалатинска на берегу реки Иртыш. Был подчинён Семипалатинскому горсовету. Железнодорожная станция в 80 км к С.-З. от Семипалатинска. Основан в 1950 году, заброшен после вывода российских войск в 1995 году.

Во времена холодной войны Советский Союз проводил испытания ядерного оружия на полигонах северо-востока Казахстана с целью изучить возможность использования ядерной энергии в целях мирного строительства, таких, как создание каналов и водохранилищ, бурения нефтяных скважин и тому подобное. Испытания проводились под знаменем «использования ядерных взрывов в народном хозяйстве». Это был советский аналог американской программы Plowshare.

Один из наиболее известных экспериментов был проведен в январе 1965 в окрестностях поселка Чаган, около Семипалатинского полигона в Казахстане. Он был разработан с целью проверки пригодности ядерных взрывов для создания водохранилищ. Это был первый и самый большой из всех взрывов, проведенных по программе народного хозяйства. Устройство мощностью 140 килотонн поместили на 178-метровой глубине в пересыхающем русле реки Чаган. В результате взрыва образовалась воронка диаметром 400 метров и глубиной 100 метров, с высотой кальдеры от 20 до 38 метров. Позже она была соединена с рекой каналом для наполнения водой.

Уровень гамма-излучения на краях воронки к концу первых суток составил 30 рентген в час, через 10 дней упал до 1 р/ч, а в настоящее время составляет 2-3 мР/ч (естественный радиоактивный фон этой местности — 15-30 мкР/час). Весной 1965 года русло реки соединили с воронкой каналом, а позднее в левобережной части была построена каменно-земляная плотина с водопропускными сооружениями. В целом образовался водоем общей емкостью 17 млн кубометров воды.

В 1995 году все воинские части были выведены, и городок передали республике Казахстан, после чего городок был разграблен. Бюст В. И. Ленина возле ГДО оставался на своем месте еще долгие годы, до 2004 г.


К 65-летию со дня создания 79-ой тбад
Формирование 79-ой тбад
65 лет назад 31 января 1955 года Директивой Генерального Штаба Вооруженных Сил за № орг/3/462577 в составе 50-й Воздушной армии Дальней авиации (г. Смоленск) в Шайковке Кировского района Калужской области была развернута 79-ая тбад. Первым командиром 79-й тбад стал дважды Герой Советского Союза (07.04.1940г., 29.06.1945г.) подполковник Федоров Евгений Петрович 28.12.1911 года рождения. Высокие награды он получил за участие в боевых действиях во время Советско-финской войны (1939-1940 гг.) и в период Великой отечественной войны (1941-1945 гг.). За военный период он прошел путь от командира эскадрильи до заместителя командира авиадивизии дальнего действия. С учетом окончания Военно-воздушной инженерной академии им. Жуковского (1948 год) и опыта работы на командных должностях в 1955 году Федорову Е.П. поручают формирование 79-й тбад в Шайковке, где заблаговременно в 1954 году была обустроена инфраструктура и построена новая взлетно-посадочная полоса первого класса.
На начальном этапе 79-я дивизия состояла из управления, штаба дивизии, особого отдела, отдельного батальона связи, кислородной станции и дивизионных авиаремонтных мастерских. В составе дивизии на базе аэродрома Шайковка был сформирован 550-й тяжелый бомбардировочный авиаполк. Две эскадрильи прибыли из Зябровки, третья – из Мачулищи. Часть специалистов поступили после окончания военных училищ. Командиром полка был назначен подполковник Кокин А.А.. На следующий год 79-я дивизия пополнилась еще двумя полками: 410-м (416) тбап и 362 тбап, которые расположились соответственно на аэродромах в Сеще (Брянская область) и в Шаталово (Смоленская область). Все полки были вооружены бомбардировщиками Ту-4, но в связи с переходом частей Дальней авиации на реактивную технику, 79-я дивизия, также как и вся 50-я ВА, начинает осваивать самолет Ту-16.
В течение 1956 года экипажи 550-го тбап и 362-го тбап, постепенно пополняясь самолетами Ту-16, овладевали навыками пилотирования и бомбометания. Третий по счету полк — 410 тбап из-за ограниченных размеров взлетно-посадочной полосы на аэродроме в Сеще в 1957 году подлежал расформированию.
В то время в рядах Вооруженных Сил СССР началась подготовка к формированию структур РВСН. Для первых в стране ракетных частей (средней дальности) на Дальнюю авиацию была возложена задача по созданию соединений нового формата. В сжатые сроки, продиктованные международной обстановкой, было укомплектовано 18 инженерных бригад РВГК. Сформированные таким образом и прошедшие переподготовку в учебном центре в Арзамасе-16 полки, обеспечив боеспособность новой структуры, стали основой для Ракетных войск стратегического назначения (РВСН).
Происходящие процессы в Вооруженных Силах СССР потребовали изменений и в 79-й тбад. В первой половине 1958 года оставшиеся два полка были выведены из состава 79-й тбад. По Директиве ВВС (№ 305591 от 22.05.1958 г.) 550 тбап (Шайковка) был передан в состав 160-й тбад (Болбасово Витебской области), затем в состав 11-й тбад (Шаталово), а спустя год расформирован. По Директиве ВВС (№ 306167 от 22.07.1958 г.) 362-й тбап также был выведен из состава 79-ой тбад и переформирован в 253-й инженерный полк, став одним из первых полков зарождающихся Ракетных войск стратегического назначения. В 9.08.1959 году 253-й полк был переименован в 115-й инженерный полк и в соответствии с приказом Министерства обороны СССР от 31 декабря 1959 г №00119 был переведен из ВВС в РВСН.
79-я дивизия, созданная поспешно в 1955 году из трех полков, в августе 1958 года, оставшись в составе штаба дивизии и находившихся при ней служб, готовилась к передислокации. Получив за три года опыт эксплуатации двух типов бомбардировщиков (Ту-4 и Ту-16), после перевооружения на самолеты Ту-95, 79-й тбад суждено было стать одним из первых соединений Стратегических ядерных сил Советского Союза.
Передислокация 79-ой тбад в Чаган
В 1958 году командиром дивизии назначается дважды Герой Советского Союза полковник Таран Павел Андреевич. В соответствии с директивой ВВС №305591 от 22.05.1958 г. управление 79-ой дивизии передано в состав 5-й ВА и переведено на аэродром Чаган, расположенный недалеко от Семипалатинского ядерного полигона.
Первыми в назначенный пункт из Шайковки в августе 1958 года был дислоцирован штаб дивизии и находящиеся при нем службы (дивизионные армейские мастерские, кислородная станция, особый отдел и отдельный батальон связи и др.).
Руководящий состав дивизии на первом самолёте Ли-2 прилетел в Чаган 3.12.1958 года и начал подготовку к приёму I-го (1023) и II-го (1226) тбап на самолётах Ту-95.
I Полк
Первый по счету полк (1023-й тбап) для 79-й тбад начал формироваться заблаговременно по директиве ВВС № 519537 от 5.01.1956 г. в составе 106-й тбад (г. Узин). Занимался этим Герой Советского Союза полковник В.М. Безбоков. Получение самолётов Ту-95 и освоение их личным составом полка проходило на аэродроме Узин.
В конце декабря 1958 года во исполнение директивы Генерального штаба № 4/24319 от 17.09.1958 г. и в соответствии с директивой ВВС № 302821 от 8.12.1958 г. I-й (1023) тбап был передан в состав 79-й тбад (Семи-палатинск-2) и перебазирован из Узина в Чаган.
II Полк
В это же время в соответствии с директивой Генштаба орг./3/462577 от 31.01.1955 г. в составе 201-й тбад (г. Энгельс) начал формироваться 1226-й тбап на самолётах М-4 и Ту-16. Формированием занимался командир полка полковник Н.И. Визгалов.
По директиве ВВС № 302821 от 8.12.1958 г. управление и 4-я эскадрилья 1226-го тбап были переведены, как Второй по счету полк, в состав 79-й тбад и на самолётах Ту-16 перебазированы в Белую Церковь. Командиром полка был назначен полковник Фалалеев Л.А. 1, 2 и 3-я эскадрильи 1226-го тбап расформированы, а самолёты М-4 переданы в 201-ю тбад.
По прибытии в Белую Церковь экипажи II-го (1226) тбап летали на самолетах Ту-16, а после перелёта 1023-го тбап из Узина в Чаган, начали подготовку на самолетах Ту-95 в Узине. От 106-й тбад в распоряжение II-го (1226) тбап было передано семь Ту-95 для подготовки лётного состава инструкторами от 106-й тбад.
14 июня 1960 года в соответствии с директивой ВВС № 61273 от 7.12.1959 г. II-й (1226) тбап в составе шести Ту-95, одного Ту-95К и 4-й эскадрильи на Ту-16 перелетел в Чаган. На новом месте дислокации полк доукомплектовался личным составом за счёт расформированной 14-й тбад. Командиром полка в апреле 1961 года назначили полковника Кокина Ивана Дмитриевича.
53-я оаэ и авиагруппа 71-го полигона
Кроме авиаполков 79-ой тбад на аэродром Чаган была дислоцирована 53-я оаэ (1 – Ту-95, 2 — Ту-4, 2 — Ли-2, 1- Ил-14, 1- Ан-2 и 2- Як-12). Первым командиром 53-й АОЭ был назначен подполковник Гугучкин Василий Яковлевич.
В 1961 году в составе 79-й тбад на базе каждого полка была создана 4-я авиаэскадрилья (АЭ), как учебная для тренировочных полетов командиров и помощников командиров кораблей на самолетах Ту-16. 4-й АЭ I-го (1023) полка руководил командир подполковник Николайчук Иван Кириллович. 4-й АЭ II-го (1226) полка руководил командир подполковник Щастин Михаил Петрович. В период ядерных испытаний на основании Директивы ВВС часть экипажей этих авиаэскадрилий переходили в подчинение начальнику 71-го полигона генерал-лейтенанту Чернорезу Виктору Андреевичу и руководителю научно-испытательной части генерал-майору Киселеву Виктору Ивановичу.
Ратный путь 79-ой тбад
В связи с реформированием ДА в 1960 году 79-я тбад вошла в состав 8-го отбак.
Самолеты 79-й дивизии сразу после передислокации на аэродром Чаган, как и другие соединения Дальней авиации, начали активно изучать полярный бассейн как возможный театр военных действий (ТВД), осваивать северные маршруты, методы полета и посадки бомбардировщиков Ту-95 на тундровые аэродромы.
В марте–апреле 1960 года в соответствии с программой полётов экипажей Дальней авиации в Арктике по плану «Подскок» 13 экипажей I-го (1023) полка впервые участвовали в полётах с пролётом Северного географического полюса. В ходе учения было произведено восемь посадок и взлётов с грунтового тундрового аэродрома.
В 1961 году II-ой (1226) тбап начал переучивание на систему К-20 и стал ракетоносным, а в последующем – и заправляемым. В полку начали регулярно проводить тренировки по подвешиванию атомных бомб и учебные полеты с ракетами на выполнение тактических пусков. К концу 1961 года полк был полностью готов к боевым действиям с применением ракет Х-20.
В апреле 1962 года II-й (1226) полк в составе 20-ти самолётов Ту-95К провел первое лётно-тактическое учение на тему «Действия полка стратегических самолётов-ракетоносцев во взаимодействии с ВМФ по авианосному ударному соединению противника на переходе морем».
В начале 60-х годов экипажи II-го (1226) полка начали осваивать дозаправку в воздухе.
В 1966 году дозаправку в воздухе начали осваивать и экипажи I-го (1023) полка на самолетах Ту-95МР.
В 1968 году экипажи 79-й тбад на самолетах Ту-95КМ начали осваивать полеты на дальность с двумя дозаправками продолжительностью 25-28 часов.
С начала 60-х годов экипажи 1023-го и 1226-го тбап с дозаправкой в воздухе постоянно выполняли полёты в район Тихого океана для контроля переходов авианосцев США с западного побережья в Азию и обратно.
С 10 по 13 июня 1968 года было проведено учение на тему «Боевые действия полка стратегических ракетоносцев по разгрому АУГ (авианосной ударной группы) в океане во взаимодействии с силами Флота с использованием оперативных аэродромов». В нём участвовало 19 ракетоносцев II-го (1226) полка, а также два экипажа Ту-95МР от I-го (1023) полка, произведено 28 самолётовылетов, из них 7 – с двумя дозаправками топливом в воздухе продолжительностью 25 ч, выполнен практический пуск ракеты Х-20.
В 70-е гг. личный состав 79-ой тбад продолжал совершенствовать лётное мастерство, экипажи выполняли полёты по планам радиотехнической разведки объектов и на проверку ПВО, отрабатывали пуски ракет и полеты на дальность с двумя дозаправками.
Привлечение 79-ой тбад к различным операциям в интересах народного хозяйства.
В 60-80-е годы экипажи 79-ой дивизии привлекались к бомбометанию для разрушения ледовых заторов на реках Сибири и Средней Азии.
До 1964 года в составе I-го (1023) полка имелась 4-я эскадрилья на Ту-16, которая обеспечивала испытания ядерных бомб на Семипалатинском полигоне, участвовала в разрушении ледяных заторов на реках, летала на поиск спускаемых капсул с космонавтами, сбивала разведывательные воздушные радиоуправляемые зонды.
В 1964 году экипажи I-го (1023) полка произвели бомбометания авиабомбами 3 и 9 т по заказу Института геологии и геофизики Сибирского отделения Академии наук СССР. Опытные бомбометания, являясь источником сейсмических волн, позволяли обнаруживать нефтяные и газовые месторождения в труднодоступных болотистых и таёжных районах Сибири и Крайнего Севера. Подобные работы в мировой практике производились впервые. Они продолжались до 1982 года.
В сентябре 1968 года экипажи II-го (1226) тбап на самолетах Ту-95КМ совместно с другими экипажами ДА участвовали в операции по обнаружению приводнившихся в Индийском океане спускаемых аппаратов лунных автоматических кораблей «Зонд».
В январе 1969 года в интересах выполнения космической программы экипажи I-го (1023) полка, взаимодействуя с 219-м одрап, провели фотографирование местности на площади 140 тыс. кв. км.
В феврале и марте 1969 г. экипажи I-го (1023) полка выполняли специальное задание по ликвидации последствий наводнения в районе г. Чарджоу.
В феврале 1972 года экипажи I-го (1023) тбап совместно с другими экипажами ДА участвовали в спасении подводной лодки К-19, на которой произошел пожар недалеко от восточного побережья Канады.
Перевооружение 79-ой тбад на Ту-95МС
С 1980 г. при очередной реорганизации ДА дивизия вошла в 37 ВА и приступила к освоению нового авиационного комплекса Ту-95МС. Первые два самолёта Ту-95МС 17 декабря 1982 г. получил I-й (1023) тбап. В 1984 г. к перевооружению на Ту-95МС приступил II-й (1226) тбап. После переучивания всего летного состава 79-й тбад на Ту-95МС были проведены дивизионные авиационные учения, в которых на дозаправку в едином боевом порядке вылетели двадцать экипажей – по десять от каждого полка.
С 1985 года для достижения стратегического паритета с США экипажи 79-й тбад начали воздушное патрулирование в удалённых военно-географических районах, в том числе у североамериканского континента.
В апреле 1986 года I-й (1023) тбап на самолетах Ту-95МС осуществил уникальный вылет с дозаправкой в полете одновременно 20 экипажей в ночное время.
В 1986 году были проведены совместные учения всех соединений 37-й ВА, где экипажи из 79-й тбад направились через Северный Полюс к границам США и Канады, из 106-й тбад одновременно выполнили облет (с дозаправками) по периметру границ СССР.
Огромный вклад по совершенствованию методов обслуживания новой авиационной техники, ее регулировке и наладке всех систем способствовала профессиональная работа инженерно-авиационной службы. Благодаря их труду, несмотря на резко континентальный климат, все самолёты, как на базовом аэродроме, так и на оперативных аэродромах выходили в полёт без всякого использования резерва.
Многие члены лётных экипажей и инженерно-технического состава за освоение новой техники и выполнение полётов на боевое патрулирование были награждены правительственными наградами. Некоторым были присвоены воинские звания на ступень выше занимаемой должности.
С 1988 г. при воссоздании управления ДА 79-я дивизия передаётся из 37-й ВА в состав 30-й ВА. После распада СССР она оказалась под юрисдикцией Казахстана. Личный состав и самолёты были передислоцированы в 73-й тбад (Украинка), а в 1994 г. дивизию и авиаполки расформировали.
В разные годы 79-й тбад командовали:
с 1955 г. дважды Герой Советского Союза генерал-майор авиации Евгений Петрович Фёдоров,
с 1958 г. дважды Герой Советского Союза генерал-лейтенант авиации Павел Андреевич Таран,
с 1960 г. Герой Советского Союза генерал-майор авиации Владимир Михайлович Безбоков,
с 1961 г. генерал-майор авиации Леонид Иванович Агурин,
с 1964 г. генерал-майор авиации Николай Сергеевич Купцов,
с 1969 г. генерал-майор авиации Александр Никитович Волков,
с 1971 г. генерал-майор авиации Михаил Алексеевич Куликов,
с 1974 г. генерал-майор авиации Владимир Борисович Дмитриев,
с 1979 г. генерал-майор авиации Николай Иванович Табашников,
с 1985 г. генерал-майор авиации Павел Тарасович Бредихин,
с 1990 г. генерал-майор авиации Александр Александрович Волковинский,
с 1992 г. генерал-майор авиации Юрий Владимирович Пыльнев.
***
Послесловие
Служба Отечеству 79-ой тяжелой бомбардировочной авиадивизии пришлись на годы «холодной войны». Вооруженная стратегическими бомбардировщиками Ту-95, в составе Дальней авиации она решала задачу по предотвращению ядерной угрозы. Обладая способностью в качестве ответного удара доставлять ядерное оружие на любой континент, 79-я тбад все это время стояла на защите Государства. Но мало кто догадывался, что «воздушный патруль» надежно охраняет страну на дальних подступах, что давало возможность всем советским людям спокойно трудиться, строить города, заводы, да, и просто жить, не испытывая военной тревоги. О многом мы не знаем и сегодня. Находясь недалеко от ядерного полигона в условиях опасной экологической обстановки, под открытым небом как на огромном заводе и в жару, и в леденящий мороз, все силы личного состава 79-й тбад были направлены на отработку боевой выучки, поддержание вооружения в постоянной боевой готовности. Несмотря на некоторое отставание в развитии военной техники относительно противника, 79-я тбад могла решать задачи на различных театрах военных действий, как по уничтожению наземных сил, так и на океанических просторах по уничтожения морских целей.
В начальный период противостояния авиаторы трудились практически в одиночестве до тех пор, пока в стране не была создана принципиально новая система безопасности, на базе трех компонентов СЯС: на земле, в воздухе и на море. Опираясь на силы Дальней авиации и ракетно-ядерный потенциал, в стране были сформированы Ракетные войска стратегического назначения, на уровень океанского масштаба выведен Военно-Морской Флот. Создание равноценных Стратегических ядерных сил позволило Советскому Союзу в 70-е годы добиться военного паритета с противником. Вслед за выходом на «боевое дежурство» баллистических ракет и «боевое патрулирование» ударных сил флота, в 80-е годы для защиты Отечества на регулярное «боевое патрулирование» вышла и Дальняя авиация. Как часть СЯС, экипажи 79-й тбад высочайшей квалификации выполнили 340 таких вылетов. В результате совместных усилий Вооруженных сил, отечественных учёных и конструкторов оборонных отраслей промышленности был создан ракетно-ядерный щит, который и сегодня позволяет нашему государству осуществлять самостоятельную внешнюю политику. В этот исторический период 79-я тбад, вооруженная стратегическими бомбардировщиками Ту-95, стала одной из основных сил ядерного сдерживания.
Все эти годы 79-я тбад достойно простояла на защите воздушного пространства страны.
Материал подготовлен на основе статей о 79-ой тбад из двухтомника «Дальняя авиация. Век в боевом полете», информацию для которых при подготовке издания из разных источников собрал полковник в отставке кандидат военных наук Саперов В.И. и электронной книги воспоминаний военнослужащих 79-ой тбад и простых жителей гарнизона Чаган «В эпицентре ядерного века».
Клемпач Г.С.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *