Новогодние праздники мы любим отмечать широко: с гуляньями, подарками и большим количеством продуктов, от которых в эти дни ломятся наши столы. Но иногда, сделав покупки на неделю вперед, мы вдруг обнаруживаем, что срок годности консервы давно истек, а колбаса неприятно пахнет. Что делать с некачественными продуктами и как защитить права потребителя, рассказала председатель общественного объединения «Белорусское общество защиты потребителей» Анна Владимировна СУША.

— Покупая продукты к Новому году, будьте внимательны и обращайте внимание на срок годности, указанный на упаковке. В прошлом году, например, у нас было много обращений по некачественным продуктам именно в канун новогодних и рождественских праздников. Поэтому, покупая, например, наборы конфет, не поленитесь посмотреть, не истек ли срок их годности. И, конечно же, не забывайте брать чек, — советует Анна Владимировна.

Можно ли вернуть некачественные продукты, если чека нет?

Можно, только сделать это будет сложнее. В этом случае вам нужно будет доказать, что покупка была сделана именно в этом магазине. В качестве доказательства могут быть использованы, например, обрывки упаковки или ценник с маркировкой магазина. Принимаются и свидетельские показания, то есть факт покупки должен будет подтвердить человек, вместе с которым вы ее делали.

Если продавец скажет, что без чека не может принять продукты назад, ссылайтесь на статью 19 закона «О защите прав потребителя». В ней сказано:

«Отсутствие у потребителя документа, подтверждающего факт покупки товара, не является основанием для отказа в удовлетворении его требований. Для подтверждения факта покупки товара могут использоваться свидетельские показания, элементы упаковочного материала (тары), на которых имеются отметки, подтверждающие, что покупка товара осуществлялась у данного продавца, а также документы и другие средства доказывания, указывающие на осуществление покупки товара у данного продавца».

Что делать, если испорченные продукты не принимают?

— Если, несмотря ни на что, вы не можете вернуть некачественные продукты, сделайте запись в Книге замечаний и предложений (она есть во всех магазинах и на рынках, в каждой торговой точке), — говорит Анна Владимировна. — По закону в 15-дневный срок вам обязаны будут дать письменный ответ. Кроме того, вы имеете право обратиться для проведения экспертизы в Центр гигиены и эпидемиологии того района, где находится магазин или рынок. Но пробу специалисты будут брать не с тех продуктов, которые вы принесете, а с тех, которые продаются в магазине. Платить за экспертизу не нужно. Кроме того, в случае нарушения ваших прав, вы всегда можете обратиться в организации по защите прав потребителей.

А если просроченные продукты куплены на рынке?

— У продавцов на рынках тоже нужно брать квитанцию или чек (у них должны быть кассовые аппараты), — советует Анна Владимировна. — Если окажется, что срок годности продуктов истек, вы без проблем сможете их вернуть и получить назад свои деньги. Если выяснится, что фрукты или овощи, купленные на рынке, перемерзли, вы тоже имеете право вернуть их продавцу как некачественный товар.

— А если мандарины окажутся кислыми, несмотря на то, что продавец их усердно расхваливал и обещал, что они самые сладкие?

— Конечно, мандарины лучше пробовать при покупке. Но и в этом случае вы имеете право вернуть их на основании того, что вам была предоставлена недостоверная информация о товаре.

Можно ли вернуть качественные продукты?

Допустим, вы закупили большое количество продуктов к Новому году, а придя домой, выяснили, что то же самое сделали ваши родственники. Можно ли отнести назад в магазин качественные, но совсем не нужные вам конфеты или колбасу?

— Нет, нельзя. По закону качественные продукты обмену и возврату не подлежат. Даже при наличии чека, — рассказала Анна Владимировна.

ПОЛЕЗНЫЕ ТЕЛЕФОНЫ

Если вас обманули в магазине, на рынке, отказываются обменять товар, со своими проблемами и вопросами вы можете обращаться на «горячую линию»:

— Белорусского общества защиты потребителей. Телефон (017) 262-96-08. (Для жителей всех регионов Беларуси.)

— Минского общества потребителей. Телефон (017) 226-72-90. (Для минчан.)

Объясняем, как вернуть в магазин некачественный товар и что делать, если у вас отказываются его принимать.

– Купил баночку красной икры. Сегодня открыл — икра почернела. Пошёл узнать, можно ли обменять. Ответ администратора магазина: «Скажите дату и цену покупки по чеку! Тогда я буду искать этот чек в продажах магазина». Кто прав, я или она? Банку я сохранил, икру выкинул в унитаз. А вот чек на покупку икры не взял и не хранил — это мой прокол.

Если вы купили в магазине продукты, а дома обнаружили, что товар испорчен, вы имеете полное право вернуть его в магазин: по ст. 7 закона «О защите прав потребителей» изготовитель (равно как и исполнитель) обязан обеспечить безопасность товара в течение установленного срока годности. Причём сделать это можно как сразу же после покупки, так и позже, если у вас нет времени обратиться в магазин или он уже закрылся.

Важным условием здесь является соблюдение сроков годности продуктов. То есть, к примеру, если вы 30 июля купили пакет молока со сроком годности до 1 августа, то вернуть его в магазин 2 августа вы уже не сможете, даже если вы приобрели некачественный товар (п. 1 ст. 19 закона «О защите прав потребителей»). При этом если на товаре указана не только дата окончания срока годности, но ещё и точное время, то успеть вернуть продукты нужно ДО этого времени. Если вы придёте даже на час позже, продавец имеет полное право не принимать товар и не возвращать вам деньги.

По темеСовсем другое дело, если вы купили продукты с уже истёкшим сроком годности: закон строго запрещает продажу просроченных товаров. В этом случае смело возвращайте купленное в магазин, никаких претензий со стороны продавца в этом случае принимать вы не должны.

Ещё одним законным основанием не принимать товар может стать предупреждение продавца перед покупкой о том, что продукция имеет недостатки. В этом случае вернуть деньги не получится. Но если вы обнаружите другие дефекты, не озвученные продавцом, то можете смело обращаться с претензией.

Согласно статье 18 закона «О защите прав потребителей», при обнаружении брака в товаре вы можете:

  • потребовать замены товара на точно такой же, но качественный;

  • потребовать замены товара на аналогичный, но другой марки с перерасчётом цены;

  • потребовать соразмерного уменьшения цены;

  • потребовать возврата денег (с возвратом товара продавцу).

Управление Роспотребнадзора отмечает, что повреждённая или вскрытая упаковка (как иначе вы могли узнать, что продукты не соответствуют качеству?) и даже частичное использование товара не могут быть основанием для отказа продавца принимать брак и возвращать деньги.

Что касается наличия чека, то он может существенно ускорить процедуру возврата, однако п. 5 всё той же статьи 18 закона «О защите прав потребителей» позволяет вернуть товар и без него. Для этого вполне достаточно будет свидетельских показаний или любых других доказательств, например, записей с камер наблюдения. Так что вопрос продавца о дате покупки был вполне логичным: при отсутствии чека проверить информацию можно и по базе данных магазина.

Что делать, если продавец отказывается принять бракованный товар?

По темеЕсли вы предоставили продавцу все доказательства, но принимать товар у вас всё равно отказываются, напишите письменную претензию (в двух экземплярах) и изложите всю ситуацию. Хотя бы на одном экземпляре продавец (или его представитель) должен поставить дату и свою подпись о получении претензии, этот экземпляр оставьте у себя. Также можно продублировать информацию в книге жалоб.

В случае отказа принять и претензию, отправляйте её по почте с уведомлением о вручении, вам должны будут дать письменный ответ.

Также вы можете обратиться в Роспотребнадзор и отдать некачественный товар на экспертизу. Поэтому если в следующий раз попадёте в такую ситуацию, не торопитесь выбросить продукты: они тоже послужат доказательством в вашу пользу.

Как быстро вернут деньги?

Если вы просите заменить испорченный товар на аналогичный, продавец имеет право сделать это в течение 7 дней. Если же на момент вашего обращения в магазине отсутствует такая продукция, замена может быть сделана в течение месяца со дня предъявления требования.

Если вы требуете у продавца уменьшить цену или вернуть всю сумму, магазин должен вернуть деньги в течение 10 дней со дня предъявления требования.

Коротко о главном:

1. Вернуть некачественные продукты в магазин можно до истечения срока их годности.

2. Вы можете потребовать замены товара на аналогичный, уменьшить его стоимость или полностью вернуть деньги.

3. Повреждённая или вскрытая упаковка, а также частичное использование товара не является основанием для отказа принять бракованную продукцию.

4. Закон позволяет вернуть товар и без чека, достаточно знать дату и примерное время покупки.

5. Если у вас отказываются принимать испорченный товар, напишите претензию в адрес магазина. Её можно отправить по почте с уведомлением о вручении.

6. Вы можете также обратиться в Роспотребнадзор и провести экспертизу некачественного товара.

7. Заменить товар на аналогичный должны в течение 7 дней, вернуть деньги — в течение 10 дней.

Если у вас есть вопросы, на которые вы не можете найти ответ, задайте их нам, и мы постараемся на них ответить.

— Яйца —

Чтобы понять, испортилось ли яйцо или нет, его нужно погрузить в воду. Со временем под скорлупой в яйце появляется воздушный карман. Чем старее яйцо, тем больше будет пузырь воздуха. Из-за него старое яйцо всплывет, а свежее яйцо просто-напросто утонет.

— Мясо —

У продукта сомнительной свежести появятся заветренные края и серые пятна. Однако такой кусок еще годен для приготовления, но его обязательно следует хорошо прожарить. В случае испорченного мяса к изменению цвета добавляется весьма специфический запах и слизистая, липкая текстура. Последняя говорит о том, что на поверхности мяса размножаются бактерии. Такое мясо без сожаления нужно выбросить.

— Молоко —

С целью уничтожения бактерий на заводе молоко тщательно пастеризуют. За счет этого в холодильнике продукт может храниться даже чуть дольше, чем написано на упаковке. Узнать, что молоко испортилось, можно по двум основным признакам: запах и текстура. Если молоко пропало, у него появится кислый запах, а вскоре поменяется и консистенция: из гладкой белой жидкости оно начнет преобразовываться в неоднородную массу с комками.

— Сливочное масло —

В холодильнике сливочное масло проживет около 4 месяцев. Если снаружи масло одного цвета, а внутри другого — значит продукт далеко не первой свежести, но есть его еще можно. Маслу, которое окрасилось в интенсивно желтый цвет, на вкус стало прогорклым и испускает неприятный запах, самое место в мусорном ведре.

— Рыба —

Для свежей рыбы свойственна плотная чешуя, ярко-красный цвет жабр, упругое и сочное мясо и прозрачные и выпуклые глаза. Отсутствие одного из этих признаков говорит о том, что рыба начала портиться. У рыбы, лежащей на прилавке далеко не первый день, глаза станут мутными, жабры приобретут серый оттенок, а при надавливании на мясе будут оставаться вмятины. Сильно выраженный рыбный запах и липкая слизь на тушке означают, что рыба протухла.

— Овощи и фрукты —

Овощи фрукты не первой свежести выдает текстура и цвет. Так, салатные листья или яблоки становятся мягкими и постепенно темнеют. Продукты с незначительными дефектами еще можно использовать, если срезать испорченную часть. Но когда в дополнение к этому появляется также неприятный запах и плесень, их остается только выбросить.

— Джемы и варенья —

Изменение цвета варенья еще ни о чем не говорит. Беспокоиться нужно начинать тогда, когда продукт приобрел странное послевкусие. Обычно это свидетельствует о том, что джем начал бродить. Самый же явный признак испорченного варенья — наличие плесени. Если банка долго стояла где-нибудь в глубине холодильника, прежде чем есть варенье, убедитесь, что ни на крышке, ни на стенках, и тем более в варенье нет следов плесни. В противном случае варенье придется выбросить.

— Оливковое масло —

После вскрытия оливковое масло рекомендуется использовать в течение пары месяцев. Хранят его не в холодильнике, а в темном месте при температуре 10-15 градусов. Испорченное масло выдают вовсе не твердые жиры, превращающиеся при низких температурах в белые хлопья, а запах и вкус. У непригодного для употребления масла запах будет напоминать клей и оно приобретет заметный прогорклый вкус.

— Соусы и заправки —

Дольше всего в открытом виде хранится кетчуп. Изменение в цвете и даже в текстуре не обязательно являются признаком того, что его нельзя есть. Если продукт действительно испортился, он приобретет неприятный запах и на его поверхности или в бутылке вырастет плесень. В горчице нежелательные трансформации начнут происходить примерно через год, в то время как открытая сальса может испортиться уже через несколько дней.

— Консервы —

Консервы имеют самый долгий срок хранения, именно поэтому из них собирают стратегический запас на черный день и на случай апокалипсиса. Однако, если в банку проникнут бактерии, консервы придется выбросить. Отличить испорченные консервы можно по внешнему виду. Пока бактерии будут питаться и размножаться, будет увеличиваться давление внутри банки и, как следствие, в какой-то момент ее стенки начнут выпирать. Также нужно обратить внимание на то, чтобы на банке не было вмятин. Они могут нарушить целостность внутреннего покрытия, и если в банке содержится кислый продукт, как, например, капуста, начнется коррозия.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *