обладают одинаковой административной дееспособностью

Правоспособность юридического лица

Традиционно в доктрине административного права ведущие значение занимают исследования таких институтов, как государственное управление, государственная служба, органы административной власти, административный процесс и т.д. Вопросам, связанным с административно-правовым статусом граждан уделяется мало внимания. Вместе с тем все вышеназванные институты по своей юридической природе производны от правового статуса граждан в сфере государственного управления.

В настоящий момент множество авторов, наряду с гражданами, выделяют такой субъект административного права, как организации.

Граждане и организации;

Физические и юридические лица.

Административно-правовой статус гражданина теснейшим образом связан с понятием государство. В то же время можно сказать о том, что административно-правовой статус гражданина представляет собой совокупность прав и обязанностей личности, складывающихся в процессе не только во взаимодействии с государственным управлением, но и с организациями, не являющимися государственными. В центре этого подхода лежит соотношение понятия личность и гражданин. Человеком рождаются, а личностью становятся, поэтому субъектом правовых, в том числе и административных отношений (субъектом права), может признаваться только человек, обладающий качеством личности, имеющий сознание и волю, способный совершать активные действия и нести за них ответственность. Следует отметить недостаточность проработки соотношения понятий субъект права и субъект правоотношений. Субъект права – это правовая категория, в общем виде определяющая круг лиц, на которых распространяется действие тех или иных норм с различной степенью детализации. Субъект правоотношений – это персонально определённое лицо, участвующее в соответствующем конкретном правоотношении.

Административно-правовой статус гражданина является частью его общего правового статуса, в который можно включить следующие элементы:

1. правосубъектность (предполагает наличие у гражданина правоспособности, дееспособности, деликтоспособности);

2. права и обязанности;

3. ответственность;

4. гарантии.

Основу административно-правового статуса гражданина составляет административная правосубъектность, однако из указанных выше элементов правовое регулирование получило лишь деликтоспособность; правоспособность и дееспособность являются, скорее, научными категориями и в законодательстве закреплены фрагментарно. Поэтому административно-правовой статус граждан в значительной мере зависит от состояния законодательства, закрепляющего их права и обязанности в конкретных сферах государственного управления. Зачастую административно-правовые нормы связывают права и обязанности граждан с особенностями их положения в качестве студентов, военных, собственников автотранспортных средств и т.д., что не способствует систематизации и единообразному регулированию административно-правового статуса граждан в РБ, и свидетельствует о необходимости совершенствования законодательства.

Под административной правоспособностью понимается способность гражданина обладать правами и нести обязанности административно-правового характера. Её основные черты:

1. регулируется нормами административного права

2. может быть временно ограничена (лишение на определённое время правоуправления транспортным средством)

3. для разных лиц она не одинакова по объёму, т.е. объём административной правоспособности у граждан может быть различен (государственные служащие)

4. административная правоспособность является необходимым условием административно дееспособности.

Административная дееспособность – это способность лица своими действиями осуществлять, приобретать права и нести обязанности административно правового характера. В полном объёме она возникает по достижению гражданином 18 летнего возраста.

Административная деликтоспособность – это способность нести правовую ответственность за совершённое нарушение административно-правовых норм. Она связывается с определённым возрастом, установленным КОАП, таким образом деликтоспособность тесно связана с дееспособностью.

Административная правосубъектность бывает общая и специальная, соответственно можно вести речь об общем и специальном административно-правовом статусе гражданина. Любое лицо обладает общим равным для всех статусом; при этом может быть носителем одного или нескольких специальных статусов, например, студент.

В целом административно-правовой статус граждан может быть временно ограничен при:

· чрезвычайных ситуациях (техногенные аварии, массовые беспорядки, стихийные бедствия и т.д.)

· невозможности обеспечить государственную безопасность (пограничный режим)

· совершении неправомерных действий (лишение правонарушителя права управления транспортным средством)

· принадлежности лица к иностранному государству

· болезни, имеющей постоянный или временный характер

· и др.

Административные права граждан – это закреплённое НПА право на совершение определённых действий, выражающихся в характере поведения в рамках разрешённых границ; требования от других граждан и государственных органов, чтобы они не препятствовали осуществлению этих прав и способствовали их реализации. Существует множество классификаций административных прав граждан (смотри семинар). Традиционно в сфере государственного управления граждане наделяются следующими правами:

· право граждан на участие в государственном управлении

· право на свободу объединений

· право на свободу собраний, митингов, уличных шествий, пикетирования

· право граждан на свободу и личную неприкосновенность

· право на неприкосновенность жилища и иных законных владений

· право на свободу передвижения и свободу выбора места жительства

· и тд.

Обязанности граждан в сфере государственного управления представляют собой предусмотренную законодательством и охраняемую государством необходимость их должного поведения в сфере государственного управления. Составляющими обязанностей являются:

1. необходимость совершать активные положительные действия

2. необходимость воздерживаться от действий, запрещённых нормами права

Классическим примером обязанности гражданина в сфере государственного управления является обязанность защиты РБ (ч.1 ст.57 Конституции РБ). При этом в административно-правовой статус граждан включаются также права прямо не поименованные в конституции, но вытекающие из неё, например, обязанность соблюдать ПДД.

Поскольку несоблюдение гражданами обязанностей, в том числе в сфере государственного управления, строго наказуемо, такие обязанности могут устанавливаться исключительно НПА, а не усмотрением органов государственного управления и их должностных лиц.

Невыполнение или ненадлежащее исполнение гражданами своих обязанностей влечёт за собой, как правило, административную ответственность. Составы конкретных правонарушений сформулированы в КОАП.

Важным элементом административно-правового статуса гражданина являются административно-правовые гарантии, под которыми понимаются правовые средства, обеспечивающие реализацию прав и интересов граждан в сфере государственного управления. Гарантии бывают политические, экономические, организационные, социальные, культурные, юридические. В сфере государственного управления административно-правовые гарантии, в большинстве своём, реализуются через органы исполнительной власти, которые:

· выполняют обязанности по обеспечению конституционных прав и свобод граждан

· создают необходимые организационно-правовые условия для их реализации

· осуществляют постоянное наблюдение и контроль за их реализацией

· применяют меры административного принуждения в случае нарушения указанных прав и свобод граждан

Правовое положение иностранцев в административном законодательстве РБ

Термин иностранец может пониматься в широком и узком смысле. В широком смысле под иностранцами понимаются иностранные граждане и лица без гражданства, а в узком иностранные граждане.

Правовое положение иностранных граждан и лиц без гражданства регулируется конституцией, Законом РБ «о правовом положении иностранных граждан и лиц без гражданства в РБ», Законом РБ «о предоставлении иностранным гражданам и лицам без гражданства статуса «беженца» дополнительной и временной защиты в РБ», иным законодательством, а также международными договорами. В соответствии со ст.1 Закона об иностранцах, иностранными гражданами признаются лица, не являющиеся гражданами РБ и имеющие доказательства своей принадлежности к гражданству (подданству) другого государства. Лицами без гражданства признаются лица, которые не являются гражданами РБ и не имеющие доказательств своей принадлежности к гражданству другого государства.

В основе правового статуса иностранцев лежит принцип национального режима, который закреплён в ст.11 конституции: иностранцы на территории РБ пользуются правами и свободами и исполняют обязанности наравне с гражданами РБ, если иное не определено конституцией, законами и международными договорами. Что касается административно-правового статуса иностранцев можно сказать, что по своему содержанию он совпадает с административно правовым статусом граждан РБ. Вместе с тем анализ законодательства позволяет сделать вывод о том, что административная правоспособность иностранцев по своему объёму меньше правоспособности граждан РБ.

Иностранцы не могут быть членами политических партий РБ и иных общественных объединений РБ, преследующих политические цели; избирать и быть избранными в государственные органы РБ (выборные); принимать участие в референдумах. В данном случае исключения составляют граждане РФ, постоянно проживающие в РБ, которые, в соответствии со ст.58 Избирательного кодекса РБ, имеют право участвовать в выборе депутатов Местных советов депутатов, в соответствии с международным договором РБ и РФ. При этом иностранцы могут вступать в профессиональные союзы и иные общественные объединения РБ, если это предусмотрено их уставами, а также обладают правом на обращение в государственные органы РБ.

Законом «об иностранцах» установлен обязательный внесудебный порядок обжалования иностранцами решений и действий (бездействий) государственных органов и должностных лиц Республики Беларусь, связанных с исполнением закона «об иностранцах», до их обжалования в суд. В соответствии закона «об иностранцах» иностранцы могут быть подвергнуты депортации в случаях определённых законодательными актами РБ и порядке, установленным правительством.

Кроме того, согласно закону «об иностранцах», иностранец может быть выслан из РБ в интересах национальной безопасности общественного порядка, защиты нравственности, здоровья населения, прав и свобод граждан РБ и других лиц, если он не может быть подвергнут депортации. Высылка может быть осуществлена путём добровольного выезда иностранца из РБ, или в принудительном порядке.

Особую категорию лиц, не имеющих белорусского гражданства, и проживающих на территории РБ составляют беженцы, т.е. лица, правовой статус которых урегулирован законом «о беженцах» (смотри начало подтемы). Кроме того данные вопросы урегулированы указом президента РБ от 5 апреля 2006 года №204, в котором утверждено положение о предоставлении иностранным гражданам и лицам без гражданства убежища в РБ, его утрате и лишении. В целом можно говорить о том, что административно-правовой статус беженца схож с административно-правовым статусом иностранцев.

Предприятия, учреждения, организации

Для того, чтобы изучить административно-правовой статус «предприятий, учреждений, организаций» следует рассмотреть существующие подходы к пониманию коллективного субъекта административного права, как организации, либо, как юридического лица. Термин организация может пониматься как: деятельность, направленная на приведения в систему чего-либо, как объединение людей, социальных групп, созданных для достижения поставленных целей, для этого люди вступают в правоотношения не от своего имени, а от имени организации, т.е. от коллектива людей. Органам управления организациями является администрация (директор, начальник, совет директоров, совет правления и т.д.).

Вопросы деятельности организаций являются предметом изучения административного, финансового, трудового права.

Юридическое лицо – это субъект, прежде всего гражданско-правовых отношений, при этом, как и понятие организации, понятие юридического лица можно рассматривать, как объединение людей, т.е. коллектив. Если юридическое лицо – это коллектив трудящихся, то действия участников этого коллектива совершённые в связи с выполнения ими трудовых функций являются действиями самого юридического лица.

В соответствии со ст. 44 гражданского кодекса РБ, юридическое лицо – это:

· организация

· имеющая в собственности либо на ином вещном праве обособленное имущество

· несущая самостоятельную ответственность по своим обязательствам

· имеющая возможность от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, исполнять обязанности, быть истцом и ответчиком в суде

· прошедшая в установленном порядке государственную регистрацию в качестве юридического лица.

Любое юридическое лицо является организацией, но не любая организация является юридическим лицом, т.е. субъектом административной ответственности может быть организация, не являющаяся юридическим лицом (департамент с правами юридического лица).

Юридическими лицами могут быть организации, преследующие извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и распределяющие полученную прибыль между участниками (коммерческие организации), либо не имеющие извлечение прибыли в качестве такой цели и не распределяющие полученную прибыль между участниками (некоммерческие организации). Юридические лица, являющиеся коммерческими организациями, могут создаваться в форме хозяйственных товариществ и обществ, производственных кооперативов, унитарных предприятий, христианских (фермерских) хозяйств, и иных формах предусмотренных гражданским кодексом. Юридические лица, являющиеся некоммерческими организациями, могут создаваться в форме потребительских кооперативов, общественных или религиозных организаций, учреждений, благотворительных и иных фондов, а также в других формах, предусмотренных законодательными актами. Как видно из изложенного, предприятия – это форма коммерческой организации, учреждения – это форма некоммерческой организации.

В административном праве государственное регулирование административно-правового статуса предприятий, учреждений и других организаций осуществляется посредствам:

· осуществления государственной регистрации и ликвидации

· выдачи различных разрешений (лицензий, сертификатов и т.д.)

· контроля и надзора за соблюдения ими законодательства

Таким образом предприятии и учреждения следует рассматривать так: разновидности организаций; виды юридического лица. Основанием возникновения административной правосубъектности предприятий, учреждений и других организаций является их государственная организация. Общий порядок установлен гражданским кодексом РБ, декретом президента РБ от 16 января 2009 года №1, постановлением совмина от 23 июля 2004 года №913.

Традиционно нормы, регулирующие административно-правовой статус учреждений делятся на:

1. нормы, регулирующие административно-правовой статус юридических лиц и государственной и негосударственной формы собственности

2. адресуемые государственным и физическим лицам

3. адресуемые негосударственным юридическим лицам.

Основное различие между государственными и негосударственными лицами в административном праве в том, что государство является собственником имущества государственных юридических лиц, а потому имеет право на:

· определение цели деятельности данного юридического лица

· назначение на должность руководителя

· осуществление контроля за использование таким юридическим лицом имущества

· и т.д.

Примером государственного юридического лица является республиканское унитарное предприятие, коммунальное унитарное предприятие, казённое унитарное предприятие.

Что касается деятельности негосударственных юридических лиц, то в данном случае влияние государства на их деятельность является намного более ограниченным, поскольку важнейшие вопросы деятельности таких юридических лиц решаются учредителями этого юридического лица, либо уполномоченными ими органами.

Разновидностью некоммерческой организации являются общественные объединения. Административно-правовой статус различных видов общественных объединений имеет свои особенности, общим для них является то, что все они создаются гражданами и действуют на основе принципов добровольности и гласности. Согласно ст.1 Закона РБ «об общественных объединениях» общественное объединение – это добровольное объединение граждан в установленном законодательством порядке объединившихся на основе общности, интересов для совместной реализации гражданских, социальных, культурных и иных прав.

Принципы образования регистрации и деятельности общественных объединений, наряду с указанным законом определены декретом от 26 января 1999 года №2. Политической партией является добровольное общественное объединение преследующее политические цели, содействующее выявлению и выражению политической воли граждан и участвующее в выборах (ст. 1 закона РБ «о политических партиях»).

Членами политических партий могут быть только совершеннолетние граждане РБ. Государственная регистрация политических партий осуществляется Министерством юстиции.

Закон РБ «о профессиональных союзах»

Закон РБ «о свободе совести и религиозных организациях»

  • •1. Административная ответственность военнослужащих.
  • •2. Административная ответственность должностных лиц.
  • •3. Административная ответственность юридических лиц.
  • •4. Административная правосубъектность.
  • •5. Административная юрисдикция.?????
  • •6. Административное задержание.
  • •7. Административное правонарушение: понятие и признаки.
  • •8. Административное правонарушение: юридический состав.
  • •10. Административно-правовой статус государственных и негосударственных предприятий и учреждений.
  • •11. Административно-правовой статус гражданина.
  • •12. Административно-правовой статус общественных объединений.
  • •13. Административно-правовые гарантии прав и свобод граждан.
  • •14. Административно-правовые отношения: понятие, особенности.
  • •15. Административно-предупредительные меры.
  • •16. Административные наказания.
  • •18. Административный штраф.
  • •19. Виды административно-правовых отношений.
  • •20. Виды правовых актов управления.
  • •22. Административно-правовой статус беженцев и вынужденных переселенцев.
  • •23. Давность привлечения к административной ответственности.
  • •24. Дисквалификация.
  • •25. Исполнительная власть: понятие, соотношение с государственным управлением.
  • •26. Источники административного права: понятие, система.
  • •27. Классификация органов исполнительной власти.
  • •29. Меры административного пресечения.
  • •30. Место исполнительной власти в системе разделения властей.
  • •31. Метод административного права: понятие, особенности.
  • •32. Назначение административных наказаний.
  • •33. Общее понятие управления и его виды.
  • •34. Органы (должностные лица), назначающие административные наказания.
  • •35. Органы исполнительной власти субъектов рф.
  • •Глава 3 – «органы исполнительной власти субъектов рф»
  • •36. Особенности административно-правового статуса иностранных граждан и лиц без гражданства.
  • •37. Отмена и приостановление действия правовых актов управления.
  • •38. Полномочия Президента рф в сфере исполнительной власти.
  • •39. Понятие административного принуждения.
  • •40. Понятие и признаки административной ответственности.
  • •41. Понятие и виды административно-правовых методов управления.
  • •42. Понятие и виды административно-правовых норм.
  • •43. Государственные должности и должности государственной службы:
  • •44. Виды государственных служащих. Общие условия прохождения государственной службы.
  • •45. Понятие и признаки органа исполнительной власти.
  • •46. Государственная служба: понятие, система и виды. Принципы построения и функционирования системы государственной службы.
  • •47. Понятие и юридическое значение правовых актов управления.
  • •48. Поощрение и ответственность государственных гражданских служащих.
  • •49. Права и обязанности государственных гражданских служащих. Ограничения и запреты для замещения должностей государственной гражданской службы.
  • •50. Правительство рф: состав, компетенция, взаимоотношения с другими органами государственной власти.
  • •Глава III фкз. Полномочия Правительства:
  • •51. Право жалобы.
  • •52. Предмет административного права.
  • •53. Прохождение государственной гражданской службы: поступление на службу, аттестация, прекращение службы.
  • •54. Система и структура федеральных органов исполнительной власти.
  • •55. Сущность государственного регулирования. Соотношение государственного регулирования с государственным управлением.
  • •56. Требования, предъявляемые к правовым актам управления.
  • •57. Федеральные министерства.
  • •58. Федеральные службы и агентства.
  • •59. Формы реализации исполнительной власти: понятие и виды.
  • •60. Функции административного права.
  • •61. Обязательные работы.
  • •62. Административная ответственность иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных юридических лиц.
  • •63. Административное приостановление деятельности.
  • •64. Административная ответственность собственников (владельцев) транспортных средств.
  • •65. Конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения.
  • •66. Административная ответственность собственников или иных владельцев земельных участков либо других объектов недвижимости.

В современном гражданском праве России выделяется общая и специальная правоспособность юридических лиц. Под общей (универсальной) правоспособностью понимается способность юридического лица иметь любые гражданские права и обязанности, которые необходимы ему для осуществления любого вида деятельности, не противоречащего действующему законодательству. Под специальной правоспособностью понимается наличие у юридического лица лишь таких прав и обязанностей, которые отдельно регулируются законом, соответствуют целям его деятельности и прямо зафиксированы в его учредительных документах Козлова Н.В. Правосубъектность юридического лица // Законодательство — 2003. — № 12. — С. 13 — 16; 2004. — № 1..

Следует учитывать, что общую правоспособность в соответствии с Гражданским Кодексом РФ могут иметь только коммерческие организации, за исключением унитарных предприятий (абз. 2 п. 1 ст. 49) Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая): федеральный закон от 30.11.1994 № 51 — ФЗ (в ред. от 09.02.2009). Юридические лица с иными организационно-правовыми формами имеют специальную правоспособность.

Участники любой коммерческой организации могут при желании «уменьшить» объем ее правоспособности, т.е. сделать правоспособность специальной. Для этого в учредительных документах юридического лица необходимо закрепить конкретный закрытый перечень видов его деятельности. При этом даже для многих коммерческих организаций законом изначально предусмотрена только специальная правоспособность (например, страховые организации, банки и др.).

Отдельными видами деятельности, перечень которых определяется законом, юридическое лицо может заниматься только на основании специального разрешения (лицензии). Право юридического лица осуществлять деятельность, на занятие которой необходимо получение лицензии, возникает с момента получения такой лицензии или в указанный в ней срок и прекращается по истечении срока ее действия, если иное не установлено законом или иными правовыми актами.

Юридическое лицо может быть ограничено в правах лишь в случаях и в порядке, предусмотренных законом. Решение об ограничении прав может быть обжаловано юридическим лицом в суд (п. 2 ст. 49 ГК РФ) Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая): федеральный закон от 30.11.1994 № 51 — ФЗ (в ред. от 09.02.2009).

Для того чтобы принять непосредственное участие в гражданском обороте путем совершения сделок с другими хозяйствующими субъектами юридическому лицу, помимо правоспособности, необходимо также иметь и дееспособность (т.е. способность своими действиями приобретать и осуществлять гражданские права, создавать для себя гражданские обязанности). Дееспособность юридического лица возникает и прекращается одновременно с возникновением и прекращением его правоспособности.

В соответствии с п. 1 ст. 53 ГК РФ юридическое лицо приобретает гражданские права и принимает на себя гражданские обязанности через свои органы. Под органом юридического лица понимается лицо (единоличный орган), либо группа лиц (коллегиальный орган), представляющие интересы юридического лица в отношениях с другими субъектами права без специальных на то уполномочий (т.е. без доверенности). Действия органа юридического лица, в том числе и при заключении сделки, рассматриваются как действия самого юридического лица.

Наиболее распространенный случай — это заключение сделки от имени юридического лица его единоличным исполнительным органом, например, генеральным директором. Часто сделки также заключаются представителями, действующими на основе доверенности, выданной уполномоченным органом юридического лица.

При заключении сделки соответствующий единоличный орган юридического лица действует в правовом смысле не как гражданин (физическое лицо), а как особого рода представитель юридического лица. В данном случае он своими действиями будет создавать правовые последствия (приобретать гражданские права и создавать гражданские обязанности) не в отношении себя лично, а в отношении юридического лица. Соответственно, при заключении той или иной сделки такое лицо должно руководствоваться в первую очередь именно нормами законодательства о правоспособности данного юридического лица и учитывать разрешенные виды деятельности, закрепленные в его учредительных документах.

Так, в соответствии со ст. 173 ГК РФ сделка, совершенная юридическим лицом в противоречии с целями деятельности, определенно ограниченными в его учредительных документах, либо юридическим лицом, не имеющим лицензию на занятие соответствующей деятельностью, может быть признана судом недействительной по иску этого юридического лица, его учредителя (участника) или государственного органа, осуществляющего контроль или надзор за деятельностью юридического лица, если доказано, что другая сторона в сделке знала или заведомо должна была знать о ее незаконности Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая): федеральный закон от 30.11.1994 № 51 — ФЗ (в ред. от 09.02.2009).

В соответствии со ст. 174 ГК РФ если полномочия лица на совершение сделки ограничены договором либо полномочия органа юридического лица — его учредительными документами по сравнению с тем, как они определены в доверенности, в законе либо как они могут считаться очевидными из обстановки, в которой совершается сделка, и при ее совершении такое лицо или орган вышли за пределы этих ограничений, сделка может быть признана судом недействительной по иску лица, в интересах которого установлены ограничения, лишь в случаях, когда будет доказано, что другая сторона в сделке знала или заведомо должна была знать об указанных ограничениях.

Важным является вопрос о том, что именно необходимо проверять при проведении правовой экспертизы законности сделки с участием юридического лица. В первую очередь необходимо проверить непосредственно факт существования юридического лица, то есть факт его государственной регистрации. Это подтверждается, в частности, свидетельством о государственной регистрации юридического лица в едином государственном реестре юридических лиц, свидетельством о постановке на учет в налоговом органе (как уже говорилось выше, правоспособность юридического лица возникает с момента его государственной регистрации).

Далее необходимо установить отсутствие ограничений на совершение сделки в законе или в учредительных документах юридического лица. Так, торговля может не входить в предмет уставной деятельности благотворительной организации, поэтому совершенные ею сделки по купле-продаже, например, автомобилей, могут быть признаны недействительными в соответствии с упомянутой выше ст. 173 ГК РФ. Однако такие сделки допустимы в том случае, если их заключение было необходимо для осуществления основного вида деятельности этой организации (то есть автомобили были приобретены организацией для себя, а не в целях дальнейшего коммерческого использования).

В случае, если сделка совершается представителем, действующим на основе доверенности, выданной уполномоченным органом юридического лица, то необходимо также проверить наличие соответствующих полномочий в данной доверенности.

Ограниченной правоспособностью обладают иностранные юридические лица. Отдельные законодательные акты Российской Федерации содержат прямые ограничения правоспособности иностранных юридических лиц.

Так, в соответствии с п. 3 ст. 15 Земельного Кодекса РФ иностранные юридические лица не могут обладать на праве собственности земельными участками, находящимися на приграничных территориях, перечень которых устанавливается Президентом РФ в соответствии с федеральным законодательством о Государственной границе РФ, и на иных установленных особо территориях РФ в соответствии с федеральными законами Земельный кодекс от 25.10.2001 №136 ФЗ //Российская газета №211-212 30.10.2001..

Согласно положению ст. 3 Федерального закона № 101-ФЗ от 24.07.2002 г. «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» иностранные юридические лица, а также юридические лица, в уставном (складочном) капитале которых доля иностранных граждан, иностранных юридических лиц, лиц без гражданства составляет более чем 50 процентов, могут обладать земельными участками или долями в праве общей собственности на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения только на праве аренды Об обороте земель сельскохозяйственного назначения. От 07.07.2003 №113 ФЗ (в ред. 07.03.2005 №10 ФЗ).

Правоспособность юридических лиц может быть ограничена при осуществлении процедуры банкротства.

В соответствии с Федеральным Законом от 26.10.2002 г. № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» под банкротством понимается неспособность должника в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам или исполнить обязанность по уплате обязательных платежей. Законом о банкротстве, по сути, предусмотрен специальный режим функционирования такого юридического лица, неспособного удовлетворять обязательства третьих лиц О несостоятельности (банкротстве). ФЗ от 26 октября 2002 г. №127-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. — 2002. — № 43..

При некоторых процедурах банкротства органы управления юридического лица полностью отстраняются от управления и полномочия по управлению переходят к арбитражному управляющему. В других случаях органы управления юридического лица не теряют самостоятельности, но действуют с определенными ограничениями. В этом состоит суть ограничения правоспособности юридического лица, к которому применяются процедуры банкротства.

Так, при процедуре наблюдения органы управления должника могут совершать исключительно с согласия временного управляющего, за исключением случаев, прямо предусмотренных настоящим законом, сделки или несколько взаимосвязанных между собой сделок (ст. 64 Закона о банкротстве):

  • · связанных с приобретением, отчуждением или возможностью отчуждения прямо либо косвенно имущества должника, балансовая стоимость которого составляет более пяти процентов балансовой стоимости активов должника на дату введения наблюдения;
  • · связанных с получением и выдачей займов (кредитов), выдачей поручительств и гарантий, уступкой прав требования, переводом долга, а также с учреждением доверительного управления имуществом должника.

При этом органы управления должника не вправе принимать решения:

  • · о реорганизации (слиянии, присоединении, разделении, выделении, преобразовании) и ликвидации должника;
  • · о создании юридических лиц или об участии должника в иных юридических лицах;
  • · о создании филиалов и представительств;
  • · о выплате дивидендов или распределении прибыли должника между его учредителями (участниками);
  • · о размещении должником облигаций и иных эмиссионных ценных бумаг, за исключением акций;
  • · о выходе из состава учредителей (участников) должника, приобретении у акционеров ранее выпущенных акций;
  • · об участии в ассоциациях, союзах, холдинговых компаниях, финансово-промышленных группах и иных объединениях юридических лиц;
  • · о заключении договоров простого товарищества.

При введении в отношении юридического лица внешнего управления прекращаются полномочия руководителя должника, а управление делами должника возлагается на внешнего (арбитражного) управляющего (п. 1 ст. 94 Закона о банкротстве). Данный управляющий, в свою очередь, может совершать некоторые сделки от имени юридического лица только при наличии согласия собрания кредиторов (комитета кредиторов).

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *