Блог ›
Водный кодекс РФ и запрет подъезда к воде. Пугать легко. Штрафовать тяжело.

Водные объекты России — это 2, 5 млн. больших и малых рек, 2 млн. озер, не считая водохранилищ и морей. Согласно ВК РФ по берегам всех водоемов страны устанавливается водоохранная зона (ВОЗ) с особыми правилами поведения внутри неё. Владельцам всех видов транспорта полезно знать эти правила, чтобы досадный штраф не испортил удовольствия от рыбалки или отдыха на природе. Объекты недвижимости на водоемах должны соответствовать строгим нормам Водного кодекса, иначе им будет грозить снос. Земельные участки вблизи водных объектов также должны соответствовать этим нормам, иначе владельцам будет отказано в праве владения.

Что такое водоохранная зона (ВОЗ)

Понятие «водоохранная зона» появилось у нас в 1936 году. Тогда по берегам крупных рек была запрещена вырубка лесов. Ширина запретной территории колебалась от 4 до 20 км. Времена были строгие – нарушителям закона грозило уголовное наказание.

Что такое водоохранная зона в современной трактовке, объясняет Водный кодекс РФ, принятый в 2007 г. Он констатирует, что хозяйственная деятельность людей на берегах водоемов загрязняет их, истощает животный и растительный мир. Для сохранения природы берега водных массивов объявлены землями с ограниченным правовым режимом. Параметрам этих земель посвящена статья 65 – «Водоохранные зоны и прибрежные защитные полосы».

Составляющие части ВОЗ

Угодья, охраняемые законом, описываются следующей терминологией.

  1. Береговая линия – место, где кончается вода и начинается суша. Для моря – это линия максимальной отметки во время приливов; для рек и озер – это урез воды в теплое время года, для водохранилищ и прудов – нормальный подпорный уровень. С береговой отметки начинается отсчет протяженности водоохранной зоны. Инспектор Росприроднадзора может измерить расстояние, отделяющее припаркованную машину от черты берега, чтобы определить, нарушены ли границы заветной земли.
  2. Береговая полоса – место общего пользования, на ней не должно быть заграждений, мешающих проходу людей. Ширина общедоступного берега — от 5 до 20 метров, в зависимости от размеров водоема.
  3. Прибрежная защитная полоса (ПЗП) – начинается сразу за береговой полосой, имеет строгие ограничения. Ширина ПЗП зависит от уклона местности — на плоских берегах с низкой поймой она составляет 30 метров. Если берег понижается в сторону водоема с уклоном до 3° — защитная полоса увеличивается до 40 м, на более крутых берегах ПЗП расширяется до 50 м. Особо ценные водоемы с питьевыми и биологическими ресурсами имеют санитарную полосу максимальной протяженности – 200 м.
  4. Водоохранная зона (ВОЗ) – самая широкая защитная полоса по берегам водоемов, включающая в себя все вышеописанные части. Что можно, и что нельзя делать внутри этой территории, определяет 65-я статья ВК РФ. Правила установления водоохранных зон и полос прописаны в Правительственном Постановлении №17 от 2009 г.

Порядок установления ВОЗ

Защитные зоны крупных водоемов определяются Федеральным агентством Росводресурсов и его представительствами – БВУ (бассейновое водное управление). Действия специалистов, которые устанавливают водоохранные зоны, подчиняются определенному порядку:

  • на основании ст. 65 ВК РФ они определяют величину всей защитной зоны и составляющих ее участков: береговой полосы и ПЗП;
  • с помощью координат характерных точек указывают границы на карте;
  • направляют материалы для регистрации ВОЗ в органах местной администрации, в Федеральном Водном реестре и в ЕГРН;
  • готовят распорядительные акты о параметрах охранных территорий;
  • в местах отдыха населения, в точках пересечения охранных зон с дорогами устанавливают знаки «Водоохранная зона».

Стоит отметить, что отсутствие знаков – не повод для нарушения запретов. Нарушители штрафуются в любом случае.

Ширина водоохранной зоны

Всем, кто желает отдохнуть у водоема, не мешает узнать, какой ширины может быть его водоохранная зона. Ведь автомобиль положено парковать за её чертой. Владельцы земельных участков на берегах должны рассчитать размер и расположение своих владений, чтобы не нарушить жестких правил строительства на местности с особым правовым режимом.

Ширина водоохранной зоны моря составляет 500 м от береговой линии, которая, как мы знаем, определяется границей наибольшего прилива. Водоохранную зону пресных водоемов определяем по табличке.

Водный объект

Размер водоохранной
зоны

Река/ручей длиной меньше 10 км
Река/ручей длиной от 10 до 50 км
Река/ручей длиной больше 50 км

50 м
100 м
200 м

Озеро/водохранилище

50 м

Озеро Байкал

200 м

Границы водоохранной зоны не обязательно будут отмечены знаком, но, зная примерную длину реки, нетрудно подсчитать, на сколько метров от берега простирается территория со штрафными санкциями.

Запреты в границах ВОЗ и ПЗП

На берегу водоемов граждане могут отдыхать, рыбачить, заниматься сельским хозяйством, возводить объекты недвижимости – эти действия согласно Водному кодексу не являются противоправными. По статье 65 ВК РФ в границах водоохранных зон запрещаются:

  • полив огородов и садов сточными водами;
  • захоронения органических останков, бытовых отходов и токсических веществ;
  • хранение и распыление с воздуха гербицидов и пестицидов;
  • строительство АЗС и пунктов обслуживания транспортных средств.

Особенного внимания заслуживает п. 4, ч. 15, ст. 65 Кодекса, где говорится о запрете на проезд и остановку автомашин в пределах водоохранной зоны, если в ней нет трасс и стоянок с твердым покрытием. Фактически это значит:

  • к ручью и небольшой речке по грунтовой дороге на машине разрешается подъехать на расстояние 50—100 м;
  • у средних и больших рек придется разбивать лагерь в 200 м от водоема;
  • а возле моря – ставить машину за полкилометра от берега, если поблизости нет платных автостоянок.

В связи с этими нормами у рыбаков есть проблемы с доставкой снастей и спуском лодок на воду. Понятно стремление людей добиться смягчения закона в этой его части, но пока пребывание на авто вблизи водоемов запрещено, нарушителей ожидает штраф за административное правонарушение.

Какие ограничения существуют в пределах прибрежной защитной полосы? На расстоянии 30-50 м от берега нельзя распахивать землю и создавать отвалы из грунта, который легко размывается и может оказаться в водоеме. В непосредственной близости к воде запрещен законом выпас скота, купание животных; летние базы отдыха должны отстоять от берега дальше 50 м.

Надоело читать? Сэкономьте время, задайте вопрос юристу БЕСПЛАТНО:

Строительство в водоохранной зоне

Строительство дома в водоохранной зоне законом не запрещается, но необходимо соблюдать все требования закона. Ограничения по строительству касаются как земельных участков, так и необходимых сооружений, которые должны иметь постройки.

Требования к участку

Не все участки береговой зоны пригодны для индивидуального жилищного строительства (ИЖС):

  • Если водоем является источником питьевой воды для населения или местом нереста и разведения ценных пород рыбы – любое строительство на полосе шириною 200 м от берега законодательством запрещается, она является санитарной охранной зоной. Этот факт должен быть обязательно указан в кадастровом паспорте на участок: земельные участки 1 и 2 пояса санитарной зоны не подлежат продаже и не сдаются в аренду.
  • В пределах ВОЗ есть особая береговая полоса, которая по закону должна быть доступна любому человеку, желающему подойти к водоему. Участок у воды шириной от 5 м (у маленьких речушек) до 20 м (у больших водоемов) не подлежит приватизации и сдаче в аренду, на нем запрещено индивидуальное строительство. Все заборы и ограждения на береговой полосе являются противозаконными.
  • Вторая полоса в водоохранной зоне реки – прибрежная защитная полоса шириной от 20 до 200 м. На этой территории ничего строить тоже нельзя, но в аренду участки сдаются, их можно обустроить для комфортного отдыха на берегу реки. Статус таких участков нужно уточнять в муниципалитете: если они входят в 3-й пояс санитарной зоны, потребуется согласование строительства с Роспотребнадзором и территориальным агентством по рыболовству.
  • За пределами прибрежной защитной полосы земли продаются в частную собственность, на них можно строить дома, соблюдая при этом нормы Водного кодекса (читаем далее).

Нормы строительства в водоохранной зоне

Строить в водоохранной зоне разрешено лишь владельцам или арендаторам земельных участков на этой территории. Собственникам необходимо получить разрешение на строительство в водоохранной зоне от местной администрации. К основным санитарным и противопожарным нормам строительства прибавляются ограничения водного кодекса РФ. Принципиальные пункты в проекте дома в водоохранной зоне — источник водоснабжения и тип канализации.

Строящийся объект должен иметь сертифицированные сооружения для защиты вод близлежащего водного объекта. К разрешенным вариантам относятся:

  • подключение к центральной канализации и ливневым системам;
  • создание водонепроницаемых резервуаров для стока жидких органических отходов;
  • устройство собственных очистных сооружений;
  • приспособления для сбора мусора и отходов, сделанные из водонепроницаемых материалов.

Подъездные пути, стоянки автотранспорта в прибрежной зоне должны иметь твердое покрытие – асфальт, бетон, гравий.

Строительство в водоохранной зоне без разрешения местной администрации и согласования с природоохранительными организациями – это риск получить штрафные санкции, остаться без дома, потерять право на землю и даже подвергнуться уголовной ответственности за нанесение ущерба окружающей среде.

Как узнать статус земельного участка

Приобретая земельный участок для ИЖС в водоохранной зоне, важно знать, что его использование ограничено. Еще раз повторим основные ограничения:

  1. на береговой полосе запрещено ставить ограждения;
  2. земельный участок не должен находиться в пределах санитарной защитной полосы;
  3. в прибрежной защитной полосе нельзя строить объекты недвижимости;
  4. строения в пределах ВОЗ должны иметь соответствующие нормам очистные сооружения, подъезд и стоянки с твердым покрытием.

Кадастровый паспорт участка должен содержать сведения о его статусе. Если их нет, можно заказать выписку из ЕГРН, где зафиксированы объекты ВОЗ и перечислены ограничения.

С помощью публичной кадастровой карты можно выяснить ограничения по своему участку самостоятельно.
ВНИМАНИЕ: Росреестр обновил сайт Публичной кадастровой карты в марте 2020, теперь ссылка выглядит так: https://pkk.rosreestr.ru. Интерфейс изменился, некоторые функции пока работают неустойчиво.

Вот краткая инструкция:

  1. Ввести номер участка в поле «Найти объекты», например этот: 36:16:1601030:23.
  2. Получив начальную информацию об участке, в меню карты выбираем «Слои» и отмечаем: «Зоны с особыми условиями использования территории» (ЗОУИТ), «Космические снимки». Водоохранные зоны будут выделены светло-зеленым цветом (наш участок оказался полностью в водоохранной зоне).
  3. Чтобы получить сведения о зоне, в выпадающем меню вместо «Участки» надо выбрать «ЗОИТ» — на карте будет показан вся зона и сведения о ней. В графе «Ограничение» может быть указана информация об особых условиях использования земли, реквизиты законодательного акта, вводящего ограничения.

Более подробная информация о публичной кадастровой карте представлена в другой нашей статье.

Обратите внимание: если водоем небольшой, существует определенная вероятность, что его прибрежная зона не внесена в Государственный реестр. Для полной безопасности параметры участка следует уточнять в местных органах власти, на сайте водных ресурсов своего региона (БВУ).

Не зная статуса земельного участка, вблизи воды опасно не только строить вслепую, но и владеть уже готовой недвижимостью. Рано или поздно нарушение водного законодательства будет обнаружено и санкции найдут виновников.

Как изменить границы водоохранной зоны

Может случиться так, что из-за неточных координат характерных точек границы водоохранной зоны на карте не соответствуют положению на местности. Фактически участок лежит дальше опасных пределов, а по карте он подлежит ограничениям. В таком случае требуется корректировка водоохранной зоны с помощью кадастровых инженеров. Они действую по установленному алгоритму:

  • уточняют координаты характерных точек береговой линии на местности;
  • корректируют ширину ВОЗ в ходе камеральных расчётов;
  • описывают словами и графически изображают новое положение 200-метровой защитной зоны водоема;
  • согласуют материалы с территориальным БВУ;
  • передают органам Росводресурсов электронную версию изменений ВОЗ для внесения в государственные реестры.

Возможно лишь уточнение границ водоохранной зоны, но не изменение их в интересах владельцев земельных участков.

Штрафные санкции

Нарушение водного законодательство карается штрафами, размер которых регулирует Кодекс административных правонарушений. Чаще всего органы контроля фиксируют несоблюдение ограничений для земель водоохранной зоны:

  • проезд и парковка транспорта в необорудованных местах;
  • распашка земель вблизи водных объектов;
  • грунтовые отвалы;
  • выпас/водопой/купание скота и т. д.

В качестве справочного материала приводим таблицу административных наказаний.

Протоколы о нарушении вправе составлять сотрудники полиции, инспектора Росприроднадзора, Рыбнадзора.

Знание и соблюдение буквы закона поможет избежать финансовых потерь во время пребывания на берегах российских водоемов. Надеемся, эта статья поможет вам избежать неприятностей.

Если у вас остались вопросы, задайте их по бесплатному телефону горячей линии:

Александра Рожкова

Сколько метров водоохранная зона реки, в которой запрещается строительство домов и иных сооружений? Какими законами регламентируются нормативы? Какое наказание может последовать за несоблюдение действующего законодательства? Читайте далее.

Для чего устанавливается

Водоохранная зона – это территория, расположенная вблизи водоема (ручей, река, озеро, море, водохранилище и так далее), в которой действует особый режим застройки и ведения хозяйственной деятельности.

Установка особой охранной зоны требуется для:

  • предотвращения загрязнения (заиливания) водоема;
  • истощения реки (водохранилища, озера и так далее);
  • сохранения биологических ресурсов;
  • охраны рыб, растений и иных животных в данной среде обитания.

В границах охраняемой территории недопустимо:

  • использование удобрений и сточных вод для увеличения плодородия почвы;
  • размещать кладбища и/или скотомогильники;
  • производить захоронение радиоактивных отходов;
  • строить различные объекты (здания, сооружения и так далее), занимающиеся изготовлением или потреблением химических препаратов, взрывчатых веществ, токсичных и ядовитых составов;
  • осуществлять меры по борьбе с вредоносными организмами, в том числе и путем обработки при помощи авиации;
  • движение автомототранспортных средств. Исключением являются дороги и специально оборудованные стоянки, имеющие твердое покрытие;
  • размещать заправочные станции, авторемонтные мастерские, станции технического осмотра и иные аналогичные организации;
  • хранить пестициды и ядохимикаты;
  • производить сброс сточных и дренажных вод;
  • производить добычу полезных ископаемых.

На прибрежной территории допустимо строить жилые дома и иные сооружения, при соблюдении следующих правил:

  • в обязательном порядке прокладываются централизованные или локальные системы водоотведения, включая ливневую канализацию;
  • сточные воды должны проходить фильтрацию;
  • строительство ведется с соблюдением всех санитарных норм;
  • получено разрешение на строительство, в котором указано, что постройки не повредят водоему и не навредят растениям и живым обитателям.

Какими законами регулируется

Основным законом, вводящим понятие водоохраной зоны, а так же правила пользования особо охраняемой территорией является Водный кодекс РФ, утвержденный Федеральным Законом №74.

Документом устанавливаются правила определения защитной полосы от берега (статья 65 пункт 3 ВК РФ):

  • если размер охранной территории устанавливается вне пределов населенного пункта, то началом отсчета является береговая линия (граница реки, озера, моря и так далее);
  • если ширина полосы определяется в пределах города или иного населенного пункта, то точкой отсчета признается парапет набережной.

Ширина охранной зоны реки (ручья), установленная на государственном уровне зависит от протяженности водного объекта и в 2019 году составляет (статья 65 пункт 4 ВК РФ):

Протяженность реки, км

Ширина водоохраной зоны, м

До 10

50
10 – 50

100

От 50

200

Водоохранная зона:

  • озера и водохранилища, площадь которых более 0,5 км² составляет 50 м (статья 65 пункт 6);
  • моря — 500 м (статья 65 пункт 8);
  • озера Байкал – 200 м (ФЗ №94 «Об охране озера Байкал»);
  • рек и каналов, помещенных в коллекторы закрытого типа – не установлена (статья 65 пункт 10).

Помимо водоохраной зоны кодексом вводится понятие прибрежной полосы, в которой действуют более строгие правила строительства и ведения хозяйственной деятельности.

На таких территориях запрещается (статья 65 пункт 17):

  • распахивание земель;
  • размещение отвалов, которые приводя к размыванию грунта;
  • выпас животных и размещение для них специализированных стоянок на теплый период времени.

Границы прибрежной зоны определяются в зависимости от уклона берега и составляет (статья 65 пункт 11):

Размер уклона, °

Размер прибрежной зоны, м

Обратный или нулевой уклон

30
До 3

40

От 3

50

Прибрежная зона:

  • болот и озер – 50 м (статья 65 пункт 12);
  • водоемов особого значения при наличии нерестовых зон, зимовальных ям и так далее – 200 м, не зависимо от уровня уклона (статья 65 пункт 13).

Размер водоохранной зоны для частного строительства

Водоохранная зона реки сколько метров для машины? На каком расстоянии от водоема нельзя строить дом?

Размер особой зоны наиболее крупных рек Российской Федерации представлен в следующей таблице:

Несоблюдение действующего законодательства может привести:

  • к уголовной ответственности. В соответствии со статьей 250 УК РФ загрязнение вод наказывается:
    — штрафом в размере 80 000 рублей или заработной платы за 6 месяцев;
    — лишением права занятия определенных должностей или ведения определенных видов деятельности на срок до 5 лет;
    — обязательными работами до 360 часов;
    — исправительными работами до 1 года;
    — арестом – до 3 месяцев;
    — если в результате загрязнения причине вред людям или животным, то размер штрафа может быть увеличен до 200 000 рублей или замен на лишение свободы до 2 лет;
    — если загрязнение стало причиной гибели человека, то предусмотрена ответственность в виде принудительных работ или лишения свободы на период до 5 лет;
  • к административной ответственности. В соответствии со статьей 8.42 КоАП нарушение режима ведения хозяйственной деятельности или строительства наказываются:
    — штрафными санкциями для граждан в размере 3 000 – 4 500 рублей, на должностных лиц – 8 000 – 12 000 рублей, на юридических лиц – 200 000 – 400 000 рублей;
    — штрафами при нарушении санитарных норм для граждан – 10 000 – 20 000 рублей, для должностных лиц – 50 000 – 80 000 рублей, для лиц, зарегистрированных в качестве индивидуальных предпринимателей – 50 000 – 80 000 рублей, для организаций иной формы собственности – 600 000 – 1 000 000 рублей.

Если в водоохранной зоне возведены самовольные постройки, то помимо штрафа владельца обяжут снести строения за счет собственных средств.

  • Всем привет.

    Вчера в бортжурнале пост снесли за час. Ну ладно, попробуем тут. Тем более действия модераторов по правилам обсуждать нельзя. Все фото с Соболями удалил, оставил скриншоты и все. В конце текста вынес отдельно полным цитирование комментарии TheWhale

    И, кстати, кто на меня постоянно жалуется, слабо в глаза сказать? Интересно, почему на записи про мои путешествия не жалуетесь? Они также, как и любые записи про путешествия, нарушают правила размещения на сайте.

    Мы забавный народ. Столетиями живем с синдромом выученной беспомощности и даже не стараемся вырваться из этого замкнутого круга.

    И вот поэтому, когда я публикую свои фото стоянок возле воды всегда находится кто-нибудь, кто напишет: «Ай-я-яй! Так нельзя, тебя же оштрафуют! Ты нарушаешь закон!»
    Типа запрет подъезда к воде же!

    И кажется, что пора рвать на голове волосы и не ездить никуда вообще.

    Что ж. Давайте разберёмся.

    Я за закон. Но за закон, который един для всех.
    Я за закон. Но за закон, который разумен.
    Я за закон. Но за закон, который справедлив.

    В России ХХI века почти не осталось справедливых, разумных и единых для всех законов. Кто с этим не согласен — дальше можно не читать. Я же отношусь к тем, кто не будет исполнять закон, по которому меня начнут заставлять, например, ходить голым по улице.

    Уничтожение евреев по время Холокоста было полностью законно.

    Вот и приходится внимательно изучать наши своеобразные и странные законы, и знать, как с ними бороться.

    Внимание! Дальше много теста!

    С Водным кодексом РФ мне пришлось разобраться. Прежде всего, потому что я путешествую, и путешествую активно. А большинство стоянок — возле воды.

    Все дальнейшее написано с позиции туриста. Для которого стоянка возле воды – это процесс прежде всего созерцательный, с получением кайфа от одиночества и единения с природой. И, да, я не юрист.
    Что нам говорит Водный кодекс РФ?

    «Водный кодекс Российской Федерации» от 03.06.2006 N 74-ФЗ (ред. от 02.08.2019) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2020).
    п. 4 и п. 6 ст. 65:

    Ширина водоохранной зоны рек или ручьев устанавливается от их истока для рек или ручьев протяженностью:
    1) до десяти километров — в размере пятидесяти метров;
    2) от десяти до пятидесяти километров — в размере ста метров;
    3) от пятидесяти километров и более — в размере двухсот метров.

    Ширина водоохранной зоны озера, водохранилища, за исключением озера, расположенного внутри болота, или озера, водохранилища с акваторией менее 0,5 квадратного километра, устанавливается в размере пятидесяти метров.

    В принципе, нам этого достаточно. Для моря 500 метров, но море меня пока не интересует. Хотя нижесказанное будет актуально и для моря.

    Там же, пп. 4 п. 14 ст. 65:

    запрещается движение и стоянка транспортных средств (кроме специальных транспортных средств), за исключением их движения по дорогам и стоянки на дорогах и в специально оборудованных местах, имеющих твердое покрытие

    И, да, за нарушение такого запрета физическими лицами предусмотрена административная ответственность в виде штрафа в размере от 3 000 до 4 500 руб. (ч. 1 ст. 8.42 КоАП РФ).

    И сразу кажется, что все «Шеф, все пропало, всё пропало! Гипс снимают, клиент уезжает!»

    Но! У нас в государстве ещё есть хоть какие-то признаки законности. И для того, чтобы был выписан штраф водоохранная зона должна быть отдельно выделена в кадастровом учете.

    В России более 2 800 000 рек и 2 747 997 озёр.

    Любая кадастровая работа стоит денег (я вообще считаю, что водоохранную зону пропихивали под конкретный распил бабла для кадастровых работ). Как думаете, много рек и озёр имеют кадастровые водоохранные зоны?

    Поэтому, когда планируем выезд на природу, залазим на публичную кадастровую карту, тыкаем слой с водоохранной зоной и внимательно смотрим.

    Полный размер

    Отмечены официальные водоохранные зоны

    С большой долей вероятности — берег никем и никак не отнесён к водоохранной зоне. А если нет кадастра — не за что штрафовать. В принципе дальше можно и не читать.

    Но что делать, если вы приехали на берег, но к вам все равно приехал инспектор и выписывает штраф? Или, наоборот, вот вся зона в границах водоохранных участков?

    И вот тут надо побороть свой собственный синдром выученной беспомощности. Ведь, что мы всегда в основном считаем? Товарищ полицай всегда прав. Часто это так, но не в нашей стране. Поэтому давайте по пунктам:

    Инспектор также обязан соблюдать закон.

    Лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом. («Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» от 30.12.2001 N 195-ФЗ (ред. от 01.04.2020) (с изм. и доп., вступ. в силу с 12.04.2020) Статья 1.6. пункт 1)

    Даже если суд первой инстанции наплюет на соблюдение закона, то суд вышестоящей инстанции все же будет вынужден разбираться.

    правильно ли составлены протокол об административном правонарушении и другие протоколы, предусмотренные настоящим Кодексом, а также правильно ли оформлены иные материалы дела («Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» от 30.12.2001 N 195-ФЗ (ред. от 01.04.2020) (с изм. и доп., вступ. в силу с 12.04.2020) Статья 29.1. пункт 3)

    Поэтому: уважаем себя, не «качаем права», а просто, спокойно, с уважением просим инспектора полностью соблюдать закон. И говорим: ок, составляем протокол. Не перечим ему и вежливо общаемся!

    Важно: инспектор тоже должен к вам на «Вы» и тоже вежливо!

    А тут все очень забавно.

    Инспектор обязан представиться и показать своё удостоверение. И обязан вам его показывать не мельком, а подождать пока вы все детально изучите.

    Инспектор обязан вслух зачитать вам права и обязанности.

    Инспектор также обязан соблюдать закон. А именно границы водоохранных зон!

    Не у каждого инспектора не специализированный транспорт (я пытался свои Соболя перевести в категорию специализированного, это совсем непросто, я бы сказал — невозможно). Знаете, что это означает? Что ни один инспектор не может приехать к вам на своем автомобиле. А если подъехал — то обязательно в протоколе фиксируем данный факт. Как и фото-видео фиксация. Особенно на фоне вашего автомобиля. Ещё раз — если он к вам приехал на автомобиле — он ОБЯЗАН оштрафовать самого себя в том числе.

    Я знаю места стоянок, куда вдоль берега двигаться несколько километров. Так вот — инспектор также не имеет права на своем автомобиле по лесным дорожкам ездить! Он эти километры к вам должен прийти пешком!

    Как указано в письме Минприроды России от 18.03.2013 N 06-08-44/4627, к специальным транспортным средствам, стоянка и движение которых в водоохранных зонах не запрещены, помимо указанных в Техническом регламенте, могут относиться специальные транспортные средства, осуществляющие спасательные операции, обеспечивающие оказание медицинской помощи населению, предупреждение аварий и иных чрезвычайных ситуаций, ликвидацию их последствий, а также транспортные средства правоохранительных органов, контрольно-надзорных органов и иных специальных служб. При этом движение и стоянка всех перечисленных транспортных средств в водоохранной зоне допускаются при осуществлении соответствующими органами и организациями своих полномочий.

    Кстати, автомобиль должен иметь соответствующие надписи на бортах!

    Я не знаю, оспаривал ли кто данное письмо от Минприроды и противоречил ли оно Водному кодексу, но предположим, что не противоречит.
    Так что, внимательно смотрите, на чем он приехал и как. Спокойно попросите документы на автомобиль. Автомобиль должен принадлежать государству.

    Инспектор должен вам предоставить наряд или любой другой документ, который обосновывает его появление перед вами! Ага, палочная система на штрафы у них нарядами оформляется. Соответственно без наряда — это самоуправство. Тут бюрократия играет нам на пользу.

    При составлении протокола инспектор обязан указать кадастровый номер водоохранной зоны. Так как для совершения правонарушения нужно установить какую конкретно водоохранную зону я нарушил. Это самый важный пункт!

    Постановление Правительства РФ от 10.01.2009 N 17 (ред. от 30.11.2019) «Об утверждении Правил установления границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос водных объектов»:
    5. Органы государственной власти, указанные в пункте 3 настоящих Правил, в течение 5 рабочих дней со дня подготовки сведений о границах направляют такие сведения:

    в) в Федеральную службу государственной регистрации, кадастра и картографии (ее территориальные органы) для внесения в Единый государственный реестр недвижимости.
    6. Органы государственной власти, указанные в пункте 3 настоящих Правил, обеспечивают размещение специальных информационных знаков на всем протяжении границ водоохранных зон и прибрежных защитных полос водных объектов в характерных точках рельефа, а также в местах пересечения водных объектов дорогами, в зонах отдыха и других местах массового пребывания граждан и поддержание этих знаков в надлежащем состоянии.

    Полный размер

    Знаки

    Если инспектор продолжает составлять протокол и не может установить ни кадастровый номер водоохранной зоны, ни границы ее на местности, то вежливо просите его привлечь двух свидетелей. Вежливо требуйте, чтобы он произвел замер расстояния от воды до вашего автомобиля измерительным прибором с сертификатом государственной проверки, согласно Федерального закона от 26.06.2008 N 102-ФЗ (ред. от 13.07.2015) «Об обеспечении единства измерений»

    И совсем жесткач – это само измерение! Расстояние инспектор должен замерять от береговой линии! Нет от самой воды (уреза воды), а именно от береговой линии! Колебание воды, например, на Онежском озере – 1,5 метра и береговая линии часто находится как раз на глубине. В общем – отправляйте его в воду. Вежливо.

    Ну и далее, если он совсем упоротый (предположим это полицай в сопровождении гвардейцев) пишем в протоколе:

    Нарушения не признаю. Водоохранная зона по месту составления протокола не установлена.

    С доводами инспектора не согласен, замер расстояния производился не установленными средствами измерений, без серийного номера и сертификации гос. поверки.

    Действия инспектора не соответствуют законодательству, так как не указаны все аспекты административного правонарушения, и вы не доверяете ему рассматривать дело об административном производстве и ходатайствуете о рассмотрении дела по месту вашего жительства. Имеются признаки вымогательства.

    А если серьезно, то все это называется просто: Итальянская забастовка. Я готов и буду исполнять закон буквально. И точка.

    Итальянская забастовка — форма протеста, при которой предельно строго исполняют свои должностные обязанности и правила, ни на шаг не отступая от них и ни на шаг не выходя за их пределы.

    И совсем серьезно:

    Вам может попасться совсем прошаренный и прокаченный инспектор 80 уровня, и он будет знать вот такую страшную штуку:

    Федеральный закон от 03.08.2018 N 342-ФЗ (ред. от 27.12.2019) «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации»:
    8. До 1 января 2025 года зоны с особыми условиями использования территорий считаются установленными в случае отсутствия сведений о таких зонах в Едином государственном реестре недвижимости, если такие зоны установлены до 1 января 2022 года одним из следующих способов:
    1) решением исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, принятым в соответствии с законодательством, действовавшим на день принятия этого решения;
    2) согласованием уполномоченным органом исполнительной власти границ зоны с особыми условиями использования территории в соответствии с законодательством, действовавшим на день данного согласования, в случае, если порядок установления зоны был предусмотрен указанным законодательством;
    3) нормативным правовым актом, предусматривающим установление зон с особыми условиями использования территорий в границах, установленных указанным актом, без принятия решения исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления об установлении таких зон либо согласования уполномоченным органом исполнительной власти границ зоны с особыми условиями использования территории;
    4) решением суда.

    Замыкайте данного инспектора на приведенное выше Постановление Правительства РФ от 10.01.2009 N 17 (ред. от 30.11.2019) «Об утверждении Правил установления границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос водных объектов». Пусть упомянет оба законных акта в протоколе. И дальше у судьи тоже пусть замыкает данное противоречие.

    Ну и всегда помним, что можно отделаться предупреждением, если происходит добровольное прекращение правонарушения и раскаяние. (Смягчающие обстоятельства ст. ст. 4.2, 4.3 КоАП РФ)
    А дальше – копию себе, всю информацию куда отправляется протокол записать и вперед – к юристам!

    Лично я, если найдется инспектор, который составит полностью законный протокол, просто оплачу штраф и буду всем рассказывать, что я встретил динозавра.
    Но, скорей всего, учитывая мои места стоянок, их удаленность от населенных пунктов и мое избегание массовых туристических мест – никогда его не встречу. Так как хорошо клюет там, где рыбы много. На кой черт за мной лезть в дебри?

    Знайте свои правила и вежливо требуйте их исполнения по отношению к себе!

    (Да, я в курсе, что на многие законы и правила уже давно полицаям и судам плевать, но это в городах, когда их много и есть ОМОН. На природе они не такие смелые.)

    TheWhale успел отлично дополнить, выношу цитаты дословно:

    По ряду причин, эта методика показала свою бесполезность. И была разработана гораздо более продвинутая и коварная )) Она основана на привлечении сотрудников, составляющих спорные протоколы, по ст. 128.1 УК РФ — уголовная клевета. А также их руководителей, если они дают ход таким протоколам и не реагируют на жалобы. Поясню: это одна из трех на данный момент статей частного обвинения — т.е. дело возбуждается безусловно, без участия органов прокуратуры. Просто по заявлению в суд. И дело имеет приоритет — на время его рассмотрения процесс по КоАП рассматриваться не будет, по крайней мере в суде.

    Пожалуйста. Пользуйте их на здоровье. А также сотрудников автоинспекции и пр. любителей гадить в протоколы. По 128.1 ч.3 им приходят очень занятные повестки, прямо по месту работы — с вызовом в качестве обвиняемых по головному делу… ))

    И пара слов о том, почему разбирательство в рамках КоАП безнадежно, и от него нужно уходить в УК/УПК. КоАП разрабатывается как средство поддержания справедливого баланса реализации прав. Об этом написано в учебнике и методических пособиях. По сути процесс по КоАП — слушается не по закону, а по понятиям (!) В частности, протокол по КоАП не ведется. Судья имеет полное законное право по своему внутреннему убеждению вообще «не услышать», что вы там бормочете. Не разобрать, не понять, и т.д. А понятия — отданы верховной властью на откуп специальным службам и гос.органам, и обращены «на кормление» их сотрудников. Это фактически официальная внутренняя политика — штамповать любую дурь, поступающую в суд по КоАП.

    Все тоже самое: распространил с использованием служебного положения сведения о том, что я являюсь правонарушителем, что не соответствует действительности и порочит мое честное имя; причиняет мне, как законопослушному гражданину, невыносимые нравственные страдания — а также материальный ущерб. А именно, при заведомом отсутствии объективной стороны состава АПН, что обосновано тем-то и тем-то (все ваши выкладки по охранной зоне, изложенные выше), безосновательно составил содержащий порочащие сведения протокол и передал его другим долж.лицам…

    Инспектор природоохраны. Либо территориальный — либо сотрудник ООПТ, заповедника и т.п.

    Природоохранные инспекторы (независимо от структуры, в которой состоят) подчиняются Росприроднадзору и минприроды.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *